Краснофлотец. 1942, сентябрь.

SO сентября 1942 г., № 255 (1378) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц к» О ПЬЕСЕ АЛЕКСАНДРА КОРНЕЙЧУКА „ФРОНТ" *) Сила нового произведения Александра Корнейчука, источ­ ник его успеха у читателей — в правдивости и жизненности художественных образов, в сме­ лости и честности изображения. В пьесе подняты важнейшие во­ просы, волнующие каждого со­ ветского патриота — об успе­ хах и неудачах Красной Армии. Старый большевик, талантли­ вый инженер Мирон говорит в пьесе: «Народ любит и требует только знающих и умных руко­ водителей». Вот это и есть со­ держание пьесы. В кратких, по очень выразительных и значи­ тельных зарисовках показан на­ род на войне, показаны руко­ водители, знающие и умные, ру­ ководители, незнающие и неум­ ные. Война всех проверила. Тот, кто не выдержал сурового испы­ тания, оказался за бортом. Таков урок действительности. Ничто не спасет в советской стране незна­ ющего и неумного руководителя — пи личная храбрость, ни старые заслуги. Драматический конфликт ра­ зыгрывается на фронте, в об­ становке штаба. Чтобы еще сильнее подчеркнуть всю значи­ тельность борьбы, Корнейчук сталкивает в ней членов одной семьи. Командующего фронтом Ивана Горлова разоблачают в не­ вежестве, в отсталости, в ограни­ ченности его родной брат Мирон, его родной сын Сергей. Иван и Мирон Горловы почти ровесники. Оба они участники гражданской войны. Но Иван олицетворяет старое в советской жизни, Ми­ рон — новое. Сын идет не за отцом, а за дядей. Он не боится разрыва с любпмым отцом. Оп от­ крыто осуждает его: «А старик, мой отец, недалекий человек. Эх, обидно». Точно также Александр Кор­ нейчук, w советский писатель- патриот не боится всенародно сказать горькую правду о том, что мешает пашей победе над врагом, о недостатках в руко­ водстве военными операциями некоторых наших командиров. Пьеса подвергает резкой суровой критике деятельность этих коман­ диров. Смело и решительно ука­ зывает Корнейчук на теневые стороны Красной Армии, мешаю­ щие нашим героям в разгроме немцев. Он не останавливается перед тем, чтобы разоблачить невежество командующего фрон­ том и показать, что под важ­ ностью и напускным величием крупного генерала скрывается узость и невежество, застойность, консерватизм, нежелание итгн в погу с развитием передовой воен­ ной науки. Слабая армия, мало или со­ всем не уверенная в справедли­ вости своего дела, в победе, не рискнет во время войны откры­ то признать свои ошибки и не­ медленно приступить к их ис­ правлению. «На ходу лошадей не перепрягают», — за эту поговор­ ку прячутся те, кто боится ре­ шительно преодолевать недостат­ ки, исправлять ошибки. Только могучая армия, уверенная в своей силе, непреклонная в своей воле к победе, не боится всена­ родно указать на свои ошибки, не пугается большой работы для исправления ошибок. Советский! народ не боится смотреть правде в глаза, потому что твердо уве­ рен в силе Красной Армии, хоро­ шо знает, что основной тон и на­ правление в Красной Армии дают не отставшие от жизни люди ти­ па Ивана Горлова, а новые лю­ ди, такие как Огнев. Открытая критика недостатков Красной Ар­ мии идет от нашей сшгы. Их ликвидация сделает советскую армию еще более сильной, еще более боеспособной. Это показано в пьесе Корпей- чука и в этом художественная значительность пьесы. Война — не академия, война — пе школа, на войне воюют, а не учатся — таков смысл многочисленных афоризмов Ива­ на Горлова, высказанных со всем ^апломбом старого вояки. Но в действительности война — это высшая школа воеппой науки, война — это и проверка знаний. Горлов не выдержал проверки, испытания. Он провалился, ибо не хотел гтшзнать силу современ­ ной военной науки. Беда Гг-иова, однако, не толь­ ко в том, чіо он не учился на войне. Он не хотел учиться и до войны. В «воем автобиографиче­ ском рассказе он рисуется тем, что «никаких университетов не проходил», в академии не был, что он не «теоретик, а старый боевой конь». Он побывал в Гер­ мании. Заметил ли он то новое в тактике современной войны, что готовил германский генеральный штаб? Нет. Он говорит: «Герма­ ния мне не понравилась. Скука. А вот во Франции пожили, да». Так дожил Горлов до нынешней войны, пе научившйсь воевать по-новому, по-совремепному. Иван Горлов — лично храб­ рый человек. У Горлова хорошее прошлое. Он — самородок. Он хорошо воевал в гражданскую войну. Горлов мог бы стать пер­ воклассным полководцем. Его любили командиры и бойцы. Его любил родной сын, унаследовав­ ший храбрость отца. У него бо­ гатый опыт минувших лет, да­ леко пе потерявший своей цен­ ности. Как нужны Родине такие люди! Как много они могут сде­ лать! Пе в возрасте дело. Горлов еще не стар, хотя его и называ­ ют «стариком». Гайдар правиль­ но замечает, что старые полко­ водцы могут стать большими знатоками приемов современной войны, чем молодые, — при одном лишь условии: если они захотят учиться на опыте войны. Но этого-то желания и нет у Горлова. Опыт гражданской вой­ ны, в которой техника — авиа­ ция, танки, автоматическое ору­ жие играли второстепенную роль, привел его б ложным вы­ водам, к недооценке техники, а, стало быть, и военной науки. Стратегия Горлова основана на примитивном натиске. Вот его афоризм: «Побьем любого врага, и не радиосвязью, а геройством, доблестью, война это риск, а не арифметика». Пренебрежительно относится Горлов к военной культуре. «Все о военной культуре болтают»,— замечает оп презрительно о не­ которых своих командирах. В ус­ тах Горлова это все звучит как оправдание невежества. Егсг ошибка, граничащая с престуц-. Пьеса Александра Корнейчука «Фронт» была напечатала В номерах газеты «Правда» за 24, 25, 26 и 27 августа. Театр Северного флота готовит к постановке пьесу «Фронт», премьера которой состоится в ноябое текущего года. дением, заключается в том, что он противопоставляет храбрость и мужество военной культуре и науке. А они должны сочетаться в современной войне. Только их соединение дает силу. Там, где они вступают между собой в конфликт, неизбежна военная слабость, неудачи. «Смелость и отвага это только одна сторона героизма, — гово­ рил товарищ Сталин в 1936 го­ ду. — Другая сторона, не менее важная — это уменье... Сме­ лость, говорят, города берет. Но это только тогда, когда сме­ лость, отвага, готовность к рис­ ку сочетаются с отличными знаниями». Грубоватая простота Ивана Горлова, его топ старого рубаки дают повод окружающим Горлова подхалимам называть его тактику «суворовской». Ничего пет ошибочнее! Суворов высоко ценил военное образование и сам был одним из наиболее об­ разованных генералов своего времени. Требование патиска он соединял с требованием «глазо­ мера», строжайшего учета всех условий, определяющих победу. Всем известны слова Суворова: «Воюют не числом, а умением». Горлов не знает, не понимает, не хочет понять значения техни­ ки в современной войне. Техни­ ка внесла новые приемы в вой­ ну. Горлов не владеет этими приемами. Поэтому богатейшая техника не дает тех результатов, которые она принесла бы в ру­ ках, умеющих воевать по-совре­ менному. Беда в том, что военная от­ сталость Горлова распространяет- С Я в о к р у г Неі 'I. B ro S.-mre-rfarcwa помощппкп— такие же невежды. Горлов пе может воспятать в комапдном составе уважения к воеппой культуре, желания н умения учиться на деле, па опы­ те воины. Если Корнейчук из­ брал предметом художественного пзоблпчепня фигуру командую­ щего фронтом, то лишь потому, что па таком посту ярче всего, нагляднее всего впдна опасность отсталости и наплечатзльского отношения к военной науке н к военной культуре. В действитель­ ности Горлов это коллективный образ многих малых горловых— и средних, и младших команди­ ров. Учиться, овладевать военной наукой нужно всем, бойцу и сер­ жанту так же, как командующе­ му армией и фронтом. * * * Ближайшее окружение Горлова, верхушка его штаба состоит из таких же невежественных людей, как и он сам. Автор не остано­ вился здесь перед некоторой ху­ дожественной утрировкой. Имена Хрипун, Крикун, Тихий, Удиви­ тельный подчеркивают его наме­ рения. Это оправдано сатириче­ ским замыслом пьесы. Корнейчук не ставил своей задачей дать фотографический снимок с како­ го-либо определенного штаба>_£й'‘ дал обобщенные черты,,.-какого уродливого Хрипуна Ели Крику­ на, может быть, и jkpt в действи­ тельности. Черйі Хрипуна или Крикуна моаЕЕо найти в разных местах, Можно встретить в раз­ ных лібдях, они не так редки. Не случайно то, что эта кол­ лекция собралась вокруг Горлова. Все эти типы приютились в тени горловского невежества. Тут им удобно. По общему правилу, они хуже самого Горлова, который при всех своих недостатках — не шкурник, не трус, не лгун. Об’единяет их всех отсталость. Все они — и старые и молодые — не хотят учиться. Все они поэтому слепы. Начальник шта­ ба командующего фронтом Благо­ нравов — чиновник по своей натуре. Удивительный ведет раз­ ведку по-старинке. Поэтому ни­ какой разведки по сути и нет. Вместо нее сплошное очковтира­ тельство. Военный корреспондент Крикун — беспардонный враль и подхалим, не желающий видеть жизнь, настоящих героев отече­ ственной воины. Недаром он сам говорит о себе: «Если бы я пи­ сал о том, что я видел, я бы не смог писать ежедневно». Всех этих людей, вызывающих справедливый гнев автора и чи­ тателей, тянет как на огонек в штаб Горлова. Он и сам знает цену им, но, избалованный лестью, он нуждается в подха­ лимах. Он не терпит самокрити­ ки. Всякое критическое указание принимает как личную обиду, как посягательство на свой авто­ ритет. Грубостью он нравится некоторым командирам. Его на­ смешки над военной культурой кое-кому по вкусу. Опасность Горяова на посту командующего Фронтом именно в том, что он сам не учится и мешает другим учиться воевать по-современпо- му. Именно это и приводит к столк­ новению Горлова с фактически руководящим составом Красной Армии, с ее рядовым составом. Отстав от жизни, Горлов ока­ зался в хвосте Красной Армии. Печать отсталости от современ­ ной ВОеийсГЯ ваѵкн лежит НЯ всем, что исходит от Горлова, и прежде всего на его оперативных планах. В них нет мысли, по словам Огнева. Фронт ведет вой­ ту не по плану командующего фонтом, а по плану командую­ щего армией Огнева, утвержден­ ному Ставкой. Сложное, опасное положение- разрешается личной драмой Горлова. Его удаляют. '(Увидим, как это вы без меня воевать будете», — бросает на прощанье Горлов. Но ясно, что без Горлова воевать будут луч­ ше. Вместе с Горловым сходит со сцены все его окружение. Вместе с Огневым приходят новые лю­ ди, выдвинутые самой войной, проверенные на войне, научив­ шиеся воевать по-новому. ★ ★ ★ годняшний день, а Горлоз — это вчерашним. Огнев — сын сельского учи­ теля. Во время ”ря«данской войны он, по словам Горлова, «под стол пешком ходил». Но он принадлежит Красной Армии не меньше, чем Горлов. Он учился всю свою молодую жизнь воен­ ному делу, он вырос в Коасиой Армии, связан с ней кровными нитями. Ему дороги традиции гражданской войны, но они не стали для него догмами, мешаю­ щими учиться новому. Он про­ должает учиться на воине, вни­ мательно и критически присмат­ ривается к врагу, призывает и других учиться у врага, не пе­ реоценивая его силы. Когда на­ чальник его штаба перехваливает хитрость немцев, Огнев замечает: «Ничего хитрого они не приду­ мали. Наоборот, плохо пользуют­ ся нашей глупостью, очень пло­ хо». Огнев молод. «Он начал вое­ вать полковником. Через три ме­ сяца генерал-майора получил, а сейчас— командующий армией». В последней сцене пьесы его назначают командующим фрон­ том. Это типичная картина вы­ движения талантливой молодежи в отечественной войне. Огнев смущен и заявляет, что он слиш­ ком молод, не сможет справить­ ся с фронтом. Гайдар отводи возражения Огнева в связи с р г о молодостью словами Сталина: «Сталин говорит, — сообщает Гайдар, — что нужно смелев выдвигать на руководящие долж­ ности молодых талантливых полководцев наряду ео ещ«бия полководцами и выдвигать надо таких, которые способны вестн войну по-современному, а не ао- старинке,' способном учиться на Первая картина в пьесе изоб­ ражает штаб Горлова. Он сам занимает главное место в кар­ тине. Создается впечатление, что Горлов это и есть центральная фигура всей пьесы. От этогопо- являетеди^^Йостъ У иного чита­ теля, •от этого недоуЖшяы? во­ просы: да верна ли эта кабина? Не слишком ди сгущены краски? Да/ надо ли было во время _£ы так показать высшее коля­ дование? За первой картиной следуют другие, и в пьеое меняются все масштабы . Горлов отходит на второй план. Он становится меньше. Вырастают зато другие — Огнев, Мирон, начальник политотдела армии Орлик, гене­ рал-майор Колос, Горлов Сергей и его героические артиллеристы — «апостоды». Это они стано­ вятся подлинными центральными фигуттачи пьесы. Они, а не Гор- ________ лов, представляют советский щ -1 ------------------ - род. Красную АуілПГП7Г 'Они еегс- ‘ ( О к о н ч а н и е си- на опыте современной вейны, спо­ собных расти и.двига ься вперед». Таков Огнев. ТакоЗ и старый генерал-майор Колос,' участник гражданской войны, товарищ Гор­ лова. Таков начальник по. чтот- дела армии Орлик. Таким «fTi талантливый Сергей Горлов, пав* ший смертью храбрых. Гаковы^ мечательные сержанты— Оета&ги- ко, Гомелаурп, Башлыков, Я&яме- тов— славные «апостолы* Сергея, преданные советские патриоты, до последнего дыхания защищающие великую нашу Родину. Именно из них и состсат наша армия. У Огнева — свое окружение. Подразделение гвардии старшего лейтенанта Сергея Горлова безза­ ветно предано своему начальни­ ку,' любит его, уверено в нем потому, что видит в неи знающе­ го, храброго, умного руководн^" ля. Сергей бедаа*»™* «W ™ г е н е р а л - и з й о р г Огневу, верит в него, ставит несравненно выше родного отца, потому что видит в нем знающего, храброго, умного руководителя. Этой верой спаяла Красная Aprfn*. ' В ?г?раневЛ Горлова нет ничего случайно^ БічГ его же №&гвен- ная роднаяЛсрв*8- вынесли приговор .ихной бри и родной сын. Красная Фмия переросла та­ ких командиров, которые не за­ хотели уійться и не умеют по­ этому^ воевать по-совремеппому. Крашая Армия стала м ш - п р с . (V сознания свое! внутренне і йлы звучит резкое ж прямой "ілово правды. Только слабое.. 4 стзѴ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz