Краснофлотец. 1942, сентябрь.

‘ <v * р * е в в * я о т Е ц 54 сентября 1942 г , К 75С (1373) КАПИТАН ЮЗОВ ВЕДЕТ В АТАКУ т Осеннее солнце почти не греет. .От залива тянет сыростью, капи­ тан Юзов плотно застегивает свой потертый реглан. Об’явлена готовность номер два, и капитан дежурит у рас­ крытых дверей землянки. Сергею Егоровичу Юзову лет за трид­ цать. В авиации он без малого десять лет. О своей боевой рабо­ те он говорит с расстановкой, не торопясь, с мягким волжским ак­ центом. Вчера и позавчера Юзов сбил два «Мессершмитта». Он водил свою группу для прикрытия на­ ших бомбардировщиков. Когда самолеты приблизились к враже­ скому об’екту, в хвост ведущему бомбардировщику стали заходить немецкие истребители. Набрав высоту, Юзов атаковал «мессе­ ра» в лоб. Секунды стремитель­ ного сближения, и немец, не вы­ держав, стал отворачивать вверх. Тогда с предельно короткой ди­ станции Юзов ударил по нему из всех своих пушек и пулеметов. .«Мессершмитт» рухнул вниз так же стремительно, как только что рвался вверх. Рассказывать о себе капитан не любит. Вот молодые Еонев и Попов— орлы ребята! Еаждьй в этом бою сбил по немцу, а совсем ведь не­ давно пришли в часть. И есть еще такой Филип­ пов, штурман юзовского под­ разделения, тоже совсем юнец, а уж вогнал в землю одного «Юн- jsepca». Об этих молодых во­ спитанниках капитана с отеческой гор­ достью говорит командир ча­ сти : шг. шт Летчик-истребитель Василий Адонкин, сбивший 7 самолетов противника. I Рис. краснофлотца Б. Крылова!. — Атакуют смело, отчаянно, в паре хорошо работают. Мы просим Сергея Егоровича рассказать о втором бое. Капитан отмахивается; — Ничего особенного... Между тем, в атом бою летное мастерство Юзова поразило мно­ гих бывалых истребителей. При­ крывая товарища, капитан вре­ зался в гущу вражеских машин и сам оказался окруженным семью «Мессершмпттами». При этом он сумел так сманевриро­ вать, что не только спас това­ рища н сбил одного немца, п ои сам невредимым вышел из огнен­ ного кольца. Сейчас капитан вспоминает об этом редко. Вот если и стоит кого похвалить за этот бой, так опять же молодых. Макаренко и Борисов отлично дрались на вер­ тикалях. — Еще трех вчера мне при­ слали. Сейчас облетываю их. Видите, барражируют, — и ка­ питан медленно поводит рукой по небу там, где горизонт упирается в волнистую линию сопок. Тревога. Одна з і другой взви­ ваются в небо ракеты, и через несколько секунд Юзов, вырулив к старту, ведет свою машину на взлет. Мгно­ венно проно­ сится перед глазами тонкий голубой фюзе­ ляж, и на нем, как на. экране, мелькнули сло­ ва: «Ни шагу назад, стоять насмерть!» Вслед за Юзовым стар­ туют летчики его подразделе­ ния. Орлята вылетели вме­ сте с орлом на Зой с фашист­ скими разбой­ никами. С. МОРОЗОВ. Ё § f t ' На Н-ской зевитной батарее. Командир орудия Александр Фролов. Фото С. Шимзнского. (ФотоЧиоро ПУСФ). —----------------------------- □ □ □ ----------------------------------- ВРДГ В ВОЗДУХЕ . НЕ ПРОПУСТИ! ш т т Днем и ночью стоят на вахте разведчики воздуха — бойцы по­ стов ВНОС. Внимательно и зорко осматривают они небо. Вот, например, разведчики воздуха одного из лучших наблю­ дательных постов ВНОС тт. Жа­ ров, Иванов и Сизов бдительно несут вахту, быстро и безоши­ бочно опознают вражеские само­ леты по силуэтам и звукам мо­ торов, как бы они ни маскиро­ вались и ни прятались в обла­ ках. Бойцы непрерывно совершен­ ствуются и тренируются по спе­ циальности, осваивают боевой опыт. Они изучили все типы фа­ шистских самолетов и тактику немецких летчиков. Бак ни хит­ рят воздушные пираты, но им уже не удастся ввести в заблуж­ дение зорких наблюдателей. Наблюдение за горизонтом не­ сет краснофлотец Маров. Он вни­ мательно осматривает воздух. Вдруг он заметил большую груп­ пу фашистских самолетов. Маров за много километров опознал н своевременно доложил об пх по­ явлении. Зешггчики встретили «Юнкерсов» ураганным огнем еще до подхода к цели. Хорошо действует младший сержант Перевязкин. Его пост за время войны показал себя, как своеобразная школа подго­ товки кадров воздушных наблю­ дателей. Разведчикам Иванову и Масленникову, прошедшим хоро­ шую боевую закалку на этом посту, присвоено звание старших краснофлотцев. Умело несут вахту бойцы поста младшего сержанта т. Ни­ кифорова. Однажды, когда на вахте стоял краснофлотец Ва­ сильев, к нашим военным об’ек- там пытались незаметно про­ браться около 15 бомбардиров­ щиков противника. Но Васильев своевременно их обнаружил н до­ ложил на главный пост. Враг был встречен огнем наших зени­ ток. Краснофлотцы поста, кроме своей специальности, изучают стрелковое оружие. Проведенные недавно зачетные стрельбы по­ казали, что большинство вносов- цев стреляют хорошо и отлично, особенно хорошо выполнили за­ дачу кандидаты в члены партии тт. Васильев, Уткин, комсомоль­ цы Иванов и Сизов. Много внимания уделяют крас­ нофлотцы изучению средств про­ тивохимической защиты. Старшнй лейтенант С. АСТРАХАНЦЕВ. ВОТЧТО ЗНАЧИТ ХЛАДНОКРОВИЕ Группа немецких бомбардиров^ щнков шла прямо на батарее. Батарея открыла огонь. Деле решали секунды. Командир ог­ невого >взвода лейтенант Вестфап сказал бойцам: — Помните, товарищи, о се­ вероморской чести! Стрелять' хладнокровно я точно. Лейтенант был уверен, что эта люди — в черных бушлатах — не струсят, не растеряются, га ему хотелось липіпий раз под­ бодрить зенитчиков. Батацая стреляла, не переставая. Метки# залпы сбили врага с боелого курса, заставили часть самоле­ тов повернуть обратно. Лишь отдельным пиратам удалось сбро­ сить бомбы. Они рвались непо­ далеку, но бойцы, не обращая внимания на разрывы, продол­ жали вести огонь. Лейтенант; осколок пробил каску, его кон­ тузило, но он не покинул своего поста. Когда налет был отбит, у воронок от бомб собралась груп­ па краснофлотцев возмужалых, обстрелянных воинов. — Товарищи! Вот на этой земле, которую вз’ерошнли не­ мецкие бомбы, на земле, которую защищаем, — сказал лейтенант, — мы выдержали уже не одну атаку. Мы и впредь будем стоять' твердо и нерушимо, как подо­ бает североморцам! Главное — в бою не трусь! Бомбы пада­ ли, как видите, близко и никого не задели, а испугайся кто, под­ дайся панике, сразу же угоднші под бомбы. А вот немцам этот нале? даром не прошел. Вы ви­ дели сами как, об’ятые огнем, старались уйти два «Юнкерса», как один упал в сопки. На лицах суровых и строгих появились улыбки. . — Вот что значит хладнокро­ вие, стойкость в бою! — за­ кончил лейтенант. Не одни десяток налетов от* разила батарея. Бойцы сбили 9 фашистских стервятников. Коман­ дир огневого взвода лейтвнаит Вестфаль в этих боях показывал образцы мужества м стойкости. Краснофлотец А. МОШНИКОВ. ПОЛЕТЫ В УСЛОЖНЕННОЙ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКЕ Осень и полярная зима на па­ шем театре отличаются особенно неустойчивой погодой. Часто бывает так. Стоит белая облачность 3— 4 балла. Когда идешь над ней, то на черном фоне воды появляются всевоз­ можной конфигурации острова, которых в действительности-то и нет вовсе. Эта обманчивость не­ редко путает отдельные экипажи и приводит к потере ориентиров­ ки. В таких случаях целесооб­ разнее всего, чтобы летчик вел самолет только по приборам. Как штурман, так и летчик должны отлично знать район по­ летов, уметь ориентироваться по характерным очертаниям побе­ режья, выделяющиеся на фоне водной поверхности, распознавать конфигурацию самих об'ектов и контрольных ориентиров. Мало внать, например, наличие и общие очертания острова в определен­ ном районе, нужно знать также характерные мысы на этих остро­ вах, бухты и как они располо­ жены по отношению истинного меридиана. Боевая практика учит, что, кроме отличного зна­ ния района полетов, от штурмана требуются твердые практические навыки в быстром и безошибоч­ ном производстве всех расчетов, ной. Поэтому при прокладке ос­ новного маршрута нужно проло­ жить запасные маршруты на возможные об’екты противника. При прокладке маршрута следует избегать пзлпшппх пзломов. Бое­ вая практика показала, что связанных с самолетовождением \ стрельба зенитной артиллерии по компасу. В целях успешного решения боевой задачи нельзя пренебре­ гать тщательной наземной под­ готовкой. Необходимо хорошенько изучать метеообстановку, харак­ тер облачности, предполагаемые изменения погоды, вероятное на­ правление ветра и движение об­ лачности. Надо строить маршрут с таким расчетом, чтобы обойти район сплошной облачности. Все расчеты, какие возможно, штур­ ману следует производить на земле. Штурман не должен забывать о том, что ему в полете нередко приходится изменять основной маршрут из-за плохой метеооб­ становки и переходить на запас­ нротивника вис прожекторов очень мало эффективна, а встре­ чи с истребителями противника единичны. Поэтому в усложнен­ ной навигационной обстановке следует прокладывать маршрут к цели по прямой. Весь полет во многом зависит от правильного выхода на курс следования, от хорошо заметного орнснтпра. При отходе от него пеобходнмо точно вести расчет курсов, тщательно контролиро­ вать путь по дальности и на­ правлению, чтобы с наибольшей точностью выйти к цели. При отходе от ориентира следует внимательно отметить время прохождения пути. Особенно нужно следить за компасным курсом и скоростью полета. Средний компасный курс лучше всего выводить способом засечек па лимбе. Это освобождает штурмана от излишних вычис­ лений и дает хорошие резуль­ таты. При осуществлении полетов в і сложных метеоусловиях учет ветра лучше всего производить па земле по шаропилоту, ибо в море во время полета «найти ветер» практически невозможно. Если при полете видна береговая черта, то наглаз можно оценить, куда сносит самолет, і чет этих факторов намного уменьшает ошибки в расчетах от влияния ветра. В июне группа наших самоле­ тов получила задание нанести удар по об’екту противника. По­ лет происходил в сложной ме­ теообстановке без учета ветра, в результате чего произошло зна­ чительное уклонение от цели. Хотя задание и было выполнено, но самолетам пришлось находить­ ся лишнее время над территорией противника. При полете над сушей или береговой чертой не следует за­ труднять себя стремлением сле­ дить за детальной ориентиров­ кой, т. к. это не удается. Лучше всего следить за приборами и правильно их учитывать. Де­ тальная ориентировка необходи­ ма лишь в районе цели и контрольных ориентиров. Прн полете над морем штурман имеет в своем распоряжении очень много свободного времени, а по­ этому он может несколько рм детально проверить правильность свопх расчетов, чтобы гаранти­ ровать точность прокладки мар­ шрута на цель. Самолетовождение в сложных условиях требует от штурман­ ского состава предельной зор­ кости. Это тем более важно сей­ час, с наступлением полярно! ночи и непогоды. Необходимо вс* свои знания и весь боевой опьп подчинить одной задаче — уверенно и точно летать ■ ус­ ложненной метеообстановке, сме­ ло наносить сокрушительные удары по врагу. Гвардии напитан А. КОВАЛЬ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz