Краснофлотец. 1944, декабрь.
ггг*- ТРЕБОВАТЬ, А НЕ УГОВАРИВАТЬ! Шесть часов утра. По кораблю i следовало бы. Былп случаи, когда разнеслась звонкая турель дудки. ■Побуджа. Краснофлотцы быстро встают, вяжут койки и идут умываться. Но краснофлотец В ан ь к ов продолжает лежать, хотя сигнал побудки он слышал. В кубрик заходит дежурный по Сжзан. Внимательным взором он ♦гвдывает палубу, койки. На шновение его глаз?, задержим ют- ся на койке Аханькова, лицо де журного принимает сердитое вы ражение. — Почему до сих нор ле жите? — строго опрашивает он краснофлотца. Аханьков с неохотой (откры вает глаза и грубо отвечает: — Не твое дело. Дежурный подзывает коман дира отделения, в подчинении ко торого 'находится Аханьков, и требует от него, чтобы он при звал к порядку своего красно флотца. Однако не таков Лхаль ков, чтобы сразу подчиниться. Не было такого случая, когда бы он выполнял приказания сразу, не нагрубив своему командиру <ггделвппя пли не вступил с ним s пререкании. Приведенный пример недис- его заведыьание находилось в не приглядном состоянии. Отарпгяш отделения командо ров Кучмил, которому подчинен Аханьков, . считает его самым недисциплинированным бойцом на корабле. Но, как ни странно, до сих пор но наложил на него ни одного взыскания. Кутали воспи тывает своих подчиненных мето дами уговаривания. Он не исполь зует те большие нрава, которые ему предоставлены Дисциплинар ным уставом, и сам же удивляет ся. почему его бойцы нарушают воинскую дисциплину. Там, цде старшина ослабил по вседневную требовательность к подчиненным, где вместо кропот ливой воспитательной работы за нимаются уговариванием, не про секают твердой рукой нарушение дисциплины в самом зародыше — там недисциплинированность и разболтанность. Об этом именно и свидетельствует факт с Ахалько- вым. Ни в недиециилцныровалйости Аханькова виноват не один стар шина Кучмин. В ЭТОМ ПОВИШ1Ы и отдельные офицеры корабля, ко торые не учат старшин, как надо (ргплпняровзнности Аханькова не- воспитывать своих подчиненных, единичен. Такая картина наблю- даофс-я довольно часто. Кто не во- яремя встал по сигналу побудки? Ахаиькоз. Кто опоздал на работу?, Опять Аханьков. Парушение распорядка дня гтало для пего системой. Коман дир отделения старшина 1-й гтатьи Куччин но раз занимался уговариванием Ахаиг.кова, но это делу не помогло. Вслед за незначительными на рушениями начались более серь езные: пререкания со старшими, самовольная отлучка и другие проступки. Недисциплинированность Ахаль- кова, как -и следовало ожидать, сказалась п на содержании бое вого оружия. Аханьков -гг комал- дир боевого поста. В его ведении находится зенитная автоматиче ская пушка, которую он обязан snaT i, назубок. Однако свое ору жие он знает далеко но так, как Б оцман .на торпеда!ом ка тере — правая рука командира. У нас, на пример, был такой случай, когда боцман самостоятельно привел катер из операции. А слу чилось это так. Вьппли катера на перехват вражеского конвоя. Ка тер старшего лейтенанта Пала- «арчука ворвался в. самую гущу вражеских .-кораблей, смело ата ковал млнопоссц и потопил ею. В бою командир катера полу чил тяжелоо ранение и не мог самостоятельно вести катер. Вот тут и выручил боцман старшина 1-й статьи Колобов. Несмотря па то, что катер оторвался от груп пы, Колобов все же сумел вы вести его к своим берегам, а по том благополучно довести к до базы. Во время походов Колобов осно вательно изучал раной плавания, научился ориентироваться но еарто, знал сигналы береговых маяков, команды, которые надо было подавать, и, когда потребо валось стать к штурвалу злче- шгть командгурд, он сделал это ве колеблясь. Или такой случай, ярко харак теризуют]!’! роль боцмана на тор- | педледт 1 'атере. I руина идтигг х ка теров шла на выполнено боевого ; не прививают им командирских навыков и чувства непримиримо го отношения ко всякой разбол танности и Ееднсцпплпнировал- ности. Вполне аонлтно, что и на тральщике старшего лейтенанта Никитенко низка • требователь ность. не занимаются серьезно ооснитаЕшем краснофлотцев. От краснофлотце® же, нарушающих дисциплину, при удобном случае стараются избавиться. Современный корабль, будь он большим или малым, оснащен богатой и сложной техникой. До верять эту технику недисцип линированному, разболтанному краснофлотцу, вроде Аханькова, нельзя. Об этом всегда должны помнить старшины и офицеры, помнить и бороться за железную воинскую дисциплину. С. БЕЛГОРОДСКИЙ. ^ Переписка бойцов^- Ответ Лрямина боевым друзьям Недавйо> <в нашей газете было опубликовано письмо, написан ное старшиной !-й стать»• И. Су- ровцовым по поручению «расно- флоггцев Н-ского корабля свое му бывшему сослуживцу и дру гу Дл/ександру Дрямину, отли чившемуся в боях за освобож дение Печенги. Сегодня мы печатаем ответ краснофлотца Дрямяна своим боевым друзьям. Здравствуйте. мои боевые друзья, здравствуй, Ваяя! С большой радостью и волне нием прочитал я в газете ваше письмо ко мне. Спасибо, что не забызаете. Сражаясь с врагом, я также ни на минуту не забывал вас, вось отважный экипаж сво его родиого корабля. Все мы на «корабле были вос питаны в духе беззаветной пре данности Родине и товарищу Сталнну. Все мы в одинаковой степени ненавидим зрага и ста раемся отомстить ему а меру своих сил. Я часто вспоминал^ боевые дела ка корабле, когда мы неиз- мешо одерживали над врагам победу за победой, fТа суше я овято хранил традиции корабля, старался блть немцев по-матрос- ск*и, насмерть. В самую напряженную минуту жаркой схватки с врагом я вспо минал свой корабль, его бес страшный экипаж. Позади у меня остались бойцы подразделения, впереди огонь пулеметов и гра натометов врага. Отступить — значит струсить, навеки опозо рить себя перед Родиной, перед всем экипажем любимого кораб ля. Выход оставался один — только вперед, несмотря ни на ЧТО. * / С именем Сталина на устах я бросился на врага и победил. В этом бою я получил два ране ния. но в пылу схватки я их не заметил. Каждый из вас, будь он на моем месте, сделал бы то же самое. В это-м я твердо убежден. Привет вам, боевые друзья! Желаю уенбха в боевой подго товке и новых побед над нена вистным врагом. Сердечно благо дарю командира корабля капи тана 2-го ранга Беляева, кото рый воспитал меня к направил по верному пути. Александр ДРЯМИН. Г Глньстаршияа С. : Ла>Ш!ШН, oi «нчно владея своей специаль ное! ью. «повседневно передает опыт товарищам. НА СНИМКЕ: т. Л эушкин (в центре) об'ясняет устройство насоса старшине 2-й статьи Ф. Михалину и старшему краснофлотцу П. Тризненко. т- ___ Фото Г. Кресман.____ Высокие показатели на ремонте вечером старшина 1-й статьи Саногов собрал краснофлотцев. — Завтра на корабле начнется ремонтные (работы,— сказал он.— От нас зависит многое, поэтому мы должны напрячь все усилия, чтобы быстрее отремонтировать свои механизмы. С под’ема началась работа. Первыми к ной приступили мото ристы. Старшие краснофлотцы Пуштаев, Короплясов. Наташов во главе со евоими старшинами Са- поговьш и Туниным начали раз бирать основные части дизелей. Самую сложную и кропотливую работу—-выемку двух поршней— они пронявели 8 первый же чае своей работы. — В обычных условиях, — го ворит мичман Александр Львов,— подобную работу производят час* за три-четыре. Вытащить на верх дза тяжелых партия за час — это еверхотличный у к а затель в работе. Работа па ремонте не ослабе вала ни на минуту. Мотористы, электрики почти не выходили из машинного отделения. — Сегодня мы, кажется, еще tre курили,— вспомнил старшин! Тун ил в конце рабочего дня. Высокими показателями озна меновали первый дань ремонта и краснофлотцы других боевых ч а стей корабля. И. СЕРГЕЕВ. Моряки восстанавливают базу Отступая под ударами Красной Армии и моряков Северного флота иг. Лиинахамарп, враг успел на нести порту тяжелые раны, раз рушил ряд жилых зданий, скла дов, портовых сооружений. С первых дней прибытия в освобожденный порт моряки энер гично принялись за восстановле ние новой базы. Трудности и не хватка материалов не останавли вают североморцев. Нашему подразделению было отведено помещение, требовавшее большого ремонта. Краснофлотцы Боцман—правая рука командира .задания Вскоре наблюдатели од ного из катеров обнаружили си луэт вражеской подводной лодки. Немцы запросили позывные. Боц ман главный старшина т. Козлов точно перехватил позывные нем цев и стал их дублировать. Фа шисты не могли разобраться — то ли это их катера, то ли совет ские. Потом с подлодки стали все сигналить чащо и чаще. А Козлов не растерялся, он спокойно про должал сигналить ратьером. За несколько минут «перегово ров» наши катера успели сбли зиться с подлодкой на дистанцию 2— 3 кабельтов. Только тогда немцы поняли, с кем .имеют дело Лодка стала немедленно уходить под воду. Но было поздно. Тор педы настигли ее, и она навсегда погрузилась на ^но Баренцева моря. В бою бывает столько случаев' что никакими инструкциями не игредусмотришь. Вот поэтому от боцмана торпедного катера тре буется особая разворптлпвость, умение быг-тро найти выход из любого положения. Однажды тор педный катер вышел в атаку на мпнон&сец противника. Когда>до миноносца осталось 2— 3 кабель това, командир катера капитан- лейтенант Светлов замкнул элек троцепь торпедного залпа. Но одна торпеда не вышла. Торпе дист Федорин попробовал выпу стить торпеду вручную, но это не удалось. Из практики плавания на кате рах другой системы я знал, что мы прибегали иногда к обыкно венному молотку, ударяя нм по ударнику. Решил попробовать этот способ. — Ударьте молотком по бойку, наверное, спусковая пружина ослабла — посоветовал я Федо рину. Федорин так и поступил. Тор педа вышла и угодила в борт ^миноносцу.- Нашим катерам часто приходи лось брать пз борт разведчиков. Высадить их прямо с катера на вражеский берег было трудно. Поэтому появилась необходимость трузить на катер по неско^ьюу шлюпок. Некоторые считали; что это невозможно сделать, так как кренить шлюпки было не за что. Однако наши боцманы все же смело брали шлюп;:я па борт Две шлюпки мы кропили за рымы под’емных люков межту торпед ными аппаратами, а еще две по бортам рубки, прииайтавливая их за поручни рубки, леер гые стой ки и за рымы машинного капа. Торпедные катера не были приспособлены к 'приему дым- пшпеа:. - Боцман Колобов на шел выхид из положения. Он сде лал ил досок специальные стол- лажи, разместил их на палубе, закрепит за леерные стойки и за рымы бензинового капа. Этот спо соб быстро переняли другие боц маны. Теперь мы берем на борт нужное количество дымовых ша шек. Плохо обстояло у нас дело с подводными работами. Когда что- либо случалось, приходилось при глашать водолаза. Работа затяги валась. Теперь мы применяем лепководолаззшй костюм. Недавно наш катер намотал на винт пеньковый трос. Что пред принять? Я вспомнил о легко- водолазном костюме и решил его использовать. Еще рапыпе, в базе, мне продолжительное время пришлось тренироваться, спус каться на дно залива..Теперь к старшины, ни на один чае не отрываясь от своей служебной деятельности, энергично взялись уа ремонт. Большую инициатив? и смекалку в этих восстанови тельных рабогах проявил стар шина 2-й статьи Лаврюхинцев, краснофлотцы Митрофанов и В а нюшкин и другие. Под р уконф етном старшины в течение не скольких дней было оборудована специальное служебное помеще ние. Краснофлотец Н. МОЛЧАНОВ. тренировки пригодились. Я одел костюм, быстро спустился пед воду и в течение нескольких ми нут устранил повреждение. Катер снова получил ход. Таких примеров из боцманской практики можно привести бесчис ленное множество. Боцман пе только самый опыт ный моряк на катере, но еще и воспитатель молодых краснофлот цев. Так, например, боцман глав ный старшина Филипов обучил своему искусству юнгу Свотла- кова. Сейчас Светляков плавает самостоятельно. Он побывал ве многих боевых операциях и полу чил четыре правительственны! награды. Старшина 1-й статьи Колобов подготовил хорошего боцмана старшину 2-й статьи Простова. Просто® также имеет несколько правительственных наград и за мечательно управляется со свои ми обязанностями. Приведенные примеры показы вают. какую огромную роль играют боцманы на торпедных катерах, насколько разнообразна их деятельность, как богат боевой опыт, накопленный ими. Старшина 2-й статьи В. ЯГОДЖИНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz