Краснофлотец. 1944, август.

Низкий и узкий торпедный ка­ тер напоминает невиданного мор­ ского зверя, поднявшего у пирса полосатую свою спину из мор­ ской пучины. На скошеннойна­ зад, как бы застывшей в стре­ мительном беге, рубке, в центре золотистой звезды — цифра «3». — Это наш катерок — «гроза морей», — ласково говорит боц­ ман Александр Филинов/ Боцман любит свой корабль. Этим же чувством любвии гор­ дости за свой боевой катер на­ полнены сердц£ всех людей эки­ пажа, начиная от командира лей­ тенанта НГленского до Ю!ггиТка­ ченко. В прошлом году, когда на бое­ вом счету катера уже значилось два потопленных немецких транс­ порта, небольшой корабль был атакован с воздуха. Немецкая бомба разорвалась за кормой. Катер дошел до базы, но здесь его пришлось поставить на дли­ тельный ремонт. — Оправимся с ремонтом свои­ ми силами? — спросил командир у экипажа. — На то мы и матросы, чтобы все делать своими руками! — был ответ. Работа закипела. Бопиан Фи- ПГТ йв и мотористы Малякшвн и Косулий, пулеметчик Тучин, юн­ ги Рымарев и Ткаченко — каж­ дыйчеловек на катере нашел свое место в этом дружном коллектив­ ном труде. В сумерках полярной вочи, когданад сопками завыва­ ли зимние штормы, залечивали краснофлотцы раны своего ко­ рабля. И когда солнце стало все дольше задррживлт ся над гори­ зонтом, катер лейтенанта Шлен- ского был спущен на воду. Прошло еще немного времени— и экипаж отважных снова ухо­ дил к вражеским берегам. — На «свободную охоту». — кратко об’яснил Шленский зада­ чу похода. Командир вел катер в видимо­ сти вражеских берегов, но там все было тихо. И море и берег казались вымершими. Катер уже аег на обратный курс, когда пу­ леметчик Тучин, сидевший в но­ совой гурели. вдруг доложил: — Прямо по носу— всплески! Это по катеру открыла огонь береговая батарея. И в ту же минуту боцман Филинов доложил, что слева; по борту два немецких сторожевика торопливо ставят дымовую завесу. Новый доклад боцмана извещал о том, что на­ встречу североморскому торпед­ ному катеру идут на контркур­ сах шесть немецких катеров МО. Вступать в единоборство с не­ мецкими катерами неимело смыс­ ла. Наши катерники искали до­ бычу покрупней. Каждый нони- мал, что за дымовой завесойдол­ жны прятаться крупные кораб­ ли. Лейтенант Шленский круто переложил руль и отошел в сто­ рону. Боцман напряженно вгляды­ вался в густую мглу дымовойза­ весы. Ему показалось, что впере­ ди чернеет силуэт корабля. — По носу — транспорт! Катер на полной скорости ле­ тел на сближение о обнаружен­ ным кораблем врага. Но путь катеру преградили немецкие «охотники». Пулемет­ чик Тучин выпустил по'ним пер­ вым длинную очередь. Шленскому удалось выйти в торпедную жтаку на ненецкий транспорт только после того, как он повторил свою попытку триж­ ды. Транспорт возвышался над водой черной громадой, изредка освещаемый вспышками пулемет­ ных я пушечных очередей. Коман­ дир решил не пожалеть на него сразу обеих торпед. Торпеды уже неотвратимо приближались к транспорту, ког­ да из мглы дымовойзавесы вдруг выскочил немецкий сторожевик. Он перерезал курс торпеды. В следующе мгновенье вода вски­ пела у борта сторожевика, и столб черного дыма поднялся над мо­ рем в том месте, где только что был вражеский корабль. Ученик моториста, недавний юнга, Тка­ ченко, добровольно взявший на себя обязанности информатор^, высунул голову из люка машин­ ного отделения и одним взглядом оцепил обстановку: — Порядок! — крикнул он вниз своим друзьям-моторн- стам, — Фриц идет на дно! После удачной торпедной ата­ ки катеру пришлось вступить в неравную схватку с немецкими МО. Пулеметчики Тучин и Фи­ линов, не переставая, выпускали очередь за очередью. Немцам пришлось отстать. Катер вы­ рвался на широкийморской про­ стор. Впереди чуть синели род­ ные берега. И когда, пришла в базу, боцада Филинов, вынеся за палубу ве­ дерке с краткой, старательно вы- вел на pyfree новую цифру— «3». Лейтенант А. ЖУРАВЛЕВ. Лейтенант Я. Никитин (слева) я лейтенант В. Быков за муже ство и отвагу, проявленные в морском бою 15 июля, награждены орденом Красного Знамени. Фото Г. Кресман. Будьвмореневидимкой Радисты не подведут В отделении радистов сержанта Гугаева в бою в любой обстанов­ ке радиосвязь действует безотказ­ но. Таких результатов радисты до­ бились благодаря упорной учебе и тщательному уходу за материаль­ ной частью. Гугаев пместе с бойцами перио­ дически осматривает рации к, если найдет какую-нибудь неисправ­ ность, приказывает немедленно ее устранить. В боевые операции радисты всегда выходят с полной уверенностью, что они успешно справится с поставленной перед ними задачей. Эта уверенность основана на отличных знаниях и умелом использовании техники. *За свою безупречную работу и Старания Гугаео получил от коман­ дования части несколько благо­ дарностей. М. ШЕЛАБАНОВ . Опытный НОНН Ездовому младшему сержанту Безносову командир подразделе­ ния приказал доставить продо­ вольствие бойцам, находящимся на переднем крае. Безносов погрузил продоволь­ ствие и смело двинулся в путь. Когда до переднего края остались считанные метры, гитлеровцы за­ метили подводу и открыли по ней беглый минометный огонь. Опытный воин, не раз бывавший в таких переделках, не растерял­ ся. Он завернул за скалу н, за­ хватив необходимые продукты, ползкам добрался до боевого охранения, где его радостно встре­ тили бойцы. Доставив продукты по назначе­ нию, Безносов вернулся в часть и доложил командиру о выполнении приказа. Д. ЧЕТЫРИН. крытность и внезапность действия создают пред­ посылки для победы над врагом. Скрытное плавание в полной мере обеспечивает также безопасность кораблю. По­ этому вопросу скрытности уде­ ляется такое внимание, особенно на подводных лодках. О скрытности в боевых походах следует проявлять заботу еще до выхода корабля в море. В базе тщательно вычищаются трюмы лодки, удаляются мусор, масло, ветошь, грязь. Некоторые краснофлотцы, да подчас и офицеры, недооценивают всей важности чистоты трюмов. Они усматривают в этом только соблюдение порядка, а на самом деле это имеет боевое значение. Вот пример. После торпедирова­ ния и потопления крупного вра­ жеского транспорта Н-ская под­ водная лодка подверглась бом­ бежке и получила пробоину в прочном корпусе. Два отсека ока­ зались почти полностью затоплен­ ными. Лодка вынуждена была лечь на грунт. Под непрекращаю- щейся бомбежкой противника лич­ ный состав начал производить осушение отсеков. И, конечно, если бы трюмы были грязными, то противник по масляным пятнам точно определил бы место лодки и разбомбил бы ее. Но этого не случилось, и лодка с серьезными повреждениями благополучно вер­ нулась. з базу. Перед выходом подводной лод­ ки в море необходимо все решет­ ки, лючки и дверцы на палубе и в надстройке укрепить с помощью шпилек и болтоз с гайками, пред­ варительно подложив резиновые амортизаторы, вьюшки со шварто­ выми надежно принайтовить пень­ ковыми тросами. На первый взгляд кажется, что это не имеет непосредственного отношения к скрытности плава­ ния, но это далеко не так. Помню, в одном из боевых походов был у нас такой случай. Подойдя на рассвете к вражескому фиорду, мы ушли на глубину. Много часов осторожно мы пробирались в глубь фиорда к самому логову противника. И вот, когда мы был^ почти у цели, плохо закрепленный лючок стал' хлопать. Мы находи­ лись в районе акустических бере­ говых установок врага. Создалось тяжелое положение. Хлопающий под водой лючок вынуждал командира либо рисковать, либо отказаться от выполнения боевого задания. Положение спасла на­ ходчивость. Святая обязанность рулевых в базе — проверить всю надстройку и устранить недостатки. Опытный помощник командира перед похо­ дом обязательно осмогрит, как за­ креплены различные трубопро­ воды. на месте ли все хомутики. О скрытности плавания подводного корабля не пришли ли в негодность крепя­ щие болтики. Наши трюмные особенно тща­ тельно проверяют в надстройке воздушную магистраль, чтобы она не травила. Помимо потери воз­ духа и громадных помех акустику в подводном положении, выходя­ щие на поверхность пузырьки воз­ духа будут демаскировать лодку. Совершая переход морем в район позиции, нужно все время беспокоиться о скрытности. И об этом должен думать не только командир, не только офицеры, но и весь экипаж. Большое значение имеет точная диферентовка ко­ рабля. Однажды на подходах к району позиции мы обнаружили три эс­ минца противника, идущие строем кильватера. Лодка произвела срочное погружение. Командир стал выходить в атаку. Но неточ­ но удиферентаванная лодка плохо слушалась горизонтальных рулей, все время меняла глубину и. нако­ нец, совсем выскочила на поверх­ ность под рубку. Обнаружиз лод­ ку, миноносцы начали преследова­ ние и бомбежку, которая продол­ жалась в течение четырех часов. Таким образом, в результате по­ тери скрытности из-за плохой ди- ферентовки, была сорвана атака, и лодка оказалась подставленной под удар. / w На переходе, а также и в райо­ не позиции мусор следует выбра­ сывать только с наступлением су- мерок, чтобы за ночь подальше уйти от него. При плавании в по­ лярный день за борт выбрасывать только тот мусор, который сразу тонет. Здесь нельзя обойти также и вопросы бдительности. Если верх­ няя вахта прохлопает и враг обна­ ружит лодку, то никакая скрыт­ ность не поможет. Каждый сиг­ нальщик, каждый вахтенный офи­ цер должен всегда добиваться первым увидеть врага. В пример можно поставить старшину 2-й статьи Фокеева, который всегда первым обнаруживал корабли про­ тивника и самолеты. Пользуясь основным своим преимуществом — скрытностью, наш корабль неиз­ менно одерживал победы и свое­ временно уходил от опасности. В ночное время надо категори­ чески запрещать курение на мо­ стике кому бы то ни было, чтобы не демаскировать корабль. При­ веду пример. Как-то во время ноч­ ных учебных торпедных атак один молодой офицер поднялся на мо­ стик и закурил трубку. Он, види­ мо, считал, что огонь трубки не будет виден противнику. Докурив трубку, он стал выко­ лачивать пепел. Недокуренный та­ бак, падая за борт, оставлял за собой длинный огненный след. Мы были демаскированы. Атака со­ рвана. А ведь так может случить­ ся и в боевом походе. При плавании на позиции, в районе коммушгкаций врага, в районе, насыщенном средствами противолодочной обороны, скрш*- ность приобретает исключительно важное значение. Самый безобид­ ный факт может выдать присут­ ствие лодки, может подвести эки­ паж. Здесь надо особенно строго следить, чтобы за лодкой не оста­ вались масляные пятна. Часто на позиции наши штур­ маны злоупотребляют эхолотом. Это, безусловно, вредно, так как, находясь вблизи акустических установок или кораблей противо­ лодочной обороны, можно выдать работой эхолота присутствие под­ водной лодки. Нельзя подолгу держать над водой перископ, даже если на го­ ризонте ничего подозрительного нет, ибо его могут обнаружить скрытый береговой пост или про­ тиволодочная авиация. Однажды из-за неумелого пользования пе­ рископом мы еще до атаки были обнаружены противником. Катера противолодочной обороны начали нас преследовать и сбросили на лодку около ста глубинных бомб. Вот что значит неумело пользо­ ваться перископом. Особенно важно соблюдать под водой тишину во время боя. При/ переходе из отсека в отсек^ нельзя стучать дверьми, ибо каждый удар передается на корпус, кото­ рый излучает акустическую волну, и может быть зафиксирован шумо- пеленгаторными установками про­ тивника. Лодку выдает не только стук дверей, но и стук каблу­ ков по металлическому настилу, тем более, если обувь имеет ме­ таллическую оковку. Это подвод­ ники хотя и понимают, но далеко не всегда обращают на это внима­ ние и особенно молодые, неопыт­ ные. Конечно, здесь изложено да­ леко не все, что касается обеспе­ чения скрытности плавания. Вдум­ чивое и внимательное изучение каждого похода может подсказать немало мер, обеспечивающих скрытное плавание подводного ко­ рабля. Скрытность — это основное пре­ имущество подводной лодки. Она обеспечивает безопасность кораб­ лю и приносит победу над врагом. Поэтому каждый подводник дол­ жен в совершенстве знать и не­ уклонно выполнять правила скрытности плавания. Капитан-лейтенант В. УЖАРОВСКИИ . К Р А С Н О Ф Л И Т Е Ц В августа 1944 г.§№ 186 (1952) ■ = — и ■■— L i ? : . 1 -■ ■_ .1 . II— T i ll I --------- - „Порядок—фриц идет на дно!“

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz