Краснофлотец. 1942, ноябрь.

к р а с н б ® л бГт ё к J 2 ноября 1942 г., 16 292 (1415) I W|^aМ»лиэя'Ш»* лр I ВЫДЕРЖКА ИУМЕНИЕ ПРИВЕЛИ К ПОБЕДЕ * Под прикрытием минометов немцы пошли в атаку. Значи­ тельная часть фрицев двину­ лась на правый фланг, прикры­ тие которого было доверено комсомольцу Лобанову. Заранее наметив себе ориен­ тиры И определив дистанцию до них, Лобанов спокойно хдал. И когда гитлеровцы были на рас­ стоянии 300 метров, он дал по ним несколько очередей из руч­ ного пулемета. Так х е наверняка бжхи немцев и другие северомор­ цы, оборонявшиеся с фронта я с левого фланга. ^ . ' ' Атака захлебнулась. Но враг не хотел примириться с потерей высоты. Скоро воздух наполнил­ ся гулом моторов. На сопку одна за другой посыпались бом­ бы. Немцы снова двинулись в атаку. Однако и на этот раз точный ружейный п пулеметный огонь прижал их к земле. П. НАУМЕНКО. ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ 0ЧЕТ КАПИТАНА ПОПОВИЧА ь ДЕЙСТВОВАЛ БЫСТРО И РЕШИТЕЛЬНО Трактор с прицелом прохода место, простреляваемое против­ ником. Немцы, заметив трактор, о ткры л по нему артиллерийский огонь. Тракторист переключил маши­ ну на третью скорость и укрыл­ ся за небольшой возвышен­ ностью. Но и там было не без­ опасно — снаряды рвались г 15 — 20 метрах. Осколками был поврежден баллон, пробило борт у прицепа. Краснофлотец Исмагилов. из подразделения младшего лейте­ нанта Антонова обратился к командиру. — Разрешите вывести машину лз-тюд обстрела. Исмагилов под огнем против­ ника вывел машину в непро- стреливаемое место. Он действо­ вал быстро и решительно. Младший лейтенант Н . АДАМАНИЗ. а я Э1<ого бесстрашного летчика хорошо известию на флогё. КалЬлЬн Григории ДакшУавич Попович, коман­ дир эскадрилья торпедоносцев, мастер дерзких на­ летное ка морские базы и аэродромы про­ тивник^. ...Медленно надвинулись густые сумерки. Низко над морем проносится советский самолет. У входа во вражеский порт обна­ ружены немецкие транспорты. Несмотря на завесу огня н метал­ ла ст^орЬжевых кораблей противника, капитан Попович принимает твердое решение: «Атаковать!». Избрав целью крупный транспорт, летчик устремляется впе­ ред. Прорвав огненное кольцо, торпедоносец, метнув торпеду, проносится над мачтами )обречеиного транспорта. Еще секунда, две... страшный взрыв разрывает ночвую тюнику. Охваченный пламенем фашистский корабль погружался в море... Замечал елен истребительный счет эскадрильи капитана По­ повича. Отважный лётчик вместе со своими товарищами потопил Несколько фашистских кораблей общим водоизмещением свыше 45 тысяч ноян и уничтожил 12 немецких самолетов. Зарисовка краснофлотца Б. КРЫЛОВА; Первым снарядом — в цель — Е бою!— передали по теле­ фону. Артиллеристы расчета млад­ шего сержанта Николая Столбец- кого быстро изготовились. — Огонь! Первый же снаряд лег в цель. Присутствовавший на огневой позиции майор Расенков об’явил всему личному составу благодар­ ность. Моряки-артиллеристы - «стар­ шего лейтенанта Христофорова умеют бить врага наповал. Старший краснофлотец И . ГРАДОВ. БОЕЦ, ЛЫЖ ¥ ТВОЕ ОРУЖИЕ Мастерски используй их в зимних боях! В глубоком тылу врага мы подверглись внезапному нападе­ нию немецких самолетов. Неко­ торые товарищи получили ране­ ния. Раненые задерживали наше продвижение, затрудняли манев­ ренность, а эвакуировать Их бы­ ло некому. — Срочно в пункт «Н» за людьми, — приказал командир Борису Абрамову. В полной боевой выкладке Аб­ рамов прошел сорокакилометровый путь. Он проделал десятки под’е- мов и спусков и, передав доне­ сение, повернул обратно. — Рекорд поставил Борис, если бы не война,—шутили по­ сле разведчики. Этот пример показывает, как важно овладеть лыжами, уметь подниматься на высоты, спу­ скаться с них, тормозить и по­ ворачивать. Ходить по равнине несложно. Труднее уметь свободно и бы­ стро передвигаться по пересечен­ ной местности, а для этого необ­ ходимо знать основные способы под’ема, спуска, поворота н тор­ можения. Под’емы на отлогие сопки де­ лаются способом нахлопа и елоч­ ки. Под’ем нахлопом. Лыжник не скользит по снегу, а шагает. Он нриподнимает / лыжу и, немного паклонясь вперед, плотно ставит ее на снег. Под’ем елочкой. Ноги разведе­ ны под углом, причем угол тем больше, чем круче гора. Колени вогнуты внутрь так, чтобы лыжи встали на ребро и не скользили. Перенеся тяжееть тела на одну ногу, боец другую выбрасывает вперед, переносит на нее вес своего тела и делает следующий шаг. На снегу получается след, напоминающий елочку. Под’ем лесенкой практикуется в случаях преодоления крутых высот. Сущность его: лыжнях встает боком к высоте, немного наклоняется в сторону под’ема н, перенося тяжесть тела по очере­ ди с одной ноги на другую, де­ лает шаги вверх по прямой мхи кривой линии, в зависимости от степени крутизны склона сопки. Спуск намного труднее подъе­ мов. Лыжник должен управлять лы­ жами, а не они им! Спускаться с горы так, как сам хочешь, х sr- ти туда, куда сам хочешь, а не туда, куда лыжи несут, — вот правило хорошего воина. При прямом спуске с горы правая нога для лучшего упора выдвигается вперед, боец немного приседает, а корпус тела слегка наклоняет вперед. По рельеф местности, естественные препят­ ствия и огневое воздействие вра­ га могут заставить лыжника от­ казаться от прямого спуска, при­ бегнуть к маневру, а дл* этогс^ надо уметь тормозить, делать по­ вороты. Приемов торможения есть мно 5 го. Расскажу о тех, которые при­ меняли мы в походах зимой про­ шлого года. Торможение «плугом». Ног» разведены пятками в стороны, ко­ лени вЬернуты внутрь, лыжник приседает и слегка отклоняется назад. Торможение «полуплугом» про­ изводится так же, только с той разницей, что одна лыжа ставит­ ся в положение как и в предыду­ щем случае, а другая — прямо. Большую часть года мы воюем в снегах, следовательно лыжи в наших условиях — ало оружие, пользуясь которым, мы сможем наносить врагу тяжелые внезап­ ные удары к на фронте, и в его тылах. Старшина 2-й статья И. МАТВЕЕВ. Н очью наш корабль вы­ шел на обстрел вра­ жеского берега. При­ шли в Н-ский залив. Небо чи­ стое, звездное. Вдруг я замечаю на горизонте какой-то неясный силуэт. Всмотрелся, как будто подводная лодка. Доложил коман­ диру. Тот говорит, что в преде­ лах видимости никаких ни под­ водных ни народных кораб­ лей не должно быть, во при­ казал еще раз проверить. Богда же хорошенько разобра­ лись, оказалось, что это реф­ ракция передает искаженный силуэт нашего сторожевого ко­ рабля, находившегося за гори­ зонтом. Этот и многие другие случаи из практики показывают, что ночное наблюдение имеет свои особенности. Ночью значительно умень­ шается расстояние, на котором можно наблюдать за противни­ ком, детали предметов скрады­ ваются, все предметы кажутся серыми и темными. Приходится сильно напрягать зрение и боль­ ше пользоваться биноклем. Ночью, стоя ла вахте, я боль­ ше внимания обращаю на горн- Ночью смотреть в оба! (БЫВАЛЫЕ МОРЯКИ ДЕЛЯТСЯ СВОИМ БОЕВЫМ ОПЫТОМ) зонт. Именно в том месте, где темный фон воды сходится со светлым небосклоном, легче всего различить корабли противника. Их силуэты будут ясно вырисо­ вываться на фоне неба. Конечно, это не означает, что не нужно вести наблюдение за всей водной поверхностью. И надводные, и подводные корабли можно заметить в темноте в би­ нокль не только на горизонте, но и ^ вблизи, на дистанции до 30 — 40 кабельтовых. Однажды корабль возвращался в базу. На рассвете, когда еще не рассеялся ночной мрак, луч­ ший сигнальщик нашего корабля т. Онохов, стоявший на вахте, в нескольких кабельтовых заметил белый бурун и вслед за тем след торпеды. Вражеская подлодка атаковала наШ эсминец, но, бла­ годаря бдительности сигнальщи­ ка, опасность' была предотвра­ щена. ; Ночью приходится напрягать зрение. Но тут нужно учесть вот что: когда долго смотришь в одну точку в бинокль, глаза быстро утомляются, слезы застилают все. Поэтому я делаю так: приложу бинокль, обведу горизонт и по­ верхность моря, потом продолжаю наблюдать невооруженным гла­ зом. Так все время чередую на­ блюдение с биноклем и без него. Кстати, пару слов о бинокле. Регулировка бинокля по глазам днем может не подойти ночью. Заступив на ночную вахту, я обычно отрегулйровываю бинокль на резкость по какому-нибудь огню, например, рагьеру с дру­ гого корабля, в ясную ночь по звездам. Данные запоминаю и, если регулировка собьется, быст­ ро восстанавливаю ее по этим данным. Вообще за биноклем нужен внимательный уход. На морозе от тепла глаз и дыхания он часто Шфуевает, и это мешает наблю­ дению. Для протирки под рукой всегда надо иметь клочок сухой ваты, лоскуток мягкой фланели или замши. Ни в коем случае не следует стекла бинокля про­ тирать грубой тканью, так как поверхность стекла царапается, тускнеет, видимость ухудшается. Ночью, когда выходишь из светлого помещения на верхнюю палубу или на мостик, проходит долгое время, иногда минут трид­ цать, а то и больше, пока глаза освоятся и начнут различать в темноте очертания предметов. Поэтому опытный сигнальщик перед выходом на Ц#Хту старает­ ся избегать пребывания в ярко освещенном помещении или вы­ ходит на мостик с таким расче­ том, чтобы до вступления на вахту глаза свыклись с темно­ той. В ночной вахте не только глаза, но и уши получают «до­ полнительную нагрузку», при­ ходится напрягать слух, чтобы уловить в темноте посторонние звуки. На походе, когда работа­ ют вентиляторы, это очень труд­ ное дело. Слуховое наблюдение. правда, менее точное, чем зри­ тельное, но все же пренебрегать им ночью не следует. Особую бдительность надо про­ являть при плавании вдоль по­ бережья. На фоне скалистого бе­ рега корабль, да еще если ом имеет маскировочную окраску, почти совершенно незаметен. Однажды мы шли вдоль берега. Сигнальщики тщательно про­ сматривали его, однако траль­ щик, стоявший под скалой, так скрадывался, что его заметили только после того, как он дал свои опознательные. Когда стоишь на вахте, нельзя отвлекаться ни на одну секунду ничем, что не связано с наблю­ дением. Заговоришь с кем-нибудь или даже на минуту задумаешься о чем-либо постороннем ж гдаза как туманом застилает, яХн ты видишь не то, что перед тобой, а то, о чем думаешь. И волю, и мысли надо сосредото­ чить на наблюдении, и тогда ничего не ускользнет от твоего глаза. Ночью особенно надо смот­ реть в оба. Старшина 1-й статьи Н. ФОКЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz