Краснофлотец. 1944, декабрь.
?. .. БОЕВЫЕ ДЕЛА КАТЕРНОГО ТРАЛЬЩИКА В конце октября катерный тралыцш; старшины 1-й статьи Вуроптева вышел пз базы я ваял курс на вест. Недавно, почер невший от долгого пребывания в море, со следами жестоких испы таний, которые он выдержал, тральщик ошвартовался в рудной базе. За полтора месила плавания катерный тральщик прошел свыше 1 5 0 0 миль, и:! них 170 мяль с тралом за кормой. Он вы тралил и уничтожил 17 враже ских чин. провел 16 каракалов черев заминированные районы, десятки раз форсировал минные поля и выполнял множество дру гих самых разнообразных боевых заданий. Свирепые волны Баренцева «оря с силой •обрушивались на маленький корабль, но сильные руки .рулевого краснофлотца Афо- иинл крепко держали штурвал, бдительно следили за морем сиг нальщики (краснофлотец Орлов и »яга Гребнем. четко несли боевую вахту мотористы. Большую тяжесть вынесли на своих плечах минеры старшина 1-й статьи Соколов, старшина ^ 2-й статьи Мельников и красно флотец Колчин. Помимо трале ния. оии готовили глубинные бомбы и метко сбрасывали их яа вражеские подводные лодки. Однажды катерный тральщик с караваном транспортов зашел з Н-сзсий район и остановился у одного из островов. (Не успели краснофлотцы привести себя з порядок, как наблюдатели с ойтрова передали, что на поверх ности моря виден перископ вра жеской ПОДВОДНОЙ лодки. — П атаку! — приказал лей тенант Чернов. Катерный тральщик вместе с другими кораблями ринулся в атаку на подводную лодку. Ми неры Соколов и Мельников обра довались, что, наконец, предста вился случай испытать доброт ные советские «глубинки». Когда тральщик подошел к месту ю- Д ля того, чтобы стать хорошим мотористом, мало знать только теорию мо тора. OiiMi при .1.рстается в боях и походах, кипа приходится сталкиваться с целым рядом непредвиденных случаев и нахо дить выход пз любое.'' положения. Прежде всего молодому мото ристу надо до тонкости изучить свой боевой пост, тщательно от работать аварийные задачи, знать назубок боевые инструкции по экоплоатацнн моторов. Как-то поздней осенью кагора вышли на выполнение боевого задания. Мы долго находились г, море. Механизмы непрерывно об ливало водой. От едкой соленой воды покрылась коррозией ру башка всасывающего патрубка подогрева бензиновой смеси. Вода стала уходить из моторов через отверстие. образовавшееся пт коррозии. Если бы на катере бы ли неопытные моторнстьг, то пришлось бы уйти с позиции. Но краснофлотец Оклей, стар инна 1-й статьи Рязанов, глав ный старшина Иванов, возглав лявший группу мотористов, и я Мшли выход. Мы переключили моторы на забортную воду и при ступили к заделке образовав шегося отвергши.- Работать пришлось в трудных условиях. Специальной аварий- СУРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ груженая фашистского подеощши го ширата, за борт шхлетели тя желые глуботгаьге бомбы. В каж дой д/нижени^ минеров ч'ужс'св-^- \ вайнсь уверенность и мастерство. • Так же яаютерокн. как я ам перы. действовали рулевой Афо ния, который обеспечил кораблю нужные маневры и заданный курс; сигналыцавн Орлов п Преб- нев. внимательно следивдоге па тувервдостыо миря, первыми об наружили пятно соляра, появив шееся после бомбежки вражеской подводной лодки. / Уопех в этой боевой операции был достигнут благодаря чеп о- му взаимодействию всех осевых постов, опытности краонофлотдев и старшин, а также горячему г л \ стремлению очистить море от Фашистской яе-гкстк. Большая заслуга в у^иенпостн боевого похода катерного траль- щтгка пршадлежпт мотористам Они обеспечили безукоризнейшую работу дя^еля. который без ре монта проработал 130 часо. сверх положенной нормы Старшина 2-й статьи CA3GHG3. Тяжелый боевой поход шшчеи. Капитан транспорта крепко повал руку командиру конвойного мино носца. Много суток /миноносец нахо дился в лоре, зортсо оберегая суда от вражеских атак. В этом походе краснофлотцы, старшины и офицеры тпясазали свою выпосливметь. (выдержку TL боегл ю зрелость. Крас нофлотец Оидороз * •бла - ружил в квадрате «И» ододводпую лодку врага и немедленно поло жил командиру. Корабль вьппел в атаку. Глубинные бомбы были сброшены 'метко. Командир кораб ли капитан 3-го ранга Гоичзд и сиглальщтп; к i > асмофлотец К-оря- бин видели, как взрывной волной . была выброшена на поверхность Барениог.> \ и ,;.|)Г:ру:иглась снова Фашистская ! подво.гная лодка. Четкость и слаженность ъ ра- Iбото показали во время похода л |рулавые. На лротяжении всего | похода отличи!» несли вахту ча рт< рг подразделения старягша J-fi статьи Гончар и член к&мсо- ; мпльс-fcoro бюро корабля крално- ! фдотец Кузьмин. И. ФЕДОРОВ. К а к на Севере службу править МОЯ ПУШКА ЕЙСТВУЕТ БЕЗОТКАЗНО \)и геник боевой подготовки электрик подэоднои лодки крас- •пиф. отец Я. Лунин у батарейных рубильников. ____________ Фото Л. Огурцова, А/тооматиягеское оружие дей ствует безотказно, если за ним заботливо ухаживает. любят и берегут его. Но не ора:*у’ и не у всякого краснофлотца о ш . ( яе.т- гя любовь к своему оружию. Ее надо шююй'птво прививать, по- каиьива я молодому адйшофлотцу на примерах, к чему приводит халатное отношение к орулглю. Наступили :;лма и полярная ночь. Уход за а 1 втоматяч^ской 1ТУНЕКОЙ во многом усложнился. Старые, комендоры уже примени лись к атому, а вот молодым придется трудновато. Мне хочет ся поделиться своим лимит ухода за автоматической пушкой. Самое главнее щ ъ уходе за автоматом зимо й имеет. своевре менная н тщательная смазка всех частей пушки специальной смаз кой НК-21. После каждого выхода в море пушку желательно разо брать. насухо (Протереть д по крыть все подвижные части лег ким слоем смазки. Это обеспечи вает безотказную работу всей подвижной !системы и спусковой коробки. Прл разборке и сборке пушки нельзя допускать резких ударов по деталям, ибо :^то может вшвать забоины, а следователь но — задержки я заедания. Перед выходом катера в море, да и во время похода я пер п р и чески проверяю действие спуско вого механизма. произвожу спуск и ставлю его сгова т боевой взвод. В сильные хярош случаете^ так. что смазка замерзает, жпуш ка отказывает в работе. Опьи^ ные моряки запасаются кеф^ся- ном иди скошцаром. Когда обьп-» tiaя смазка начинает замерзать^ они протирают подвижные часш этими растворителями. У комендора на боевом посту должны быть ириготивладя средства для ликвидация во:еиож- ных задержек. У нас бы вал случая, когда при стрельбе обры вался венчик гильзы i она асг стровала в канале ствола. 15 та ких случаях, если у комендора нет под рукам шомпола и бад- ника, лясзвидация задержки может затянуться. В каждый поход я беру как шомпол, так я баншгг. Р» условиях темноты и качкя очень трудно учгганаилавать я снимать маг&шнную коробку. Плохо иатренироваяныя красно- флотец вряд ли сможет быстро эт# сделать. Поэтому з 6a:ie {надо по чаще тренироваться, приурачивая тренировки к ночному временя. хМагазнны перед походом должны быть смазаны легким тл^ем масла МП-21 я доведены. Омазкой до стигается эластичное япсьгшгив снарядов з патроашгк. Пема.то совершал я ;ш>ших ово- хо 10 В, участвовал и в боях, т еа было такого случая, чтобы моя автоматическая пушка отказала • работе. ^>то можно об’яснять тея., что я заботливо :« ней ухаживал. Старший краснофлотец Н. ЛЕВАНДОвСКИЯ. Для чего существует база? После боевых операций тор- падпый катер прибыл на ремонт в одну из баз. Кфасно-флотпы с большой анергией принялись за дело, чтобы как можно скорее вернуть катер з строй. Казалось бы. что з этом деле катерщики подучат зоостороялюю помощь от береговой базы, кото рая для этого в: существует. 5 0 Я Х И ПО Х О Д А Х ной резиной .мы «амоталя отвер стие л закрепили резину метал- личеошии обжимами. Поело ;*т<яо слова перешли aia нормальную работу. Катер не ушел г позиции, а продолжал вьпи ляятт. боевое задание. Другой случай. Шли мы »д- иал:.ты ла боевую позицию. Вдруг шеизвестно по какой приигао стали чихать» мс»торы. Мотори сты, краснофлотец Грачев, стар ший жрашофлотец Мальков и старшина грушы мичман Яивуев осмотрели моторы и установили, что ,в бензоотстойники попала вода. Требовалось немедленно остановить моторы и спустить бонзшг, яеремешааишйся с водой. И тут наши мотористы нашли выход. Смекалка помогла! Мото ров мы но остановили, а отверну ли иробки бензоотстойников до последней нитки, так, чтобы они все же держались, и постепенно спускали через них воду. А чтобы создать дополнительное давление бензина по всей магистрали, пи тающей моторы, чьг посадили краснофлотца Лучктша за ручную помпу. Он непрерывно нагнетал бензин, в то время кай воду мы постепенно спускали из бензоот стойников. Применяя этот .^спо соб, мотористы, не останавливая моторов, обеспечили нормальный ход катеру и своевременную вы садку десанта. 15 практике оыли еще более сложные случаи. Однажды катер вышел (в атаку на немецкий тральщик. Командир вынусти !1 торпеды и стал отходить. <В это время в моем моторе между флан цем выходящей магистрали и корпусом помпы стало .быстро выходить масло, минуя масляный бачок. Я осмотрел бегло маги страль. Как будто все в порядке. Между тем. немцы открыли по катеру яростный артиллерийский огонь. Что делать? Я внимательно осмотрел еще раз магистраль и все же обнаружил неисправность. Оказалось: на выходящей мас ляной магистрали, вде она при соединяется к помпе, пробило прокладку, н масло вытекало прямо в трюм. Мы мотор останав ливать, конечно, не стали, а на били под фланец свинца и обмо тали все это изоляционной лен той. Мотор продолжал работать на полных оборотах. К одной жаркой схватке с вра гом на катере Героя Советского Союза старшего лейтенанта f l t - ламарчука ооколок снаряда про бил выхлопной коллектор. Вы хлопные газы и вода стали с "и- лои выходить и:< отверстия в мо торный отсек. Газами могло i/г- I разить мотористов. Однако стар шина 2-й статьи Захаренко не растерялся. Он взял аварий ную резину, замотал ею пробоину в коллекторе и закрепил зажима ми. Газы больше не поступали в отсек. Мотор продолжал работать нормально. Катер успешно ата ковал и потопил миноносец вра га. Вот что значат краснофлотская находчивость и умение! А вот примеры, покапывающие, к чему приводит слабая подготовка мо тористов. Как-ю группа ватеров вышла на выполнение боевого задания. В пути на одном 'катере неожи данно заглох мотор. Моторигт •краснофлотец ЯГаин, молодой еще специалист, растерялся и не знал, где же искать повреждение. Оказалось, что Шаин допустил грубую ошибку. Он отвлекся от •своих обязанностей, давление бензина в магистрали в это время упало до минимума, (подача бен зина прекратилась. Ясно, почему мотор заглох. Пришлось прока- Но у нас на базе поступают иначе. По приказанию командира ба.!ы с катера ежедневно выде ляются краснофлотцы для раз личных работ па берегу. Это за- держива'ет ремонт катера. Спрашивается, что же д м чего существует: катер для базы или база для катеров? П. МИХАЙЛОВ. I чать помпой всю бензиновую ма гистраль, создать давление в не#, а потом уже завести мотор сно ва. На устранение повреждение ушло драгоценное время. Второй случай. Катера дрей фовали во вражеских водах с за глушенными моторами. Раздалась команда: «Заводить моторы!». Мо тористы краснофлотцы Яруш * Межаков бросились к моторам. Два мотора сразу ам заработали, а третий отказал. Причина отказа мотора была простой. От сотрясения ватера завернулась регулировочная игла заишфицовки воздуха, смесь для запуска мотора не создавалась, Отвернуяи иглу — воздух по ступил в затоприцовочную си стему, создал первоначальну» смесь, и мотор заработал. Этот случай произошел от пло хого знания инструкций и мате риальной части мотора красно флотцем Межаковым. Мой совет молодым мотори стам: глубже изучайте технику, тщательно ухаживайте за мото рами, строго соблюдайте инструк ции. осваивайте ботатый боевой опыт. ^ _ Герой Советского Союза старшина 1-й статьи Г. НУРВАТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz