Краснофлотец. 1944, июнь.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 18 июня 1944 г., ffe 144 (1910) - - ! % - , ____ ___________ __ ____ __________ ____ ______ . . . . i ) иинина Сепе/тном tneathfie Задачи Северного флота амый молодой из на­ ших флотов — Север­ ный, включающий в свой состав Беломор­ скую военную флоти­ лию, имел в Отече­ ственной выше те же общие зада­ чи, главнейшей из которых была поддержка приморского фланга Красной Армии всеми средствами и методами морской войны. Так же, как и на других театрах, за два с половиной года войны Северному флоту пришлось помо­ гать развертыванию армейских ча­ стей морскими перевозками, пита­ нием и снабжением, а позже — наносить удары по немецким пози­ циям и тылам в пределах досягае­ мости огня наших миноносцев и радиуса действий морской авиа­ ции. Ему также пришлось неодно­ кратно выделять из своих кадров морскую пехоту с тем, чтобы от­ стаивать сухопутные подступы к своим базам, и, наконец, высажи­ в а т ь тактические десанты и раз- ведотряды в тыл северной группи­ ровки противника, наступающего с финской территории. В условиях Заполярья, с его су­ ровым климатом, длительной по­ лярной ночью, исключительно сложным и переменчивым гидро­ метеорологическим режимом, очень пересеченной местностью и изре­ занными берегами, корабли, авиа­ ция, береговая оборона и морская пехота Северного флота, тесно вза­ имодействуя с частями фронта, вот уже третий год помогают Красной Армии крепко держать немецкие полчища в прибрежном районе вплотную у нашей границы, обес­ кровливать и выматывать врага. Наш Северный флот сыграл реша­ ющую роль в полном срыве вра­ жеского первоначального плана полярного варианта «дранг нах остен». Активными операциями на мор­ ских коммуникациях противника североморцы, помимо нанесения немцам потерь в боевых кораблях и в транспортных судах, решают ту же задачу ослаб­ ления их заполярной группировки войск, так как эта группи­ ровка пополняется и питается главным об­ разом морем из-за от­ сутствия железных до­ рог и наличия только одной шос­ сейной магистрали «а Рованиеми. Но дополнительно к общим за­ дачам, сходным по существу с та­ кими же для Балтийского и Чер­ номорского флотов, североморцы с первых дней войны получили еще одну очень важную задачу — защищать наши внешние морские коммуникации с Англией и США в своей операционной зоне. Как известно, доставка предме­ тов вооружения, боевого снабже­ ния и продовольствия, закупаемо­ го СССР или получаемого в по­ рядке реализации соглашения о передаче взаймы или в аренду (так же как и наш вывоз), в силу сло­ жившихся военно-политических и географических условий осуществ­ ляется главным образом через Пер­ сидский залив и Иран и через пор­ ты нашего Севера. По тем же при­ чинам Балтийский и Черноморский флоты этих задач пока не имеют. Транс-нранская трасса недости­ жима для германских вооружен­ ных сил, и немцы не смогли ока­ зывать какое-либо воздействие на нее, за исключением безуспешных попыток осуществления диверси­ онных действий своих агентов. Что касается той трассы, кото­ рая проходит на стыке двух океа­ нов — Атлантического и Северно­ го Ледовитого, то она долгое вре­ мя функционировала под угрозой надводно-подводных и воздушных сил Германии, базирующихся на порты и фиорды северной Норве­ гии. В настоящее время эта угроза в значительной степени преодоле­ на, в чем главная роль принадле­ жит союзному английскому флоту. Однако в своей операционной зоне Северный флот также успешно вы­ полнял эту задачу. И . С. И С А К О В а д м и р а л ф л о т а Из статьи «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» (За два с половиной года войны) Развертывание полярной базы противника анболее характерной особенностью данного театра является си­ стема развертывания морских сил .против­ ника, как один из эле­ ментов германского стратегиче­ ского плана. Еще в период ожесточенной борьбы с Англией немцы оккупи­ ровали побережье Франции и всю Норвегию, создав широчайший фронт своего базирования от Нор­ вегии до испанской границы. С этой базы велись «битва за Лон­ дон» и «битва за Атлантику» воз­ душными силами, подводными лод­ ками, а также крейсерами и линей­ ными кораблями, используемыми для крейсерских операций. К моменту вероломного напа­ дения на СССР немцы обеспечили себе подготовленную стратегиче­ скую базу в полярном районе Нор­ вегии и Финляндии, из которой должно было осуществиться по планам германского командования молниеносное завоевание нашего Севера. Эта база слагается из группы норвежских портов: Варде, Вадсе, Киркенес и любезно предостав­ ленного финнами порта Пе*само, расположенных на берегах неза­ мерзающего Варангер-фиорда.1Со­ ответственно оборудованный и за ­ щищенный минными полями и ба­ тареями фиорд делает этот куст морских баз с многими шхерными рейдами единым комплексом, на 1 Перекрестные расстояния меж­ ду этими базами — в пределах от 24 до 48 миль (44—89 км); рас­ стояния между аэродромами, при­ близительно, те же. который в очень выгодной опера­ тивной дислокации базируются до­ зорные и эскортные корабли, сред­ ства противолодочной обороны. Здесь формируются уходящие кон­ вои и разгружаются транспорты, приходящие из Германии. Наконец, тут же базируются подводные лод­ ки и торпедные катера. Морской схеме базирования от- веч. эт схема воздушного базиро­ вания, полностью с ней сопряжен­ ная. Непосредственно у баз распо­ ложены аэродромы и посадочные площадки для истребительной авиации, защт^тлтощей порты и водный плес Ь лнгер-фиорда, на всем протяжение которого конвои противника пр ’срываются истре­ бителями. Немг ”0 глубже — уз­ ловые аэродромы бомбардировоч­ ной и торпедоносной авиации, предназначенной для разрушения Мурманска и других баз Северно­ го флота, а также для действий против наших заморских комму­ никаций, т. е. против союзных кон­ воев. Вся эта база с хорошо укрыты­ ми промежуточными портами — Танен и Гаммерфест получила са­ мостоятельную организацию, ко­ мандование и наименование «по­ лярной», составляя часть общей организации командования морских сил «Норд». Положение на фланге армии днако полярная си­ стема базирования бы­ ла организована и обо­ рудована главным об­ разом, как стратегиче­ ская база, обеспечива­ ющая вторжение германской армии на советскую территорию для за­ хвата Мурманска, железной доро­ ги на Ленинград и всего Кольско­ го полуострова с его богатствами, что в случае выхода к Белому мо­ рю автоматически решало бы зада­ чу изоляции советского Севера по морским путям как от Запада, так и от Востока.1 Для этой цели в указанные пор­ ты по морю и по шоссе с Ботни­ ческого побережья Финляндии бы­ ли переброшены лучшие герман­ ские войска, имеющие специаль­ ную горную подготовку, так назы­ ваемые горно-егерские дивизии и приданные им специальные части. Начав свою подготовку еще в Ба­ варских Альпах, эти егеря полу­ чили боевой опыт в Норвежской операции и, в частности, в борьбе за Нарвик. Как в прессе, так и в официальных изданиях они широ­ ковещательно именуются «героями Нарвика» и носят специальный знак отличия. Эти-то «герои Нарвика», избало­ ванные предшествовавшими легки­ ми победами, рьяно двинулись с финской территории на советскую; при этом левый фланг немцев упи­ рался в заливы Баренцова моря. Двинулись... всего на несколько километров, так как хотя и имели преимущество внезапно вторгаю­ щихся частей, но сейчас же были вынуждены попятиться обратно и глубоко зарыться в землю. Очень многих пришлось зарыть в бук­ вальном смысле, а остальные за­ копались почти на первоначальных рубе­ жах вторжения и, пе­ рейдя к обороне, вот уже два с лишним года сидят, не смея по­ казать головы. Един­ ственное их занятие— это дополнительное минирование подсту- • пов к своим позициям, укладка дополнительных накатов бревен на блиндажах и установка дополнительных рядов и без того густой колючей проволоки. При­ шлось немцам отказаться от Мур­ манска и даже от Среднего и Ры­ бачьего полуостровов. Осталась только забота, как бы удержаться, как бы не потерять всю эту базу, а вместе с ней возможность про­ должения морской и воздушной войны на Севере. И еще одна за­ бота — как бы не запоздать в слу­ чае надобности с эвакуацией. В чем причина черепашьих тем­ пов и кротовой тактики «героев Нарвика» и почему у них в поми­ не не осталось никакого героизма? Прежде всего немцы получили ряд поучительных уроков по орга­ низации и тактике ведения боя в заполярных условиях от частей Красной Армии. При этом нашей армии помогала сухопутная и мор­ ская авиация борьбой с авиацией противника и ударами по его бое­ вым порядкам. Флот непосред­ ственно помогал Красной Армии перевозками целых частей и сое­ динений, питанием их боезапасом и другими видами снабжения, а так­ же ударами с моря по флангу и тылу немецких частей огнем ар­ тиллерии эскадренных миноносцев и многократными высадками так­ тических и диверсионных десан­ тов. Как и другие флоты, Север­ ный флот выделил на фронт ряд бригад и батальонов морской пе­ хоты. Наконец, подвижные артил­ лерийские средства береговой обо­ роны Северного флота также при­ влекались для взаимодействия с артиллерией и частями Красной Армии с целью нанесения сосредо­ точенных огневых ударов по еге­ рям, которые в бессильной злобе применяли все средства, включая так называемые психические ата­ ки. Все это выполнялось в усло­ виях исключительно четкого взаи­ модействия нашего фронтового я флотского командования во всех его звеньях, в атмосфере подлин­ ного боевого товарищества. Но есть и вторая причина, по ко­ торой отборные вражеские части были заморожены на два с поло­ виной года на Севере и не сумели решить ни одной из поставленных им задач. - Дело в том, что «героям Нарви­ ка» периодически нехватает про­ довольствия, иногда недостает бое запаса, а направляемые из Герма­ нии или средней и южной Норве­ гии пополнения либо маршевые батальоны отнюдь не всегда дохо­ дят по назначению,* погружаясь вместе с транспортами в относи­ тельно теплые воды Гольфштрема. Раненых и вымотавшихся от на­ пряжения егерей немцам подчас не на чем отправлять обратно. Уси­ ление противником воздушных пе­ ревозок в эти периоды никак не может компенсировать ему нехват­ ку морского транспорта. Вот поче­ му каждый егерь, сидящий в глу­ боком блиндаже даже на участке фронта, расположенном далеко от побережья, хорошо знает и еже­ дневно помнит о советском Север­ ном флоте. Подводники и летчики Север­ ного флота систематически вносят поправки в планы германского командования, срывая подвоз все­ го необходимого не только для на­ ступления, но и для обороны не­ мецкой группировки на Севере. До тех пор, пока противник имел временное превосходство на суше и в воздухе, полярная база на Се­ вере со всеми ее специфическими особенностями была его сильной стороной, но как только он пере­ шел к обороне и потерял свое пре­ имущество в воздухе, все особен­ ности этой базы (отдаленность, изолированность, наличие только морского пути и т. д.) обращаются против немцев, ставя их в крити­ ческое положение. И, наконец, по­ скольку немцам не удалось не только разгромить, но даже осла­ бить Северный флот,* положение их полярной группировки стано­ вится критическим. Борьба на ближних коммуникациях * Включая и перерыв морских путей с Дальним Востоком по Ве­ ликому северному пути. бычно транспортные суда противника с сильным охранением двигаются вплотную к норвежскому берегу, пользуясь его приглу- бостью. Местами (где позволяют природные условия) конвои захо­ дят за острова и продолжают дви­ жение, по внутренним шхерным фарватерам, а в случае необходи­ мости отстаиваются в глубине фиордов, чтобы переждать светлое время,1 непогоду или обнаружен­ ную опасность. В тех районах, где 1 Конечно, в те периоды года, когда в этих широтах бывает тем­ ное время. позволяют глубины, немцами вы­ ставлены минные заграждения с таким расчетом, чтобы движение транспортов совершалось по свое­ образному коридору между мина­ ми и берегом. В данном случае природные ус­ ловия местности благоприятствуют немцам, так как очень приглубые берега в то же время настолько вы­ соки, что если об’ект идет вплот­ ную к береговой черте, атакующие торпедоносцы или штурмовики ли­ шаются возможности выйти на них из-под берега. Таким образом из возможного диапазона боевых кур­ сов исключается почти половина картушки. Кроме того, наиболее выступающие мысы по трассе кон­ воев противник оборудовал сиг­ нально-наблюдательными постами, береговыми и зенитными батарея­ ми, обеспечивающими наблюдение за морем и воздухом и оборону транспортов от иаших кораблей я самолетов. Несмотря на все эти препят­ ствия, ожесточенная и упорная борьба на немецких полярных ком­ муникациях не прекращается ни на один день и ведется североморца­ ми весьма успешно. 1 За время войны Северный флот, несмотря на частные (незна­ чительные) потери, благодаря со­ ответствующим мероприятиям Вер­ ховного Главнокомандования, не только не орлаб, а значительно усилился в своем составе. В конвое. Фото Г. Кресмана. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz