Краснофлотец. 1941, январь.

КРАСН8ФЯ0ТЕЦ ОПЫТ ГР ПОЛИТЗАНЯТИЯ- СРЕДСТВО поднятия КАЧЕСТВА БОЕВОЙ подготовки Рост политического и куль­ турного уровня личного состава Военно-Морского Флота, изучение к системе политических занятий «Краткого курса истории ВЁП(б)» высоко яоднимают роль группо­ вода политических занятий и налагаю* на него величайшую ответственность за высокое ка­ чество воспитания краснофлот­ цев и младших командиров в ду­ хе беззаветной преданности боль­ шевистской партии и социали­ стической родине. Вступая в новый учебный год, я поставил перед группой задачу —добиться отличного усвоения всеми слушателями программы политических занятий. Одновре­ менно стремлюсь к тому, чтобы политическое воспитание было направлено на повышение ка­ чества боевой учебы и на укреп­ ление железной воинской дис­ циплины. Групповод политзаня­ тий не только лектор, но и по­ литический воспитатель. ИЗУЧИТЬ ГРУППУ ДО НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ Прежде чем начать занятия, я ознакомился с составом группы по личным делам, письменным и устным характеристикам непо­ средственных начальников крас­ нофлотцев, а главным образом, путем личной беседы с каждым бойцом. В щроцессе работы и на груп­ повых занятиях я подхожу к слушателям диференцированно. Например, краснофлотцам тт. Ос­ колкову м Романову нужно было помочь в совтавлении конспекта, давать им систематические кон­ сультации по непонятным вопро­ сам, так как их общеобразова­ тельный уровень невысок. Краснофлотцу Блинцову про­ сто надо было порекомендовать прочесть дополнительную лите­ ратуру, так как он, имея доста­ точное образование, быстро и хо­ рошо усваивает материал, а с т. Сумернна иногда просто не­ обходимо было потребовать, что­ бы он проявлял больше радения. Работа с каждым помогает ликвидировать отставание от­ дельных бойцов, дает возмож­ ность расти передовикам учебы и отстающим. ТЩАТЕЛЬНО ГОТОВИТЬ КОНСПЕКТ РАССКАЗА Мон метод работы по состав­ лению конспекта такой. Сначала прочитываю материал «Краткого курса истории ВКП(б)», затем работаю над произведениями Ленина и Сталина, делаю замет­ ки и выписываю нужные цита­ ты. После этого продумываю, какие основные вопросы нужно выделить, как удобпее располо­ жить прочитанный материал, чтобы уложиться в отведенное время. Затем начинаю писать конспект. Этот же метод реко­ мендую и своим слушателям. Записываю все, что думаю сказать,' без всяких сокращений и 30 января 1941 г., № 24 (810 ) * 31нятий D- =□ Сегодня мы печатаем статью групповода политических занятий т. Крас никова, который рѵковиоит группой краснофлотцев, изучающих ,Краткий кудс истории BK/J(6)~. Его группа в течение двух лет получает отличную оценку по политическим занятиям Тов. Красников рассказывает, как он до­ бивается отличного усвоения бойцами всех тем. Печатая эту статью в по­ рядке обмена опытом, редакция просит групповодов политзанятий выска­ заться о своей практической работе по политическому воспитанию бойцов и младших командиров. 9 □ □ условностей. Исключение может быть для примеров и иллюстра­ ций, каторые хорошо знаю. Когда конспект готов, я читаю его вслух тем темпом, которым потом на занятии излагаю ма­ териал. Делаю это для того, что­ бы не было просчетов во време­ ни, а также отрабатываю и уточняю факты: при каждой пе­ речитке конспекта всегда нахо­ дятся ошибки и неточности. На­ конец, это помогает запомнить материал, чтобы на занятии не заглядывать постоянно в конс­ пект. Длинными цитатами я не поль­ зуюсь, так как по опыту прош­ лой работы знаю, что они ниче­ го кроме утомления слушателю не дают, лучше рассказать их содержание своими словами. Много примеров по одному и тому же положению я не при­ вожу. Хотя бы эти примеры и были оригинальны, по они от­ нимают . много времени. Исклю­ чение делаю для IV главы «Краткого курса истории ВКП(б)», когда приходится раз’- яснять сложные философские вопросы. К каждой главе «Краткого курса» я читаю дополнительную литературу, главным образом, труды классиков марксизма- ленинизма, но использую также и художественные произведения. Например, готовя конспект по I главе, я прочел Маркса и Энгельса «Манифест коммуниста- ческой партии», Энгельса «Раз- газетах и журналах. Например, прочитал консультацию покниге Ленина «Развитие капитализма в России», по книге Плеханова «К вопросу о развитии монисти­ ческого взгляда на историю». МЕТОДИКА РАССКАЗА • Перед началом рассказа 2— 3 мипуты я трачу на восстановле­ ние того, что изучили раньше и рассказываю о том, что пред­ стоит прослушать теперь, то-есть ставлю основные вопросы рас­ сказа. Очень важно, чтобы слушате­ ли записывали рассказ. Это по­ может лучше изучить материал. Однажды младший командир т. Копытов во время рассказа смотрел в окно, где боец его от­ деления т. Романов ремонтиро­ вал телефонную линию. Когда кончился час занятий, он по­ бежал к месту работы бойца и сделал замечание, что тот не­ правильно закрепил провод и приказал все переделать. Забота о высоком качестве своего заве- дывапия— нужное дело, но тема рассказа была усвоена младшим командиром недостаточно. Если бы т. Копытов вел запись, все его внимание было бы сосредото­ чено на глубоком освоении рас­ сказа групповода. Таким образом, значение ведения записи заклю­ чается еще в том, что она не дает слушателям отвлекаться. При рассказе групповода часть слушателей успевает записать почти все. Такие слушатели по- витие социализма от утопии к том прочитывают. дополнительно науке», Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» Широко пользовался и кон­ сультациями, напечатанными в материал и составляют свой кон­ спект. Более подготовленным то­ варищам необходимо давать для конспектирования первоисточни­ ки. Ведя рассказ, я. чтобы не превратить его в лекцию, обяза­ тельно после изложения вопроса опрашиваю одного-двух бойцов, как они поняли материал и от­ вечаю на вопросы слушателей. Излагая первый раздел второй главы, я использовал диаграммы из альбома, выпущенного в по­ мощь изучающим «Краткий курс истории ВКП(б)», показал на карте, где начались стачки и за­ бастовки— Батум, Ростов-на-До­ ну, Баку, Тифлис, Одессу, Киев и другие. Считаю, что это помо­ гает слушателям запоминать не только на слух, но и зрительно. Рассказ заканчиваю за 5— 7 минут до конца занятий. В ос­ тавшееся время отвечаю на во­ просы слушателей и даю крат­ кие методические указания для самостоятельной работы. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Важным звеном в самостоя­ тельной работе является подго­ товка рабочего места. Все должно быть на столе заранее: чернила, ручка, осповная и вспомогатель­ ная литература, географические карты, альбомы. Это значительно улучшает работу. Во время само­ стоятельной работы я консульти­ рую товарищей по вопросам, в понимании которых у них нет достаточной ясности. В конце занятия 2— 3 минуты я трачу на то, чтобы разобрать хороший конспект и показать не­ умело составленный. ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ На групповом занятии я став­ лю себе целью вызвать дискус­ сию по пройденной теме. Вопро­ сы ставлю таким' образом, чтобы КОМАНДИР-ОБЩЕСТВЕННИК Шестой год Иван Аркадьевич Иванов служит в Военно-Морском Флоте. За этот период он при­ обрел специальные знания, вы­ рос культурно' и политически. Теперь он старшина батареи, групповод политзанятий и ответ­ ственный редактор стенной га­ зеты. Везде т. Иванов показы­ вает образцы добросовестного от­ ношения к порученному делу. Руководимая им группа политза­ нятий является одной из луч­ ших на батарее. Готовясь к оче­ редной лекции, т. Иванов чи­ тает и конспектирует труды В. И. Лепипа, теоретические статьи, опубликованные в цен­ тральных газетах и журналах, пользуется художественной лите­ ратурой. В донолпепио к первым трем главам «Краткого курса истории ВКЩб)» он законспектировал ленинские работы «С чего на- краснофлотцу нужна помощь, он ео охотно оказывает, если же I кто отстает в результате недо- чать?», «Что делать?», «Две ! статочно серьезного отношения к тактики социал-демократии в де­ мократической революции», про­ читал роман Н. Г. Чернышев­ ского «Что делать?» Рассказы т. Иванова па политзанятиях обычно теорети­ чески грамотны и просты по изложению. На каждом заня­ тии используется географическая карта. Рассказывая о героиче­ ской борьібѳ .рабочего класса, с царизмом, о вождях партии и других революциоперал-профее- сионалах, мужественно перено­ сивших тяжелые лишения во имя будущего торжества идей комму­ низма, т. Иванов учит слушате­ лей также мужественно жертво­ вать личными интересами, а если нужно и жизнью на благо родины. Тов. Иванов впимательпо на­ блюдает за успехами в учебе каждого краснофлотца. Если учёбе, — групповод, не ограни­ чиваясь личным воздействием, докладывает об этом командиру, а об отставании комсомольцев ставит в известность секретаря бюро ВЛКСМ. В группе широко развернуто индивидуальное соревнование. Тов. Иванов систематически про­ веряет выполнение социалистиче­ ских обязательств, помогает слу­ шателям в их реализации. С его | писал письмо в исполком Совета, помощью краснофлотцы тт. Зуб- і Теперь матери краснофлотца ока- ~ ” зана помощь. Хорошо т. Иванов работает и можно было широко развить мысль. Требую, чтобы слушатели замечали оговорки и ошибки в выступлениях товарищей, ^то по­ могает развертыванию дискуссии. Такая система повышает ак­ тивность бойцов, не дает покоя тем, кто прячется за спину ак­ тива. . * При выставлении оценок,, я подхожу к слушателям диферен- цированно, учитывая их общин уровень. Бывают люди, которые не могут хорошо изложить во­ проса, а понимают его правиль­ но. В конце занятия я коротко указываю на ошибки, незамечен­ ные выступавшими, я исправляю их. Так, например, т. Богданов, да­ вая характеристику народничест­ ва, показывая вырождение народ­ ников 90-х годов в кулацкую агентуру и хорошо зная факти­ ческий материал, не сумел обос­ новать причины, которые приве­ ли их к вырождению. Я указал ему на необходимость учиться не только запоминать факты, по и давать их анализ. В практике своей работы групповода я борюсь против зу­ брежки слушателями програмно- го материала. От слушателей требую, чтобы они не механиче­ ски запоминали изученный ма­ териал, а глубоко его осмысли­ вали, чтобы они умели усваиваті. главное и были образцом воин­ ской дисциплины и боевой уче­ бы. Высокая требовательность и непримиримость к недостаткам— главное условие успешной рабо­ ты групповода политзанятий. В процессе выступления я не до­ пускаю, чтобы боец стоял в вольпой позе и жестикулировал. В прошлые годы моя группа добивалась отличной успеваемо­ сти. В этом году мы взяли обя­ зательство отличпыми показате­ лями в учебе встретить ХѴШ Всесоюзную конференцию партии Ленина — Сталина. Это обяза­ тельство мы выполним. Групповод политзанятий политрук С. КРАСНИКОВ. не терпит ни малейшей недис­ циплинированности, старается со­ здать краснофлотцам все условия для нормальной боевой и поли­ тической учебы. Тесно связанный с массами краснофлотцев, он хорошо знает их настроения и нужды. Недавно т. Иванов обратился ко мне с просьбой об оказании помощи матери краснофлотца т. Вьшол- зова, испытывавшей некоторые материальные затруднения. Вы­ звав т. ВьЕползова, расспросив его о положении в семье, я па­ ков, Насырев и Харчевников, учившиеся и прошлом на «хо­ рошо», теперь усваивают изучае­ мый материал на «отлично». С товарищами, не посетившими за­ нятие по уважительной причине, он занимается отдельно, помогая им наверстать упущенное. Личный состав батареи знает старшину т. Иванова, как тре­ бовательного командира. Иванов в редакционной коллегии нашей стенной газеты. Опираясь на военкоровский актив, он добился регулярного выхода газеты. На ее страницах популяризируются отличники учебы, резкой кри­ тике подвергаются нерадивые бойцы. Политрук А. ПОЛЬКА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz