Краснофлотец. 1944, декабрь.

Комааднр отделения электриков корабля «Н> старшина 2-й статьи Б. Соколов, отллчник боевой подготовки. за проверкой предохранителей. ' Фото Я . Огурцова. — БОМБОВЫЙ У Д А Р — СЕВЕРОМОРГКИХ ЛЕТЧИКОВ t На-днях группа дальних ш бомбардировщиков под коман­ дованием напитана Новицкого совершила налет на глубокий тыл врага. Полет протекал в сложных метеорологических условиях. Мужественные сезе- роморцы лреололели густые за­ весы снежных 32 РЯГ .93 и ме­ стами сплошную облачность, проявили большую настойчи­ вость и достигли намеченного неприятельского об’ента. . Гитлеровцы не ожидали по­ явления североморских летчи­ ков в районе этого отдаленного порта, поэтому наши летчики застали немцев врасплох. По сигналу ведущего летчики сбросили бомбовый груз на во­ енные об’енгы врага. Бомбы разорвались точно в районе цепи. Все наши самолеты благопо­ лучна возвратились на свой аэродром. Т А М , ГД Е Н Е Т П О Р Я Д К А История тяжелого дясцинли- яарного проступка, совершенного краснофлотцем Петрам Чаплкс.ом, очень проста: как-то вечером правд^лотец Чаплнс решил со- кершить сувесеяительную про­ гулку». 4 Он взял грузовую ма­ шину и уехал из части « Н-скую баз 5 '. Здесь нашелся у ного прия­ тель, с которым Чанлвс довольно веседо ггровел иремя. В'часть он возвращался поздно вечером л, как говорится, наве- село. Выбравшись на дорогу, ои дал нолями Газ и впхрем помчал­ ся вперед. На беду по дороге шли люди. И так как мамина была не i; порядке, & руки опьяневчюто водителя плохо слушались, то эта «увесслителшая прогулка» кончилась (весьма печально но только для Чаплшса, но и для не­ которых пешеходов, которым слу­ чилось быть в это время на до­ роге. % Талсева история «прогулки» краснофлотца Чаплиса. Что ка­ сается поведения Чаилиса, то тут тобчтить почти нечего. Ясно, что он недисциплинированный. раз­ болтанный краснофлотец. (к по­ нес суровое и вполне заслуженное наказание. Нас интересует в данном слу- чае.м другое — это сама обста­ новка J 5 части офицера т. Орлова, порядки, которые способствовали эсему этому. И действительно, почту краснофлотец Члллис, не имевший водигелмжих нрав, был допущен лейтенантом шттепдант- окой службы Юшковым к управ­ лению машиной? Да п сама ма­ шина, за состояние которой от­ ветственность несет Юшков, была с плохом техническом состояния, с испорченными тормозами и на­ ходилась в :>кепл«атадии. Дальше, краснофлотец Чаилис без разрешения дежурного но ча­ сти берет машину и выезжает йз пределов части, а дежурный по контрольно-пропускному пункту старший сержант Вирбицкий да­ же не потрудился проворить па- личпе у Чанлиса путевого листа, бес которого дежурпый не имел права выпускать машину. Таким образом, слабая органи­ зация внутренней службы, отсут­ ствие четкого воинского порядка, безответственное отношение пер­ сонала дежурной службы к своим обязанностям и создало такую об­ становку, которой воспользовался недисциплинированный красно­ флотец в своих целях. Опыт войны говорит: дисцип­ лина — это победа. Поэтому по­ вседневная и настойчивая борьба за укрепление дисциплины и образцовый порядок в части, не­ терпимое отношение к нарушите­ лям, неустанная .работа п§ вос­ питанию дисциплинированных воинов — святой долг и прямая обязанность каждого офицера с старшины. Н. АНТОНОВ, ;.з Бесед а в кубрике Па ктера-Яле «Н» проведена тпг- т ррслая беседа с молодыми крас­ нофлотцами. Старший лейтенант Бардин рассказал своим слушате­ лям о сложной и богатой боевой технике, которой оснащен их ко­ роль. Могучая артиллерия', тор­ педные аппараты, приборы, нз- аэоляюшяе уничтожать н море вражеские корабли, — обо всем было сказаяю на этой беседе. Молодые краснофлотцы с боль­ шим вниманием слушали рассказ офицера, пришедшего в красно- флотокий кубрик. Старший лей­ тенант Бардин привел ряд инте­ ресных примеров из боевой дея- •пелтлюстя корабля на Статном театре. А. АЛЕКСЕЕВ. С Л А В А Г Е Р О Я М С О В Е Т С К О Г О С О Ю З А 1— — | ВЕРНЫЕ СЫНЫ РОДИНЫ Когда изучаешь боевой путь Героев Советского Союза капи­ танов 2-го раита Владимира Ни­ колаевича Алексеева и Сергея Григорьевича Коршуновнчз, в па­ мяти встают слова Ильи Нрен- бургй: с; 0 ян плавали на малень­ ких катерах. но они помогли по­ топить большую Германию». Мы вправе сказать, что эта оценка нашим советским офице­ рам как нельзя лучше характе­ ризует их ратные дела. На защиту Баренцоза м^ця капитан 2-го ранга Алексеев прибыл по окончании военно- морской академии, в котирую пришел после долголетней служ­ бы на торпедных катерах в до­ военное время. Капитан 2-го ранга Коршуно- впч, сын черноморского матроса, на Северном флоте с 1936 года. Он также прошел долголетний путь от (командира катера до командира части. Оба героя, пре­ бывая в равных должностях, су­ мели в короткие сроки осуще- мощного артиллерийского огня кораблей л береговой обороны противника, настойчивое втяги­ вание в сражение всех торпедных катеров, развернутых в море, в результате чего достигнут исклю­ чительный боевой успех, т. Кор- шунович был награжден вторым орденом Красного Знамени. ; В этот же период т. Алексеев определялся, как один из способ­ нейших и талантливых 'катерн и- ков на североморском театре. В качестве основных вех роста его боевой зрелости приведем несколько операций, в которых с полной мере обозначились основ-" -дцтя&рв 1944 года. атаки был нровадоя организоЯ** но, несмотря яа попытку коят^ атаки со стороны одшнададт* самолетов противника. За эту операцию т. Алексеем получил второй орден Крае.ног» Знамени. 24 сентября девять катера* под командованием т. Алексеева нанесли удар по передовому от­ ряду конвоя противника з •<»- ставе пяти кораблей и совмести* с авиацией полностью уничто­ жили его. Особый размах и активность торпедных катеров проявились • ные черты его мастерства, как- то: новаторство, удержание в ру­ ках боевого управления па всех этапах операции, настойчивость и инициатива в достижении сближения с противником на си- станцию торпедного залпа. ■2S июля т. Алексеев в усло­ виях полярного дня с тремя кате­ рами на подходе к Петсамо вошел J в мощную дымзавесу, поставлен­ ную противником, отыскал в ней конвой крага’ и утопил три ко- ствии ряд блестящих операции, i 23 марта 1944 гЬда , совершая I р аОЛЯ очередной поиск на дальних ком- Зтч>т усиех бы, , оти1ут бла- муни'кациях противника, Еоршу- нович в глубине Макаур-Санд- фиорда обнаружил стоящий н? якоре крупный трапснорт, кото­ рый и был им утоплен тремя торпедами. Буксир, обеспечиваю­ щий транспорт, после /взрыва первой торпеды попытался отойти от подорванного транспорта, но последующие взрывы еще двух торпед окончательно решили судьбу транспортам пмгутио — буксира. По в полной мере качества морского офицера т. Коршуновпча проявились в знаменитой опера­ ции гго разгрому конвоя 19 авгу­ ста к районе мыс Кнбергонес — остров Варде. Командуя ударной группой в составе девяти ‘торпедных кате­ ров, Коршуновнч на подходе к Варде обнаружил мощный конвой противника, который толыко что вытянулся из пролива Бусее- Сунн и перестраивался в поход­ ный ордер в пределах Вараягер- Фиэрда для следования к Кирке- несу. Опознав конвой противник^, Еорпгуяович, не медля ни одной минуты, пошел на решительное сближение с конвоем, где на три транспорта приходилось более двадцати пяти кораблей охране­ ния. Умелым маневром, смело прорывая мощную огневую за­ весу, Коршупович квел свою группу торпедных катеров в Зой с жонзоем, С торпедного катера, на кото­ ром лично находился т. Коршуно- вич, выпущенными торпедами был потоплен эсминец против­ ника. Остальные торпедные ка­ тера ударной группы потопили пять сторожевых кораблей, три тральщика, один сторожевой ка­ тер. Кроме того, четыре корабля потопила вспомогательная груп­ па. 'В результате этого удара тор­ педных катеров по*копвого всего было потоплено четырнадцать кораблей противника, что яви­ лось наибольшим результатом, когда-либо достигнутым торпед­ ными катерами па всем протяже­ нии их существования. За личное мужество, смелость в бою, настойчивое преодоление годаря взаимодействию с авиа­ цией и береговыми батареями полуострова Средний. В итоге комбинированного ута­ ра трех родов оружия — бомб, торпед н снарядов — противник потерял 13 кораблей. Эта тяже­ лая потеря отбила у немцев охоту (протаскивать свои канвой в Петсамо. (Капитан ) 2-го ранга г. Алек­ сеев в бою проявил умение руко­ водить кораблями. . расчетли­ вость, глазомер, личную храб­ рость и был удостоен первого ордена Красного Знамени. 15 июля, командуя восемью катерами, в условиях понижен­ ной (видимости(низкая облач­ ность — видимость но воде 30— 40 кабельтовых) т. Алексеев в районе Стур — Эккпрей вошел в боевое соприкосновение с конвоем противника, который имел более тридцати вымпелов. Обогнав кон­ цевые корабли конвоя, Алексеев повел торпедные катера вдогонку, и в теченье одного часа в районе от Сгура — Эккирей до входа в Бек-фиорд торпедпые катера дерзкими атаками разбили строй конвоя, потопив при этом два крупных транспирта по 5 — 6 ты- f сяч тонн водоизмещением каж­ дый, два малых транспорта, един танкер, два сторожевых корабля и два миноносца. Корабли противника оказали ожесточенное огневое противодей­ ствие. Катер т. Алексеева в мо­ мент атаки большого транспорта был контратакован несколькими сторожевыми -катерами и кораб­ лями. После потоилепня транс­ порта он преследовался в течение 30 минут судами охранения. В этом бою погиб одни наш тор­ педный катер, второй имел раз­ рыв снаряда в рубке, где были смертельно ранены радист и по­ мощник командира. Получив донесение о повреж­ дении торпедного катера, Алек­ сеев в течение получаса искал его, входил в новые стычки с противником и только по прика­ занию на отход случайно соеди­ нился с повреж.шшым катером, шедшим на двух моторах, органи­ зовал его охрапу до подхода к причалу. Отход .катеров после Оба капитаны 2-го ранг», тт. Коршушхвнч я Алексеев в горячи» дни октябрьских боев приложили максимум физических и вра*- сгвснных- усилий для полноцен­ ного решения поставленных пе­ ред н и м и боовых задач. Во время штурма сухопутной армией и морскими частями вра­ жеских позиций в Петсамо катера капитана 2-го ранга Алексеева непрерывно находились на мор­ ских коммуникациях противника, лишая возможности последнем производить какие-либо пере­ броски и перебазирование сил. 9 октября Алексеев командовал одним из эшелонов десантной операции. 11 октября, пород днем взятия Петсамо, катера капитана 2-г» ранга Алексеева совместно г группой катеров капитана 3-г<» ранга Федорова нанесли удар па конвою противника, потопив пять его кораблей. В этой атаке группа Алексеев* потопила ' три транспорта. Флаг­ манский катер под командова­ нием Алексеева «потопил двух- трубиый транспорт (повид.тмояу, теплоход) водоизмещением 10 — 12 тысяч тонн. Капитан 2-го ранга т. Корпгу- иович активное участие принял в высадке десантов в заливе Маати-вуопо и затем командовал группой катеров, которая про­ рвалась в ночь на 13 октября е порт Лиинахамари и высадила там десант, который и аыбчл немцев из сорта. . Герой Советского Союза капи­ тан 2-го ранга Алексеев — воим активных действий. Ему свой­ ственны стремительность, дела­ ние, принятие быстрого и пла­ вильного решения, наилучше* образом соответствующего данной обстаноеко. Герой Советского Союза Алек­ сеев за каждую пройденную мил* в войне на море готов был про­ лить не только кровь, но п отдать сердце, вложить всю силу своем ума во славу катерного оружия, умножающего победы советского Военно-Морского Флота. За свои заслуги он дважды отмечался в приказах товарища Сталина. Герой Советского Союза капи­ тан 2 -го ранга Коршунович — ветеран Северного флота, в каж­ дой операции, где приходилось сталкиваться лицом к лицу с противником, он мужественно смотрел в лицо смерти и побеж­ дал ее. За свои исключительные заслуги г. боевых-операциях в октябре 1944 года он дважш упоминался в приказах Верхов- дюго Главнокомандующего, Капитан 1-го ранга А. КУЗЬМИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz