Краснофлотец. 1941, январь.
31. Am fch ^^t ' m f Ш і| у $ ^ ( - j^ M ite tiv R s » iB 9 9 ^ & e b M c s c s i3 n №is a a M £ jacgea^iT’i i.'ffffTM'i'^vYafa^rawa^gg. К числу, наиболее ярких пред- ставда^ іі# ...... р у с щ г с ^ . &J$o класса, драгоценная кровь''кото рых была пролита во имя свет лого будущего, во емя победы социализма, принадлежал и Иван Васильевич Бабушкин, Таких людей, как Бабушкин, Ленил называл народными ге роями, людьми, t o которых «доесклн народ остался бы на всегда народом рабОБ, народом ходоюое». И. В. Бабушкин погиб на бое вом посту 35 лет тому назад. Наступал 1906 год... Карательная экспедиция кро вавого барона Рененкампфа. сви репствовавшая по сибирским же лезным дорогам, настигла вагон, в котором Бабушкин с транспор том оружия спешил из Читы в Иркутск на. помощь восставшим рабочим. 31 (18 ) января 1906 г. Бабушкин и его пять товарищей были зверски расстреляны цар скими опричниками. * * * В непосильном труде, в голоде к нужде проходили безрадостные детские годы Бабушкина. Четырнадцати лет поступает он учеником в торпедную ма стерскую в Кронштадте; его зарплата составляла 20 копеек в день. Помощи ни от кого и ниоткуда. На эти 20 копеек Бабушкин и должен был жить. Прожив в Кронштадте четыре голодных года, он перебирается в Петербург. С огромными труд ностями ему удается, наконец,, поступать на Семянннковский завод — сейчас завод имени В. И. Ленина. Здесь рабочий день в то время продолжался 14 часов. Так жид Бабушкин до тех пор, пока в его руки не попала революционная прокламация, превратившая его, по его же словам «из самого заурядного числительного человека... в чело- века-социалиста». Вскоре Бабушкин, томимый жаждой знания, находит дорогу в одну из вечерних воскресных іпкол за Невской заставой, где тогда работала учительницей Надежда Константиновна Круп ская. Способный, одаренный моло дой рабочий приковывает к себе особое внимание учительпицы- лропагапдисткк Крупской, и ко гда, в 1893 .году в Петербург приезжает В. И. Ленин, Надежда Константиновна знакомит его прежде всего с Бабушкиным. Встреча В. И. Ленина и Ба бушкина. производит неизглади мое впечатление на обоих, Ба- бушкип попадает в кружок, ру ководимый Лениным. В дальней шем связь любимого учителя с любимым учеником не прекра щается, где бы тот или другой пи находился. Оборвалась эта Революционная . деятельность Бабушкина обрывается царскими жандармами. 12 августа 1896 г. его арестовывают. Тринадцать месяцев проводит Бабушкин в одиночном) пред варительном заключении, а затем его высылают из столицы на три года. Местом своего нового жительства Иван Васильевич избирает крупный промышленный центр — Екате- ринослав (теперь Днепропет ровск). Сюда в Екатеринослав по не досмотру царских администрато ров устремилось много револю ционно-настроенных рабочих, вы сланных за. стачки из столиц. Поступив рабочим на Брян ский завод и связавшись с вы сланными петербургскими това рищами, Бабушкин развертывает большую организационную, про пагандистскую и агитационную работу. Особенно много внимания он уделяет распространению про кламаций и листовок, многие из которых пишет сам. Для печа тания этих листовок Бабушкин создает Тайную типографию. Целых три года работает так Бабушкин в -Екатеринославе, избегая ареста. Однако в начале 1900 года и екатерпнославские охранники начинают до него до бираться. Он быстро замечает за собой слежку и достаточно уже искушенный в борьбе с полицией умело исчезает из Екатерино- елава. Бабушкнп списывается с вер- пумиимся из сибирской ссылки В. И. Лениным. Летом 1900 года он получает от Ленина при глашение явиться в Псков на совещание по вопросу о создании газеты «Искра». Бабушкин принимает активное участие в обсуждении плана издания ленинской «Искры», ставшей центром по созданию революционной, марксистской партии рабочего класса, партии нового типа. После псковского совещания В. И. Лепин направляет Бабуш кина в качестве агента «Искры» в крупнейшие текстильные райо ны — Иваново-Вознесенск, Оре- хово-Зуево. Отсюда, строя п укрепляя местную партийную организацию, Бабушкин снаб жает лепинскую «Искру» обшир ным материалом. Много пишет он сам, организует одновременно рабочих-корреспондентов «Иск ры» — первых наших рабкоров, держит Ленина, и его «Искру» в курсе жизни и борьбы рабочих. В этот же период Бабушкин, по прямому заданию В. И. Ленина пишет прекрасную агитационную брошюру, которая вышла в свет под названием «В защиту ива- связь лишь со смертью Бабуш- ново-вознесенских раоочих» и подписана «Рабочий за рабочих». В этой брошюре Бабушкин дает отпор фабричному инспектору, кина. Находясь в кружке В. П. Ленина, много работая над со бою, Бабушкин необычайно бы стро растет; из пего вырабаты- зованный Бабушкиным Орехово- Бабушкин, живший в Орехове нелегально» нрн аресте назвался «Неизвестным», но жандармы до копались, что «Неизвестный» есть скрывшийся из Екатериио- слава Бабушкин. Бабушкина от правляют в ' Екатеринославекую тюрьму, где он сидит до июля 1902 года. Перепилив при по мощи полученных с воли пилок решетку своей камеры, он совер шает удачный побег из тюрьмы и затем, перейдя границу, про бирается к В. И. Ленину в Лон дон. Здесь происходит исключи тельно сердечная, радостная встреча друзей. Владимир Ильич Вспоминал об этой встрече со своим воспитанником: «Много было переговорено там, много вопросов обсуждено совместно». Привыкший к кипучей деятель ности Бабушкин рвется обратно в Россию. Чтобы дать ему хоть несколько передохнуть и укре пить свое здоровье, В. И. Ленин засаживает Ивана Васильевича за писание воспоминаний о пере житом па работе в подполье и в тюрьмах. Нарастание под’ёма рабочего двнжепия и явная близость ре волюции требовали как можно более быстрого создания боевой партии рабочего класса, способ ной возглавить борьбу против самодержавия. В. И. Ленин направляет Ба бушкина из Лондона в качестве агента «Искры» в Петербург, где в тот период среди местного социал-демократического движе ния особенно сильно было влия ние «экономистов» и где по этому остро ощущались идейный разброд, шатания, раздроблен ность. Здесь ленинскому посланцу пришлось проделать очень боль шую работу, чтобы вырвать из рук «экономистов» — будущих меньшевиков — руководство сто личным рабочим движением. С этой ответственной работой, судя по оценке, имеющейся в материалах В. И. Ленипа, Ба бушкин справлялся как пельзя лучше. В конце января 1903 года Бабушкин был вновь арестован. Полтора года продержали его в одиночном заключении, а затем выслали в Сибирь — в Вер хоянск. 0 периоде жизни Бабушкина в сибирской ссылке мало что известно. Но самая смерть его на боевом посту от руки цар ского палача, когда Иван Ва сильевич с транспортом оружия спешит на. помощь изнемогавшим в неравной борьбе иркутским пролетариям, достаточно говорит о боевой деятельности самоот верженного революционера-ле- пннца. Заседание партбюро Н-ского корабля. Слева направо: ^ .В о ронцов, Сизов, Кузьмичев и Попнов. Фото С. Лейтман. } ' ч Опыт групповода политических занятий МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ГРУППОВОДА 35 лет прошло с тех пор... Но трудящиеся никогда, не з аб у - ! некоему Дадопову, который в дуТ одного из лучших сынов ра- статье, помещенной в народни ческом журнале «Русское богат- вается маркспстски-ооразован- - ......j ______________ л ____ _ ство», оклеветал раоочих, пред- ный, квалифицированный пропа гандиот и организатор, один и з ; ленинских кадровиков — про- Фессионалов-революнионеров, из которых складывалась основа ставляя их непробудными пьяпн- цамн, невеждами. В декабре 1901 года царские охранники арестовывают органи- бочего класса — Ивана Ва сильевича Бабушкина, отдавшего свою жизнь делу создания про летарской партии нового типа, партии Ленина — Сталина. Ц. ЗЕЛИКСОН-БОБРОВСНАЯ. Группа, в которой я сейчас работаю групповодом, предыду щие два года занималась по учебнику «Наша родина», затем изучала «Историю СССР». Оба года она получала отличные оценки. Начав в новой учебном году изучение «іКраткого курса истории ВКП(б)», слушатели поставили перед собой задачу ус воить его на «отлично». Приступив к работе с груп пой, я в течение первых заня тий изучил индивидуальные осо бенности каждого слушателя. Я узнал, что тт. Солодкий и Чму- тенко занимаются добросовестно, имеют навыки работы над кни гой и в особой помощи не нуж даются. Товарищи Погребной, Аверкиев, Диденко излишне са- моуверепы, считают себя хорошо грамотными, надеются, не рабо тая над книгой, получить хоро шие оценки. Товарищам Пала- марчуку, Чарленко, Бессарабову, имеющим низшее образование, нужна повседневная помощь. Зная все это, я дифференциро ванно подхожу к каждому слу шателю. Ко всем занятиям готовлюсь тщательно. Регулярно посещаю семинар. Записываю сообщаемый руководителем фактический ма териал и методические указания. После семинара читаю рекомен дованную литературу, главным образом труды классиков марк сизма. Например, готовясь к рассказу по 3 и 4 разделу второй темы, я прочитал ленин ские работы «Уроки кризиса», «С чего начать?», «Шаг вперед, два. шага назад», «Что делать?», кпіггіг Горькою— «Мать», «Вра ги» и другие. Кроме этого ис пользовал несколько консульта ций из «Сборника материалов в помощь изучающим историю -ВКП(б)». Читая дополнительный мате риал, я делал выписки из книг Ленина и Сталина, а в «Сборнике материалов», газетах и журна лах нужные мне места подчер кивал. После этого приступал к составлению конспекта. В основе его были соответствующие раз делы II главы «Краткого курса», кое-где дополненные самостоя тельно подобранными цитатами из произведений Ленина я , Сталина,- фактами н цифрами, полученными на семинаре и взятыми из консультаций. Большая часть материала, по черпнутого из первоисточников и из консультаций, при составле нии конспекта обычно отсеивает ся, так как подробности утом ляют слушателя. Но групповод ведь должен знать больше. того, что он рассказывает. Дополни тельные знания расширяют его политический и культурный кругозор, облегчают работу. Чтобы облегчить слушателям усвоение изучаемого материала, я иногда иллюстрирую рассказ примерами, взятым® из художе ственной литературы и из про демонстрированных в подразде лении кинофильмов. Например, говоря о профессиональных ре волюционерах, я напомнил слу шателям несколько кадров из историко-революционного фильма «Яков Свердлов». Закончив рассказ, я рекомен дую слушателям дополнительную политическую и художествен ную литературу. Рекомен дую только лично прочи танные книги, по которым я в состоянии ответить слушателю па возникшие у него вопросы. Готовясь к итоговому группо вому занятию, заранее продумы» ваю проверочпые вопросы, на мечаю кого и о чем спросить. На занятии ставлю вопрос всей группе. .Слово для ответа прежде всего предоставляю тому красно флотцу, в знаниях которого я не совсем уверен. Исправления ошибок в ответах стараюсь добиться от самих слушателей. Это повышает их активность, содействует более глубокому и прочному усвоению изучаемого. Большое значение в достиже нии высокой успеваемости имеет социалистическое соревнование, в которое у нас вовлечены все слушатели. Выполнение социа листических обязательств я си стематически проверяю. Обнару жив отставание кого-нибудь из краснофлотцев, помогаю отстав шему сам, поручаю это сделать своему заместителю, или же ор ганизую помощь слушателя, имеющего по теме отличные оценки. В заключение несколько слов о семинаре. В его работе есть существенные недостатки. Руко водитель семинара не дает ука заний, какую художественную литературу можно использовать по теме и как. Это предоставле но групповоду, который не все гда может самостоятельно из брать нужную книгу. Групповод политических занятий П. МОРОЗОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz