Краснофлотец. 1944, декабрь.

ууу ж • '•едет?* т " " •'"-;*ГТ"' СУРОВАЯ ШКОЛА Катер морской охотник пять •гесяцев был в плавании. вынол- ияя разнообразные' боевые за­ дания. Он проконвоировал десят­ ке транспортов с ценными гру­ зами, не ра.; обнаруживав я расстреливал вражеские мины. Маленький -корабль попадал в жестокие штормы, но сильные волей и духом, опытные и ;;ака- яепные моржи катера всегда выходили победит!', :*ми гг.: -гой (жестокой борьбы с морокой стихией. Когда плавание в заполярных водах подходило к концу, пача- лись непрерывные снежные на­ ряды и жестокие морозы. В один из таких дней катар получил задание проэекортиро- зать транспорт до пункта Н». йа море после шторма была боль­ шая мертвая зыбь, но катер успешно справился с. поставлен­ ной задачей и благополучно до­ вел транспорт до базы. Однако ая полярная природа пре­ поднесла катерникам пеожщан- аый сюрприз. С далекого берега потянул свежий ветер»к. ко­ торый усиливался г каждой •тянутой. Вскоре разыгрался 'сильный шторм.Транспорт невоз- *т>жно было разгружать на рейде, st он лег в дрейф. Катерники п<>- гучили приказание нестипроти­ володочную оборону в районе дрейфа транспорта. Морокой охотник ходил пере­ менными курсами. Могучие вол­ ны окатывали моряков с ног до гол об ы. Через ‘ несколько часов каш катер покрылся ледя­ ным паицьгреч. Одежда на нас за­ мерзала. и надо было приложить немало усилий, чтобы елвпнуть- r-я с места, пройти несколько гаагов по палубе, покрывшейся голстой коркойльда. Артилеристы старшина 2-й Статьи Бутрин, краснофлотцы Леонов, Шишип и Спиридонов вели героическую борьбу со льдом. Изнемогая от усталости, под непрерывными холодными фонтанами воды они то и дело скалывали лед с палубы. В постояппом напряжении на­ ходилисьминеры старшина 2-й статьи Соломянко и Угланов. Глубинные бомбы могли в любую минуту выйти из строя или при­ мерзнуть к креплениям. Но ми­ неры не допускали этого. Так продолжалось три дня. Потом шторм стал постепенно утихать, но мороз усилился. На море появилась испарина. Вокоре густой молочный туман непро- дые 10 — 15 минут ичящали кингстоны от льда, и моторы снова работали нормально. Лед становился все гуще и гуще. Оя напирал со всех сторон и сжал маленький корабльслов­ но в желейных тисках. Борта катера трещали, грозя катастро­ фой. Старший лейтенант Демидов мобилизовал весь экипаж иа скалывание льда. Лед был креп г"Ггг как гранит, и не поддавал­ ся. Аварийная группа под руко­ водством инженер-лойтепаита Курбатова’ приготовила инстру­ менты и материалы для заделки пробоин и непрерывно наблюдала «а бортами катера, докладывая командиру через каждые пять минут об обстановке. В это время вышла из строя правая машин!. Катер стал дрейфовать во льдах. Командир приказал отдать якорь, но это но помогло. Морской охотпик, увле­ каемый движением льдагт мед­ ленно приближался к берегу. Катерники,изнемогая от уста­ лости. беспрерывно окалывали у бортов лед, который все напирал, гр'ая ра,;тавить катер. Образо­ вался {грен. Краснофлотцы по­ нимали, что жизнь корабля ви­ сит на волоске, и, может быть, потомукаждый в эти критиче­ ские часы особенно остро почув­ ствовал свою привязанность к кораблю, неразрывную связь с ним. Спасти во что бы то ни стало родной корабль — было единым ' гремленнем всех. Старшины 2-й статьи Палии. Тряеупов. краснофлотцы Черто­ гов. Шишии, Кузнецовне сдава­ лись. На холодном, пронизыва­ ющем до костей ветре, при силь­ ном морозе, сковывавшем тело, которое ныло от страшной уста­ ло'-ги. окоченевшими руками они безустали кололи крепкий лед. В это время сигнальщик стар­ шина 2-й статьи Хохловзаметил на горизонте небольшойдымок, а затем силуэт корабля. То был ледокол, спешивший на помощь морскому охотпику. Ледокол по­ дошел к катеру на дистанцию 10 кабельтовых и остановился: дальше птги было нельзя из-за мелководья. Усилившийся ветер стал быстрее разгонять битый лед. и вскоре вокруг катера об­ разовались полоски чистой воды. Но как же сняться с мели? Ледокол не может подать буксир­ ный конец, завести мотор нель­ зя: катер имеет большой крен и винт может врезаться в грунт. Найти выход помогла смекал- о т в а ж н ы й к а т е р н и к Командир отделения торпедистов старшин* 2-й статьи И. Лялько — участник многих мор- скмк операций по разгрому вражеских конвоев» Варангер-фиорде. В знаменитом бою 19 августа, когда торпедные кптера потопили 14 немецких кораблей, т. Ляль­ ко проявил храбрость и мужество. На катере от попадания эражеского снаряда зашрелся боеза­ пас. Лялько получил ранение в руку и ногу. Но, превозмогая боль, он не пакянул боевого поста ■и бросился тушить возникший сожар. В морском бою по разгрому немецкого кон­ воя 25 сентября старшина 2-й статьи Лялько лршшмал активное участие з огр 1 женин атахк «Мессершмиттов>, з результате чего был сбит один вражеский самолет. Лялько—участник десант их операции з порт Ликнахамари и Кнркенес. В одной ад этих опе­ раций от разрыва вражеского снаряда на верх­ ней палубе воэник пожар. Отважный катерник, (несмотря на контузию и ранение, быстро ликви­ дировал пожар и спас жжзнь всем*, экипажу катера. За проявленные мужество и отвагу з боях по разгрому конвоев прогивш:ка старшина 2 -н статьи Лялько награжден орденами: Красного Знамени, Отечественной войны* 1 -й степени. Красной Здезды и значком «Отличник Военно- Морского Флота*. Г. ИКОННИКОВ. О Ф И Ц Е Р В К У Б Р И К Е Командир боевой части И. В. Петрунин по-большевистски воспитывает подчиненных ницаемой пеленой окутал все во- ка. Командир катера старший topyr. Видимость сократилась до Жадного кабельтова. • но моряки продолжали плавание. Лини, па четвертые сутки прюпла радио­ грамма с требованием возвра­ титься в базу. По тут начались для катерников новые испыта­ ния. На’ пути следования ужа шло (*оало>\ местами попадались непроницаемые полосытумана.в которых пришлось итти почти вслепую. Затем стал встречаться битый лад. Продвижение сильно аамедлилось, кингстоны непре­ рывно забивались льдом, отчего моторы надсадно гудели, словно вадьгхались от непосильной тя­ жести. Мотористы старшина 2-й стах г,и Кусачк ин, краснофлотцы Розанов к Казенно® через каж- лейтснан-т Демидов вызвал весь экипаж на палубу и приказал краснофлотцам перебежками с борта на борт раскачать корабль и выравнять крен. Это удалось. Суровая и героическая борьба с природой закончилась победой моряков-севе.роморцев, которые еще раз показали свою замеча­ тельную боевую выучку, мор­ скую смекалку и упорство в до­ стижении поставленной цели. В этом плаванииморяки про­ шли суровую школу, приобрели богатый практический ппыт. окрепли и еше больше закали­ лись.Трудаостн и лишения спло­ тили вось экипаж катера в друж­ ную семью, способную выполнить любоебоевое задание. Краснофлотец А. НАЛАЧЕВ. Еще звучит сигнал побудки,а он уже заходит в помещение команды.Командир стоит у две­ рей, внимательно оглядывая одевающихся краснофлотцев, прислушиваягь к их веселым, по-утреннему задорным голосам. И все знают, что малейшая не­ ряшливость в одежде плинебреж­ ность в приборке не ускользнет от глаза инженер-капитан-лей­ тенанта Петрупина. л Затляпуть в кубрик утром командиру боевой части так же необходимо, как и вечером, когда по окончании работ он обязатель­ но заходит к команде: с одним перекинуться шуткой, с другим поделиться новостями, поговорить о событиях на фронтах. Команди­ ра можно встретить р кубрике к г те часы, когда краснофлотцы идут на увольнение. По коротким репликам и в особенности по т»ну. которым они произносятся, можно дога­ даться. что интересы п досуги каждого из бойцов известны их командиру. Едва только новый боец на­ чинает службу в пятой боевой частя краснознаменного эсминца, его в первый же день приглаша­ ют в каюту командира БЧ-5. И откуда родом боец, н где раньше работал, и кто из родныхостался дома, и как шла служба молодого краснофлотца в Учебном Отря­ де, — все это выясняет в друже­ ской, непринужденной беседе ин­ женер-капитан-лейтенант Нетру- ыин. А. тех, кто служит па кораб­ ле но пятому, по шестому году, как. например. Калинин, Дуры- яиц или Завьялов. командир знает, как отеп собственных сы- Краснофлогец Дурынин. недав­ но принятый в члены партии, как-то совершил тяжкий про­ ступок. Коммунисты стали вы­ сказываться за исключение его из партии. Тогда взял слово командир боевойчасти. — Проступок. совершенный Дурынппым. очень серьезен, — сказал он. — но все мы. и я в том числе, знаем ето как хоро­ шего. любящего службу красно­ флотца.Проступок он свой те­ перь осознал и обещает загла­ дить безупречным поведением. Предлагаю ограничится выгово­ ром. Жизнь показал!, что командир был нрав. Безупречно выполняя свои обязанности ir трудных и опасных походах. Дурыния за­ служилвсеобщее уважение на корабле. Партийнаяорганизация сняла с него взыскание и вскоре приняла его в члены больше­ вистской партии. Так воспитывает подчиненных инженер-капитан-лейтенант Пет­ руши. За двадцать с лишним лет службы на военных кораблях, пройдя путь от рядового до коман­ дира боевой части, он не только в совершенстве овладел вверен­ ной ему техникой, но и приобрел другое, пе менее важное тля офицера качество. — умение за­ глядывать в душу краснофлот­ ца. зпать интересы и чувства своих подчиненных. Это не значит, отнажо, чти. 5у- lyчи другом и воспитателем бой­ цов. Николай Васильевич не об­ ладает нужной командиру твер­ достью и решительностью. Од­ нажды к командиру боевой части пришел с рапортом о переводена новей. У моряков есть чтовеном- бг.рег командир отделения котель- нить о своем командире. яьгх машинистов етапшнна 1-й — Другой командир на меня давно бы рукой махнул. Описал бы с корабля куда-нибудь. — с краской смущения рассказывает Калинин о первых днях своей военно-морской службы и тут же добавляет с благодарностью: — А инженер-капигап-лейте- яант Петрунин из меня настоя­ щего моряка сделал. Ныне старший краенифлотец Калинин, отмеченный двумя пра­ вительственными наградами, яв­ ляется комсоргом корабля и од­ ним из лучших агитаторов. А ведь было время, когда оя был на плохом счету.- ных машинис ов ст ршина статьи Голов. — Трудно мне служить яа ко­ рабле. Старая рана открылась, чувствую, что не справлюсь со своими обязанностями. Петрунин знал и ценил Голо­ ва. Кадровый североморец, он служил в морокой пехоте, защи­ щалСталинград и после ранения вновьвозвратился на корабль. — Таких машинистов, как вы, я с корабля не отпускаю. Здо­ ровье подправим, а вот если что по службе не ладится, давайте поговорим ио душам. Надолго затянулась беседа. Уходил старшина совсем с дру­ гим настроением. Командир помор ему попятьошибку, носокетовая, что надосделать, оказал иомощ;.. В короткий срок отделение Голо­ ва пало передовым. Потом Пет­ рунин послал Голова к врача*. За лечение раны взялисьвсерьез. Теперь старшина снова чувству­ ет себя превосходно. Боевые ус­ пехи его на корабле отмечены правительственной наградой — к медали «За оборону Сталин­ града» прибавился орден Красно! Звезды. Воспитательная работа, кото­ рую командир БЧ-5 повседневно ведет со своимибойцами, велика и многообразна. Николай Василь­ евич Петрунин принимает самое активное участие в работе пар­ тийной организации ст?оейбоевой части. Составляя планы работы, парторг корабля мичман Коро- таев с особымвпиманием при­ слушивается в голосукомандира, который всегда дает дельный со­ вет. укажет, на что нужно обра­ тить внимание партийной орга­ низации. Корабль стаж а ремонт. Нача­ лась разборка механизмов. Ста­ рослужащие краснофлотцы я старшины проводят специальны* занятия с молодыми бойцами, наглядно обясняя им устрой­ ство котлов, турбин, вспомога­ тельных механизмов. Сложны»» работы по смене водогрейных трубок в котлах выполняются на эсминце целиком силам команды. Отличники ремонта ма­ шинисты Улитни и Козодеро® организовали бригады по смене трубок, не только сами в два- трл раза) перевыполняют- норму, по и с успехом обучают котель­ ному делу молодых заводских ра­ бочих. Во всем этом сказывается роль командира, сумевшего мобилизо­ вать своих подчиненных на успешное выполнение боевых задач. Сам инженер-капитан-лейте­ нант, если спросить его, в чем секрет успеха его боевой ча­ сти. ответит: — Никакого зекрета здесь нет. просто работают люди чест­ но, службу свою любят. Краснофлотцы и старшины до­ бавят свое мнение: — Дело свое знать ja службу любить мы у командира учимся. М. ТИМОФЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz