Краснофлотец. 1944, февраль.

с 25 февраля 1944 г „ № 47 (1813 ; К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц HftJIET СЕВЕРОМ ОРЦЕВ НА НЕМЕЦКИЙ Д ЗОТ Разведчики части майора Пе- ченева получили вадаиие раз­ громить крупную огневую точ­ ку противника и захватить «языка». С (наступлением тем­ ноты младший лейтенант Боко- рев со своими бойцами скрыт­ ным путем направились в сто­ рону противника. Незамеченны­ ми они подошля вплотную к немецкому дзоту. Блокировав оотневую точку, молодой офицер решил, не от­ крывая огня, терпеливо ожи­ дать появления врага. Его рас­ чет был правилен. Ч^реэ неко­ торое время ш тропинке, веду­ щей к немецкому дэоту, пока­ зался шглеровец. Замети® на­ ших разведчиков, он открыл стрельбу. Парторг взвода сер­ жант Лагунов смело бросился на немца и свалил его с ног. Тем временем остальные бойцы группы заявата забросали огне­ вую точку гранатами. Услышав выстрелыи разры­ вы гранат, немцы выслали на помощь дэоту сюоих автоматчи­ ков. Их встретили «пнем крас­ нофлотцы группы прикрытия. Завязался жаркий бой, в ре­ зультате которого наши развед­ чики уничтожили до десятка фрице® я одного ефрейтора за­ хватили в плен. В этом бою особенно отличи­ лись сержанты Борисов и Лука­ че®, краснофлотцы Пермяков, Кромаров, Коптятш и Бугрю®, которые своим мужеством и во­ инским умением обеспечили успех юперацви. Наши разведчики благопо­ лучно вернулись в свою часть, один наш боец легко ранен. Уничтожен наблюдательный пункт противника В моем расчете отлично рабо­ тают наводчик старший красно­ флотец Шаманов п заряжающий старший краснофлотец Решет­ ников. Ha-днях разведчики обнару­ жили вражеский наблюда­ тельный пункт. Моему расчету была подана команда: «К бою!» Мы открыли огонь. После первых же выстрелов перешли на поражение цели. В ответ открыла сильныйогонь и тяжелая батарея противника. Вражеские снаряды рвались во­ круг нашего расчета. Несмотря на трудную обста­ новку Шаманов и Решетников действовали хладнокровно, про-, должали вести огонь до тех пор, пока цель была уничто­ жена. Боевое задание нами было выполнено. Командир минометного расчета сержант В. ПРОКОПЬЕВ. Связь восстановлена Паши артиллеристы завяза­ ли огневой бой с противни­ ком. В это время р&эрьтвами ■вражеских снарядов была на­ рушена связь между команд­ ным и наблюдательным пунк­ тами. Начальник опорного пункта офицер Данилин при­ казал связистам Акимову и Пентину наладить связь. Екимов и Пентил пошли на линию. В условиях продол­ жавшегося боя они, невзи­ рая ,иа s трудности, сумели найти обрььв ка/беля и устра­ нили повреждение. Старший сержант С. СТЕПАНЯН. ‘Старший лейтенант меди­ цинской службы А. Поддуб- ный, отличишпийся в боевьгх гбогод&х, награжден орденом Красного Знамени. Фото Г. Кресмая. Как сделать зуммер Для пренировкн молодых ра­ дистов на прием и передачу нам понадобился зуммер. На складе его не оказалось, ре­ шили сделать своими силами. Помозговали немногу), посове­ товались и приступили к де­ лу, Оказалось, не так ото уж i сло::*т»о. Чтобы сделать зуммер, нуж­ но взять одну мембрану от головных наушников, а в де­ ревянной колодке сделать такое гнездо, в которое бы плотно села мембрана, и вде­ лать ее в это гаеэдо. С обрат­ ной стороны в колодку ввин­ тить шуруп, чтобы он касался пластинки мембраны. Один конец обмотки теле­ фонной катушки положить на корпус чашечки мембраны, чтобы"он касался пластинки, а второй кон^ц обмотки вывести к батарее <гБАС-60». Провод другого полюса батареи под­ вести к шурупу, ввинченному в колодку. Отверткой отрегу­ лировать касания шурупа к пластинке мембраны так, что­ бы при замыкании пэявился писк. Теперь надо сделать ключ, и зуммер готов. Старший краснофлотец Н. РЫЖОВ. Об аварийном буксире на эсминцах Недавно среди наших старшин к шор о том, нужен ли на эсминце аварийный буксир. Те, кто утверждал, что он не нужен, в доказательство приводили то об­ стоятельство, что стальной 150-милллметровый трос просто негде хранить, на миноносце нет места для вьюшки таких разме­ ров. Можно, конечно, уложить стальной трос где-нибудь по бор­ ту, но в этом случае он только будет мешать уборке палубы. Од­ ним словом, выходило так, что пользоваться этим тросом почти никогда не приходится, а хлопот с ним много. Так не лучше ли от него избавиться? Вот против таких доводов я и считаю необходимым выступить со всей решительностью, потому что я на собственном горьком опыте убедился, как отсутствие надежного стального буксирного троса едва не привело однажды к потере конвоируемого транспорта с ценным грузом. Дело было глубокой осенью. Нашему эсминцу поручили откон­ воировать крупное транспортное судно в один из отдаленных пор­ тов. На другойдень после выхода в мор» разыгрался шторм, дохо­ дившийдо 8 — 9 баллов. От уда­ ра волны у транспорта вышло из строя рулевое управление. Продол­ жать путь самостоятельно судно уже не могло. Необходимо было взять транспорт на буксир, а под­ ходящего троса для этой цели у нас не оказалось. Тотда-то мне и пришлось пожалеть об этом. Командир нашего корабля при­ казал боцманской команде взять транспорт на буксир. Пришлось пустить в ход 75-милдиметроЕЫв швартовые. Подали мы их один раз — швартовые лопнули, сде­ лали их вдвое и даже вчетверо — тз же история: едва эсминец даст ход — 75-миллиметровый сталь­ ной трос не выдерживает огром­ ного напряжения и лопается, по’ тому что трудно в штормовую ио- году правильно выровнять и рав­ номерно распределить напряжение на все четыре конца. Выручила нас случайность, в трюме транспорта отыскался стальной 150-миллиметровыйтрос. Его немедленно подалина эсминец, и мы «спокойно отбуксировали транспорт до порта назначения. Но и в этом случае пришлось приме­ нить смекалку. Мы вытравили 70—80 метров якорцопи для того, чтобы буксирный конец имелпро­ вес, иначе, натянувшись, он мог лопнуть. Такой же случай мне известей я на другом корабле, когда отсут­ ствие надежного буксирного троса едва не привело к гибели корабля, уже получившего серьезное по­ вреждение в бою. Вот почему я считаю, что на каждом эсминце 150-миллиметро­ вый стальной трос иметь необхо­ димо, а место для его хранения на верхней палубе найти можно. Конечно, и боцманскую коман­ ду Надо постоянно учить и трени­ ровать, как пользоваться таким буксиром, чтобы в трудную мину­ ту работа с ним была для всей команды привычным делом. Главный боцман гвардии мичман П. РЕЧКИН. .Главный боцман должен знать способности X и практическую подготовку в морском деле X старшин и командиров отделений всего корабля". X (И з Корабельного Устава 1943 года). ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ К орабль проводил боевое учение. Пулеметчикам приказали открыть огонь по воздушной цели. Ерасно- .флотец Воронцов пытался дать очередь, но пулемет отказал я не дал ли одного выстрела. Потом выяснилось, что это произошло из- за густой смазки, которая застыла на морозе и сковала трущиеся части. Краснофлотец Воронцов плохо ухаживал за материальной частью, не знал, видимо, по-настоя­ щему, какойдолжна быть смазка, з командир отделения пулеметчи­ ков старшина 2-йстатьи Куликов недостаточно учил п контролиро­ вал подчиненного. Пулеметчики не взяли поправку на зиму. П только тогда пулемет снова стал хорошо работать, когда была снята густая смазка. Оружейная смазка, которая применяется летом, непригодна для низких температур. Она гу­ стеет и связывает работу механиз­ мов и тем самым затрудняет дей­ ствия наводчиков л других номе­ ров. Зимой лучше всего пользо­ ваться трансформаторным маслом, которое не боится морозов. Этот случай с пулеметом нока- «ывает, что отношение моряков к материальной части в условиях 8имыдолжно быть особенно любов­ ным я вдумчивым. Даже суще- ствующие смазки для низкойтем- пепатуры, которые получили ппг рокое применение во флоте, тре- Бх&ьми tumpfi&cij на Заму Уход за оружием буют постоянной и тщательной проверки. В некоторых из этих смазок также имеются недостатки, которые могут быть устранены в процессе работыл при самом вни­ мательном и умелом отношении к долу. Чтобы материальная часть ору­ жия при низкойтемпературе рабо­ тала безотказно, надо полностью снять летнюю смазку с трущихся частей, прочистить все масленки, в недоступных местах произвести разборку, а затем наложить неза­ мерзающую смазку. В течение зимы смазку нужно менять не­ сколько раз. У нас на корабле по всем пра­ вилам ухаживают за своим ору­ жием старшины Рогов, Сталенко, Огородников, Полугин, Слабоде- нюк я другие. Поэтому материаль­ ная часть у них работает безотказ­ но и затруднений для наводчиков нет. В походах в штормовую погоду, когда волна сильно заливает ору­ дия. необходимо принимать меры к тому, чтобывода не попадала во внутрь механизмов, яначе металл неизбежно будет ржаветь, отдель­ ные механизмы— выходить из строя. Посмотришь, другой раз, после походов и почти всегда об­ наружишь какой-нибудь недоста­ ток: заржавеет валик пли другая часть — не вращается. Отделять нел*»зя. Пришел как-то ко мне старшина 1-й статьи Хохлов я доложил о том, что целик прицела туго вра­ щается. Пошли вместе с ним и разобрали этот целик. Отделять, конечно, было можно, но очень тяжело. Чгобы> уберечь материальную часть от попаданийна нее воды во время штормовых походов, надо на открытые части плотно наде­ вать брезентовые чехлы, которые бы не пропускали сырость. Комендоры нашего корабля уде­ ляют большое внимание уходу sa материальной частью. Особенно ■часто приходится проворачивать орудия во время штормового по­ хода. Тут уж со временем пе счи­ тайся. ^Орудие должно быть в по­ стоянной боевойготовности. Таков закон моряков. Я рекомендую комендорам прочитать книжку «Артиллерий­ ские масла я смазки*. Она помо­ жет разобраться в смазочных ма­ териалах я умело их использовать в различных условиях. Главный старшина М. ЖАБРОВ. * * * У нас на флоте во время зямы оправдала себя смазка .N5 21, од­ нако даже и она недостаточно устойчива против воды. Попавшая на эту смазку вода проникает на металл и вызывает коррозию. В практике бывало немало слу­ чаев, когда при наступлении моро­ зов механизмы наведения орудий нашего корабля работал* плохо, с трудом поворачивали орудия по горизонту я по вертикали. И по­ лучалось это потому, что на шаро­ вое основание была наложена гу­ стая смазка и, кроме того, попа­ дала вода, образующая ледяную кору Был однажды и другой случай. Заполнили компрессоры глицери-’ ном. а проверить этот состав свое­ временно не удосужились. Глице­ рин был смешан с водой, и на ме-' талле образовался лед крапинка­ ми. При стрельбе не получался нормальный откат и накат ко*^ прессора. Пришлось производить' искусственный накат, чтобы рас- ходить детали. Крайне необходимо также по­ стоянно садить за состоянием канала ствола. Помню случай (правда, не на нашемфлоте), когда по халатности комендоров орудие вышло ял строя. В канал ствола попала вода, и образовался лед. Перед стрельбойкомендорыне про­ верили материальную часть, и первым же выстрелом сорвало на* резы, повредила дульную часть ствола. Канад ствола должен смазы­ ваться тонким слоемсмдлви Л* 21 и систематически *цк>веряться. Своевременная я умелая чистка после стрельбы сохраняет живу­ честь ствола. После стрельбы в зимних усло­ виях нельзя применять способ банеяия. Банах ствола нужно сма­ зать пушечным салом, а через 2— 3 часа протереть его дочиста и положить новую смазку. Этот к другие методы обеспечат нормаль­ ное состояние канала ствола. Главный старшина Н. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz