Краснофлотец. 1942, август.

28 августа 1942 г ., № 227 (1350) к р а с н о ф л о т е ц с ^Командиры с гвардейской подводной лодки: слева старший лейтенант JI. В. Ковалев, справа старший лейтенант В. П. Чурипа ведут определение. Фото Н. Веринчук. - ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА Отряд строителей, о котором идет речь, сформировался задол­ го до войны и все время зани­ мал видное место в развитии советского Заполярья. Нет такого уголка здесь, в Заполярья, куда не проникал бы рабочий-строитель. Его хорошо знают бойцы переднего края, сидящие за прочной, неуязвимой стеной ДОТ’а; до-брым словом вспоминают его враснофлотцы- наблгадатели, когда, сменившись с вахты, они приходят в теп­ лую, благоустроенную землянку; о нем с благодарностью думаеі женщина с ребенком на руках, укрывающаяся во время воздуш­ ной тревоги в гранитном бом­ боубежище. Фронт давал все новые и новые заказы. С передовых по­ зиций требования адресовались рабочим бетонного завода. Ин­ тересы фронта требовали увели­ чения производительности за­ вода. Бетонщик Логинов настойчиво учил людей работать лучше, быстрее. Две с половиной нормы давал он сам на тяжелой тру­ доемкой работе по отливке форм. Достигнув этого уровня, он ни разу не снизил темпов, наоборот, его выработка все время поднималась. Велика слава бригадира жен­ ской бригады т. Логойко. Ереп- 'кая трудовая дисциплина л отличноо знание дела — воі что характерно для этой брига­ ды. Логойко научила работниц, как нужно быстро очищать формы и приготовлять их к очередному заливу, чтобы у бетонщиков не было ни минуты простоя. Логинов и Логойко — это стахановцы военного времени. Личным примером ведут они за собой весь коллектив. Сейчас бетонный завод увеличил произ­ водительность в 7 раз. * * * "Г" В короткий срок нужно было соорудить сложный об’ект, тре- 'бовазшнй больших земляных ра­ бот, разработку каменных карь­ еров. Масштабы сооружения, казалось, не соответствовали установленным срокам. День и ночь трудились люди в карьерах на бурении и плин­ товке камня, на погрузке и разгрузке, у камнедробилки. Бойцы под командованием младшего сержанта Шоккеля и краснофлотца Котцева увеличили плановую производительность камнедробилки в 1,5 раза. IVкнейшей частью строи­ тельства явилась 'укладка бето­ на. Бетонщики соревновались с ПОЛКОВОДЕЦ СУВОРОВ каменщиками. Вместо плановых 80 — 100 кубометров в смену звено Петра Урюпина уклады­ вало 150 — 170 кубометров бетона. Шоферы Перебейнос, Чубуков я Сиваков делали 8 - 10 поездок и обеспечивали бесперебойную доставку бетона с завода на стройку. Дупгой стройки был инженер Лобанов. Он умело расставлял людей, быстро и оперативно устранял все, что мешало нор­ мальной работе, наладил образ­ цовый учет и контроль в каждой смене и бригаде. Об’ект быиг за­ кончен раіныпе установленного командованием срока. ★ ★ ★ Славу механической * мастер­ ской высоко подняли слесарь комсомолец Михаилпн п токарь Лиходеев. Война внесла много нового. То, что объично считалось продукцией заводского производ­ ства, сейчас приходилось делать на месте. Сложные детали, требу­ ющие идеальной точности, изго­ товлялись здесь быстро и точно. 425 процентов — вот тот уровень производительности тру­ да, которого достиг Лиходеев. Бременами, когда на станок •попадает деталь массового про­ изводства, он -дает до 10 норм за смену. Имя его занесено на Доску почета рядом с именем сле-саря Михайлшіа, пользу­ ющегося! огроміпым авторитетом. Народный комиссар военно- морского флота адмирал Кузне­ цов в приказе, подводящем итоги социалистиче'ского соревнования, отмечает, ічто Н-ское строитель­ ство «перевыполнило июньское задание на 19 процентов, вы­ полнило план ввода об’ектов в действие на 135 процентов». Как победителя в социалисти­ ческом соревновании, нарком наградил строительство перехо­ дящим Красным Знаменем Наркомата Военно-Морского Фло­ та. Высокая награда Народного Комиссара была отмечена на всех участках новыми трудовыми подвигами. ’Коллектив В-ского строительства, где начальник военинженер 3-то ранга тов. Свитин, и теперь продолжает работать так, как требует фронт. Приказом Народного Комиссара переходящее Красное Знамя нар­ комата присуждено строитель­ ству и за работу в июле. Н-ское строительство .креп­ ко держит в своих руках завоеванное упорным трудом Красное Знамя. Старший политрук С. ЛЬВОВ. ГосполитизДат выпустил в свет хорошую книгу К- Осипова о гениальном русском полководца Александре Васильевиче Суворо­ ве. Книга дает правильный образ непревзойденного мастера войны, родоначальника русского воея- вого вснусстаа. Книгу К. О стова «Суворов», должед прочесть каждый коман­ дир Красной Армии как сред­ него, старшего, так и высшего звена. И не только прочесть, но вдуматься в существо суворов­ ского гения, поучиться его методам организации боя, ура­ зуметь искусство достижения им победы. Книга написана живым, образ­ ным языком. Она вызывает у читателя интерес с первой стра­ ницы. Несколько излишне под­ робно подан лишь матерная о бы­ товой и семейной стороне жизни Суворова. Военного читателя в книге К. Осипова будет инте­ ресовать не эта сторона биогра­ фических данных о Суворове. Сіуворов нам дорог, как полко­ водец, патриот, учитель и воспитатель русских войск вто­ рой половины XVIII в., как их «доблестный авторитет» .(Эн­ гельс). Знакомясь с ккигой К. Оси­ пова о Суворове, командир Красной Армий должен учиться у этого великого мастера войны искусству побеждать немецких захватчиков, вторгшихся на нашу землю. Суворов <— совершенно исклю­ чительное явление в мировой истории военного искусства. Су­ воров — это полководец, кото­ рый не знал поражений. Он побеждал столько раз, сколько сражался. Суворов—не просто великий полководец, он — революционер в области военного дела. Это был человек больших военных знаний и огромного практического опыта, необыкновенной целеустремлен­ ности, сильдой воли и пламен­ ного патриотизма, — полково­ дец, который, «доброе имя по­ лагал ц славе своего отечества и все успехи относил к его бла­ госостоянию». Завистники Суворова об’яекяли его военные успехи счастьем. В ответ на это Суворов говорил: «Сегодня счастье, завтра счастье, помилуй бог, дайте же когда- нибудь и уменья». Суворов побеждал не счастьем, а уменьем. Он в совершенстве изучил природу войны и пре­ красно •пользовался ее инстру­ ментом .— вооруженной силой. Располагая часто менышгми, чем у противника силами, Сувороз достигал победы над вратами. «Воюют не числом, — указывал он, — д уменьем». Уменье Суворова — не плод мимолетного вдохновения: это — результат огромной работы над собой и войсками. При всем своем таланте Суворов много и всю жизнь учился тіо^ книгам, «учился у жизни, іа когда надо, — и) у врагов. Гениальность Суворова в уменьи организовать победу. «Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, — говорил Суворов, *— токаю тщетны они, ежели не будут истекать от искусства». Перехитрить противника, об­ мануть его, напугать его реши­ мостью и быстротой действий, проявить максимум неожиданно­ сти — вот в чем йскал Оуворов путей к своим победам. И он их неизменно добивался. «Удивить —победить», — -учил Суворов. Удивить противника можно вне­ запностью и быстротой действий. «Быстрота и внезапность за­ меняют все», — наставлял он. Они способны привести против­ ника в замешательство, сбить егѳ с толку н напугать. «Кто напуган, тот шкіаяогяну побит», — говорил Оутсрсв. Если я сумел запугать врага, нагнать на него страх, ©огнать его в панику, то это явриит, что я наполовину уже победил его, хотя я еще не видел его в гла­ за, іИ)бо у страха глаза вешики, и враг будет склонен преувели чивать мою силу, мне остается вступить в бой, чтобы добить его, говорил Оуворов. £о;цат в предсацвлеции руво- ( КНИГА ТОВ. ОСИПОВА „СУВОРОВ" Г0СП0ЛИТИЗДАт 1942 г.) • рова <вё («механизм, аіргйжулом предусмотренный», — как учат немцы пколы Фридриха II, — а живой человек, способный понять маневр своего начальни­ ка. «Солдат ученье любят, лишь бы кратко и ,с толком», победу ищет «в середине неприятельских батальонов», зная, что «кто впе­ ред идет, тому одна пуля роко­ вая, кто назад беіжит, тому де­ сять вслед»; он стреляет редко да метко; штыком колет крепко, в бою погибает, но выручает товарища; от пего «неприятель дрожит», это «чудо-багатырь». Суворов требовал, чтобы в мирное время войска обучались и подготовлялись так, как будто они находится ва войне. Тяжело солдату в учецьи, говорил он, легко будет в походе. Руководство боем начиналась у Суворова не с момента сопри­ косновения с противником, а с предварительной подготовки вы­ учки солдат и офицеров на по­ ле, с работы по сколачиванию войск для выполнения боевых задач. В этих целях он старал­ ся приучать войска большим и быстрым переходам. Суворовски* стремитеілыше переводы обще­ известны. Оуворов воспитывал и ставил во главе войск инициативных, смелых и решительных коман­ диров. Инициатива, направленная к поражению противника, — ос­ новное качество, которое выра­ батывал Суворов у своих коман­ диров. Солдат и офицер, не раз го­ ворил Суворов, не должен знать •страха и паники в борьбе с врагом. «Сикурс (помощь), опас­ ность и прочие... слова,—заявил •Суворов, — служат бабам, кои боятся с ігачи слезть». Техника ведения современной войны, формы и методы органи­ зации боя, вооружение войск и т. д. сейчас не то, что бьйли при Суворове, но принциіпы до­ стижения победы и в настоящее время те же, что и при Суворо­ ве. Знание противника, знание его слабых и сильных сторон, учет новейших достижений в области военного дела, воспита­ ние и обучение войск на поле, знание местности, понимание об­ становки, — все это сегодня так же важно и непреложно, как и полтораста лет назад. Решающим средством победы Суворов считал не захват тер­ ритории, а уничтожение живой силы врага, уничтожение его войск. Этим он выгодно отли­ чался от военных авторитетов своего времени в Европе. В книге К. Осипсъа о Суворо­ ве наш комаздир найдет для се­ бя много полезного и поучитель­ ного. Поучительно прохождение Су­ воровым военной службы от ря­ дового солдата до генералисси­ муса русской армии. Сувороз последовательно прошел все чи­ ны тогдашней русской армии и прекрасно изучил все обязанно­ сти и требования военной служ­ бы своего времени. Это дало ему полное понимание всех сто­ рон армейской жизни и позволи ло в любых условиях находить разрешение встававших перед ним задач. Семилетняя война (1756—1763 г г) являлась серьезной боевой школой Суворова. В те годы он познал, что является главным на войне. Суворов ^ считал, что главным на войне является истребление живой силы про­ тивника, что обучать в мирное время войска нужно только тому, что они будут делать на войне, и только так, как они бущут поступать в бою. Результатом опыта, почерпну­ того в (семилетней войне, и практики командования частяші явилась знаменитая суворовская «наука побеждать» — сборник коротких, ясных, предельно-точ­ ных * легко запоминающихся наставлений О Dofae, о его обя заивостях, о высоком долге пе­ ред страной и искусстве по­ беждать врага. «Наука побеждать» — это руководство g действию, направ­ ленное к одолению противника* это — сгусток мысли И ВОЛН полководца: краткий, убедитель­ ный лозунг, поднимающий бой­ ца ga высокие подвиги; выра­ жение лутаіего, что было до­ стигнуто в Европе в области воспитания и обучения войск. Шаблонных путей в военном искусстве Суворов ив призна­ вал. Шаблона для вето не су ­ ществовало. Каждое иовое сра­ жение, в Кагором он участвовал, — это образчик совершенно оригинального решения задачи в связи"* с складывающейся обста­ новкой. Командиры, читающие книгу К. Осдпоѳа о Суворове, должны внимательно изучить, как Оуворов в каждом отдель­ ном случае подходил к решению встававшей перед иші задачи. В бою под Лаяцкороною в 1771 году (прошв поляков). Суворов атакует окопавшуюся пехоту противника конницей, ва которой следует сильны й ш ты ­ ковой удар пехоты. Успезс был полный, а случай подобных дей­ ствий до енх пор не вмел пре­ цедентов в военной практике. В том же году под Столови- чами он с вчетверо меньшими силами нападает, как сам выра­ жается, на противника «со спи­ ны» и рассеивает его отрад. Всех оказавхшіх сопротивление доносит Оуворов по команде, он «порубал и потоптал». В мае 1773 года <в руоско-турецкой войне) Суворов, проявляя ини­ циативу, ночной атакой вахва- тывает турецкий укрепленный пункт Тургукай. Для этой цели свой отрад он переправляет че­ рез Дуніай. •На р. іРымник в 1789 году Суворов применяет весьма слож­ ный ttio тому времени маневр— сковывание противника меньшими силами с фронта и удар по нему —большими силами—с фланга. В 1790 году он искусно, ма­ стерски овладевает неприступной по тому времени Измаильской крепостью. Витальянской кампании, «встре­ тившись по тому времени с пер­ воклассными наполеоновскими войсками, Суворов применяет но­ вые боевые построения колонны. «Они воюют колоннами,—заяв­ ляет он войскам о французах, — мы их бить будем колоннами». И жестоко и с успехом бьет их на реке Трѳббии, под Нови и у, Чортова моста, во время Швей­ царского перехода. Швейцарский переход Суворова — это вер­ шина человеческих усилий, пре­ одолевших труднейшие препят­ ствия, которые когда-либо вста< вали на пути полководца. Суво­ ровские «чудо-богатыри» прошли горы, они вынесли невероятные лишения, которые встретили их*на дороге; опрокинули противника и с честью выполнили постав­ ленную задачу. Были моменты, когда их охватывало сомнение в возможности завершения пере­ хода, но суворовцев скрепляла железная дисциплина, связывала боевая дружба и укрепляла твердая вера в то, что с Суворо­ вым можно делать все. Оуворов был русским чешове- ком в лучшем понимании этого слова. Он был врагом земцев и немецких порядков, вводимых в русской арми^, особенно нера­ зумным последователем Фридри­ ха II Павлом I. «Русские прус­ ских всегда бивали, — говорил Суворов, — нам нечего у них перенять». «Нет вшивее прусса­ ков» — высказывался он по другому вопросу. Разногласия с Павлом привели к увольнению Суворова из ар­ мии и ссылке его под присмотэ полиции в село Коцчанское. В книге Осипова тепло подано пребывание Суворова в Кончай- ском. Нащ командир должен учить ся у Суворова. Быть похожим на Суворова — не только1 честь для комавдира Красной Армии, но и долг, ибо суворовские прин­ ципы побеждать сохранили свою силу до настоящего времени*. (Напечатано в «Правде» 28 . авгусмі* '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz