Краснофлотец. 1944, июнь.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц г15 июня 1944 г., № 141 (1997)' БОЕВОЙ ДЕНЬ СЕВЕРОМОРСКИХ ЛЕТЧИКОВ Бомбо-штурмовые удары нашей авиации по судам, батареям и переднему краю противника С утра установилась хоро­ шая летная погода. На аэро­ дромах царило большое ожив­ ление. Североморские летчики готовились к нанесению уда­ ров по вражеским об’ектам. Первой в воздух поднялась группа легких бомбардировщи­ ков. Советские машины взяли курс на запад. Они неожидан­ но для немцев появились над одним из вражеских портов. В атаку на мелкие суда про­ тивника, стоявшие у причалов, вышли бомбардировщики, ве­ домые лейтенантом т. Швей- лах. Сбросив с пикирования весь бомбовый груз, паши лет­ чики потопили 3 мотобота и 1 мотобот подожгли пулемет­ ным огнем. Несколько позже, в тот же день, шестерка легких бомбар­ дировщиков, ведомая старшим лейтепаптом т. Барановым, на­ несла удар по скоплению мел­ ких судов в другом вражеском порту. В результате точного бомбо­ метания североморские лет­ чики потопили еще 3 враже­ ских мотобота и одно буксир­ ное судно, а также серьезно повредили большой причал. Несколько бомбо-штурмовых ударов североморцц нанесли в АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ДУЭЛЬ Североморцы разрушили подвесную дорогу и привели к молчанию две батареи немцев Артиллерийские разведчики пашей батареи путем длитель­ ного наблюдения установили, что немцы для снабжения бое­ припасами и продовольствием некоторых своих гарнизонов используют горную подвесную дорогу. Транспортировка грузов производится в корзинах-ваго­ нетках, движение которых на фоне нагроможденных скал для неопытного глаза было почти неуловимо. Однако, несмотря на хоро­ шую маскировку врага и труд­ ности, наши разведчики обна­ ружили и засекли эту «тонкую цель». В один из дней, когда видимость была хорошей, вах­ тенный разведчик-наблюдатель доложил: — В Н-ском квадрате на­ блюдается работа горпо-под- весной дороги противника'. За час прошло свыше 8 0 корзин. Видимость хорошая. Офицер Гипзбург приказал командиру вычислительного подразделения старшине Ледне- ву: — Подготовить исходные данные для стрельбы по коор­ динатам действующей дороги. Вычислители Ледпева быст­ ро произвели нужные вычисле­ ния, и вскоре старшина при­ был на пункт наблюдения и доложил командиру о том, что данные готовы. Проверив ди­ станцию и положение цели, командир передал па огневые позиции: — Расчетам т. Баранова, к бою! Артиллеристы моментально заняли свои боевые посты и этот день по переднему краю обороны противника. Четверка «Илюшиных», ведомая млад­ шим лейтенантом т. Федоро­ вым. обрушила свой удар по батарее противника. Штурмо­ вики сбросили бомбовый груз на позиции немецких орудий и их расчеты, вызвав два силь­ ных взрыва. Вслед за штурмовиками над передним краем обороны про­ тивника появилась групна лег­ ких бомбардировщиков, ведо­ мая старшим лейтенантом т. Сахаровым, и штурмовики, ве­ домые старшим лейтенантом т . Якубовичем. Точным бомбо­ метанием штурмовики вызвали еще один большой силы взрыв. На отходе от цели наши лет­ чики обстреляли пулеметным огпем колонну гитлеровцев, уничтожив около двух десятков немецких солдат и офицеров. В результате проведенных в течение дня бомбо-штурмовых ударов но вражескому порту и нередпему краю обороны про­ тивника потоплено 7 мелких судов и одно подожжено, ис­ треблено до двух десятков пем- цев, подавлен огонь нескольких вражеских батарей и вызвано три сильных взрыва. приготовили орудия к бою. Первым огонь открыл орудий­ ный расчет т . Федухипа. Тя ­ желый снаряд с воем понесся в сторону далекого склона хребта Муста-Тунтури . После корот­ кой пристрелки орудия пере­ шли на поражение. Па' линии дороги вставали взрывы тяже ­ лых снарядов. В результате ин­ тенсивного огневого налета ма­ гистраль подвесной дороги бы­ ла разрушена, и движепие ва­ гонеток прекратилось. Через некоторое время после огневого налета немцы, опом­ нившись, открыли ожесточен­ ный огонь из двух батарей по нашим огневым позициям. В единоборство с немецкими ба­ тареями вступили артиллери­ сты подразделения лейтенанта Шевчука. Завязалась контрба­ тарейная борьба. Вскоре немцы ввели в дело еще одну батарею. Несмотря на это, артиллеристы т. Шевчука’ продолжали само­ отверженно вести бой. Огневые позиции окутались пороховым дымом, с визгом летели оскол­ ки. вздымались земляные фон­ таны, по наши орудия продол­ жали бить. Вскоре одна вражеская ба­ тарея замолчала, за нею вто­ рая. Бой окончился победой на­ ших артиллеристов. Противник выпустил по нашим огневым позициям около 25 0 снарядов круппого калибр!. Но наши люди и материальная часть не пострадали, если не считать нескольких небольших цара­ пин от осколков на одном из орудий. А. АНУФРИЕВ. БОЕВЫМ КОРАБЛЯМ ПУТЬ МОРСКОЙ ОГРАЖДАЮТ Горячий привет экипажам гидрографических кораблей! Почти нет такого уголка в безбрежных про­ сторах северных морей и океана, где бы не побы­ вали корабли гидрографического флота. Там, где горят огни маяков, там, где нанесены ограждения берегов, когда-нибудь были гидрографические суд­ на. Это они доставили все необходимое для со­ здания маяков, это они долгими днями и ночами проводили и ведут в море большую работу для обеспечения непрерывной боевой жизни на суро­ вом нашем морском театре войны. Всему флоту известна героическая гибель гидрографического корабля «Меридиан». В минуту тяжелой опасности, когда немецкие мшяовоецн подожгли «Меридиан», люди корабля не дрогну­ ли. Они вели борьбу за живучесть, они тушили возникающие пожары, всем своим поведением повторяли они девиз моряков: «Погибаю, по не сдаюсь!» Сегодня североморский отряд гидрографиче­ ских кораблей празднует свою годовщину. Мы шлем горячий привет его экипажам — тем, кто ограждает морские пути, тем, кто зажигает огни маяков, тем, кто помогает боевым кораблям нахо­ дить дорогу к бою, к победе. 500 ТЫСЯЧ МИЛЬ Корабли гидрографии не похо­ жи ни на какие другие кораб­ ли — они самой неожиданной и различпой конструкции. Где толь­ ко не бывают эти суда! Они ходят вдоль берегов, в разнообразных извилинах нашего северного по­ бережья, они стоят на якорях, выполняя задания в самых неудобных бухтах, они снабжают маяки всем, необходимым для их действия, и доставляют туда свои грузы в любое время, в любую погоду. Вот один из них, этих славных кораблей, отмечающих свой юби­ лей — тридцать лет плаванья. Льды и туманы, непогода встречали корабль в неспокойных заполярных морях. Сколько раз приходилось экипажу корабля вступать в борьбу со стихией, но всегда он выходил победителем и. выполнив задание, возвращался в свою базу. Тридцать лет в составе флота— это большой срок. Из поколения в поколение передают моряки исто­ рию гидрографического корабля. Много славных страниц в его долгой жизни. Корабль участво­ вал в героическом ледовом походе Балтийского флота из Гельсинг­ форса' в Кронштадт в 1918 году. Он был вспомогательным ледоко­ лом в 1920 году при проводке во льду флота из Ревеля в Крон­ штадт. Он исследовал все подроб­ ности Белого моря— его течения, берега и глубины. Люди эт<^го ко­ рабля работали над составлением карт многих северных районов. В огромном числе цифр и значков, нанесенных на морских картах, много таких, которые сделаны его экипажем. Около 50 0 тысяч миль прошел корабль за свою долгую работу. Чтобы представить себе, насколь­ ко велика эта цифра, можно ска ­ зать, что почти ежегодно он совершал в среднем кругосвет­ ное плаванье. Под огнем противника, далеко в море корабль выполнил много специал :,ных заданий командо­ вания. Экинаж заслужил хорошую оценку своей деятельности. Не­ сколько человек награждены ор­ денами и медалями Советского Союза. 50 процентов рядовых и старшин награждены значком «Отличник Военно-Морского Фло­ та». На корабле воспитались за­ мечательные люди, знающие свою специальность и преданные свое­ му делу. Девять лет назад рядо­ вым матросом прибыл на корабль т. Никонов. Сейчас он высоко­ квалифицированный механик. Десятки квалифицированных ма­ шинистов обучены Никоновым на корабле. Один из его воспитан­ ников, т . Костогоров, был когда-то кочегаром, сейчас он третий ме­ ханик. О работе людей говорит и та ­ кой небезынтересный факт: ко­ рабль плавает на Севере двад­ цать лет без капитального ре­ монта. Однажды корабль был атакован в море, при выполнении задания, группой немецких бомбардиров­ щиков. Десятки фугасных бомб были сброшепы па небольшое судно. Корабль получил серьезное повреждение. У главной машипы в это время находился второй ме­ ханик т. Пиконов. Моряки пе робели. Каждый уверенно выпол­ нял свое дело. Никонов отлично обеспечивал ход для маневриро­ вания кораблем. Он был снасен от гибели. Оп, как и всегда, вер­ нулся в свою базу. Много еще ходить кораблю. Много бороздить ему суровые волны Баренцова и Белого морей. Знают люди корабля: в Великой Отечественной войне, в боевых делах североморцев есть и их доля военного труда. Старший лейтенант В. СОКОЛОВ. МСТИМ ЗА ГИБЕЛЬ „МЕРИДИАНА" Это было в июле .1 9 4 1 года’. «Меридиан» выполнял гидрогра­ фические работы в море. Неожи­ данно появились немецкие ми­ ноносцы и атаковали карабль. На вахте в машине стоял тогда В. Заварин. Немцам удалось поджечь беззащитное судно. Мат­ росы и командиры самоотвержен­ но боролись с огнем, спасали ра­ неных и имущество корабля. Сильный пожар, возникший на корабле в первые минуты, все больше и больше распространял­ ся. Горели бочки с бензином и керосином на палубе и в трюмах. Пламя охватило двери носово­ го кубрика, где отдыхала вся свободная от вахты команда. Ко­ тельный машинист коммунист т . А. Линник выскочил на верхнюю палубу. Под градом нуль и оскол­ ков от снарядов он вывел людей из кубрика и потом помогал командованию в спасении лично­ го состава. Одним из последних по приказанию командира поки­ нул он «Меридиан». В критические минуты на ко­ рабле остались командир старший лейтенант т. Егоров и машинист Заварин. Он работал за машини­ ста и вахтенного кочегара. Вода поступала в машинное отделение. Угрожала «а гно сть взрыва паро­ вого котла. Но, презирая смерть, тов. Заварин на корабле, охва­ ченном огнем, находясь по пояс в воде, откачивал воду из машин­ ного отделения и из других поме­ щений и обеспечивал ход. Он по­ кинул корабль, когда тот почти совсем уже погрузился в воду. Теперь все это уже стало историей. Но мы каждый раз вспоминаем о ней, потому что люди отряда гидрографических кораблей всей своей работой на протяжении почти трех лет вой­ ны мстили и мстят немцам за г и ­ бель «Меридиана». Капитан-лейтенант И. ИБРАГИМОВ- Большую помощь североморцам-воинам оказывают люди гидрографических кораблей. Корабли эти много времени находятся в море, выполняя сложные задания командования. Один из таких кораблей наплавал полмиллиона миль за время своего сущест­ вования. НА СНИМКАХ: отважные моряки гидрографических кораблей (слева направо): тт. Линник, Заварин и Никонов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz