Краснофлотец. 1944, июнь.

Л Р А С Н О Ф Л 0 Т Е Ц 20 июня 1944 г., К - 145 (1911) i)оинана иоМtneothhe еся прямые потерн в тоннаже, в охранных боевых кораблях, в пополнениях для ар­ мии и в ее снабжении, немцы в то же время вынуждены отвлекать все больше сил для обороны этой жизненно необходимой для них коммуникации. Последовательно увеличивается число охранных ко­ раблей при относительном сокра­ щении числа транспортов в каж­ дом конвое, растет число прикры­ вающих самолетов, выставляются новые минные поля, устанавлива­ ются новые посты и батареи. Ина­ че говоря, североморцы заставля­ ют противника втягиваться в боль­ шее напряжение. Немцам особенно ощутительны большие потерн тоннажа, так трудно воспроизводимого для Гер­ мании в современных условиях. Необходимо помнить, что внутрен­ ние морские коммуникации Герма­ нии с начала войны обслуживались национальным тоннажем и судами, захваченными у Норвегии, Дании, Бельгии, Голландии и Франции. Это в полной мере покрывало все потребности в морских грузовых операциях, обеспечивающих план «блитца»*). В то же время судо­ строительная промышленность Германии была занята постройкой средств вторжения в Англию (де­ сантные и танковые баржи, само­ ходные понтоны и т. д.). Внешних морских коммуникаций Германия из-за воздействия английской бло­ кады по существу не имела, если не считать единичных прорывов транспортов, направлявшихся в Японию или в Южную Америку. Когда же к систематическим поте­ рям в Балтике, в Баренцовом море, в Канале и в норвежских водах прибавились потери от «тысячных» налетов на Гамбург, Бремен, Киль и другие немецкие порты, превратившиеся в кладбища судов, начала резко сказываться нехват­ ка тоннажа как одно из следствий ошибок генерального плана «блитц-войны». В это время2 вос­ производство убывающего тоннажа стало невозможным, так как все стапеля и свободные мощности верфей были заняты строитель­ ством подводных лодок для то­ тальной подводной войны, а ос­ тальная мощность давно была ис­ пользована в целях производства танковой/ артиллерийской и про­ чей продукции для армии. К тому же все это происходило в обста­ новке острейшей нехватки металла рабочих рук. Попытки размеще­ ния заказов на транспортные суда в оккупированных странах по тем же самым причинам п из-за актив­ ного саботажа патриотов дали ничтожные результаты. Этот новый кризис германских вооруженных сил в значительной доле является результатом боевой деятельности нашего Северного флота. Непрерывно совершенствуя свою тактику применительно к повадкам врага и особенностям сложной по­ лярной обстановки, торпедоносная авиация и подводные лодки (само­ стоятельно или во взаимодей­ ствии), торпедные катера и даже артиллерия береговой обороны Ры­ бачьего полуострова с методичным упорством использовали каждый случай, чтобы топить вражеские транспорты. То, что очень часто попадается на глаза в оператив­ ных сводках Совинформбюро в ви­ де скромного сообщения о потоп­ лении в Баренцовом море нашими кораблями (самолетами) транспорта противника водоизмещением в 8 или 10 тыс. тонн, само по себе яв­ ляется как будто малозначащим событием, но именно благодаря своей упорной повторяемости эти события приобретают огромную значимость. В течение месяца ко­ рабли и авиация Се­ верного флота топят по нескольку десят­ ков, а иногда до сот­ ни тысяч тонн враже­ ских судов, а за два года (с начала войны до I июня 1943 г.) эта цифра уже перевалила за 1.500 тысяч тонн. Наиболее об’ективными показа­ телями успешности действий севе­ роморцев на коммуникациях про­ тивника и серьезности угрозы, ко­ торую они представляют для гер­ манского флота, являются меры охраны и обеспечения, к которым немцы вынуждены прибегать для защиты (правильнее было бы ска­ зать — для спасения) от наших подводных лодок и авиации. Из­ вестно, что в обычной конвойной практике нормальное число эскорт­ ных кораблей меньше, чем число конвоируемых транспортов. При уменьшении числа охраняемых об’- ектов или при приближении к бе­ регам, где угроза атак обычно воз­ растает, число эскортных кораб­ лей увеличивается до числа транс­ портов и в редких случаях подни­ мается до двойной их численности. Так вот на Севере, в зоне дей­ ствия наших подводных лодок и торпедоносцев или штурмовиков, немцы, начав с нормального соста­ ва конвоев, вынуждены были по­ следовательно перейти к комбини­ рованному эскорту, состав которо­ го по своей численности в не­ сколько раз превышает количество охраняемых об’ектов. Можно привести такой пример. 12 октября 1943 г. в районе Тана-фиорда в 15 Ъас. 45 мин. раз­ ведкой Северного флота были об­ наружены 3 немецких больших транспорта, имевших в двух ли­ ниях охранения 2 миноносца, 12 сторожевых кораблей, 5 тральщи­ ков и 10 сторожевых катеров, т. е. всего 29 охранных кораблей. Над конвоем непрерывно держались 2 «Мессершмитта». Этот небывалый в морской истории эскорт можно было бы назвать «почетным» — почетным для североморцев, ибо подобный факт наглядно демон­ стрирует уважение немцев к со­ ветским подводным лодкам и само­ летам и страх перед ними. Можно полагать, что если бы германские подводники или летчики когда- либо встретились с советским или английским конвоем аналогичного состава, они заявили бы протест и об’явили такую форму ведения войны «незаконной». И . С. И С А В О В адмирал флота Из статьи «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» (За два с половиной года войны). (Продолжение. Начало см. в № от 18 июня). На рассвете следующего дня со­ став морского эскорта уменьшился на б сторожевых кораблей и 3 ка­ тера, но все же оставался семи­ кратным при одновременном уве­ личении воздушного охранения. Самое характерное в приведен­ ном примере — то, что последова­ тельными ударами нашей морской авиации, несмотря на сильный огонь вражеской артиллерии, при­ менение немцами дымзавес, манев­ рирование и наращивание в бою новых сил истребителей, вызван­ ных из баз, были потоплены один транспорт (из трех) и один эскорт­ ный корабль; 2 оставшихся транс­ порта были сильно повреждены. Сбито 15 самолетов противника. Эти цифры свидетельствуют о высокой тактической грамотности и исключительной отваге северо­ морцев, так как закон морской вой­ ны на коммуникациях гласит, что каким бы сильным ни было охра­ нение, главным об’ектом всегда остаются транспорты, к которым надо пробиваться через все пре­ грады*. Кроме того, эти цифры де ­ монстрируют другую характерную особенность оперативной обстанов­ ки на полярных коммуникациях немцев, которая заключается в том, что в большинстве случаев бой на море сопровождается боль­ шими воздушными боями, ибо как только появляется первая волна наших бомбардировщиков, торпе­ доносцев или штурмовиков, немцы вызывают из баз, помимо барра­ жирующих самолетов эскорта, д е ­ журные подразделения авиации. Таким образом с обеих сторон на­ ращиваются воздушные силы над районом боя, в результате чего возникают ожесточенные схватки, из которых советские морские лет­ чики выходят победителями. Немцам пришлось менять не только планы, но и командование. Три раза сменялись адмиралы, командовавшие полярными силами, однако смена начальства не помог­ ла. Счет потопленных транспортов за последнее полугодие показы­ вает относительный рост успехов североморцев по сравнению с теми же периодами первых двух лет войны. Ни одна наша база не была выведена из строя. Немцам, как и на других фронтах, пришлось отказаться от активной войны и перейти к обороне. Преимущество в воз­ духе по сей день прочно удерживается летчиками 'нашего Северного фло­ та. Помимо действия всей системы нашей противовоздушной обороны и в частности зенитной артилле^ рии, причину провала активной воздушной войны немцев надо ви­ деть в героизме и искусстве лет­ чиков - истребителей Северного флота, воспитанных на традициях дважды Героя Советского Союза Сафонова. Говоря о боевой, работе нашей авиации на Севере, следует пом­ нить о специфических трудностях сурового климата, о крайней не­ устойчивости метеорологического режима, о длящейся месяцами по- дровых и бездорожных про4 странств, где вынужденная посад­ ка часто равносильна гибели, о том, что одномоторным колесным самолетам приходится работать далеко от берегов и т. д. Конечно, те же трудности должна испыты­ вать и германская авиация, но опыт показывает, что там, где и условиях перечисленных трудно­ стей боевую работу выполняют ря­ довые советские летчики, рискуют появляться, и то не всегда, только одиночки-ассы противника. Невольно вспоминаются слова английского офицера-летчика ка­ валера ордена Ленина полковника Ишервуд, который, испытав на практике все «прелести» заполяр­ ной воздушной войны, сказал: «Здесь могут летать только рус­ ские». Эти слова — дань должного своим боевым товарищам со сторо­ ны летчика, который сам освоился с заполярной спецификой, но в то же время хорошо понимал, как трудно работать в подобных усло­ виях на протяжении нескольких лет подряд. ♦ лярной ночи, об изрезанности тун- Обстановка на наших океанских номмуникациях Операции против баз 9 . 'га и 1 Известно, что в первые годы войны часть крупнотоннажных океанских судов стояла в Балтий­ ских портах без использования. 2 Его следует ориентировочно отнести к концу 1942 и началу 1943 г. орьба на коммуника­ циях в современных условиях не ограни­ чивается только мор­ ским отрезком пути, а ведется часто и в ис­ ходных и конечных узлах этих коммуникаций, которыми являются порты и базы формирования кон­ воев и их разгрузки. Эпизодические, но исключитель­ но смелые и искусные прорывы наших «малюток» в Петсамо и си­ стематические воздушные удары по транспортам в германских базах Варангер-фиорда являются нагляд­ ными примерами такого расширен­ ного понимания борьбы с морской транспортной системой противни­ ка. В этом виде борьбы первое ме­ сто принадлежит авиации. Учитывая катастрофические по­ терн тоннажа, пополнений и гру­ зов для «героев Нарвика» и в то же время видя невозможность про­ биться к Мурманску по суше, а также безуспешность попыток раз­ грома союзных конвоев, приходя­ щих в наши порты, немецкое командование решило, помимо уси­ ления оборонительных средств на своих коммуникациях, начать ре­ шительную воздушную войну про­ тив Северного флота и его авиа­ ции, для чего предприняло серию специальных ударов по нашим ба­ зам и аэродромам. Получив с юга значительные подкрепления, немецкая авиация развернула весьма энергичную д е ­ ятельность, применяя весь пере­ чень известных тактических прие­ мов. Удары наносились днем и ночью, высотные и на бреющем полете, с пикирования и с гори­ зонтального полета. Бомбардиров­ щики производили атаки с при­ крытием истребителей, с демонст­ ративными и отвлекающими груп­ пами; наносились также внезапные удары только истребителей в ва­ рианте бомбардировщиков или штурмовиков и т. д. Эта напряженнейшая борьба, развернутая немцами, довольно скоро затихла, так как они первые выдохлись. Значительные потери, причиняемые противнику еще на подходах к нашим об’ектам, над ними, а затем при ответных уда­ рах по германским аэродромам, вскоре показали нерентабельность всей затеи, которая ни в какой ме­ ре не окупалась немногими потеря­ ми и повреждениями, наносимыми нашей авиации, плавсредствам или сооружениям баз. , 1 В иных случаях это получа­ лось так выразительно, что роль германских эскортных кораблей сводилась только к подбиранию утопающих из числа команды и пассажиров транспортов. торой стратегический узел базирования на Северном театре (по­ мимо Варангер-фиор- да) немцы создали на берегах Норвежского моря, в районе Нарвик—Гаммер- фест с главным рейдом в Альтен- фиорде. В последнем, а также в других смежных фиордах создана маневренная база для линейных сил германского флота, обслужи­ ваемая плавмастерскими, плавба­ зами и временными сооружениями на берегу. С середины 1942 г. линейные си­ лы Германии, ранее базировавшие­ ся на район Тронхейма, все чаще стали появляться в шхерах север­ нее Нарвика, а с начала 1943 г. они перешли на постоянное бази­ рование на район Альтен-фиорда. К этому времени определился со­ став переведенной сюда эскадры: линейные корабли «Адмирал Тир- пиц», «Шарнгорст» и «Адмирал Шеер», крейсера «Адмирал Хнп- пер» и «Лгтцов», 2 легких крей­ сера типа «городов» и от 8 до 12 эскадренных миноносцев. Этот состав не оставался постоянным, так как на ремонт отдельные ко­ рабли уходили в порты Балтий­ ского моря и дислокация соедине­ ний была не компактной, а раз­ бросанной по нескольким смеж­ ным фиордам. Главный об’ект — «Адмирал Тирпиц» — обычно отстаивался в глубине Альтен-фиорда за не­ сколькими рядами бонов и сетей, укрытый не только от наблюдения с моря, но и от оптического фик­ сирования с самолетов, проходя­ щих на небольших высотах, так как узкий рейд прикрыт высокими скалистыми берегами. Выбор места стоянки надо счи­ тать удачным. Оно удалено от опушки шхер на 60 миль, что при наличии постов ВНОС на побе­ режье обеспечивает от тактиче­ ской внезапности авиационного на­ лета. Лабиринт шхер и наличие более пяти выходов в море для больших кораблей позволяет мас­ кировать маневр при выходе и воз­ вращении из операций. Чем определился выбор этого района для базирования главных сил германского надводного фло­ та? 1. После активизации англий­ ской, а также и американской тя- жело-бомбардировочной авиации и систематических ударов по Люд- вигсгафену, Вильгельмсгафену, Ки­ лю, Гамбургу, Штеттину я другим базам, вплоть до Данцига, бази­ рование на* них линейных сил мож­ но назвать «некомфортабельным». Расстояние по воздуху от Лондо­ на до Киля 750 км. (450 миль). а от самой северной английской базы (условно считая, от Скапа- Флоу) до Альтен-фиорда — 1.775 км. (958 миль). Это, если учиты­ вать необходимость двусторонне­ го полета над морем, имеет боль­ шое значение. Кроме того, число летных дней в году на трассе Лон­ дон—Киль значительно выше, чем на трассе Оркней—Альтен-фиорд. Поэтому постепенное передви­ жение к северу и окончательный перевод базирования на Альтен- фиорд есть прежде всего вывод линейных сил из-под удара союз­ ной авиации. Можно было бы уйти еще даль­ ше на северо-восток, так как на­ вигационные условия норвежек тх шхер это вполне допускают, но тогда маневренная база слишк )м приблизилась бы к нашим север­ ным аэродромам, что по опыту конвоев в зоне Нордкапа также, очевидно, не представлялось нем­ цам очень соблазнительным. 2. Как известно из официаль­ ных сообщений, английская авиа­ ция ведет против германского флота минную войну всеми сред­ ствами, включая и постановки мин с самолетов, на выходах из баз к на внутренних путях, и не только в Северном море, но даже в юго- западной части Балтийского моря. Известно также, что английские подводные лодки настойчиво и ус­ пешно выслеживают корабли про­ тивника на его путях из Гельго­ ландской бухты или от Каттегата. Исключительно большие глубины на подходах к норвежским бере­ гам, а также в самих фиордах* и наличие многих выходов в океан очень ограничивают возможность использования мин для серьезного заблокирования немецких кораб­ лей в Альтен-фиорде. Таким образом переход на бази­ рование в район Альтен-фиорда есть одновременно уход от мин­ ной блокады. Немецкое командование, очевид­ но, рассчитывало на то, что и от подводных лодок оно убережет свои корабля более надежно в сложных и запутанных дебрях нор­ вежских шхер, но в этом отноше­ нии оно сильно просчиталось, по­ лучив предметный урок от англи­ чан 23 сентября 1943 г., когда ма­ лые подводные лодки форсировали всю систему охранения и заграж­ дения и успешно торпедировали линейный корабль «Адмирал Тир­ пиц» в его логове. I В самом Альтен-фиорде есть котловины с глубинами свыше 490 м. (Продолжение следует). «а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz