Краснофлотец. 1942, сентябрь.
SO сентября 1942 г., № 255 (1378) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц к» О ПЬЕСЕ АЛЕКСАНДРА КОРНЕЙЧУКА „ФРОНТ" *) Сила нового произведения Александра Корнейчука, источ ник его успеха у читателей — в правдивости и жизненности художественных образов, в сме лости и честности изображения. В пьесе подняты важнейшие во просы, волнующие каждого со ветского патриота — об успе хах и неудачах Красной Армии. Старый большевик, талантли вый инженер Мирон говорит в пьесе: «Народ любит и требует только знающих и умных руко водителей». Вот это и есть со держание пьесы. В кратких, по очень выразительных и значи тельных зарисовках показан на род на войне, показаны руко водители, знающие и умные, ру ководители, незнающие и неум ные. Война всех проверила. Тот, кто не выдержал сурового испы тания, оказался за бортом. Таков урок действительности. Ничто не спасет в советской стране незна ющего и неумного руководителя — пи личная храбрость, ни старые заслуги. Драматический конфликт ра зыгрывается на фронте, в об становке штаба. Чтобы еще сильнее подчеркнуть всю значи тельность борьбы, Корнейчук сталкивает в ней членов одной семьи. Командующего фронтом Ивана Горлова разоблачают в не вежестве, в отсталости, в ограни ченности его родной брат Мирон, его родной сын Сергей. Иван и Мирон Горловы почти ровесники. Оба они участники гражданской войны. Но Иван олицетворяет старое в советской жизни, Ми рон — новое. Сын идет не за отцом, а за дядей. Он не боится разрыва с любпмым отцом. Оп от крыто осуждает его: «А старик, мой отец, недалекий человек. Эх, обидно». Точно также Александр Кор нейчук, w советский писатель- патриот не боится всенародно сказать горькую правду о том, что мешает пашей победе над врагом, о недостатках в руко водстве военными операциями некоторых наших командиров. Пьеса подвергает резкой суровой критике деятельность этих коман диров. Смело и решительно ука зывает Корнейчук на теневые стороны Красной Армии, мешаю щие нашим героям в разгроме немцев. Он не останавливается перед тем, чтобы разоблачить невежество командующего фрон том и показать, что под важ ностью и напускным величием крупного генерала скрывается узость и невежество, застойность, консерватизм, нежелание итгн в погу с развитием передовой воен ной науки. Слабая армия, мало или со всем не уверенная в справедли вости своего дела, в победе, не рискнет во время войны откры то признать свои ошибки и не медленно приступить к их ис правлению. «На ходу лошадей не перепрягают», — за эту поговор ку прячутся те, кто боится ре шительно преодолевать недостат ки, исправлять ошибки. Только могучая армия, уверенная в своей силе, непреклонная в своей воле к победе, не боится всена родно указать на свои ошибки, не пугается большой работы для исправления ошибок. Советский! народ не боится смотреть правде в глаза, потому что твердо уве рен в силе Красной Армии, хоро шо знает, что основной тон и на правление в Красной Армии дают не отставшие от жизни люди ти па Ивана Горлова, а новые лю ди, такие как Огнев. Открытая критика недостатков Красной Ар мии идет от нашей сшгы. Их ликвидация сделает советскую армию еще более сильной, еще более боеспособной. Это показано в пьесе Корпей- чука и в этом художественная значительность пьесы. Война — не академия, война — пе школа, на войне воюют, а не учатся — таков смысл многочисленных афоризмов Ива на Горлова, высказанных со всем ^апломбом старого вояки. Но в действительности война — это высшая школа воеппой науки, война — это и проверка знаний. Горлов не выдержал проверки, испытания. Он провалился, ибо не хотел гтшзнать силу современ ной военной науки. Беда Гг-иова, однако, не толь ко в том, чіо он не учился на войне. Он не хотел учиться и до войны. В «воем автобиографиче ском рассказе он рисуется тем, что «никаких университетов не проходил», в академии не был, что он не «теоретик, а старый боевой конь». Он побывал в Гер мании. Заметил ли он то новое в тактике современной войны, что готовил германский генеральный штаб? Нет. Он говорит: «Герма ния мне не понравилась. Скука. А вот во Франции пожили, да». Так дожил Горлов до нынешней войны, пе научившйсь воевать по-новому, по-совремепному. Иван Горлов — лично храб рый человек. У Горлова хорошее прошлое. Он — самородок. Он хорошо воевал в гражданскую войну. Горлов мог бы стать пер воклассным полководцем. Его любили командиры и бойцы. Его любил родной сын, унаследовав ший храбрость отца. У него бо гатый опыт минувших лет, да леко пе потерявший своей цен ности. Как нужны Родине такие люди! Как много они могут сде лать! Пе в возрасте дело. Горлов еще не стар, хотя его и называ ют «стариком». Гайдар правиль но замечает, что старые полко водцы могут стать большими знатоками приемов современной войны, чем молодые, — при одном лишь условии: если они захотят учиться на опыте войны. Но этого-то желания и нет у Горлова. Опыт гражданской вой ны, в которой техника — авиа ция, танки, автоматическое ору жие играли второстепенную роль, привел его б ложным вы водам, к недооценке техники, а, стало быть, и военной науки. Стратегия Горлова основана на примитивном натиске. Вот его афоризм: «Побьем любого врага, и не радиосвязью, а геройством, доблестью, война это риск, а не арифметика». Пренебрежительно относится Горлов к военной культуре. «Все о военной культуре болтают»,— замечает оп презрительно о не которых своих командирах. В ус тах Горлова это все звучит как оправдание невежества. Егсг ошибка, граничащая с престуц-. Пьеса Александра Корнейчука «Фронт» была напечатала В номерах газеты «Правда» за 24, 25, 26 и 27 августа. Театр Северного флота готовит к постановке пьесу «Фронт», премьера которой состоится в ноябое текущего года. дением, заключается в том, что он противопоставляет храбрость и мужество военной культуре и науке. А они должны сочетаться в современной войне. Только их соединение дает силу. Там, где они вступают между собой в конфликт, неизбежна военная слабость, неудачи. «Смелость и отвага это только одна сторона героизма, — гово рил товарищ Сталин в 1936 го ду. — Другая сторона, не менее важная — это уменье... Сме лость, говорят, города берет. Но это только тогда, когда сме лость, отвага, готовность к рис ку сочетаются с отличными знаниями». Грубоватая простота Ивана Горлова, его топ старого рубаки дают повод окружающим Горлова подхалимам называть его тактику «суворовской». Ничего пет ошибочнее! Суворов высоко ценил военное образование и сам был одним из наиболее об разованных генералов своего времени. Требование патиска он соединял с требованием «глазо мера», строжайшего учета всех условий, определяющих победу. Всем известны слова Суворова: «Воюют не числом, а умением». Горлов не знает, не понимает, не хочет понять значения техни ки в современной войне. Техни ка внесла новые приемы в вой ну. Горлов не владеет этими приемами. Поэтому богатейшая техника не дает тех результатов, которые она принесла бы в ру ках, умеющих воевать по-совре менному. Беда в том, что военная от сталость Горлова распространяет- С Я в о к р у г Неі 'I. B ro S.-mre-rfarcwa помощппкп— такие же невежды. Горлов пе может воспятать в комапдном составе уважения к воеппой культуре, желания н умения учиться на деле, па опы те воины. Если Корнейчук из брал предметом художественного пзоблпчепня фигуру командую щего фронтом, то лишь потому, что па таком посту ярче всего, нагляднее всего впдна опасность отсталости и наплечатзльского отношения к военной науке н к военной культуре. В действитель ности Горлов это коллективный образ многих малых горловых— и средних, и младших команди ров. Учиться, овладевать военной наукой нужно всем, бойцу и сер жанту так же, как командующе му армией и фронтом. * * * Ближайшее окружение Горлова, верхушка его штаба состоит из таких же невежественных людей, как и он сам. Автор не остано вился здесь перед некоторой ху дожественной утрировкой. Имена Хрипун, Крикун, Тихий, Удиви тельный подчеркивают его наме рения. Это оправдано сатириче ским замыслом пьесы. Корнейчук не ставил своей задачей дать фотографический снимок с како го-либо определенного штаба>_£й'‘ дал обобщенные черты,,.-какого уродливого Хрипуна Ели Крику на, может быть, и jkpt в действи тельности. Черйі Хрипуна или Крикуна моаЕЕо найти в разных местах, Можно встретить в раз ных лібдях, они не так редки. Не случайно то, что эта кол лекция собралась вокруг Горлова. Все эти типы приютились в тени горловского невежества. Тут им удобно. По общему правилу, они хуже самого Горлова, который при всех своих недостатках — не шкурник, не трус, не лгун. Об’единяет их всех отсталость. Все они — и старые и молодые — не хотят учиться. Все они поэтому слепы. Начальник шта ба командующего фронтом Благо нравов — чиновник по своей натуре. Удивительный ведет раз ведку по-старинке. Поэтому ни какой разведки по сути и нет. Вместо нее сплошное очковтира тельство. Военный корреспондент Крикун — беспардонный враль и подхалим, не желающий видеть жизнь, настоящих героев отече ственной воины. Недаром он сам говорит о себе: «Если бы я пи сал о том, что я видел, я бы не смог писать ежедневно». Всех этих людей, вызывающих справедливый гнев автора и чи тателей, тянет как на огонек в штаб Горлова. Он и сам знает цену им, но, избалованный лестью, он нуждается в подха лимах. Он не терпит самокрити ки. Всякое критическое указание принимает как личную обиду, как посягательство на свой авто ритет. Грубостью он нравится некоторым командирам. Его на смешки над военной культурой кое-кому по вкусу. Опасность Горяова на посту командующего Фронтом именно в том, что он сам не учится и мешает другим учиться воевать по-современпо- му. Именно это и приводит к столк новению Горлова с фактически руководящим составом Красной Армии, с ее рядовым составом. Отстав от жизни, Горлов ока зался в хвосте Красной Армии. Печать отсталости от современ ной ВОеийсГЯ ваѵкн лежит НЯ всем, что исходит от Горлова, и прежде всего на его оперативных планах. В них нет мысли, по словам Огнева. Фронт ведет вой ту не по плану командующего фонтом, а по плану командую щего армией Огнева, утвержден ному Ставкой. Сложное, опасное положение- разрешается личной драмой Горлова. Его удаляют. '(Увидим, как это вы без меня воевать будете», — бросает на прощанье Горлов. Но ясно, что без Горлова воевать будут луч ше. Вместе с Горловым сходит со сцены все его окружение. Вместе с Огневым приходят новые лю ди, выдвинутые самой войной, проверенные на войне, научив шиеся воевать по-новому. ★ ★ ★ годняшний день, а Горлоз — это вчерашним. Огнев — сын сельского учи теля. Во время ”ря«данской войны он, по словам Горлова, «под стол пешком ходил». Но он принадлежит Красной Армии не меньше, чем Горлов. Он учился всю свою молодую жизнь воен ному делу, он вырос в Коасиой Армии, связан с ней кровными нитями. Ему дороги традиции гражданской войны, но они не стали для него догмами, мешаю щими учиться новому. Он про должает учиться на воине, вни мательно и критически присмат ривается к врагу, призывает и других учиться у врага, не пе реоценивая его силы. Когда на чальник его штаба перехваливает хитрость немцев, Огнев замечает: «Ничего хитрого они не приду мали. Наоборот, плохо пользуют ся нашей глупостью, очень пло хо». Огнев молод. «Он начал вое вать полковником. Через три ме сяца генерал-майора получил, а сейчас— командующий армией». В последней сцене пьесы его назначают командующим фрон том. Это типичная картина вы движения талантливой молодежи в отечественной войне. Огнев смущен и заявляет, что он слиш ком молод, не сможет справить ся с фронтом. Гайдар отводи возражения Огнева в связи с р г о молодостью словами Сталина: «Сталин говорит, — сообщает Гайдар, — что нужно смелев выдвигать на руководящие долж ности молодых талантливых полководцев наряду ео ещ«бия полководцами и выдвигать надо таких, которые способны вестн войну по-современному, а не ао- старинке,' способном учиться на Первая картина в пьесе изоб ражает штаб Горлова. Он сам занимает главное место в кар тине. Создается впечатление, что Горлов это и есть центральная фигура всей пьесы. От этогопо- являетеди^^Йостъ У иного чита теля, •от этого недоуЖшяы? во просы: да верна ли эта кабина? Не слишком ди сгущены краски? Да/ надо ли было во время _£ы так показать высшее коля дование? За первой картиной следуют другие, и в пьеое меняются все масштабы . Горлов отходит на второй план. Он становится меньше. Вырастают зато другие — Огнев, Мирон, начальник политотдела армии Орлик, гене рал-майор Колос, Горлов Сергей и его героические артиллеристы — «апостоды». Это они стано вятся подлинными центральными фигуттачи пьесы. Они, а не Гор- ________ лов, представляют советский щ -1 ------------------ - род. Красную АуілПГП7Г 'Они еегс- ‘ ( О к о н ч а н и е си- на опыте современной вейны, спо собных расти и.двига ься вперед». Таков Огнев. ТакоЗ и старый генерал-майор Колос,' участник гражданской войны, товарищ Гор лова. Таков начальник по. чтот- дела армии Орлик. Таким «fTi талантливый Сергей Горлов, пав* ший смертью храбрых. Гаковы^ мечательные сержанты— Оета&ги- ко, Гомелаурп, Башлыков, Я&яме- тов— славные «апостолы* Сергея, преданные советские патриоты, до последнего дыхания защищающие великую нашу Родину. Именно из них и состсат наша армия. У Огнева — свое окружение. Подразделение гвардии старшего лейтенанта Сергея Горлова безза ветно предано своему начальни ку,' любит его, уверено в нем потому, что видит в неи знающе го, храброго, умного руководн^" ля. Сергей бедаа*»™* «W ™ г е н е р а л - и з й о р г Огневу, верит в него, ставит несравненно выше родного отца, потому что видит в нем знающего, храброго, умного руководителя. Этой верой спаяла Красная Aprfn*. ' В ?г?раневЛ Горлова нет ничего случайно^ БічГ его же №&гвен- ная роднаяЛсрв*8- вынесли приговор .ихной бри и родной сын. Красная Фмия переросла та ких командиров, которые не за хотели уійться и не умеют по этому^ воевать по-совремеппому. Крашая Армия стала м ш - п р с . (V сознания свое! внутренне і йлы звучит резкое ж прямой "ілово правды. Только слабое.. 4 стзѴ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz