Краснофлотец. 1944, декабрь.

Как на Севере службу править ПОХОДЫ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ Лучший радист корабля «=Н» старшина 2-й статьи М. Ьуея награжден медалью Ушакова и медалями «За оборону Севасто­ поля» н «За оборону Кавказа». Фото Л. Огурцова. , 19 ТЫСЯЧ МИЛЬ ВО ЛЬДАХ И ТУМАНАХ По палубе корабля разгули­ вает медвежонок. Он трется мор­ дой о .нош проходящих красно­ флотцев е , когда бойцы направля­ ются но трапу на ипро, бежит им вдогонку. По дежурный но низам берет его за ошейник: — Куда это ты, Миша, Собрал­ ся баз увольнительной записки? Дежурный. гладит зверя по спине, вытирает руки ветошью и ворчит: — Опять весь в соляре выва­ лялся. Форменный поросенок, а не белый медведь! Тральщик сейчас стоит у пир­ са, по четвероногий «пассажир», разгуливающий по палубе, напо­ минает о том. что корабль вер­ нулея из необычного похода. (В ярко освещенной штурман­ ской рубке командир БЧ-1 стар­ ший лейтенант Чубаров, перели­ стывая вахтенный журнал, под­ водит итоги: с начала июня по конец ноября тральщиком прой­ дено 19 тысяч миль. Полгода' пробыл в последнем походе этот корабль. Чтобы представить его путь, надо развернуть одну за , другой добрых два десятка штур- манеких карт. Это был боевой по­ ход, и соблюдение военной тайны не позволяет называть проливы и архипелаги, бухты и острова, по­ сещенные кораблем за врем пла­ вания. Однако можно оказать, что ности расплылось огромное шино соляра. Пошли на второй :зход, ггробомбиди еще раз. О д'П-зии глубинных бомб можно было су­ дит?. по предметам, всплывающим на поверхность. Здесь были и обложи от инструментального ящика, к футляр от гирокомпа­ са, и санитарные сумки, и даже тюбвдви с этикеткой: «Пахт крем. Дрезден». — Распотрошили здорово. Всю амуницию свою фрицы растеря­ ли, — шутили краснофлотцы, ра­ дуясь уничтожению подводного врага. ...В крайних широтах траль­ щик конвоировал ледокол, произ­ водивший смену зимовщиков на полярной станции. Песколько су­ ток корабль шел в тумане и пло- вучем льду. Рулевые Красильников и Стро­ ганов отлично несли вахту, мгно­ венно исполняя все команды вах­ тенных офицеров. Хорошо пора­ ботал и личный состав БЧ-V во главе со старшим лейтенантом Де- ыежкиным. Командир отделения машинистов Поляков и Парамонов умело управляли механизмами, в любой момент обеспечивая кораб­ лю перемену ходо®. Плавание,,щрн такой видимости иред’являло повышенные требо­ вания к связи. Радисты Борисов, Воробьев и Жакуть умело всполь- еще десять лет назад такой мар- еовалн свою технику. Постоянно, щрут потребовал бы нескольких арктических экспедиций на ледо­ колах. А теперь в 1944 году в этом районе тральщик выполнял свою обычную работу: охранял транспорты и вел борьбу с под­ водными лодками противника. Командир капитан-лейтенант В. А.. Бабанов рассказывает: — В течение одиннадцати дней иы продолжали поиск подводной лодки в отдаленном районе. Пла­ вание здесь крайне затруднено льдом, глубины исследованы не­ достаточно. Однако были все дан­ ные предполагать, что противник избрал этот район для атак кара­ вана. Наконец, па горнзодто был обнаружен дым. Полным ходом юрабль пошел в этом направле­ нии. Море кругом оставалось пу­ стынным, но мы пе сомневались, что вде-то здесь подводный хищ­ ник всплывал для зарядки бата­ рей. — Справа по посу курсовой 15, перископ! — доложили сиг­ нальщики. Тралтщилс шипел в атаку. Ми­ неры Федотов, Рыкованов, Криво- ш.екв и" Стариков быстро и точно сбросилг глубшшые .бомбы. Уже Весле : 'п?.v 3 a.Ui.?a по поверх-' на протяжении всего похода ош цержали двухстороннюю связь с другими кораблями п берегом. Встречи с подводными лодками повторялись пе раз. Когда кара­ ван, в охране которого шел траль­ щик капитан-лейтенанта Бабано­ ва, завершая путь, приближался к месту назначения, тов. Де­ довский обнаружил лодку, гото­ вившуюся атаковать транспорт. Намерение фашистского пирата было предотвращено. После серии глубинных бомб, сброшенных с тральщика, на поверхности моря появились соляр и рубленая проб­ ка. Поручив одному из катерос- охогников добивать врага, траль­ щик вновь занял место в охране транспортов. Полугодовое плавание было хорошей школой для всего лично­ го состава и офицеров. Моряки, впервые совершавшие поход в Арктику, успешно выполнили все задания командования. Весь лич­ ный состав тральщика награжден орденами и медалями. Капитан- лейтенант Дабанов удостоен осо­ бо почетной* для моряка награ­ ды ■— ордена Нахимова 2-й сте­ пени. С. МОРОЗОВ. 'Наступавшая полярная ночь и внма создают трудные условия плавания в Баранцовом море. Эти трудности особенно ощутительны для малых кораблей— торлесщых катеров к охотников. Низкая температура воздуха, постигающая иноща 34 градусов ниже нуля, в сочетании со штор­ мовой погодой приводит к обледе­ нению катеров. Крупная волна, постоянная зыбь. исключительно .малая видимость — все это тре­ бует большой физической вынос­ ливости от экипажей катеров. Командир катера и офицеры должны в первую очередь обра­ тить внимание именно на эту сторону в подготовке красно­ флотцев к зимним походам. Как бы отлично краснофлотец ни знал материальную часть своего бое­ вого поста, но, если у него не вы­ работана способность легко пере­ носить тяжелые зимние походы, он не может быть катерником. Командир катера обязан подго­ товить своих людей так, чтобы они могли находиться на постах при ходовой вахте в течение 14— 18 часов. Мала?! видимость, частые снежные заряды, икзлая облач­ ность, полное отсутствие навига­ ционного обеспечения в водах противника требуют тщательной и высококультурной пггурмап- екой подготовки офицера — командира катера. Основным б этой подготовке является отлич­ ное знание командиром морского театра. Плохое знание морского театра часто приводит к пагуб­ ным последствиям. Вспоминается такой случай: Группа торпедных катеров зи­ мой 1943 г.. возвращаясь от Варде в свою базу, попала в се­ мибальный шторм. Компас в та­ ких условиях давал неверные по­ казания. Катера шли вне види­ мости берега. Вдруг на рассвете прямо по носу катеров показался берег. Приняв его за полуостров Рыбачий, торпедные катера по­ шли *доль берега. Пггьто из командиров не обратил внимания на то, что побережье Рыбачьего бол*е пологое, нежели высокий, резко изрезанный берег, вдоль которого следовали катера. Лишь на подходе к Петсамо катера опо­ здали берег. От таких мест, как aopfo рель­ ефные мысы, острова, командир должен вести заново свою мыс­ ленную прокладку. Места с опре­ деленным характером волны, вет­ ра катернику надо запоминать. Это поможет ориентировке. Обледенение, сильные штормы значительно отражаются иа ис­ пользовании материальной части. Частенько офицеры катеров спо­ рят: снимать чехлы с пулеметов во время ночных походов или нет. Если в течение 12— 14 часов похода оружие оставить откры­ тым, оно наверняка откажет в бою. Но необходимо помнить и другое, что при большой скоро­ сти катера и плохой видимости встреча с противником будет вне­ запной. Бой выиграет тот, кто будет к нему лучше подготовлен, ■ктопервым откроет огонь. Яначит, надо добиваться того, чтобы ору­ жие всегда бы.; >в сохранности и чтобы оно в любую минуту м-тло быть применено против врага. Сделать это можно только тща­ тельной организацией наблюде­ ния, при которой противник бу­ дет обнаружен прежде, чем он об­ наружит тебя. Пулеметы и пушку следует зачехлять так. чтобы чехол мож­ но было снять мгновенно, или в крайнем случае стрелять через пего. Причам, оружие необходимо иметь заряженным. Кроме того, в походе через каждые 15— 20 ми­ нут опытные пулеметчики стара­ ются проворачивать подвижные части. В наиболее опасных райо­ нах, где вероятность встречи с противником становится более очевидной, оружие, как правило, расчехляется. Поучительный случай произо­ шел с торпедным катером лейте­ нанта Травина. Катер при .види­ мости в 1 кабельтов, имея на борту десантников, входил в один из фиордов противнига. Зная о возможности встречи с дозором врага, пулеметчики носового пу­ лемета тем не менее не расчехли­ ли свое оружие. Почти в самом входе в фиорд катер обнаружили дозорные охотники врага. Случи­ лось то, чего и следовало ожи­ дать. Второй пулемет, хотя и был готов к бою, не мог стрелять. Немецкий охотник открыл огонь. Прикрывшись дымом, торпедный катер этошех. не сделав нг одеок выстрела. И другой, совершенно нротиве- положный случай. Груша тор­ педных ватеров ночью, щ,а вол­ не в 5— 6 баллов, в зараде, вы­ шла на поник кораблей. ЗаЗдс ■ одну из бухт противника, предва­ рительно приведя всю материаль­ ную часть в полную готовпость,, катера обследовали *е. Не обна­ ружив противника, катерном пошли к выходу. И вдруг в заря­ де на дистанции 2 кабельтовых обнаружили 2 силуэта стороже­ вых кораблей. Мгновенно зара­ ботали пулеметы. вышли торпе­ ды. когда немцы открыли огг*ь, катера были на курсе отхода!5 Тщательная подготовка кащи IV походу — нервов требование.. •и;;орое надо выполнять при пла­ вании в зимних условиях. Обык­ новенной нашич ториедиых ка­ терах считают, что якорное устройство совершенно неприме­ нимо. Это вредное мнение. Приме­ ром служит такой случай. Од­ нажды торпедный катер лейте- чанта Сиреныко. возвращаясь с здания, попал в шторм склов 7— 8 баллов. Вода заполнила уже все носовые отсеки. Краснофлот­ цы не могли справиться и посту­ пающей водой, к тому же, кон­ чался бензин. Заметив берег, командир зашел в бухту и ста* па якорь. Когда шторм утих, ка­ тер снялся с якоря к невредимым пришел в базу. Из этого случаи ясно, что при выходе в поход не должна быть упущена ни одна деталь подготовки. В заключение с;« 1 жу, что дли успешного плавания а зимних условиях требуется кропотлива* систематическая тренировк! эки­ пажа. тщательная всесторонний подготовка его. Причем, особенно хорошо надо отрабатывать яа- блютение. Иногда наши команди­ ры «жалеют» наблюдателей: не выставляют их иа нос., дают им возможность укрываться от брызг, не проверяют наблюдателей н* посту, забывая о том, что от хо­ рошего наблюдения зависит V жизнь, и успех боевой деятель­ ности катера. Старший лейтенант А. ЛОЩИЛИН. Н А Ш К О М А Н Д И Р Крепко любят своего командира м-auopa Красильникова морские пехотинцы. Они готовы итти в огонь и воду ради того, чтобы оправдать его доверие. Майора Красильникова часто можно видеть среди краснофлот­ цев, он шикает во все стороны жкзпи бойцов. Часто сто мож­ но встретить в землянках. Оп проверяет, как отдыхают бойцы, все лл сняли обувь, одежду. Часто бывает и тале: заходит комбат в землянку и начинает задушевную беседу. Расспраши­ вает, у кого неладно с семьей, пишут ли родные, как содержат­ ся боекомплекты. Побеседует, а потом посмотрит на бойцов, вы­ берет самого неряшливого и ска­ жет: — Пучка, снимите сапоги да покажите, чистые ли у вас пор­ тянки. Тут уж не схитопщь, комбат словно в дупту смотрит. Крепко I достается краснофлотцу, если он плохо смотрит за собой и допус­ кает перяшливость. Однажды майор Красильников обнаружил у краснофлотца Кор- пева грязные портянки, а у крас­ нофлотца Сорокина неполный комплект боезапаса. Он прика­ зал собрать всех старшин и очень крепко ругал их за то. что пло­ хо смотрят за' своими бойцами. Мне, как непосредственному на­ чальнику, больше всех досталось. Вышел я от майора весь вспотев­ ший, хотя, помнится, погода бы­ ла прохладная. В батальоне не было такого случая, чтобы краенофлотпы жа­ ловались па плохое обслуживание или питание. Если до майора дойдет об этом, он «распечет» всех ко(ма:ндиров и прикажет не­ медленно устранить недостаток. — C' таким командиром мы го­ ры свернем, — говорят между собой бойцы. И действительно, когда нача­ лось наступление, батальон май­ ора Красильникова дралгя храб­ рее всех. Он первым вступил • бой за мощный онорьый пуньт противнике и добился победы. Бесстрашно дрались морские ье хотинцы Красильникова за раз­ вилку дорог н за населенный пункт Паровары. Па всю брига­ ду ]фогремела тогда слава о под­ виге краснофлотцев роты спя­ щего лейтепанта Пушкарева, е героических делах мпогих других бойцов. Краснофлотцы боевыми делам* отвечали на ту болынуя заботу, которую проявило О НИХ КОМаЛ- довапие батальона и особен» майор Красильников. Тот, кто по­ служил у такого офицера, иа вс* жизнь запомнит егс отечесву* заботу о бойцах и непримиримое отношение к недисциплинирован* но^ти и расхлябанности. Старшина И. ДЕГТЯРЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz