Краснофлотец. 1944, июнь.
Л Р А С Н О Ф Л 0 Т Е Ц 20 июня 1944 г., К - 145 (1911) i)оинана иоМtneothhe еся прямые потерн в тоннаже, в охранных боевых кораблях, в пополнениях для ар мии и в ее снабжении, немцы в то же время вынуждены отвлекать все больше сил для обороны этой жизненно необходимой для них коммуникации. Последовательно увеличивается число охранных ко раблей при относительном сокра щении числа транспортов в каж дом конвое, растет число прикры вающих самолетов, выставляются новые минные поля, устанавлива ются новые посты и батареи. Ина че говоря, североморцы заставля ют противника втягиваться в боль шее напряжение. Немцам особенно ощутительны большие потерн тоннажа, так трудно воспроизводимого для Гер мании в современных условиях. Необходимо помнить, что внутрен ние морские коммуникации Герма нии с начала войны обслуживались национальным тоннажем и судами, захваченными у Норвегии, Дании, Бельгии, Голландии и Франции. Это в полной мере покрывало все потребности в морских грузовых операциях, обеспечивающих план «блитца»*). В то же время судо строительная промышленность Германии была занята постройкой средств вторжения в Англию (де сантные и танковые баржи, само ходные понтоны и т. д.). Внешних морских коммуникаций Германия из-за воздействия английской бло кады по существу не имела, если не считать единичных прорывов транспортов, направлявшихся в Японию или в Южную Америку. Когда же к систематическим поте рям в Балтике, в Баренцовом море, в Канале и в норвежских водах прибавились потери от «тысячных» налетов на Гамбург, Бремен, Киль и другие немецкие порты, превратившиеся в кладбища судов, начала резко сказываться нехват ка тоннажа как одно из следствий ошибок генерального плана «блитц-войны». В это время2 вос производство убывающего тоннажа стало невозможным, так как все стапеля и свободные мощности верфей были заняты строитель ством подводных лодок для то тальной подводной войны, а ос тальная мощность давно была ис пользована в целях производства танковой/ артиллерийской и про чей продукции для армии. К тому же все это происходило в обста новке острейшей нехватки металла рабочих рук. Попытки размеще ния заказов на транспортные суда в оккупированных странах по тем же самым причинам п из-за актив ного саботажа патриотов дали ничтожные результаты. Этот новый кризис германских вооруженных сил в значительной доле является результатом боевой деятельности нашего Северного флота. Непрерывно совершенствуя свою тактику применительно к повадкам врага и особенностям сложной по лярной обстановки, торпедоносная авиация и подводные лодки (само стоятельно или во взаимодей ствии), торпедные катера и даже артиллерия береговой обороны Ры бачьего полуострова с методичным упорством использовали каждый случай, чтобы топить вражеские транспорты. То, что очень часто попадается на глаза в оператив ных сводках Совинформбюро в ви де скромного сообщения о потоп лении в Баренцовом море нашими кораблями (самолетами) транспорта противника водоизмещением в 8 или 10 тыс. тонн, само по себе яв ляется как будто малозначащим событием, но именно благодаря своей упорной повторяемости эти события приобретают огромную значимость. В течение месяца ко рабли и авиация Се верного флота топят по нескольку десят ков, а иногда до сот ни тысяч тонн враже ских судов, а за два года (с начала войны до I июня 1943 г.) эта цифра уже перевалила за 1.500 тысяч тонн. Наиболее об’ективными показа телями успешности действий севе роморцев на коммуникациях про тивника и серьезности угрозы, ко торую они представляют для гер манского флота, являются меры охраны и обеспечения, к которым немцы вынуждены прибегать для защиты (правильнее было бы ска зать — для спасения) от наших подводных лодок и авиации. Из вестно, что в обычной конвойной практике нормальное число эскорт ных кораблей меньше, чем число конвоируемых транспортов. При уменьшении числа охраняемых об’- ектов или при приближении к бе регам, где угроза атак обычно воз растает, число эскортных кораб лей увеличивается до числа транс портов и в редких случаях подни мается до двойной их численности. Так вот на Севере, в зоне дей ствия наших подводных лодок и торпедоносцев или штурмовиков, немцы, начав с нормального соста ва конвоев, вынуждены были по следовательно перейти к комбини рованному эскорту, состав которо го по своей численности в не сколько раз превышает количество охраняемых об’ектов. Можно привести такой пример. 12 октября 1943 г. в районе Тана-фиорда в 15 Ъас. 45 мин. раз ведкой Северного флота были об наружены 3 немецких больших транспорта, имевших в двух ли ниях охранения 2 миноносца, 12 сторожевых кораблей, 5 тральщи ков и 10 сторожевых катеров, т. е. всего 29 охранных кораблей. Над конвоем непрерывно держались 2 «Мессершмитта». Этот небывалый в морской истории эскорт можно было бы назвать «почетным» — почетным для североморцев, ибо подобный факт наглядно демон стрирует уважение немцев к со ветским подводным лодкам и само летам и страх перед ними. Можно полагать, что если бы германские подводники или летчики когда- либо встретились с советским или английским конвоем аналогичного состава, они заявили бы протест и об’явили такую форму ведения войны «незаконной». И . С. И С А В О В адмирал флота Из статьи «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» (За два с половиной года войны). (Продолжение. Начало см. в № от 18 июня). На рассвете следующего дня со став морского эскорта уменьшился на б сторожевых кораблей и 3 ка тера, но все же оставался семи кратным при одновременном уве личении воздушного охранения. Самое характерное в приведен ном примере — то, что последова тельными ударами нашей морской авиации, несмотря на сильный огонь вражеской артиллерии, при менение немцами дымзавес, манев рирование и наращивание в бою новых сил истребителей, вызван ных из баз, были потоплены один транспорт (из трех) и один эскорт ный корабль; 2 оставшихся транс порта были сильно повреждены. Сбито 15 самолетов противника. Эти цифры свидетельствуют о высокой тактической грамотности и исключительной отваге северо морцев, так как закон морской вой ны на коммуникациях гласит, что каким бы сильным ни было охра нение, главным об’ектом всегда остаются транспорты, к которым надо пробиваться через все пре грады*. Кроме того, эти цифры де монстрируют другую характерную особенность оперативной обстанов ки на полярных коммуникациях немцев, которая заключается в том, что в большинстве случаев бой на море сопровождается боль шими воздушными боями, ибо как только появляется первая волна наших бомбардировщиков, торпе доносцев или штурмовиков, немцы вызывают из баз, помимо барра жирующих самолетов эскорта, д е журные подразделения авиации. Таким образом с обеих сторон на ращиваются воздушные силы над районом боя, в результате чего возникают ожесточенные схватки, из которых советские морские лет чики выходят победителями. Немцам пришлось менять не только планы, но и командование. Три раза сменялись адмиралы, командовавшие полярными силами, однако смена начальства не помог ла. Счет потопленных транспортов за последнее полугодие показы вает относительный рост успехов североморцев по сравнению с теми же периодами первых двух лет войны. Ни одна наша база не была выведена из строя. Немцам, как и на других фронтах, пришлось отказаться от активной войны и перейти к обороне. Преимущество в воз духе по сей день прочно удерживается летчиками 'нашего Северного фло та. Помимо действия всей системы нашей противовоздушной обороны и в частности зенитной артилле^ рии, причину провала активной воздушной войны немцев надо ви деть в героизме и искусстве лет чиков - истребителей Северного флота, воспитанных на традициях дважды Героя Советского Союза Сафонова. Говоря о боевой, работе нашей авиации на Севере, следует пом нить о специфических трудностях сурового климата, о крайней не устойчивости метеорологического режима, о длящейся месяцами по- дровых и бездорожных про4 странств, где вынужденная посад ка часто равносильна гибели, о том, что одномоторным колесным самолетам приходится работать далеко от берегов и т. д. Конечно, те же трудности должна испыты вать и германская авиация, но опыт показывает, что там, где и условиях перечисленных трудно стей боевую работу выполняют ря довые советские летчики, рискуют появляться, и то не всегда, только одиночки-ассы противника. Невольно вспоминаются слова английского офицера-летчика ка валера ордена Ленина полковника Ишервуд, который, испытав на практике все «прелести» заполяр ной воздушной войны, сказал: «Здесь могут летать только рус ские». Эти слова — дань должного своим боевым товарищам со сторо ны летчика, который сам освоился с заполярной спецификой, но в то же время хорошо понимал, как трудно работать в подобных усло виях на протяжении нескольких лет подряд. ♦ лярной ночи, об изрезанности тун- Обстановка на наших океанских номмуникациях Операции против баз 9 . 'га и 1 Известно, что в первые годы войны часть крупнотоннажных океанских судов стояла в Балтий ских портах без использования. 2 Его следует ориентировочно отнести к концу 1942 и началу 1943 г. орьба на коммуника циях в современных условиях не ограни чивается только мор ским отрезком пути, а ведется часто и в ис ходных и конечных узлах этих коммуникаций, которыми являются порты и базы формирования кон воев и их разгрузки. Эпизодические, но исключитель но смелые и искусные прорывы наших «малюток» в Петсамо и си стематические воздушные удары по транспортам в германских базах Варангер-фиорда являются нагляд ными примерами такого расширен ного понимания борьбы с морской транспортной системой противни ка. В этом виде борьбы первое ме сто принадлежит авиации. Учитывая катастрофические по терн тоннажа, пополнений и гру зов для «героев Нарвика» и в то же время видя невозможность про биться к Мурманску по суше, а также безуспешность попыток раз грома союзных конвоев, приходя щих в наши порты, немецкое командование решило, помимо уси ления оборонительных средств на своих коммуникациях, начать ре шительную воздушную войну про тив Северного флота и его авиа ции, для чего предприняло серию специальных ударов по нашим ба зам и аэродромам. Получив с юга значительные подкрепления, немецкая авиация развернула весьма энергичную д е ятельность, применяя весь пере чень известных тактических прие мов. Удары наносились днем и ночью, высотные и на бреющем полете, с пикирования и с гори зонтального полета. Бомбардиров щики производили атаки с при крытием истребителей, с демонст ративными и отвлекающими груп пами; наносились также внезапные удары только истребителей в ва рианте бомбардировщиков или штурмовиков и т. д. Эта напряженнейшая борьба, развернутая немцами, довольно скоро затихла, так как они первые выдохлись. Значительные потери, причиняемые противнику еще на подходах к нашим об’ектам, над ними, а затем при ответных уда рах по германским аэродромам, вскоре показали нерентабельность всей затеи, которая ни в какой ме ре не окупалась немногими потеря ми и повреждениями, наносимыми нашей авиации, плавсредствам или сооружениям баз. , 1 В иных случаях это получа лось так выразительно, что роль германских эскортных кораблей сводилась только к подбиранию утопающих из числа команды и пассажиров транспортов. торой стратегический узел базирования на Северном театре (по мимо Варангер-фиор- да) немцы создали на берегах Норвежского моря, в районе Нарвик—Гаммер- фест с главным рейдом в Альтен- фиорде. В последнем, а также в других смежных фиордах создана маневренная база для линейных сил германского флота, обслужи ваемая плавмастерскими, плавба зами и временными сооружениями на берегу. С середины 1942 г. линейные си лы Германии, ранее базировавшие ся на район Тронхейма, все чаще стали появляться в шхерах север нее Нарвика, а с начала 1943 г. они перешли на постоянное бази рование на район Альтен-фиорда. К этому времени определился со став переведенной сюда эскадры: линейные корабли «Адмирал Тир- пиц», «Шарнгорст» и «Адмирал Шеер», крейсера «Адмирал Хнп- пер» и «Лгтцов», 2 легких крей сера типа «городов» и от 8 до 12 эскадренных миноносцев. Этот состав не оставался постоянным, так как на ремонт отдельные ко рабли уходили в порты Балтий ского моря и дислокация соедине ний была не компактной, а раз бросанной по нескольким смеж ным фиордам. Главный об’ект — «Адмирал Тирпиц» — обычно отстаивался в глубине Альтен-фиорда за не сколькими рядами бонов и сетей, укрытый не только от наблюдения с моря, но и от оптического фик сирования с самолетов, проходя щих на небольших высотах, так как узкий рейд прикрыт высокими скалистыми берегами. Выбор места стоянки надо счи тать удачным. Оно удалено от опушки шхер на 60 миль, что при наличии постов ВНОС на побе режье обеспечивает от тактиче ской внезапности авиационного на лета. Лабиринт шхер и наличие более пяти выходов в море для больших кораблей позволяет мас кировать маневр при выходе и воз вращении из операций. Чем определился выбор этого района для базирования главных сил германского надводного фло та? 1. После активизации англий ской, а также и американской тя- жело-бомбардировочной авиации и систематических ударов по Люд- вигсгафену, Вильгельмсгафену, Ки лю, Гамбургу, Штеттину я другим базам, вплоть до Данцига, бази рование на* них линейных сил мож но назвать «некомфортабельным». Расстояние по воздуху от Лондо на до Киля 750 км. (450 миль). а от самой северной английской базы (условно считая, от Скапа- Флоу) до Альтен-фиорда — 1.775 км. (958 миль). Это, если учиты вать необходимость двусторонне го полета над морем, имеет боль шое значение. Кроме того, число летных дней в году на трассе Лон дон—Киль значительно выше, чем на трассе Оркней—Альтен-фиорд. Поэтому постепенное передви жение к северу и окончательный перевод базирования на Альтен- фиорд есть прежде всего вывод линейных сил из-под удара союз ной авиации. Можно было бы уйти еще даль ше на северо-восток, так как на вигационные условия норвежек тх шхер это вполне допускают, но тогда маневренная база слишк )м приблизилась бы к нашим север ным аэродромам, что по опыту конвоев в зоне Нордкапа также, очевидно, не представлялось нем цам очень соблазнительным. 2. Как известно из официаль ных сообщений, английская авиа ция ведет против германского флота минную войну всеми сред ствами, включая и постановки мин с самолетов, на выходах из баз к на внутренних путях, и не только в Северном море, но даже в юго- западной части Балтийского моря. Известно также, что английские подводные лодки настойчиво и ус пешно выслеживают корабли про тивника на его путях из Гельго ландской бухты или от Каттегата. Исключительно большие глубины на подходах к норвежским бере гам, а также в самих фиордах* и наличие многих выходов в океан очень ограничивают возможность использования мин для серьезного заблокирования немецких кораб лей в Альтен-фиорде. Таким образом переход на бази рование в район Альтен-фиорда есть одновременно уход от мин ной блокады. Немецкое командование, очевид но, рассчитывало на то, что и от подводных лодок оно убережет свои корабля более надежно в сложных и запутанных дебрях нор вежских шхер, но в этом отноше нии оно сильно просчиталось, по лучив предметный урок от англи чан 23 сентября 1943 г., когда ма лые подводные лодки форсировали всю систему охранения и заграж дения и успешно торпедировали линейный корабль «Адмирал Тир пиц» в его логове. I В самом Альтен-фиорде есть котловины с глубинами свыше 490 м. (Продолжение следует). «а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz