Краснофлотец. 1941, январь.

31. Am fch ^^t ' m f Ш і| у $ ^ ( - j^ M ite tiv R s » iB 9 9 ^ & e b M c s c s i3 n №is a a M £ jacgea^iT’i i.'ffffTM'i'^vYafa^rawa^gg. К числу, наиболее ярких пред- ставда^ іі# ...... р у с щ г с ^ . &J$o класса, драгоценная кровь''кото­ рых была пролита во имя свет­ лого будущего, во емя победы социализма, принадлежал и Иван Васильевич Бабушкин, Таких людей, как Бабушкин, Ленил называл народными ге­ роями, людьми, t o которых «доесклн народ остался бы на­ всегда народом рабОБ, народом ходоюое». И. В. Бабушкин погиб на бое­ вом посту 35 лет тому назад. Наступал 1906 год... Карательная экспедиция кро­ вавого барона Рененкампфа. сви­ репствовавшая по сибирским же­ лезным дорогам, настигла вагон, в котором Бабушкин с транспор­ том оружия спешил из Читы в Иркутск на. помощь восставшим рабочим. 31 (18 ) января 1906 г. Бабушкин и его пять товарищей были зверски расстреляны цар­ скими опричниками. * * * В непосильном труде, в голоде к нужде проходили безрадостные детские годы Бабушкина. Четырнадцати лет поступает он учеником в торпедную ма­ стерскую в Кронштадте; его зарплата составляла 20 копеек в день. Помощи ни от кого и ниоткуда. На эти 20 копеек Бабушкин и должен был жить. Прожив в Кронштадте четыре голодных года, он перебирается в Петербург. С огромными труд­ ностями ему удается, наконец,, поступать на Семянннковский завод — сейчас завод имени В. И. Ленина. Здесь рабочий день в то время продолжался 14 часов. Так жид Бабушкин до тех пор, пока в его руки не попала революционная прокламация, превратившая его, по его же словам «из самого заурядного числительного человека... в чело- века-социалиста». Вскоре Бабушкин, томимый жаждой знания, находит дорогу в одну из вечерних воскресных іпкол за Невской заставой, где тогда работала учительницей Надежда Константиновна Круп­ ская. Способный, одаренный моло­ дой рабочий приковывает к себе особое внимание учительпицы- лропагапдисткк Крупской, и ко­ гда, в 1893 .году в Петербург приезжает В. И. Ленин, Надежда Константиновна знакомит его прежде всего с Бабушкиным. Встреча В. И. Ленина и Ба­ бушкина. производит неизглади­ мое впечатление на обоих, Ба- бушкип попадает в кружок, ру­ ководимый Лениным. В дальней­ шем связь любимого учителя с любимым учеником не прекра­ щается, где бы тот или другой пи находился. Оборвалась эта Революционная . деятельность Бабушкина обрывается царскими жандармами. 12 августа 1896 г. его арестовывают. Тринадцать месяцев проводит Бабушкин в одиночном) пред­ варительном заключении, а затем его высылают из столицы на три года. Местом своего нового жительства Иван Васильевич избирает крупный промышленный центр — Екате- ринослав (теперь Днепропет­ ровск). Сюда в Екатеринослав по не­ досмотру царских администрато­ ров устремилось много револю­ ционно-настроенных рабочих, вы­ сланных за. стачки из столиц. Поступив рабочим на Брян­ ский завод и связавшись с вы­ сланными петербургскими това­ рищами, Бабушкин развертывает большую организационную, про­ пагандистскую и агитационную работу. Особенно много внимания он уделяет распространению про­ кламаций и листовок, многие из которых пишет сам. Для печа­ тания этих листовок Бабушкин создает Тайную типографию. Целых три года работает так Бабушкин в -Екатеринославе, избегая ареста. Однако в начале 1900 года и екатерпнославские охранники начинают до него до­ бираться. Он быстро замечает за собой слежку и достаточно уже искушенный в борьбе с полицией умело исчезает из Екатерино- елава. Бабушкнп списывается с вер- пумиимся из сибирской ссылки В. И. Лениным. Летом 1900 года он получает от Ленина при­ глашение явиться в Псков на совещание по вопросу о создании газеты «Искра». Бабушкин принимает активное участие в обсуждении плана издания ленинской «Искры», ставшей центром по созданию революционной, марксистской партии рабочего класса, партии нового типа. После псковского совещания В. И. Лепин направляет Бабуш­ кина в качестве агента «Искры» в крупнейшие текстильные райо­ ны — Иваново-Вознесенск, Оре- хово-Зуево. Отсюда, строя п укрепляя местную партийную организацию, Бабушкин снаб­ жает лепинскую «Искру» обшир­ ным материалом. Много пишет он сам, организует одновременно рабочих-корреспондентов «Иск­ ры» — первых наших рабкоров, держит Ленина, и его «Искру» в курсе жизни и борьбы рабочих. В этот же период Бабушкин, по прямому заданию В. И. Ленина пишет прекрасную агитационную брошюру, которая вышла в свет под названием «В защиту ива- связь лишь со смертью Бабуш- ново-вознесенских раоочих» и подписана «Рабочий за рабочих». В этой брошюре Бабушкин дает отпор фабричному инспектору, кина. Находясь в кружке В. П. Ленина, много работая над со­ бою, Бабушкин необычайно бы­ стро растет; из пего вырабаты- зованный Бабушкиным Орехово- Бабушкин, живший в Орехове нелегально» нрн аресте назвался «Неизвестным», но жандармы до­ копались, что «Неизвестный» есть скрывшийся из Екатериио- слава Бабушкин. Бабушкина от­ правляют в ' Екатеринославекую тюрьму, где он сидит до июля 1902 года. Перепилив при по­ мощи полученных с воли пилок решетку своей камеры, он совер­ шает удачный побег из тюрьмы и затем, перейдя границу, про­ бирается к В. И. Ленину в Лон­ дон. Здесь происходит исключи­ тельно сердечная, радостная встреча друзей. Владимир Ильич Вспоминал об этой встрече со своим воспитанником: «Много было переговорено там, много вопросов обсуждено совместно». Привыкший к кипучей деятель­ ности Бабушкин рвется обратно в Россию. Чтобы дать ему хоть несколько передохнуть и укре­ пить свое здоровье, В. И. Ленин засаживает Ивана Васильевича за писание воспоминаний о пере­ житом па работе в подполье и в тюрьмах. Нарастание под’ёма рабочего двнжепия и явная близость ре­ волюции требовали как можно более быстрого создания боевой партии рабочего класса, способ­ ной возглавить борьбу против самодержавия. В. И. Ленин направляет Ба­ бушкина из Лондона в качестве агента «Искры» в Петербург, где в тот период среди местного социал-демократического движе­ ния особенно сильно было влия­ ние «экономистов» и где по­ этому остро ощущались идейный разброд, шатания, раздроблен­ ность. Здесь ленинскому посланцу пришлось проделать очень боль­ шую работу, чтобы вырвать из рук «экономистов» — будущих меньшевиков — руководство сто­ личным рабочим движением. С этой ответственной работой, судя по оценке, имеющейся в материалах В. И. Ленипа, Ба­ бушкин справлялся как пельзя лучше. В конце января 1903 года Бабушкин был вновь арестован. Полтора года продержали его в одиночном заключении, а затем выслали в Сибирь — в Вер­ хоянск. 0 периоде жизни Бабушкина в сибирской ссылке мало что известно. Но самая смерть его на боевом посту от руки цар­ ского палача, когда Иван Ва­ сильевич с транспортом оружия спешит на. помощь изнемогавшим в неравной борьбе иркутским пролетариям, достаточно говорит о боевой деятельности самоот­ верженного революционера-ле- пннца. Заседание партбюро Н-ского корабля. Слева направо: ^ .В о ­ ронцов, Сизов, Кузьмичев и Попнов. Фото С. Лейтман. } ' ч Опыт групповода политических занятий МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ГРУППОВОДА 35 лет прошло с тех пор... Но трудящиеся никогда, не з аб у - ! некоему Дадопову, который в дуТ одного из лучших сынов ра- статье, помещенной в народни­ ческом журнале «Русское богат- вается маркспстски-ооразован- - ......j ______________ л ____ _ ство», оклеветал раоочих, пред- ный, квалифицированный пропа гандиот и организатор, один и з ; ленинских кадровиков — про- Фессионалов-революнионеров, из которых складывалась основа ставляя их непробудными пьяпн- цамн, невеждами. В декабре 1901 года царские охранники арестовывают органи- бочего класса — Ивана Ва­ сильевича Бабушкина, отдавшего свою жизнь делу создания про­ летарской партии нового типа, партии Ленина — Сталина. Ц. ЗЕЛИКСОН-БОБРОВСНАЯ. Группа, в которой я сейчас работаю групповодом, предыду­ щие два года занималась по учебнику «Наша родина», затем изучала «Историю СССР». Оба года она получала отличные оценки. Начав в новой учебном году изучение «іКраткого курса истории ВКП(б)», слушатели поставили перед собой задачу ус­ воить его на «отлично». Приступив к работе с груп­ пой, я в течение первых заня­ тий изучил индивидуальные осо­ бенности каждого слушателя. Я узнал, что тт. Солодкий и Чму- тенко занимаются добросовестно, имеют навыки работы над кни­ гой и в особой помощи не нуж­ даются. Товарищи Погребной, Аверкиев, Диденко излишне са- моуверепы, считают себя хорошо грамотными, надеются, не рабо­ тая над книгой, получить хоро­ шие оценки. Товарищам Пала- марчуку, Чарленко, Бессарабову, имеющим низшее образование, нужна повседневная помощь. Зная все это, я дифференциро­ ванно подхожу к каждому слу­ шателю. Ко всем занятиям готовлюсь тщательно. Регулярно посещаю семинар. Записываю сообщаемый руководителем фактический ма­ териал и методические указания. После семинара читаю рекомен­ дованную литературу, главным образом труды классиков марк­ сизма. Например, готовясь к рассказу по 3 и 4 разделу второй темы, я прочитал ленин­ ские работы «Уроки кризиса», «С чего начать?», «Шаг вперед, два. шага назад», «Что делать?», кпіггіг Горькою— «Мать», «Вра­ ги» и другие. Кроме этого ис­ пользовал несколько консульта­ ций из «Сборника материалов в помощь изучающим историю -ВКП(б)». Читая дополнительный мате­ риал, я делал выписки из книг Ленина и Сталина, а в «Сборнике материалов», газетах и журна­ лах нужные мне места подчер­ кивал. После этого приступал к составлению конспекта. В основе его были соответствующие раз­ делы II главы «Краткого курса», кое-где дополненные самостоя­ тельно подобранными цитатами из произведений Ленина я , Сталина,- фактами н цифрами, полученными на семинаре и взятыми из консультаций. Большая часть материала, по­ черпнутого из первоисточников и из консультаций, при составле­ нии конспекта обычно отсеивает­ ся, так как подробности утом­ ляют слушателя. Но групповод ведь должен знать больше. того, что он рассказывает. Дополни­ тельные знания расширяют его политический и культурный кругозор, облегчают работу. Чтобы облегчить слушателям усвоение изучаемого материала, я иногда иллюстрирую рассказ примерами, взятым® из художе­ ственной литературы и из про­ демонстрированных в подразде­ лении кинофильмов. Например, говоря о профессиональных ре­ волюционерах, я напомнил слу­ шателям несколько кадров из историко-революционного фильма «Яков Свердлов». Закончив рассказ, я рекомен­ дую слушателям дополнительную политическую и художествен­ ную литературу. Рекомен­ дую только лично прочи­ танные книги, по которым я в состоянии ответить слушателю па возникшие у него вопросы. Готовясь к итоговому группо­ вому занятию, заранее продумы» ваю проверочпые вопросы, на­ мечаю кого и о чем спросить. На занятии ставлю вопрос всей группе. .Слово для ответа прежде всего предоставляю тому красно­ флотцу, в знаниях которого я не совсем уверен. Исправления ошибок в ответах стараюсь добиться от самих слушателей. Это повышает их активность, содействует более глубокому и прочному усвоению изучаемого. Большое значение в достиже­ нии высокой успеваемости имеет социалистическое соревнование, в которое у нас вовлечены все слушатели. Выполнение социа­ листических обязательств я си­ стематически проверяю. Обнару­ жив отставание кого-нибудь из краснофлотцев, помогаю отстав­ шему сам, поручаю это сделать своему заместителю, или же ор­ ганизую помощь слушателя, имеющего по теме отличные оценки. В заключение несколько слов о семинаре. В его работе есть существенные недостатки. Руко­ водитель семинара не дает ука­ заний, какую художественную литературу можно использовать по теме и как. Это предоставле­ но групповоду, который не все­ гда может самостоятельно из­ брать нужную книгу. Групповод политических занятий П. МОРОЗОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz