Краснофлотец. 1944, декабрь.

?. .. БОЕВЫЕ ДЕЛА КАТЕРНОГО ТРАЛЬЩИКА В конце октября катерный тралыцш; старшины 1-й статьи Вуроптева вышел пз базы я ваял курс на вест. Недавно, почер­ невший от долгого пребывания в море, со следами жестоких испы­ таний, которые он выдержал, тральщик ошвартовался в рудной базе. За полтора месила плавания катерный тральщик прошел свыше 1 5 0 0 миль, и:! них 170 мяль с тралом за кормой. Он вы­ тралил и уничтожил 17 враже­ ских чин. провел 16 каракалов черев заминированные районы, десятки раз форсировал минные поля и выполнял множество дру­ гих самых разнообразных боевых заданий. Свирепые волны Баренцева «оря с силой •обрушивались на маленький корабль, но сильные руки .рулевого краснофлотца Афо- иинл крепко держали штурвал, бдительно следили за морем сиг­ нальщики (краснофлотец Орлов и »яга Гребнем. четко несли боевую вахту мотористы. Большую тяжесть вынесли на своих плечах минеры старшина 1-й статьи Соколов, старшина ^ 2-й статьи Мельников и красно­ флотец Колчин. Помимо трале­ ния. оии готовили глубинные бомбы и метко сбрасывали их яа вражеские подводные лодки. Однажды катерный тральщик с караваном транспортов зашел з Н-сзсий район и остановился у одного из островов. (Не успели краснофлотцы привести себя з порядок, как наблюдатели с ойтрова передали, что на поверх­ ности моря виден перископ вра­ жеской ПОДВОДНОЙ лодки. — П атаку! — приказал лей­ тенант Чернов. Катерный тральщик вместе с другими кораблями ринулся в атаку на подводную лодку. Ми­ неры Соколов и Мельников обра­ довались, что, наконец, предста­ вился случай испытать доброт­ ные советские «глубинки». Когда тральщик подошел к месту ю- Д ля того, чтобы стать хорошим мотористом, мало знать только теорию мо­ тора. OiiMi при .1.рстается в боях и походах, кипа приходится сталкиваться с целым рядом непредвиденных случаев и нахо­ дить выход пз любое.'' положения. Прежде всего молодому мото­ ристу надо до тонкости изучить свой боевой пост, тщательно от­ работать аварийные задачи, знать назубок боевые инструкции по экоплоатацнн моторов. Как-то поздней осенью кагора вышли на выполнение боевого задания. Мы долго находились г, море. Механизмы непрерывно об­ ливало водой. От едкой соленой воды покрылась коррозией ру­ башка всасывающего патрубка подогрева бензиновой смеси. Вода стала уходить из моторов через отверстие. образовавшееся пт коррозии. Если бы на катере бы­ ли неопытные моторнстьг, то пришлось бы уйти с позиции. Но краснофлотец Оклей, стар­ инна 1-й статьи Рязанов, глав­ ный старшина Иванов, возглав­ лявший группу мотористов, и я Мшли выход. Мы переключили моторы на забортную воду и при­ ступили к заделке образовав­ шегося отвергши.- Работать пришлось в трудных условиях. Специальной аварий- СУРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ груженая фашистского подеощши го ширата, за борт шхлетели тя­ желые глуботгаьге бомбы. В каж­ дой д/нижени^ минеров ч'ужс'св-^- \ вайнсь уверенность и мастерство. • Так же яаютерокн. как я ам­ перы. действовали рулевой Афо­ ния, который обеспечил кораблю нужные маневры и заданный курс; сигналыцавн Орлов п Преб- нев. внимательно следивдоге па тувервдостыо миря, первыми об­ наружили пятно соляра, появив­ шееся после бомбежки вражеской подводной лодки. / Уопех в этой боевой операции был достигнут благодаря чеп о- му взаимодействию всех осевых постов, опытности краонофлотдев и старшин, а также горячему г л \ стремлению очистить море от Фашистской яе-гкстк. Большая заслуга в у^иенпостн боевого похода катерного траль- щтгка пршадлежпт мотористам Они обеспечили безукоризнейшую работу дя^еля. который без ре­ монта проработал 130 часо. сверх положенной нормы Старшина 2-й статьи CA3GHG3. Тяжелый боевой поход шшчеи. Капитан транспорта крепко повал руку командиру конвойного мино­ носца. Много суток /миноносец нахо­ дился в лоре, зортсо оберегая суда от вражеских атак. В этом походе краснофлотцы, старшины и офицеры тпясазали свою выпосливметь. (выдержку TL боегл ю зрелость. Крас нофлотец Оидороз * •бла - ружил в квадрате «И» ододводпую лодку врага и немедленно поло­ жил командиру. Корабль вьппел в атаку. Глубинные бомбы были сброшены 'метко. Командир кораб­ ли капитан 3-го ранга Гоичзд и сиглальщтп; к i > асмофлотец К-оря- бин видели, как взрывной волной . была выброшена на поверхность Барениог.> \ и ,;.|)Г:ру:иглась снова Фашистская ! подво.гная лодка. Четкость и слаженность ъ ра- Iбото показали во время похода л |рулавые. На лротяжении всего | похода отличи!» несли вахту ча рт< рг подразделения старягша J-fi статьи Гончар и член к&мсо- ; мпльс-fcoro бюро корабля крално- ! фдотец Кузьмин. И. ФЕДОРОВ. К а к на Севере службу править МОЯ ПУШКА ЕЙСТВУЕТ БЕЗОТКАЗНО \)и геник боевой подготовки электрик подэоднои лодки крас- •пиф. отец Я. Лунин у батарейных рубильников. ____________ Фото Л. Огурцова, А/тооматиягеское оружие дей­ ствует безотказно, если за ним заботливо ухаживает. любят и берегут его. Но не ора:*у’ и не у всякого краснофлотца о ш . ( яе.т- гя любовь к своему оружию. Ее надо шююй'птво прививать, по- каиьива я молодому адйшофлотцу на примерах, к чему приводит халатное отношение к орулглю. Наступили :;лма и полярная ночь. Уход за а 1 втоматяч^ской 1ТУНЕКОЙ во многом усложнился. Старые, комендоры уже примени­ лись к атому, а вот молодым придется трудновато. Мне хочет­ ся поделиться своим лимит ухода за автоматической пушкой. Самое главнее щ ъ уходе за автоматом зимо й имеет. своевре­ менная н тщательная смазка всех частей пушки специальной смаз­ кой НК-21. После каждого выхода в море пушку желательно разо­ брать. насухо (Протереть д по­ крыть все подвижные части лег­ ким слоем смазки. Это обеспечи­ вает безотказную работу всей подвижной !системы и спусковой коробки. Прл разборке и сборке пушки нельзя допускать резких ударов по деталям, ибо :^то может вшвать забоины, а следователь­ но — задержки я заедания. Перед выходом катера в море, да и во время похода я пер п р и ­ чески проверяю действие спуско­ вого механизма. произвожу спуск и ставлю его сгова т боевой взвод. В сильные хярош случаете^ так. что смазка замерзает, жпуш­ ка отказывает в работе. Опьи^ ные моряки запасаются кеф^ся- ном иди скошцаром. Когда обьп-» tiaя смазка начинает замерзать^ они протирают подвижные часш этими растворителями. У комендора на боевом посту должны быть ириготивладя средства для ликвидация во:еиож- ных задержек. У нас бы вал случая, когда при стрельбе обры­ вался венчик гильзы i она асг стровала в канале ствола. 15 та­ ких случаях, если у комендора нет под рукам шомпола и бад- ника, лясзвидация задержки может затянуться. В каждый поход я беру как шомпол, так я баншгг. Р» условиях темноты и качкя очень трудно учгганаилавать я снимать маг&шнную коробку. Плохо иатренироваяныя красно- флотец вряд ли сможет быстро эт# сделать. Поэтому з 6a:ie {надо по­ чаще тренироваться, приурачивая тренировки к ночному временя. хМагазнны перед походом должны быть смазаны легким тл^ем масла МП-21 я доведены. Омазкой до­ стигается эластичное япсьгшгив снарядов з патроашгк. Пема.то совершал я ;ш>ших ово- хо 10 В, участвовал и в боях, т еа было такого случая, чтобы моя автоматическая пушка отказала • работе. ^>то можно об’яснять тея., что я заботливо :« ней ухаживал. Старший краснофлотец Н. ЛЕВАНДОвСКИЯ. Для чего существует база? После боевых операций тор- падпый катер прибыл на ремонт в одну из баз. Кфасно-флотпы с большой анергией принялись за дело, чтобы как можно скорее вернуть катер з строй. Казалось бы. что з этом деле катерщики подучат зоостороялюю помощь от береговой базы, кото­ рая для этого в: существует. 5 0 Я Х И ПО Х О Д А Х ной резиной .мы «амоталя отвер­ стие л закрепили резину метал- личеошии обжимами. Поело ;*т<яо слова перешли aia нормальную работу. Катер не ушел г позиции, а продолжал вьпи ляятт. боевое задание. Другой случай. Шли мы »д- иал:.ты ла боевую позицию. Вдруг шеизвестно по какой приигао стали чихать» мс»торы. Мотори­ сты, краснофлотец Грачев, стар­ ший жрашофлотец Мальков и старшина грушы мичман Яивуев осмотрели моторы и установили, что ,в бензоотстойники попала вода. Требовалось немедленно остановить моторы и спустить бонзшг, яеремешааишйся с водой. И тут наши мотористы нашли выход. Смекалка помогла! Мото­ ров мы но остановили, а отверну­ ли иробки бензоотстойников до последней нитки, так, чтобы они все же держались, и постепенно спускали через них воду. А чтобы создать дополнительное давление бензина по всей магистрали, пи­ тающей моторы, чьг посадили краснофлотца Лучктша за ручную помпу. Он непрерывно нагнетал бензин, в то время кай воду мы постепенно спускали из бензоот­ стойников. Применяя этот .^спо­ соб, мотористы, не останавливая моторов, обеспечили нормальный ход катеру и своевременную вы­ садку десанта. 15 практике оыли еще более сложные случаи. Однажды катер вышел (в атаку на немецкий тральщик. Командир вынусти !1 торпеды и стал отходить. <В это время в моем моторе между флан­ цем выходящей магистрали и корпусом помпы стало .быстро выходить масло, минуя масляный бачок. Я осмотрел бегло маги­ страль. Как будто все в порядке. Между тем. немцы открыли по катеру яростный артиллерийский огонь. Что делать? Я внимательно осмотрел еще раз магистраль и все же обнаружил неисправность. Оказалось: на выходящей мас­ ляной магистрали, вде она при­ соединяется к помпе, пробило прокладку, н масло вытекало прямо в трюм. Мы мотор останав­ ливать, конечно, не стали, а на­ били под фланец свинца и обмо­ тали все это изоляционной лен­ той. Мотор продолжал работать на полных оборотах. К одной жаркой схватке с вра­ гом на катере Героя Советского Союза старшего лейтенанта f l t - ламарчука ооколок снаряда про­ бил выхлопной коллектор. Вы­ хлопные газы и вода стали с "и- лои выходить и:< отверстия в мо­ торный отсек. Газами могло i/г- I разить мотористов. Однако стар­ шина 2-й статьи Захаренко не растерялся. Он взял аварий­ ную резину, замотал ею пробоину в коллекторе и закрепил зажима­ ми. Газы больше не поступали в отсек. Мотор продолжал работать нормально. Катер успешно ата­ ковал и потопил миноносец вра­ га. Вот что значат краснофлотская находчивость и умение! А вот примеры, покапывающие, к чему приводит слабая подготовка мо­ тористов. Как-ю группа ватеров вышла на выполнение боевого задания. В пути на одном 'катере неожи­ данно заглох мотор. Моторигт •краснофлотец ЯГаин, молодой еще специалист, растерялся и не знал, где же искать повреждение. Оказалось, что Шаин допустил грубую ошибку. Он отвлекся от •своих обязанностей, давление бензина в магистрали в это время упало до минимума, (подача бен­ зина прекратилась. Ясно, почему мотор заглох. Пришлось прока- Но у нас на базе поступают иначе. По приказанию командира ба.!ы с катера ежедневно выде­ ляются краснофлотцы для раз­ личных работ па берегу. Это за- держива'ет ремонт катера. Спрашивается, что же д м чего существует: катер для базы или база для катеров? П. МИХАЙЛОВ. I чать помпой всю бензиновую ма­ гистраль, создать давление в не#, а потом уже завести мотор сно­ ва. На устранение повреждение ушло драгоценное время. Второй случай. Катера дрей­ фовали во вражеских водах с за­ глушенными моторами. Раздалась команда: «Заводить моторы!». Мо­ тористы краснофлотцы Яруш * Межаков бросились к моторам. Два мотора сразу ам заработали, а третий отказал. Причина отказа мотора была простой. От сотрясения ватера завернулась регулировочная игла заишфицовки воздуха, смесь для запуска мотора не создавалась, Отвернуяи иглу — воздух по­ ступил в затоприцовочную си­ стему, создал первоначальну» смесь, и мотор заработал. Этот случай произошел от пло­ хого знания инструкций и мате­ риальной части мотора красно­ флотцем Межаковым. Мой совет молодым мотори­ стам: глубже изучайте технику, тщательно ухаживайте за мото­ рами, строго соблюдайте инструк­ ции. осваивайте ботатый боевой опыт. ^ _ Герой Советского Союза старшина 1-й статьи Г. НУРВАТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz