Краснофлотец. 1941, январь.
4 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 7 января 1941 г., № 5 (791) Война между Англией и Германией БЕРЛИН, 5 января. (ТАСС). Верховное командование сооб щает: «Вчера действия герман ской авиации ограничивались раз ведкой. В прошлую ночь крупные соединения германской авиации подвергли успешной бомбарди ровке Эвонмут, а также не сколько других важных в воен ном отношении об’ектов в Бри стольском заливе. Английская авиация сбросила небольшое количество бомб в не скольких местах территории Гер мании, ущерб незначителен, воен. ные об’екты не пострадали». ЛОНДОН, б января. (ТАОС). Официально сообщается, что вче-! Н е ф т ь и в о й н а ра, вскоре после наступления темноты, германские самолеты совершили многочисленные, про должавшиеся большую часть но чи, налеты на Англию. Атаки направлялись главным образом против одного города в Западной Англии, где возникли пожары. Среди населения имеются убитые и раненые. Бомбы были сброшены также в различных пунктах Юж ного Уэльса, где ущерб и число жертв невелики. Воздушная тре вога в Лондоне продолжалась несколько часов, однако, налет на Лондон был весьма незначи тельным. АНГЛИЙСКИЕ СУДА — ОХОТНИКИ ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ ЛОНДОН, 5 января. (ТАСС). По сообщению агентства Рейтер, английский военно-морской флот применяет новый тип судов для борьбы с германскими подвод ными лодками. С начала войны было, очевидно, что английскому военно-морскому флоту необхо- • димо большее количество мелких судов для охраны торговых па- • роходов. Сперва для этого при- ! способлялись переоборудованные рыболовные суда, затем они • использовались для других нужд. Вместо них были по строены небольшие быстроход ные суда — охотники за под водными лодками. Команда каждого такого судна состоит из капитана, трех офицеров и 50—60 матросов. Вооружение «охотников» специально приспо соблено для борьбы против под водных лодок. Они оказывают ценную помощь эсминцам в кон воировании торговых пароходов в Атлантическом океане, а также подбирают потерпевших корабле крушение. Военные действия в Албании АФИНЫ, 5 января. (ТАСС). Греческое командование сообщает, что вчера во время успешных действий местного характера гре ческие войска захватили в плен 204 человека. Захвачено также большое количество автоматиче ского оружия и боеприпасов. Как указывается в сообщении командования английских военно- воздушных сил, в Греции англий ская авиация успешно бомбарди ровала 2 января Эльбаоан. Все бомбы были сброшены над цен тром города. Возникли три круп ных пожара. Повреждено не сколько зданий. Гречеокая печать сообщает, что в приморском секторе фронта новые части противника, прибыв шие из Северной Албании, попы тались перейти в контрнаступле ние, но были отброшены с тяже лыми для них потерями на исход ные позиции. Итальянцы остави ли на поле сражения много военных материалов. В операциях местного значения противник ис пользовал крупные механизиро ванные танковые части. Однако, действия греческих войск выну дили итальянцев перейти к обо роне своих позиций. Греческая авиация успешно бомбардировала скопления механизированных ко лонн итальянцев и обратила их в бегсіво. •В районе Клисуры противник, пытаясь замедлить продвижение греческих войск, организовал не сколько контратак с целью за хвата потерянных позиций, но также отступил. В районе Тепелене стремитель ными действиями пехоты и ар тиллерии захвачены важные итальянские позиции. Упорное сопротивление италь янцы оказывают на северном фронте, где греческая артилле рия вывела из строя часть ба тарей противника. Греческая авиация после удачной бомбар дировки взорвала в этом секторе склад боеприпасов противника. НЬЮ-ЙОРК, 5 января. (ТАСС). По сообщению агентства Ассо- шиэйтед Пресс, в Афинах офи циально об’явлено, что греческая подводная лодка потопила на севере Албании итальянский тан кер. СВОДКА ИТАЛЬЯНСКОГО КОМАНДОВАНИЯ РИМ, 5 января. (ТАСС). Итальянское командование сооб щает: «На фронте Бардии сра жение продолжается. Итальянская авиация бомбардирует и обстре ливает из пулеметов войска про тивника. Несмотря на героическое сопротивление итальянских сухо путных и воздушных сил, про тивник захватил несколько опор ных пунктов. Итальянская авиа ция неоднократно бомбардировала стоящие около побережья Бар- дни корабли противника. В воз- ! душных боях итальянская истреби- •тельная авиация сбила восемь самолетов противника, 3 итальян ских не вернулись на свои базы. ( На греческом фронте происхо- 1дят действия местного характера. Итальянские войска захватили оружие и военнопленных. В Восточной Африке англий ские самолеты сбросили бомбы и I листовки над некоторыми пунк тами Сомали. На границе Англо- Египетского Судана происходит *артиллерийская перестрелка. РАНГЕЛЬ—ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ФИНЛЯНДИИ ХЕЛЬСИНКИ, 4 января. (ТАСС). Официально сообщено о сформи ровании нового финляндского ка бинета. Премьер-министром на значен член прогрессивной пар тии Иоган Рангель. Состав каби нета остался прежним, за исклю чением министра Путежю. $ * * Иоган Рангель родился в 1894 году. По образованию адвокат. ЕЬместе с Рюти Рангель воз главлял финляндский государ ственный банк. До назначения ( премьер-министром Рангель зани- ' мал пост директора финляндского .государственного банка. Продовольственные затруднения в Финляндии ХЕЛЬСИНКИ, 4 января, ного рогатого скота и 20 про- (ТАСС). В связи с недостатком центов поголовья телят, мяса правительство приняло ре- | Норма выдачи масла сокращена пгение о принудительном у б о е :наполовину. Частично запрещена 10—20 процентов поголовья круп- I свободная продажа картофеля. ■"ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: отв. редактора— 309, зам. редактора— 377, отделов партийной жизни и ции 73. Отделов боевой подготовки— 137, отдел культуры и быта, краснофлотских писем— 366. Уже первая мировая империа листическая война в ее послед ней фазе, когда военная мотори зация* значительно выросла, пока зала, какое огромное значение имеет нефть для военных опера ций. Добыча ^ефти во всем мире (без России) увеличилась с 47 млн. тонн в 1914 г. до 73,1 млн. тонн в 1919 г., т. е. более чем в полтора раза. К началу второй империалисти ческой войны гражданская и военная моторизация увеличилась в сравнении с 1914 г. в десятки раз. Более половины торгового флота капиталистического мира теперь работает на нефтяном топливе, не говоря уже о том, что тоннаж моторных судов с 1914 по 1939 г. увеличился боль ше чем в 84 раза, а тоннаж па ровых судов, работающих на неф тяном топливе, — в 16 раз. Военно-морской флот капитали стических стран {общим водоиз мещением около 8 млн. тонн) ра ботает теперь почти исключи тельно на нефтяном топливе. Число автомобилей в эксплуата ции за этот же период увеличи лось с 2 млні до 43 -миллионов. В начале первой империалисти ческой войны ц каждой из глав ных империалистических стран число самолетов исчислялось сот нями. А теперь у воюющих импе риалистических стран десятки тысяч самолетов. Сильно возросло за этот период число танков, броневиков, автомобилей, мотоме ханизированных средств. В нынешней войне воюющим странам требуется огромное коли чество нефти и нефтепродуктов. Нефть приобрела исключительно важное и решающее значение. Товарищ Сталин еще на XV с’езде ВКП(б) указывал, что «воевать без нефти нельзя, а кто имеет преимущество в деле нефти, тот имеет шансы на победу в грядущей войне*. $ $ * Нефть в капиталистическом мире размещена чрезвычайно не равномерно. Данные о добыче нефти, потреблении нефтепродук тов и их заменителей в основных нефтедобывающих и потребляю щих странах перед началом ны нешней войны показывают, что во і всем капиталистическом мире в 1938 г. было добыто 243,3 млн. , тонн нефти, заменителей нефте продуктов было выработано почти 10 млн. тонн, а потребление до стигло 236,2 млн. тонн. В Западном полушарии общее количество добываемой нефти и производимых заменителей значи тельно повышает размеры потре бления. Доля этого полушария в добыче нефти и производстве за менителей во всем капиталисти ческом мире составляет 85,4 птю- цента, а в потреблении — 78,4 процента. Блокированная ныне континен тальная капиталистическая Евро па, наоборот, потребляет значи тельно больше, чем производит. В ппедвоенный (1938) год ее по требление нефтепродуктов и за менителей 'превысило добычу неФти и производство замените лей на 17,3 млн. тонн. Недостаю щее количество импортировалось из неевропейских стран, главным образом из США, Венецѵэлы, Ирака, Мексики, Перу, Голланд- і ской Восточной Индии, Ирана. л л л Подавляющая часть источников нефти • капиталистического мира захвачена двумя крупнейшими империалистическими державами— США и Англией — и нахо дится под контролем несколь ких монополистических нефтя ных компаний этих держав. Так, во всей добыче нефти капиталистического мира доля компаний, контролируемых ка питалом США, составляет око ло 76 процентов; доля компаний, контролируемых английским ка питалом, — свыше 19 процентов. Другим империалистическим странам не удалось захватить крупных мировых источников нефти. Доля компаний, контро лируемых французским капита лом, в добыче нефти во всем ка питалистическом мире составила в 1938 г. лишь 1,1 проц., а доля компаний, контролируемых италь янским капиталом, — всего око ло 0,2 процента. Германия и Япония добывают в пределах своих территорий незначительное количество нефти. $ $ £ Воюющие ныне империалисти ческие страны не могут вести длительную войну без значитель ного ввоза нефти из-за границы. Однако не все иностранные ис точники снабжения доступны для них. Не каждая из воюющих стран имеет у себя хорошо раз витое производство заменителей нефтепродуктов. Некоторые из этих стран, как, например, Ита лия и Япония, не имеют для этого производства достаточного количества основного сырья — каменного угля. В предвоенный (1938) год де вять десятых всего германского импорта и четыре пятых всего итальянского импорта нефти при ходилось на неевропейские стра ны. Теперь неевропейские источ ники нефти из-за морской и воз душной блокады, осуществляе мой Англией, стали недоступны ми не только для 'Германии и Италии, но почти для всех£тран континентальной капиталисти ческой Европы. Английская блокада отрезала Германию почти от всех круп нейших источников нефти капи талистического мира. Германия может импортировать нефть из Румынии (до 1560 тыс. тонн в год). Германия имеет то преиму щество перед своим противни ком, что она сравнительно хоро шо развила производство замени телей нефтепродуктов и имеет, хотя и незначительную, добычу нефти в пределах своей терри- j тории (в *1940 году она выразит-, ся приблизительно в 1 млн. тонн). Производство заменителей в Германии, по данным англий ского журнала «Петролеум тайме», определяется для 1940 г. в количестве 5,5 млн. тонн. Та ким образом, судя по этим дан ным, Германия получила в 1940 г. жидкого топлива из своих внут ренних источников приблизитель но 6,5 млн. тонн, а вместе с им портом из Румынии — 8 млн. тонн, что, однако, недостаточно для покрытия ее годовой по требности военного времени. Италия добывает на своей тер ритории и в Албании ничтожное количество нефти. Слабо развито в Италии и производство заме нителей нефтепродуктов (из-за отсутствия каменного угля). Ита лия в нынешней войне может снабжаться нефтепродуктами главным образом из Румынии. Однако теперь, в условиях вой ны с Грецией, транспортирование нефти по морскому пути сильно затруднено. В основном нефть в Италию доставляется по Дунаю и железным дорогам. С другой стороны, и Англия испытывает серьезные затрудне ния в снабжении нефтью из-за морской и воздушной блокады, осуществляемой Италией в Сре диземном море и Германией — в Атлантическом океане. До вступления в войну Ита лии Англия ввозила румынскую, иракскую, иранскую и бахрейн скую нефть по средиземномор скому п у т и Теперь, когда воен ные операции развернулись в зоне Средиземного моря, ввоз румынской нефти в Англию со всем прекратился. Хайфа (Пале стина), являющаяся основным э к с п о р т н ы м портом для иракской нефти, находится под обстрелом итальянской авиации. Иранскую и бахрейнскую* нефть Англия те перь не может без большого риска транспортировать через С у э ц к и й канал и Средиземное море, приходится возить эту нефть в о к р у г Южной АФотки, что почти в два раза удлиняет время перевозки и значительно ѵдорожает импортируемую неФть. Вот почему основную массу неф тепродуктов для метрополии Ан глия должна закупать на амери канском рьгнке. Однако в усло виях морской войны перевозка- нефтепродуктов из Америки так же сопряжена с серьезных® опасностями. Преимущество Англии перед другими воюющими странами со стоит в том, что она имеет круп ные нефтяные источники в раз ных частях мира, добывает там нефть в больших количествах через компании, контролируемые английским капиталом, не говоря уже о том, что она может полу чать нефть и готовые нефтепро дукты из США и из других стран, где нефть добывается американскими нефтяными ком паниями. Благодаря этому ■ан глийский флот, разбросанный по разным морям и океанам, <не испытывает затруднений в снаб жении нефтью. Однако в самой Англии нет нефти, и производ ство заменителей у нее слабо развито (около 0,5 млн. тонн в год). В Японии потребление нефте продуктов превышает 6 минь тонн. Добыча же нефти в Яизо- нии и производство заменителей не достигают и 450 тыс. тонн. Для более значительного развития заменителей Япония не имеет достаточной сырьевой базы. Ее снабжение нефтепродуктами поч ти целиком зависит от закупок и поставок из США н Восточ ной Голландской Индии, т. е. от Англии. Ввоз нефти в Японию из США теперь затруднен из-за лицен зионной системы на экспорт не фти и нефтепродуктов из США во все страны. К тому же на экспорт авиационного моторного топлива из США во ©неамери канские страны наложено эм барго. Эти мероприятия США, в особенности эмбарго, направлены главным образом против Японии. Это, однако, не помешало Япо нии добиться соглашения с ан глийскими и американскими ком паниями о поставке ей нефти из Голландской Индии в пределах около 25 проц. всей ее потреб ности в нефтепродуктах. * * * В нынешней войне нарушено нормальное снабжение нефтью не только воюющих, но и многих нейтральных стран. Это вызвано отнюдь* не недостаточностью ми ровой добычи нефти, а главным образом тем, что на основных морских путях ведутся военные операции. Немалую роль играют также все обостряющиеся про тиворечия между некоторыми нефтепроизводящими и нефте потребляющими странами. Добыча нефти во всем капита листическом мире увеличилась с 243.3 млн. тонн в 1938 г. до 254.3 млн. тонн в 1939 г., или на 4,5 проц., а в первом полуго дии 1940 г. в сравнении с перо вым полугодием 1939 г. — іга 8,4 процента. В расчете на уве личение сбыта нефтепродуктов во время войны нефтяные магнаты США увеличили добычу нефти: с 164,3 млн. тонн в 1938 г. д|о 171,1 млн. тонн в 1939 г., а в первой половине 1940 г. против первой половины 1939 г. — еще на 10,6 процента. Однако расчеты американских нефтяных магнатов ва увеличе ние экспорта нефти не оправда лись: из-за войны на море весь экспорт из США за первые 11 месяцев войны в сравнении с экспортом за соответственный довоенный период уменьшился т 16 9 процента. В результате в США значительно возросли за пасы сырой нефти, бензина и газойля. В Венецуэле, являющейся самым кт>ѵпным мировым экспортером нефти, пришлось даже сократить добычу нефти. США и Венецу- эла потеряли огромный рынок сбыта — всю континентальную капиталистическую Еврожу, кыне блокированную Англией. А. САНТАЛОВ. Ответственный редактор В. ГОСТЕВ. пропаганды операт. 71, базовый— 366— 2 зв., секретаря редок- Типографии — 137 — 2 ЗВ.ГМ14105, упалном. обллита.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz