Краснофлотец. 1944, февраль.
с 25 февраля 1944 г „ № 47 (1813 ; К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц HftJIET СЕВЕРОМ ОРЦЕВ НА НЕМЕЦКИЙ Д ЗОТ Разведчики части майора Пе- ченева получили вадаиие раз громить крупную огневую точ ку противника и захватить «языка». С (наступлением тем ноты младший лейтенант Боко- рев со своими бойцами скрыт ным путем направились в сто рону противника. Незамеченны ми они подошля вплотную к немецкому дзоту. Блокировав оотневую точку, молодой офицер решил, не от крывая огня, терпеливо ожи дать появления врага. Его рас чет был правилен. Ч^реэ неко торое время ш тропинке, веду щей к немецкому дэоту, пока зался шглеровец. Замети® на ших разведчиков, он открыл стрельбу. Парторг взвода сер жант Лагунов смело бросился на немца и свалил его с ног. Тем временем остальные бойцы группы заявата забросали огне вую точку гранатами. Услышав выстрелыи разры вы гранат, немцы выслали на помощь дэоту сюоих автоматчи ков. Их встретили «пнем крас нофлотцы группы прикрытия. Завязался жаркий бой, в ре зультате которого наши развед чики уничтожили до десятка фрице® я одного ефрейтора за хватили в плен. В этом бою особенно отличи лись сержанты Борисов и Лука че®, краснофлотцы Пермяков, Кромаров, Коптятш и Бугрю®, которые своим мужеством и во инским умением обеспечили успех юперацви. Наши разведчики благопо лучно вернулись в свою часть, один наш боец легко ранен. Уничтожен наблюдательный пункт противника В моем расчете отлично рабо тают наводчик старший красно флотец Шаманов п заряжающий старший краснофлотец Решет ников. Ha-днях разведчики обнару жили вражеский наблюда тельный пункт. Моему расчету была подана команда: «К бою!» Мы открыли огонь. После первых же выстрелов перешли на поражение цели. В ответ открыла сильныйогонь и тяжелая батарея противника. Вражеские снаряды рвались во круг нашего расчета. Несмотря на трудную обста новку Шаманов и Решетников действовали хладнокровно, про-, должали вести огонь до тех пор, пока цель была уничто жена. Боевое задание нами было выполнено. Командир минометного расчета сержант В. ПРОКОПЬЕВ. Связь восстановлена Паши артиллеристы завяза ли огневой бой с противни ком. В это время р&эрьтвами ■вражеских снарядов была на рушена связь между команд ным и наблюдательным пунк тами. Начальник опорного пункта офицер Данилин при казал связистам Акимову и Пентину наладить связь. Екимов и Пентил пошли на линию. В условиях продол жавшегося боя они, невзи рая ,иа s трудности, сумели найти обрььв ка/беля и устра нили повреждение. Старший сержант С. СТЕПАНЯН. ‘Старший лейтенант меди цинской службы А. Поддуб- ный, отличишпийся в боевьгх гбогод&х, награжден орденом Красного Знамени. Фото Г. Кресмая. Как сделать зуммер Для пренировкн молодых ра дистов на прием и передачу нам понадобился зуммер. На складе его не оказалось, ре шили сделать своими силами. Помозговали немногу), посове товались и приступили к де лу, Оказалось, не так ото уж i сло::*т»о. Чтобы сделать зуммер, нуж но взять одну мембрану от головных наушников, а в де ревянной колодке сделать такое гнездо, в которое бы плотно села мембрана, и вде лать ее в это гаеэдо. С обрат ной стороны в колодку ввин тить шуруп, чтобы он касался пластинки мембраны. Один конец обмотки теле фонной катушки положить на корпус чашечки мембраны, чтобы"он касался пластинки, а второй кон^ц обмотки вывести к батарее <гБАС-60». Провод другого полюса батареи под вести к шурупу, ввинченному в колодку. Отверткой отрегу лировать касания шурупа к пластинке мембраны так, что бы при замыкании пэявился писк. Теперь надо сделать ключ, и зуммер готов. Старший краснофлотец Н. РЫЖОВ. Об аварийном буксире на эсминцах Недавно среди наших старшин к шор о том, нужен ли на эсминце аварийный буксир. Те, кто утверждал, что он не нужен, в доказательство приводили то об стоятельство, что стальной 150-милллметровый трос просто негде хранить, на миноносце нет места для вьюшки таких разме ров. Можно, конечно, уложить стальной трос где-нибудь по бор ту, но в этом случае он только будет мешать уборке палубы. Од ним словом, выходило так, что пользоваться этим тросом почти никогда не приходится, а хлопот с ним много. Так не лучше ли от него избавиться? Вот против таких доводов я и считаю необходимым выступить со всей решительностью, потому что я на собственном горьком опыте убедился, как отсутствие надежного стального буксирного троса едва не привело однажды к потере конвоируемого транспорта с ценным грузом. Дело было глубокой осенью. Нашему эсминцу поручили откон воировать крупное транспортное судно в один из отдаленных пор тов. На другойдень после выхода в мор» разыгрался шторм, дохо дившийдо 8 — 9 баллов. От уда ра волны у транспорта вышло из строя рулевое управление. Продол жать путь самостоятельно судно уже не могло. Необходимо было взять транспорт на буксир, а под ходящего троса для этой цели у нас не оказалось. Тотда-то мне и пришлось пожалеть об этом. Командир нашего корабля при казал боцманской команде взять транспорт на буксир. Пришлось пустить в ход 75-милдиметроЕЫв швартовые. Подали мы их один раз — швартовые лопнули, сде лали их вдвое и даже вчетверо — тз же история: едва эсминец даст ход — 75-миллиметровый сталь ной трос не выдерживает огром ного напряжения и лопается, по’ тому что трудно в штормовую ио- году правильно выровнять и рав номерно распределить напряжение на все четыре конца. Выручила нас случайность, в трюме транспорта отыскался стальной 150-миллиметровыйтрос. Его немедленно подалина эсминец, и мы «спокойно отбуксировали транспорт до порта назначения. Но и в этом случае пришлось приме нить смекалку. Мы вытравили 70—80 метров якорцопи для того, чтобы буксирный конец имелпро вес, иначе, натянувшись, он мог лопнуть. Такой же случай мне известей я на другом корабле, когда отсут ствие надежного буксирного троса едва не привело к гибели корабля, уже получившего серьезное по вреждение в бою. Вот почему я считаю, что на каждом эсминце 150-миллиметро вый стальной трос иметь необхо димо, а место для его хранения на верхней палубе найти можно. Конечно, и боцманскую коман ду Надо постоянно учить и трени ровать, как пользоваться таким буксиром, чтобы в трудную мину ту работа с ним была для всей команды привычным делом. Главный боцман гвардии мичман П. РЕЧКИН. .Главный боцман должен знать способности X и практическую подготовку в морском деле X старшин и командиров отделений всего корабля". X (И з Корабельного Устава 1943 года). ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ К орабль проводил боевое учение. Пулеметчикам приказали открыть огонь по воздушной цели. Ерасно- .флотец Воронцов пытался дать очередь, но пулемет отказал я не дал ли одного выстрела. Потом выяснилось, что это произошло из- за густой смазки, которая застыла на морозе и сковала трущиеся части. Краснофлотец Воронцов плохо ухаживал за материальной частью, не знал, видимо, по-настоя щему, какойдолжна быть смазка, з командир отделения пулеметчи ков старшина 2-йстатьи Куликов недостаточно учил п контролиро вал подчиненного. Пулеметчики не взяли поправку на зиму. П только тогда пулемет снова стал хорошо работать, когда была снята густая смазка. Оружейная смазка, которая применяется летом, непригодна для низких температур. Она гу стеет и связывает работу механиз мов и тем самым затрудняет дей ствия наводчиков л других номе ров. Зимой лучше всего пользо ваться трансформаторным маслом, которое не боится морозов. Этот случай с пулеметом нока- «ывает, что отношение моряков к материальной части в условиях 8имыдолжно быть особенно любов ным я вдумчивым. Даже суще- ствующие смазки для низкойтем- пепатуры, которые получили ппг рокое применение во флоте, тре- Бх&ьми tumpfi&cij на Заму Уход за оружием буют постоянной и тщательной проверки. В некоторых из этих смазок также имеются недостатки, которые могут быть устранены в процессе работыл при самом вни мательном и умелом отношении к долу. Чтобы материальная часть ору жия при низкойтемпературе рабо тала безотказно, надо полностью снять летнюю смазку с трущихся частей, прочистить все масленки, в недоступных местах произвести разборку, а затем наложить неза мерзающую смазку. В течение зимы смазку нужно менять не сколько раз. У нас на корабле по всем пра вилам ухаживают за своим ору жием старшины Рогов, Сталенко, Огородников, Полугин, Слабоде- нюк я другие. Поэтому материаль ная часть у них работает безотказ но и затруднений для наводчиков нет. В походах в штормовую погоду, когда волна сильно заливает ору дия. необходимо принимать меры к тому, чтобывода не попадала во внутрь механизмов, яначе металл неизбежно будет ржаветь, отдель ные механизмы— выходить из строя. Посмотришь, другой раз, после походов и почти всегда об наружишь какой-нибудь недоста ток: заржавеет валик пли другая часть — не вращается. Отделять нел*»зя. Пришел как-то ко мне старшина 1-й статьи Хохлов я доложил о том, что целик прицела туго вра щается. Пошли вместе с ним и разобрали этот целик. Отделять, конечно, было можно, но очень тяжело. Чгобы> уберечь материальную часть от попаданийна нее воды во время штормовых походов, надо на открытые части плотно наде вать брезентовые чехлы, которые бы не пропускали сырость. Комендоры нашего корабля уде ляют большое внимание уходу sa материальной частью. Особенно ■часто приходится проворачивать орудия во время штормового по хода. Тут уж со временем пе счи тайся. ^Орудие должно быть в по стоянной боевойготовности. Таков закон моряков. Я рекомендую комендорам прочитать книжку «Артиллерий ские масла я смазки*. Она помо жет разобраться в смазочных ма териалах я умело их использовать в различных условиях. Главный старшина М. ЖАБРОВ. * * * У нас на флоте во время зямы оправдала себя смазка .N5 21, од нако даже и она недостаточно устойчива против воды. Попавшая на эту смазку вода проникает на металл и вызывает коррозию. В практике бывало немало слу чаев, когда при наступлении моро зов механизмы наведения орудий нашего корабля работал* плохо, с трудом поворачивали орудия по горизонту я по вертикали. И по лучалось это потому, что на шаро вое основание была наложена гу стая смазка и, кроме того, попа дала вода, образующая ледяную кору Был однажды и другой случай. Заполнили компрессоры глицери-’ ном. а проверить этот состав свое временно не удосужились. Глице рин был смешан с водой, и на ме-' талле образовался лед крапинка ми. При стрельбе не получался нормальный откат и накат ко*^ прессора. Пришлось производить' искусственный накат, чтобы рас- ходить детали. Крайне необходимо также по стоянно садить за состоянием канала ствола. Помню случай (правда, не на нашемфлоте), когда по халатности комендоров орудие вышло ял строя. В канал ствола попала вода, и образовался лед. Перед стрельбойкомендорыне про верили материальную часть, и первым же выстрелом сорвало на* резы, повредила дульную часть ствола. Канад ствола должен смазы ваться тонким слоемсмдлви Л* 21 и систематически *цк>веряться. Своевременная я умелая чистка после стрельбы сохраняет живу честь ствола. После стрельбы в зимних усло виях нельзя применять способ банеяия. Банах ствола нужно сма зать пушечным салом, а через 2— 3 часа протереть его дочиста и положить новую смазку. Этот к другие методы обеспечат нормаль ное состояние канала ствола. Главный старшина Н. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz