Краснофлотец. 1944, июнь.

2 __ К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 7 июня 1944 г., № 134 (1900)' С Л А В А Г Е Р О ЯМ С О В Е Т С К О Г О С ОЮЗ А ! ОСТЬ НАШЕЙ АВИАЦИИ —Над командным рунктом взвилась кра­ сная ракета. Первым взлетел ведущий группы майор Лап­ шенков, за ним ведо­ мые. Самолеты легли на курс... Майор Лапшенков пристально смотрит вперед. Из серой мглы выступает вра­ жеский берег. Порт. Над портом и ко­ раблями кружатся не­ мецкие истребители. Майор Лапшенков не спешит заходить на цель. Он старается пе­ рехитрить врага и про­ водит свои самолеты над морем далеко в гыл противника, а по­ том разворачивается и неожиданно появ­ ляется над вражеским портом. Внизу черными пят­ нами мелькают не­ мецкие корабли. Ве­ дущий выбирает са­ мый крупный транс­ порт и стремительным пикированием направ­ ляет на него самолет. Бомбы ложатся в сре­ дину тяжело гру­ женого транспорта. Окутанный дымом, он идет ко дну. Бомбами ве­ домых потоплен еще один вражеский транспорт. Ведущий майор Лапшенков проявил большую находчивость. Он сумел обойти вражеских истре­ бителей, обмануть зенитчикоз и нанести внезап­ ный удар. — Мстить и мстить врагу, пока видят глаза и руки держат штурвал,—с такими словами много раз устремлялся на врага мастер бомбовых ударов Семен Васильевич Лапшенков. Удар за ударом наносил он по караванам противника. ...Утром на морские коммуникации врага вы­ летела группа бомбардировщиков, ведомая майо­ ром Лапшенкозым. В указанном районе ведущий заметил вражеский транспорт, шедший в большом охранении миноносцев и катеров-охотников. Впе­ реди — три тральщика. С берега конвой охраня­ ли вражеские истребители. Любовь к Родине, ненависть к врагу вели майора в бой. Его решимость не была поколеблена большим охранением транспорта с моря и воздуха. Бомбардировщики пошли в атаку. Первая же бомба, брошенная ведущим, разворотила борт транспорта. От бомбы ведомого транспорт пошел на дно. Внезапность и стремительность — характерные черты майора Лапшенкова. На второй день майор Лапшенков снова повел группу бомбардировщиков на вражеский конвой. На этот раз маршрут был исключительно труд­ ным. Над морем густая дымка. Четыре транспорта, эсминец и более десятка сторожевых кораблей стояли на вражеском рейде. Группа Лапшенкова легла на боевой курс. Бомбы угодили в крупный транспорт водоизмещением около б тысяч тонн. Взметнулись языки пламени. Герой Советского Союза майор С. В. Лапшенков. Десятки раз водил в атаку свой самолет майор Лапшенков. Он наносил удары не только днем и не только по морским коммуникациям про­ тивника. Это он пер­ вым из североморских летчиков проложил почную трассу к ба­ зам врага, он первый в полярную ночь об­ рушил на фашистов бомбовый груз. Кто на флоте не знает этого опытного морского летчика, ма­ стера бомбовых уда­ ров, большевика ж е ­ лезной воли и бога­ тырского склада. Майор Семен Ва­ сильевич Лапшенков— не новичок в авиации. Он еще в 1940 году решительно и отважно громил с воздуха бе- лофинскне банды. Еще с большей яро­ стью и ненавистью начал он бить врага в Дни Отечественной войны. Его подвиги во славу русского ору­ жия звали и зовут летчиков, учила и учат искусству побеж­ дать. Наши славные летчики бомбардировочной авиации вместе с торпедоносцами и штурмовиками наносят сокрушительные удары по вражеским су ­ дам на морских коммуникациях и в базах против­ ника. Удары наших отважных пикировщиков точ­ ны и неотразимы. Майор Семен Васильевич Лап­ шенков, сам в совершенстве овладевший искус­ ством пикирующих атак, положил немало сил и энергии на то, чтобы подготовить кадры летчиков- пикировщиков. И если сегодня мы гордимся ра­ ботой наших пикировщиков, то в этом немалая заслуга майора Лапшенкова. Майор Лапшенков является примером стойко­ сти в бою, образцом поведения в быту, настоящим воспитателем подчиненных. Вот как о нем от­ зывается известный флоту бомбардировщик ка ­ питан Якшин: — Майор Лапшенков — это военный педагог в самом лучшем смысле слова. Человек широкого политического кругозора, большого военного образования, он умел находить доступ к сердцу подчиненного, пробуждать в нем и развивать самые лучшие качества... Молодые летчики, воспитанные майором Лап- шенковым, беспощадно громят врага на его ком­ муникациях. Их боевой клич: — Мстить и мстить врагу, пока видят глаза и руки держат штурвал. ★ ★ * За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Пре­ зидиум Верховного Совета СССР присвоил майору Семену Васильевичу Лапшенкову звание Героя Советского Союза. Як. БАЛИН. о —ВЕРНУЛИСЬ В БАЗУ С ПОБЕДОЙ— Э к и п аж Н-ской лодки торпедировал три немецких тральшика Таким образом в результате торпедного удара На-дкях подводники Северного флота одер­ жали новую победу. Подводная лодка несколько суток крейсеровала на вражеских морских ком­ муникациях. Несмотря на наствйчивые поиски, подводники долго не моги* обнаружить кораб­ лей противника. Но вот в один из дней старшина 2-й статьи Березовский заметил движение не­ мецких судов. Оказалось, что недалеко от берега три вражеских тральщика занимаются трале­ нием. «Может быть, расчищают путь для транс­ портов», — подумал командир лодки. Он про­ извел тщательный осмотр горизонта и близле­ жащего фиорда, из которого могли бы выйти транспорта. Но никаких признаков движения каравана не было. Упускать такую добычу, как тральщики, было нельзя. В отсеках лодки прозвучала комачда: «Тор­ педная атака». Лодка пошла на сближение. Торпедный залп был дан с небольшой дистанции. В отсеках подводники услышали несколько взрывов. Выпущенные торпеды нашли цель. Через некоторое время экипаж лодки произвел осмотр горизонта. Там, где недавно были траль­ щики, поднимался1; большой столб дыма, в кото­ ром был виден стоявший без движения траль­ щик, двух других тральщиков на поверхности не оказалось. одному вражескому тральщику причинены серь­ езные повреждения, а два других, по всей веро­ ятности, потоплены. В этом трудном походе, проведенном в усло­ виях полярного дня, когда лодка по многу часов шла в подводном положении, все механизмы лод­ ки работали четко и бесперебойно. Моряки от­ лично обеспечили поход своего корабля. Примером хорошего знания своей специаль­ ности и четкого несения боевой вахты может служить штурманский элентрин старшина 2-й статьи Савельев. Навигационные приборы рабо­ тали безупречно. Хорошо в походе работала также рулевая группа. Боцман Лебедев, стоявший на горизон­ тальных рулях, вел лодку, «как по ниточке». Не покладая рук, работали в исходе электрики краснофлотцы Казаков и Козлов. Они своевре­ менно обеспечили зарядку аккумуляторных ба­ тарей и все свободное время находились на вах­ те у электростанции. Высокая выучка и организованность, отлич­ ное знание своего дела, бдительное .несение вах­ ты принесли победу североморским подводни­ кам. Почему капризничают моторы Некоторые рассуждают, что чем умнее техника, тем легче ра­ ботать с нею. Это действительно так, если моторист будет хорошо знать свою специальность. Но ведь многие молодые специалисты считают, что знать технику— зна­ чит изучить материальную часть, уметь пользоваться приборами. По иначе говорят опытные спе­ циалисты: «Мало знать матери­ альную часть мотора, надо чув­ ствовать его работу». Бывает, что выходят из строя тахометры и термометры. Попа­ дись такой моторист, который по­ лагается только на приборы, и все пропало. Могут моторы пе­ регреться, сгореть подшипники. Опытный моторист не допустит этого. Он будет управлять мото­ рами с помощью других приборов. А если невозможно это — то на слух. Как-то был случай у Болданко- ва, когда засорился кингстон за­ бортной воды. Моторы начали греться. Недолго искал Николай причину. Догадка быстро пришла в голову: «Стояли во льду— зна­ чит при заводке мотора мог за­ сориться кингстон». Моторист продул кипгггои, и двигатель продолжал работать. Ппаче обстоит дело, когда спе­ циалист не понимает поведения своей техники. У таких красио- флотпев мотор «капризничает» и отказывается слушаться своего хозяина. Такие специалисты обычпо винят в первую очередь моторы. А па самом деле вино­ ваты бывают они сами. Взять, к примеру, случай, ког­ да па торпедном катере залило забортпой водой один мотор. Про­ изошло это исключительно по неграмотности командира отделе­ ния мотористов старшего красно? флотца Вретеннпкова. Получилось так: когда двига- тель заглох, Вретенников выклю­ чил муфту, соединяющую гребной вал с мотором. Сделал он это пр£- вильно. Но гребной вал от дан- жепия катера продолжал вра­ щаться. Вот тут-то моторист Ш допустил грубую ошибку. Он ре­ шил остановить вращение гребно­ го вала. Для этого он снова вклю­ чил муфту, и мотор получил ле­ вое вращение. Так как кингстон забортной воды был открыт, то мотор сразу же засосал воду внутрь цилиндра. По неграмот­ ности моториста Вретенникова двигатель на несколько часов вышел из строя. Аналогичный случай был и ш| другом катере, где, по неопытно­ сти молодого моториста Павлова!, двигатель вьппел из строя на два часа. Два часа в обычных усло­ виях срок пеболыпой. Но катер шел на позицию, и по этой при­ чине был вынужден возвратиться в базу. Практика показала, что у хо­ роших специалистов при хорошея уходе за техникой двигатели ра­ ботают безотказно. Но есть люди, которые не уважают свою техни­ ку, и это является главной при­ чиной всех капризов моторов. Па наших кораблях много но­ вой боевой техники. Научиться понимать ее с полуслова, управ­ лять, эффективно использовать— это нелегкая задача. Она требует от каждого моряка большого тру­ да, прилежности и практики. Mv шипа, как хорошая подруга, лю-> бит уважение, ласку и вежливое обращение. Чтобы заставить ма­ шину быть покорной слугой, нуж­ но знать ее, чувствовать ее сталь­ ной пульс. В. БУРОВ. Вылазка наших разведчиков Недавно под покровом тумана группа разведчиков капитана Яворщука совершила смелый набег па огневую точку про­ тивника. Когда разведчики окружили точку, лейтенант Ремизов с краснофлотцем Царьковым пер­ выми бросились к дзоту, с дру­ гой стороны к дзоту подбежа­ ли краснофлотцы Мозолев и Пустохин. Увидев приближа­ ющихся североморцев, три нем­ ца бросились наутек, но их на­ стигли гранаты и пули наших разведчиков. Немец, оставший­ ся в дзоте, оказал сопротивле­ ние, он пытался метнуть гра­ нату, но подоспевшие Пустош- кин и Мозолев оглушили его прикладом. Взорвавшаяся в руках фрица граната докон­ чила дело. На выручку к немцам поспе­ шила группа с соседней огне­ вой точки. Впереди бежал дол­ говязый фриц. Царьков подпу­ стил на близкое расстояние и короткой очередью срезал его. остальных немцев уничтожила и частью рассеяла наша груп­ па прикрытия под командова­ нием младшего лейтенанта Ни­ китина. Краснофлотец В. КРЫЛОВ. -О Накануне футбольных соревнований Хорошо подготовимся к первым играм Медленно в этом году прибли­ жается летнее время. С нетерпе­ нием ждут его флотские футбо­ листы. В этом году футбольный сезон на Северном флоте открывается во второй декаде июня. В первый же день состоится блиц-турнир (пуль­ ка), в котором примут участие не менее двенадцати команд. Первенство флота проводится в июле — августе 1944 года. В нем будут участвовать 14 сборных команд. В это число входят фут­ больные команды моряков торпед­ ных катеров, Краснознаменной бригады подплава, миноносцев, управления тыла, летчиков, зе ­ нитчиков, связистов, морских пе­ хотинцев и др. , Розыгрыш первенства проводит­ ся по круговой системе—каждая команда играет с дпугой командой по одному матчу. Побеждают фут­ болисты. набравшие большее ко ­ личество очков. До начала футбольного сезона времени осталось мало. Надо сей­ час позаботиться о лучшей подго­ товке футбольного поля. На катерах, тральщиках и сто­ рожевых кораблях сборная фут­ больная команда уже скомплекто­ вана. Ha-днях футболисты этой команды выйдут на поле для тре­ нировки по системе и тактике командной игры. Пройдет еще несколько дней, и футбольные команды встретятся на стадионе. Мы знаем, какую роль играет футбол в выработке силы, выносливости и воли у мо­ ряков. Мы ждем в этом году ново­ го роста класса футбола на флоте. Лейтенант А. МЕНЬШЕНИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz