Краснофлотец. 1944, декабрь.
Как на Севере службу править ПОХОДЫ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ Лучший радист корабля «=Н» старшина 2-й статьи М. Ьуея награжден медалью Ушакова и медалями «За оборону Севасто поля» н «За оборону Кавказа». Фото Л. Огурцова. , 19 ТЫСЯЧ МИЛЬ ВО ЛЬДАХ И ТУМАНАХ По палубе корабля разгули вает медвежонок. Он трется мор дой о .нош проходящих красно флотцев е , когда бойцы направля ются но трапу на ипро, бежит им вдогонку. По дежурный но низам берет его за ошейник: — Куда это ты, Миша, Собрал ся баз увольнительной записки? Дежурный. гладит зверя по спине, вытирает руки ветошью и ворчит: — Опять весь в соляре выва лялся. Форменный поросенок, а не белый медведь! Тральщик сейчас стоит у пир са, по четвероногий «пассажир», разгуливающий по палубе, напо минает о том. что корабль вер нулея из необычного похода. (В ярко освещенной штурман ской рубке командир БЧ-1 стар ший лейтенант Чубаров, перели стывая вахтенный журнал, под водит итоги: с начала июня по конец ноября тральщиком прой дено 19 тысяч миль. Полгода' пробыл в последнем походе этот корабль. Чтобы представить его путь, надо развернуть одну за , другой добрых два десятка штур- манеких карт. Это был боевой по ход, и соблюдение военной тайны не позволяет называть проливы и архипелаги, бухты и острова, по сещенные кораблем за врем пла вания. Однако можно оказать, что ности расплылось огромное шино соляра. Пошли на второй :зход, ггробомбиди еще раз. О д'П-зии глубинных бомб можно было су дит?. по предметам, всплывающим на поверхность. Здесь были и обложи от инструментального ящика, к футляр от гирокомпа са, и санитарные сумки, и даже тюбвдви с этикеткой: «Пахт крем. Дрезден». — Распотрошили здорово. Всю амуницию свою фрицы растеря ли, — шутили краснофлотцы, ра дуясь уничтожению подводного врага. ...В крайних широтах траль щик конвоировал ледокол, произ водивший смену зимовщиков на полярной станции. Песколько су ток корабль шел в тумане и пло- вучем льду. Рулевые Красильников и Стро ганов отлично несли вахту, мгно венно исполняя все команды вах тенных офицеров. Хорошо пора ботал и личный состав БЧ-V во главе со старшим лейтенантом Де- ыежкиным. Командир отделения машинистов Поляков и Парамонов умело управляли механизмами, в любой момент обеспечивая кораб лю перемену ходо®. Плавание,,щрн такой видимости иред’являло повышенные требо вания к связи. Радисты Борисов, Воробьев и Жакуть умело всполь- еще десять лет назад такой мар- еовалн свою технику. Постоянно, щрут потребовал бы нескольких арктических экспедиций на ледо колах. А теперь в 1944 году в этом районе тральщик выполнял свою обычную работу: охранял транспорты и вел борьбу с под водными лодками противника. Командир капитан-лейтенант В. А.. Бабанов рассказывает: — В течение одиннадцати дней иы продолжали поиск подводной лодки в отдаленном районе. Пла вание здесь крайне затруднено льдом, глубины исследованы не достаточно. Однако были все дан ные предполагать, что противник избрал этот район для атак кара вана. Наконец, па горнзодто был обнаружен дым. Полным ходом юрабль пошел в этом направле нии. Море кругом оставалось пу стынным, но мы пе сомневались, что вде-то здесь подводный хищ ник всплывал для зарядки бата рей. — Справа по посу курсовой 15, перископ! — доложили сиг нальщики. Тралтщилс шипел в атаку. Ми неры Федотов, Рыкованов, Криво- ш.екв и" Стариков быстро и точно сбросилг глубшшые .бомбы. Уже Весле : 'п?.v 3 a.Ui.?a по поверх-' на протяжении всего похода ош цержали двухстороннюю связь с другими кораблями п берегом. Встречи с подводными лодками повторялись пе раз. Когда кара ван, в охране которого шел траль щик капитан-лейтенанта Бабано ва, завершая путь, приближался к месту назначения, тов. Де довский обнаружил лодку, гото вившуюся атаковать транспорт. Намерение фашистского пирата было предотвращено. После серии глубинных бомб, сброшенных с тральщика, на поверхности моря появились соляр и рубленая проб ка. Поручив одному из катерос- охогников добивать врага, траль щик вновь занял место в охране транспортов. Полугодовое плавание было хорошей школой для всего лично го состава и офицеров. Моряки, впервые совершавшие поход в Арктику, успешно выполнили все задания командования. Весь лич ный состав тральщика награжден орденами и медалями. Капитан- лейтенант Дабанов удостоен осо бо почетной* для моряка награ ды ■— ордена Нахимова 2-й сте пени. С. МОРОЗОВ. 'Наступавшая полярная ночь и внма создают трудные условия плавания в Баранцовом море. Эти трудности особенно ощутительны для малых кораблей— торлесщых катеров к охотников. Низкая температура воздуха, постигающая иноща 34 градусов ниже нуля, в сочетании со штор мовой погодой приводит к обледе нению катеров. Крупная волна, постоянная зыбь. исключительно .малая видимость — все это тре бует большой физической вынос ливости от экипажей катеров. Командир катера и офицеры должны в первую очередь обра тить внимание именно на эту сторону в подготовке красно флотцев к зимним походам. Как бы отлично краснофлотец ни знал материальную часть своего бое вого поста, но, если у него не вы работана способность легко пере носить тяжелые зимние походы, он не может быть катерником. Командир катера обязан подго товить своих людей так, чтобы они могли находиться на постах при ходовой вахте в течение 14— 18 часов. Мала?! видимость, частые снежные заряды, икзлая облач ность, полное отсутствие навига ционного обеспечения в водах противника требуют тщательной и высококультурной пггурмап- екой подготовки офицера — командира катера. Основным б этой подготовке является отлич ное знание командиром морского театра. Плохое знание морского театра часто приводит к пагуб ным последствиям. Вспоминается такой случай: Группа торпедных катеров зи мой 1943 г.. возвращаясь от Варде в свою базу, попала в се мибальный шторм. Компас в та ких условиях давал неверные по казания. Катера шли вне види мости берега. Вдруг на рассвете прямо по носу катеров показался берег. Приняв его за полуостров Рыбачий, торпедные катера по шли *доль берега. Пггьто из командиров не обратил внимания на то, что побережье Рыбачьего бол*е пологое, нежели высокий, резко изрезанный берег, вдоль которого следовали катера. Лишь на подходе к Петсамо катера опо здали берег. От таких мест, как aopfo рель ефные мысы, острова, командир должен вести заново свою мыс ленную прокладку. Места с опре деленным характером волны, вет ра катернику надо запоминать. Это поможет ориентировке. Обледенение, сильные штормы значительно отражаются иа ис пользовании материальной части. Частенько офицеры катеров спо рят: снимать чехлы с пулеметов во время ночных походов или нет. Если в течение 12— 14 часов похода оружие оставить откры тым, оно наверняка откажет в бою. Но необходимо помнить и другое, что при большой скоро сти катера и плохой видимости встреча с противником будет вне запной. Бой выиграет тот, кто будет к нему лучше подготовлен, ■ктопервым откроет огонь. Яначит, надо добиваться того, чтобы ору жие всегда бы.; >в сохранности и чтобы оно в любую минуту м-тло быть применено против врага. Сделать это можно только тща тельной организацией наблюде ния, при которой противник бу дет обнаружен прежде, чем он об наружит тебя. Пулеметы и пушку следует зачехлять так. чтобы чехол мож но было снять мгновенно, или в крайнем случае стрелять через пего. Причам, оружие необходимо иметь заряженным. Кроме того, в походе через каждые 15— 20 ми нут опытные пулеметчики стара ются проворачивать подвижные части. В наиболее опасных райо нах, где вероятность встречи с противником становится более очевидной, оружие, как правило, расчехляется. Поучительный случай произо шел с торпедным катером лейте нанта Травина. Катер при .види мости в 1 кабельтов, имея на борту десантников, входил в один из фиордов противнига. Зная о возможности встречи с дозором врага, пулеметчики носового пу лемета тем не менее не расчехли ли свое оружие. Почти в самом входе в фиорд катер обнаружили дозорные охотники врага. Случи лось то, чего и следовало ожи дать. Второй пулемет, хотя и был готов к бою, не мог стрелять. Немецкий охотник открыл огонь. Прикрывшись дымом, торпедный катер этошех. не сделав нг одеок выстрела. И другой, совершенно нротиве- положный случай. Груша тор педных ватеров ночью, щ,а вол не в 5— 6 баллов, в зараде, вы шла на поник кораблей. ЗаЗдс ■ одну из бухт противника, предва рительно приведя всю материаль ную часть в полную готовпость,, катера обследовали *е. Не обна ружив противника, катерном пошли к выходу. И вдруг в заря де на дистанции 2 кабельтовых обнаружили 2 силуэта стороже вых кораблей. Мгновенно зара ботали пулеметы. вышли торпе ды. когда немцы открыли огг*ь, катера были на курсе отхода!5 Тщательная подготовка кащи IV походу — нервов требование.. •и;;орое надо выполнять при пла вании в зимних условиях. Обык новенной нашич ториедиых ка терах считают, что якорное устройство совершенно неприме нимо. Это вредное мнение. Приме ром служит такой случай. Од нажды торпедный катер лейте- чанта Сиреныко. возвращаясь с здания, попал в шторм склов 7— 8 баллов. Вода заполнила уже все носовые отсеки. Краснофлот цы не могли справиться и посту пающей водой, к тому же, кон чался бензин. Заметив берег, командир зашел в бухту и ста* па якорь. Когда шторм утих, ка тер снялся с якоря к невредимым пришел в базу. Из этого случаи ясно, что при выходе в поход не должна быть упущена ни одна деталь подготовки. В заключение с;« 1 жу, что дли успешного плавания а зимних условиях требуется кропотлива* систематическая тренировк! эки пажа. тщательная всесторонний подготовка его. Причем, особенно хорошо надо отрабатывать яа- блютение. Иногда наши команди ры «жалеют» наблюдателей: не выставляют их иа нос., дают им возможность укрываться от брызг, не проверяют наблюдателей н* посту, забывая о том, что от хо рошего наблюдения зависит V жизнь, и успех боевой деятель ности катера. Старший лейтенант А. ЛОЩИЛИН. Н А Ш К О М А Н Д И Р Крепко любят своего командира м-auopa Красильникова морские пехотинцы. Они готовы итти в огонь и воду ради того, чтобы оправдать его доверие. Майора Красильникова часто можно видеть среди краснофлот цев, он шикает во все стороны жкзпи бойцов. Часто сто мож но встретить в землянках. Оп проверяет, как отдыхают бойцы, все лл сняли обувь, одежду. Часто бывает и тале: заходит комбат в землянку и начинает задушевную беседу. Расспраши вает, у кого неладно с семьей, пишут ли родные, как содержат ся боекомплекты. Побеседует, а потом посмотрит на бойцов, вы берет самого неряшливого и ска жет: — Пучка, снимите сапоги да покажите, чистые ли у вас пор тянки. Тут уж не схитопщь, комбат словно в дупту смотрит. Крепко I достается краснофлотцу, если он плохо смотрит за собой и допус кает перяшливость. Однажды майор Красильников обнаружил у краснофлотца Кор- пева грязные портянки, а у крас нофлотца Сорокина неполный комплект боезапаса. Он прика зал собрать всех старшин и очень крепко ругал их за то. что пло хо смотрят за' своими бойцами. Мне, как непосредственному на чальнику, больше всех досталось. Вышел я от майора весь вспотев ший, хотя, помнится, погода бы ла прохладная. В батальоне не было такого случая, чтобы краенофлотпы жа ловались па плохое обслуживание или питание. Если до майора дойдет об этом, он «распечет» всех ко(ма:ндиров и прикажет не медленно устранить недостаток. — C' таким командиром мы го ры свернем, — говорят между собой бойцы. И действительно, когда нача лось наступление, батальон май ора Красильникова дралгя храб рее всех. Он первым вступил • бой за мощный онорьый пуньт противнике и добился победы. Бесстрашно дрались морские ье хотинцы Красильникова за раз вилку дорог н за населенный пункт Паровары. Па всю брига ду ]фогремела тогда слава о под виге краснофлотцев роты спя щего лейтепанта Пушкарева, е героических делах мпогих других бойцов. Краснофлотцы боевыми делам* отвечали на ту болынуя заботу, которую проявило О НИХ КОМаЛ- довапие батальона и особен» майор Красильников. Тот, кто по служил у такого офицера, иа вс* жизнь запомнит егс отечесву* заботу о бойцах и непримиримое отношение к недисциплинирован* но^ти и расхлябанности. Старшина И. ДЕГТЯРЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz