Краснофлотец. 1944, август.

24 августа 1944 г., W: 201 (1967) КРАСНОФЛОТЕЦ S я ОФ 1 * Ц Е Р Ф Л О Т А " Новая постановка театра Северного флота РАДОСТНОЕ СОБЫТИЕ Пьеса А. Крана «Офицер фло­ та» в постановке нашего театра произвела на меня большое впе­ чатление. Безусловно, появление такой пьесы — первой пьесы о мороком офицере в дни войны — является событием в литератур­ ной жизни и событием в жизни подводников, которым она посвя­ щена. Недаром в эти дни среди офицеров-подводников часто мод- нЬ услышать разговоры и споры о пьесе, о ее положительных сто­ ронах, о ее недостатках. Ка® ни спорят, но все сходятся на том, что пьеса имеет большое во<яти- тателуное значение. Мне пришлось смотреть «Офи­ цера флота» дважды. В первый раз после общественного просмот­ ра возник ряд (недоуменных вопро­ сов. Особенно остро говорили о командире дивизиона капитане 8 ранга Кондратьеве. Как мог этот человек, грубый, заносчивый, в конечном счете, мало изучивший своих командиров, продолжать оставаться командиром давизио* на? В этом окааался виноват театр, не пошедший за автором: и» иьесе комдива понижают в должности— он становится коман­ диром лодки. Действительно, если попробо­ вать поискать, то мы, вероятно, найдем таких комдивов в жизни. Коадратьев в общем неплохой командир, знающий, но давать ему дивизион рано. 'Когда я второй раз смотрел пьесу после небольших дорабо­ ток, она оставила вполне хорошее впечатление. Подводники смотрят ее с интересом. Они—не просто зрители. Наблюдая за поведением, образом жизни и действий коман­ дира лодки капитан-лейтенанта Горбунова, они выносят много ценного для себя. Формирование характера офи­ цера, его переживания, мысли и чувства — вое это близко под­ водникам и для многих из них представляет практическую цен­ ность. Пьеса «Офицер флота» помо­ гает нам. В этом заслуга автора А. Крова и театра Северного флота, осуществившего постанов­ ку. Герой (Советсного Союза капитан 1-го ранга И. «ОЛЫШНИН. Сцена из пьесы «Офицер флота» в постановке театра Север­ ного флота. В роли капитан-лейтенанта Горбуиова артист Б. Ильясов (слева), в роли контр-адмирала Белоброва ар­ тист С. Аханов. Фото Г. Кресман. ПЬЕСА О МОРСКОМ ОФИЦЕРЕ-ВОИНЕ ХОРОШИЙ ЗАМЫСЕЛ Успех пьесы «Офицер флота» в постановке нашего театра состо­ ит, прежде всего, в том, что теат­ ру, как и автору, удалось пока­ зать многие характерные черты советского морского офицера. В частности, удалось это сделать актеру Б. Ильясову, исполняюще­ му роль капитан-лейтенанта Гор­ бунова. Конечно, .не все одинаково хорошо в исполнении этой роли. Так, например, очень натянутой остается сцена прощания Горбу­ нова с Катериной. Горбунов на­ стойчивый, волевой, не успокаи­ вающийся на достигнутом, морской офицер. Это хорошо. Но у моряка должны быть и душевность, и rei. юта. Этого у Горбунова нет. h «нравится мне командир ди­ визиона. Правда, артист Е. Кузне­ цов делает все возможное, чтобы создать образ комдива. Но фигура эта, на мои взгляд, не удалась ав­ тору. Командир дивизиона— пре­ данный Родине человек. Автор пьесы зачем-то все время старает­ ся представить в »нем пародию на офицера. Следует подумать над созданием образа комдива. Замысел всей «пьесы хороший. Я читал пьесу А. Крона «Офицер флота» еще до постановки теат­ ра. Она произвела на меня боль­ шое впечатление. Однако. я не сказал бы, что театр уже сделал все для того, чтобы пьеса стала еще лучше. Видимо, много попра­ вится в процессе постановок, многое исправлено уже сейчас, после первых просмотров. Нет сомнения, что над такой пьесой, в которой автор постарался дать положительный тип советского морского офицера в дни войны, стоит работать еще и еще. Капитан 3-го ранга П. МЕЛЕДИН. Драматургу А. Крону удалось написать пьесу о моряках-подвод­ никах во время Великой Отечест­ венной войны. Трудное дело пи­ сать о войне. Пожалуй, еще труд­ нее писать о море и флоте в войне и особенно о подводниках. А. Крон взялся за эту труд­ ную тему и создал пьесу об офи­ церах Краснознаменной Балшки. Центпальная фигура пьесы — командир подводной лодки капи­ тан-лейтенант Горбунов. Может быть, именно потому, что А. Кро­ ну, безусловно, удался образ Гор­ бунова, следует говорить и об удаче всей вещи в целом. Н а­ стойчивость командира, его тре­ бовательность, его строгость, на­ конец, его справедливость по от­ ношению к другим и, гц>ежде все­ го, к подчиненным позволяют нам сказать, что для наших Офи­ церов-отодводников Горбунов очень во многом может служить образ­ цом. примером. Несколько слое о Командире дивизиона Кондратьеве. Автор, видимо, задался целью показать некоторые отрицательные момен­ ты в деятельности таких команди­ ров. Но создается впечатление, что комдив просто кляузник, что он не такой человек, который «е в состоянии руководить дивизио­ ном в силу своих командирских качеств, а что он занят какими-то своими интригами. В кояце кон­ цов Кондратьева понижают в должности и назначают... коман­ дирам лодки. Опрашивается, где же логика? Мщкет ли он командовать кораблем? Одним словам, в трактовке образа коман­ дира дивизиона у автора пьесы концы с концами не всегда схо­ дится. Большое впечатление оставляет первый акт. Многим из тех, кто смотрел пьесу, особенно близки ленинградские дворы ’ времен 1941— 42 гг. Замерзшая вода, пу­ тешествие на реку к проруби, время, когда по радио передают сводку, так волнующую сердца людей. Однако и здесь не обо­ шлось без переигрывания. Хотя каждое слово сказано так, как написал автор, но слишком выпи­ рает грубое отношение моряков к населению. Так, один из матросов говорит Николаю Эрастовичу, что он его «кипятком ошпарит», так хоть и жалостливо, но грубо раз­ говаривает Горбунов со старухой, просящей кусочек хлеба. Это, я бы сказал, частные моменты, ко­ торые, может быть, и имели место в суровые ленинградские дни, но которые и автору, и театру следо­ вало бы несколько продумать. Капитан 2-го ранга И. КУЧЕРЕНКО. НАДО ЛИ БЫТЬ ТАКИМ, КАК ГОРБУНОВ? Много споров вызывает пьеса А. Крона «Офицер флота». Недав­ но эту постановку театра Север­ ного флота обсуждали в офи­ церском клубе, потом на на­ шей Краснознаменной бригаде подплава. Встречаясь в каюг-кам­ пании, на корабле, офицеры много говорят о пьесе. Если говорят о прошведении так много—это зна­ чит, что пьеса затронула чувства людей. Опоры главным образом вдут вокруг командира лодки кади- тан-лейтенанта Горбунова и командира дивизиона капитана 3 ранга Кондратьева. Хочется сказать два слова о первом ю них. Если говорить о [кхломоительноМ образе офицера флота, р таком офицере, с которого всем нам на­ до брать пример, то следует ска­ зать прямо: Горбунов не такой офицер. Бейусловно, это волевой, настойчивый в выполнении при­ нятых им .решений, х<рабрый чело­ век. Эти положительные качест­ ва мы принимаем. Их надо воспи­ тывать в себе каждому офицеру. Но вспомним: Горбунов на про­ тяжении всей пьесы улыбки из себя не выдавил, он исключи­ тельно официален со эсеШГ—от подчиненных ему краснофлотцев и до любимой девушки. Горбунов говорит сам о себе, что он-де знает, как о нем от­ зываются — называют его «суха­ рем». И зритель видит, что Гор­ бунов в очень многом действи­ тельно «сухарь». Надо ли нашему флотскому офицеру стремиться (к тому, чтобы бьггь таким? Д у­ маю, что не надо. Комдив более прост и чело­ вечен, чем командир лодаи. Но показан он в пьесе каким-то неум­ ным командиром. Мне таких командиров не приходилось ветре-v чать в жкзмс. Краснофлотцы удались автору больше. Это живые люди, каких мы каждый день встречаем. Ооо- надо отметать краснофлотца 1 цова, с ролью которого от­ лично справился артист Хлопо- тов. Старший лейтенант А. МАРТЫНЕНКО. В горниле Велнкой Отечест­ венной войны люди нашего флота приобрели не только воинскую закалку. Война измени­ ла их характер. В бою проявились все свойства человека: сила его любви и сила ненависти, stepa му­ жества и ясность ума, прямота и честность, чистота дружбы и уме­ ние воина, верность и стойкость. Можно с уверенностью сказать, что всесторонней, живой и яркий облик подлинного советского мор­ ского офицера вырисовался со всей ясностью именно за послед­ ние три года и притом на дей­ ствующих флотах, на наших ко­ раблях. Такой офицер — это и^ есть тот воин-победитель, который выдер­ жал испытание войны, который в бою доказал и величие своего сердца, и крепость своей руки. Трудные испытания еще не закон­ чены. Для достижения полной победы нашему флоту и всем его людям предстоит еще много боев. И поэтому для всех нас очень важно уже сейчас отчетливо раз­ глядеть все черты выкованного в пламени войны облика людей, которые по праву могут зваться офицерами флота. Разглядеть, чтобы учиться и подражать. «Офицер флота» — пьеса дра­ матурга А. Крона — одна из пер­ вых. попыток помочь решению ггой задачи. И бесспорная заслу­ ге нашего театра в том, что он Первым из нескольких десятков театров страны, работающих сей­ Новый герой выходит на сцену час над этой пьесой, сумел показать «Офицер флота» своему зрителю. Краткость срока работы над этой пьесой не отразилась при этом на качестве спектакля. Живой отклик, который встречает пьеса в зрительном зале, — луч­ шее тому подтверждение. В этом заслуга постановщика, ху­ дожественного руководителя те­ атра Валентина Плучек. Первая картина спектакля уво­ дит зрителя в обстановку Лешга- града конца 1941 года. На сце­ не — один из дворов блокирован­ ного города. Трудная, голодная зима. Люди стоят в очереди к кипятильиику. Нет топлива. И даже стакан горячей воды — драгоценность. На приколе у набе­ режной отстаивается подводная лодка, возвратившаяся из опасно­ го похода, поврежденная, почти выведенная из строя. В такой об­ становке экипаж этой лодки встречает свой корабельный праздник — годовщину под’ема флага. Командир лодки — капи­ тан-лейтенант Горбунов — это и есть, по замыслу автора, тот человек, который вполне д остот высокого и почетного звания офи­ цера флота» Прямолинейность, с какой обрисован этот образ, стрем­ ление подчинить каждое слово, произнесенное Горбуновым со сцены, раскрытию того или иного положительного служебного каче­ ства зачастую приводят к су ­ хости и . чрезмерной схематично­ сти. Преодолеть эту сухость, на­ сытить схему образа живой плотью и кровью — нелегкая за­ дача для актера Б. Ильясова, иг­ рающего роль Горбунова. Илья­ сов правильно почувствовал о с ­ новную свою задачу: показать во­ левого, решительного командира, готового к преодолению любых препятствий. Сцены с красно­ флотцем Соколовым, спор со свое­ корыстным, гаденьким инженером Селяниным (которого хорошо иг­ рает Р. Кисельман), беседу с контр - адмиралом Белобровым Ильясов проводит убедительно и верно. Хуже удаются ему сцены с Катериной Ивановной, с инженер- капитан-лейтенантом Жданов­ ским, сцены, которые должны бы­ ли бы больше согреваться чело­ веческим теплом. Однако Ильясо­ ву нехватает мягкости, теплоты, и оттого образ Горбунова остает­ ся односторонним, суховатым. Капитана 3-го ранга Кондратье­ ва играет Е. Кузнецов. Кондрать­ ев показан авторам лишь в его отношениях с Горбуновым. Эта линия изобличает главным обра­ зом отрицательные стороны ха­ рактера Кондратьева. Она рюсует его человеком мелковатым, гото­ вым даже дружбу принесш в жертву, лишь бы избежать воз­ можных «фетгилей». А между тем Кондратьев неплохой командир— храбрый, решительный, умелый. Для зрителя это явствует лишь из рассказов о Кондратьеве, а не из его поступков. Поэтому акте­ ру, играющему эту роль, нужно обладать большим тактом, чтобы не сделать образ Кондратьева непрюпньш для зрителя. _ С этой задачей Е. Кузнецов вполне спра­ вился. Он дает почувствовать, что Кондратьев в самом деле спосо­ бен понять свои недостатки и из­ бавиться от них. Хорош А. Хлопотов в роля старшего краснофлотца Соловцо- ва. В его исполнении иного обая­ ния, много юмора, и он с первого же появления на сцене завоевы­ вает симпатию зрительного зала. Дочь художника Катерину Ива­ новну играет Е. Соснова. Она об­ рисовывает женственный, лириче­ ский образ. Можно спорить с ак­ трисой. Огромная нравственная сийа помогала в то трудное время ленинградке сохранить в полной мере те черты, которыми Соснова наделяет образ Катерины Ива­ новны. Однако Соснова не дает зрителю почувствовать присутст­ вия этой силы, ощутить незамет­ ный, но подлинно стоический ге­ роизм, который *в повседневном быту проявляли сотни и тысячи ленинградских женщин. И , может быть, кшенно оттого, что Катари­ не Ивановне в исполнении Сосно­ вой нехватает силы и страсти, так бледно проходит сцена ее прощания с Горбуновым, так вя­ ло и недостоверно звучат произ­ носимые в этой сцене слова. Мягкий и верный рисунок на­ ходят С. Аханов для роли контр- адмирала белоброва н М. Миро­ нова в роли садовницы Юлии Ан­ тоновны. В небольших ролях сторожихщ я нкхЬера запоминаются А. Васи­ лисина я Н. Волохов. Василасм- ной следовало бы лишь несколько смягчить ту нарочитую шаржиро- ванность, в которую она местам впадает. Говоря об исполнителях, сле­ дует упомянуть еще актеров М . Исаева (строитель Павел Ая- кудиновяч), Ф . Максимовского (инженер-капитан-лейтенант Жда­ новский). Е. Котова (художник Иван Константинович), Н. Тюр- яева (краснофлотец Граница), А. Малых (Николай Эрастович). Каждый из вих на своем месте,« оттого весь спектакль радует своим ровным, хорошо сыграв­ шимся ансамблем. Общему хорошему вдечатлеапв способствует и работа художни­ ков В. и Т. Степановых. Первая же и основная заслуга театра в том, что он быстро и любовно сумел поставить нужную сегати *" ^ ма Ж шов .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz