Краснофлотец. 1944, август.
2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 20 августа 1944 г., № 198 (19 64) ТЧИКИ ГОРДОСТЬ ФЛОТА НАМОРСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ В первые дон Великой Оте чественнойвой ны, когда немецдео-фашист- ские полчшца попытались захватить Советское Запо лярье, навстречу гитлеровским воздушным пиратам поднялся Сафонов и его боевые друзья и воспитанники. Завязались оже сточенные воздушные бои. Упал и сгорел на северных замшелых валунах первый фашистский са молет. Его настигла прославлен ная сафоновская очередь. Вскоре после сафоновской победы в воздухе пошел ко дну Баренцова моря первый фанг:- т- ский транспорт водоизмещением в 3.000 тонн, потопленный на шими скоростными бомбарди ровщиками. В конце июля 1941 ча этот счет значительно уве личился. Еще три крупных (вра жеских транспорта и один эскад ренный миноносец были потоп ленынашими летчиками. День 29 июля 1942 года яв ляется знаменательным в исто рии нашей авиации. S'*этот день впервые за время войны в водах Баренцова моря у борта вражеско го судна взорвалась торпеда, сбро шенная прославленным летчиком капитаном Иваном Гарбуз, пото пившая немецкий транспорт в 15.000 тонн водоизмещения. Начиная с этого дня северо морские летчики стали еще более решительней резать вражеские морские коммуникации, актив нейискать корабли противника и топить их. Прославленные севе роморские Т'" •"’доносды Гарбуз, Балашов, Киселев, Макаревич. Островский и многие другие про являли исключительную настой чивость, смелость и решитель ность в боях, добиваясь наиболь шего эффекта своих атак. Они бесстрашно нападали на враже ские конвои и, невзирая на мощ ный огонь и атаки немецких истребителей, смело прорывались к пели. Что отличало и отличает на ших советских воздушных вои нов? Прежде всего высокое ма стерство, выработка’ и совершен ствование новых тактических приемов, исключительный ге роизм и способность итти на са мопожертвование во имя победы цад врагом. Кто не помнит бес смертных подвигов Героев Совет ского Союза Баштыркова и Вдту- нииа! Кто не знае? блестящих победшт^мовиков Осыка, Гу ляева, торпедоносцев Фрадаева, Шкарубы и многих других, кото рые своим мастерством и бесстра шием умножили славу Севорпого флота! Качественное и количественное превосходство в технике и воз росшее мастерство наших летчи ков позволяют нам одерживать победы над врагом на его морских коммуникациях и в заполярном небе.. Достаточно указать, что за время войны североморские лет чики потопили 288 кораблей противника' и в воздушных боях сбили 947 немецких самолетов, чтобы понять величие наших Генерал-лейтенант авнацнш А. АНДРЕЕВ. побед. Заслу живают вни мания несколь ко больших комбинирован ных ударов по конвоям на пе реходе и по вражеском базам к Северной Норвегии, проведенных только за последне время. 2Б мая этого года воздушный разведчик Сологубов обнаружил конвой противника в составе 5 транспортов, 5 миноносцев я 22 других военных кораблей. Едва конвой подошел на расстояние предельного радиуса торпеджос- ной авиации, как его атакой^ торпедоносцы гвардии капитана Шкарубы. Встреченные ярост ным огнем, гвардейцы не от ступили и нанесли точный удар. В конвое не стало одного транс порта и одного миноносца. В системе зенитного огня про тивника была пробита брешь. Этим не замедлил воспользовать ся ведущий группы торпедонос цев гвардеецГнетов, От торпед его группы пошли на дно еще один миноносец и сторожевой корабль противника. Истребители дальнего дей ствия летчиков Стрельникова и Плотко, использовавшиеся как бомбардировщики, точно по вре мениатаковали конвой вслед за торпедоносцами и потопили тральщик и каботажное судно. n Через несколько часов, когда конвойвошел в радиус действия штурмовиков, его вновь атакова ли наши самолеты. Почти одно временно вышли на цель торпе доносцы гвардии капитана Шка рубы, штурмовики Героя Совет ского Союза Осыки и тт. Шей- кина, Калмыкова и истребители Сахарова. Их атаки отличались смелостью маневра и меткостгю бомбометания. Рядом последовательных ударов всех родов авиации были потоп лены 2 транспорта’ общим вот.) измещением 12— 16 тысяч тон, 2 миноносца, 2 сторожевых ко рабля, тральщик я каботажное судно. В воздушных боях сбито 10 самолетов противника. Эта операция отличается тон особенностью, что в пей было установлено и довольно четко ор ганизовано взаимодействие раз личных родов оружия. ■Взаимодействие установлено не только между различными родами авиации, но и с торпедными ка терами. Не так давно по враже ским кораблям был панесеи ком бинированный удар (авиации, торпедных катеров и береговой артиллерии. В результате комби нированных ударов противник потерял 7 транспортов, 2 траль щика. 2 сторожевых и 1 торпед ный катер. В воздушных боях наши летчики сбили 13 немецких самолетов. Проявляя исключительный ге роизм, мужество, высокое мастер ство, наши летчики наносят удар за ударом по вражеским конвоям. Эти удары растут и будут расти с каждым днем, пока воды Барен цова моря не сомкнутся над по следним фашистским трансяср- том. БОЕВОЕ СОДРУЖЕСТВО В уроне, который нанесли врагу северомор ская авиация и корабли, немалая заслуга при надлежит воздушным разведчикам. В любое время, в любую погоду отважные следопыты моря выходят на разведку вражеских морских коммуникаций, обнаруживают немецкие конвои. НА СНИМКЕ: один из славных воздушных разведчиков Северного флота Герой Советского Союза капитан Н. Я. Турков. БОЕВОЙ СЧЕТ МОРСКИХ СОКОЛОВ СТРАНЫ За 37 месяцев Отечественной войны от уда ров авиации Военно-Морского Флота фашисты потеряли около 6.000 самолетов. Бомбами, тор педами, пушечно-пулеметным огнем советские морские летчики потопили 1.840 различных судов противника общим водоизмещением в 2 миллиона 206 тысяч тонн. В числе потоплен ных 813 боевых кораблей, 426 транспортов и танкеров. KpoVe того, повреждено 1.170 плав- единиц противника. Бомбо-штурмовыми действиями на суше морские соколы уничтожили много сотен вра жеских танков, артиллерийских и зенитных орудий, тысячи автомашин, сотни тысяч немец ких солдат и офицеров. Боевая жизнь севе роморцев богата приме рами тесного содружест ва воинов всех родов оружия. Особенно это содружество проявляет ся у моряков, у летчи ков. В операциях против вражеских конвоев лет чики, подводники и мо ряки торпедных катеров не раз показывали образ цы четкого взаимодей ствия и взаимной выруч ки. Подводная лодка ка питана 2 ранга Егорова после удачной торпед ной атаки уходила от преследования. Но вра жеские глубинные бомбы рвались все ближе и ближе. И вдруг неожи данно взрьгеы црекрати- лись. Впоследствии под водники узнали, что над фашистскими кораб лями появились совет ские торпедоносцы, и немцы были вынуждены перенести все внимание на отражение атаки с воздуха. Такую же по мощь оказали летчики и другой нашей подводной лодке. Ударами с возду ха по вражеским кораб лям они заставили фа шистов прекратить пре следование. Во взаимодействии с авиацией наши торпед ные катера проводят смелые операции против немецких конвоев. Всем памятны мастерские ата ки катеров под командо ванием офицеров Алек сеева и Лозовского, Ге роев Советского Союза Шабалина и Паламар чука. Операции капитана 2 ранга Алексеева, в ре зультате которой было потоплено девять враже оких кораблей, пред шествовала тщательная воздушная разведка. В трудных метеорологиче- скрпх условиях истреби тели лейтенант Богданов и младдиий лейтенант Демидов обнаружили вражеский конвой и на вели торпедные катера на его след. М орж и катеров не остаются в долгу перед своими боевыми друзья ми. Не раз в трудные минуты они приходили на помощь летчикам, терпевшим бедствия. Герой Советского Союза капитан-лейтенант Ш а балин подобрал из воды экипажи салюлетов, под битых над морем. Дей ствуя смело и энергич но, он спас жизнь ше стерым летчикям-северо- морцам. Шесть воинов возвратились в строй, чтобы наносить новые и новые удары по врагу. С благодарностью про износят летчики Запо лярья имя Героя Совет ского Союза старшего лейтенанта Паламарчука. Его смелости и самоот верженности обязаны своими жизнями четыре офицера авиации. Уходя в новый боевой полет, Герой Советского Союза истребитель Бур- матов не раз обращается мыслями к своему боево му другу капитану 2-го ранга Алексееву, который опас его от гибели после вынужден ной посадки в море. •Моряки говорят: — Еще уверенней и смелей мы ведем в атаку свои катера, когда зьа- 4 ем, что с воздуха нас надежно прикрывают крылатые друзья-лет- чики. — Зная, что внизу под плоскостями наших ма шин мчатся по морю на ши торпедные катера, мы идем в воздух с еще большим воодушевлени ем, — заявляют летчики. В совместных ударах по вражеским конвоям крепнет боевое содру жество воинов моря и воздуха. С. МОРОЗОВ . СТИЛЬ МАСТЕРА Молодой летчик Михаил' Тама- ров окончил авиационное учили ще и, получив самолет, ‘прибыл на Север. — Будете в группе Гуляева,— сказал майор Павлов. И тут Тамаров увидел высокую, могучую, хорошо сложенную фи гуру своего командира. Тамаров до этого мало видел летчиков- фронтовиков и теперь, смотря на Гуляева, почувствовал, каким на до быть сильным, чтобы . побеж дать в воздухе. Начались непрерывные трениро вочные полеты. В воздухе Гуляев учил молодых летчиков точному бомбометанию, воздушному бою с истребителями противника на вязких высотах и * противозенит ному маневру, а когда начинался дождь или были другие помехи, он шел в помещение и там на фанерных самолетах-макетах по казывал тактические приемы дей ствия штурмовиков. День и ночь Гуляев проводил среди летчиков. Молодой летчик старался под ражать во всем своему команди ру. Это и позволило ему перенять лучшие гуляевскне качества. Он оказался способным учеником, стойким воздушным бойцом. Хорошо запомнился Тамарову первый боевой вылет, который был жарким и принес победу. Группу штурмовиков водил майор Павлов. Перед взлетом Гуляев подошел к молодому штурмовику и напомнил о том, как держаться в строю, применять противозенит ный маневр, вести бой с противни ком. Тамаров еще не знал, как он будет чувствовать себя в бою, но • твердо помнил правило: не от рываться от ведущего, прицельно сбросить бомбы. На море тишина. Показались дымы кораблей. Ко(гвой — 33 еди ницы. Впереди встала стена зе нитных разрывов. — Самолеты противника! — раздался в наушниках голос Пав лова. Тамаров осмотрелся, но ни чего не увидел. Четыре немецких самолета про рвались к штурмовикам и атако вали их. Один зашел на машину Тамарова, дал очередь и начал разворачиваться с набором высо ты. И только тогда Тамаров уви дел черную машину с крестами и свастикой. Немецкий самолет развернулся и снова начал заходить. Воздуш ный стрелок сержант Скороходов открыл по нему огонь, Тамаров вспомнил наставления Гуляева и начал маневрировать. I рассы ле тели мимо. С трех очередей Ско^ роходов сбил вражеский самолет. Тамаров видел, как он пошлилег в воду. Эта победа придала новые аи лы молодому экипажу штурмови ка. Тамараз смелее и увереннее по вел машину в атаку. Он увидел, как ведущий пары лейтенант Ва сильев спикировал на крутвдый танкер, и пошел за ним. Бомбы сбросил точно по цели. При вы ходе из атаки Тамаров увидел: танкер горит. На обратном, пути штурмовики вели длительный и тяжелый воздушный бой с истре бителями противника. Тамаров многому научился у Гуляева: точному выполнению приказаний, противозенитному ма невру, снайперскому бомбомета нию, воспитанию подчиненных. Теперь он помощнмс командира эскадрильи, которой командует Герой Советского Союза Гуляев. Теперь Тамаров сам водит и* штурмовку группы самолетов и по- гуляевски топит немецкие суда. За это время он сделал 15 успеш ных боевых вылетов, потопил не сколько вражеских иораблеА и повредил миноносец. Совсем не давно он водил четверку штурмо виков и лично погодил танкер противника в 3 — 4 тысячи тона общим водоизмещением. Тамаров, как и Гуляев, настой-, чиво и умело учит молодых лет чиков. Его воспитанники лейтенан ты Пантюхов и Лавров успешно топят вражеские корабли. ' Лейтенант Як. БАЛИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz