Краснофлотец. 1942, сентябрь.
‘ <v * р * е в в * я о т Е ц 54 сентября 1942 г , К 75С (1373) КАПИТАН ЮЗОВ ВЕДЕТ В АТАКУ т Осеннее солнце почти не греет. .От залива тянет сыростью, капи тан Юзов плотно застегивает свой потертый реглан. Об’явлена готовность номер два, и капитан дежурит у рас крытых дверей землянки. Сергею Егоровичу Юзову лет за трид цать. В авиации он без малого десять лет. О своей боевой рабо те он говорит с расстановкой, не торопясь, с мягким волжским ак центом. Вчера и позавчера Юзов сбил два «Мессершмитта». Он водил свою группу для прикрытия на ших бомбардировщиков. Когда самолеты приблизились к враже скому об’екту, в хвост ведущему бомбардировщику стали заходить немецкие истребители. Набрав высоту, Юзов атаковал «мессе ра» в лоб. Секунды стремитель ного сближения, и немец, не вы держав, стал отворачивать вверх. Тогда с предельно короткой ди станции Юзов ударил по нему из всех своих пушек и пулеметов. .«Мессершмитт» рухнул вниз так же стремительно, как только что рвался вверх. Рассказывать о себе капитан не любит. Вот молодые Еонев и Попов— орлы ребята! Еаждьй в этом бою сбил по немцу, а совсем ведь не давно пришли в часть. И есть еще такой Филип пов, штурман юзовского под разделения, тоже совсем юнец, а уж вогнал в землю одного «Юн- jsepca». Об этих молодых во спитанниках капитана с отеческой гор достью говорит командир ча сти : шг. шт Летчик-истребитель Василий Адонкин, сбивший 7 самолетов противника. I Рис. краснофлотца Б. Крылова!. — Атакуют смело, отчаянно, в паре хорошо работают. Мы просим Сергея Егоровича рассказать о втором бое. Капитан отмахивается; — Ничего особенного... Между тем, в атом бою летное мастерство Юзова поразило мно гих бывалых истребителей. При крывая товарища, капитан вре зался в гущу вражеских машин и сам оказался окруженным семью «Мессершмпттами». При этом он сумел так сманевриро вать, что не только спас това рища н сбил одного немца, п ои сам невредимым вышел из огнен ного кольца. Сейчас капитан вспоминает об этом редко. Вот если и стоит кого похвалить за этот бой, так опять же молодых. Макаренко и Борисов отлично дрались на вер тикалях. — Еще трех вчера мне при слали. Сейчас облетываю их. Видите, барражируют, — и ка питан медленно поводит рукой по небу там, где горизонт упирается в волнистую линию сопок. Тревога. Одна з і другой взви ваются в небо ракеты, и через несколько секунд Юзов, вырулив к старту, ведет свою машину на взлет. Мгно венно проно сится перед глазами тонкий голубой фюзе ляж, и на нем, как на. экране, мелькнули сло ва: «Ни шагу назад, стоять насмерть!» Вслед за Юзовым стар туют летчики его подразделе ния. Орлята вылетели вме сте с орлом на Зой с фашист скими разбой никами. С. МОРОЗОВ. Ё § f t ' На Н-ской зевитной батарее. Командир орудия Александр Фролов. Фото С. Шимзнского. (ФотоЧиоро ПУСФ). —----------------------------- □ □ □ ----------------------------------- ВРДГ В ВОЗДУХЕ . НЕ ПРОПУСТИ! ш т т Днем и ночью стоят на вахте разведчики воздуха — бойцы по стов ВНОС. Внимательно и зорко осматривают они небо. Вот, например, разведчики воздуха одного из лучших наблю дательных постов ВНОС тт. Жа ров, Иванов и Сизов бдительно несут вахту, быстро и безоши бочно опознают вражеские само леты по силуэтам и звукам мо торов, как бы они ни маскиро вались и ни прятались в обла ках. Бойцы непрерывно совершен ствуются и тренируются по спе циальности, осваивают боевой опыт. Они изучили все типы фа шистских самолетов и тактику немецких летчиков. Бак ни хит рят воздушные пираты, но им уже не удастся ввести в заблуж дение зорких наблюдателей. Наблюдение за горизонтом не сет краснофлотец Маров. Он вни мательно осматривает воздух. Вдруг он заметил большую груп пу фашистских самолетов. Маров за много километров опознал н своевременно доложил об пх по явлении. Зешггчики встретили «Юнкерсов» ураганным огнем еще до подхода к цели. Хорошо действует младший сержант Перевязкин. Его пост за время войны показал себя, как своеобразная школа подго товки кадров воздушных наблю дателей. Разведчикам Иванову и Масленникову, прошедшим хоро шую боевую закалку на этом посту, присвоено звание старших краснофлотцев. Умело несут вахту бойцы поста младшего сержанта т. Ни кифорова. Однажды, когда на вахте стоял краснофлотец Ва сильев, к нашим военным об’ек- там пытались незаметно про браться около 15 бомбардиров щиков противника. Но Васильев своевременно их обнаружил н до ложил на главный пост. Враг был встречен огнем наших зени ток. Краснофлотцы поста, кроме своей специальности, изучают стрелковое оружие. Проведенные недавно зачетные стрельбы по казали, что большинство вносов- цев стреляют хорошо и отлично, особенно хорошо выполнили за дачу кандидаты в члены партии тт. Васильев, Уткин, комсомоль цы Иванов и Сизов. Много внимания уделяют крас нофлотцы изучению средств про тивохимической защиты. Старшнй лейтенант С. АСТРАХАНЦЕВ. ВОТЧТО ЗНАЧИТ ХЛАДНОКРОВИЕ Группа немецких бомбардиров^ щнков шла прямо на батарее. Батарея открыла огонь. Деле решали секунды. Командир ог невого >взвода лейтенант Вестфап сказал бойцам: — Помните, товарищи, о се вероморской чести! Стрелять' хладнокровно я точно. Лейтенант был уверен, что эта люди — в черных бушлатах — не струсят, не растеряются, га ему хотелось липіпий раз под бодрить зенитчиков. Батацая стреляла, не переставая. Метки# залпы сбили врага с боелого курса, заставили часть самоле тов повернуть обратно. Лишь отдельным пиратам удалось сбро сить бомбы. Они рвались непо далеку, но бойцы, не обращая внимания на разрывы, продол жали вести огонь. Лейтенант; осколок пробил каску, его кон тузило, но он не покинул своего поста. Когда налет был отбит, у воронок от бомб собралась груп па краснофлотцев возмужалых, обстрелянных воинов. — Товарищи! Вот на этой земле, которую вз’ерошнли не мецкие бомбы, на земле, которую защищаем, — сказал лейтенант, — мы выдержали уже не одну атаку. Мы и впредь будем стоять' твердо и нерушимо, как подо бает североморцам! Главное — в бою не трусь! Бомбы пада ли, как видите, близко и никого не задели, а испугайся кто, под дайся панике, сразу же угоднші под бомбы. А вот немцам этот нале? даром не прошел. Вы ви дели сами как, об’ятые огнем, старались уйти два «Юнкерса», как один упал в сопки. На лицах суровых и строгих появились улыбки. . — Вот что значит хладнокро вие, стойкость в бою! — за кончил лейтенант. Не одни десяток налетов от* разила батарея. Бойцы сбили 9 фашистских стервятников. Коман дир огневого взвода лейтвнаит Вестфаль в этих боях показывал образцы мужества м стойкости. Краснофлотец А. МОШНИКОВ. ПОЛЕТЫ В УСЛОЖНЕННОЙ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКЕ Осень и полярная зима на па шем театре отличаются особенно неустойчивой погодой. Часто бывает так. Стоит белая облачность 3— 4 балла. Когда идешь над ней, то на черном фоне воды появляются всевоз можной конфигурации острова, которых в действительности-то и нет вовсе. Эта обманчивость не редко путает отдельные экипажи и приводит к потере ориентиров ки. В таких случаях целесооб разнее всего, чтобы летчик вел самолет только по приборам. Как штурман, так и летчик должны отлично знать район по летов, уметь ориентироваться по характерным очертаниям побе режья, выделяющиеся на фоне водной поверхности, распознавать конфигурацию самих об'ектов и контрольных ориентиров. Мало внать, например, наличие и общие очертания острова в определен ном районе, нужно знать также характерные мысы на этих остро вах, бухты и как они располо жены по отношению истинного меридиана. Боевая практика учит, что, кроме отличного зна ния района полетов, от штурмана требуются твердые практические навыки в быстром и безошибоч ном производстве всех расчетов, ной. Поэтому при прокладке ос новного маршрута нужно проло жить запасные маршруты на возможные об’екты противника. При прокладке маршрута следует избегать пзлпшппх пзломов. Бое вая практика показала, что связанных с самолетовождением \ стрельба зенитной артиллерии по компасу. В целях успешного решения боевой задачи нельзя пренебре гать тщательной наземной под готовкой. Необходимо хорошенько изучать метеообстановку, харак тер облачности, предполагаемые изменения погоды, вероятное на правление ветра и движение об лачности. Надо строить маршрут с таким расчетом, чтобы обойти район сплошной облачности. Все расчеты, какие возможно, штур ману следует производить на земле. Штурман не должен забывать о том, что ему в полете нередко приходится изменять основной маршрут из-за плохой метеооб становки и переходить на запас нротивника вис прожекторов очень мало эффективна, а встре чи с истребителями противника единичны. Поэтому в усложнен ной навигационной обстановке следует прокладывать маршрут к цели по прямой. Весь полет во многом зависит от правильного выхода на курс следования, от хорошо заметного орнснтпра. При отходе от него пеобходнмо точно вести расчет курсов, тщательно контролиро вать путь по дальности и на правлению, чтобы с наибольшей точностью выйти к цели. При отходе от ориентира следует внимательно отметить время прохождения пути. Особенно нужно следить за компасным курсом и скоростью полета. Средний компасный курс лучше всего выводить способом засечек па лимбе. Это освобождает штурмана от излишних вычис лений и дает хорошие резуль таты. При осуществлении полетов в і сложных метеоусловиях учет ветра лучше всего производить па земле по шаропилоту, ибо в море во время полета «найти ветер» практически невозможно. Если при полете видна береговая черта, то наглаз можно оценить, куда сносит самолет, і чет этих факторов намного уменьшает ошибки в расчетах от влияния ветра. В июне группа наших самоле тов получила задание нанести удар по об’екту противника. По лет происходил в сложной ме теообстановке без учета ветра, в результате чего произошло зна чительное уклонение от цели. Хотя задание и было выполнено, но самолетам пришлось находить ся лишнее время над территорией противника. При полете над сушей или береговой чертой не следует за труднять себя стремлением сле дить за детальной ориентиров кой, т. к. это не удается. Лучше всего следить за приборами и правильно их учитывать. Де тальная ориентировка необходи ма лишь в районе цели и контрольных ориентиров. Прн полете над морем штурман имеет в своем распоряжении очень много свободного времени, а по этому он может несколько рм детально проверить правильность свопх расчетов, чтобы гаранти ровать точность прокладки мар шрута на цель. Самолетовождение в сложных условиях требует от штурман ского состава предельной зор кости. Это тем более важно сей час, с наступлением полярно! ночи и непогоды. Необходимо вс* свои знания и весь боевой опьп подчинить одной задаче — уверенно и точно летать ■ ус ложненной метеообстановке, сме ло наносить сокрушительные удары по врагу. Гвардии напитан А. КОВАЛЬ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz