Краснофлотец. 1944, июнь.

Несколько замечаний овоспитании * война-комсомольца'’ Я хочу, товарищи, сказать не­ сколько слов о воспитании моло­ дежи в армейских условиях. Каждому ясно, что главная за­ дача комсомола всюду, в том чис- же и в армии, ато воспитание мо­ лодежи. А воспитание людей, осо­ бенно военных, дело сложное в тонкое. На этой работе нельзя целиком полагаться на какие-то Постоянные организационные формы или выдумывать на вся­ кий случай жизни новые формы работы, считая, что тогда, мол, воспитание пойдет само собой. Одной готовой формой, хотя бы и хорошей, нельзя решить все во­ просы воспитания. Возьмем, например, повседнев- вое влияние комсомольца'-офицера на красноармейскую комсомоль- сеую массу. Можно ли тут выду­ мать что-либо обязательное, уза­ коненное ЦК комсомола? Думаю, что не выйдет. Сам быт, отноше­ ния, которые складываются в ча­ сти, отливаясь в определенные формы, яакрепляются в жизни в служат делу воспитания. У нас консомольцы-красноар- мейцы люди грамотные, в подав­ ляющем большинстве окончив­ шие, по крайней мере, семилет­ ку. Но люди эти — молодые, го­ рячие. Офицеры должны приу­ чать их к дисциплине. Вместе с тем, нужно различать отношения служебные и внеслужебные. Ког­ да боец на посту, в~боевой обста­ новке, то от него требуется вы­ полнить приказ без всяких рас­ суждений. Рассуждать во время бея — это гибель. Ведь враг не ждет, пока ты рассуждаешь. За­ то, после боя, хотя бы, например, на комсомольском собрании, бой­ цы могут откровенно разобрать дедостатки свои к товарищей. В своей комсомольской среде авторитет офицера-комсомольца определяется не только званием. 8десь его авторитет другого по­ рядка. Нужно, чтобы офицера- комсомольца уважали не только, как лейтенанта или капитана, но как внатока своего дела, как разумного человек!, как по­ литического руководителя. Иначе говоря, он должен аавоевать себе авторитет и завоевать, прежде асего, знаниями, опытом. Само поведение офицера-комсо- ммгьца является воспитательным примером, ибо молодого бойца всесторонне воспитывают, прежде всего, те отношения, которые складываются межд%»людьми, в данном случае, в военном быту, особенно отношения офицерского состав! к красноармейской массе. В нашей армии нет такого по- ложенжя, что офицерство только *) Выступление на приеме ком­ сомольски* работников Красной Арман 11 мая 1944 гола. приказывает, солдаты только по­ винуются. Когда в бою выбывав^ командир отделения или взвода., рядовые бойцы берут на себя командование, проявляя тем са­ мым собственную инициативу. У немцев такие случаи могут быть только единичными, а у нас их огромное количество. У нас и офи­ церский состав, и красноармей­ ская масса едины по духу, воспи­ танию, происхождению. Наш ком­ сомолец-красноармеец, окончив­ ший десятилетку, и молодой офицер-комсомолец не только близки по духу, не только мыслят одинаково, но близко стоят и по своему умственному развитию. Мы требуем проведения стро­ гой дисциплины. Это понятно, потому что каждая армия только до тех пор и является армией, пока она дисциплинирована, пока ее ряды плотно сомкнуты. Поэто­ му требование дисциплинирован­ ности надо неуклонно подчерки­ вать. И вместе с тем офицеры- политработники, особенно в бое­ вой обстановке, большое внима­ ние уделяют воспитанию— ведь без этого сознательной дисципли­ ны не будет, что является особен­ ностью нашей армии. Они учат красноармейцев, чтобы те были храбрыми, честными, чтобы они не хитрили с товарища'ми, потому что, если можно и даже нужно хитрить с врагом, то это недопу­ стимо по отношению к друзьям по оружию. Вот здесь-то личный авторитет офицера и имеет очень большое значение. Он всегда должен быть высок. Если офицер, известный своей храбростью, распоряди­ тельностью, военными знаниями, допустит на собрапии или в бе­ седе какую-нибудь ошибку в своих формулировках, то крас­ ноармейцы на него не обидятся. Они скажут, что здесь он допу­ стил промах, но зато на' фронте он молодец. Такой авторитет приоб­ ретается офицером и на поле боя, и в управлении своим подразде­ лением, и в политической работе. И он скажется при решении всех вопросов, возникающих перед комсомольской организацией. Конечно, желательно, чтобй офицер-комсомолец был политиче­ ски более грамотным н более культурным, чем офицер не ком­ сомолец. Пусть будет равенство в военных знаниях, но, во всяком случае, надо добиваться, чтобы культурный уровень офицер*- комсомольца был выше. 9то, в только это, может обеспечить ему большее влияние. Для того, чтобы накопить знания, нужно непре­ рывно работать над собой. Вы мо­ жете сказать, что мы, мол, уже непрерывно воюем три года. В та­ кой обстановке очень трудно учиться, трудно пополнять вся­ кие знания и особенно теоретиче­ ские. Конечно, правильно. Я по­ нимаю, что трудно. Но должен ска­ зать: тот, кто не пополняет зна­ ния в трудную минуту, в другое время, когда работы будет мень­ ше, наверняка скажет, что ему надо отдохнуть, что вообще зна­ ния не так уж нужны. (Смех). Я признаю трудность обстанов­ ки. Но сама эта трудность допол­ нительно толкает нас к необходи­ мости повышать свои знания и культуру. Когда нет повседнев­ ного напора извне, труднее при­ обретать знания. Я сужу по себе: ни одной статьи я не написал без напора. А вот просят, жмут на меня, ничего не поделаешь, пи­ шешь. (Смех). Нажим извне помо­ гает, чтобы человек не застывал, не стоял на одцом мосте. Мне вот скоро 70 лет, а все равно неумолимо, т о дня в день, приходится следить за литера­ турой и учиться. И никак нельзя иначе. А ведь я поопытнее вас и политически половчее, легче вы­ берусь из трудного положения. Вы помоложе, значит вам потруд­ нее, и помочь могут только зна­ ния. Вы все время должны учить­ ся. Сама жизнь повелительно это­ го требует. ' Ясно, что каждого офицера и бойца, прежде всего и больше всего, беспокоит честь своей во­ инской части или подразделения. У нас есть великолепные во­ инские части, которые стоят-на очень большой высоте. Вы спра­ шиваете, как перенести их опыт в другие части и сделать их та­ кими же. Отвечу примером. На­ писана великолепная картина. С нее делают копии. Очень хорошие копии. И все-таки копии всегда останутся только копиями. Они и расцениваются гораздо дешевле. Точно так же и воспитание людей не терпит шаблона, даже хоро­ шего. Разумеется, нужно пользо­ ваться опытом других, но нельзя пересаживать готовый опыт без учета своеобразия обстановки, людей, вадач. Любой опыт надо выстрадать, взять с боя, чтобы он вошел в плоть и в кровь. Скажем, часть была в десант­ ных оподацпях, прошла’ большую боевую школу. Ясно, что моряки, пехотинцы и артиллеристы такой части между собой спаяны, у них и боевая дружба развита в очень высокой степени. Откуда это при­ шло? Идя в бой, моряки знали, что за ними следит вся армия, от них многое зависит. На каждом шагу их подстерегала опасность. Каждый стремился -выполнить приказ, сделать свое дело, и вме­ сте с тем спасти себя самого и (Оюячаим см. т I стр.). Постановлениями Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 31 мая 1944 года воинское звание АДМИРАЛА ФЛОТА присвоено КУЗНЕЦОВУ Николаю Герасимовичу и ИСАКОВУ Ивану Степановичу. Ежедневная краснофлотская газета Северного флот£ № 130 (1896) I 2 июня 1944 г., пятница X АДМИРАЛ ФЛОТА Н. Г. КУЗНЕЦОВ. ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО Оперативная сводка за 1 июня В течение 1 июня в районе севернее ЯССЫ наши войск* успешно отбили все атаии пехоты и танков противника. По пред­ варительным данным, за день боя наши войска уничтожили 18 н * цецких танков и 15 самолетов. По уточненным данным, в районе севернее ЯССЫ за два дня foes 30 и 31 мая наши войска подбили и уничтожили 148 немец­ ких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 197 самолетов противника. На остальных участках фронта — без существенных измен* нмй. За 31 мая наши войска на всах фронтах подбили и уничто­ жили 58 немецних танков. В воздушных боях и огнем зенимой артиллерии ^бито 110 самолетов противника. — ------------------------------------ ■ 'Si (Окончание см. на 4 стр.). АДМИРАЛ ФЛОТА И. С. ИСАКОВ. Смерть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz