Краснофлотец. 1941, январь.

IS января 1941 г., Jfc 21 (807) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 с ы н ’Вот уас осень. Дождь вдет, •бьет о крышу глухо. R гости сына ждет-пождет Ял селе старуха. В ііі>ле пусто, лес раздет, Сад шумит уныло, Яо сынка чего-то нет, К-ердце защемило. Где ты? Что ты опоздал? Почему не пишешь? Хоть бы весточку подал, Мой соколик, слышишь? Мать скучает, все одна, Яе с кем поделиться, Часто смотрит из окна В даль, где степь дымится. кЦелых сорок дней назад Ты писал «приеду». Вот уж осень — вянет сад, А тебя все нету. !*ы богатые сейчас Ты. наверно, знаешь, Й ' т ь , сыночек мой, у нас Все — чего желаешь. Ман{ колхоз теперь большой И пело, — что город. Мь? театр имеем свой, каменные школы...» Яочь осенняя пришла, Спрятав в мглу вургаяы. В облака луна зашла. Спят поля в тумане. Сумку кинув на плеч» Шел в село большое Смелый сокол, имя чье Стало всем родное. Перед ним из тьмы встает Серая избушка, В ней сейчас, наверно ждет Его мать-старушка. Іетчнк стукнул в дверь рукой, Глянул в щель — нет свету. И услышал: «Кто такой Ходит в пору эту?» «Открывай скорее, мать. Это я, Ванюша». Мать не знает, что сказать: Радость сердце душит. «Сынку, милый, дорогой! Наконец, родимый! Посмотри как вырос твой Младший братец Дима!» Мальчик руку брата взял. I глядит без слова. Летчик вверх его поднял — «Ну, браток, здорово!». Краснофлотец п. одинокое. НА МОСТИКЕ Буграми йена ходит. Бушует волпогон. Я вахтенный обводят биноклем горизонт. Т5ачаются в бинокле Туманные огни... Н смотрит он— далеко ли, й чьи они. Уж остров Еильдин «еден Над кромкою седой. Скалистый остров Еильдин Гремят у скал прибой... і а к тикает репитер. Вращая светлый диск. С оправы штурман вытер Следы соленых брызг. Склонившись над картушкой. Он пеленгует мыс, Оснеженной верхушкой Оскалившийся в высь. Так старый пулеметчик. Не изменясь в лице. Берет на мушку цель Во мгле полярной ночи. А. ПЕТРОВ. Салтыков- Щедрин в произведениях Ленина и Стаями (R US -летию со дня рождения писате^гя) Сатира — острое оружие ху­ дожественной литературы. Этим оружием мастерски владел писа­ тель М. Е. Салтыков-Щедрин. Суровая правдивость, яркость и меткость щедринского слова зло бичевали политический строй царской России, продажность представителей господствующих классов, лакейство буржуазной интеллигенции, казнокрадетво и тупость чниовников. Ленин хорошо знал и высоко ценил произведения Щедрина. В своей борьбе с врагами рабочего класса Владимир Ильич умело использовал художественные об­ разы, созданные великим сати­ риком. Еще в 90-х годах прошлого столетня Денни, бичуя царскую бюрократию, писал: «Ужасно то, что правитель­ ство прикрывает соображениями высшей политики свое иудушки- по стремлепие — отнять кусок у голодающего, урезать впятеро размер пособий, запретить всем, кроме полицейских чинов, под­ ступаться к умирающим <уг го­ лода!» (Ленин, т. IV, стр. 280). В период революции 1905 го­ да В. Н. Ленин использует образ йудупгкн для ‘разоблачения кадета, прикрывающего свое эксплуататорское лицо личиной представителя счпародной свобо­ ды». «К чему борьба, зачем междо-1 усобицы? говорит Иудушка-кадет, вознося очи горе и укоризненно поглядывая и на революционный народ, н на контр-революционное правительство. Братия! Возлюбим друг друга! Пусть будут и вояки сыты и овцы целы, и монархия с верхней палатой неприкосно­ венны и «народная свобода» обеспечена»'. (Денни, т. IX, стр. 94). После поражения революции 1905 года и усиления реакции, часть интеллигенции стала коле­ баться, звать на примирение с правительством. Ленин, рисуя предателя революции, снова об­ ращается к образу Иудушки. . «Жаль, что не дожил Щедрин до «великой» российской револю­ ции. Он прибавил бы, вероятно, повую главу к «Господам Голов­ левым*. он изобразил бы Иудуш­ ку, который успокаивает высе­ ченного, избитого, голодного, за­ кабаленного мужика: ты ждешь улучшения? Ты разочарован от­ сутствием перемены в порядках, основанных на голоде, на рас- стреливаннн народа, на розге и нагайке? Ты жалуешься на «от­ сутствие фактов»? Неблагодар­ ный! Но ведь это отсутствие фактов и есть факт величайшей важности!», (т. XI, стр. 158— 159). К Иудушкам Ленин причислял всех меньшевиков. Иудушкой ея Называл предателя и изменника Троцкого. Образ Иудушки Депяи использует и в борьбе против из­ менников и предателей из лаге­ ря второго Интернационала. Образы и герои Щедрина не утратили своей остроты и в на­ ши дни. Его сатира продолжает оставаться действенньйм оружием в борьбе с врагами нашей роди­ ны, с носителями пережитков прошлого. Образность произведений Щед­ рина, их острая политическая направленность привлекли к ним внимание великого человека на- щей эпохи— товарища Сталина. В феврале 1931 года, высту­ пая с речью на конференция ра­ ботников социалистической про­ мышленности, товарищ Сталин подверг резкой критике бумаж­ но-бюрократическое руководств** отдельных руководителей про­ мышленных предприятий. «У нас нередко, — гово­ рил товарищ Сталин, — ду­ мают, что руководить — это значит подписывать бумаги... Иногда невольно вспоминаешь помпадуров Щедрина. Помни­ те. как помпадурша поуча­ ла молодого помпадура: не ломай голову над наукой, не вникай в дело, пусть другие занимаются этим, не івое это дело, — твое дело руково­ дить, подписывать бумаги». («Вопросы ленинизма», стр. 326. Издание XI). Образы Салтыкова-Щедрина были использованы товарищем Сталиным и в его историческом докладе на Чрезвычайном ѴШ с’езде Советов. Л. МОРОЗОВ. Краснофлотец Чуваев, гото­ вясь к разводу, старательно надраил бляху и пуговицы, не­ сколько раз повторил обязанно­ сти часового. Снежная тропа ведет к бере­ гу моря. Боец сходит на сердито пофыркивающий катер. Катер уходит к острову, заброшенному среди седых шумящих волн. Вершина острова увенчана ог­ ромной белой шапкой снега. Игорь Чуваев покидает катер и соступает на пост. Размерен­ ным шагом ходит он по снежной вершине острова н глаза его ни ш минуту не отрываются от горизонта. Молодой боец помнит, что он часовой и на этом маленьком пустынном островке охраняет ;іодыпую советскую землю... Фигура Чуваева едва угады­ вается в черных сумерках. Вот уже несколько месяцев тянется полярная ночь. Солнце не пока­ зывается на небосклоне. В пол­ день чуть-чуть забрезжит рас­ свет. а через чае-два снова все окружающее растворяется в черной холодной тьме. Зато в ясную, морозную пого­ ду трудно оторвать взор от неж­ ного высокого неба, полыхающе­ го причудливыми красками се­ верного сияния. — Да, красивый край... Хо­ роший край... думает Чуваев, чутко прислу­ шиваясь к не­ умолкаемому го­ вору сердитого моря. Неожиданно со стороны моря, взметнув тучи иглистого снега, налетел пронизывающий нордо­ вый ветер. — Начинается каруеель, — подумал Чуваев, поднимая во­ ротник полушубка. — Ну, крути, крути, — словно обращаясь к бурану вслух сказал он. продолжая свой обход. И море, и черные очерта­ ния островка в мгновение ока растаяли в белом кипении пур­ ги. Слышно было только, как внизу неистово ревело море, м волны дробились о скалистые берега. Чуваев остановился, стараясь получше укрыть лицо от колю­ чего снега, но его елух и вни­ мание были напряжены до пре­ дела. — Чего доброго, но такой по­ годе и пожалуют незваные го­ сти, — думал оя, крешю сжи­ мая винтовку. Уже давно прошло время сме­ ны, но Чуваев змал, что шторм закрыл путь к острову. Сквозь L L .S vun .yob Ов> Iвьюгу до его ух» доноеалиеь | глыба только едва уловимые звуки ре­ вуна. . Мороз пробирал до костей. Мерзли руки и ноги. Холод н усталость пытались одолеть ча­ сового, его клонило ко сну, но он попрежнему размеренно печа­ тал шаги: раз, два, три, раз, два, три... Пурга тотчас же заметала следы... Рев моря сливался с глухим воем ветра. Прислушиваясь к разноголосой симфонии зву­ ков, Чуваев не­ заметно для се­ бя еделал лиш­ ний шаг. В тот же мо мент огромная нависшего над берегом сорвалась я полетела увлекая часового в чер- снега ВНИЗ, ную пропасть. Он упал на ноги, около ост­ рых прибрежных клыков, креп­ ко обнимая винтовку. Вскочив сгоряча, Чуваев бы­ стро поднялся вверх. Неожидан­ но острая боль, точно ножом, полоснула ногу. Чуваев засто­ нал и упал в снег, но в голове его билаеь одна и та же на­ стойчивая мысль: «Только бы не проглядеть чего, да не прослу­ шать...» Он удобнее устроился в снегу, точно стрелок, приготовившийся встретить наступающего врага и, приладив винтовку, продолжал вести наблюдение. Время тянулось медленно. Уж почти сутки бушевала пурга н шторм. Чтобы прогнать неприят­ ное ощущение голода н щемя­ щей боли в ноге, Чуваев начал отсчитывать еекунды. К полудню ветер стих также неожиданно, как и начался. Прояснилось небо, заголубел го­ ризонт. Чуваев заметил, как за­ алел небосклон и вслед за тем, из-за острых вершин свал на­ чал медленно подниматься огнен­ ный шар солнца. Оно всходило сегодня впервые после долгих месяцев полярной ночи. Из груди часового невольно вырвалось: «Здравствуй, солн­ це!» Он произнес это также радо­ стно н энергично, как произно­ сил, встречаясь после долгой разлуки е матерью, полное сы­ новней нежности м радости ко­ роткое слово: — «Здравствуй, мама!» Багровое, негреющее солнца точно влило в него повую жи­ вительную силу. Он видел, как на далеком берегу, в по­ селке, кучками бежали ребя­ тишки. как, взобравшись на гору, они бросали вверх шап­ ки, приветствуя восходящей светило. А над морем все на­ стойчивее и настойчивее звене­ ла молодая звонкоголосая песня: Солнце льется, сердце бьется И привольно дышит грудь, Над волнами, вместе с нами, Птнца-песня держит путь! Песню пели краснофлотцы. Знакомый юркий катер сделай несся к острову...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz