Краснофлотец. 1944, август.
2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 19 августа 1944 г., f t 197 (19 63) ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО Оперативная сводка за 18 августа В течение 18 августа юго-восточнее города ТАРТУ наши вой ска с боями замяли более 80 населенных пунктов, среди которых крупные населенные пункты ТАММИСТУ, РАЗИНА, АХЬЯ, ВАЛГЕ- МЕТСА, НРОТУЗЕ, КАРСТЕ. Наши войска, форсировав проливмеж ду Чудским и Псковским озерами, захватили плацдарм на западном берегу пролива и соединились с частями, наступающими вдоль за падного побережья Псковского озера, заняв при этом населенные пункты ЛАНЕ, ИЫЕПЕРА, МЕХИКОРМА, ХАВАМЕТСА, РИХТЕМЕТ- СА, АРАВУ, КЫКА, МЕКСИ, СИКАНУРМУ, КАСТМЕКОДА. Севернее города КРУСТПИЛС (на ЗАПАДНОЙДВИНЕ) наши вой ска боями заняли более 30 населенных пунктов, в том числе РУЛИ, КЛАУЦАНЫ, ТРУЛЗС, РАМИ, МАРЦИЗНА, РУБЕНИ, АРОНЫ- ЭШИ и железнодорожные станции ЦЕСВАЙНЗ, МАРЦИЗНА* Западнее города ШАУЛЯЙ (ШАВЛИ) наши войска вели упор ные бои с наступающими крупными силами пехвты и танков про тивника. Ценой огромных потерь в живой силе м технике против нику удалось незначительно вклиниться в наши боевые порядки. Восточнее ПРАГА наши войска успешно отбивали атаки пехо ты и танков противника м на ряде участков сами переходили в контратаки. Войска 1-го УКРАИНСКОГО (фронта 18-го Августа штурмом овладели важным опорным пунктом обороны немцев на левом бе регу реки ВИСЛЫ— городом САНДОМИР и, продолжая бои по рас ширению плацдарма, заняли населенные пункты МИЛЬЧАНЫ, ЛЕ- НАРЧИЦЕ, ГЛАЗУВ, КЛЕЧАНУВ, ДОБРОЦИЦЕ, ПШЕЗВОДЫ, ЛУКА ВА, КИХАРЫ, ДВИКОЗЫ, МСЬЦЮВ, ШИТНИКИ, СЛУПЧА, ВИНЯРЫ, ГАРБУВ, РОМАНУВНА НОВА, САБУТНА-ШЛЯХЕТСКА, ЯНОВИЦЕ, ЛОПАТА, САДЛОВИЦЕ, ПЕЛЯШУВ, КОСЬЦЕЛЬНЕ и железнодорож ные станции ДВИКОЗЫ, ГУРЫ ВЫСОКЕ. Севернее города САНДОМИР наши войска завершили окруже ние группировки противника в составе трех дивизий и вели успеш ные бои по ее уничтожению. На других участках фронта — бои местного значения. За 17 августа наши войска на всех фронтах подбили и унич тожили 295 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 98 самолетов противника. ★ ★ ★ Юго-восточнее города Тарту напги войска" продолжали успеш ные наступательные бои. Части Н-отсого соединения с боями про двинулись вперед на 10— 15 ки лометров. Штурмом замяты узел .лрог Ахья и сильный онорный пункт обороны немцев Валгемет- са, расположенный в 25 кило метрах от города Тарту (Юрьев). Уничтожено свыше 1.000 враже ских солдат и офицеров, три са моходных и шесть полевых ору дий, 10 минометов п 20 пулеме тов. Захвачено 25 орудий, 8 ми нометов, 127 пулеметов,400 вин товок и автоматов, два склада с инженерным имуществом и про довольствием. Ночью наши войска форсировали пролив -между озера- ии Псковское и Чудское. Под при крытием артиллерийского огня с катеров наши десантники быстро высадились иа берег и стреми тельной атакой прорвали »ри- брежную оборонительную полосу противника. Преодолевая упорное сопротивление немцев,наши ча сти захватили плацдарм па запад ном берегу пролива и соедини лись с войсками,наступающими вдоль побережья Псковского озе ра на север. * * * Западное города Шауляй (Шав- ли) противник рано утром возо бновил наступление. На олном участке после ряда безуспешных атак вражеским танкам удалось незначительно вклиниться в на ши боевые порядки. В полдень советская моторизованная часть предцриняла контратаку. Паши бойцы нанесли врагу фланговые удары и отсекли пехоту против ника. Лишенная танковой под держки, немецкая пехота в бес порядке отступила. Советские ар тиллеристы и танкисты уничто жили 43 немецких танка. Осталь ные таяки поспешно отошли. По ложение на этом участке восста новлено. На другом участке круя» пые силы танков я пехоты про тивника непрерывно атакуют на гл позиции. Немцыбросают в бой одновременно по 100 и более танков и самоходных орудий. Идет ожесточейное сражение. Мощным огнем из всех видов оружия и контрударами наши войска наносят немцам огромный урон в живой силе и технике. Ценою больших потерь противни ку удалось незначительно вкли ниться в нашу оборону. По не полным данным, подбито и унич тожим 74 немецких танка и са моходных орудия, 24 нолевых орудия, 8 бронетранспортеров, 8 бронемашин и 5 автоцистерн с горючим. Наша, штурмовая авиация на носила непрерывные удары по боевым порядкам противника и уничтожила несколько немецких танков и самоходных орудий, сот ни автомашин, взорвала крупный оклад боелрипаоов и рассеяла' не- гасолым колонн•вражеской пехо ты. * ★* Войска 1-го Украинского фрон та сегодня утром овладели мощ ным опорным пунктом обороны немцев на реке Висла — городом Сатчомар. Противник сильно ук репился в городе. Немцы приспо собиди для оборонылкаменные здания, чердаки и похвалы. Со ветские части, ворвавшиеся в Сандомир с двух сторон, непре рывно продвигались вперед, сжи мая вражеский гарнизон в тиски. Всю ночь длились ожесточенные уличные бои. Ваши штурмовые группы при поддержке артилле рии выбивали гитлеровцев из очагов сопротивления и истреб ляли их. Сегодня к утру совет ские войска полностью очистили город СавдоАгир от немецко-фа- шистсиих захватчиков. Захвачено много трофеев и пленых. Наши войска продолжали ве сти успешные бои по расшире нию плацдарма я 8 левом берегу Виолы. Части Н-окого соединения настойчиво продвигались в севе ро-восточном направлении. Тем временем части другого соедине ния в районе паселенных пунк тов Ванлры и Слупча перепра вились через реку Висла и, ломая (Окончание см. на 4-й стр.). Сталинская авиация в боях за Родину День Сталинской авиации со ветский народ отмечает в этом году в обстановке великих побед Красной Армии. Гитлеровская Германия, в результате тяжелых поражений, понесенных ею на со ветско-германском франте, пере живает военно-политический кри зис, стоит на граТ$и катастрофы. Советская авиация', будучи од ним из основных родов войск Красной Армии, сыграла важную роль в ^несении ударов по гит леровской военной машине. Вой на полностью подтвердила спра ведливость -положения: «Кто си лен в воздухе, тот силен вооб ще». Поэтому борьб# за господ ство в воздухе составляла одну из главных задач нашей страте гии. Наша авиация свыше двух лет единоборствовала с немецко-фа- тистской авиацией. Борьба была очень трудной и сложной. Но мы вышли из этой борьбы победите лями, сумев не только устоять против воздушной армады нем цев, но и нанести ей невосполни мые потери. За три года войны гитлеровская авиация потеряла 60.G00 самоле тов, из которых не менее 80 про центов сбито нашими летччками в воздушных боях. Свыше 50 про центов потерянных немцами само летов приходится на долю бом бардировщиков. За это же время враг потерял около 120.000 чело век летио-под’емкого состава. Эти потери значительно снизили мощь немецкой авиации. В 1944 году немци делают в четыре-пять раз меньше вылетов, чем они делали в 1941 и 1942 гг. В начале войны наши военно- воздушные силы прикрывали раз вертывание частей Красной Ар мии. При активном содействии авиации проводилась эвакуация промышленных предприятий в глубь страны. Летчики несли охрану важнейших промышлен ных центров и коммуникаций. Советская авиация уже в пер вый период войны успешно бом била военные об’екты в глубоком тылу врага. Налеты на Берлин, Кенигсберг, Мемель, Плоешти и аоугие важные промышленные и стратегические пункты причинили серьезный ущерб фашистам. Советская авиация помогла Красной Армии сорвать гитлеров ский план «молниеносной» войны. В борьбе за господство в воз духе наша авиация добилась вы дающихся успехов. Советское командование, искусно маневри руя, обеспечивало превосходство в численности самолетов на ре шающих направлениях даже в ту пору, когда у противника было больше самолетов, чем у нас. Особое значение имело качест венное превосходство нашего лет ного состава над немецким. И с ход борьбы за господство в воз духе решили сталинские летчики. О мужестве и отваге советских асов свидетельствуют многочис ленные примеры. Наши летчики не знают страха в бою, все их действия проник нуты лишь о -"»им • стремлением: выполнить зз да чу, во что бы то ни стало уничтожить врага. Они смело атакуют противника, даже если он численно их превосходит. Лейтенант Горобец, преследуя вражеский истребитель, оторвался от своей группы. Возвращаясь на свой аэродром, Горобец увидел 20 германских пикирующих бомбар дировщиков «Юнкере-87», на правлявшихся на бомбежку наших войск. Лейтенант смело . пошел в атаку на «Юнкереы» и Девять из них сбил, а остальных обратил в бегство. В борьбе с немецкими летчика ми в дни войны сформировался тип советского аса, бесстрашного летчика, знающего все тонкости воздушного боя, виртуозно владе ющего техникой пилотирования. Многие из наших асов приводят в ужас немецких пилотов. Прослав ленный советский ас полковник Покрышкин лично сбил 59 само летов. Высокое мастерство, героизм, мужество и отвага наших летчи ков привели к тому, что летный состав вражеской авиации боится появляться над нашей территори ей. Завидев наших соколов, фа шистские стервятники круто по ворачивают обратно, поспешно улетают к себе. Генерал-лейтенант авиации Н. ЖУРАВЛЕВ. Значительная роль в борьбе за господство в воздухе принадле жала и принадлежит таким важ ным факторам, как качество и ко личество самолетов. Усилиями советских конструкторов, рабо чих, инженеров и техников авиа ционной промышленности были созданы и в достаточном коли честве первоклассные боевые машины. Наши истребители «Яковлевы» и «Лавочкины» лета ют быстрее и набирают *высоту скорее, чем германские истреби тели «Мессершмитты» и «Фокке- Вульфы». Наш бомбардировщик «Петляков» по скорости полета превосходит любой из германских бомбардировщиков, а штурмовик «Ильюнмн» во всех отношениях не имеет себе равных в мире. Совокупность эшх факторов позволила советской авиации до биться уже в 1943 году господ ства в воздухе на решающих на правлениях и нанести воздушным силам противника огромный урон. Соотношение сил в этом году стало еще более благопри ятным для нас. , Наряду с борьбой за господ ство в воздухе, советская авиа ция на протяжении всей воины принимает непосредственное уча стие в боевых действиях на зем ле. Ее удары по наземным частям противника были сокрушительны ми. Они нередко оказывали ре шительное влияние на исход от дельных боев и целых операций. В 1941 году нашей авиацией на Смоленском направлении был раз громлен 39 германский танковый корпус. Это позволило Красной Армии подготовиться к обороне Смоленска и на продолжительное время задержать продвижение врага к Москве. Летом 1942 года на Сталинградском направлении наша разведка с воздуха своевре менно вскрыла изменение направ ления движения крупных сил бронетанковых войск п-ротившжа. Враг устремился в излучину Дона, к Сталинграду. Надо было во что бы то ни стало задержать движение противника или хотя бы ослабить теми его наступления настолько, чтобы можно было сосредоточить необходимые си лы у Сталинграда. Задача выиг рыша времени была возложена на авиацию, и она успешно справи лась с этим. В боях за Сталинград немцы почувствовали всю силу и мощь наших новых в ту пору истребите лей «Яковлев-1». На этих самоле тах полк отважных сталинских соколов под командованием Ге роя Советского Союза тов. Кле- щева, защищая переправу в излу чине реки Дон, в течение одного дня сбил 37 вражеских самолетов, не потеряв при этом ни одной машины. Авиация в боях за Сталинград помогла нашим войскам отстоять город-герой. Когда наши войска перешли в решительное наступле ние, авиация играла роль мощного молота, дробившего германскую оборону. После окружения нем цев под Сталинградом авиация накрепко прикрыла сталинград ский «котел» с воздуха. Советская авиация в тесном вза имодействии с наземными войска ми добилась решающих успехов и в июльских оборонительных боях Красной Армми в 1943 году на «Курской дуге». Наши самоле ты громили не только вражеские машины в воздухе, но и произво дили большие разрушения в стане врага на земле, уничтожая немец кие «Тигры» и «Фердинанды». Об эффективности авиационных ударов по германским танкам во время этих боев можно судить по такому факту: 9-я германская танковая дивизия заняла исходное положение для наступления в рай оне Поныри, но за 20 минут до пе рехода ее в атаку она сама была атакована с воздуха крупными силами советской штурмовой авиа ции. У немцев было сожжено до 70 танков, а остальные, спасаясь от гибели, расползлись в разные стороны. Крупная танковая атака врага была сорвана. Когда Красная Армия перешла в решительное наступление и по гнала немцев на запад, наша авиа ция своими мощными ударашг прокладывала советским войскам путь к победе. Она подавляла ар тиллерию и минометы врага, гро* мила его танки, живую силу, де морализовала войска противника, находящиеся в резерве. Победа в Крьгму была одержана при активном участии нашей авиа ции. Летчики прокладывали пехо те и танкам путь к победе на Ка рельском перешейке, они сыграл решающую роль в боях у Витеб ска. Мощь и успехи авиации Красной Армии были подготовлены всем ходом развития нашего советског^|^ государства. В «их нашли св оеЧР выражение самоотверженный труд народа, его творческие способно сти, организующая роль партш большевиков, мудрость нашего ве ликого вождя и полководца товарища Сталина. Подводя итоги первой пятилет ки, товарищ Сталин сказал: «У нас не было авиационной промыш ленности. У нас она есть теперь». В последующие годы эта промыш ленность росла и крепла. Ее кад ры накапливали опыт и расширяли свои знания. Творческая мысль со ветских ученых нашла свое прак тическое преломление в прекрас ных конструкциях Яковлева, Ла вочкина, Ильюшина, Петлякова, Поликарпова, Микулина, Климова, Швецова и других. В 1941 году работники авиаци онной промышленности совершили выдающийся подвиг: они быстро и образцово эвакуировали свои за воды в глубь страны и там в ре кордно короткие сроки пустили их. В ходе войны наша авиапро мышленность не только была со хранена, но выросла настолько, что сумела полностью удовлетво рить потребность фронта в боевых самолетах отличного качества. Советский народ проявляет осо бую заботу d своих воздушных силах. Яркое свидетельство это го — сбор средств на постройку самолетов. По почину Ферапонта Головатого трудящиеся внесли из личных сбережений огромные сум мы, и тысячи самолетов, построен ные на эти средства, сейчас дейст вуют на фронтах Отечественной войны. Боевые заслуги людей нашей авиации высоко оценены совет ским правительством. Орденами я медалями за время Отечественной войны награждены почти 60 тысяч человек. Звания Героя Советского Союза удостоены свыше 700 чело век. 13 лучшим воздушным бой цам — Покрышкину. Дмитрию Глинке, Покрышеву, Бондаренко, Речкалову, Алелюхдгну, Луганско му, Камозину, Ефремову, Лаври- ненкову, Зайцеву, Гулаеву и Голу беву — это звание присвоено дважды. Прочно удерживая за собой инициативу в воздухе, советские летчики обеспечивают наземные войска от атак вражеской авиации, дополняют огонь артиллерии, спо собствуют маневру танков, про кладывают путь пехоте. Наши сталинские соколы успешно дейст вуют в тылу врага, отсекают его резервы, уничтожают технику, разрушают коммуникации, ведут глубокую разведку на широком фронте. Советская авиация стала вездесущей. Также успешно решает ответ ственные задачи и гражданская авиация нашей страны. Она до ставляет на фронт важные грузы; эвакуирует раненых. Летчики со вершают полеты в тыл врага, к партизанам, доставляя им воору^ женне, боеприпасы, горючее, про довольствие. Транспортно-пасса- жирская авиация осуществляет большие перевозки срочных гру зов. Ей принадлежите первая роль! в налаживании связи с освобож-* денными районами. Летчики граж данского флота обеспечивают с р я з ь с районами Крайнего Севера, охраняют лесные массивы, участ вуют в борьбе с вредителями сель скохозяйственных растений. Война подходит к концу, но ой! еще не окончена, враг еще оказы вает бешеное сопротивление. Что бы добиться окончательной побе ды, надо утроитьч удесятерить на шу энергию на фронте и в тылу. с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz