Краснофлотец. 1944, декабрь.
ууу ж • '•едет?* т " " •'"-;*ГТ"' СУРОВАЯ ШКОЛА Катер морской охотник пять •гесяцев был в плавании. вынол- ияя разнообразные' боевые за дания. Он проконвоировал десят ке транспортов с ценными гру зами, не ра.; обнаруживав я расстреливал вражеские мины. Маленький -корабль попадал в жестокие штормы, но сильные волей и духом, опытные и ;;ака- яепные моржи катера всегда выходили победит!', :*ми гг.: -гой (жестокой борьбы с морокой стихией. Когда плавание в заполярных водах подходило к концу, пача- лись непрерывные снежные на ряды и жестокие морозы. В один из таких дней катар получил задание проэекортиро- зать транспорт до пункта Н». йа море после шторма была боль шая мертвая зыбь, но катер успешно справился с. поставлен ной задачей и благополучно до вел транспорт до базы. Однако ая полярная природа пре поднесла катерникам пеожщан- аый сюрприз. С далекого берега потянул свежий ветер»к. ко торый усиливался г каждой •тянутой. Вскоре разыгрался 'сильный шторм.Транспорт невоз- *т>жно было разгружать на рейде, st он лег в дрейф. Катерники п<>- гучили приказание нестипроти володочную оборону в районе дрейфа транспорта. Морокой охотник ходил пере менными курсами. Могучие вол ны окатывали моряков с ног до гол об ы. Через ‘ несколько часов каш катер покрылся ледя ным паицьгреч. Одежда на нас за мерзала. и надо было приложить немало усилий, чтобы елвпнуть- r-я с места, пройти несколько гаагов по палубе, покрывшейся голстой коркойльда. Артилеристы старшина 2-й Статьи Бутрин, краснофлотцы Леонов, Шишип и Спиридонов вели героическую борьбу со льдом. Изнемогая от усталости, под непрерывными холодными фонтанами воды они то и дело скалывали лед с палубы. В постояппом напряжении на ходилисьминеры старшина 2-й статьи Соломянко и Угланов. Глубинные бомбы могли в любую минуту выйти из строя или при мерзнуть к креплениям. Но ми неры не допускали этого. Так продолжалось три дня. Потом шторм стал постепенно утихать, но мороз усилился. На море появилась испарина. Вокоре густой молочный туман непро- дые 10 — 15 минут ичящали кингстоны от льда, и моторы снова работали нормально. Лед становился все гуще и гуще. Оя напирал со всех сторон и сжал маленький корабльслов но в желейных тисках. Борта катера трещали, грозя катастро фой. Старший лейтенант Демидов мобилизовал весь экипаж иа скалывание льда. Лед был креп г"Ггг как гранит, и не поддавал ся. Аварийная группа под руко водством инженер-лойтепаита Курбатова’ приготовила инстру менты и материалы для заделки пробоин и непрерывно наблюдала «а бортами катера, докладывая командиру через каждые пять минут об обстановке. В это время вышла из строя правая машин!. Катер стал дрейфовать во льдах. Командир приказал отдать якорь, но это но помогло. Морской охотпик, увле каемый движением льдагт мед ленно приближался к берегу. Катерники,изнемогая от уста лости. беспрерывно окалывали у бортов лед, который все напирал, гр'ая ра,;тавить катер. Образо вался {грен. Краснофлотцы по нимали, что жизнь корабля ви сит на волоске, и, может быть, потомукаждый в эти критиче ские часы особенно остро почув ствовал свою привязанность к кораблю, неразрывную связь с ним. Спасти во что бы то ни стало родной корабль — было единым ' гремленнем всех. Старшины 2-й статьи Палии. Тряеупов. краснофлотцы Черто гов. Шишии, Кузнецовне сдава лись. На холодном, пронизыва ющем до костей ветре, при силь ном морозе, сковывавшем тело, которое ныло от страшной уста ло'-ги. окоченевшими руками они безустали кололи крепкий лед. В это время сигнальщик стар шина 2-й статьи Хохловзаметил на горизонте небольшойдымок, а затем силуэт корабля. То был ледокол, спешивший на помощь морскому охотпику. Ледокол по дошел к катеру на дистанцию 10 кабельтовых и остановился: дальше птги было нельзя из-за мелководья. Усилившийся ветер стал быстрее разгонять битый лед. и вскоре вокруг катера об разовались полоски чистой воды. Но как же сняться с мели? Ледокол не может подать буксир ный конец, завести мотор нель зя: катер имеет большой крен и винт может врезаться в грунт. Найти выход помогла смекал- о т в а ж н ы й к а т е р н и к Командир отделения торпедистов старшин* 2-й статьи И. Лялько — участник многих мор- скмк операций по разгрому вражеских конвоев» Варангер-фиорде. В знаменитом бою 19 августа, когда торпедные кптера потопили 14 немецких кораблей, т. Ляль ко проявил храбрость и мужество. На катере от попадания эражеского снаряда зашрелся боеза пас. Лялько получил ранение в руку и ногу. Но, превозмогая боль, он не пакянул боевого поста ■и бросился тушить возникший сожар. В морском бою по разгрому немецкого кон воя 25 сентября старшина 2-й статьи Лялько лршшмал активное участие з огр 1 женин атахк «Мессершмиттов>, з результате чего был сбит один вражеский самолет. Лялько—участник десант их операции з порт Ликнахамари и Кнркенес. В одной ад этих опе раций от разрыва вражеского снаряда на верх ней палубе воэник пожар. Отважный катерник, (несмотря на контузию и ранение, быстро ликви дировал пожар и спас жжзнь всем*, экипажу катера. За проявленные мужество и отвагу з боях по разгрому конвоев прогивш:ка старшина 2 -н статьи Лялько награжден орденами: Красного Знамени, Отечественной войны* 1 -й степени. Красной Здезды и значком «Отличник Военно- Морского Флота*. Г. ИКОННИКОВ. О Ф И Ц Е Р В К У Б Р И К Е Командир боевой части И. В. Петрунин по-большевистски воспитывает подчиненных ницаемой пеленой окутал все во- ка. Командир катера старший topyr. Видимость сократилась до Жадного кабельтова. • но моряки продолжали плавание. Лини, па четвертые сутки прюпла радио грамма с требованием возвра титься в базу. По тут начались для катерников новые испыта ния. На’ пути следования ужа шло (*оало>\ местами попадались непроницаемые полосытумана.в которых пришлось итти почти вслепую. Затем стал встречаться битый лад. Продвижение сильно аамедлилось, кингстоны непре рывно забивались льдом, отчего моторы надсадно гудели, словно вадьгхались от непосильной тя жести. Мотористы старшина 2-й стах г,и Кусачк ин, краснофлотцы Розанов к Казенно® через каж- лейтснан-т Демидов вызвал весь экипаж на палубу и приказал краснофлотцам перебежками с борта на борт раскачать корабль и выравнять крен. Это удалось. Суровая и героическая борьба с природой закончилась победой моряков-севе.роморцев, которые еще раз показали свою замеча тельную боевую выучку, мор скую смекалку и упорство в до стижении поставленной цели. В этом плаванииморяки про шли суровую школу, приобрели богатый практический ппыт. окрепли и еше больше закали лись.Трудаостн и лишения спло тили вось экипаж катера в друж ную семью, способную выполнить любоебоевое задание. Краснофлотец А. НАЛАЧЕВ. Еще звучит сигнал побудки,а он уже заходит в помещение команды.Командир стоит у две рей, внимательно оглядывая одевающихся краснофлотцев, прислушиваягь к их веселым, по-утреннему задорным голосам. И все знают, что малейшая не ряшливость в одежде плинебреж ность в приборке не ускользнет от глаза инженер-капитан-лей тенанта Петрупина. л Затляпуть в кубрик утром командиру боевой части так же необходимо, как и вечером, когда по окончании работ он обязатель но заходит к команде: с одним перекинуться шуткой, с другим поделиться новостями, поговорить о событиях на фронтах. Команди ра можно встретить р кубрике к г те часы, когда краснофлотцы идут на увольнение. По коротким репликам и в особенности по т»ну. которым они произносятся, можно дога даться. что интересы п досуги каждого из бойцов известны их командиру. Едва только новый боец на чинает службу в пятой боевой частя краснознаменного эсминца, его в первый же день приглаша ют в каюту командира БЧ-5. И откуда родом боец, н где раньше работал, и кто из родныхостался дома, и как шла служба молодого краснофлотца в Учебном Отря де, — все это выясняет в друже ской, непринужденной беседе ин женер-капитан-лейтенант Нетру- ыин. А. тех, кто служит па кораб ле но пятому, по шестому году, как. например. Калинин, Дуры- яиц или Завьялов. командир знает, как отеп собственных сы- Краснофлогец Дурынин. недав но принятый в члены партии, как-то совершил тяжкий про ступок. Коммунисты стали вы сказываться за исключение его из партии. Тогда взял слово командир боевойчасти. — Проступок. совершенный Дурынппым. очень серьезен, — сказал он. — но все мы. и я в том числе, знаем ето как хоро шего. любящего службу красно флотца.Проступок он свой те перь осознал и обещает загла дить безупречным поведением. Предлагаю ограничится выгово ром. Жизнь показал!, что командир был нрав. Безупречно выполняя свои обязанности ir трудных и опасных походах. Дурыния за служилвсеобщее уважение на корабле. Партийнаяорганизация сняла с него взыскание и вскоре приняла его в члены больше вистской партии. Так воспитывает подчиненных инженер-капитан-лейтенант Пет руши. За двадцать с лишним лет службы на военных кораблях, пройдя путь от рядового до коман дира боевой части, он не только в совершенстве овладел вверен ной ему техникой, но и приобрел другое, пе менее важное тля офицера качество. — умение за глядывать в душу краснофлот ца. зпать интересы и чувства своих подчиненных. Это не значит, отнажо, чти. 5у- lyчи другом и воспитателем бой цов. Николай Васильевич не об ладает нужной командиру твер достью и решительностью. Од нажды к командиру боевой части пришел с рапортом о переводена новей. У моряков есть чтовеном- бг.рег командир отделения котель- нить о своем командире. яьгх машинистов етапшнна 1-й — Другой командир на меня давно бы рукой махнул. Описал бы с корабля куда-нибудь. — с краской смущения рассказывает Калинин о первых днях своей военно-морской службы и тут же добавляет с благодарностью: — А инженер-капигап-лейте- яант Петрунин из меня настоя щего моряка сделал. Ныне старший краенифлотец Калинин, отмеченный двумя пра вительственными наградами, яв ляется комсоргом корабля и од ним из лучших агитаторов. А ведь было время, когда оя был на плохом счету.- ных машинис ов ст ршина статьи Голов. — Трудно мне служить яа ко рабле. Старая рана открылась, чувствую, что не справлюсь со своими обязанностями. Петрунин знал и ценил Голо ва. Кадровый североморец, он служил в морокой пехоте, защи щалСталинград и после ранения вновьвозвратился на корабль. — Таких машинистов, как вы, я с корабля не отпускаю. Здо ровье подправим, а вот если что по службе не ладится, давайте поговорим ио душам. Надолго затянулась беседа. Уходил старшина совсем с дру гим настроением. Командир помор ему попятьошибку, носокетовая, что надосделать, оказал иомощ;.. В короткий срок отделение Голо ва пало передовым. Потом Пет рунин послал Голова к врача*. За лечение раны взялисьвсерьез. Теперь старшина снова чувству ет себя превосходно. Боевые ус пехи его на корабле отмечены правительственной наградой — к медали «За оборону Сталин града» прибавился орден Красно! Звезды. Воспитательная работа, кото рую командир БЧ-5 повседневно ведет со своимибойцами, велика и многообразна. Николай Василь евич Петрунин принимает самое активное участие в работе пар тийной организации ст?оейбоевой части. Составляя планы работы, парторг корабля мичман Коро- таев с особымвпиманием при слушивается в голосукомандира, который всегда дает дельный со вет. укажет, на что нужно обра тить внимание партийной орга низации. Корабль стаж а ремонт. Нача лась разборка механизмов. Ста рослужащие краснофлотцы я старшины проводят специальны* занятия с молодыми бойцами, наглядно обясняя им устрой ство котлов, турбин, вспомога тельных механизмов. Сложны»» работы по смене водогрейных трубок в котлах выполняются на эсминце целиком силам команды. Отличники ремонта ма шинисты Улитни и Козодеро® организовали бригады по смене трубок, не только сами в два- трл раза) перевыполняют- норму, по и с успехом обучают котель ному делу молодых заводских ра бочих. Во всем этом сказывается роль командира, сумевшего мобилизо вать своих подчиненных на успешное выполнение боевых задач. Сам инженер-капитан-лейте нант, если спросить его, в чем секрет успеха его боевой ча сти. ответит: — Никакого зекрета здесь нет. просто работают люди чест но, службу свою любят. Краснофлотцы и старшины до бавят свое мнение: — Дело свое знать ja службу любить мы у командира учимся. М. ТИМОФЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz