Краснофлотец. 1944, июнь.
2 __ К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 7 июня 1944 г., № 134 (1900)' С Л А В А Г Е Р О ЯМ С О В Е Т С К О Г О С ОЮЗ А ! ОСТЬ НАШЕЙ АВИАЦИИ —Над командным рунктом взвилась кра сная ракета. Первым взлетел ведущий группы майор Лап шенков, за ним ведо мые. Самолеты легли на курс... Майор Лапшенков пристально смотрит вперед. Из серой мглы выступает вра жеский берег. Порт. Над портом и ко раблями кружатся не мецкие истребители. Майор Лапшенков не спешит заходить на цель. Он старается пе рехитрить врага и про водит свои самолеты над морем далеко в гыл противника, а по том разворачивается и неожиданно появ ляется над вражеским портом. Внизу черными пят нами мелькают не мецкие корабли. Ве дущий выбирает са мый крупный транс порт и стремительным пикированием направ ляет на него самолет. Бомбы ложатся в сре дину тяжело гру женого транспорта. Окутанный дымом, он идет ко дну. Бомбами ве домых потоплен еще один вражеский транспорт. Ведущий майор Лапшенков проявил большую находчивость. Он сумел обойти вражеских истре бителей, обмануть зенитчикоз и нанести внезап ный удар. — Мстить и мстить врагу, пока видят глаза и руки держат штурвал,—с такими словами много раз устремлялся на врага мастер бомбовых ударов Семен Васильевич Лапшенков. Удар за ударом наносил он по караванам противника. ...Утром на морские коммуникации врага вы летела группа бомбардировщиков, ведомая майо ром Лапшенкозым. В указанном районе ведущий заметил вражеский транспорт, шедший в большом охранении миноносцев и катеров-охотников. Впе реди — три тральщика. С берега конвой охраня ли вражеские истребители. Любовь к Родине, ненависть к врагу вели майора в бой. Его решимость не была поколеблена большим охранением транспорта с моря и воздуха. Бомбардировщики пошли в атаку. Первая же бомба, брошенная ведущим, разворотила борт транспорта. От бомбы ведомого транспорт пошел на дно. Внезапность и стремительность — характерные черты майора Лапшенкова. На второй день майор Лапшенков снова повел группу бомбардировщиков на вражеский конвой. На этот раз маршрут был исключительно труд ным. Над морем густая дымка. Четыре транспорта, эсминец и более десятка сторожевых кораблей стояли на вражеском рейде. Группа Лапшенкова легла на боевой курс. Бомбы угодили в крупный транспорт водоизмещением около б тысяч тонн. Взметнулись языки пламени. Герой Советского Союза майор С. В. Лапшенков. Десятки раз водил в атаку свой самолет майор Лапшенков. Он наносил удары не только днем и не только по морским коммуникациям про тивника. Это он пер вым из североморских летчиков проложил почную трассу к ба зам врага, он первый в полярную ночь об рушил на фашистов бомбовый груз. Кто на флоте не знает этого опытного морского летчика, ма стера бомбовых уда ров, большевика ж е лезной воли и бога тырского склада. Майор Семен Ва сильевич Лапшенков— не новичок в авиации. Он еще в 1940 году решительно и отважно громил с воздуха бе- лофинскне банды. Еще с большей яро стью и ненавистью начал он бить врага в Дни Отечественной войны. Его подвиги во славу русского ору жия звали и зовут летчиков, учила и учат искусству побеж дать. Наши славные летчики бомбардировочной авиации вместе с торпедоносцами и штурмовиками наносят сокрушительные удары по вражеским су дам на морских коммуникациях и в базах против ника. Удары наших отважных пикировщиков точ ны и неотразимы. Майор Семен Васильевич Лап шенков, сам в совершенстве овладевший искус ством пикирующих атак, положил немало сил и энергии на то, чтобы подготовить кадры летчиков- пикировщиков. И если сегодня мы гордимся ра ботой наших пикировщиков, то в этом немалая заслуга майора Лапшенкова. Майор Лапшенков является примером стойко сти в бою, образцом поведения в быту, настоящим воспитателем подчиненных. Вот как о нем от зывается известный флоту бомбардировщик ка питан Якшин: — Майор Лапшенков — это военный педагог в самом лучшем смысле слова. Человек широкого политического кругозора, большого военного образования, он умел находить доступ к сердцу подчиненного, пробуждать в нем и развивать самые лучшие качества... Молодые летчики, воспитанные майором Лап- шенковым, беспощадно громят врага на его ком муникациях. Их боевой клич: — Мстить и мстить врагу, пока видят глаза и руки держат штурвал. ★ ★ * За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Пре зидиум Верховного Совета СССР присвоил майору Семену Васильевичу Лапшенкову звание Героя Советского Союза. Як. БАЛИН. о —ВЕРНУЛИСЬ В БАЗУ С ПОБЕДОЙ— Э к и п аж Н-ской лодки торпедировал три немецких тральшика Таким образом в результате торпедного удара На-дкях подводники Северного флота одер жали новую победу. Подводная лодка несколько суток крейсеровала на вражеских морских ком муникациях. Несмотря на наствйчивые поиски, подводники долго не моги* обнаружить кораб лей противника. Но вот в один из дней старшина 2-й статьи Березовский заметил движение не мецких судов. Оказалось, что недалеко от берега три вражеских тральщика занимаются трале нием. «Может быть, расчищают путь для транс портов», — подумал командир лодки. Он про извел тщательный осмотр горизонта и близле жащего фиорда, из которого могли бы выйти транспорта. Но никаких признаков движения каравана не было. Упускать такую добычу, как тральщики, было нельзя. В отсеках лодки прозвучала комачда: «Тор педная атака». Лодка пошла на сближение. Торпедный залп был дан с небольшой дистанции. В отсеках подводники услышали несколько взрывов. Выпущенные торпеды нашли цель. Через некоторое время экипаж лодки произвел осмотр горизонта. Там, где недавно были траль щики, поднимался1; большой столб дыма, в кото ром был виден стоявший без движения траль щик, двух других тральщиков на поверхности не оказалось. одному вражескому тральщику причинены серь езные повреждения, а два других, по всей веро ятности, потоплены. В этом трудном походе, проведенном в усло виях полярного дня, когда лодка по многу часов шла в подводном положении, все механизмы лод ки работали четко и бесперебойно. Моряки от лично обеспечили поход своего корабля. Примером хорошего знания своей специаль ности и четкого несения боевой вахты может служить штурманский элентрин старшина 2-й статьи Савельев. Навигационные приборы рабо тали безупречно. Хорошо в походе работала также рулевая группа. Боцман Лебедев, стоявший на горизон тальных рулях, вел лодку, «как по ниточке». Не покладая рук, работали в исходе электрики краснофлотцы Казаков и Козлов. Они своевре менно обеспечили зарядку аккумуляторных ба тарей и все свободное время находились на вах те у электростанции. Высокая выучка и организованность, отлич ное знание своего дела, бдительное .несение вах ты принесли победу североморским подводни кам. Почему капризничают моторы Некоторые рассуждают, что чем умнее техника, тем легче ра ботать с нею. Это действительно так, если моторист будет хорошо знать свою специальность. Но ведь многие молодые специалисты считают, что знать технику— зна чит изучить материальную часть, уметь пользоваться приборами. По иначе говорят опытные спе циалисты: «Мало знать матери альную часть мотора, надо чув ствовать его работу». Бывает, что выходят из строя тахометры и термометры. Попа дись такой моторист, который по лагается только на приборы, и все пропало. Могут моторы пе регреться, сгореть подшипники. Опытный моторист не допустит этого. Он будет управлять мото рами с помощью других приборов. А если невозможно это — то на слух. Как-то был случай у Болданко- ва, когда засорился кингстон за бортной воды. Моторы начали греться. Недолго искал Николай причину. Догадка быстро пришла в голову: «Стояли во льду— зна чит при заводке мотора мог за сориться кингстон». Моторист продул кипгггои, и двигатель продолжал работать. Ппаче обстоит дело, когда спе циалист не понимает поведения своей техники. У таких красио- флотпев мотор «капризничает» и отказывается слушаться своего хозяина. Такие специалисты обычпо винят в первую очередь моторы. А па самом деле вино ваты бывают они сами. Взять, к примеру, случай, ког да па торпедном катере залило забортпой водой один мотор. Про изошло это исключительно по неграмотности командира отделе ния мотористов старшего красно? флотца Вретеннпкова. Получилось так: когда двига- тель заглох, Вретенников выклю чил муфту, соединяющую гребной вал с мотором. Сделал он это пр£- вильно. Но гребной вал от дан- жепия катера продолжал вра щаться. Вот тут-то моторист Ш допустил грубую ошибку. Он ре шил остановить вращение гребно го вала. Для этого он снова вклю чил муфту, и мотор получил ле вое вращение. Так как кингстон забортной воды был открыт, то мотор сразу же засосал воду внутрь цилиндра. По неграмот ности моториста Вретенникова двигатель на несколько часов вышел из строя. Аналогичный случай был и ш| другом катере, где, по неопытно сти молодого моториста Павлова!, двигатель вьппел из строя на два часа. Два часа в обычных усло виях срок пеболыпой. Но катер шел на позицию, и по этой при чине был вынужден возвратиться в базу. Практика показала, что у хо роших специалистов при хорошея уходе за техникой двигатели ра ботают безотказно. Но есть люди, которые не уважают свою техни ку, и это является главной при чиной всех капризов моторов. Па наших кораблях много но вой боевой техники. Научиться понимать ее с полуслова, управ лять, эффективно использовать— это нелегкая задача. Она требует от каждого моряка большого тру да, прилежности и практики. Mv шипа, как хорошая подруга, лю-> бит уважение, ласку и вежливое обращение. Чтобы заставить ма шину быть покорной слугой, нуж но знать ее, чувствовать ее сталь ной пульс. В. БУРОВ. Вылазка наших разведчиков Недавно под покровом тумана группа разведчиков капитана Яворщука совершила смелый набег па огневую точку про тивника. Когда разведчики окружили точку, лейтенант Ремизов с краснофлотцем Царьковым пер выми бросились к дзоту, с дру гой стороны к дзоту подбежа ли краснофлотцы Мозолев и Пустохин. Увидев приближа ющихся североморцев, три нем ца бросились наутек, но их на стигли гранаты и пули наших разведчиков. Немец, оставший ся в дзоте, оказал сопротивле ние, он пытался метнуть гра нату, но подоспевшие Пустош- кин и Мозолев оглушили его прикладом. Взорвавшаяся в руках фрица граната докон чила дело. На выручку к немцам поспе шила группа с соседней огне вой точки. Впереди бежал дол говязый фриц. Царьков подпу стил на близкое расстояние и короткой очередью срезал его. остальных немцев уничтожила и частью рассеяла наша груп па прикрытия под командова нием младшего лейтенанта Ни китина. Краснофлотец В. КРЫЛОВ. -О Накануне футбольных соревнований Хорошо подготовимся к первым играм Медленно в этом году прибли жается летнее время. С нетерпе нием ждут его флотские футбо листы. В этом году футбольный сезон на Северном флоте открывается во второй декаде июня. В первый же день состоится блиц-турнир (пуль ка), в котором примут участие не менее двенадцати команд. Первенство флота проводится в июле — августе 1944 года. В нем будут участвовать 14 сборных команд. В это число входят фут больные команды моряков торпед ных катеров, Краснознаменной бригады подплава, миноносцев, управления тыла, летчиков, зе нитчиков, связистов, морских пе хотинцев и др. , Розыгрыш первенства проводит ся по круговой системе—каждая команда играет с дпугой командой по одному матчу. Побеждают фут болисты. набравшие большее ко личество очков. До начала футбольного сезона времени осталось мало. Надо сей час позаботиться о лучшей подго товке футбольного поля. На катерах, тральщиках и сто рожевых кораблях сборная фут больная команда уже скомплекто вана. Ha-днях футболисты этой команды выйдут на поле для тре нировки по системе и тактике командной игры. Пройдет еще несколько дней, и футбольные команды встретятся на стадионе. Мы знаем, какую роль играет футбол в выработке силы, выносливости и воли у мо ряков. Мы ждем в этом году ново го роста класса футбола на флоте. Лейтенант А. МЕНЬШЕНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz