Краснофлотец. 1944, июнь.
Несколько замечаний овоспитании * война-комсомольца'’ Я хочу, товарищи, сказать не сколько слов о воспитании моло дежи в армейских условиях. Каждому ясно, что главная за дача комсомола всюду, в том чис- же и в армии, ато воспитание мо лодежи. А воспитание людей, осо бенно военных, дело сложное в тонкое. На этой работе нельзя целиком полагаться на какие-то Постоянные организационные формы или выдумывать на вся кий случай жизни новые формы работы, считая, что тогда, мол, воспитание пойдет само собой. Одной готовой формой, хотя бы и хорошей, нельзя решить все во просы воспитания. Возьмем, например, повседнев- вое влияние комсомольца'-офицера на красноармейскую комсомоль- сеую массу. Можно ли тут выду мать что-либо обязательное, уза коненное ЦК комсомола? Думаю, что не выйдет. Сам быт, отноше ния, которые складываются в ча сти, отливаясь в определенные формы, яакрепляются в жизни в служат делу воспитания. У нас консомольцы-красноар- мейцы люди грамотные, в подав ляющем большинстве окончив шие, по крайней мере, семилет ку. Но люди эти — молодые, го рячие. Офицеры должны приу чать их к дисциплине. Вместе с тем, нужно различать отношения служебные и внеслужебные. Ког да боец на посту, в~боевой обста новке, то от него требуется вы полнить приказ без всяких рас суждений. Рассуждать во время бея — это гибель. Ведь враг не ждет, пока ты рассуждаешь. За то, после боя, хотя бы, например, на комсомольском собрании, бой цы могут откровенно разобрать дедостатки свои к товарищей. В своей комсомольской среде авторитет офицера-комсомольца определяется не только званием. 8десь его авторитет другого по рядка. Нужно, чтобы офицера- комсомольца уважали не только, как лейтенанта или капитана, но как внатока своего дела, как разумного человек!, как по литического руководителя. Иначе говоря, он должен аавоевать себе авторитет и завоевать, прежде асего, знаниями, опытом. Само поведение офицера-комсо- ммгьца является воспитательным примером, ибо молодого бойца всесторонне воспитывают, прежде всего, те отношения, которые складываются межд%»людьми, в данном случае, в военном быту, особенно отношения офицерского состав! к красноармейской массе. В нашей армии нет такого по- ложенжя, что офицерство только *) Выступление на приеме ком сомольски* работников Красной Арман 11 мая 1944 гола. приказывает, солдаты только по винуются. Когда в бою выбывав^ командир отделения или взвода., рядовые бойцы берут на себя командование, проявляя тем са мым собственную инициативу. У немцев такие случаи могут быть только единичными, а у нас их огромное количество. У нас и офи церский состав, и красноармей ская масса едины по духу, воспи танию, происхождению. Наш ком сомолец-красноармеец, окончив ший десятилетку, и молодой офицер-комсомолец не только близки по духу, не только мыслят одинаково, но близко стоят и по своему умственному развитию. Мы требуем проведения стро гой дисциплины. Это понятно, потому что каждая армия только до тех пор и является армией, пока она дисциплинирована, пока ее ряды плотно сомкнуты. Поэто му требование дисциплинирован ности надо неуклонно подчерки вать. И вместе с тем офицеры- политработники, особенно в бое вой обстановке, большое внима ние уделяют воспитанию— ведь без этого сознательной дисципли ны не будет, что является особен ностью нашей армии. Они учат красноармейцев, чтобы те были храбрыми, честными, чтобы они не хитрили с товарища'ми, потому что, если можно и даже нужно хитрить с врагом, то это недопу стимо по отношению к друзьям по оружию. Вот здесь-то личный авторитет офицера и имеет очень большое значение. Он всегда должен быть высок. Если офицер, известный своей храбростью, распоряди тельностью, военными знаниями, допустит на собрапии или в бе седе какую-нибудь ошибку в своих формулировках, то крас ноармейцы на него не обидятся. Они скажут, что здесь он допу стил промах, но зато на' фронте он молодец. Такой авторитет приоб ретается офицером и на поле боя, и в управлении своим подразде лением, и в политической работе. И он скажется при решении всех вопросов, возникающих перед комсомольской организацией. Конечно, желательно, чтобй офицер-комсомолец был политиче ски более грамотным н более культурным, чем офицер не ком сомолец. Пусть будет равенство в военных знаниях, но, во всяком случае, надо добиваться, чтобы культурный уровень офицер*- комсомольца был выше. 9то, в только это, может обеспечить ему большее влияние. Для того, чтобы накопить знания, нужно непре рывно работать над собой. Вы мо жете сказать, что мы, мол, уже непрерывно воюем три года. В та кой обстановке очень трудно учиться, трудно пополнять вся кие знания и особенно теоретиче ские. Конечно, правильно. Я по нимаю, что трудно. Но должен ска зать: тот, кто не пополняет зна ния в трудную минуту, в другое время, когда работы будет мень ше, наверняка скажет, что ему надо отдохнуть, что вообще зна ния не так уж нужны. (Смех). Я признаю трудность обстанов ки. Но сама эта трудность допол нительно толкает нас к необходи мости повышать свои знания и культуру. Когда нет повседнев ного напора извне, труднее при обретать знания. Я сужу по себе: ни одной статьи я не написал без напора. А вот просят, жмут на меня, ничего не поделаешь, пи шешь. (Смех). Нажим извне помо гает, чтобы человек не застывал, не стоял на одцом мосте. Мне вот скоро 70 лет, а все равно неумолимо, т о дня в день, приходится следить за литера турой и учиться. И никак нельзя иначе. А ведь я поопытнее вас и политически половчее, легче вы берусь из трудного положения. Вы помоложе, значит вам потруд нее, и помочь могут только зна ния. Вы все время должны учить ся. Сама жизнь повелительно это го требует. ' Ясно, что каждого офицера и бойца, прежде всего и больше всего, беспокоит честь своей во инской части или подразделения. У нас есть великолепные во инские части, которые стоят-на очень большой высоте. Вы спра шиваете, как перенести их опыт в другие части и сделать их та кими же. Отвечу примером. На писана великолепная картина. С нее делают копии. Очень хорошие копии. И все-таки копии всегда останутся только копиями. Они и расцениваются гораздо дешевле. Точно так же и воспитание людей не терпит шаблона, даже хоро шего. Разумеется, нужно пользо ваться опытом других, но нельзя пересаживать готовый опыт без учета своеобразия обстановки, людей, вадач. Любой опыт надо выстрадать, взять с боя, чтобы он вошел в плоть и в кровь. Скажем, часть была в десант ных оподацпях, прошла’ большую боевую школу. Ясно, что моряки, пехотинцы и артиллеристы такой части между собой спаяны, у них и боевая дружба развита в очень высокой степени. Откуда это при шло? Идя в бой, моряки знали, что за ними следит вся армия, от них многое зависит. На каждом шагу их подстерегала опасность. Каждый стремился -выполнить приказ, сделать свое дело, и вме сте с тем спасти себя самого и (Оюячаим см. т I стр.). Постановлениями Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 31 мая 1944 года воинское звание АДМИРАЛА ФЛОТА присвоено КУЗНЕЦОВУ Николаю Герасимовичу и ИСАКОВУ Ивану Степановичу. Ежедневная краснофлотская газета Северного флот£ № 130 (1896) I 2 июня 1944 г., пятница X АДМИРАЛ ФЛОТА Н. Г. КУЗНЕЦОВ. ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО Оперативная сводка за 1 июня В течение 1 июня в районе севернее ЯССЫ наши войск* успешно отбили все атаии пехоты и танков противника. По пред варительным данным, за день боя наши войска уничтожили 18 н * цецких танков и 15 самолетов. По уточненным данным, в районе севернее ЯССЫ за два дня foes 30 и 31 мая наши войска подбили и уничтожили 148 немец ких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 197 самолетов противника. На остальных участках фронта — без существенных измен* нмй. За 31 мая наши войска на всах фронтах подбили и уничто жили 58 немецних танков. В воздушных боях и огнем зенимой артиллерии ^бито 110 самолетов противника. — ------------------------------------ ■ 'Si (Окончание см. на 4 стр.). АДМИРАЛ ФЛОТА И. С. ИСАКОВ. Смерть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz