Краснофлотец. 1944, июнь.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 18 июня 1944 г., ffe 144 (1910) - - ! % - , ____ ___________ __ ____ __________ ____ ______ . . . . i ) иинина Сепе/тном tneathfie Задачи Северного флота амый молодой из на ших флотов — Север ный, включающий в свой состав Беломор скую военную флоти лию, имел в Отече ственной выше те же общие зада чи, главнейшей из которых была поддержка приморского фланга Красной Армии всеми средствами и методами морской войны. Так же, как и на других театрах, за два с половиной года войны Северному флоту пришлось помо гать развертыванию армейских ча стей морскими перевозками, пита нием и снабжением, а позже — наносить удары по немецким пози циям и тылам в пределах досягае мости огня наших миноносцев и радиуса действий морской авиа ции. Ему также пришлось неодно кратно выделять из своих кадров морскую пехоту с тем, чтобы от стаивать сухопутные подступы к своим базам, и, наконец, высажи в а т ь тактические десанты и раз- ведотряды в тыл северной группи ровки противника, наступающего с финской территории. В условиях Заполярья, с его су ровым климатом, длительной по лярной ночью, исключительно сложным и переменчивым гидро метеорологическим режимом, очень пересеченной местностью и изре занными берегами, корабли, авиа ция, береговая оборона и морская пехота Северного флота, тесно вза имодействуя с частями фронта, вот уже третий год помогают Красной Армии крепко держать немецкие полчища в прибрежном районе вплотную у нашей границы, обес кровливать и выматывать врага. Наш Северный флот сыграл реша ющую роль в полном срыве вра жеского первоначального плана полярного варианта «дранг нах остен». Активными операциями на мор ских коммуникациях противника североморцы, помимо нанесения немцам потерь в боевых кораблях и в транспортных судах, решают ту же задачу ослаб ления их заполярной группировки войск, так как эта группи ровка пополняется и питается главным об разом морем из-за от сутствия железных до рог и наличия только одной шос сейной магистрали «а Рованиеми. Но дополнительно к общим за дачам, сходным по существу с та кими же для Балтийского и Чер номорского флотов, североморцы с первых дней войны получили еще одну очень важную задачу — защищать наши внешние морские коммуникации с Англией и США в своей операционной зоне. Как известно, доставка предме тов вооружения, боевого снабже ния и продовольствия, закупаемо го СССР или получаемого в по рядке реализации соглашения о передаче взаймы или в аренду (так же как и наш вывоз), в силу сло жившихся военно-политических и географических условий осуществ ляется главным образом через Пер сидский залив и Иран и через пор ты нашего Севера. По тем же при чинам Балтийский и Черноморский флоты этих задач пока не имеют. Транс-нранская трасса недости жима для германских вооружен ных сил, и немцы не смогли ока зывать какое-либо воздействие на нее, за исключением безуспешных попыток осуществления диверси онных действий своих агентов. Что касается той трассы, кото рая проходит на стыке двух океа нов — Атлантического и Северно го Ледовитого, то она долгое вре мя функционировала под угрозой надводно-подводных и воздушных сил Германии, базирующихся на порты и фиорды северной Норве гии. В настоящее время эта угроза в значительной степени преодоле на, в чем главная роль принадле жит союзному английскому флоту. Однако в своей операционной зоне Северный флот также успешно вы полнял эту задачу. И . С. И С А К О В а д м и р а л ф л о т а Из статьи «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» (За два с половиной года войны) Развертывание полярной базы противника анболее характерной особенностью данного театра является си стема развертывания морских сил .против ника, как один из эле ментов германского стратегиче ского плана. Еще в период ожесточенной борьбы с Англией немцы оккупи ровали побережье Франции и всю Норвегию, создав широчайший фронт своего базирования от Нор вегии до испанской границы. С этой базы велись «битва за Лон дон» и «битва за Атлантику» воз душными силами, подводными лод ками, а также крейсерами и линей ными кораблями, используемыми для крейсерских операций. К моменту вероломного напа дения на СССР немцы обеспечили себе подготовленную стратегиче скую базу в полярном районе Нор вегии и Финляндии, из которой должно было осуществиться по планам германского командования молниеносное завоевание нашего Севера. Эта база слагается из группы норвежских портов: Варде, Вадсе, Киркенес и любезно предостав ленного финнами порта Пе*само, расположенных на берегах неза мерзающего Варангер-фиорда.1Со ответственно оборудованный и за щищенный минными полями и ба тареями фиорд делает этот куст морских баз с многими шхерными рейдами единым комплексом, на 1 Перекрестные расстояния меж ду этими базами — в пределах от 24 до 48 миль (44—89 км); рас стояния между аэродромами, при близительно, те же. который в очень выгодной опера тивной дислокации базируются до зорные и эскортные корабли, сред ства противолодочной обороны. Здесь формируются уходящие кон вои и разгружаются транспорты, приходящие из Германии. Наконец, тут же базируются подводные лод ки и торпедные катера. Морской схеме базирования от- веч. эт схема воздушного базиро вания, полностью с ней сопряжен ная. Непосредственно у баз распо ложены аэродромы и посадочные площадки для истребительной авиации, защт^тлтощей порты и водный плес Ь лнгер-фиорда, на всем протяжение которого конвои противника пр ’срываются истре бителями. Немг ”0 глубже — уз ловые аэродромы бомбардировоч ной и торпедоносной авиации, предназначенной для разрушения Мурманска и других баз Северно го флота, а также для действий против наших заморских комму никаций, т. е. против союзных кон воев. Вся эта база с хорошо укрыты ми промежуточными портами — Танен и Гаммерфест получила са мостоятельную организацию, ко мандование и наименование «по лярной», составляя часть общей организации командования морских сил «Норд». Положение на фланге армии днако полярная си стема базирования бы ла организована и обо рудована главным об разом, как стратегиче ская база, обеспечива ющая вторжение германской армии на советскую территорию для за хвата Мурманска, железной доро ги на Ленинград и всего Кольско го полуострова с его богатствами, что в случае выхода к Белому мо рю автоматически решало бы зада чу изоляции советского Севера по морским путям как от Запада, так и от Востока.1 Для этой цели в указанные пор ты по морю и по шоссе с Ботни ческого побережья Финляндии бы ли переброшены лучшие герман ские войска, имеющие специаль ную горную подготовку, так назы ваемые горно-егерские дивизии и приданные им специальные части. Начав свою подготовку еще в Ба варских Альпах, эти егеря полу чили боевой опыт в Норвежской операции и, в частности, в борьбе за Нарвик. Как в прессе, так и в официальных изданиях они широ ковещательно именуются «героями Нарвика» и носят специальный знак отличия. Эти-то «герои Нарвика», избало ванные предшествовавшими легки ми победами, рьяно двинулись с финской территории на советскую; при этом левый фланг немцев упи рался в заливы Баренцова моря. Двинулись... всего на несколько километров, так как хотя и имели преимущество внезапно вторгаю щихся частей, но сейчас же были вынуждены попятиться обратно и глубоко зарыться в землю. Очень многих пришлось зарыть в бук вальном смысле, а остальные за копались почти на первоначальных рубе жах вторжения и, пе рейдя к обороне, вот уже два с лишним года сидят, не смея по казать головы. Един ственное их занятие— это дополнительное минирование подсту- • пов к своим позициям, укладка дополнительных накатов бревен на блиндажах и установка дополнительных рядов и без того густой колючей проволоки. При шлось немцам отказаться от Мур манска и даже от Среднего и Ры бачьего полуостровов. Осталась только забота, как бы удержаться, как бы не потерять всю эту базу, а вместе с ней возможность про должения морской и воздушной войны на Севере. И еще одна за бота — как бы не запоздать в слу чае надобности с эвакуацией. В чем причина черепашьих тем пов и кротовой тактики «героев Нарвика» и почему у них в поми не не осталось никакого героизма? Прежде всего немцы получили ряд поучительных уроков по орга низации и тактике ведения боя в заполярных условиях от частей Красной Армии. При этом нашей армии помогала сухопутная и мор ская авиация борьбой с авиацией противника и ударами по его бое вым порядкам. Флот непосред ственно помогал Красной Армии перевозками целых частей и сое динений, питанием их боезапасом и другими видами снабжения, а так же ударами с моря по флангу и тылу немецких частей огнем ар тиллерии эскадренных миноносцев и многократными высадками так тических и диверсионных десан тов. Как и другие флоты, Север ный флот выделил на фронт ряд бригад и батальонов морской пе хоты. Наконец, подвижные артил лерийские средства береговой обо роны Северного флота также при влекались для взаимодействия с артиллерией и частями Красной Армии с целью нанесения сосредо точенных огневых ударов по еге рям, которые в бессильной злобе применяли все средства, включая так называемые психические ата ки. Все это выполнялось в усло виях исключительно четкого взаи модействия нашего фронтового я флотского командования во всех его звеньях, в атмосфере подлин ного боевого товарищества. Но есть и вторая причина, по ко торой отборные вражеские части были заморожены на два с поло виной года на Севере и не сумели решить ни одной из поставленных им задач. - Дело в том, что «героям Нарви ка» периодически нехватает про довольствия, иногда недостает бое запаса, а направляемые из Герма нии или средней и южной Норве гии пополнения либо маршевые батальоны отнюдь не всегда дохо дят по назначению,* погружаясь вместе с транспортами в относи тельно теплые воды Гольфштрема. Раненых и вымотавшихся от на пряжения егерей немцам подчас не на чем отправлять обратно. Уси ление противником воздушных пе ревозок в эти периоды никак не может компенсировать ему нехват ку морского транспорта. Вот поче му каждый егерь, сидящий в глу боком блиндаже даже на участке фронта, расположенном далеко от побережья, хорошо знает и еже дневно помнит о советском Север ном флоте. Подводники и летчики Север ного флота систематически вносят поправки в планы германского командования, срывая подвоз все го необходимого не только для на ступления, но и для обороны не мецкой группировки на Севере. До тех пор, пока противник имел временное превосходство на суше и в воздухе, полярная база на Се вере со всеми ее специфическими особенностями была его сильной стороной, но как только он пере шел к обороне и потерял свое пре имущество в воздухе, все особен ности этой базы (отдаленность, изолированность, наличие только морского пути и т. д.) обращаются против немцев, ставя их в крити ческое положение. И, наконец, по скольку немцам не удалось не только разгромить, но даже осла бить Северный флот,* положение их полярной группировки стано вится критическим. Борьба на ближних коммуникациях * Включая и перерыв морских путей с Дальним Востоком по Ве ликому северному пути. бычно транспортные суда противника с сильным охранением двигаются вплотную к норвежскому берегу, пользуясь его приглу- бостью. Местами (где позволяют природные условия) конвои захо дят за острова и продолжают дви жение, по внутренним шхерным фарватерам, а в случае необходи мости отстаиваются в глубине фиордов, чтобы переждать светлое время,1 непогоду или обнаружен ную опасность. В тех районах, где 1 Конечно, в те периоды года, когда в этих широтах бывает тем ное время. позволяют глубины, немцами вы ставлены минные заграждения с таким расчетом, чтобы движение транспортов совершалось по свое образному коридору между мина ми и берегом. В данном случае природные ус ловия местности благоприятствуют немцам, так как очень приглубые берега в то же время настолько вы соки, что если об’ект идет вплот ную к береговой черте, атакующие торпедоносцы или штурмовики ли шаются возможности выйти на них из-под берега. Таким образом из возможного диапазона боевых кур сов исключается почти половина картушки. Кроме того, наиболее выступающие мысы по трассе кон воев противник оборудовал сиг нально-наблюдательными постами, береговыми и зенитными батарея ми, обеспечивающими наблюдение за морем и воздухом и оборону транспортов от иаших кораблей я самолетов. Несмотря на все эти препят ствия, ожесточенная и упорная борьба на немецких полярных ком муникациях не прекращается ни на один день и ведется североморца ми весьма успешно. 1 За время войны Северный флот, несмотря на частные (незна чительные) потери, благодаря со ответствующим мероприятиям Вер ховного Главнокомандования, не только не орлаб, а значительно усилился в своем составе. В конвое. Фото Г. Кресмана. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz