Краснофлотец. 1944, июнь.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 6 июня 1944 г., № 133 (1899) На Н-ской подводной лодке. Торпедист мичман Ф. Павлов, выпустивший не одну торпеду по вражеским транспортам. Фото С Лейтман. Шлюпки на рострах • • • На нашем Северном флоте, где плавание возможно круглый год, тренировками шлюпочных команд можно и нужно заниматься систе матически, даже во время войпы. Это позволяет подготовить зака ленных и опытных моряков, лю бящих свое море. Но, к сожале нию, на некоторых кораблях не используют этих возможностей. На корабле «И» па шлюпках ходят и тренируются только пе ред «большими праздниками». Все остальное время шлюпки по коятся па рострах. Правда, когда корабль стоит на рейде, на воду спускают дежурную шлюпку, но она служит только для сообщения с берегом и грузоперевозок, а не для обучения краснофлотцев. Командиры шлюпок тт. Михай лов и Тихонов мало уделяют вни мания тренировкам своих команд. Шлюпка т. Тихонова вот уже це лый месяц не опускалась н£ во ду, кроме дежурств на рейде. Старшины шлюпок тт. Петров и Пегов тоже не ведут никакой работы со своими комапдами. Они во всем подражают своим коман дирам. Петров откровенно при знался, что после таких переры вов краснофлотцы часто забыва ют о своих обязанностях па шлюпке. — Когда у вас проводилось по следнее занятие? На этот вопрос старший^ кра снофлотец Припоров ответил: — Таких занятий у нас не бы вает. *. — Ну, а устройство шлюпки вы знаете? — Я то знаю. Да как мне не знать, ведь я из боцманской команды, а вот другие вряд ли знают. Боцман корабля главпый стар шина Кротов, согласно требова ниям Корабельного устава, обязан обучать краснофлотцев морскому делу. Однако, он устранился от этого, перепоручил другим. — Давно у вас краснофлотцы ходили на шлюпках? — Право, не помню, — отве тил па этот вопрос т. Кротов. — А примерно? — Да так, перед маем. — Наверное, вы сами часто ходите? — Пет. Сейчас некогда... Вы ходил как-то в апреле, а вот с тех пор никак не могу выбрать свободного дня. Этот разговор дает представле ние о том, как боцман интере суется обучением краснофлотцев на шлюпках. Напрасно ссылается он на недостаток времени. Дело пе в этом, а в пренебрежительном отношении к шлюпке. Еще хуже обстоит дело с мо лодыми гсраспофлотцами этого ко рабля. В течение месяца с ними никто пе поговорил на морские темы, пе поинтересовался, знают ли они устройство шлюпки и ее вооружение, могут ли ходить на шлюпке под веслами, к ведь мно гие новички плохо знают шлюпку, да и морские качества у них еще пе выработались. Каждый офицер, старшина и краснофлотец должен понять, что боевая подготовка на боевых по стах и обучение шлюпочному де лу бьют в одну цель, помогают подготовить такого моряка, кото рый бы легко переносил любые лишения и испытания, отлично справлялся с обязанностями на своем боевом посту, был бы воле вым и расторопным матросом. С. БЕЛГОРОДСКИЙ. ч Артиллеристы разрушают немецкие дззты Орудийные расчеты старшего сержанта Степанова и сержан та Маношкина’ получили зада ние систематически подавлять огпевые средства противника и разрушать его оборону. За последние несколько дней эти расчеты полуразрушили I огневых точки противника. Ha-днях, когда вел огонь расчет старшего сержанта Сте панова, с переднего края пере дали по телефону: — Хорошо стреляете. Ваши снаряды ложатся в цель. Ви дим большой взрыв. Разбит ротный пункт боеприпасов противника. Наши артиллеристы еже дневно разрушают вражескую оборону. Немцы стараются вос становить ее, но этому мешает огонь североморских артилле ристов. Как только наблюдате ли заметят скопления немцев, наши пушкари посылают сна ряд за снарядом. Тодгько за одип такой налет по группе немцев,. пришедших восстановить огневую точку, паши артиллеристы списали на тот свет шесть фрицев. Нраснофлатец В. КРЫЛОВ. 1г— С Л А В А Г Е Р О Я М С О В Е Т С К О Г О С О Ю З А ! — , О Л Я Катунин не ставил себе малых пределов. Наметив цель, он шел к ней по прямой и дохо дил до самого конца без остановки. Борясь за новое дело, он осваивал его до точки. «Быть луч шим», — стало его неписанным жизненным деви зом со школьной скамьи. Юношей, в родном Го меле, он пришел на металлургический завод. Вско ре он стал бригадиром. А поведя за собою брига ду, добился от всех такой работы, что вся бригада его была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1931 году Илья Катунин получил путевку в авиационную школу. Год спустя школа была окон чена. На рукаве Катунина краснела нашивка от личника. Как лучший из выпускников, он стал инструктором. Невысокий, слегка сутулящийся, как многие очень энергичные, очень живые, торопливо живу щие люди, он обладал основным, незаменимым для инструктора качеством. Катунин умел разжи гать в своих воспитанниках такую же любовь к новой для них профессии, как та, что жгла сердце самого Катунина. Ученикам он передавал не толь ко навыки вождения самолета, но и свою реши тельность, инициативность, привычку быстро реа гировать на все происходящее в воздухе и прини мать мгновенные верные решения. Вскоре после того, как началась война, трое из учеников Катунина стали Героями Советского Союза: Чулков, Меникин и Ковалев. Катунин прочитал о них в газетах в тяжелые дни отступления Красной Армии. Гомель был уже занят немцами. Катунин пред ставлял себе парк над Днепром, зеленые тихие улицы, свой дом, свой завод. Невозможно было во образить, что в этих аллеях гуляет немец. Что не мец катается по Днепру на лодке. Лежит на пля же. Сидит в театре на том самом кресле, где, бы вало, сидел Катунин. Стало невмоготу работать в тылу. Даж е созна ние того, что он делает необходимое для победы дело, не помогало Катунину. Он говорил с на чальниками, написал рапорт, добился перевода в действующую часть и сел на штурмовой самолет. Вместе со своей новой машиной «Илюшин-2» он прибыл на Север. Сперва странное было ощу щение: «старый», опытный летчик, он вновь почув ствовал себя новичком. Слушал чужие рассказы о боях, присматривался к бывалым воинам, учился. Старинный его девиз помог ему и на этот раз пройти первый этап учебы быстро и хорошо. На полигоне он сразу начал класть бомбы точно в цель. Его выделили из среды остальных. Вскоре Катунин уже вел в бой шестерку «Илюшиных». В Баренцовом море разведчик увидел немец кий транспорт в охранении кораблей конвоя. «Илюшины», ведомые Катуниным, обрушились на этот транспорт и пустили его ко дну. Вернувшись, Катунин выпустил над аэродромом короткую пу леметную очередь, сообщая новым друзьям о первой своей победе. • Затем он много раз повторял этот традицион ный салют летчиков. Он потопил три корабля, поджег большой немецкий танкер, штурмовал аэ родромы, батареи, порты. Был награжден орденом Красного Знамени. В конце марта, в трудном бою Илья Борисович Катунин снова показал свое искусство, выдерж ку, силу воли. Он водил тогда группу на штурмовку большо го немецкого конвоя. Штурмовики пробились сквозь плотный зенитный огонь, Катунин выбрал цель и начал уже заход. В это время немецкий снаряд ударил в плоскость его машины, и самолет стал плохо слушаться управления. Катунин был над целью, дост /п к цели достался ему нелегко, и он не стал отворачивать, не стал разбираться в том, какие повреждения получил его самолет, а повел «Илюшина» в пике, сбросил бомбы, вывел машину из пике, отмечая то, что штурмовик не слушается левого поворота, а теряет высоту и проваливается, когда перекладываешь руль влево. Машина шла плохо. Но Катунин прикинул расстояние до аэродром и понял, что хоть это и должно стоить очень боль шого труда, но самолет он доведет до аэродрома я посадит благополучно. Это было возможно, и тунин приказал себе сделать это. * Внизу было море. Стоило немного отжать штурвал вправо, и мо ре катастрофически приближалось. Нужно было вести самолет на одном крыле, и Катунин повел его так, как это было нужно, чтобы выжать наи большее расстояние. Сзади, в кабине стрелка-радиста сидел сержант Андрей Маркин, он понимал, что происходит с самолетом, но верил командиру и знал: если коман дир решил дотянуть до аэродрома, значит — дотянет. — Доведет и посадит. Все будет в порядке... Командование группой Катунин передал своему заместителю. Сам он отстал и шел одни. Самолет приземлился. Огромная дыра зияла правой плоскости. Элероны были перебиты. Но первой минуты после выхода из пике Катунии понял, что довести самолет хоть и очень трудно, но все же можно. И он довел его. Дней десять спустя Катунин вел группу на штурмовку вражеского порта. Тогда они потопили четыре шхуны, повредили два мотобота и катер. А еще через неделю Катунин вновь пошел в бой, и снова повторилось то же, что было при недавней штурмовке конвоя. Немецкий снаряд разорвался в моторе, когда самолет Катунина уже был над целью, и летчик понял, что это непоправимо, что «Илюшин» получил такое повреждение, с которым он никак уже не сможет дотянуть до своего аэро дрома, а спасаться здесь негде, — под плоскостя ми расстилается беспредельное море, а на море— вражеские корабли. Это была смерть. Уйти от нее было на этот раз невозможно. Но даже и эта неотвратимая смерть, приближавшаяся с каждой секундой, не могла за ставить Катунина растеряться, отвернуть от цели, не довершить предпринятого удара. Понйв, что на этот раз спасение невозможно, Илья Борисович Катунин принял такое же реше ние, какое принял в подобном случае Гастелло, а позже — североморец Чиликов. Это было решение, которое способен принять лишь воин, движ имы й^^ всепоглощающим чувством правоты своего дела, неизбежности победы, любви к родной земле, — той любви, которая и собственную жизнь делает малозначительной по сравнению с огромными масштабами любимого всенародного дела. Кату нин решил обрушиться вместе со всем своим бом бовым грузом на палубу атакуемого корабля. Насмерть подбитый самолет пошел в послед нее пике. Сержант Андрей Маркин и на этот раз понял своего командира. Понял и нажал спуск автоматической пушки. Цветные нити трасс потя нулись от задымившегося самолета к вражескому кораблю. Эти нити становились все короче, рас стояние между кораблем и штурмовиком стреми тельно сокращалось, дымный хвост за самолетом становился все чернее и гуще. Ведомые капитана Катунина видели все это и хорошо понимали, что развороченный, израненный самолет продолжает вести верная, твердая рука того пилота, для кото рого постоянным девизом было: — Быть лучшим. Машина врезалась в корабль, и пламя огромно го взрыва взметнулось к небу. Так погиб человек несгибаемой воли, отличный летчик, верный сын Белоруссии Илья Катунин и его стрелок-радист Андрей Маркин. Сияние золотых звезд Героя Советского Союза осенило их благородную память своим немеркну щим светом. М. ЧИВИРЕВ. ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ СЕВЕРОМОРЦАМ НЕ ПОМЕХА Над хмурыми склонами Муста-Туптури стоит немерк нущий полярный день. Однако для наших морских пехотин- цев-фроптовиков полярный день не является помехой, и они в этих трудных условиях продолжают наносить удары по врагу. Молодые бойцы переппмают опыт бывалых, стараются пе отстать от них. Заступив шие недавпо в боевое охране ние молодые снайперы успеш но ведут пстреблепис немцев. Так за несколько дней снайпер Росляков убил 5 гитлеровцев, снайпер Пашлин — 4 немца. Так же успешно бьют врага и минометчики. Вражеский пу леметчик, укрывшись в огневой точке, бил по нашим подходам. Расчету старшего сержанта Макеенко было приказано уничтожить немецкий пулемет. Несколькими минами северо морцы накрыли огневую точку врага и уничтожили пулемет. Минометчики т. Белова недавпо обнаружили пемецкую землян ку и успешным огневым нале том истребили свыше десятка фрицев. Стремясь как можно больше уничтожить ненавистных вра гов, бойцы переднего края изыскивают новые методы и приемы борьбы. Так некоторые отличные стрелки, вооружен ные обыкновенными винтовка ми, довершают вылазки к пе реднему краю немцев или. как здесь говорят, ходят на «сво бодную охоту». Младший сержант Богаев за метил, как группа немцев, ма скируясь, производит какую-то работу. Подобравшись поближе, он несколькими выстрелам! убил одного немца и двух p i- нил. Младший сержант Дедю- рин, заметив немца, восстанав ливающего проволочное за граждение, метким выстрело I убил его. Накануне «на сво бодной охоте» Дедюрин также убил двух гитлеровцев. Кра снофлотец Ваничев гранатой убил немецкого автоматчика’, обстреливавшего наши пози ции, а краснофлотец Романов, вступив в единоборство с вра жеским снайпером, сразил era пулей из обыкновенной вин товки. Так североморцы боевыми де лами отвечают на приказ Вер ховного Главнокомандующего товарища Сталина и в трудных условиях полярного дня истребляют немецко-фашист ских захватчиков. Б. НАУМОВ. г &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz