Краснофлотец. 1944, июнь.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц г15 июня 1944 г., № 141 (1997)' БОЕВОЙ ДЕНЬ СЕВЕРОМОРСКИХ ЛЕТЧИКОВ Бомбо-штурмовые удары нашей авиации по судам, батареям и переднему краю противника С утра установилась хоро шая летная погода. На аэро дромах царило большое ожив ление. Североморские летчики готовились к нанесению уда ров по вражеским об’ектам. Первой в воздух поднялась группа легких бомбардировщи ков. Советские машины взяли курс на запад. Они неожидан но для немцев появились над одним из вражеских портов. В атаку на мелкие суда про тивника, стоявшие у причалов, вышли бомбардировщики, ве домые лейтенантом т. Швей- лах. Сбросив с пикирования весь бомбовый груз, паши лет чики потопили 3 мотобота и 1 мотобот подожгли пулемет ным огнем. Несколько позже, в тот же день, шестерка легких бомбар дировщиков, ведомая старшим лейтепаптом т. Барановым, на несла удар по скоплению мел ких судов в другом вражеском порту. В результате точного бомбо метания североморские лет чики потопили еще 3 враже ских мотобота и одно буксир ное судно, а также серьезно повредили большой причал. Несколько бомбо-штурмовых ударов североморцц нанесли в АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ДУЭЛЬ Североморцы разрушили подвесную дорогу и привели к молчанию две батареи немцев Артиллерийские разведчики пашей батареи путем длитель ного наблюдения установили, что немцы для снабжения бое припасами и продовольствием некоторых своих гарнизонов используют горную подвесную дорогу. Транспортировка грузов производится в корзинах-ваго нетках, движение которых на фоне нагроможденных скал для неопытного глаза было почти неуловимо. Однако, несмотря на хоро шую маскировку врага и труд ности, наши разведчики обна ружили и засекли эту «тонкую цель». В один из дней, когда видимость была хорошей, вах тенный разведчик-наблюдатель доложил: — В Н-ском квадрате на блюдается работа горпо-под- весной дороги противника'. За час прошло свыше 8 0 корзин. Видимость хорошая. Офицер Гипзбург приказал командиру вычислительного подразделения старшине Ледне- ву: — Подготовить исходные данные для стрельбы по коор динатам действующей дороги. Вычислители Ледпева быст ро произвели нужные вычисле ния, и вскоре старшина при был на пункт наблюдения и доложил командиру о том, что данные готовы. Проверив ди станцию и положение цели, командир передал па огневые позиции: — Расчетам т. Баранова, к бою! Артиллеристы моментально заняли свои боевые посты и этот день по переднему краю обороны противника. Четверка «Илюшиных», ведомая млад шим лейтенантом т. Федоро вым. обрушила свой удар по батарее противника. Штурмо вики сбросили бомбовый груз на позиции немецких орудий и их расчеты, вызвав два силь ных взрыва. Вслед за штурмовиками над передним краем обороны про тивника появилась групна лег ких бомбардировщиков, ведо мая старшим лейтенантом т. Сахаровым, и штурмовики, ве домые старшим лейтенантом т . Якубовичем. Точным бомбо метанием штурмовики вызвали еще один большой силы взрыв. На отходе от цели наши лет чики обстреляли пулеметным огпем колонну гитлеровцев, уничтожив около двух десятков немецких солдат и офицеров. В результате проведенных в течение дня бомбо-штурмовых ударов но вражескому порту и нередпему краю обороны про тивника потоплено 7 мелких судов и одно подожжено, ис треблено до двух десятков пем- цев, подавлен огонь нескольких вражеских батарей и вызвано три сильных взрыва. приготовили орудия к бою. Первым огонь открыл орудий ный расчет т . Федухипа. Тя желый снаряд с воем понесся в сторону далекого склона хребта Муста-Тунтури . После корот кой пристрелки орудия пере шли на поражение. Па' линии дороги вставали взрывы тяже лых снарядов. В результате ин тенсивного огневого налета ма гистраль подвесной дороги бы ла разрушена, и движепие ва гонеток прекратилось. Через некоторое время после огневого налета немцы, опом нившись, открыли ожесточен ный огонь из двух батарей по нашим огневым позициям. В единоборство с немецкими ба тареями вступили артиллери сты подразделения лейтенанта Шевчука. Завязалась контрба тарейная борьба. Вскоре немцы ввели в дело еще одну батарею. Несмотря на это, артиллеристы т. Шевчука’ продолжали само отверженно вести бой. Огневые позиции окутались пороховым дымом, с визгом летели оскол ки. вздымались земляные фон таны, по наши орудия продол жали бить. Вскоре одна вражеская ба тарея замолчала, за нею вто рая. Бой окончился победой на ших артиллеристов. Противник выпустил по нашим огневым позициям около 25 0 снарядов круппого калибр!. Но наши люди и материальная часть не пострадали, если не считать нескольких небольших цара пин от осколков на одном из орудий. А. АНУФРИЕВ. БОЕВЫМ КОРАБЛЯМ ПУТЬ МОРСКОЙ ОГРАЖДАЮТ Горячий привет экипажам гидрографических кораблей! Почти нет такого уголка в безбрежных про сторах северных морей и океана, где бы не побы вали корабли гидрографического флота. Там, где горят огни маяков, там, где нанесены ограждения берегов, когда-нибудь были гидрографические суд на. Это они доставили все необходимое для со здания маяков, это они долгими днями и ночами проводили и ведут в море большую работу для обеспечения непрерывной боевой жизни на суро вом нашем морском театре войны. Всему флоту известна героическая гибель гидрографического корабля «Меридиан». В минуту тяжелой опасности, когда немецкие мшяовоецн подожгли «Меридиан», люди корабля не дрогну ли. Они вели борьбу за живучесть, они тушили возникающие пожары, всем своим поведением повторяли они девиз моряков: «Погибаю, по не сдаюсь!» Сегодня североморский отряд гидрографиче ских кораблей празднует свою годовщину. Мы шлем горячий привет его экипажам — тем, кто ограждает морские пути, тем, кто зажигает огни маяков, тем, кто помогает боевым кораблям нахо дить дорогу к бою, к победе. 500 ТЫСЯЧ МИЛЬ Корабли гидрографии не похо жи ни на какие другие кораб ли — они самой неожиданной и различпой конструкции. Где толь ко не бывают эти суда! Они ходят вдоль берегов, в разнообразных извилинах нашего северного по бережья, они стоят на якорях, выполняя задания в самых неудобных бухтах, они снабжают маяки всем, необходимым для их действия, и доставляют туда свои грузы в любое время, в любую погоду. Вот один из них, этих славных кораблей, отмечающих свой юби лей — тридцать лет плаванья. Льды и туманы, непогода встречали корабль в неспокойных заполярных морях. Сколько раз приходилось экипажу корабля вступать в борьбу со стихией, но всегда он выходил победителем и. выполнив задание, возвращался в свою базу. Тридцать лет в составе флота— это большой срок. Из поколения в поколение передают моряки исто рию гидрографического корабля. Много славных страниц в его долгой жизни. Корабль участво вал в героическом ледовом походе Балтийского флота из Гельсинг форса' в Кронштадт в 1918 году. Он был вспомогательным ледоко лом в 1920 году при проводке во льду флота из Ревеля в Крон штадт. Он исследовал все подроб ности Белого моря— его течения, берега и глубины. Люди эт<^го ко рабля работали над составлением карт многих северных районов. В огромном числе цифр и значков, нанесенных на морских картах, много таких, которые сделаны его экипажем. Около 50 0 тысяч миль прошел корабль за свою долгую работу. Чтобы представить себе, насколь ко велика эта цифра, можно ска зать, что почти ежегодно он совершал в среднем кругосвет ное плаванье. Под огнем противника, далеко в море корабль выполнил много специал :,ных заданий командо вания. Экинаж заслужил хорошую оценку своей деятельности. Не сколько человек награждены ор денами и медалями Советского Союза. 50 процентов рядовых и старшин награждены значком «Отличник Военно-Морского Фло та». На корабле воспитались за мечательные люди, знающие свою специальность и преданные свое му делу. Девять лет назад рядо вым матросом прибыл на корабль т. Никонов. Сейчас он высоко квалифицированный механик. Десятки квалифицированных ма шинистов обучены Никоновым на корабле. Один из его воспитан ников, т . Костогоров, был когда-то кочегаром, сейчас он третий ме ханик. О работе людей говорит и та кой небезынтересный факт: ко рабль плавает на Севере двад цать лет без капитального ре монта. Однажды корабль был атакован в море, при выполнении задания, группой немецких бомбардиров щиков. Десятки фугасных бомб были сброшепы па небольшое судно. Корабль получил серьезное повреждение. У главной машипы в это время находился второй ме ханик т. Пиконов. Моряки пе робели. Каждый уверенно выпол нял свое дело. Никонов отлично обеспечивал ход для маневриро вания кораблем. Он был снасен от гибели. Оп, как и всегда, вер нулся в свою базу. Много еще ходить кораблю. Много бороздить ему суровые волны Баренцова и Белого морей. Знают люди корабля: в Великой Отечественной войне, в боевых делах североморцев есть и их доля военного труда. Старший лейтенант В. СОКОЛОВ. МСТИМ ЗА ГИБЕЛЬ „МЕРИДИАНА" Это было в июле .1 9 4 1 года’. «Меридиан» выполнял гидрогра фические работы в море. Неожи данно появились немецкие ми ноносцы и атаковали карабль. На вахте в машине стоял тогда В. Заварин. Немцам удалось поджечь беззащитное судно. Мат росы и командиры самоотвержен но боролись с огнем, спасали ра неных и имущество корабля. Сильный пожар, возникший на корабле в первые минуты, все больше и больше распространял ся. Горели бочки с бензином и керосином на палубе и в трюмах. Пламя охватило двери носово го кубрика, где отдыхала вся свободная от вахты команда. Ко тельный машинист коммунист т . А. Линник выскочил на верхнюю палубу. Под градом нуль и оскол ков от снарядов он вывел людей из кубрика и потом помогал командованию в спасении лично го состава. Одним из последних по приказанию командира поки нул он «Меридиан». В критические минуты на ко рабле остались командир старший лейтенант т. Егоров и машинист Заварин. Он работал за машини ста и вахтенного кочегара. Вода поступала в машинное отделение. Угрожала «а гно сть взрыва паро вого котла. Но, презирая смерть, тов. Заварин на корабле, охва ченном огнем, находясь по пояс в воде, откачивал воду из машин ного отделения и из других поме щений и обеспечивал ход. Он по кинул корабль, когда тот почти совсем уже погрузился в воду. Теперь все это уже стало историей. Но мы каждый раз вспоминаем о ней, потому что люди отряда гидрографических кораблей всей своей работой на протяжении почти трех лет вой ны мстили и мстят немцам за г и бель «Меридиана». Капитан-лейтенант И. ИБРАГИМОВ- Большую помощь североморцам-воинам оказывают люди гидрографических кораблей. Корабли эти много времени находятся в море, выполняя сложные задания командования. Один из таких кораблей наплавал полмиллиона миль за время своего сущест вования. НА СНИМКАХ: отважные моряки гидрографических кораблей (слева направо): тт. Линник, Заварин и Никонов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz