Краснофлотец. 1944, июнь.
f К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 4 июня 1944 г., Nj 132 { 1898f В ТВОИХ РУКАХ ГРОЗНАЯ БОЕВАЯ ТЕХНИКА УМЕЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОБЕДЫ Наш закон—знать Г все до тонкости . Главный . старшина Виталий .Цисулов и старшина 2-й статьи Михаил Клещев спустились в ко тельное отделение. С первого взгляда поражало сложное пере плетение всевозможных магистра лей. множество вспомогательных механизмов и приборов. Правда, котлы и многие механизмы были км знакомы, но. присмотревшись , внимательнее, они увидели, что и в эти*, как будто знакомых кот лах есть кое-какие нововве дения, еще не встречавшиеся в нх практике. " • .Не откладывая в долгий ящик, Акулов п Клещев принялись за дело. Сначала они ознакомились с - котельным отделением в целом, а |оатем принялись за отдельвые механизмы. В один из дней глав- старшнна Акулов облачился в комбинезон и полез в котел. Как бы там на чертежах ни было на глядно показано устройство кот ла, но Акулов любил посмотреть своими глазами в натуре, ощу пать руками. Он осмотрел топку, коллекторы, расположение тру бок и набросал свой чертежик. Изучая котел, Акулов и Кле щев обратили внимание на при способление для парового бане- ния трубок, обдувки са'жи. Для них это было ново. Внимательно изучив это приспособление, они испытали на практике в дей ствующем котле — приспособле ние работало хорошо Особенно больших трудов стоило пм изучепие всех магист ралей. которые опутывали ко тельное отделение. Один за дру гим они прослеживали, "какие и куда идут трубопроводы, каково назначение каждого клапана. Первый поход был небольшим, но он показал, что котельные ма шинисты в основном освоили тех нику и могут обеспечить турби ны паром. Однако, не обошлось и без казусов. Корабль шел средним ходом. Стоявший на регуляторе турбовентиляторов старший кра снофлотец Новиков, учитывая возможность перехода на полный ход. пошел на верхнюю площад ку открыть добавочные сопла. Как раз в этот момент последовал сигнал: «Полный ход». Начали форсировать котлы, а воздуха яехватало. Этот случай ' был учтен, и командир отделения Кле щев решил, что в походе должны быть открыты три сопла на каж дый турбовеятилятор. В работе по освоению техники котельными машинистами бро сается в глаза то обстоятельство, что каждый стремится изучить не только свое заведызание. ж эпать все механизмы и магистра ли в целом, зпать свой корабль кдк можно лучше. — У нас такой закон — знать в;е до тонкости, чтобы с закры тыми глазами уметь управлять механизмами, — говорит Клещев. Эти слова котельные мяспи- аисты подкрепляют делом. По тому, как свободно ориентируют ся в котельных отделениях стар шины Акулов и Клещев, как-чет- ко и с полным знанием дела они .рассказывают о любой детали ко тельных установок, видно, что Яеболыпой срок опи непользозд- Ыв должным образом для освоения Новой техника. Моряки вступили на борт корабля. На верх ней палубе, надстройках, в недрах корабля — в строгом молчании застыли орудия, зенитныз автоматы, турбины, электромоторы, десятки и сотни сложных и умных приборов и аппаратов, помогающих людям вести этот корабль, управ лять его грозным оружием в бою. Вся эта сложная и многообразная техника была неподвижна в ожидании, пока моряки со греют ее своим дыханием и пока умелые матрос ские руки приведут ее в движение, вдохнут жизнь. На этой страница рассказывается о том, как моряки корабля Н. овладевают боевой техникой. орудие накрывало врага с пер-1 вых же выстрелов, — говорку Сергей Апраксин. — Это все за висят от нас, техника не подве дет, если ее как следует изучил; и содержать в полном порядке. Ме т о д Василия Полчанинова Продуманно и основательно В кармане главстаршины Лео нида Кузьмина лежит блокнот, с которым оя не расстается ни на одну минуту. Листки этого ' блокнота ис пещрены заметками, схемами, чертежами и столбцами цифр. Изучая новые ма шины, их расположе ние, систему паро проводов и клапанов. Кузьмин делает .^ tj продуманно и основа тельно. Он зачерчи вает схемки, записы вает различные дан ные, делает заметки. > А в свободное время весь этот черновой материал он акку ратно переписывает в тетрадку. посту. Леонид Кузьмин служит на флоте около десятка лет. Плавал на' разных кораблях, но. придя сюда, он не стал полагаться на’ свои прежние знания, а вникал во все глубоко, расспрашивал, записывал. Вот, например, когда началось первое прогревание ма шин. Кузьмин весь этот процесс зафиксировал в строгой последо вательности в своем блокноте. Кузьмин подметил, что наличие двух маневровых клапанов соз дает. некоторые особенности уп равления машин при перемене ходов. Он обратил внимание своих краснофлотцев на эти особенно сти и подчеркнул, что работать на этих клапанах нужно очень внимательно, чтобы избежать всяких неприятностей. Главстаршина Кузьмин по свое му опыту знает, что машины лю бят точность, аккуратность и заботливый уход. Поэтому он с большим негодованием обруши вается на тех, кто нерадиво от носится к порученной ему тех нике. Так, например, краснофло тец Турозскнй. недовольный своим заведыванием. первое вре мя относился к делу с холодком. Старшина стал замечать, что в заведывании Туровского появ ляется грязь и ржавчина. Кузь мин вызвал Туровского и. как го ворят, продраил его с песочком. А затем стал почаще заглядывать в его заведывание. Туровский начал исправляться. сразу же принялся за изучение своего заведывания. Приходилось преодолевать немало трудностей. Как-то, запустив электромотор рефрежераторной установки, он увидел, что при максимальном ее из Оаршикд 2 3 статья 8. Полчанямоа на езоеы боезэм Фото Ф. З^^ароаа. давления нет «стопа», как это должно было быть но наставле нию. Стукалоз осмотрел электро мотор, проводку — они были как будто в порядке. Однако мотор продолжал работать ненормально. И вот Стукалов около трех суток настойчиво а упорно разбирался в сложных схемах, проверял всю проводку до тех пор, пока не вы яснил и не устранил причины ненормальной работы мотора. Дорогая науна Электриков Стукалова. Глад ких, Зайцева и других порадова ло богатое электрооборудование корабля. За первых порах им ка залось, что потребуется много недель на то, чтобы разобраться в этом множестве электромоторов, всевозможных приборов и слож ной сети электропроводки. Но бывалых матросов эти трудности не испугали. Старшина 1-й статьи Стукалоз Старшина 2-Л статьи Ф. У'дар- цез у азтэмата. Фото Ф. Захароза. Н-э есть у электрикоз лю ди, которые, видимо, не доро жат честью своего корабля и с холодком относятся к изучению техники. Вот, например, с крас нофлотцем Медалевым произошел недазно такой случай. Он работал около действующего турбогене ратора. Не изучив как следует механизмы, он по незнанию и ха латности включил в сеть автомат бездействующего генератора. Ав томат сгорел. — Зачем ты трогал автомат, если его не знаешь? — спросил его Гладких. — Вот теперь-то я не 'забуду, что автомат в т а к и случаях включать нельзя, — ответил Ме- далев. Этот ответ — лишнее доказа тельство технической отсталости электрика Медалева. Понятие, что если каждый будет по знавать технику ценой выводе строя, то это слишком дорогая для нас нау- ка. Другой электрик, краснофлотец Хох- ленков, хотя и не но- вячок. также проявил незнание и пренебре жение правилами экеплоатации техни ки. Один из электро моторов начал ис крить. Хохлеаков стад протирать кол лектор работающего мотора ветошью, смо ченной бензином. Ве- гошь вспыхнула, за горелся мотор. Прав да. огонь был быстро ликвидирован, но при других обстоятельствах это мог ло окончиться и более печаль ными последствиями. Такого рода факты говорят о том, что некоторые электрики технику освжли еще плохо, но уже предаются самоуспокоению и благодушию. ‘ Накрыть врага с первых залпов Командир орудия старшина 1-й статьи Сергей Апраксин, приступая к изученп» мате риальной части, поставил перед всеми своими людьми задачу так освоить технику ■ научиться стрелять, чтобы накрывать вра га с первых же залпов. Он из соб ственного опыта! знал, что эта за дача вполне реальная. Сергей Апраксин не боялся трудностей я не гнугаа.тся ника кой работой. Он сам лично обла зил вс* орудие, осмотрел и ощу пал каждый винтик, каждый ры чажок, разбнрКл все поддающие ся разборке механизмы, вникал во все детали и взаимодействия частей, точно хотел проникнуть в "Самую душу этого орудуя. Не отставал от своего команди ра первый наводчик старший краснофлотец Допенко. Он в ко-* роткий срок освоил незнакомые ему приборы управления артог нем. изучил ."характер» своего орудия. Уже на первой практиче ской стрельбе орудие легко пови новалось его умелой и твердой руке. Я снаряш ложились в чель. Снарядный краснофлотец Попов так натренировался, что снаряды при заряжапии, как говорят его друзья, «летят з казенник со сзистом*. Для того, чтобы так орудовать тяжелыми снарядами, нужна не только большЖя физи ческая сила, но и матросская снЬровка. которая приобретается длигел:.яой я упорной трениров кой. — Мы будем добиваться, что бы, когда настанет час боя, наше Василий Полчанинов пришел на корабль позже других. Он был пулеметчиком, но здесь его назна чили командиром зенитной авто матической пушки. Он посмотрел, как осваивают технику некото рые расчеты. Соберутся у авто мата, копаются, гадают, что эт« за деталь и каково ее назначение. «Так дело не пойдет, — решил Полчанинов, — за технику над* взяться основательно, начать > теории, в чертежей и наставле ний ». Старшина 2-й статьи Полча- нинов взял чертежи пушки, опи сания и засел разбираться в них. В процессе изучения возникала множество вопросов. На помощь приходили офицеры. Разобрав шись в чертежах и описаниях, поняв принцип действия авто мата, Полчанинов перешел к пушке и уже через несколько дней свободно обращался с ней, познал ее во всех деталях., Командир зенитчиков старший лейтенант Рак, приглядевшись к работе Полчанияова, поручил ему проводить занятия со всеми рас четами автоматических пушек. И дело с изучением зенитных ав томатов пошло успешней. В этом продуманном и последовательном изучении новой техники старши ной 2-й статьи Полчаниновым сразу видна хватка бывалого мо ряка. Помогая осваивать технику всем расчетам автоматический пушек, он особое внимание уде ляет своим подчиненным и вни мательно присматривается к ра боте новичков у орудий. У крас нофлотца Твердохлеба не ладилось с изучением материальной части. Полчанинов занялся с ним от дельно. Раздирая' автомат для чистки, он об’яснял устройство ■ назначение каждой детали, за ставляя самого краснофлотца раз бирать в собирать пушку. Твер- дохлеб заметно подтянулся. (Василий Полчанинов с возме щением говорит о г.раснофлотцм Попове и Семейкине, которые невнимательно относятся к заня тиям. не стараются изучать ма териальную часть. — Они еще не обстреляны, а вот попадут в хорошую передел ку — спохватятся, да будет позд но.— говорят Полчанинов об эти* краснофлотцах. Сам Василий Полчанинов бы вал не в одной переделке, он мно го раз отражал налеты вражеской авиации на корабль, где служил до этого. * * • Первые недели показали, что моряки, вновь пришедшие на ко рабль', в короткий срок в основном освоили доверенную им Родиной технику. Но это толь ко первый шаг. Чтобы использо вать всю мощь оружия для раз грома врага, чтобы выжать из техники все. что она может дать, морякам «того корабли придется поработать еще много и упорно. Май оа А. КОЛОМЕЙЦЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz