Краснофлотец. 1944, август.
Низкий и узкий торпедный ка тер напоминает невиданного мор ского зверя, поднявшего у пирса полосатую свою спину из мор ской пучины. На скошеннойна зад, как бы застывшей в стре мительном беге, рубке, в центре золотистой звезды — цифра «3». — Это наш катерок — «гроза морей», — ласково говорит боц ман Александр Филинов/ Боцман любит свой корабль. Этим же чувством любвии гор дости за свой боевой катер на полнены сердц£ всех людей эки пажа, начиная от командира лей тенанта НГленского до Ю!ггиТка ченко. В прошлом году, когда на бое вом счету катера уже значилось два потопленных немецких транс порта, небольшой корабль был атакован с воздуха. Немецкая бомба разорвалась за кормой. Катер дошел до базы, но здесь его пришлось поставить на дли тельный ремонт. — Оправимся с ремонтом свои ми силами? — спросил командир у экипажа. — На то мы и матросы, чтобы все делать своими руками! — был ответ. Работа закипела. Бопиан Фи- ПГТ йв и мотористы Малякшвн и Косулий, пулеметчик Тучин, юн ги Рымарев и Ткаченко — каж дыйчеловек на катере нашел свое место в этом дружном коллектив ном труде. В сумерках полярной вочи, когданад сопками завыва ли зимние штормы, залечивали краснофлотцы раны своего ко рабля. И когда солнце стало все дольше задррживлт ся над гори зонтом, катер лейтенанта Шлен- ского был спущен на воду. Прошло еще немного времени— и экипаж отважных снова ухо дил к вражеским берегам. — На «свободную охоту». — кратко об’яснил Шленский зада чу похода. Командир вел катер в видимо сти вражеских берегов, но там все было тихо. И море и берег казались вымершими. Катер уже аег на обратный курс, когда пу леметчик Тучин, сидевший в но совой гурели. вдруг доложил: — Прямо по носу— всплески! Это по катеру открыла огонь береговая батарея. И в ту же минуту боцман Филинов доложил, что слева; по борту два немецких сторожевика торопливо ставят дымовую завесу. Новый доклад боцмана извещал о том, что на встречу североморскому торпед ному катеру идут на контркур сах шесть немецких катеров МО. Вступать в единоборство с не мецкими катерами неимело смыс ла. Наши катерники искали до бычу покрупней. Каждый нони- мал, что за дымовой завесойдол жны прятаться крупные кораб ли. Лейтенант Шленский круто переложил руль и отошел в сто рону. Боцман напряженно вгляды вался в густую мглу дымовойза весы. Ему показалось, что впере ди чернеет силуэт корабля. — По носу — транспорт! Катер на полной скорости ле тел на сближение о обнаружен ным кораблем врага. Но путь катеру преградили немецкие «охотники». Пулемет чик Тучин выпустил по'ним пер вым длинную очередь. Шленскому удалось выйти в торпедную жтаку на ненецкий транспорт только после того, как он повторил свою попытку триж ды. Транспорт возвышался над водой черной громадой, изредка освещаемый вспышками пулемет ных я пушечных очередей. Коман дир решил не пожалеть на него сразу обеих торпед. Торпеды уже неотвратимо приближались к транспорту, ког да из мглы дымовойзавесы вдруг выскочил немецкий сторожевик. Он перерезал курс торпеды. В следующе мгновенье вода вски пела у борта сторожевика, и столб черного дыма поднялся над мо рем в том месте, где только что был вражеский корабль. Ученик моториста, недавний юнга, Тка ченко, добровольно взявший на себя обязанности информатор^, высунул голову из люка машин ного отделения и одним взглядом оцепил обстановку: — Порядок! — крикнул он вниз своим друзьям-моторн- стам, — Фриц идет на дно! После удачной торпедной ата ки катеру пришлось вступить в неравную схватку с немецкими МО. Пулеметчики Тучин и Фи линов, не переставая, выпускали очередь за очередью. Немцам пришлось отстать. Катер вы рвался на широкийморской про стор. Впереди чуть синели род ные берега. И когда, пришла в базу, боцада Филинов, вынеся за палубу ве дерке с краткой, старательно вы- вел на pyfree новую цифру— «3». Лейтенант А. ЖУРАВЛЕВ. Лейтенант Я. Никитин (слева) я лейтенант В. Быков за муже ство и отвагу, проявленные в морском бою 15 июля, награждены орденом Красного Знамени. Фото Г. Кресман. Будьвмореневидимкой Радисты не подведут В отделении радистов сержанта Гугаева в бою в любой обстанов ке радиосвязь действует безотказ но. Таких результатов радисты до бились благодаря упорной учебе и тщательному уходу за материаль ной частью. Гугаев пместе с бойцами перио дически осматривает рации к, если найдет какую-нибудь неисправ ность, приказывает немедленно ее устранить. В боевые операции радисты всегда выходят с полной уверенностью, что они успешно справится с поставленной перед ними задачей. Эта уверенность основана на отличных знаниях и умелом использовании техники. *За свою безупречную работу и Старания Гугаео получил от коман дования части несколько благо дарностей. М. ШЕЛАБАНОВ . Опытный НОНН Ездовому младшему сержанту Безносову командир подразделе ния приказал доставить продо вольствие бойцам, находящимся на переднем крае. Безносов погрузил продоволь ствие и смело двинулся в путь. Когда до переднего края остались считанные метры, гитлеровцы за метили подводу и открыли по ней беглый минометный огонь. Опытный воин, не раз бывавший в таких переделках, не растерял ся. Он завернул за скалу н, за хватив необходимые продукты, ползкам добрался до боевого охранения, где его радостно встре тили бойцы. Доставив продукты по назначе нию, Безносов вернулся в часть и доложил командиру о выполнении приказа. Д. ЧЕТЫРИН. крытность и внезапность действия создают пред посылки для победы над врагом. Скрытное плавание в полной мере обеспечивает также безопасность кораблю. По этому вопросу скрытности уде ляется такое внимание, особенно на подводных лодках. О скрытности в боевых походах следует проявлять заботу еще до выхода корабля в море. В базе тщательно вычищаются трюмы лодки, удаляются мусор, масло, ветошь, грязь. Некоторые краснофлотцы, да подчас и офицеры, недооценивают всей важности чистоты трюмов. Они усматривают в этом только соблюдение порядка, а на самом деле это имеет боевое значение. Вот пример. После торпедирова ния и потопления крупного вра жеского транспорта Н-ская под водная лодка подверглась бом бежке и получила пробоину в прочном корпусе. Два отсека ока зались почти полностью затоплен ными. Лодка вынуждена была лечь на грунт. Под непрекращаю- щейся бомбежкой противника лич ный состав начал производить осушение отсеков. И, конечно, если бы трюмы были грязными, то противник по масляным пятнам точно определил бы место лодки и разбомбил бы ее. Но этого не случилось, и лодка с серьезными повреждениями благополучно вер нулась. з базу. Перед выходом подводной лод ки в море необходимо все решет ки, лючки и дверцы на палубе и в надстройке укрепить с помощью шпилек и болтоз с гайками, пред варительно подложив резиновые амортизаторы, вьюшки со шварто выми надежно принайтовить пень ковыми тросами. На первый взгляд кажется, что это не имеет непосредственного отношения к скрытности плава ния, но это далеко не так. Помню, в одном из боевых походов был у нас такой случай. Подойдя на рассвете к вражескому фиорду, мы ушли на глубину. Много часов осторожно мы пробирались в глубь фиорда к самому логову противника. И вот, когда мы был^ почти у цели, плохо закрепленный лючок стал' хлопать. Мы находи лись в районе акустических бере говых установок врага. Создалось тяжелое положение. Хлопающий под водой лючок вынуждал командира либо рисковать, либо отказаться от выполнения боевого задания. Положение спасла на ходчивость. Святая обязанность рулевых в базе — проверить всю надстройку и устранить недостатки. Опытный помощник командира перед похо дом обязательно осмогрит, как за креплены различные трубопро воды. на месте ли все хомутики. О скрытности плавания подводного корабля не пришли ли в негодность крепя щие болтики. Наши трюмные особенно тща тельно проверяют в надстройке воздушную магистраль, чтобы она не травила. Помимо потери воз духа и громадных помех акустику в подводном положении, выходя щие на поверхность пузырьки воз духа будут демаскировать лодку. Совершая переход морем в район позиции, нужно все время беспокоиться о скрытности. И об этом должен думать не только командир, не только офицеры, но и весь экипаж. Большое значение имеет точная диферентовка ко рабля. Однажды на подходах к району позиции мы обнаружили три эс минца противника, идущие строем кильватера. Лодка произвела срочное погружение. Командир стал выходить в атаку. Но неточ но удиферентаванная лодка плохо слушалась горизонтальных рулей, все время меняла глубину и. нако нец, совсем выскочила на поверх ность под рубку. Обнаружиз лод ку, миноносцы начали преследова ние и бомбежку, которая продол жалась в течение четырех часов. Таким образом, в результате по тери скрытности из-за плохой ди- ферентовки, была сорвана атака, и лодка оказалась подставленной под удар. / w На переходе, а также и в райо не позиции мусор следует выбра сывать только с наступлением су- мерок, чтобы за ночь подальше уйти от него. При плавании в по лярный день за борт выбрасывать только тот мусор, который сразу тонет. Здесь нельзя обойти также и вопросы бдительности. Если верх няя вахта прохлопает и враг обна ружит лодку, то никакая скрыт ность не поможет. Каждый сиг нальщик, каждый вахтенный офи цер должен всегда добиваться первым увидеть врага. В пример можно поставить старшину 2-й статьи Фокеева, который всегда первым обнаруживал корабли про тивника и самолеты. Пользуясь основным своим преимуществом — скрытностью, наш корабль неиз менно одерживал победы и свое временно уходил от опасности. В ночное время надо категори чески запрещать курение на мо стике кому бы то ни было, чтобы не демаскировать корабль. При веду пример. Как-то во время ноч ных учебных торпедных атак один молодой офицер поднялся на мо стик и закурил трубку. Он, види мо, считал, что огонь трубки не будет виден противнику. Докурив трубку, он стал выко лачивать пепел. Недокуренный та бак, падая за борт, оставлял за собой длинный огненный след. Мы были демаскированы. Атака со рвана. А ведь так может случить ся и в боевом походе. При плавании на позиции, в районе коммушгкаций врага, в районе, насыщенном средствами противолодочной обороны, скрш*- ность приобретает исключительно важное значение. Самый безобид ный факт может выдать присут ствие лодки, может подвести эки паж. Здесь надо особенно строго следить, чтобы за лодкой не оста вались масляные пятна. Часто на позиции наши штур маны злоупотребляют эхолотом. Это, безусловно, вредно, так как, находясь вблизи акустических установок или кораблей противо лодочной обороны, можно выдать работой эхолота присутствие под водной лодки. Нельзя подолгу держать над водой перископ, даже если на го ризонте ничего подозрительного нет, ибо его могут обнаружить скрытый береговой пост или про тиволодочная авиация. Однажды из-за неумелого пользования пе рископом мы еще до атаки были обнаружены противником. Катера противолодочной обороны начали нас преследовать и сбросили на лодку около ста глубинных бомб. Вот что значит неумело пользо ваться перископом. Особенно важно соблюдать под водой тишину во время боя. При/ переходе из отсека в отсек^ нельзя стучать дверьми, ибо каждый удар передается на корпус, кото рый излучает акустическую волну, и может быть зафиксирован шумо- пеленгаторными установками про тивника. Лодку выдает не только стук дверей, но и стук каблу ков по металлическому настилу, тем более, если обувь имеет ме таллическую оковку. Это подвод ники хотя и понимают, но далеко не всегда обращают на это внима ние и особенно молодые, неопыт ные. Конечно, здесь изложено да леко не все, что касается обеспе чения скрытности плавания. Вдум чивое и внимательное изучение каждого похода может подсказать немало мер, обеспечивающих скрытное плавание подводного ко рабля. Скрытность — это основное пре имущество подводной лодки. Она обеспечивает безопасность кораб лю и приносит победу над врагом. Поэтому каждый подводник дол жен в совершенстве знать и не уклонно выполнять правила скрытности плавания. Капитан-лейтенант В. УЖАРОВСКИИ . К Р А С Н О Ф Л И Т Е Ц В августа 1944 г.§№ 186 (1952) ■ = — и ■■— L i ? : . 1 -■ ■_ .1 . II— T i ll I --------- - „Порядок—фриц идет на дно!“
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz