Краснофлотец. 1944, апрель.

6 апреля 1944 г., Н: 82 (1848) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц I При любви к делу все спорится Между редкими заснеженными кустами — узкая тропинка. Слов­ но змейка, вьется она по склону сонки и, протянувшись на пару сот метров," упирается в темный квадрат двери. Расположенное в стороне от на­ селенных пунктов и больших ча­ стей подразделение не имеет своего клуба. Еубрик, оканчиваю­ щийся перегородкой, за которой следует просторная ленинская комната, заменяет краснофлотцам зрительный зал, аудиторию для докладов, бесед, занятий л собра­ ний. Всю работу в ленинской ком­ нате возглавляет коммунист стар­ ший краснофлотец А. Алексеев. Намечена ли лекция, должно ли состояться собеседование, он всег­ да найдет способ собрать людей, сделать так, чтобы пришло макси­ мальное количество свободных от вахт и нарядов краснофлотцев. Алексеев вместе со своим това­ рищем Моровым все организует так, что люди стараются не отоз­ вать, а притти пораньше. Бой­ цы знают — на столе заранее по­ явится домино, шахматы, заигра­ ет патефон- И когда приходит бе- седчвк, он с довольным выраже­ нием *на лице отмечает, что его уже ждут, что.все в сборе. После беседы, если остается время до отбоя, возле карты Со­ ветского Союза собирается неболь­ шая группа. Младший сержант Степанов, как наиболее осведом­ ленный человек, (он почти всегда записывает сводку Советского Информбюро), рассказывает, где проходит линия фронта, какие на­ селенные пункты заняты Красной Армией. Завязывается оживлен­ ная беседа. Ее раз за эту зиму в подразде­ лении проводились лыжные сорев­ нования н вылазки. Руководиля ими коммунисты Трифонов и Алексеев. Активно участвовали в соревнованиях все комсомольцы. П даже в этом сказывалась орга­ низующая роль руководителя ленинской комнаты Алексеева. Часто бойцы приходит в ленин­ скую комнату, чтобы послушать интересную книгу или статью из газеты, журнала. Здесь проводят коллективные чтения даже круп­ ных произведений. Тяж прочитали «Радугу» Ванды Василевской. Вечером, коща морозное небо, усыпанное блестками звезд, на­ висает над заполярными сопками, в ленинскую комнату собираются участники самодеятельности. Они — законная гордость «'культур­ ного кубрика». Оии приходят сюда почти из всех подразделений, иногда за несколько километров, чтобы заниматься в кружке, ко­ торым руководят Каигиничев, Алек­ сеев и Любимов. Под низкими потолками плы­ вет песня, слышатся переборы ги­ тар. Тот, кто впервые попал бы на репетицию этого кружка, вероят­ но, был бы удивлен: «Что такое— и песни новые и слова. Откуда это?» Секрет раскрывается очень просто: музыку здесь пишут свои же бойцы, из которых прежде всего надо отметить т. Каляни" чева, стихи слагают свои красно­ флотские поэты. Тов. Любимов, III. „ТВЕРДО ЗНАЙ, ЧТО ТЕБЕ НАДОБНО ДЕЛАТЬ, И ВЫПОЛНЯЙ ВСЕ БЕЗУПРЕЧНО" Так уЧил знаменитый адмирал Михаил Петрович Лазарев, на­ ставник и воспитатель целой плеяды замечательных флогстих офицеров. Из среды его воспитан­ ников вышел и Павел Степанович Нахимов. Вот уже около ста лет поколе­ ния русских людей не перестают восхищаться мужественной и спо­ койной уверенностью тех слов, что сказаны были Нахимовым в знаменитом приказе накануне Си­ нопского сражения: «...в случае встречи с неприя­ телем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело». например, написал очень интерес- Разве могли бы быть оказаны ную «Клоунаду» для самодеятель- эти гордые слова, если бы не по ности. --- ,т---- — ------ Концертная бригада, созданная при ленинской комнате, обслужи­ вает не только свое подразделе­ ние, но и все батареи части. За время войны бригада дала свыше 60 концертов. Сейчас Алексееву поручено за- ведывать библиотекой. Подобрать книгу по развитию читателя, по его запросу — дело очень серьез­ ное и сложное. Но Алексеев и с этим стравляется хорошо. Лучшее доказательство этому то, что ни­ кто не уходит из библиотеки неудовлетворенным. Подразделение, о котором пи­ шутся эти строки, имеет, казалось бы, самые минимальные возмож­ ности для организации отдыха, удовлетворения культурных по­ требностей бойцов. Вот почему особенно ценно, что здесь нашлись люди, вовглавившие эту боль­ шую и почетную работу и добив­ шиеся немалых успехов. С. ЛИННО. Девушки нашего подразделения Дввушки-краонофлотцы на-(Очень льобят художественную шего подравделе’ния несут га -! литературу. За последнее вре- нитарную службу. С большой любовью относятся они к пору­ ченному делу, постоянно совер­ шенствуют свои знания. JB свободное от службы время они 'изучают оружие. Особенно горячо взялись за это младший сержант Акатова и краснофло­ тец Репина. Хогюшо умеют организовать свои досуг наши девушки. Со­ берутся после дежурства — и песню споют, и повеселятся. ми коллективно прочли «Це­ мент» Ф . Гладкова. «Радугу» В. Василевской, «Непокорен­ ные» Б. Горбатова и друпие книги. На службе девушки аккурат­ ны и 'дисашштнигрованны. Ни одного замечания оии не имеют, потому что стараются во всем поддерживать образцовый по­ рядок. Младшим серйкант Зина ЛЕБЕДЕВИЧ. ложил Нахимов всю свою жизнь флотского офицера на то, чтобы добиться от себя самого и от каж­ дого из подчиненных ему моряков точного выполнения правила, за­ вешанного М. П. Лазаревым? Пла­ вая вахтенным командиром, командуя кораблем, начальствуя над Черноморской эскадрой, Павел Степанович Нахимов упорно в на­ стойчиво воспитывал в людях умение хладнокровно и точно, — если это нужно, то до смертного конца своего, — выполнять свой долт, в точности делать то, что приказано командиром. В дни Севастопольской обороны, когда неприятель предпринимал штурм за штурмом, пытаясь овла­ деть бастионами, защищавшими героический город, — Нахимов появлялся в местах жесточайших схваток- Он был очень внимателен к людям и всегда стремился увести с передовых позиций ране­ ных, дать отдых усталым. Но беда, если кто-либо сам просил его об отдыхе. — Какс! — восклицал Нахи­ мов. — Вы хотите уйти с вашего поста? Мы здесь часовые, да-с. П вы часовой, да-да, вы часовой тоже. Вам смены нет и не будет. Если нужно будет, мы все здесь умрем. Помните, что вы черномор­ ский моряк-с и что вы защищаете родной ваш город! Неприятелю здесь достанутся одни наши трупы и развалины. Уходить нам отсюда нельзя. Нельзя-с! Высокое сознание своего долга он относил к основным качествам моряка и стремился воспитать это качество в равной степени высок» у офицеров' и у матросов. Выпол­ нить свой дож — это значит прежде всего уметь хорошо сде­ лать любое порученное тебе дело. На кораблях эскадры Нахимова можно было наблюдать такое: где- нибудь на юте, среда бочек и ящи­ ков, которых всегда немало было на палубах парусных кораблей, свдйт молодой матрос я вяжет узлы- Это замечает адмирал, под­ ходит незаметно к матросу и оста­ навливается за его сонной, наблю­ дая за те», как спорится матрос­ ское дело. Увидев, что работа не клеится, П. С. Нахимов снимал свой сюр­ тук, засучивал рукава^рубахи и, сев рядом с матросом, показывал ему, как нужно вязать. Во всем — от самых, казалось бы, незначительных мелочей до самых важных человеческих и воинских качеств — стремился Нахимов подать своему подчинен­ ному личный пример. Когда еще Нахимов командовал кораблем «Силистрия», во время больших маневров был такой слу­ чай: прямо на «Силистрию» по­ шел плохо управляемый корабль. Столкновение казалось неизбеж­ ным. Расстояние сокращалось со стремительной быстротой. Всем, кто был на палубе, Нахимов при­ казал уйти вниз. При сильном ударе в борт могло сорваться во­ оружение, я людям, находившимся наверху, угрожали опасные уши­ бы- Нахимов уберег их от опас­ ности. Сам он, однако, оставался на месте. Столкновение произо­ шло. По счастью Нахимов остал­ ся невредим. Позже старший офи­ цер спросил у него — почему же, услав людей, Нахимов не укрылся от удара и сам? Командир «Оияистрни» удив­ ленно вскинул брови: — Разве может командир покинуть свой пост в виду опасности?! Требовательность Нахимова не знала скидок. На бастионзх Севастополя На­ химов не раз встречался с Петром Кошкой. Он хорошо знал и очень любил этого отважного матроса, прославленного я умелого развед­ чика. Однажды по какому-то делу отправился Кошка в город. Зашел к знакомым. Выпил. Подвыпив­ ший, повстречался он Нахимову. И адмирал, не раздумывая, послам Копку на гаушвахту- «Рае ты хороший моряк, значит и спрос с тебя больше...». Поднимая обычный полдневный сигнал, когда считаные минуты оставались до начала тяжелого в опасного Синопского боя, адмирал учил всю свою эскадру опокой* ствню и хладнокровию. И именно потому, что на протя­ жении многих лет, изо дняв день, показывал П. С. Нахимов воеж своим подчиненным — матросам я офицерам — примеры точного я неуклонного выполнения своею воинского долга — смог он ска­ зать свои памятные и гордые слове о доверии и решимости веек моряков эскадры, приведенной к стенам Синопа. Что же касается поведения * бою, — неликий адмирал учим так: «Близкое расстояние от неприя­ теля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика». Как нужно понимать эти слова? Главная цель боя, а следова­ тельно н главнаяцель каждогомо^ ряка, принимающего участие в бою, — это уничтожение неприя­ теля. Вот в осуществления это!-’ то именно главной'цели и должен каждый воин помогать друг другу, поддерживая товарища своим ог­ нем, сокращая расстояние между собой и врагами, наседая на вра-' га. не давая ему опомниться. Наши бойцы хорошо знают, чт* только такой образ действий при­ водит с победе. В бою выбор невелик: либо ты убьешь врага, либо он тебя. Тот, кто не хочет смергги, не будет пря­ таться от нее: смерть и за камнем отыщет труса. Хочешь жить — убивай немца! Иди на него я убивай. Вот закон боя. • И этому закону подчинено пра­ вило Нахимова о стремлении с близкому расстоянию от неприя­ теля н о взаимной помощи друг другу. А 'для того, чтобы закон этот мог быть выполнен, нужно следо­ вать старинному правилу На­ химова в упорно, настойчиво воспитывать в себе изо дня в день воинское умение. Твердо знать, что тебе надобно делать и выполнять все безупреч­ но. В Д О Х Н О В Е Н Ь Е Возвращение из похода. Фото Г. К-реоман. В новогоднюю ночь, когда, в рог свой трубя, По вершинам гуляли метели, — Не нашел я товарища возле себя На холодной измятой постели. — Капитан!—второпях я на локте привстал... Свет коптилки на карту ложится... — Почему ты не спишь, дорогой капитан? Он ответил: — Мне что-то не спится. Я смотрел, как сидит у стола капитан. Он рукою пилота упорно. Пробивая дорогу во вражеский стан, Вел маршрутные нити и фиордам. Вот, учтя высоту, угол сноса в метель И влияние бешеных встрясок, 01н кладет, мак обычно, противнику в цель Бомбы — серию мощных фугасок... И, казалось, склонившись аму на плечо. Опаленная гневом Россия В полутемной землянке сладит горячо За работой любимого сына. Над землянками ветер, крепчая, завыл, Пролетала и плакала вьюга. Я шинелью своей осторожно укрыл Лишь под утро уснувшего друга .- Горизонт пламенел. Ш ли на дно корабли В снежных вихрях полярного марта. Летчик мчался по трассам—по тем, что лепи В чае его вдохновенья на карту. Ник. НОТЫШ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz