Краснофлотец. 1944, июль.
2 ___ _ _ _ _ К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 2 0 июля 1344 г . , № 171 (1 9 3 7 ) =:В БОЙ ВЕДУТ ОФИЦЕРЫ^ - Гвардии старшин лейтенант Л. Новоспасский. ДУША МАТРОСОВ 1— С таким командиром повоюем! Так говорили моряки Н-ского сторожевого ка тера, когда узнали, что старший лейтенант Но воспасский назначен командиром их небольшого корабля. Слава Новоспасского росла от боя в бою, от похода к походу. Уже тогда его знали, как одного из отважных офицеров, отличающего ся умением и постоянной отеческой заботой о подчиненных. Много трудных походов и боевых операций провелс тех пор катер старшего лейтенанта Новоспасского. Не раз моряки смотрели в глаза смерти, но всегда выходили победителями. В бою офицер Новоспасский— душа матросов. Как-то осенью катер снимал небольшую Группу наших разведчиков. Когда подошли к вражескому берегу, там шел бой. Катер бесшумно тклулся о берег, и матросы перебросили длинную сходню. Первыеразведчи ки ступили на борт катера. На прибрежной сопке осталось несколько автоматчиков, при крывающих отход. Но среди разведчиков были ра неные, не способные двигаться. Нужно итти спа сать. людей, а немцы жмут. Всполохи разрывов все ближе и ближе. Страшновато выпрыгивать на берег и в слепую ночь итти навстречу врагу. Матросы оглянулись на мостик и увидели спо койную фигуру командира. И каждый в эту ми- «нуту прочитал в нем уверенность и короткое приказание: — Идите! Старшина 1-й статьи Олейник с нескольки ми матросами спрыгнул на берег. Онидоставили ранепых и обеспечили посадку всех разведчиков. Не раз бывали в бою такие минуты. Однажды катер эскортировал к линии фронт! караван судов.На полпути разгорелся жаркий бой с немецкой авиацией, который продолжался ческолько часов подряд. Одновременно восемь береговых немецких орудий били по катерам. На корме катера взметнулось пламя. Огонь подби рался к глубинным бомбам и к боезапасу. Когда стало трудно бороться с огнем, старший лейте нант спрыгнул с мостика и сам начал тушить пожар. Огонь был ликвидирован, и Леонид Леопидовнч Новоспасскийснова поднялся на мо стик. Оп был попрежнему спокоен, как будто яичего и не произошло. Тольколицо покрылось пятнами от ожогов и сажи. Моряки с чувством восхищения смотрели па своегокомандира, а он говорил те же слова, ка кие произносили матросы: — Мы еще с вами повоюем! И он воюет, ведет своих моряков к победам от боя к бою. Родинадостойно вознаграждает своих верных сынов. Три правительственных награды укра шают грудь славного офицера гвардии старшего Лейтенанта Леонида Новоспасского. Одна из последних наград — орден Нахимова 2-йсте пени. П. ВАСИЛЬЕВ. ОДНА АТАКА ГОРДОСТЬ ЭКИПАЖА Личный состав Гвардейской Краснознаменной подводной лодки гордится своим командиром. Гвардеец Каутский прошел большую жизнен ную школу, большой боевойпуть — начиная от ученика и до рабочего херсонского комбината пищевой промышленности, а потом от красно- флотца-мотористаподводной лодки до командира Гвардейского Краснознаменного корабля. В 192$ году АлександрКаутскийбыл призван во флот. Послеучебы в школе подплава плавал на лодке учеником-мотористом. В 1930 году окончилшколу старшим специалистом. С тек пор он плавал на лодках мотористом, командиром отделения, старшиной группы. А затем по окон чании военно-морского училища — дивизион ным минером, помощником командира лодки. В повседневном труде, в суровых морских походах, в тяжелых боях росло мастерство под водника. Волевые командирские качества проявились у Каутского с первых боевых походов.Одержав большуюпобеду, подводная лодка уходила от противника. Раздался сильный взрыв. Корму подбросило, и лодка с большим диферентом на нос пошлана глубину. Погас свет, зазвенели разбитые стекла, загромыхали сорванные с мест предметы. В один отсек хлынула забортная во да. Лодка дрожала' всем корпусом, проваливаясь па дно. Жуткая темень воцарилась в отсеках. И в этойтемноте бодро и властно прозвучал голоо вахтенного командира Александра Каутского: — Продуть баласт воздухом высокого давле ния! Загорелись аварийные фонарики. Бойко нача ли работать люди на своих постах. В ход пошел аварийный материал. Путьзабортной воде пре граждали всем, чем могли. Шла упорная борьба за жизнь. Вахтенный командир Каутский решительно и умело руководил личным составом, хладнокровно и уверенно подбадривал моряков. Он добился то го, что подводники заделали пробоины и вывели лодку на поверхность моря. В боях гвардеец Каутский не знает преград. Как-то подводная лодка вышла на позицию. Ис кала BjarS. Командир лодки Каутский редм покидал свой пост. В надводном положении он неизменно находился на мостике, а когда лодка уходила на глубину, он переходил в центральный пост и редко отходил от перископа. И вот в один из днейКаутский обнаружил дымы, а потом три транспорта в большом охранении. — Сейчас я вас угощу! — произнес Каут ский. Несмотря на сильное охранение, лодка смело вошла почти в средину конвоя и потопила большой транспорт. Под командованием капитана 3-го ранга Алек сандра (Каутского Краснознаменная подводная лодка одержала немало* замечательных побед и стала Гвардейской. На ее счету двенадцать по топленных вражеских кораблей. Б. ЯКОВЛЕВ. На рубке торпедного катера старшего лейтенанта Павлова красуется цифра «2». Обе победы одержаны в одной короткой атаке. В быстрых и ре шительных маневрах командира, в победном реве мощных моторов, в точных торпедных залпах бы ла воплощена воля всего экипа жа, спаянная волей командира. Группа катеров шла к враже ским берегам на поиски кораблей противника. Катер Павлова был концевым в кильватерной колонне. Командир стоял за штурвалом. Он небольшого роста, поэтому соорудил для себя специальную подставку, чтобы удобней было наблюдать и орудовать штурва лом. Катера обнаружили немецкий конвой и пошли на сближение. Противник открыл шквальный за градительный огонь из всех ору дий и пулеметов. Небо оплелрсь десятками разноцветных трасс. Но североморцы не привыкли оста навливаться перед опасностью. Катера дали полный. Старшина группы мотористов Поздняков, стоявший на мостике рядом с Павловым, рассказывает: — Нам было неудобно заходить в атаку на конвой с головы, и командир переложил руль влево. Мы оказались в стороне от дру гих. Немцы перенесли свой огонь на наш катер. Лейтенант Павлов будто и не замечал, как паутина трасс все теснее опутывала наш катер, и продолжал выполнять задуманный маневр. Внимательно наблюдая по сто ронам и впереди, он сознательно вел катер так, что отвлекал почти весь огонь противника на себя и тем самым помогал своим товари щам выйти в атаку, f Когда раздались взрывы тор пед других катеров, атаковавших вражеский транспорт я танкер, лейтенант выбрал для себя цель и лег на боевой курс. В эту минуту он точно сросся со штурвалом. Перед глазами в паутине трасс быстро вырастал крупнцй непово ротливый транспорт. Вражеский сторожевик, шедший впереди транспорта, пытался огнем и ма невром защитить транспорт. Пав лов выпустил одну торпеду по сторожевику, который развалился и пошел на дно. Подойдя на ко роткую дистанцию, командир вы пустил вторую торпеду по транспорту. Раздался взрыв. В борту образовалась огромная зияющая пробоина. Транспорт быстро стал крениться и скрылся под водой. Матросы, видевшие Павлова в бою, принявшие вместе с ним ог невое крещение, любят своего командира и готовы итти за ним в самый жестокий бой. А. ЖУРАВЛЕВ. Наш „батя (( На этот раз противник усилил эскорт. Караван охраняли три ми ноносца и множество других военных кораблей, а в воздухе кружилось около шестидесяти истребителей. Погода была ясная. Все это усложняло действия на ших штурмовиков. От ведущего восьмерки майора Павлова по требовалось немало изобретатель ности, разворотливости и отваги. Воздушный бой разгорелся еще на подходе к цели. В бой вступи ли наши истребители прикрытия. Корабли охранения противника по ставили завесу. Все небо было усеяно разрывами. Но штурмови ки с боевого курса не сворачива ют. Прозвучал голос Павлова: — Прорываем линию огня! Два огненных барьера прорвали, но впереди снова встала густая завеса. Ведущий принял решение частью своих сил ударить по ко раблям охранения. Он приказал одной четверке выйти вперед и нанести удар по миноносцам. И тут же, в гуще зенитного огня, он распределил^ об'екты между остальными летчиками. — Я бью по первому транспор ту,—спокойно говорил он,—а ты, Евдокимов, ударь- ка вон по белому... Он указал цель каждому ведомо му. Его хладно кровие вселяло в летчиков уверен ность. Каждый ста рался быть похо жим на командира и также хладно кровно и уверенно вести свою маши ну на противника. тает давно. У него десятки боевых вылетов, на его счету немало по топленных фашистских кораблей. Он настоящий мастер штурмовых ударов, этому мастерству он по стоянно учит и своих подчинен ных. Предстояла большая операция. Павлбв тщательно продумал план ее выполнения. Надо было нане сти удар несколькими группами и для каждой разработать маршрут, маневр, предусмотреть возможные маневры противника. Потом он собрал в землянку летчиков, воздушных стрелков, пригласил летчиков от групп истребителей прикрытия и рассказал им о своем решении. Операция была разрабо тана мастерски. Каждый получил исчерпывающие указания. Детально разработанная опера ция прошла успешно. Штурмови ки потопили несколько вражеских кораблей и ряд судов повредили. Павлов использовал новый метод, который оказался очень эффек тивным. — Наш «батя» всегда бьет на верняка, — говорит воздушный стрелок флагманской машины сер жант Гусев. Як. БАЛИН. Гвардии капитан 3-го ранга А. Каутский. Расчет был точ ным. Бомбы майо ра Павлова попали в середину круп ного транспорта, тысяч на 10— 15 тонн, и разломили его. Бомбы ведо- • мых пошли в дру гие транспорты. Этой замечатель ной победы штур мовики добились благодаря умению ведущего, который уверенно вел лет чиков и хладно кровно руководил ими в горячем воз душном бою. Георгий Василь евич Павлов ле- Майор Г. Павлов. Фото Г. Кресман.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz