Краснофлотец. 1944, август.
с # К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 18 августа 1944 г., N: 196 (1962* ВАХТА ТРЮМНОГО МАШИНИСТА ★ * ★ ГЕРОИЧЕСКИЕ ТРУЖЕНИКИ | Находчивость старшины Подводная лодка вмюлняла Трюмные машинисты — это незаметные герои, труженики под водного корабля. Трюмные имеют на корабле очень большое хозяй ство. Нет такого уголка на под водной лодке, где быне находи лось что-либо из их заведования. Пеот’емлемая черта трюмных— трудолюбие. Кого можно в любое время застать на корабле? Конеч но, трюмного. Он постоянно занят у своего заведования. И даже тог да, когда нет ремонта и, кажется, 'все уже в порядке, он не может сидетьбез дела. Онова и снова оя « 1 |юверяет <?вое заведыванне, под чищает механизмы, подкрашивает, 'убирает в отсеке. Понятно, что без трудолюбия трюмные не суме ют обеспечить работу ■сголь мно гочисленных механизмов. Трюмные, как правило, отлич но знают устройство корабля, к ним всегда обращаются с неясны ми во'пгро1сами молодые красно флотцы, их посылают исправлять самые сложные повреждения. На одной из подводных лодок да боевой позиции отказал вер тикальный руль. Предполагаяи, что неисправность может быть только в приводе в надстройке. «Несмотря на сильную волну, трюмный полез в надстройку. Работая в ледяной воде,, он бы стро обнаружил неисправность и устранил ее. Корабль продолжал выполнять боевое задание. Много времени и труда зани мает у трюмных приведение в боевую готовность своего заведы- ■вания на берегу. Одно нужно от ремонтировать, другое осмотреть, чтобы в mow ни один механизм не (подвел. Нелегко им и в море. •Кроме своей основной вахты, на их обязанности лежит поддержа ние несняжаемого запаса воздуха высокого давления. Г'о тояу, ка кую роль играет воздух высокого давления в боевой деятельности корабля, можно судить, какими важными механизмами являются источники этого воздуха — ком-1 серьезную боевую задачу в море. ореосоры. При любом шторме, как I в Ремя было светлое, круглые p * - сутки над горизонтом стояло <оы трюмным трудно ни было, они солнце, и это затрудняло выпол- должны накапать воздух. Во наи-1 некие задания. Сорок шесть более ответственная обязан- срочных погружений пришлось ность на боевом посту-во вре- tSFcZSTZSTSSRS мя попружвпия я всплытия. оДвсь 1 расходовался. Однако трюмные подчас от знания я расторопности машинисты работали хорошо и трюмного зависит жизнь всего I успевали делать все: и овоевре- корабля. При этом он должен об- менно заполнять сяетерну быстро- у I го погружения, н продувать ладать еще одним качеством 1баласт, я пополнять израсходо- някогда, ни при каких опасяо- J ванный запас воздуха. стях не теряться. I н ° »°т на беду трюмных из ‘Вак~то наша подводная лодка] СТР°Я вышла системна быстрого ___- „пгт J погружения. Это случило сь за- вьнила в атаку на крупный я- j долго до выполнении боевого за вой я торпедировала головной I дания. Командир спросил: транспорт. Корабли охравения н*- — Погружаться сможем? чаля забрасывать ло-дау глубия-j ^ главный старшина Матлеи , л „ Карасев, не задумываясь, ответил: ныма бомбами. Она стремительно _ Скоро €Дела€1( все и сможем стала нагружаться. Старшин крас-1 погружаться. иофлотец Никитан пустил нош у} Он вызвал старшего красно- Рото яа осушение уравнительной флотца У стенка я вместе с ним . . г ,. I начал ремоипировать механизмы, систеряы, но ова н^ забрала. Б -1 Однако ввести их в строй не стро залили ее водой, провентили-1 удалось. Тогда ом взял систериу ровади. но помпа все так Ее не другого назначения, и приспосо- брала. Откуда-то в помпу посту- ^ил ее вместо вышедшей из * ‘ п I строя. Погружаться, действитель ная воздух. Вокруг продолжал* но стал0 можно с такой же вы рваться бомбы, а лодка проваляна-1 стротой. как и раньше, но проду лась я проваливалась. Тогда J вашся не получалось. 5 • *’*......... • & ШШ Ш 9к. ' •vPy" Герои Советского Союза капитан Н. Турков вылетает «а разведку. Фото С. Багрицкого. НА УЧЕНЬИ, КАК В БОЮ старший краснофлотец Никитин бросился в трюм и буквально че рез полминуты нашел причину. От бомбежки отдался клапан осу шения оИстерны быстрого погру жения и воздух из не поступая яа помпу. После этого помпу пу стили, и лодка на нужнойглубине благополучно ушла от преследо вания противника. В ходе войны растут и совер шенствуют свою боевую выучку я мастерство трюмные машинисты подводных кораблей. Этого тре буют интересы нашей быстрой и окончательной побеты. Гвардии инженер-капитан 3-га ранга в. КОНОВАЛОВ. .Знание своего дела личным составом трюм ной группы должно быть доведено до такой степени, чтобы каждый человек группы, даже в темноте, мог найти место управления любым клапаном, относящимся к его заведыванто". (Из К о р а б е л ь н о ю устава 1943 г.) Однако обстановка заставляла игги на любые крайности. На го ризонте появились вражеские ко рабли. И командир, не колеблясь, дал сигнал срочного погружения. Карасев быстро заполнил вновь приспособленную систерну. Лод ка пошла на глубину. Она шла на погружение с большой быстро той. Надо было продуть баласт. •выбросить лишнюю воду, чтобы создать положительную плову- честь лодке. Как это сделать, когда систерна не приспособлена? Главстаршина Карасев и здесь вышел из положения. Он устано вил помпу и начал откачивать во ду. Это было медленно и трудно, но тем не менее обеспечивало нормальную пловучесть лодки. Стрелка глубиномера сначала мед ленно остановилась, а потом по шла на заданную глубину. После этого несколько раз при ходилось всплывать и погружать ся. Высокая бдительность трюм ных машинистов. тщательные расчеты старшины группы удер живали лодку на нужной глуби не. Проявляя находчивость и де ловитость, трюмные машинисты помогли экипажу лодки выполнить ответственную задачу и привести лодку в базу. Я. МЕЧЕВ. Боевая подготовка в подразде лении лейтенанта Шдопкина на правлена к тому, чтобы научить бойцов мастерски владеть сваям оружием на поле боя. Командир умел-о организовал практические занятия. Он подолгу лашмался с каждые бойцом, который по ка- ки'м-лиоо причинам недостаточно быстро усваивал правила стрель бы, я все же добивался от него желаемых результатов. Наконец настал день стрельб. На долигоне былисозданы угло вая, максимально приближенные к боевым. Первым вышло на огневой рубеж отделение с ржан та Клопова. Оно получило щщказ стрелять в промежутка, между деугдаи отделениями, 'Занявшими впереди оборону. Бойцы быстро выкатили пуле мет на огневую позицию и приго товились к открытию огня. Вско ре наблюдатель доложил о появле нии цели. Сержант Клопов поди команду — и дробная очередь на рушила тишину. — Цель поражена! — доложи наблюдатель. Вслед »а этом последовало р щ вводных задач, с которыми от- деление отлично оправилось. Осо бенно умелои раеторюшо дейогг- «овали нагсодчик Н аш и ■ в*г блюдатель Котов. Успешно действовали также ш другие отделения, выполнявшие не менее сложные вводные, чей бойцы сержанта Клопова, пока зав, что они к предстоящим боям готовы. За умелые действия и отлич ные результаты стрельб коман дир подразделения об’явил мно гим бойцам благодарность. И. СМЫК, Слове и дела краснофлотца Ком лова В подразделения старшего лей тенанта Сумцова проходила про верка знаний краснофлотцами своей техники. Многим бойцам давались сложные вводные зада чи, с которыми огон, благодаря хорошим знаниям материальной части и боевых инструкций, ус пешно справились. Лучшие ре зультаты показали краснофлот цы Шабаров, Антонович, Омутов, Логинов и другие. Проверка' выявила и красно флотцев, плохо знающих технику. Среди таких бойцов оказался старший краснофлотец Комлев. У него не только плохо обстоит деле со знанием техники, но он не умеет обращаться и с личльм оружием, нерадиво относится к лечу. В беседах с товарищами Ком- лев любит хвастать своими зна ниями, а на самом деде он самый отсталый и недисциплинирован ный боец в подразделении. Из вестно, что людей оценивают у нас не по словам, а по ах делая. Это должен хорошо помнить краснофлотец Комлев. Сержант И. ЖЕВАН. В последнем боевом походе я выполнял обязанности старшины грунты трюмных машинистов. По работать приплось здорово. Рас скажу обо вс«й( походепо поряд- юу. Плуге долгого поиска обнаружи ли большой конвой. На лодке об’- явнжи готовность один. Л занял боевой пост у системы погруже ния и всплытия. Это самый от ветственный поют. Командир вышел в торпедную атаку. Я внимательно смотрю на глубиномер и да положение дифе- рентовкн, все шло нормалью. Командир произвел маневры, сблизился я дал торпедный заяп. — Заполнить систерну быстро го погружения! — повторяю при казание командира боевойчасти. Эгарший краснофлотеп Мехотип энергичным движением открыл кингстоны. Оя знает, что делать это нужно быстро, без малейшего промедления, чтобы лодкуне вы бросило яа поверхность. И почти в то же мгновенье лодка начала погружаться. Раздались два глу хих взрыва. Это наши торпеды настигли цель. Когда рвались глубинные бомбы • • • По мы не отвлекались, яба стоит чуть проморгать — я лодка провалятся. Я быстро продул сястерну, посмотрел на прибор— стрелка стоит. Мехотин закрыл кингстоны, снял воздушную по душку и стал перегонять воду с кормовой диференгнойв носовую. Лодка пловучести не теряет. Командир решил проверять своч) работу и приказал под всплыть. Я смотрю на глубино мери веду отсчет. — Тая держать! — раздался голос командира. Он начал осматривать гори зонт. Враг заметил перископ. Ми ноносец полным ходомпошел на лодку, чтобы таранить ее. — Ныряй, боцман!— крикнул командир. По приказанию инженер-капи тан-лейтенанта Тихонова Меха- тин заполнил сйстерну быстроте погружения. Лодка пошла на глу бину. Враг начал нас бомбить. Пад головами сериями рвутся бомбы. Погас овет. От взрывов и Рассказ старшины 1 статьи Г. Лукьянова • * воды неудержимо идем вниз. Ско ро легли яа грунт. — Приготовить аварийный ин струмент! — приказал командир. Мы взялипереносные электри ческие фонарика и начали воору жаться молотками, пробками, клиньям, резиной. А враг все бо«бял я бомбил. Вахтенный на считал 179 взрывов и перестал считать. Бомбы рвались все ближе я блохе. — В отсеках вода! — крик нул ктв-то в темноте. Я взял фонарь и начал осмат ривать завыванье. Скоро при чина была выяснена. Пропуска ли фланцы систерны быстрого погружения. — Инструмент! — приказал я старшему краснофлотцу Меити ну. Он прянее «люта, молотки, i>e- зяну. При аварийном освещении мы быстро устранили поврежде ние. Течь прекратилась. — Все в порядке! — доложил я командиру. Командир прошел по ледке и тщательно осмотрелкаждый от сек. Убедившись, что все повреж дения поправлены я личный со став чувствует себя хорошо, оя приказал оставить на постах одну смену, а остальным отдыхать. Весь личныйсостав в эти гроз ные минуты выполнял своя обя занности спокойно и хладнокров но. А ведь мы лежали на большой глубине с поврежденным гиро компасом и с образовавшейся течью в лодке. Командир долго ходил п» отсе ку, сидел в центральном посту, склонившись над столиком — ре шал вопрос о всплытия. Его боль ше всего волновал гирокомпас. — Всплывать, несмотря ни на что! — сказал он, поднимаясь. Я дал приказание замерить во ду в уравнительных сктераах. Валаста (или больше полаженно го. Пустил главную поил у на осушение. На такой болыио! глубине помпа работала плохо. Не один десяток тонн пришлось от качать. чтобы облегчить додкгу. — Задний ход! — приказал •командир. Скоро ледка начала отрывать ся от грунта. Мы продолжал! осушать систерны. Рулевойпере кладывал вертикальные руля, чтобы раскачать аодку. Лодка оторвалась от грунта и всплыла. tHo на поверхности нас поджи дал враг. И немало пришлось поработать трюмным, чтобы обес печить лодке неоднократное всплытие и погружение, а потом и отрыв от противника. Успех работы трюмных маши нистов в этой операции былпод готовлена берегу. Мы еще в ба зе тщательно проверили каждую деталь и надежно приготовили псе механизмы. Кроме того, каж дыйизнас много занимался отра боткой задач, а в бою умело ис пользовал опытработы трюмных машинистов других лодок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz