Краснофлотец. 1941, январь.
КРАСН8ФЯ0ТЕЦ ОПЫТ ГР ПОЛИТЗАНЯТИЯ- СРЕДСТВО поднятия КАЧЕСТВА БОЕВОЙ подготовки Рост политического и куль турного уровня личного состава Военно-Морского Флота, изучение к системе политических занятий «Краткого курса истории ВЁП(б)» высоко яоднимают роль группо вода политических занятий и налагаю* на него величайшую ответственность за высокое ка чество воспитания краснофлот цев и младших командиров в ду хе беззаветной преданности боль шевистской партии и социали стической родине. Вступая в новый учебный год, я поставил перед группой задачу —добиться отличного усвоения всеми слушателями программы политических занятий. Одновре менно стремлюсь к тому, чтобы политическое воспитание было направлено на повышение ка чества боевой учебы и на укреп ление железной воинской дис циплины. Групповод политзаня тий не только лектор, но и по литический воспитатель. ИЗУЧИТЬ ГРУППУ ДО НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ Прежде чем начать занятия, я ознакомился с составом группы по личным делам, письменным и устным характеристикам непо средственных начальников крас нофлотцев, а главным образом, путем личной беседы с каждым бойцом. В щроцессе работы и на груп повых занятиях я подхожу к слушателям диференцированно. Например, краснофлотцам тт. Ос колкову м Романову нужно было помочь в совтавлении конспекта, давать им систематические кон сультации по непонятным вопро сам, так как их общеобразова тельный уровень невысок. Краснофлотцу Блинцову про сто надо было порекомендовать прочесть дополнительную лите ратуру, так как он, имея доста точное образование, быстро и хо рошо усваивает материал, а с т. Сумернна иногда просто не обходимо было потребовать, что бы он проявлял больше радения. Работа с каждым помогает ликвидировать отставание от дельных бойцов, дает возмож ность расти передовикам учебы и отстающим. ТЩАТЕЛЬНО ГОТОВИТЬ КОНСПЕКТ РАССКАЗА Мон метод работы по состав лению конспекта такой. Сначала прочитываю материал «Краткого курса истории ВКП(б)», затем работаю над произведениями Ленина и Сталина, делаю замет ки и выписываю нужные цита ты. После этого продумываю, какие основные вопросы нужно выделить, как удобпее располо жить прочитанный материал, чтобы уложиться в отведенное время. Затем начинаю писать конспект. Этот же метод реко мендую и своим слушателям. Записываю все, что думаю сказать,' без всяких сокращений и 30 января 1941 г., № 24 (810 ) * 31нятий D- =□ Сегодня мы печатаем статью групповода политических занятий т. Крас никова, который рѵковиоит группой краснофлотцев, изучающих ,Краткий кудс истории BK/J(6)~. Его группа в течение двух лет получает отличную оценку по политическим занятиям Тов. Красников рассказывает, как он до бивается отличного усвоения бойцами всех тем. Печатая эту статью в по рядке обмена опытом, редакция просит групповодов политзанятий выска заться о своей практической работе по политическому воспитанию бойцов и младших командиров. 9 □ □ условностей. Исключение может быть для примеров и иллюстра ций, каторые хорошо знаю. Когда конспект готов, я читаю его вслух тем темпом, которым потом на занятии излагаю ма териал. Делаю это для того, что бы не было просчетов во време ни, а также отрабатываю и уточняю факты: при каждой пе речитке конспекта всегда нахо дятся ошибки и неточности. На конец, это помогает запомнить материал, чтобы на занятии не заглядывать постоянно в конс пект. Длинными цитатами я не поль зуюсь, так как по опыту прош лой работы знаю, что они ниче го кроме утомления слушателю не дают, лучше рассказать их содержание своими словами. Много примеров по одному и тому же положению я не при вожу. Хотя бы эти примеры и были оригинальны, по они от нимают . много времени. Исклю чение делаю для IV главы «Краткого курса истории ВКП(б)», когда приходится раз’- яснять сложные философские вопросы. К каждой главе «Краткого курса» я читаю дополнительную литературу, главным образом, труды классиков марксизма- ленинизма, но использую также и художественные произведения. Например, готовя конспект по I главе, я прочел Маркса и Энгельса «Манифест коммуниста- ческой партии», Энгельса «Раз- газетах и журналах. Например, прочитал консультацию покниге Ленина «Развитие капитализма в России», по книге Плеханова «К вопросу о развитии монисти ческого взгляда на историю». МЕТОДИКА РАССКАЗА • Перед началом рассказа 2— 3 мипуты я трачу на восстановле ние того, что изучили раньше и рассказываю о том, что пред стоит прослушать теперь, то-есть ставлю основные вопросы рас сказа. Очень важно, чтобы слушате ли записывали рассказ. Это по может лучше изучить материал. Однажды младший командир т. Копытов во время рассказа смотрел в окно, где боец его от деления т. Романов ремонтиро вал телефонную линию. Когда кончился час занятий, он по бежал к месту работы бойца и сделал замечание, что тот не правильно закрепил провод и приказал все переделать. Забота о высоком качестве своего заве- дывапия— нужное дело, но тема рассказа была усвоена младшим командиром недостаточно. Если бы т. Копытов вел запись, все его внимание было бы сосредото чено на глубоком освоении рас сказа групповода. Таким образом, значение ведения записи заклю чается еще в том, что она не дает слушателям отвлекаться. При рассказе групповода часть слушателей успевает записать почти все. Такие слушатели по- витие социализма от утопии к том прочитывают. дополнительно науке», Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» Широко пользовался и кон сультациями, напечатанными в материал и составляют свой кон спект. Более подготовленным то варищам необходимо давать для конспектирования первоисточни ки. Ведя рассказ, я. чтобы не превратить его в лекцию, обяза тельно после изложения вопроса опрашиваю одного-двух бойцов, как они поняли материал и от вечаю на вопросы слушателей. Излагая первый раздел второй главы, я использовал диаграммы из альбома, выпущенного в по мощь изучающим «Краткий курс истории ВКП(б)», показал на карте, где начались стачки и за бастовки— Батум, Ростов-на-До ну, Баку, Тифлис, Одессу, Киев и другие. Считаю, что это помо гает слушателям запоминать не только на слух, но и зрительно. Рассказ заканчиваю за 5— 7 минут до конца занятий. В ос тавшееся время отвечаю на во просы слушателей и даю крат кие методические указания для самостоятельной работы. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Важным звеном в самостоя тельной работе является подго товка рабочего места. Все должно быть на столе заранее: чернила, ручка, осповная и вспомогатель ная литература, географические карты, альбомы. Это значительно улучшает работу. Во время само стоятельной работы я консульти рую товарищей по вопросам, в понимании которых у них нет достаточной ясности. В конце занятия 2— 3 минуты я трачу на то, чтобы разобрать хороший конспект и показать не умело составленный. ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ На групповом занятии я став лю себе целью вызвать дискус сию по пройденной теме. Вопро сы ставлю таким' образом, чтобы КОМАНДИР-ОБЩЕСТВЕННИК Шестой год Иван Аркадьевич Иванов служит в Военно-Морском Флоте. За этот период он при обрел специальные знания, вы рос культурно' и политически. Теперь он старшина батареи, групповод политзанятий и ответ ственный редактор стенной га зеты. Везде т. Иванов показы вает образцы добросовестного от ношения к порученному делу. Руководимая им группа политза нятий является одной из луч ших на батарее. Готовясь к оче редной лекции, т. Иванов чи тает и конспектирует труды В. И. Лепипа, теоретические статьи, опубликованные в цен тральных газетах и журналах, пользуется художественной лите ратурой. В донолпепио к первым трем главам «Краткого курса истории ВКЩб)» он законспектировал ленинские работы «С чего на- краснофлотцу нужна помощь, он ео охотно оказывает, если же I кто отстает в результате недо- чать?», «Что делать?», «Две ! статочно серьезного отношения к тактики социал-демократии в де мократической революции», про читал роман Н. Г. Чернышев ского «Что делать?» Рассказы т. Иванова па политзанятиях обычно теорети чески грамотны и просты по изложению. На каждом заня тии используется географическая карта. Рассказывая о героиче ской борьібѳ .рабочего класса, с царизмом, о вождях партии и других революциоперал-профее- сионалах, мужественно перено сивших тяжелые лишения во имя будущего торжества идей комму низма, т. Иванов учит слушате лей также мужественно жертво вать личными интересами, а если нужно и жизнью на благо родины. Тов. Иванов впимательпо на блюдает за успехами в учебе каждого краснофлотца. Если учёбе, — групповод, не ограни чиваясь личным воздействием, докладывает об этом командиру, а об отставании комсомольцев ставит в известность секретаря бюро ВЛКСМ. В группе широко развернуто индивидуальное соревнование. Тов. Иванов систематически про веряет выполнение социалистиче ских обязательств, помогает слу шателям в их реализации. С его | писал письмо в исполком Совета, помощью краснофлотцы тт. Зуб- і Теперь матери краснофлотца ока- ~ ” зана помощь. Хорошо т. Иванов работает и можно было широко развить мысль. Требую, чтобы слушатели замечали оговорки и ошибки в выступлениях товарищей, ^то по могает развертыванию дискуссии. Такая система повышает ак тивность бойцов, не дает покоя тем, кто прячется за спину ак тива. . * При выставлении оценок,, я подхожу к слушателям диферен- цированно, учитывая их общин уровень. Бывают люди, которые не могут хорошо изложить во проса, а понимают его правиль но. В конце занятия я коротко указываю на ошибки, незамечен ные выступавшими, я исправляю их. Так, например, т. Богданов, да вая характеристику народничест ва, показывая вырождение народ ников 90-х годов в кулацкую агентуру и хорошо зная факти ческий материал, не сумел обос новать причины, которые приве ли их к вырождению. Я указал ему на необходимость учиться не только запоминать факты, по и давать их анализ. В практике своей работы групповода я борюсь против зу брежки слушателями програмно- го материала. От слушателей требую, чтобы они не механиче ски запоминали изученный ма териал, а глубоко его осмысли вали, чтобы они умели усваиваті. главное и были образцом воин ской дисциплины и боевой уче бы. Высокая требовательность и непримиримость к недостаткам— главное условие успешной рабо ты групповода политзанятий. В процессе выступления я не до пускаю, чтобы боец стоял в вольпой позе и жестикулировал. В прошлые годы моя группа добивалась отличной успеваемо сти. В этом году мы взяли обя зательство отличпыми показате лями в учебе встретить ХѴШ Всесоюзную конференцию партии Ленина — Сталина. Это обяза тельство мы выполним. Групповод политзанятий политрук С. КРАСНИКОВ. не терпит ни малейшей недис циплинированности, старается со здать краснофлотцам все условия для нормальной боевой и поли тической учебы. Тесно связанный с массами краснофлотцев, он хорошо знает их настроения и нужды. Недавно т. Иванов обратился ко мне с просьбой об оказании помощи матери краснофлотца т. Вьшол- зова, испытывавшей некоторые материальные затруднения. Вы звав т. ВьЕползова, расспросив его о положении в семье, я па ков, Насырев и Харчевников, учившиеся и прошлом на «хо рошо», теперь усваивают изучае мый материал на «отлично». С товарищами, не посетившими за нятие по уважительной причине, он занимается отдельно, помогая им наверстать упущенное. Личный состав батареи знает старшину т. Иванова, как тре бовательного командира. Иванов в редакционной коллегии нашей стенной газеты. Опираясь на военкоровский актив, он добился регулярного выхода газеты. На ее страницах популяризируются отличники учебы, резкой кри тике подвергаются нерадивые бойцы. Политрук А. ПОЛЬКА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz