Краснофлотец. 1944, февраль.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 2 февраля (9 4 4 г„, № 27 (1793 ) X СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Ьго СОЗЫВА О ПРЕОБРАЗОВАНИИ НАРКОМАТА ОБОРОНЫ И НАРКОМИНДЕЛА ИЗ ОБЩЕСОЮЗНЫХ В СОЮЗНО-РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАРКОМАТЫ Продолжение доклада тов. В. М. Молотова в Верховном Совете СССР 1 февраля 1944 года значение образование войсковых формирований реопубдш;, Как известно, в царской России на военную службу не призыва лись некоторые (национальности и народности. Не призывались, на пример, уэбекя, казахи, таджики, туркмены, киргизы, большинство народностей Северного Кавказа, а также народности Северн. Царизм, естественно, не доверял пародам, которых оп держал в колониальном или полуколониальном положении. Царская власть ничего и не де лала для того, чтобы подготовить эти народы к постепенному вовле чению в армию. В советское время положение коренным образом изменилось. В нашем законодательстве, ра зумеется, пег правовых ограниче ний по призыву в армию для тех или других т!я.циопальностей. Но длжно было пройти известное время, чтобы сделать возможным фактическое ocyi; -ствление при зывов в Красную Армию во всех частях Советского Союза. Частич ные призывы в Красную Армию проводились зз прошлые годы и в тех районах СССР, где в старое воемя не производилось военных яризыв-оз. Создавались и нацио нальные войсковые частя в Кра сной Армия, по зги формирования до настоящего времени не могли получить своего настоящего разви тия. Теперь положение изменилось к лучшему. Создались достаточные возможности для войсковых фор мирований з союзных реецубли ках. Во всех республиках имеются не только кадры рядовых бойцов, но и известные кадры командного состава, могущего руководить со ответствующими войсковыми ча стями. Таким образом, теперь обра зование войсковых формирований в -оюзных республиках может быть поставлено па твердые ноги. Но для осуществления этой задачи нужно иметь республиканские Наркоматы Оборо'ны, а. следова тельно, возникает необходимость преобразования общесоюзного Нар комата Обороны в союзно-респуб ликанский наркомат. Надо думать, чти это усилит внимание респуб лик также к постановке военного обучения в школах и в высших учебных заведениях, чго нам необ ходимо. При талом положении об разование войсковых формирова нийв республиках, как составных частей Красной Армии, сыграет св^ю немаловажную положитель ную роль. Как это отразится на нашей Красной Армии? Будет ли это со действовать ее укреплению, росту ее мощи? Да, в этом не может быть сомленпя. Наша армия всегда была близка н дорога зародам Советского Союза. В ходе Отечест венной войны еще больше усили лась любовь народов СССГ к своей армии, и еще более сильной и все общей стала гордость советских людей успехами и героизмом Кра снойАрмии. (Аплодисменты), В са мом деле. Кто не видит, какую славную борьбу ведет наша армия за освобождение Украины, за освобождение Белоруссии? Кто не ценит всей душой того, чго делает Красная Армия для подго товки близкого освобождения Лит вы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Карело-Финской республики? (Про должительные алподисиенты). Кто не помнит о тем, что советские войска апаелн Азербайджан, Гру зию-и Армению от нашествия гер манского фашизма? (Аплодисмен ты). Кто не прославляет в совет ском пароде нашу армию за то, что она отстояла нашу столицу — Москву, учинила разгром немцев юд Сталинградом, перейдя в на ступление по всему фронту, защи тила Ленинград, полностью аняла с него блокаду я гонит сейчас пол? чища вpi гл с родной земли, не да- зая ему передышки? (Бурные, продолжительные аплодисменты). Кто, кроме зачумленных фашиз мом. не понял теперь, что Красная \рмия выполняет освободительную миссию ае только в отношении своей Родины, но и в отношении зеех демократических стран, кото рые борются за свою честь, сво- 5оду и независимость против смер-. тельной ,*>паспости со стороны фашизма? (Аплодисменты). Кго, гаклсе, не знает о том, что рабочие и работницы наших заводов и фаб рик. что крестьяне я крестьянки в колхозах, что наша интеллиген ция, что все советские люди го товы отдать для укрепления мощи Красной Армии все свои силы, что своим самоотверженным трудом они на деле выполняют свой долг перед Родиной, перед героический Красной Армией? (Продолжитель ные аплодисменты). Образование войсковых частей республик должно послужить даль нейшему укреплению нашей ар мии, как защитницы нашей Ро дины, как надежной опоры Совет ского Союза. Врагн Советского Союза могут пе сомневаться, что в результате этих новых войсковых формирований силы нашего госу дарства еще более окрепнут. Это заставят их впредь быть поосто рожнее. Это новое воплощение крепнущей дружбы народов Совет ского Союза будет содействовать дальнейшему росту авторитета на шей страны в глазах народов Вос тока и Запада. (Аплодисменты), мы установили не только друже ственные, но и союзные отноше ния с Великобританией. (Продол жительные аплодисменты). Такие же хорошие, отношения у нас установлены с Соединенными Штатами Америки. (Продолжи тельные аплодисменты). Создалась мощная антигитлеровская коали ция, возглавляемая Советским Со юзом, Великобританией и Соеди ненными Штатами Америки, воен ное и политическое значение ко торой для всего круга демократи ческих государств трудно переоце нить. (Аплодисменты). Примером укрепляющихся дружественных отношений Советского Союза с европейскими государствами может служить недавно заключенный Со ветско-Чехословацкий Договор. За ложены основы для сотрудниче ства великих и малых демократи ческих страи пе только во время войны против общего врага, но и для послевоенного периода во имя охраны мира от новых покушений со стороны агрессивных держав. Как известно, Московская и Теге ранская конференции заняли вид нейшее место в развития и укреп ления антигитлеровской коалиции. И как никогда велика уверенность народов антигитлеровского лагеря в близкой и полной победе, в неда леких уже совместных сокруши тельных ударах союзников по об щему врагу, а также уверенность в том, что в этой совместной борьбе закалится союз и дружба антифашистских стран. (Аплодис менты). И все же нельзя ска:$ать, чтобы этот общий, положительный ход развития международных связей Советского Союза мог полностью охватить не только общесоюзные нужды, по и многообразные и рас тущие потребности союзных рес публик во внешних делах. Имеет ся, например, немало специфиче ских хозяйственных и культурных пужд у союзных республик, кото рые не могут быть в полной мере охваченм общесоюзным нродстави- тельетвом за границей, а также договорами и соглашениями Союза зеех или яескольтсих советских республик. Тов. Сталин говорил на первом общесоюзном с’езде Сове тов, что тогда «советские респуб лики хотя я действовали вместе, но шли врозь, занятые прежде всего вопросами своего существо вания». На первой стадии это было неизбежно. При образовании СССР, в соот ветствии с общей волей союзных республик, было решено об’еди нить в одном центре дело внешних сношений с иностранными госу дарствами. Тогда был создан обще союзный Наркомат Иностранных Дел, нолучзгвший права Наркомин- делов отдельных советских респуб лик. С тех нор и до наших дней советское государство было пред ставлено за границей через обще союзных дипломатических пред ставителей. Договоры и соглаше ния с иностранными государства ми заключались также только от имени Союза. Это было необходимо для определенного этапа развития нашего государства и дало свои положительные результаты, укре пив государство и высоко подняв его роль в международных делах. (Аплодисменты). По я тогда, еще на партийном с’езде в 1923 году, товарищ Сталия говорил: «Национальный вопрос мы будем ставить еще но раз, ибо условия национальные и ме ждународные меняются и еще могут измениться. Я не за рекаюсь от того, что, может, нам придется некоторые ко миссариаты, которые мы сли вали в состав Союза Респуб лик, потом раз’единитъ». Как лучший знаток националь ного вопроса не только в нашей партии и пе только в пашей страпе, товарищ Сталин, — кото рый вместе с великим Лениным заложили основы Советского Со юза, — уже тогда указывал, что изменения в международной обста новке и национальное развитие будут не раз вызывать организа ционные перестройки в аппарате советского государства. Иным и нельзя представить себе положе ние дел, особенно в таком молодом и быстро крепнущем организме, как Советский Союз. Теперь вопрос о внешних сно шениях союзных республик стоит, иначе, чем два десятилетия тому; Предлагаемое дреобрааовапие, ~мн‘т- Наркомшшдела. и Нарксмата Ooojx>-, с другими государствам»!. Эти на циональные запросы республик могут быть лучше удовлетворены посредством прямых сношении республик с соответствующим* государствами. Разумеется, тре буется специальная конкретна* разработка вопросов этого рода общесоюзных к реепубликанск^Р органах. Нельзя также отрицать, что потребуется некоторое время, чтобы наладить эту внешнюю дея тельность республик. Такие во просы решаются не по шаблону. Бесспорно, однако, что Еопрос * выходе на внешнюю арену дем телыностл приобрел уже для ряда республик жизненное значение. Следует, наконец, признать, что это не только в интересах тех или иных отдельных союзных респуб лик, но и з интересах всего дела расширения международных свя зен и укрепления сотрудничества СССР с другими государствами, что так важно во время войны я 4 tv даст свои плоды также в послевоенный период. Вот основания, по которым СЛ 1 ^ дует признать необходимым пр*Щ образование Наркоминдела на общесоюзного в союзно-республи канский наркомат. Если в первый период существовали только рес публиканские Наркомипдслы, а во второй только Общесоюзный Нар коминдел, то теперь Народный Ко миссариат Иностранных Дел дол жен превратиться в более слож ную и разветвленную организа цию — в союзно-республиканский наркомат. Мне остается немного добавить о нашей дипломатиче ской практике. Приходится кон статировать, что отсутствие спе циальных указаний в Советской Конституции в отношении права союзных республик на обмен представительствами с другим* государствами и на внешние сно шения иногда истолковывается * прямой ущерб интересам совет ских республик и Советское Союза в целом. Предлагаемое до полнение послужит к ликвидация такого рода фактов. III. Новый шаг вперед в разрешении национгльного вопроса II. Преобразование Наркоминдела На меньшее значение имеет преобразование общесоюзного Нар- коминдела в союзно-республикан- ский наркомат. До образования Советского Со юза, наряду с Наркоминделом РСФСР, существовали Наркомин" делы на Украине, в Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджане, которые в определенных случаях поддерживали внешние сношения с другими государствами. В пер- вьЛ^йёриод, когда наше государ ство еще не было собрано в одно i общесоюзное государство, а со-1 стояло из разрозненных частей, между отдельными советскими рес публиками и иностранными госу дарствами был заключен ряд до говоров и соглашений. В некото рых случаях представители РСФСР получали специальные полномочия от других советских республик для участия в международных совеща ниях я для заключения договоров с другими государствами от ямеии назад, когда формировался О т ский Союз. Он вырос Из жизнен ных потребностей республик п его разрешение диктуется интересами Союза, как целого. Давно прошло время, когда не которые иностранные государства старались не замечать суш тзо вания рожденной Октябрьск л И- волюцией Советской Республики. Теперь нанротпн, среди иностран ных государств растет тяга к установлению я развитию дшш магических отношений с нашим государством. Конечно, в условиях мировой войны для этого имеются свои особые немалые _трудности, но все же и за годы войны между народные связи СССР неуклонно расширялись. Можно далт* "w зать, что именно за годы войны международные связи Советско го Союза поднялись на вовую, белее высокую ступень. Факты общеизвестны. Впервые за время существования советской власти шы -является новым шагом вперед, в (разрешении национального w ; проса в Советском Союзе. Это пре образование находится в прямом соответствии г припшшд-’чи па шей ленинско-сталинской нацио нальной политики. Приведение та кого рода мероприятий в настоя щей время означает, чт(> Совет ское государство достигло новой ступени своего развития, нревра- щаясь бОДбв сложный и шшиг кровный оргапкзм. В этом нельзя •не ы.-деть новое свидетельство ве ликого зиалеиия социалистиче ских принципов организации Со ветского Союза. В докладе па с ’езде Советов, утверждавшем (Конституцию СОСР в 1936 году, тов. Сталин так оха рактеризовал победу националь ной политики советской власти, обеспечившую успех образования млгошвдионашгого государства на базе социализма: «Отсутствие экоплоататор- скнх 'Классов, являющихся основными организаторами •международной драки; отсут ствие аюешлоатация, культи вирующей шаим<ное недове рие и разжигающей национа листические страсти; наличие у власти рабочего класса, яв ляющегося врагом всякого по рабощения и верным носите-" Л1ем идей шггернадаонализма; фактическое осуществление взаимной помощи народов во в сех областях хозяйственной и общественной ясизии; нако нец. расцвет национальной культуры народов СССР, на- шгонзглыюй по форме, социа- лнсфичесаеой по содержанию,— вс<\ эти и подобные нм факты привели к тому, что изменил ся в корне облик народов СОСР. исчезло в них чувство оз-еьим-ного .недоверия, разви л о сь в них чувство взаимной дружбы и наладилось, таким образом, настоящее братское сотрудничество народов в си стеме еда-ного союзного госу дарства. (Окончание см. на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz