Краснофлотец. 1944, декабрь.
Комааднр отделения электриков корабля «Н> старшина 2-й статьи Б. Соколов, отллчник боевой подготовки. за проверкой предохранителей. ' Фото Я . Огурцова. — БОМБОВЫЙ У Д А Р — СЕВЕРОМОРГКИХ ЛЕТЧИКОВ t На-днях группа дальних ш бомбардировщиков под коман дованием напитана Новицкого совершила налет на глубокий тыл врага. Полет протекал в сложных метеорологических условиях. Мужественные сезе- роморцы лреололели густые за весы снежных 32 РЯГ .93 и ме стами сплошную облачность, проявили большую настойчи вость и достигли намеченного неприятельского об’ента. . Гитлеровцы не ожидали по явления североморских летчи ков в районе этого отдаленного порта, поэтому наши летчики застали немцев врасплох. По сигналу ведущего летчики сбросили бомбовый груз на во енные об’енгы врага. Бомбы разорвались точно в районе цепи. Все наши самолеты благопо лучна возвратились на свой аэродром. Т А М , ГД Е Н Е Т П О Р Я Д К А История тяжелого дясцинли- яарного проступка, совершенного краснофлотцем Петрам Чаплкс.ом, очень проста: как-то вечером правд^лотец Чаплнс решил со- кершить сувесеяительную про гулку». 4 Он взял грузовую ма шину и уехал из части « Н-скую баз 5 '. Здесь нашелся у ного прия тель, с которым Чанлвс довольно веседо ггровел иремя. В'часть он возвращался поздно вечером л, как говорится, наве- село. Выбравшись на дорогу, ои дал нолями Газ и впхрем помчал ся вперед. На беду по дороге шли люди. И так как мамина была не i; порядке, & руки опьяневчюто водителя плохо слушались, то эта «увесслителшая прогулка» кончилась (весьма печально но только для Чаплшса, но и для не которых пешеходов, которым слу чилось быть в это время на до роге. % Талсева история «прогулки» краснофлотца Чаплиса. Что ка сается поведения Чаилиса, то тут тобчтить почти нечего. Ясно, что он недисциплинированный. раз болтанный краснофлотец. (к по нес суровое и вполне заслуженное наказание. Нас интересует в данном слу- чае.м другое — это сама обста новка J 5 части офицера т. Орлова, порядки, которые способствовали эсему этому. И действительно, почту краснофлотец Члллис, не имевший водигелмжих нрав, был допущен лейтенантом шттепдант- окой службы Юшковым к управ лению машиной? Да п сама ма шина, за состояние которой от ветственность несет Юшков, была с плохом техническом состояния, с испорченными тормозами и на ходилась в :>кепл«атадии. Дальше, краснофлотец Чаилис без разрешения дежурного но ча сти берет машину и выезжает йз пределов части, а дежурный по контрольно-пропускному пункту старший сержант Вирбицкий да же не потрудился проворить па- личпе у Чанлиса путевого листа, бес которого дежурпый не имел права выпускать машину. Таким образом, слабая органи зация внутренней службы, отсут ствие четкого воинского порядка, безответственное отношение пер сонала дежурной службы к своим обязанностям и создало такую об становку, которой воспользовался недисциплинированный красно флотец в своих целях. Опыт войны говорит: дисцип лина — это победа. Поэтому по вседневная и настойчивая борьба за укрепление дисциплины и образцовый порядок в части, не терпимое отношение к нарушите лям, неустанная .работа п§ вос питанию дисциплинированных воинов — святой долг и прямая обязанность каждого офицера с старшины. Н. АНТОНОВ, ;.з Бесед а в кубрике Па ктера-Яле «Н» проведена тпг- т ррслая беседа с молодыми крас нофлотцами. Старший лейтенант Бардин рассказал своим слушате лям о сложной и богатой боевой технике, которой оснащен их ко роль. Могучая артиллерия', тор педные аппараты, приборы, нз- аэоляюшяе уничтожать н море вражеские корабли, — обо всем было сказаяю на этой беседе. Молодые краснофлотцы с боль шим вниманием слушали рассказ офицера, пришедшего в красно- флотокий кубрик. Старший лей тенант Бардин привел ряд инте ресных примеров из боевой дея- •пелтлюстя корабля на Статном театре. А. АЛЕКСЕЕВ. С Л А В А Г Е Р О Я М С О В Е Т С К О Г О С О Ю З А 1— — | ВЕРНЫЕ СЫНЫ РОДИНЫ Когда изучаешь боевой путь Героев Советского Союза капи танов 2-го раита Владимира Ни колаевича Алексеева и Сергея Григорьевича Коршуновнчз, в па мяти встают слова Ильи Нрен- бургй: с; 0 ян плавали на малень ких катерах. но они помогли по топить большую Германию». Мы вправе сказать, что эта оценка нашим советским офице рам как нельзя лучше характе ризует их ратные дела. На защиту Баренцоза м^ця капитан 2-го ранга Алексеев прибыл по окончании военно- морской академии, в котирую пришел после долголетней служ бы на торпедных катерах в до военное время. Капитан 2-го ранга Коршуно- впч, сын черноморского матроса, на Северном флоте с 1936 года. Он также прошел долголетний путь от (командира катера до командира части. Оба героя, пре бывая в равных должностях, су мели в короткие сроки осуще- мощного артиллерийского огня кораблей л береговой обороны противника, настойчивое втяги вание в сражение всех торпедных катеров, развернутых в море, в результате чего достигнут исклю чительный боевой успех, т. Кор- шунович был награжден вторым орденом Красного Знамени. ; В этот же период т. Алексеев определялся, как один из способ нейших и талантливых 'катерн и- ков на североморском театре. В качестве основных вех роста его боевой зрелости приведем несколько операций, в которых с полной мере обозначились основ-" -дцтя&рв 1944 года. атаки был нровадоя организоЯ** но, несмотря яа попытку коят^ атаки со стороны одшнададт* самолетов противника. За эту операцию т. Алексеем получил второй орден Крае.ног» Знамени. 24 сентября девять катера* под командованием т. Алексеева нанесли удар по передовому от ряду конвоя противника з •<»- ставе пяти кораблей и совмести* с авиацией полностью уничто жили его. Особый размах и активность торпедных катеров проявились • ные черты его мастерства, как- то: новаторство, удержание в ру ках боевого управления па всех этапах операции, настойчивость и инициатива в достижении сближения с противником на си- станцию торпедного залпа. ■2S июля т. Алексеев в усло виях полярного дня с тремя кате рами на подходе к Петсамо вошел J в мощную дымзавесу, поставлен ную противником, отыскал в ней конвой крага’ и утопил три ко- ствии ряд блестящих операции, i 23 марта 1944 гЬда , совершая I р аОЛЯ очередной поиск на дальних ком- Зтч>т усиех бы, , оти1ут бла- муни'кациях противника, Еоршу- нович в глубине Макаур-Санд- фиорда обнаружил стоящий н? якоре крупный трапснорт, кото рый и был им утоплен тремя торпедами. Буксир, обеспечиваю щий транспорт, после /взрыва первой торпеды попытался отойти от подорванного транспорта, но последующие взрывы еще двух торпед окончательно решили судьбу транспортам пмгутио — буксира. По в полной мере качества морского офицера т. Коршуновпча проявились в знаменитой опера ции гго разгрому конвоя 19 авгу ста к районе мыс Кнбергонес — остров Варде. Командуя ударной группой в составе девяти ‘торпедных кате ров, Коршуновнч на подходе к Варде обнаружил мощный конвой противника, который толыко что вытянулся из пролива Бусее- Сунн и перестраивался в поход ный ордер в пределах Вараягер- Фиэрда для следования к Кирке- несу. Опознав конвой противник^, Еорпгуяович, не медля ни одной минуты, пошел на решительное сближение с конвоем, где на три транспорта приходилось более двадцати пяти кораблей охране ния. Умелым маневром, смело прорывая мощную огневую за весу, Коршупович квел свою группу торпедных катеров в Зой с жонзоем, С торпедного катера, на кото ром лично находился т. Коршуно- вич, выпущенными торпедами был потоплен эсминец против ника. Остальные торпедные ка тера ударной группы потопили пять сторожевых кораблей, три тральщика, один сторожевой ка тер. Кроме того, четыре корабля потопила вспомогательная груп па. 'В результате этого удара тор педных катеров по*копвого всего было потоплено четырнадцать кораблей противника, что яви лось наибольшим результатом, когда-либо достигнутым торпед ными катерами па всем протяже нии их существования. За личное мужество, смелость в бою, настойчивое преодоление годаря взаимодействию с авиа цией и береговыми батареями полуострова Средний. В итоге комбинированного ута ра трех родов оружия — бомб, торпед н снарядов — противник потерял 13 кораблей. Эта тяже лая потеря отбила у немцев охоту (протаскивать свои канвой в Петсамо. (Капитан ) 2-го ранга г. Алек сеев в бою проявил умение руко водить кораблями. . расчетли вость, глазомер, личную храб рость и был удостоен первого ордена Красного Знамени. 15 июля, командуя восемью катерами, в условиях понижен ной (видимости(низкая облач ность — видимость но воде 30— 40 кабельтовых) т. Алексеев в районе Стур — Эккпрей вошел в боевое соприкосновение с конвоем противника, который имел более тридцати вымпелов. Обогнав кон цевые корабли конвоя, Алексеев повел торпедные катера вдогонку, и в теченье одного часа в районе от Сгура — Эккирей до входа в Бек-фиорд торпедпые катера дерзкими атаками разбили строй конвоя, потопив при этом два крупных транспирта по 5 — 6 ты- f сяч тонн водоизмещением каж дый, два малых транспорта, един танкер, два сторожевых корабля и два миноносца. Корабли противника оказали ожесточенное огневое противодей ствие. Катер т. Алексеева в мо мент атаки большого транспорта был контратакован несколькими сторожевыми -катерами и кораб лями. После потоилепня транс порта он преследовался в течение 30 минут судами охранения. В этом бою погиб одни наш тор педный катер, второй имел раз рыв снаряда в рубке, где были смертельно ранены радист и по мощник командира. Получив донесение о повреж дении торпедного катера, Алек сеев в течение получаса искал его, входил в новые стычки с противником и только по прика занию на отход случайно соеди нился с повреж.шшым катером, шедшим на двух моторах, органи зовал его охрапу до подхода к причалу. Отход .катеров после Оба капитаны 2-го ранг», тт. Коршушхвнч я Алексеев в горячи» дни октябрьских боев приложили максимум физических и вра*- сгвснных- усилий для полноцен ного решения поставленных пе ред н и м и боовых задач. Во время штурма сухопутной армией и морскими частями вра жеских позиций в Петсамо катера капитана 2-го ранга Алексеева непрерывно находились на мор ских коммуникациях противника, лишая возможности последнем производить какие-либо пере броски и перебазирование сил. 9 октября Алексеев командовал одним из эшелонов десантной операции. 11 октября, пород днем взятия Петсамо, катера капитана 2-г» ранга Алексеева совместно г группой катеров капитана 3-г<» ранга Федорова нанесли удар па конвою противника, потопив пять его кораблей. В этой атаке группа Алексеев* потопила ' три транспорта. Флаг манский катер под командова нием Алексеева «потопил двух- трубиый транспорт (повид.тмояу, теплоход) водоизмещением 10 — 12 тысяч тонн. Капитан 2-го ранга т. Корпгу- иович активное участие принял в высадке десантов в заливе Маати-вуопо и затем командовал группой катеров, которая про рвалась в ночь на 13 октября е порт Лиинахамари и высадила там десант, который и аыбчл немцев из сорта. . Герой Советского Союза капи тан 2-го ранга Алексеев — воим активных действий. Ему свой ственны стремительность, дела ние, принятие быстрого и пла вильного решения, наилучше* образом соответствующего данной обстаноеко. Герой Советского Союза Алек сеев за каждую пройденную мил* в войне на море готов был про лить не только кровь, но п отдать сердце, вложить всю силу своем ума во славу катерного оружия, умножающего победы советского Военно-Морского Флота. За свои заслуги он дважды отмечался в приказах товарища Сталина. Герой Советского Союза капи тан 2 -го ранга Коршунович — ветеран Северного флота, в каж дой операции, где приходилось сталкиваться лицом к лицу с противником, он мужественно смотрел в лицо смерти и побеж дал ее. За свои исключительные заслуги г. боевых-операциях в октябре 1944 года он дважш упоминался в приказах Верхов- дюго Главнокомандующего, Капитан 1-го ранга А. КУЗЬМИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz