Краснофлотец. 1941, январь.

I •, *V i$ i ? і * л ’ S **W» i t c j іа я » - ® i • -*:«>?••: *•- /*■:• ;? v v •ч >• 31 января 1941 r.« №'25 (811) W j\.ДіСи:**иии ii «/» *: .§ $ *i-$ ’? # '3 К P A С t T O Ф Я О Т Е Ц •% - К А | Л ' . ? М - ь *<ЪГ . <- ■- 'AJ. - і •. •*- J-- • і * '• - : v-г.*/✓; 95 /V ' • -.Л *. ft г- Л',» < -■ ГІ J - • / : . V « I‘ ‘Л £ '7* На соединении подлодок1регу­ лярно проводится учеба младших ісг>»айдйі^й^рулейЙх; В январе с иішн ' проведено четыре клас­ сно-групповых • занятия по •спе­ циальности. Учебой старшин и мичманов 4 руководят опытные кома нлирьг-’подводники. На. первом занятии, которое состоялось в начале яБваря, старший лейтенант тов. Васильев рассказал - собравшимся о мето­ дике боевой подготовки па ме­ сяц. В интересном- рассказе он дал конкретные указания, как .лучше организовать •обучение •краснофлотцев и готовиться к решению предстоящих задач в походах. Инструктивное занятие помогло нам улучшить методы изучения рулевого дела. На втором занятии, которое проводил старшин лейтенант т. Березин, старшины и мичма­ ны подробно изучили тему — «Ограждение опасностей тіа. мо­ ре». После вводпой руководителя младшие командиры самостоя­ тельно решали поставленные т. Березиным задачи. Они нано­ сили на карту мели и банки с •указанием всех вех и знаков, •принимали решения, как обойти эти опасности. Быстро и точно решил задачу по ограждению ме­ ли мичман т. Клементьев. Давая решение по обходу ограждений, j т. Клементьев привел несколькоj примеровг кз практики плавания в море. • При изучении темы кома ifли­ ры хорошо использовали лоцию Баренцева моря. Тщательность в освоении вех и знаков, самостоя­ тельность в ориентации на кар­ те и припятии решений по об­ ходу опасностей на море, в зна­ чительной* мере помогли нам улучшить практические действия. Недавно наша лодка выходила в море. Теоретические знания, полученные па командирской учебе, позволили мне хорошо пе-# 1 ♦ j *, сти ходовую вахту. Соблюдая последовательность в изучении тем по енецпалыюстп, после второго занятия мы де­ тально ознакомились с«устрой­ ством и принципом, действия ма­ гнитного компаса и штурманско­ го прибора. Осваивая эти при­ боры, командиры всесторонне разобрали ,их. чертежи, а руководитель дал обстоятельную консультацию. Живо проходили запятия по управлению горизонтальными ру­ лями. При разборе этой темы каждому комапдирѵ приіплось ре­ шить по 5— 6 задач ирп разных способах погружения и всплытия подводной лодки.. Например, старший лейтенант т. Васильев дал вводную: кормовые рули ходят враздрай, положение на погружение 16— 20 градусов; носовые рули на 20 градусов; дпферепт 5 градусов на нос. Вы­ считать, как удиферентировать подводную лодку? Записав эти данные, младшие командиры на­ чали производить расчеты. По времени и точности эту и все другие задачи лучше всех решил мичман т. Клементьев. Труднее давалась практиче­ ская сторона дела т. Душенко. Сперва он путался в решениях, делал ошибки. Когда руководи­ тель охарактеризовал все петоч- постн и дал раз'ясшчше. от чего они получились, т. Душенко по­ нял ошибку и последующие ла­ тами стал решать хорошо. Благодаря правильной органи­ зации командирской учебы,стар­ ший лейтепапт тов. Васильев до­ бился, что к концу занятий все его ученики стали решать зада­ чи безошибочно. Учеба младшего начальствую­ щего состава на соединении про­ водится строго по плану. В нем уI,-.азаны темы на каждое заня­ тие. число и часы учебы, кто проводит беседы и делает ввод­ ные, дан список литературы по изучаемым вопросам. Поэтому старшины if мичманы готовятся к класспо-групповым упражне­ ниям зарапее, своевременно при­ готовляют бумагу, карандаши, карты и другие принадлежности. Старшина 2-й статьи Н. ВОЛКОВ. СТАРШИНЫ ОВЛАДЕВАЮТ ТЕХНИНОЙ УПРАВЛЕНИЙ ОГНЕМ * Г-'/.! ' ,С . ■ І . *•.; (Ѵгаршпны-Еомендоры нашей ча­ сти энергично взялись за овладе­ ние техникой управления.,артил- лерпнеким ЩЮМ1. ;Ста.рдгий;лейте ­ нант т. Перегудов в январе про­ пел с ними несколько занятий. Недавно состоялось групповое упражнение по «отражению атаки торпедных катеров».. Руководи­ тель давал вводные, указывал сектор, а командиры поочередно тренировались в управлении огнем. Лучшие результаты в действиях показали тт. Вороной и Олейник. . Контролируя самостоятельную деятельность старшин по опре­ делению расчетов и подаче команд, т. Перегудов давал ука ­ зания, как избежать ошибок и обеспечить наибольшую -эффек­ тивность огня. Старшина 2-й статьи т. Ноно- марчук печетко подавал команды, что могло выевать медлитель­ ность в ведении огня, неточно определял места падения снаря­ дов. Руководитель указал ему на ошибки и дал совет, как устра­ нять их. После пескольких тре­ нировок. т. Нопомарчук добился безошибочного действия. Техникой управления огнем по отражению атак торпедных катеров все старшины-артилле­ ристы овладели хорошо. Ив. АНТИПОВ. Командирская учеба помогает W ' В нашей части регулярно про- J Кроме этих тек были подробно водятся • занятия с ' младшими] разобраны случаи поломок меха- крмандирямй-згіёктриками. Комін- нйзмЬв. Чі .iiipCKoff учебой руководи* воен­ техник 1-го ранга т. ФурмёйеЦ. В этом году мы изучили темы: подсчеты среднесуточного расхода энергии на корабле; использова­ ние избыточной мощности дизе­ лей на .зарядку (находу); неис­ правности Механизмов и как их устранять в походных условиях. В рассказах т. Фуржанец при­ водит много примеров из дея­ тельности электриков в походах. Поэтому его вводные и кон­ сультационны© беседы хорошо помогают нам в ежедневной практической работе. Старшина 2-й статьи . Ир. ПИСЬМЕННЫЙ. ■о- Младшие сержанты За последнее время у зенит­ чиков выращено много младших командиров, отличников боевой и политической подготовки, замеча­ тельных воспитателей своих под­ чиненных. Многим из них недавно при­ своены воинские звания. Коман­ диру орудия Н-ской батареи т. Сибирцеву присвоено звание «младший сержант». Тов. Си­ бирцев заслужил его упорной работой по обучению специаль­ ности каждого номера орудий­ ного расчета. Сам т. Сибирцев является от­ личником боевой и политической подготовки. Он сумел организо­ вать занятия по специальности так, что все бойцы орудия на Отличник боевой и полити помощник командира т. Векш дивизиону лейтенанту Рощину ческой подготовки дежурный ин докладывает дежурному по о состоянии корабля. Фото С. Лейтман. «хорошо» и «отлично» изучили материальную часть, умело уп­ равляют ею в любых условиях, і днем и ночью. Все зенитные стрельбы ору- I днйный расчет провел с хоро­ шими и отличными оценками. Это результат повседневной и упорной работы младшего сер­ жанта т. Сибирцева. Весь ору­ дийный расчет в целом является дружным и спаянным коллекти­ вом. Младший сержант т. Сибир­ цев воспитывает своих подчи­ ненных так, что каждый боец борется за боевую честь своего орудия. Звание «младший еержант» присвоено и младшему командиру другой батареи т. Дзюбак. Начав службу рядовым краснофлотцем, он 'быстро освоил специальность артиллериста-зенитчика. При по­ мощи командира орудия т. Панина он упорно овладевал теорией зе­ нитной стрельбы и вскоре ус­ пешно сдал экзамен на младшего командира.. Сейчас младший сер­ жант уже сам командует ору­ дием. Орудийный расчет млад­ шего сержанта по праву занял место в шеренге передовиков. Сейчас бойцы орудия т. Дзюбак борются за то, чтобы предстоя­ щие боевые задачи выполнитьс хорошей оценкой. Недавно в подразделениях зе нитчиков были проведены вечера, посвященные присвоению воин­ ских званий младшим команди­ рам. Здесь они поделились опы­ том своей работы по боевойпод­ готовке и воспитанию своих под­ чиненных. Г. ЯКОВЛЕВ. ПОСТ НАБЛЮДЕНИЯ И СВЯЗИ Чтобы своевременно обнару­ жить противника, предотвратить внезапные нападения, командо­ ванию необходимо знать обста­ новку па военно-морском театре. В сист&ма-тическом освещении обстановки на морском театре и главным образом на иобережьи большую роль играют посты* на­ блюдения п связи. Они доносят командованию о всех ‘передвижениях и действиях .военных и коммерческих кораб­ лей. подводных лодок, самолетов я сухопутных частей, дымах, минах, катерах, шлюпках, ры­ бачьих судах, взрывах, стрель­ бах с кораблей и береговых то­ чек, шумах, огнях, ракетах и других явлениях, имеющих зна­ чение. Пюсты • наблюдения и связи слЬдят, кроме того, за всеми сигналами и переговорами, а также за навигационной и ме­ теорологической обстановкой. Ни -оіно явление в море, в воздухе іг тіа по’бережьи не должно ус­ кользнуть от наблюдения постов. Кроме задач освещения обста­ новки. посты пайлюления и свя­ зи выполняют и задачи связи. Связь поста обеспечивают как с командованием, которому обя­ заны доносить результаты на ­ блюдения, так и с кораблями, стоящими в гавани, на рейде и проходящими в видимости по­ стов. Время, затрачиваемое на пе­ редачу командованию донесений, играет большое значение. «Про­ медление смерти подобно», «на войне деньги дороги, жизнь че­ ловека еще дороже, а время до­ роже всего», — так говорил в свое время великий русский полководец Суворов. Эти слова в наших условиях приобретают еще большее значение. Опыт воепных действий пы- неінней воины показывает, что в современном бою наблюдение за обстановкой должно быть мптовениым. Скорости самолетов в пятьсот и более километров в час, скорости кораблей порядка сорока, узлов, увеличившиеся ма­ невренные способности кораблон — все это требует от наблюда­ телен быстрых действий как в определении наблюдаемых явле­ ний. так и в передаче резуль­ татов наблюдения. Теперь уже не минуты, а каждая секунда имеет значение. Существующие инструкции дают возможность кратко, а, значит, быстро и, вместе с тем, достаточно ясно доносить коман­ дованию о явлениях, замечен­ ных постами. Кратко, без лиш­ них слов, не ослабляя пи на минуту наблюдения, можно до­ носить лишь твердо зная и точно соблюдая инструкции по наблюдению за морем, воздухом, побережьем. В практике бывают случаи, когда наблюдатель задерживает па. несколько минут донесение лишь потому, что пе может точ­ но определить явление, напри­ мер, видит -самолет, по еще не ; определил тин самолета пли ви- ; дит соедшіепие кораблей, по еще • не может определить, сколько их я какие именно корабли, ка­ ким курсом они следуют. Нужно, не теряя пи одной секунды, доносить командованию о наблюдении. Первое донесение может быть менее подробным, но отправлено немедленно, а затем опо дополпяется последующими донесениями. Большое значение і&еет то, кто первый получит донесение. Наблюдатель должен знать, что результаты наблюдения пере­ даются в діервую очередь тому, кто в кратчайший срок и наи­ более действенным способом мо­ жет оказать противодействие противнику. О передвижении самолетов, кораблей в сторону соседнего по­ ста, посты извещают друг друга, чем оказывают взаимно большую помощь в наблюдении. В боевой обстановке возмож­ ны попытки высадить десант. Принимая все меры к отраже­ нию десантной груипы, пост не вправе прекращать наблюдение и донесения о результатах на­ блюдения. В подобных случаях пост ор­ ганизует наблюдение с запасно­ го пункта, имея в постоянной готовности снаряжение и пита­ ние походного поста.. Личный состав постов должен хорошо изучить свое место расположе­ ния и районы, прилегающие к нему, знать все подходы с моря и С суши (дороги, тропинки). Задачи поста наблюдения и связи — наблюдать точно, не пропуская ни одного явления, доносить о результатах наблю­ дения четко и возможно быстрее. Для выполнения этих задач личный состав поста наблюде­ ния и связи должен знать орга­ низацию наблюдения в своеж районе, в совершенстве овладеть средствами наблюдения и связи, держать их в постоянной готов­ ности. Он должен не только знать существующие линии свя­ зи с командованием, которому посылают донесения, но и уметь знать обходные линии связи. Стремиться передать донесе­ ние, передать во что бы то ни стало, передать как можно ско­ рее — глав па я задача поста наблюдения и связи. Капитан-лейтенант ПОЛОЗОК,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz