Краснофлотец. 1941, январь.
IS января 1941 г., Jfc 21 (807) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 с ы н ’Вот уас осень. Дождь вдет, •бьет о крышу глухо. R гости сына ждет-пождет Ял селе старуха. В ііі>ле пусто, лес раздет, Сад шумит уныло, Яо сынка чего-то нет, К-ердце защемило. Где ты? Что ты опоздал? Почему не пишешь? Хоть бы весточку подал, Мой соколик, слышишь? Мать скучает, все одна, Яе с кем поделиться, Часто смотрит из окна В даль, где степь дымится. кЦелых сорок дней назад Ты писал «приеду». Вот уж осень — вянет сад, А тебя все нету. !*ы богатые сейчас Ты. наверно, знаешь, Й ' т ь , сыночек мой, у нас Все — чего желаешь. Ман{ колхоз теперь большой И пело, — что город. Мь? театр имеем свой, каменные школы...» Яочь осенняя пришла, Спрятав в мглу вургаяы. В облака луна зашла. Спят поля в тумане. Сумку кинув на плеч» Шел в село большое Смелый сокол, имя чье Стало всем родное. Перед ним из тьмы встает Серая избушка, В ней сейчас, наверно ждет Его мать-старушка. Іетчнк стукнул в дверь рукой, Глянул в щель — нет свету. И услышал: «Кто такой Ходит в пору эту?» «Открывай скорее, мать. Это я, Ванюша». Мать не знает, что сказать: Радость сердце душит. «Сынку, милый, дорогой! Наконец, родимый! Посмотри как вырос твой Младший братец Дима!» Мальчик руку брата взял. I глядит без слова. Летчик вверх его поднял — «Ну, браток, здорово!». Краснофлотец п. одинокое. НА МОСТИКЕ Буграми йена ходит. Бушует волпогон. Я вахтенный обводят биноклем горизонт. Т5ачаются в бинокле Туманные огни... Н смотрит он— далеко ли, й чьи они. Уж остров Еильдин «еден Над кромкою седой. Скалистый остров Еильдин Гремят у скал прибой... і а к тикает репитер. Вращая светлый диск. С оправы штурман вытер Следы соленых брызг. Склонившись над картушкой. Он пеленгует мыс, Оснеженной верхушкой Оскалившийся в высь. Так старый пулеметчик. Не изменясь в лице. Берет на мушку цель Во мгле полярной ночи. А. ПЕТРОВ. Салтыков- Щедрин в произведениях Ленина и Стаями (R US -летию со дня рождения писате^гя) Сатира — острое оружие ху дожественной литературы. Этим оружием мастерски владел писа тель М. Е. Салтыков-Щедрин. Суровая правдивость, яркость и меткость щедринского слова зло бичевали политический строй царской России, продажность представителей господствующих классов, лакейство буржуазной интеллигенции, казнокрадетво и тупость чниовников. Ленин хорошо знал и высоко ценил произведения Щедрина. В своей борьбе с врагами рабочего класса Владимир Ильич умело использовал художественные об разы, созданные великим сати риком. Еще в 90-х годах прошлого столетня Денни, бичуя царскую бюрократию, писал: «Ужасно то, что правитель ство прикрывает соображениями высшей политики свое иудушки- по стремлепие — отнять кусок у голодающего, урезать впятеро размер пособий, запретить всем, кроме полицейских чинов, под ступаться к умирающим <уг го лода!» (Ленин, т. IV, стр. 280). В период революции 1905 го да В. Н. Ленин использует образ йудупгкн для ‘разоблачения кадета, прикрывающего свое эксплуататорское лицо личиной представителя счпародной свобо ды». «К чему борьба, зачем междо-1 усобицы? говорит Иудушка-кадет, вознося очи горе и укоризненно поглядывая и на революционный народ, н на контр-революционное правительство. Братия! Возлюбим друг друга! Пусть будут и вояки сыты и овцы целы, и монархия с верхней палатой неприкосно венны и «народная свобода» обеспечена»'. (Денни, т. IX, стр. 94). После поражения революции 1905 года и усиления реакции, часть интеллигенции стала коле баться, звать на примирение с правительством. Ленин, рисуя предателя революции, снова об ращается к образу Иудушки. . «Жаль, что не дожил Щедрин до «великой» российской револю ции. Он прибавил бы, вероятно, повую главу к «Господам Голов левым*. он изобразил бы Иудуш ку, который успокаивает высе ченного, избитого, голодного, за кабаленного мужика: ты ждешь улучшения? Ты разочарован от сутствием перемены в порядках, основанных на голоде, на рас- стреливаннн народа, на розге и нагайке? Ты жалуешься на «от сутствие фактов»? Неблагодар ный! Но ведь это отсутствие фактов и есть факт величайшей важности!», (т. XI, стр. 158— 159). К Иудушкам Ленин причислял всех меньшевиков. Иудушкой ея Называл предателя и изменника Троцкого. Образ Иудушки Депяи использует и в борьбе против из менников и предателей из лаге ря второго Интернационала. Образы и герои Щедрина не утратили своей остроты и в на ши дни. Его сатира продолжает оставаться действенньйм оружием в борьбе с врагами нашей роди ны, с носителями пережитков прошлого. Образность произведений Щед рина, их острая политическая направленность привлекли к ним внимание великого человека на- щей эпохи— товарища Сталина. В феврале 1931 года, высту пая с речью на конференция ра ботников социалистической про мышленности, товарищ Сталин подверг резкой критике бумаж но-бюрократическое руководств** отдельных руководителей про мышленных предприятий. «У нас нередко, — гово рил товарищ Сталин, — ду мают, что руководить — это значит подписывать бумаги... Иногда невольно вспоминаешь помпадуров Щедрина. Помни те. как помпадурша поуча ла молодого помпадура: не ломай голову над наукой, не вникай в дело, пусть другие занимаются этим, не івое это дело, — твое дело руково дить, подписывать бумаги». («Вопросы ленинизма», стр. 326. Издание XI). Образы Салтыкова-Щедрина были использованы товарищем Сталиным и в его историческом докладе на Чрезвычайном ѴШ с’езде Советов. Л. МОРОЗОВ. Краснофлотец Чуваев, гото вясь к разводу, старательно надраил бляху и пуговицы, не сколько раз повторил обязанно сти часового. Снежная тропа ведет к бере гу моря. Боец сходит на сердито пофыркивающий катер. Катер уходит к острову, заброшенному среди седых шумящих волн. Вершина острова увенчана ог ромной белой шапкой снега. Игорь Чуваев покидает катер и соступает на пост. Размерен ным шагом ходит он по снежной вершине острова н глаза его ни ш минуту не отрываются от горизонта. Молодой боец помнит, что он часовой и на этом маленьком пустынном островке охраняет ;іодыпую советскую землю... Фигура Чуваева едва угады вается в черных сумерках. Вот уже несколько месяцев тянется полярная ночь. Солнце не пока зывается на небосклоне. В пол день чуть-чуть забрезжит рас свет. а через чае-два снова все окружающее растворяется в черной холодной тьме. Зато в ясную, морозную пого ду трудно оторвать взор от неж ного высокого неба, полыхающе го причудливыми красками се верного сияния. — Да, красивый край... Хо роший край... думает Чуваев, чутко прислу шиваясь к не умолкаемому го вору сердитого моря. Неожиданно со стороны моря, взметнув тучи иглистого снега, налетел пронизывающий нордо вый ветер. — Начинается каруеель, — подумал Чуваев, поднимая во ротник полушубка. — Ну, крути, крути, — словно обращаясь к бурану вслух сказал он. продолжая свой обход. И море, и черные очерта ния островка в мгновение ока растаяли в белом кипении пур ги. Слышно было только, как внизу неистово ревело море, м волны дробились о скалистые берега. Чуваев остановился, стараясь получше укрыть лицо от колю чего снега, но его елух и вни мание были напряжены до пре дела. — Чего доброго, но такой по годе и пожалуют незваные го сти, — думал оя, крешю сжи мая винтовку. Уже давно прошло время сме ны, но Чуваев змал, что шторм закрыл путь к острову. Сквозь L L .S vun .yob Ов> Iвьюгу до его ух» доноеалиеь | глыба только едва уловимые звуки ре вуна. . Мороз пробирал до костей. Мерзли руки и ноги. Холод н усталость пытались одолеть ча сового, его клонило ко сну, но он попрежнему размеренно печа тал шаги: раз, два, три, раз, два, три... Пурга тотчас же заметала следы... Рев моря сливался с глухим воем ветра. Прислушиваясь к разноголосой симфонии зву ков, Чуваев не заметно для се бя еделал лиш ний шаг. В тот же мо мент огромная нависшего над берегом сорвалась я полетела увлекая часового в чер- снега ВНИЗ, ную пропасть. Он упал на ноги, около ост рых прибрежных клыков, креп ко обнимая винтовку. Вскочив сгоряча, Чуваев бы стро поднялся вверх. Неожидан но острая боль, точно ножом, полоснула ногу. Чуваев засто нал и упал в снег, но в голове его билаеь одна и та же на стойчивая мысль: «Только бы не проглядеть чего, да не прослу шать...» Он удобнее устроился в снегу, точно стрелок, приготовившийся встретить наступающего врага и, приладив винтовку, продолжал вести наблюдение. Время тянулось медленно. Уж почти сутки бушевала пурга н шторм. Чтобы прогнать неприят ное ощущение голода н щемя щей боли в ноге, Чуваев начал отсчитывать еекунды. К полудню ветер стих также неожиданно, как и начался. Прояснилось небо, заголубел го ризонт. Чуваев заметил, как за алел небосклон и вслед за тем, из-за острых вершин свал на чал медленно подниматься огнен ный шар солнца. Оно всходило сегодня впервые после долгих месяцев полярной ночи. Из груди часового невольно вырвалось: «Здравствуй, солн це!» Он произнес это также радо стно н энергично, как произно сил, встречаясь после долгой разлуки е матерью, полное сы новней нежности м радости ко роткое слово: — «Здравствуй, мама!» Багровое, негреющее солнца точно влило в него повую жи вительную силу. Он видел, как на далеком берегу, в по селке, кучками бежали ребя тишки. как, взобравшись на гору, они бросали вверх шап ки, приветствуя восходящей светило. А над морем все на стойчивее и настойчивее звене ла молодая звонкоголосая песня: Солнце льется, сердце бьется И привольно дышит грудь, Над волнами, вместе с нами, Птнца-песня держит путь! Песню пели краснофлотцы. Знакомый юркий катер сделай несся к острову...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz