Краснофлотец. 1944, июнь.

f К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 4 июня 1944 г., Nj 132 { 1898f В ТВОИХ РУКАХ ГРОЗНАЯ БОЕВАЯ ТЕХНИКА УМЕЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОБЕДЫ Наш закон—знать Г все до тонкости . Главный . старшина Виталий .Цисулов и старшина 2-й статьи Михаил Клещев спустились в ко­ тельное отделение. С первого взгляда поражало сложное пере­ плетение всевозможных магистра­ лей. множество вспомогательных механизмов и приборов. Правда, котлы и многие механизмы были км знакомы, но. присмотревшись , внимательнее, они увидели, что и в эти*, как будто знакомых кот­ лах есть кое-какие нововве­ дения, еще не встречавшиеся в нх практике. " • .Не откладывая в долгий ящик, Акулов п Клещев принялись за дело. Сначала они ознакомились с - котельным отделением в целом, а |оатем принялись за отдельвые механизмы. В один из дней глав- старшнна Акулов облачился в комбинезон и полез в котел. Как бы там на чертежах ни было на­ глядно показано устройство кот­ ла, но Акулов любил посмотреть своими глазами в натуре, ощу­ пать руками. Он осмотрел топку, коллекторы, расположение тру­ бок и набросал свой чертежик. Изучая котел, Акулов и Кле­ щев обратили внимание на при­ способление для парового бане- ния трубок, обдувки са'жи. Для них это было ново. Внимательно изучив это приспособление, они испытали на практике в дей­ ствующем котле — приспособле­ ние работало хорошо Особенно больших трудов стоило пм изучепие всех магист­ ралей. которые опутывали ко­ тельное отделение. Один за дру­ гим они прослеживали, "какие и куда идут трубопроводы, каково назначение каждого клапана. Первый поход был небольшим, но он показал, что котельные ма­ шинисты в основном освоили тех­ нику и могут обеспечить турби­ ны паром. Однако, не обошлось и без казусов. Корабль шел средним ходом. Стоявший на регуляторе турбовентиляторов старший кра­ снофлотец Новиков, учитывая возможность перехода на полный ход. пошел на верхнюю площад­ ку открыть добавочные сопла. Как раз в этот момент последовал сигнал: «Полный ход». Начали форсировать котлы, а воздуха яехватало. Этот случай ' был учтен, и командир отделения Кле­ щев решил, что в походе должны быть открыты три сопла на каж­ дый турбовеятилятор. В работе по освоению техники котельными машинистами бро­ сается в глаза то обстоятельство, что каждый стремится изучить не только свое заведызание. ж эпать все механизмы и магистра­ ли в целом, зпать свой корабль кдк можно лучше. — У нас такой закон — знать в;е до тонкости, чтобы с закры­ тыми глазами уметь управлять механизмами, — говорит Клещев. Эти слова котельные мяспи- аисты подкрепляют делом. По тому, как свободно ориентируют­ ся в котельных отделениях стар­ шины Акулов и Клещев, как-чет- ко и с полным знанием дела они .рассказывают о любой детали ко­ тельных установок, видно, что Яеболыпой срок опи непользозд- Ыв должным образом для освоения Новой техника. Моряки вступили на борт корабля. На верх­ ней палубе, надстройках, в недрах корабля — в строгом молчании застыли орудия, зенитныз автоматы, турбины, электромоторы, десятки и сотни сложных и умных приборов и аппаратов, помогающих людям вести этот корабль, управ­ лять его грозным оружием в бою. Вся эта сложная и многообразная техника была неподвижна в ожидании, пока моряки со­ греют ее своим дыханием и пока умелые матрос­ ские руки приведут ее в движение, вдохнут жизнь. На этой страница рассказывается о том, как моряки корабля Н. овладевают боевой техникой. орудие накрывало врага с пер-1 вых же выстрелов, — говорку Сергей Апраксин. — Это все за­ висят от нас, техника не подве­ дет, если ее как следует изучил; и содержать в полном порядке. Ме т о д Василия Полчанинова Продуманно и основательно В кармане главстаршины Лео­ нида Кузьмина лежит блокнот, с которым оя не расстается ни на одну минуту. Листки этого ' блокнота ис­ пещрены заметками, схемами, чертежами и столбцами цифр. Изучая новые ма­ шины, их расположе­ ние, систему паро­ проводов и клапанов. Кузьмин делает .^ tj продуманно и основа­ тельно. Он зачерчи­ вает схемки, записы­ вает различные дан­ ные, делает заметки. > А в свободное время весь этот черновой материал он акку­ ратно переписывает в тетрадку. посту. Леонид Кузьмин служит на флоте около десятка лет. Плавал на' разных кораблях, но. придя сюда, он не стал полагаться на’ свои прежние знания, а вникал во все глубоко, расспрашивал, записывал. Вот, например, когда началось первое прогревание ма­ шин. Кузьмин весь этот процесс зафиксировал в строгой последо­ вательности в своем блокноте. Кузьмин подметил, что наличие двух маневровых клапанов соз­ дает. некоторые особенности уп­ равления машин при перемене ходов. Он обратил внимание своих краснофлотцев на эти особенно­ сти и подчеркнул, что работать на этих клапанах нужно очень внимательно, чтобы избежать всяких неприятностей. Главстаршина Кузьмин по свое­ му опыту знает, что машины лю­ бят точность, аккуратность и заботливый уход. Поэтому он с большим негодованием обруши­ вается на тех, кто нерадиво от­ носится к порученной ему тех­ нике. Так, например, краснофло­ тец Турозскнй. недовольный своим заведыванием. первое вре­ мя относился к делу с холодком. Старшина стал замечать, что в заведывании Туровского появ­ ляется грязь и ржавчина. Кузь­ мин вызвал Туровского и. как го­ ворят, продраил его с песочком. А затем стал почаще заглядывать в его заведывание. Туровский начал исправляться. сразу же принялся за изучение своего заведывания. Приходилось преодолевать немало трудностей. Как-то, запустив электромотор рефрежераторной установки, он увидел, что при максимальном ее из Оаршикд 2 3 статья 8. Полчанямоа на езоеы боезэм Фото Ф. З^^ароаа. давления нет «стопа», как это должно было быть но наставле­ нию. Стукалоз осмотрел электро­ мотор, проводку — они были как будто в порядке. Однако мотор продолжал работать ненормально. И вот Стукалов около трех суток настойчиво а упорно разбирался в сложных схемах, проверял всю проводку до тех пор, пока не вы­ яснил и не устранил причины ненормальной работы мотора. Дорогая науна Электриков Стукалова. Глад­ ких, Зайцева и других порадова­ ло богатое электрооборудование корабля. За первых порах им ка­ залось, что потребуется много недель на то, чтобы разобраться в этом множестве электромоторов, всевозможных приборов и слож­ ной сети электропроводки. Но бывалых матросов эти трудности не испугали. Старшина 1-й статьи Стукалоз Старшина 2-Л статьи Ф. У'дар- цез у азтэмата. Фото Ф. Захароза. Н-э есть у электрикоз лю­ ди, которые, видимо, не доро­ жат честью своего корабля и с холодком относятся к изучению техники. Вот, например, с крас­ нофлотцем Медалевым произошел недазно такой случай. Он работал около действующего турбогене­ ратора. Не изучив как следует механизмы, он по незнанию и ха­ латности включил в сеть автомат бездействующего генератора. Ав­ томат сгорел. — Зачем ты трогал автомат, если его не знаешь? — спросил его Гладких. — Вот теперь-то я не 'забуду, что автомат в т а к и случаях включать нельзя, — ответил Ме- далев. Этот ответ — лишнее доказа­ тельство технической отсталости электрика Медалева. Понятие, что если каждый будет по­ знавать технику ценой выводе строя, то это слишком дорогая для нас нау- ка. Другой электрик, краснофлотец Хох- ленков, хотя и не но- вячок. также проявил незнание и пренебре­ жение правилами экеплоатации техни­ ки. Один из электро­ моторов начал ис­ крить. Хохлеаков стад протирать кол­ лектор работающего мотора ветошью, смо­ ченной бензином. Ве- гошь вспыхнула, за­ горелся мотор. Прав­ да. огонь был быстро ликвидирован, но при других обстоятельствах это мог­ ло окончиться и более печаль­ ными последствиями. Такого рода факты говорят о том, что некоторые электрики технику освжли еще плохо, но уже предаются самоуспокоению и благодушию. ‘ Накрыть врага с первых залпов Командир орудия старшина 1-й статьи Сергей Апраксин, приступая к изученп» мате­ риальной части, поставил перед всеми своими людьми задачу так освоить технику ■ научиться стрелять, чтобы накрывать вра­ га с первых же залпов. Он из соб­ ственного опыта! знал, что эта за­ дача вполне реальная. Сергей Апраксин не боялся трудностей я не гнугаа.тся ника­ кой работой. Он сам лично обла­ зил вс* орудие, осмотрел и ощу­ пал каждый винтик, каждый ры­ чажок, разбнрКл все поддающие­ ся разборке механизмы, вникал во все детали и взаимодействия частей, точно хотел проникнуть в "Самую душу этого орудуя. Не отставал от своего команди­ ра первый наводчик старший краснофлотец Допенко. Он в ко-* роткий срок освоил незнакомые ему приборы управления артог­ нем. изучил ."характер» своего орудия. Уже на первой практиче­ ской стрельбе орудие легко пови­ новалось его умелой и твердой руке. Я снаряш ложились в чель. Снарядный краснофлотец Попов так натренировался, что снаряды при заряжапии, как говорят его друзья, «летят з казенник со сзистом*. Для того, чтобы так орудовать тяжелыми снарядами, нужна не только большЖя физи­ ческая сила, но и матросская снЬровка. которая приобретается длигел:.яой я упорной трениров­ кой. — Мы будем добиваться, что­ бы, когда настанет час боя, наше Василий Полчанинов пришел на корабль позже других. Он был пулеметчиком, но здесь его назна­ чили командиром зенитной авто­ матической пушки. Он посмотрел, как осваивают технику некото­ рые расчеты. Соберутся у авто­ мата, копаются, гадают, что эт« за деталь и каково ее назначение. «Так дело не пойдет, — решил Полчанинов, — за технику над* взяться основательно, начать > теории, в чертежей и наставле­ ний ». Старшина 2-й статьи Полча- нинов взял чертежи пушки, опи­ сания и засел разбираться в них. В процессе изучения возникала множество вопросов. На помощь приходили офицеры. Разобрав­ шись в чертежах и описаниях, поняв принцип действия авто­ мата, Полчанинов перешел к пушке и уже через несколько дней свободно обращался с ней, познал ее во всех деталях., Командир зенитчиков старший лейтенант Рак, приглядевшись к работе Полчанияова, поручил ему проводить занятия со всеми рас­ четами автоматических пушек. И дело с изучением зенитных ав­ томатов пошло успешней. В этом продуманном и последовательном изучении новой техники старши­ ной 2-й статьи Полчаниновым сразу видна хватка бывалого мо­ ряка. Помогая осваивать технику всем расчетам автоматический пушек, он особое внимание уде­ ляет своим подчиненным и вни­ мательно присматривается к ра­ боте новичков у орудий. У крас­ нофлотца Твердохлеба не ладилось с изучением материальной части. Полчанинов занялся с ним от­ дельно. Раздирая' автомат для чистки, он об’яснял устройство ■ назначение каждой детали, за­ ставляя самого краснофлотца раз­ бирать в собирать пушку. Твер- дохлеб заметно подтянулся. (Василий Полчанинов с возме­ щением говорит о г.раснофлотцм Попове и Семейкине, которые невнимательно относятся к заня­ тиям. не стараются изучать ма­ териальную часть. — Они еще не обстреляны, а вот попадут в хорошую передел­ ку — спохватятся, да будет позд­ но.— говорят Полчанинов об эти* краснофлотцах. Сам Василий Полчанинов бы­ вал не в одной переделке, он мно­ го раз отражал налеты вражеской авиации на корабль, где служил до этого. * * • Первые недели показали, что моряки, вновь пришедшие на ко­ рабль', в короткий срок в основном освоили доверенную им Родиной технику. Но это толь­ ко первый шаг. Чтобы использо­ вать всю мощь оружия для раз­ грома врага, чтобы выжать из техники все. что она может дать, морякам «того корабли придется поработать еще много и упорно. Май оа А. КОЛОМЕЙЦЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz