Краснофлотец. 1944, декабрь.

ггг*- ТРЕБОВАТЬ, А НЕ УГОВАРИВАТЬ! Шесть часов утра. По кораблю i следовало бы. Былп случаи, когда разнеслась звонкая турель дудки. ■Побуджа. Краснофлотцы быстро встают, вяжут койки и идут умываться. Но краснофлотец В ан ь к ов продолжает лежать, хотя сигнал побудки он слышал. В кубрик заходит дежурный по Сжзан. Внимательным взором он ♦гвдывает палубу, койки. На шновение его глаз?, задержим ют- ся на койке Аханькова, лицо де­ журного принимает сердитое вы­ ражение. — Почему до сих нор ле­ жите? — строго опрашивает он краснофлотца. Аханьков с неохотой (откры­ вает глаза и грубо отвечает: — Не твое дело. Дежурный подзывает коман­ дира отделения, в подчинении ко­ торого 'находится Аханьков, и требует от него, чтобы он при­ звал к порядку своего красно­ флотца. Однако не таков Лхаль­ ков, чтобы сразу подчиниться. Не было такого случая, когда бы он выполнял приказания сразу, не нагрубив своему командиру <ггделвппя пли не вступил с ним s пререкании. Приведенный пример недис- его заведыьание находилось в не­ приглядном состоянии. Отарпгяш отделения командо­ ров Кучмил, которому подчинен Аханьков, . считает его самым недисциплинированным бойцом на корабле. Но, как ни странно, до сих пор но наложил на него ни одного взыскания. Кутали воспи­ тывает своих подчиненных мето­ дами уговаривания. Он не исполь­ зует те большие нрава, которые ему предоставлены Дисциплинар­ ным уставом, и сам же удивляет­ ся. почему его бойцы нарушают воинскую дисциплину. Там, цде старшина ослабил по­ вседневную требовательность к подчиненным, где вместо кропот­ ливой воспитательной работы за­ нимаются уговариванием, не про­ секают твердой рукой нарушение дисциплины в самом зародыше — там недисциплинированность и разболтанность. Об этом именно и свидетельствует факт с Ахалько- вым. Ни в недиециилцныровалйости Аханькова виноват не один стар­ шина Кучмин. В ЭТОМ ПОВИШ1Ы и отдельные офицеры корабля, ко ­ торые не учат старшин, как надо (ргплпняровзнности Аханькова не- воспитывать своих подчиненных, единичен. Такая картина наблю- даофс-я довольно часто. Кто не во- яремя встал по сигналу побудки? Ахаиькоз. Кто опоздал на работу?, Опять Аханьков. Парушение распорядка дня гтало для пего системой. Коман­ дир отделения старшина 1-й гтатьи Куччин но раз занимался уговариванием Ахаиг.кова, но это делу не помогло. Вслед за незначительными на­ рушениями начались более серь­ езные: пререкания со старшими, самовольная отлучка и другие проступки. Недисциплинированность Ахаль- кова, как -и следовало ожидать, сказалась п на содержании бое­ вого оружия. Аханьков -гг комал- дир боевого поста. В его ведении находится зенитная автоматиче­ ская пушка, которую он обязан snaT i, назубок. Однако свое ору­ жие он знает далеко но так, как Б оцман .на торпеда!ом ка­ тере — правая рука командира. У нас, на­ пример, был такой случай, когда боцман самостоятельно привел катер из операции. А слу­ чилось это так. Вьппли катера на­ перехват вражеского конвоя. Ка­ тер старшего лейтенанта Пала- «арчука ворвался в. самую гущу вражеских .-кораблей, смело ата­ ковал млнопоссц и потопил ею. В бою командир катера полу­ чил тяжелоо ранение и не мог самостоятельно вести катер. Вот тут и выручил боцман старшина 1-й статьи Колобов. Несмотря па то, что катер оторвался от груп­ пы, Колобов все же сумел вы­ вести его к своим берегам, а по­ том благополучно довести к до базы. Во время походов Колобов осно­ вательно изучал раной плавания, научился ориентироваться но еарто, знал сигналы береговых маяков, команды, которые надо было подавать, и, когда потребо­ валось стать к штурвалу злче- шгть командгурд, он сделал это ве колеблясь. Или такой случай, ярко харак­ теризуют]!’! роль боцмана на тор- | педледт 1 'атере. I руина идтигг х ка­ теров шла на выполнено боевого ; не прививают им командирских навыков и чувства непримиримо­ го отношения ко всякой разбол­ танности и Ееднсцпплпнировал- ности. Вполне аонлтно, что и на тральщике старшего лейтенанта Никитенко низка • требователь­ ность. не занимаются серьезно ооснитаЕшем краснофлотцев. От краснофлотце® же, нарушающих дисциплину, при удобном случае стараются избавиться. Современный корабль, будь он большим или малым, оснащен богатой и сложной техникой. До­ верять эту технику недисцип­ линированному, разболтанному краснофлотцу, вроде Аханькова, нельзя. Об этом всегда должны помнить старшины и офицеры, помнить и бороться за железную воинскую дисциплину. С. БЕЛГОРОДСКИЙ. ^ Переписка бойцов^- Ответ Лрямина боевым друзьям Недавйо> <в нашей газете было опубликовано письмо, написан­ ное старшиной !-й стать»• И. Су- ровцовым по поручению «расно- флоггцев Н-ского корабля свое­ му бывшему сослуживцу и дру­ гу Дл/ександру Дрямину, отли­ чившемуся в боях за освобож­ дение Печенги. Сегодня мы печатаем ответ краснофлотца Дрямяна своим боевым друзьям. Здравствуйте. мои боевые друзья, здравствуй, Ваяя! С большой радостью и волне­ нием прочитал я в газете ваше письмо ко мне. Спасибо, что не забызаете. Сражаясь с врагом, я также ни на минуту не забывал вас, вось отважный экипаж сво­ его родиого корабля. Все мы на «корабле были вос­ питаны в духе беззаветной пре­ данности Родине и товарищу Сталнну. Все мы в одинаковой степени ненавидим зрага и ста­ раемся отомстить ему а меру своих сил. Я часто вспоминал^ боевые дела ка корабле, когда мы неиз- мешо одерживали над врагам победу за победой, fТа суше я овято хранил традиции корабля, старался блть немцев по-матрос- ск*и, насмерть. В самую напряженную минуту жаркой схватки с врагом я вспо­ минал свой корабль, его бес­ страшный экипаж. Позади у меня остались бойцы подразделения, впереди огонь пулеметов и гра­ натометов врага. Отступить — значит струсить, навеки опозо­ рить себя перед Родиной, перед всем экипажем любимого кораб­ ля. Выход оставался один — только вперед, несмотря ни на ЧТО. * / С именем Сталина на устах я бросился на врага и победил. В этом бою я получил два ране­ ния. но в пылу схватки я их не заметил. Каждый из вас, будь он на моем месте, сделал бы то же самое. В это-м я твердо убежден. Привет вам, боевые друзья! Желаю уенбха в боевой подго­ товке и новых побед над нена­ вистным врагом. Сердечно благо­ дарю командира корабля капи­ тана 2-го ранга Беляева, кото­ рый воспитал меня к направил по верному пути. Александр ДРЯМИН. Г Глньстаршияа С. : Ла>Ш!ШН, oi «нчно владея своей специаль­ ное! ью. «повседневно передает опыт товарищам. НА СНИМКЕ: т. Л эушкин (в центре) об'ясняет устройство насоса старшине 2-й статьи Ф. Михалину и старшему краснофлотцу П. Тризненко. т- ___ Фото Г. Кресман.____ Высокие показатели на ремонте вечером старшина 1-й статьи Саногов собрал краснофлотцев. — Завтра на корабле начнется ремонтные (работы,— сказал он.— От нас зависит многое, поэтому мы должны напрячь все усилия, чтобы быстрее отремонтировать свои механизмы. С под’ема началась работа. Первыми к ной приступили мото­ ристы. Старшие краснофлотцы Пуштаев, Короплясов. Наташов во главе со евоими старшинами Са- поговьш и Туниным начали раз­ бирать основные части дизелей. Самую сложную и кропотливую работу—-выемку двух поршней— они пронявели 8 первый же чае своей работы. — В обычных условиях, — го­ ворит мичман Александр Львов,— подобную работу производят час* за три-четыре. Вытащить на­ верх дза тяжелых партия за час — это еверхотличный у к а ­ затель в работе. Работа па ремонте не ослабе­ вала ни на минуту. Мотористы, электрики почти не выходили из машинного отделения. — Сегодня мы, кажется, еще tre курили,— вспомнил старшин! Тун ил в конце рабочего дня. Высокими показателями озна­ меновали первый дань ремонта и краснофлотцы других боевых ч а ­ стей корабля. И. СЕРГЕЕВ. Моряки восстанавливают базу Отступая под ударами Красной Армии и моряков Северного флота иг. Лиинахамарп, враг успел на­ нести порту тяжелые раны, раз­ рушил ряд жилых зданий, скла­ дов, портовых сооружений. С первых дней прибытия в освобожденный порт моряки энер­ гично принялись за восстановле­ ние новой базы. Трудности и не­ хватка материалов не останавли­ вают североморцев. Нашему подразделению было отведено помещение, требовавшее большого ремонта. Краснофлотцы Боцман—правая рука командира .задания Вскоре наблюдатели од­ ного из катеров обнаружили си­ луэт вражеской подводной лодки. Немцы запросили позывные. Боц­ ман главный старшина т. Козлов точно перехватил позывные нем­ цев и стал их дублировать. Фа­ шисты не могли разобраться — то ли это их катера, то ли совет­ ские. Потом с подлодки стали все сигналить чащо и чаще. А Козлов не растерялся, он спокойно про­ должал сигналить ратьером. За несколько минут «перегово­ ров» наши катера успели сбли­ зиться с подлодкой на дистанцию 2— 3 кабельтов. Только тогда немцы поняли, с кем .имеют дело Лодка стала немедленно уходить под воду. Но было поздно. Тор­ педы настигли ее, и она навсегда погрузилась на ^но Баренцева моря. В бою бывает столько случаев' что никакими инструкциями не игредусмотришь. Вот поэтому от боцмана торпедного катера тре­ буется особая разворптлпвость, умение быг-тро найти выход из любого положения. Однажды тор­ педный катер вышел в атаку на мпнон&сец противника. Когда>до миноносца осталось 2— 3 кабель­ това, командир катера капитан- лейтенант Светлов замкнул элек­ троцепь торпедного залпа. Но одна торпеда не вышла. Торпе­ дист Федорин попробовал выпу­ стить торпеду вручную, но это не удалось. Из практики плавания на кате­ рах другой системы я знал, что мы прибегали иногда к обыкно­ венному молотку, ударяя нм по ударнику. Решил попробовать этот способ. — Ударьте молотком по бойку, наверное, спусковая пружина ослабла — посоветовал я Федо­ рину. Федорин так и поступил. Тор­ педа вышла и угодила в борт ^миноносцу.- Нашим катерам часто приходи­ лось брать пз борт разведчиков. Высадить их прямо с катера на вражеский берег было трудно. Поэтому появилась необходимость трузить на катер по неско^ьюу шлюпок. Некоторые считали; что это невозможно сделать, так как кренить шлюпки было не за что. Однако наши боцманы все же смело брали шлюп;:я па борт Две шлюпки мы кропили за рымы под’емных люков межту торпед­ ными аппаратами, а еще две по бортам рубки, прииайтавливая их за поручни рубки, леер гые стой­ ки и за рымы машинного капа. Торпедные катера не были приспособлены к 'приему дым- пшпеа:. - Боцман Колобов на­ шел выхид из положения. Он сде­ лал ил досок специальные стол- лажи, разместил их на палубе, закрепит за леерные стойки и за рымы бензинового капа. Этот спо­ соб быстро переняли другие боц­ маны. Теперь мы берем на борт нужное количество дымовых ша­ шек. Плохо обстояло у нас дело с подводными работами. Когда что- либо случалось, приходилось при­ глашать водолаза. Работа затяги­ валась. Теперь мы применяем лепководолаззшй костюм. Недавно наш катер намотал на винт пеньковый трос. Что пред­ принять? Я вспомнил о легко- водолазном костюме и решил его использовать. Еще рапыпе, в базе, мне продолжительное время пришлось тренироваться, спус­ каться на дно залива..Теперь к старшины, ни на один чае не отрываясь от своей служебной деятельности, энергично взялись уа ремонт. Большую инициатив? и смекалку в этих восстанови­ тельных рабогах проявил стар­ шина 2-й статьи Лаврюхинцев, краснофлотцы Митрофанов и В а ­ нюшкин и другие. Под р уконф ­ етном старшины в течение не­ скольких дней было оборудована специальное служебное помеще­ ние. Краснофлотец Н. МОЛЧАНОВ. тренировки пригодились. Я одел костюм, быстро спустился пед воду и в течение нескольких ми­ нут устранил повреждение. Катер снова получил ход. Таких примеров из боцманской практики можно привести бесчис­ ленное множество. Боцман пе только самый опыт­ ный моряк на катере, но еще и воспитатель молодых краснофлот­ цев. Так, например, боцман глав­ ный старшина Филипов обучил своему искусству юнгу Свотла- кова. Сейчас Светляков плавает самостоятельно. Он побывал ве многих боевых операциях и полу­ чил четыре правительственны! награды. Старшина 1-й статьи Колобов подготовил хорошего боцмана старшину 2-й статьи Простова. Просто® также имеет несколько правительственных наград и за­ мечательно управляется со свои­ ми обязанностями. Приведенные примеры показы­ вают. какую огромную роль играют боцманы на торпедных катерах, насколько разнообразна их деятельность, как богат боевой опыт, накопленный ими. Старшина 2-й статьи В. ЯГОДЖИНСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz