Краснофлотец. 1944, июль.
15 июля 1944 г., N: 167 (1933 ) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 В Б И Б Л И О Т Е К Е Милый друг, советник мой хороший, Час настал —* проститься нам пора. Под военной грозовой порошей Я с тобой сдружился не вчера. Помню я: в осенний хмурый вечер Мне тебя из шкафа принесли. А потом событиям навстречу Мы ушли, как в дали корабля. Предо мной легли твои страницы, — Развернулись ровные поля. Я любил по строчкам проноситься. Молодые думы окрыля. Сколько дней легло с тех пор за нами. Сколько быстрых мыслей протекло? Я не тот теперь. Я сдал экзамен. И с тобой расстаться тяжело. Мы, я вижу, изменились оба, Постарели оба мы на год. Я мудрее стал в огне учебы, Посветлел твой синий переплет. Лоции, законы и таблицы — Сколько дум за каждою строкой! А когда приходится проститься, Точно сердце трогаешь рукой. Что ж, прощай, мой друг, прощай, учебник! Ты еще послужишь молодым. Ну, а мне пора морские гребни Рассекать сквозь орудийный дым. Пусть ревут шторма и свищут вьюги. Заметает хлесткая пурга. Помню я о молчаливом друге, Чтобы в море крепче бить врага. Я. КОЛЕСНИКОВ. V Концерт на батарее Недавно нашу батарею посети ли артисты Дома военно-морского флота ВВС. Концерт свой они да ли прямо на огневой позиции. М о росил мелкий дождь и было про хладно, но зрителей набралось много, и программа прошла весело и интересно. Константин Баранов, Федор Гу- ганов, Борис Кривулин и другие показали свое искусство. Хорошо были исполнены песни «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк», арии из оперы «Наталка-полтавка». Окончился концерт, но наша дружеская встреча продолжалась. Мы познакомили артистов с тех никой зенитчиков, с нашей боевой работой. С. ДАВЛЕТШИН. I он СБИЛ сФОККЕ-ВУЛЬФ» 'Г7“Г- "Ж, ' Летчик-истребитель младший лейтенант А. Каменев. В недавнем воздушном бою сбил «Фокке-Вульф-190». Фото Г. Кресман. (Окончание). Ленинградские судостроители, не смотря на тяжелые условия рабо ты, из месяца в месяц перевыпол няя план, в 1943 году дали стране Hai 68 процентов продукции боль- и э . чем в 1942 году. Боевые успехи Красной Армии и Военно-Морского Флота вдохнов ляют героев тыла на подлинно трудовые подвиги. Вот один из многочисленных примеров. На судостроительном заводе, где начальником тов. Бородин, требовалось в кратчайший срок изготовить агрегаты на катера. Своевременное окончание заказа зависело от электросварки. Труд ность состояла в том, что генера тор требовал ремонта. Не было в дацный момент электродов. Элек тросварщик Курбаков сам отре монтировал генератор, изготовил электроды, испытал их и присту пил к работе, отказавшись от лиш него человека. Курбаков двое су ток не уходил из цеха. Ему гово рили: „«Отдохни!» «А на фронте отдыхают? — отвечал он. — Ведь я работаю для фронта». Заказ был выполнен в установ ленный срок. Боевые катера во время были сданы военным моря кам. Трудовой энтузиазм, охватив ший в дни Отечественной войны всех тружеников_ тыла, является ярким показателем беззаветной преданности народа героическим защитникам нашей Родины. Народ любит своих героев, гордится ими. Когда герой керченской пере правы черноморец Емельяненко приехал на свою родину в станицу Краснокумскую, на Ставропольщи- не, вся станица посетила своего ге- роя-земляка. Из районного центра прибыла делегация. Райисполком и райком ВКП(б) прислали семье Емельяненко богатые подарки. сВ этих встречах, — писала газета «Известия» в передовой статье от б июня 1944 года, — выражается горячая любовь города и деревни к своей героической Красной Ар мии. Эта народная любовь окру жает защитников Родины». Освобождение города русской славы, героического Севастополя, вызвало исключительный под’ем среди трудящихся тыла. Во мно гих районах страны началось дви жение по сбору средств на восста новление славной матросской сто лицы. В этом движении народ вновь продемонстрировал свою за боту о Военно-Морском Флоте, свою горячую любовь к военным морякам. Неразрывно связаны Красная Армия и Военно-Морской Флот со всем народом. Где бы ни находи лись военные моряки, они знают и чувствуют, что их подкрепляет сила народов СССР. Эта поддерж ка воодушевляет наших бойцов и офицеров на новые подвиги во славу Родины. Мощными, все на растающими ударами по врагу со ветские воины, поддерживаемые всем советским народом, прибли жают день нашей окончательной победы над ненавистным врагом. ВЕЛИКИЙ РУССКИИ ПАТРИОТ А нтон Павлович Чехов принадлежит к числу любимейших писате лей нашего народа. Ленин высоко ценил его произве дения. Товарищ Сталин в своей речи б ноября 1941 года по ставил его имя в ряду великих имен русского народа. Горький, мудрый друг Чехова, благоговейно относившийся к его таланту, писал (в 1900 году), «Гго Чехов — «один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правди вый, — друг, любящий ее, со страдающий ей во всем». Лев Николаевич Толстой, нежно лю бивший Чехова, сказал ему: «Вот вы — русский. Да, — очень, очень русский». Чехов дорог нам именно гем, что мы чувствуем в нем глубоконационального ху дожника, сумевшего выра зить в своих произведениях многие лучшие черты харак тера своего народа, его идеалы и стремления, его любовь к Родине и мечту о ее прекрасном будущем. Творчество Чехова отно сится к восьмидесятым-де вяностым годам прошлого столетия и к первым годам нашего века (родился в I860 году, умер в 1904 году). Чехов изображал трудную эпоху, много грусти было в его произведениях, но сквозь эту грусть со все большей силой и ясностью проби вался главный мотив его творчества — вера в бли зость счастья, предчувствие небывалого торжества и оасцвета Родины. Худож ник, отличавшийся порази тельной социальной чут костью, русский демократ — разночинец, Чехов всем су ществом своим стремился к бу дущему, угадывал его черты. Героями чеховского творчества были рядовые, обыкновенные рус ские люди — учителя, врачи, агрономы, землемеры, инженеры, статистики; сам являясь врачом по образованию и некоторое вре мя — по профессии. Чехов был кровно связан с массой низовой, трудовой интеллигенции. Он создал также немало образов крестьян, а в таких произведени ях, как повесть «Моя жизнь» и другие, принимался уже и за изображение рабочих. Все любимые Чеховым герои его произведений отличаются своей вдохновенной влюблен ностью в труд, мечтой о светлом будущем Родины, когда труд станет свободным, ироникнутым радостным сознанием его пользы для народа. Чехов был первым в мировой литературе до Горького поэтом труда. Труд, с точки зрения Че хова и его героев, является осно вой всей морали и эстетики, всей правды и красоты на земле. Чехов, как никто другой, с о со бенной силой выразил единство правды и красоты, прекрасного и нравственного. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова док тора Астрова из пьесы Чехова «Дядя Ваня» можно было бы по ставить эпиграфом ко всему че ховскому творчеству: в них вы ражена главная мысль, вдохнов лявшая художника. Эти слова были записаны в за писной книжке Зои Космодемьян ской в числе самых дорогих для нее мыслей. Так Антон Павлович Чехов участвовал в формировании души народной героини, чей образ войдет в века. Всеми образами своего твор чества Чехов вел борьбу против упадочнических настроений и идей восьмидесятых годов. Его произ ведения отличались глубоко ре волюционной силой воздействия. Ленин вьГразил чувства всей пе редовой России, сказав о чехов ской «Палате № 6»: «Когда я прочитал до конца этот рассказ, мне стало жутко. Я не мог оста ваться в своей комнате и вышел, ТрИдцать лет работать уже ( Сорок лет со дня смерти ) будет каждый человек — £ \ каждый » J А п т о н а Павловича Чехова { Устремленный в будущее, - всем существом своим свя занный с жизнью Родины, у меня было ощущение, что я за перт в палате». Царская Россия предстала в этом рассказе в символическом образе больничной палаты, где властвует грубый произвол и на силие. В своих знаменитых сатириче ских образах — унтера Приши- беева и учителя Беликова,—«че-. ловека в футляре», — Чехов под- веог осмеянию силы реакции и ;• • :: ' ч у Ш :■ ’ ШШШШ \факобесття, с их стремлением надеть «футляр» на всю жизнь Родины, держать ее в цепях. Чехову была присуща страстная любовь к Родине, ко всему под линно русскому, национальному. Он мог бы сказать о себе слова ми одного из своих героев (из рассказа «На пути»): «Я любил оусский народ до страдания», «любил... его язык, его творчест/ во». В письме из Германии, срав- чивая немецкую жизнь с русской, Чехов писал, что «в немецкой жизни не чувствуется ни одной капли таланта ни в чем, ни одной капли вкуса». «Наша русская жизнь, — подчеркивал он. — го раздо талантливее». Герои чехов ских произведений выражают эти же мысли и чувства. «...Как бо гата разнообразная русская жизнь, — говорит молодой уче ный, химик Ярцев, в повести «Три года». — Ах, как богата! Знаете, я с каждым днем все более убеждаюсь, что мы живем нака нуне величайшего торжества, и мне хотелось бы дожить, чтобы самому участвовать». Несомнен но, что сам Чехов говорит это устами своего героя! Ему «хоте лось бы дожить, чтобы самому участвовать» в торжестве Роди ны, в ее светлой жизни. В каждом новом произведении, особенно во второй половине де вяностых годов и в начале девя тисотых, все сильнее звучала эта вера в близость прекрасной, свет лой жизни, сказываясь во всем,— в том числе и в пейзаже, в чудес ных картинах русской природы, нарисованных Чеховым. Рисуя лунную ночь (в рассказе «В овра ге»), Чехов писал: «...И все на земле только ждет, чтобы слить ся с правдой, как лунный свет сливается с ночью». Герои чеховских произведений все яснее чувствуют, что время, когда утвердится на родной земле счастье свободного труда, когда будет покончено с самим деле нием людей на трудящихся и не работающих, с паразитизмом, — что это время не так уже далеко! В уста одного из героев пьесы «Три сестры» Чехов вложил зна менитые слова, с набатной силой прозвучавшие по всей стране: «Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здо ровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с наше го общества лень, * равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку. Я буду работать, а через какие-нибудь двадцать пять — Чехов смог сказать пророческие слова и вместе с великим «буре вестником» — Горьким чувство вать дыхание надвигавшейся бури! '- Чехов понимал, что русский на род уже выдвинул могучие силы, отряды борцов за счастье Родины, и восторженно приветствовал этих новых героев русской жизни в ли це революционного рабочего Ни ла, героя пьесы Горького «Ме- шаце». Он писал Горькому, что Нил «сильно сделан, чрез- вьлайно интересен» и сове товал «роль Нила, чудес ную роль... сделать глав ной». Чехов догадывался „ о главной роли в самойг жиз ни людей, подобных горь ковскому Нилу, сынов мно гомиллионной русской де мократии, и хотел, чтобы и герои его творчества — хо рошие, честные люди из русской трудовой интелли генции, отличались такой же активной социальной во лей, цельностью, силой, ка кие свойственны были горь ковским героям. Облик Чехова характери зуется замечательной цель ностью. Скромный, простой, сдержанный человек, чуж дый какой бы то ни был» фразе, Чехов умел чувство вать «незаметную» красоту, скрытую в обыденном, буд ничном, повседневном. Кра соту той затаенной силы, ск ры т ой в вусской жизнь, в русских людях, которая своей затаенностью так часто вводила в заблуждение са моуверенных врагов. Творческий путь Чехова — это путь все более светлого, мудрого поэтического утверждения жизни. Последние произведения Антона Павловича, написанные незадолго до смерти — пьеса «Вишневый сад», рассказ «Невеста», — явля ются поэмами о близком прекрас ном будущем Родины. Грянула очистительная буря, и подлинный хозяин родной земли, весь многонациональный советский народ, сплоченный героической партией Ленина—Сталина, повел свою Родину к могучему под’ему и расцвету всех творческих сил. Лучшие мечты великих сынов на рода становились живой действи тельностью. «Какое наслаждение уважать людей!» — записал в своей за писной книжке Антон Павлович. Мы узнаем это наслаждение. Все, что мы делали, над чем тру дились, все, что мы строили и со здавали, было вдохновлено ува жением к человеку. И вместе с нами жил, работал, боролся, меч тал Чехов! Ленин и Сталин обращались к его образам, как к оружию в борь бе с врагами Родины. Враги Чехо ва были и врагами всего советско го народа. «В нашей стране не лю бят пришибеевых», — сказал то варищ Сталин. В нашей стране любят свет, правду, мысль, кра соту, скромность подлинной си лы. И поэтому в нашей стране так любят Чехова. Гитлеровская Германия оборва ла мирный творческий труд нашей страны. Та самая тупая и преступ ная неметчина, в чьей жизни «не было ни одной капли таланта ни в чем, ни одной капли вкуса», деся тилетиями сгущала смрад злобной зависти, звериной ненависти, глу пой прусской спеси и, «воспитав» из немцев народ мучителей, обру шила всю свою дикую злобу, вме сте со всей техникой ограбленной Европы, на нашу Родину. В богатырском усилии, вдохнов ленная гением Сталина, страна вы держала бешеный натиск врагов, разгромила их главные силы и го нит их прочь, в их темное логово, в могилу. Нельзя победить народ, добив шийся торжества своей правды/ Нельзя победить народ, чьи вож ди носят имена: Ленин и Сталин! Этот народ отстоит свое счастье, свою национальную культуру и мечты своих лучших сыновей. В. ЕРМИЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz