Краснофлотец. 1944, август.
/ Б августа 1944 г., № 1*5 (1351) К Р А С Н О * Л О Т Е Ц Т О В А Р И Щ У Где клешни вод сжимает полуостров, Где много дней с врагом ведется бой, Мы познакомились в окопах просто, И в битвах подружились мы с тобой. Здесь все сроднило нас: успех и неудачи, Открытый мести счет, утраченная нровь; И тяжесть выполняемой задачи, И к Родине великая любовь. И скалы гордые, и снежные пустыни, И сумрак дня, и летней ночи свет Нам стали близкими, как купол неба синий, И как теченье этих грозных лет. Придет пера. Расскажем мы в дружбе, Возникшей здесь, у северной земли, О тем, как знали мы свое оружье. Как славу Родины любимой сберегли. В. АНТОНЕНКО. К ом м ун и ст в бою Великий народный художник Небольшая группа моряков- рааведчиков бесшумно пробира лась в тыл вражеского опорного пункта. Старшие краснофлотцы Алымов, Ватутин и старшина 1-йстатьи Лысяи шлив головном дозоре. Вот замечен наблюдательный пункт противника. Лысяк пре дупредил своих товарищей: — Обождать! Надо доложить командиру. Р. эти минуты перед самым боем старший краснофлотец Алы мов 0 ‘пять вспомнил тот день, когда он получал партийный би лет. — Теперь я буду воевать, как коммунист, — оказал тогда! Алы пов. — С честью оправдаю высо кое звание большевика. О том что он коммунист, Алы мов помнит всегда, в каждом бою. Вот и сейчас, в эти последние мгновенья, когда вот-вот тишина будет нарушена треском автома тов, взрывам» гранат, когда от каждого разведчика потребуется исключительная отвага и бесстра шие, он будто ощутил согреваю щее сердце прикосновение своего партбилета в левом кармане гим настерки. Получив приказание продви гаться вперед, Алымов вместе с Лысяком скрытно добрались до наблюдательного пункта немцев, перерезали телефонные провода и стали пробираться в глубь вра жеского гарнизона. Прямо перед ними стоял немецкий часовой. Заслышав шорок, он крикнул: —- Хальт! ^ Это было последнее слово нем ца. Меткая очередь из автома та — и часовой свалился. Встре воженные выстрелами, немцы стали выбегать из землянок,на ходу заряжая оружие. Но время ими уже было проиэпрано. Наши разведчики опередили их и уже штурмовали вражеский опорный пункт. Сержант Зверев ворвался bi крайнюю землянку. Став у две ри. он поливая свинцовым дож дем застигнутых врасплох гитле ровцев. Алымов подбежалк дру гой землянке, бросил в трубу две гранаты. Взрыв потряс воздух. Землянка вместе с фашистскими солдатами взлетела на воздух. Разрывной пулей был ранен краснофлотец Шанин. Алымов видел это и, презирая грозившую ему опасность, бросился на вы ручку товарища. Он быстро пере вязал Шанину рану и снова про должалвести бой. Но вот пуля впилась в тело самого Алымова.Стиснув от боли зубы и крепко зажав свою рану, Алымов нашел в себе силы про должать бой. Здоровой рукой он забрасывал немцев гранатами. Разломив j опорный пункт врага и взяв «языка», моряки- разведчики вернулись в свою Часть. Вечером в землянке вспо минали проведенный бой. Говори ли о смелости и не раз упомина ли имя Алымова. Его личный пример бесстрашия в бою видел каждый и каждый старался ему в этом подражать. Сержант А. КАШКАРОВ. -о- Делегаты трудящихся Новосибирска в гостях у североморцев Представителя трудящихся Новосибирской области на-днях посетили гвардейцев^катерников, где ах тепло встретили команди ры я краснофлотцы. Делегатынаправились на ка тер гвардии старшего лейтенанта т. Набоких. Орден Красного Зна мени и орден Отечественной вой ны"t-йстепени украшают грудь отважного командира-гвардей- ца и свидетельствуют о боевых за слугах перед Родиной. На счету катера •пять сбитых вражеских самолетов. Между гвардейцами и их почетными гостями завяза лась оживленная беседа. Делега там Сибири рассказали о делах и людяхкатера. Па катере гварддя старшего лейтенанта Кондрашова в кубри ке руководитель делегациит. В. М. Юваиен рассказал красно флотцам о том, как живут и рабо тают трудящиеся Новосибирской области, о трудовых подвигах ра ботах промышленных пред приятий(в их борьбе за досрочное выполнение плана, о работе кол хозников, добивающихся наибо лее высокого урожая. С большиминтересом слушали моряки KoMcojpra ЦК одного из оборонных заводов Татьяну Ша- ховцеву. Шаховцевой катерники задавала многовопросов. В бесе де принимала участие поэтесса Елизавета Стюарт, прибывшая в составе новосибирской делега ции. Рвардейцы-катерядоси завери ли делегатов, что свято выпол нят свой долг перед Родиной и приложат все силык тому, чтобы приблизить час окончательного разгрома ненавистного враг*. Встреча с представителями трудящихся Новосибирской об ласти воодушевляет гвардейцев на новые боевые дела и подвиги. Гвардии старшина 1-й статьи Н. ДУДИН. Гвардии старшина 1-й статьи А. ВОРОНЦОВ. Русский народ выдвинул в XfX веке ряд художников, которые заняли одно из первых мест в ми ровом искусстве. Достаточно на звать имена Александра Иванова. Кипренского, Федотова, Сурикова, Серова, Левитана. В ряду этой блистательной плеяды художников особое место занимает Илья Ефи мович Репин — великий бытопи сатель русской жизни. Глубокий реализм, являвшийся основой творчества Репина, не только показывал окружавшую художника действительность, но силою своего гигантского живописного мастерства проникновенно раскрывал ее сущность, ее правду. Все творчество Репина прониза но огненной творческой страстностью, огро\»нои требовательностью худож ника к себе. Он отдавался творческому процессу само забвенно, ибо искусство было для «его единственной возможностью раскрытия правды жизни, идейного служения этой правде. Родился И. Е. Репин я 1844 году в Чугуеве Харь ковской губернии, в семье военного поселенца. С са мых малых лет проявились способности будущего ве ликого художника, но учиться было негде и не у кого. Сначала он чертит и раскрашивает карты в шко ле военных топографов, а затем его отдают в обуче ние к чугуевскому богомазу Бунакову. Но юноша не удержимо рвется вперед, рвется в Академию худо жеств, которая ему рисуем ся, как святая святых. И вот настал желанный час. С 1864 года Репин вольнослу шатель Академии. 60-е годы были годами про буждения революционно-демокра тической мысли в России. Это не могло не отозваться и на Акаде мии художеств. Чиновно-бюрокра тическая замкнутость ее была в значительной мере разбита, в нее хлынули молодые люди из «низ ших» сословий — разночинцы. Ре пин сразу сошелся с наиболее оп позиционной группой студентов Академии, во главе «которой стоял Крамской, явившийся для моло дых художников идейным вождем, учителем, боровшимся за создание новых эстетических ценностей, глубоко реалистического, жизнен- но-правдивого искусства. Эта группа художников, как известно, порвала с Академией, отказавшись писать свои дипломные работы на заданные отвлеченные библейско- исторические сюжеты к требуя права писать на живые современ ные темы. В дальнейшем они о р ганизовали на товарищеских на чалах «Артель свободных худож ников», а впоследствии «То варищество передвижных художе ственных выставок» (художников этих стали звать «передвижника ми»). Передвижничество сыграло ре шающую роль в развитии высоко идейного реалистического русско го искусства второй половины X IX века. Живописный гений Репина, позд нее примкнувшего к «Товарище ству». был высшим образцом и гордостью передвижников. Глубо чайший реализм репинского гения помог ему глубже проникнуть в общественные явления своего вре мени, чем это делали передвиж ники, часто идейно ограничивав шиеся лишь пассивным народолю- В 100-летию со дня рождения И . Е . Р Е П И Н А бием. Репин же обличал самодер жавный режим. Достаточно на помнить такие его картины, как «Под конвоем», «Арест пропаган диста», «Сходка», «Отказ от исповеди» и др. Завершает эту се рию одно из величайших его тво- оений картина «Не ждали». Действительность, жизнь, пси хологическая выраэнтелвдость, правда жизненных отношений — вот из чего всегда исходит худож ник. И даже тогда, когда он вы нужденно пишет свою дипломную работу на библейский сюжет «Воскрешение дочери Иаира», он фактически вкладывает в нее свои воспоминания о смерти любимой сестры Усти и вместо фальшивой, напыщенной библей ской повести он создает на по лотне удивительную по своей сия ющей живописи, правдивую, тро гательную лирическую поэму с гибели молодой жизни. За эту картину молодому художнику бы ла присуждена золотая медаль и право на шестилетнюю загранич ную командировку. С этого вре мени, с 1872 года, каждая картина Репина является крупным этапом в истории искусства. В 1873 году появляются «Бур лаки на Волге».- Это результант долгих раздумий о жизни людей, превращенных в животных, в са мую дешевую тягловую силу. И, конечно, не только раздумий, но и тщательного изучения, зарисовок быта бурлаков во время неодно кратных поездок на Волгу. Кар тина эта — смелый протест против социальной несправедливости, про тив гнусной эксплоатации чело века человеком. Вместе с тем Ре пин очарован силой и красотой некоторых из бурлаков. В полотне этом звучат героическо-романтиче- ские ноты, как бы предшествую щие горьковской романтике. «Бур лаки» полны чувства высокого гу манизма. Картину эту сопровож дал небывалый успех не только в России, но и на международных выставках. Как для этого произведения, так и для всех своих наиболее значи тельных картин Репин всегда ищет тем н сюжетов в гуще на родной жизни. Его кисти принад лежит полотно, которое является огромной эпопеей пореформен ной России — «Крестный ход» (1881—83 гг.). По диагонали кар тины бесконечной лентой двигает ся процессия и развертывает, перед зрителем в замечательно подме ченных образах повесть о тяжко! жизни русской деревни в периоД после «освобождения» крестьяр. Зритель может рассматривать £ту каэтину часами, переходя от пе**- еонажа к персонажу: от крытые лица простого паро да, экзальтированные фигу ры его молелыциков-за- ступников, кликуш и убо гих, блаженных if горбунов — .все это сдерживаемое н понукаемое урядниками, стражниками, мироедами, а в центре ожиревшую, сияю щую драгоценностями поме щицу. Страшную жизненную правду рассказывает этим полотном Репин. И, конеч но, не случало монархэте- ская черносотенная печать встретила картину улюлю каньем и воем. Опуская ог ромный ряд картин репин ского наследия и останавли ваясь лишь на наиболее по пулярных, необходимо ска зать несколько слов о «За порожцах» (1891 г.). Худож ник изобразил буйно весе лую группу .запорожских казаков, сочиняющих в до статочно крепких выраже ниях свой издевательский ответ турецкому султану, потребовавшему от запо рожцев перехода к нему в подданство и на службу. Органически свойственная репинскому творчеству на родность нашла в этой теме русло для жизнерадостного, воль нолюбивого, полного огромной си лы выражения. Совершенно изумительны сила, блеск и многообразие таланта Ре пина в области портрета. Та же кисть, которая создает трагиче ский образ замечательной русской актрисы Стрепетовой, полные пси хологической напряженности об разы композитора Мусоргского, писателя Гаршина, та же кисть пишет проникнутые лаской и без мятежностью, трогательностью портреты детей, очаровательные лирические женские портреты. Репин был создателем огромной портретной галеоеи выдающихся деятелей искусства, науки, ли тературы. И каждый портрет его кисти — правдивая биография, в которой художник умел подметить самое главное. Последним взлетом огромного, портретного репинского гения бы ли этюды к «Заседанию Государ ственного совета» (1901— 1903 гг.). Сквозь изумительную по живопис ности игру красных, черных и жел тых тонов на зрителя смотрят когда казенно-мертвые, когда изу верские, когда' холодные и холе ные лица — образы царских са новников и сатрапов. Творчество Ильи Ефимовича Ре пина — великого русского худож ника — гордость русской куль туры, той гигантской культуры, которую фашистская нечисть ду мала уничтожить, страшась ее огромной духовной силы. Но куль тура героического народа неистре бима, и страна наша празднует •столетие со дня рождения Редана под несмолкаемые салюты в честь решающих побед Красной Армия на всех фронтах, побед, несущих торжество нашему правому делу. О. БЕСКИН. Досрочный ремонт боевых кораблей В ответ на обращение рабочих судоремонтного завода вклю читься в социалистическое со ревнование по досрочному выпол нению годового плана коллектив мастерских, где начальником т. Щур, обязался закончить ре монт боевых единиц для флота раньше установленных сроков. Воодушевленные успехамиКра сной Армии, рабочие с каждым днем повышают производитель ность труда, перевыполняют нор мы выработки. Об этом говорят следующие данные: за последят месяц бригада т. Перцева выпол нилаплан на 226 процентов, Ка литюка — нЗ 213, Левнчева — на 210 и Ермолаева — на 201 процент. Отдельные рабочие до бились еще лучших результатов. Так, например, тт. Ефременко, Козырев, Корнилов и другие вы полняют месячные задания на 250— 300 процентов. В мастерских растет число так называемых «двадцатйиков»,вы полняющих план к 20 числу. «Двадцатники» умеют эконо мить время, выжимать из тех ники все, что она можетдать. Вот почему бригады тт. Архипо ва и Мальцева перевыполнили план к 20 числу. Высокая пра вительственная напрада, которой удостоились многие рабочие, зо вет весь коллектив мастерских к новым трудовым подвигам. Г. К0ЛБАСЮК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz