Краснофлотец. 1944, декабрь.
. - «J а— С Л А В А Г Е Р О Я М С О В Е Т С К О Г О С О Ю З .А . Н Н 1 ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ПОДВОДНИК Вы вадеая, как отходит от ЯЕирса подаодаая лодка капитана 2-го ранта Щедрина? Если вам цриходилоеь провожать Григория Ивановича в поход, то вспомните, вак он. по морскому обычаю, сой- Щя вослешим г rrnpi-a иа лодку, ноигвляетея на мостике, как тихо и спокойно, но с оттенком торже ственности звучат его команды. Я послушная его воле подводная лодка отрывается от пирса' и будто уменьшается в размерах, легко разворачиваясь в узкости ВДХВЛ . Ра ссылаясь по тиховодью, кру то ^зс-пгулся иэумрпно-снежный бурун н не успел «н р а зл а диться у берега, как подводная лодка на глазах у всех погрузи лась. Потом всплыла и быстро арьиась на серыми выгтуаачи с ш . — Кдаегао отходит! — с не вольной завистью восклицают подводники. Ояучись так. что на пирсе стояли бы да взрослые люди, а ребята, у многих из них. пожа луй. зародилась бы в эти минуты мочта стать моряком, как заго релся такой мечтой я сам Щеярнн когда-то в юности. _ Это было лет двадцать назад в Туапсе. Целые щи Гриша про водил на берегу моря. Он ча сто наблюдал, как выходили из глвани парусные шхуны. Старые шг.шгефьг — опьгшые «морские . B'.xj ш в» — очень искусно управ ляли парусами. Точно свазичаые птицы, шелестя широкими белы ми крыльями, уносились за гори зонт парусники. Любое дело, да же самое сложное и трудное, на чинает нравиться, если видишь, как дела.ет его вдохновенный ча ртер. Такими мастерами своего дела и были шкиперы, и Щедри ну полюбилось искусство водить корабли. - Большая мечта овладела юным сердцем, и вместе с этим явилась настойчивость, которая необходи ма для осуществления мечты. Едва окончив три класса на- яЗлыгой школы, Григорий Щед рин, чтобы помочь отцу прокор мить большую семью, вынужден был пойти на заработки. И тут он решает^ приспело время по гнаться с морем. Тринадцатилет ним подростком он поступает юигой па парусник. Экипаж этого судна состоял из трех человек: старикатшкипера, матроса и юнги — Гриши Щед рина, которого обычно называли .'«малый». Гриша был единствен ным грамотным человеком в эки паже и, помимо других работ, вел вахтенной журнал.. Крохотное, •неказистое с виду судно избороз дило вдоль и поперек все Черное, даже забиралось в Средиземное море и не раз испытывало на се бе бури я яепогош. Отличную школу моряка про шел Щедрин под руководствам пгкиперя. Крепко полюбил он море и паруса. Но когда он вырос и стал матросом, да мечтал поплавать на больших океанских пароходах. Черное море показалось ему тес ным. Хотелось побывать в замор ских странах. А чтобы плавать на большом корабле, недостаточно было одной морской завалки и сноровки, нужны были зцапия. И потребовалось «tforo упорства и трудолюбия, чтобы подготовить себя к сдаче экзаменов в морской техникум. \ Щедрин переходит работать на портовой Лукеир и одновременно поступает в вечернюю рабочую школу. Таким путем он добивает ся своего желания и уже через несколько лет, окончив техникум, плавает штурманом и затем вто рым помощником капитана на океанских торговых судах. За ветная юношеская мечта—«водить корабля по морям и океанам осу ществилась. Когда Щедрина призвали в*> флот, перед ним открылись дру- пф пути, встали другие задачи. Науку и опыт военного моряка он постиг, плавая на эсминце и, по окончании военного образова ния. — на подводной лодке. Здесь ■<н сначала был помощником, а потом стал командиром подвод ного корабля. г Краснофлотцы, служившие с ним до войны, рассказывают, что он весь отдавался учебе. В зим нюю [гору подводная лодка по не скольку месяцев находилась да леко от базы, неся в ледяных «штормах дозорную службу. Щед рин всех заражал своей бод ростью. и тяготы походной жизни морякам казались легче. Так еще до войны Григорий Иванович Щедрин стал одним из опытней ших комаидиров-нодводнижо®. Воевать Щедрин начал позже многих других офицеров подвод ников. Прямо с завода он принял Новую подводную лодку. Зкниз'ж почти целиком состоял из нович ков. Пришлось осваивать техни; ку, отрабатывать учебные задачи. Корабль почти не стоял у rrtipca: в штормовых походах люди позна вали трудную науку войны, при выкли к качке, к длительному пребыванию под водой, к сурово му полярному морю. Н у всех рождалось я крепло чувство уве ренности и мысль: скорее бы уж в поход. Наконец, наступила страдная пора. Это было ранней весной. Солнце уже не скрывалось за горизонтом. Щедрин новел под водную лодку к вражеским бере гам. Ему. как всякому подвод нику, знакомо чувство беспокой ства: а вдруг не найдем, а вдруг не потопим врага. Но внешне Щедрин был спокойным, и это В •'^«.Н'ГТИ’Ж опокойствие вселял * уверенность в успеха. Вскоре напали на след зрага. И Щедрин вышел в торпедную ая®- ку. Кто был в центральном посту, те видели, каким сосредоточенным к строгим было лицо коман дира в минуты атаки. Он к ак * будто медлил, ном не выбрал по крупнее цель и не напелшвея тая, чтобы ударить наверняка. Ивсе! же, когда вышли торпеды. *>н вол новался: пг .промахнулся ля? Нет. не jtyo.Ma.xaулея: Транспорт с 8 .000 тонн пошел на т о Ба- реицова моря. А через некоторое время был обнаружен второй конвой — и второй транспорт в 6.000 тайн! был потоплен. На этот раз коман-! дир наблюдал гибель врага в пе рископ. Правда. погружение | транспорта ?!ыло настолько бы -1 с.трым. что удалось наметить над! водой одну! лишь сильно накре-^ пившуюся мачту. В этом походе Григорий Ивано вич Щедрин проверил не только военное умение своего экипажа^ и*/ и его выдержку, спокойствие, хладнокровие. Около сотни глу бинных бомб сбросил противник на лодку, но никто не растерялся, не смалодушничал. Радость победы не вскружила головы командиру z людям чш- ifaara. В базе, когда подводили итоги первой -победы, речь шла не об успехах похода, а u недо статках. которые вскрылись в походе и з бою.' После первого успеха Щедрин уже почти пи разу не возвращал ся и.л боевого похода без победы. 10 кораблей противника отпра вил он па дпо, четыре — оовреж- дено. Много испытаний прошел экипаж, и много блестящих атак провел командир. В самую темную и бурную ночь, в самых опасных районах он всегда находился на мастике. И тогда ншгго от пего не слышал ни слова. Он весь был поглощен наблюдением и не усту пал в зоркости сигнальщикам. Когда появлялся противник и лодка была на глубине, он брался за перископ и не давал воли «ох•►тничьему азарту >, который подталкивает порой на необду манное решение. 1 >>л 1 дпой жизненный и боевой 1 ут.«» прошел прославленный под- ВОД 1 ИК капитан 2-го ранга Гри горий Иванович Щедрин. Сила воли, непреодолимая настойчи вость в учебе и в боях помогли юнго с парусника достичь овоей заветной мечты — стать военным моряком, командиром подводной лодш и в боях с немецкими за хватчиками добиться блестящих боевых успехов, высоко оценен ных Советским правительством, присвоившим Григорию Ивано вичу Щедрину звание Героя Со ветского Сонма. , Дм. СЕТИН* От.тгптда мастера своей специальности — старшина радисток г*»ный старшина К. Царьков и старший краснофло- Г. Шевченко проверяют аппаратуру. Фото Л . Огурцова. теп о ВОСП 5 1 ТаНИИ молодых краснофлотцев Прибывающие на корятлк я в части молодые краснофлотцы пер вое знакомство имеют с»> Г ар шиной. Перед старшиной встает почетная и (упветствеиная зада ча— воспитать у молодого крас нофлотца ка чества. леобходимые советскому вози у : -мужество, матросскую раиворотливость. вы носливость. ОтАршина обязан обучить молодого моряка спе циальности. помочь ему в совер шенстве изучить материальную часть, раскрыть перед ним все «тайны» техники, выработать у него гграктичее кие навыки. словом. *подготовить полноцен ного, смелого я умелого волна, му жественного запгитнака Родины. Ооновная трудность воспита ния и обучения молодых заклю чается в том. что во флот призы вают молодежь,/ как правило, прямо со школьной .скамьи, не имеющую 'жизненного опыта и технических навыков. Часто обу чение молодых приходится начи нать с Т' го. что показываешь, как наю обуться, кал; надеггъ форму, а в -двоении техакьи на чинать с гайки, болта, ключа. Я в своей практике работы в м ! >лодыми красн< >флотцамя упор беру на индивидуальную работу с каждым бойцом. Некоторые стар шины считают для себя недо стойным позаниматься с отдель ным человеком; Конечно, гтруп- повые занятия по специальное» или строевой подготовке прово дятся старшиной но расписанию, как и положено. Но я лично иг- польэую всякую возможность, чтобы подзаняться с каждым бой цом в отдельности. -— раз’яшить ому вопросы по специальности,, по уставу, рассказать что-нибудь пз личной практики. Чем быстрее и лучше мы под готовим молодых бойцов к боял, гем лучше мы, старшины, выпол ним с-вой воинский долг перецг Родиной. Старшина группы комендоров А. ЛУГОВОЙ. / •О Из последней почты Л ю б ов ь к своему кораблк» В Д О З О Р Е Наш корабль находился в до зоре. Видимость была плохая. Темнота полярной ночи слонялась туманами, а туманы — снежными зарядами. Но, несмотря ка это, от взора наблюдателей ничто не ускользало. На рассвете - вахтенный i. ar- налык нк доложил : — Вижу плавающую мину! Окоро корабль сблизился с ми ной. Опустили шлюпку. Старши на 1-й статьи Мотузас, старший краснофлотец Власов и другие пенппг на иглтоже подрывать плавающую мину. •Шестибальный норд-вый вехе® Зр.сал шль>"\*у. Рискуя жизньто. подрывная команда настойчиво выполняла задание. Через неко торое время пловучая мина была уничтожена. За время дозора личный состав корабля уничтожил четыре пла вающие мины. Краснофлотец К ШАМНЛСВ. Газета «Сталинец» дотв. редак тор В. Ломов) в оцном из номеров выступила с передовой статьей «Любимый корабль». Газета отме чает отличных артиллеристов — командира отделения Елисеева, краснофлотцев тт. Триэненко, Чи- жова и Заболотского, на дневаль стве которых з кубрике всегда порядок. Наряду с этим газета на зывает нарушителей флотского по рядка и дисциплины краснофлот цев Сердюка и Козакова. Резко критикуя нарушителей дисциплины, газетп пишет з пере довой статье: «Славой покроют себя те мо ряки, кто знает и любит свой корабль, кто дисциплинирован, кто изо дня в день совершен ствует свое боевое мастерство, настойчиво и упорно, как тре бует этого товарищ Сталин. Большая судьба предстоит нашему кораблю. Будем же до стойны зтой судьбы! Будем все гда готовы повести вперед, к победе наш любимый корабль». ,■ Вопросам любви к своему ко раблю, флотской дисциплине и организованности, краснофлотской дружбе посвящена и статья «Разговор по душам», напечатан ная в этом же номере. На корабле служат два молодых краснофлотца, допустивших в про шлом нарушежя дисциплины (в статье, к сожалению, не пртгве- \ дены полностью их имена). Из раз говора' с ними «по душам» выяс нилось, что они имеют почти сред нее образование, на флот пришли добровольцами. Они стремятся к славе, которую, по их. мнению, можно завоевать на таком корабле, как торпедный катер, а тах как они служат на большом военном корабле, где их обязанности огра ничены только обслуживанием «второстепенных» механизмов, то и путь к славе, по их мнению, здесь им закрыт. Газета «Сталинец* правильно поступила, подняв на примере это го «разговора до душам» ряд прин ципиальных вопросов: и о хоро шем стремлении к славе, и о том, как важно для каждого красно флотца большого экипажа корабля отлично знать свое дело и соблю дать флотский порядок везде и во всем, и о боевых традициях севе роморцев. Газета сделала хорошее начина ние. Ее почетная обязанность — рассказать об о п ы т е бывалых моря ков-североморцев. о героях, бое вых традициях и истории нашего флота. Пропаганда любви к своему кораблю, воспитание у моряков чувства гордости за свой экипаж, чувства краснофлотской дружбы, суров ая критика тех, кто нарушает флотский порядок и дисциплину,— благородные темы для корабельной газеты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz