Краснофлотец. 1942, июль.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 29 июля 1942 г., №201 (1324) ПО ФАШИСТСКИМ САМОЛЕТАМ —ОГОНЬ! Прицельное приспособление для стрельбы по воздушным целям из винтовки и пулемета ТАБЛИЦА РАССТОЯНИЙ В м м п nr. ----------------- Принцип прицельного устрой­ ства заключается в механическом выносе точки упреждения (встре­ чи) по курсу самолета на вели­ чину угла, выраженного в деле­ ниях угломера (одно маленькое деление равно одной тысячной дистанции). Величина выноса точки уп­ реждения, т. е. угловое упрежде­ ние, берется в зависимости от: 1. Скорости и пути цели за вре­ мя полета пули. 2. Времени по­ лета пули. 3. Дальности до цели. П Р И М Е Р . С а м о л е т летигг с о с к о р о с т ью 125 м етр ов & сектувду. Д а л ь н о с т ь д о сам ол е та 500 м е т ­ ров. П у л я ви н то в ки (п улем ета ) э то р асстояни е оіроидагг эа 0,75 се к . З а врем я полета п ул и — 0,75 се к . — сам о л е т п р ол е тя т расстояние , равное 125 : 0 ,7 5 = 93 м , у гл о в о е е го ітеремеш ение -в то ч к у , гд е д о л ж н а р еш и ть ся за ­ дача {вЬтречп иуши с целью , б у ­ д е т раано 93 : 0,5, т . е. >1— 87 делений у гл ом е р а (т. к . цена о д ­ н о го ііл ал е нш о го делени я у гл о м е ­ ра 00— 01 ттл д и ста в д ию 500 м б у д е т равна 0,5 м ). Э т о и есть у гл о в о е упрежщеяше. УСТРОЙСТВО ПРИЦЕЛЬНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ очень просто, не требует никаких затрат, мо­ жет быть изготовлено из подруч­ ного материала и рассчитано каж­ дым командиром самостоятельно. Оно представляет собою две ли­ нейки длиною 24 см и 11 см для стрельбы на дистанцию до 600 м. (но могут быть рассчи­ таны и на большие дистанции). ПЕРВАЯ ЛИНЕЙКА (линейка мушки). Служит она для сколь­ жения по ней мушки, установ- . ленной на определенную риску, отвечающую угловому упрежде­ нию и выбранным дальности и скорости. Эта линейка своим концом надевается на корпус мушки стрелкового оружия с упором в ствол, чтобы не про­ гибаться, и откидывается влево {(вправо) от ствола при стрельбе Іпо самолету, летящему слева на­ право (справа налево). (См. черт. ) П Р И М Е Ч А Н И Е : 1. Высота ско л ь зящ е й м у п ж н д олж н а бы ть Ка уровн е с о сн овной м уш кой . 2. ІВсе р я с к и иа лин ей ке , о тв е ­ чаю ід н е ско р о сти , д и стан ц и и и у т р е ж д е т гн ш у у г л у п р и ц ел и ва ­ ния, нан е сены п о обеим сторон ам линейки . ВТОРАЯ ЛИНЕЙКА (линейка прицела). Служит сна для сколь­ жения по ней гривки с прорезью, устанавливаемой на определен­ ную риску линейки, отвечающую угловому упреждению, выбранным дальности и скорости. Эта линей­ ка своим концом надевается на гривку с прорезью прицела ору­ жия с упором, чтобы не проги­ баться, и откидывается вправо или влево. (См. черт. ) П Р И М Е Ч А Н И Е : 1. С к о л ь з я ­ щ ая гр и вка на о д н ом уровне с основной грн вкой прицеша. 2. Р и - аки н аи е сш ы на обеи х сто р о н ах линейки. Наличие этих линеек, надетых на оружие, не мешает вести огонь по самолетам, идущим (или пикирующим) на стреляющего, когда ^он пользуется основной мушкой и прорезью. В основу построения этих ли­ неек положены угловые упреж­ дения выноса точки прицелива­ ния и длина прицельной линии от глаза стрелка до прорези при­ цела и мушки винтовки или пу­ лемета. j d 0 3 ѵ __ V - I 35"/с V - І 2 5 " / с ckoao 3;« u * aq ____ГРИQKA I 2 3 <♦ 5 6 _ ___ 1 _.І__I- » 2 з U 5 6 _ 1 _1— і_ і ----- ѵ - ІІ5"/с I 2 3 4» 5 6 ___ L- I--- 1 - 2 3 И Ь __ 1 - . 4 - X —»— V - IQ5 "А. * 1 з 5 6 j — I— I— I— i— t- „ риели ддлонОС^ЕИ / а гектезм/ На линейке длиною 11—12 см наносятся параллельные линии, соответствующие скорости. Из таблицы № 4 берутся линейные расстояния и от крайнего среза линейкді, проходящей через центр прорези гривки прицела, наносятся на лцшіи скоростей упреждения (риски), соответствующие определенным дальностям (в гекто­ метрах). Установкой скользящей гривки на определенную дальность и скорость (на риску) прядаем угод упреждения на прицеле. ПРИМЕР: на чертеже гривка установлена на упрежденный угол при скоросія 115 м/сек. дальность 400 м. В случае изменения этих дан­ ных (зависящих от конструк­ ций). каждый командир может произвести небольшие расчеты и построить свои линеики (нанести риски) в зависимости от выбран­ ного типа оружия. В связи с тем, что скорость современных боевых самолетов редко составляет менее 100 мет­ ров /в секунду, для примера вы­ браны скорости от 100 до 150 метров в секунду. Таи как у стреляющего не будет возможно­ сти точно определить скорость, то для построения угловых упреж­ дений на линейках взяты сред­ ние скорости между десятками, т. е. 105, 115, 125, 135, 145, что уменьшает ошибку при оп­ ределении скорости и при груп­ повой стрельбе (залпе) и позво­ лит увеличить поражаемую пло­ щадь и действительность огня. Время полета пули на опреде­ ленные расстояния взято из на­ ставлений и таблиц. Каждый командир, пользуясь этой таблицей и споростью цели, может рассчитать таблицу углов упреждения (величину выноса точки прицеливания) на любую дистанцию. Таблица составлена по следую­ щему примеру. ТАБЛИЦА ВРЕМЕНИ ПОЛЕТА ПУЛИ (№ 1). Д и с тан ц и я в м етр ах В р ем я полета в с е к у н д у 100 0,13 200 0,27 300 0,42 400 0,58 500 0,75 600 0,94 Так как пуля пролетит ди­ станцию 100 м за 0,13 сек. (таблица № 1), и самолет прой­ дет за это время, в зависимости от своей спорости, путь, равный 105 X 1 3 : 1 0 0 = 136 м, то угловое перемещение цели будет равно 13,6 X 1-000 : 100=136 мал. дел. угломера, т. е. 1— 36. Зная длину прицельной линии от глаза стрелка до мушки (у вин­ товки 1.000 мм) и длину линии прицеливания от глаза стрелка до прорези прицела (400 мм), пользуясь таблицей углов упреж­ дения, рассчитываем линейки, пользуясь тем, что одно деление угломера равно одной тысячной дистанции. ТАБЛИЦА РАССТОЯНИИ^ ММу ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ РИСОК, С к о р о с т ь ... в м /с е к . Д и с т а н ц и я ' _ ^ в м е тр а х 105 115 125 100 136 150 162 200 142 155 168 300 147 161 175 400 152 166 181 500 157 172 187 600 164 180 196 135 145 175 188 182 195 189 203 196 210 202 217 211 227 П Р И М Е Р : П р и длще линии прицеливания (о т гл а за с тр е л к а д о м уш к и ) , равной 1.000 мм, о д ­ на ты ся ч н а я д и ста н ц и и б уд е т равна 1 ыы. Л и н ей н о е у п р е ж д е ­ ние б у д е т равно 1— 36 деления угшомера (см . табл . № 2) в за- ви ейиоо га о т с ко р о сти и д ал ьно ­ сти пол ета цели . ТАБЛИЦА ЛИНЕЙНЫХ РАССТОЯНИЙ В ММ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ РИСОК НА ЛИНЕЙКУ ПРИЦЕЛА (№ 4) С к о р о с т ь м /о е к . Д и с та н ц и я в м е тр а х ----- 105 115 125 135 145 100 54.4 60.0 6 4 8 70.0 75.2 200 56.8 62 0 67.2 72.8 78.0 300 58.8 64.4 70.0 75.6 8J.2 400 60 8 66.4 72.4 7 8 4 8-1.0 500 6Л 8 6 8 8 74.8 80.8 86 8 600 65.6 72.0 78.4 81.4 90.8 • П Р И М Е Р : П р и дл и н е jtri ГИИ 54,4 1 1 д ел ени й у глом ера (сь I. ТООл. прицеливания о т гл а за стр ел ка № 2): 1 3 6 4 /0 ,4 м ы— 54,4 и т. д до гри вки п риц ел а , равной 400 мм одна ты сячн а я д и о га и ц и и = 0,4 мм. в а а в л е ям о еш огг скоро сти и Л ин ейное уп реж ден и е б у д е т равно д ал ьн о сти полета ц е га ТАБЛИЦА УГЛОВ УПРЕЖДЕНИЯ (В ДЕЛЕНИЯХ УГЛОМЕРА) № 2. ' ___^ С к о р о с ти Д и с т а и ц '''- '- . цели ци я в метрй<х 100 1 - 3 6 1 - 5 0 1 - 6 2 1 - 7 5 1 - 8 8 200 1 - 4 2 1 - 5 5 1 - 6 8 1 - 8 2 1 - 9 5 300 1 - 4 7 1 - 6 1 1 - 7 5 1— £9 2 - 0 3 400 1 - 5 2 1— 66 1 - 8 1 1— 96 2— 10 500 1— 57 1 - 7 2 1 - 8 7 2 - 0 2 2 - 1 7 600 1 - 6 4 1— 80 1 - 9 6 2 - 1 1 2 - 2 7 позволит увеличить количестве залпов на нескольких рубежах, т. и. на обязанности второго но­ мера будет лежать передвижение мушки и гривки прицела на ли­ нейках на любые дистанции. СИГНАЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ОТКРЫТИЯ ОГНЯ Огонь ведется по рубежам, со- КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИЦЕЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ При появлении цели, идущей или пикирующей на стрелка (группу), огонь ведется согласно правил стрельбы по пикирующим самолетам (с установкой прицела на 5, на дистанции от 100 до 600 м, с точкой прицеливания в центр мотора) без упреждения. Надетые линейки мушки и при­ цела в данном случае мешать стрельбе не будут. При появле­ нии самолета, проходящего по фронту, кругу или пикирующего на соседнюю точку, необходимо применение линеек, делающих бо­ лее точное угловое упреждение без выноса точки прицеливания V - 145 "/с V - 1 2 5 - / с V - I 15 ~'с у - 105 * 1 1 то линии полета самолета (курсу дели). Наведя в цель линию прице- пивания, идущую через глаз стрелка — прорезь гривки ли- •іейки прицела и мушки линей­ ки, установленных на определен­ ную дистанцию и скорость — стреляющий открывает огонь. Стреляющий боец или руково­ дящий огнем группы стрелков, I ответствующим тем или другик оценивая скорость самолета в за- дистанциям, но в связи с тем, висимости от его типа, назначает что при групповых стрельбах ре­ скорость, для всех одинаковую, агирсвание стрелков на команд) или дает две скорости разным «огонь» будет запаздывать н< группам. Например, 125 и 135 0,5 сек., необходимо команд* метрсв в секунду. «огонь» подавать перед огневым* После указания скорости рубежами соответствующим ди- командует дальность (рубеж) в станциям— 100, 200, 300 и т. д. гектометрах, с которой открывает метров, прибавляя к ним полови- огонь. (Пример: «Дальность 6»). ну скорости самолета в секунду, При наличии заранее установ- т. е. при скорости 125 м сен. ѵ ленных на линейках дальности и дальности 100 метров команду скорости наждый стреляющий, «огонь» подавать на дальности несмотря на то, что в зоне об- 4,63 м. Эта дальность и будеі стрела ружейным и пулеметным являться сигнальным моментов огнем самолет будет несколько (рубежом) открытия огня, секунд, сможет произвести не Для открытия огня по воздуш- менее двух выстрелов: первый на ной цели командовать: 1. Поса- подходе к параметру движения и I молету «там-то (ориентир)», второй во время отхода от пара-1 2. Первому отделению сноростп метрав 125, второму— 115 (или обща* Наличие же на /жнейках двух скорость 125). 3 Дальносп мушек и двух прорезей (гривок) «...» (в гектометрах). 4. Огонь! позволит п р о и з в е с т и не менее Применяя это приспособление, четырех залпов по самолету на можно увеличить действитель- различных дистанциях. ность огня из стрелкового оружия Наличие двух номеров на ав- (винтовок и пулеметов) по воз- тішэтичрском оружии (пулеметах) душным целям, т. к. механиче­ ски более точно делается вынос упрежденной точки встречи пул* с целью, причем угловое упреж­ дение выражено в делениях угло­ мера и зависит от скорости (пу­ ти) цели. Старший лейтенант М. ПЧЕЛИНЦЕВ. <9 _J.—I * и . п4 «-мин соответствующие скоростям. Из таб- На линемже длиною 24 си наносятся параллельные линии, . . J nooxonami™ пеню лнцы № 3 берутся линейные раесгощ** н о т крайнего ( Г Г L e S v S мушки (оси канала ствола), наносятся іа ляштю скоростей упрвжД«* IPJK-ui/i соответствуют определенным дальностям (в гектометрах). Это производится па ооетх сторонах ^ Установкой скользящей мушки на определе^сую дальность и скорость (по риску) придаем угол упреждения. . ПРИМЕР: на чертеже мушка установлена на убежденный угол, отвечающий скорости само­ лета, раздой 125 м/се*., и дальности 400 к. О Т Р Е Д А К Ц И И : П ечатая ста тью т . Пчелмнце© а о п р и ц ел ь , ном п ри ел особлетги д л я стрел ьбы по самолетам, р е д а кц и я п р о ся т коыаод&ро© ч а сте й и, п о д р а зд ел е ­ ний проверить ©то п р и сп о со б л еш іе в боевы х у с л о в и я х и с в о я о т зы ­ вы прислать в редевдад.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz