Краснофлотец. 1941, январь.

4 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 7 января 1941 г., № 5 (791) Война между Англией и Германией БЕРЛИН, 5 января. (ТАСС). Верховное командование сооб­ щает: «Вчера действия герман­ ской авиации ограничивались раз­ ведкой. В прошлую ночь крупные соединения германской авиации подвергли успешной бомбарди­ ровке Эвонмут, а также не­ сколько других важных в воен­ ном отношении об’ектов в Бри­ стольском заливе. Английская авиация сбросила небольшое количество бомб в не­ скольких местах территории Гер­ мании, ущерб незначителен, воен. ные об’екты не пострадали». ЛОНДОН, б января. (ТАОС). Официально сообщается, что вче-! Н е ф т ь и в о й н а ра, вскоре после наступления темноты, германские самолеты совершили многочисленные, про­ должавшиеся большую часть но­ чи, налеты на Англию. Атаки направлялись главным образом против одного города в Западной Англии, где возникли пожары. Среди населения имеются убитые и раненые. Бомбы были сброшены также в различных пунктах Юж­ ного Уэльса, где ущерб и число жертв невелики. Воздушная тре­ вога в Лондоне продолжалась несколько часов, однако, налет на Лондон был весьма незначи­ тельным. АНГЛИЙСКИЕ СУДА — ОХОТНИКИ ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ ЛОНДОН, 5 января. (ТАСС). По сообщению агентства Рейтер, английский военно-морской флот применяет новый тип судов для борьбы с германскими подвод­ ными лодками. С начала войны было, очевидно, что английскому военно-морскому флоту необхо- • димо большее количество мелких судов для охраны торговых па- • роходов. Сперва для этого при- ! способлялись переоборудованные рыболовные суда, затем они • использовались для других нужд. Вместо них были по­ строены небольшие быстроход­ ные суда — охотники за под­ водными лодками. Команда каждого такого судна состоит из капитана, трех офицеров и 50—60 матросов. Вооружение «охотников» специально приспо­ соблено для борьбы против под­ водных лодок. Они оказывают ценную помощь эсминцам в кон­ воировании торговых пароходов в Атлантическом океане, а также подбирают потерпевших корабле­ крушение. Военные действия в Албании АФИНЫ, 5 января. (ТАСС). Греческое командование сообщает, что вчера во время успешных действий местного характера гре­ ческие войска захватили в плен 204 человека. Захвачено также большое количество автоматиче­ ского оружия и боеприпасов. Как указывается в сообщении командования английских военно- воздушных сил, в Греции англий­ ская авиация успешно бомбарди­ ровала 2 января Эльбаоан. Все бомбы были сброшены над цен­ тром города. Возникли три круп­ ных пожара. Повреждено не­ сколько зданий. Гречеокая печать сообщает, что в приморском секторе фронта новые части противника, прибыв­ шие из Северной Албании, попы­ тались перейти в контрнаступле­ ние, но были отброшены с тяже­ лыми для них потерями на исход­ ные позиции. Итальянцы остави­ ли на поле сражения много военных материалов. В операциях местного значения противник ис­ пользовал крупные механизиро­ ванные танковые части. Однако, действия греческих войск выну­ дили итальянцев перейти к обо­ роне своих позиций. Греческая авиация успешно бомбардировала скопления механизированных ко­ лонн итальянцев и обратила их в бегсіво. •В районе Клисуры противник, пытаясь замедлить продвижение греческих войск, организовал не­ сколько контратак с целью за­ хвата потерянных позиций, но также отступил. В районе Тепелене стремитель­ ными действиями пехоты и ар­ тиллерии захвачены важные итальянские позиции. Упорное сопротивление италь­ янцы оказывают на северном фронте, где греческая артилле­ рия вывела из строя часть ба­ тарей противника. Греческая авиация после удачной бомбар­ дировки взорвала в этом секторе склад боеприпасов противника. НЬЮ-ЙОРК, 5 января. (ТАСС). По сообщению агентства Ассо- шиэйтед Пресс, в Афинах офи­ циально об’явлено, что греческая подводная лодка потопила на севере Албании итальянский тан­ кер. СВОДКА ИТАЛЬЯНСКОГО КОМАНДОВАНИЯ РИМ, 5 января. (ТАСС). Итальянское командование сооб­ щает: «На фронте Бардии сра­ жение продолжается. Итальянская авиация бомбардирует и обстре­ ливает из пулеметов войска про­ тивника. Несмотря на героическое сопротивление итальянских сухо­ путных и воздушных сил, про­ тивник захватил несколько опор­ ных пунктов. Итальянская авиа­ ция неоднократно бомбардировала стоящие около побережья Бар- дни корабли противника. В воз- ! душных боях итальянская истреби- •тельная авиация сбила восемь самолетов противника, 3 итальян­ ских не вернулись на свои базы. ( На греческом фронте происхо- 1дят действия местного характера. Итальянские войска захватили оружие и военнопленных. В Восточной Африке англий­ ские самолеты сбросили бомбы и I листовки над некоторыми пунк­ тами Сомали. На границе Англо- Египетского Судана происходит *артиллерийская перестрелка. РАНГЕЛЬ—ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ФИНЛЯНДИИ ХЕЛЬСИНКИ, 4 января. (ТАСС). Официально сообщено о сформи­ ровании нового финляндского ка­ бинета. Премьер-министром на­ значен член прогрессивной пар­ тии Иоган Рангель. Состав каби­ нета остался прежним, за исклю­ чением министра Путежю. $ * * Иоган Рангель родился в 1894 году. По образованию адвокат. ЕЬместе с Рюти Рангель воз­ главлял финляндский государ­ ственный банк. До назначения ( премьер-министром Рангель зани- ' мал пост директора финляндского .государственного банка. Продовольственные затруднения в Финляндии ХЕЛЬСИНКИ, 4 января, ного рогатого скота и 20 про- (ТАСС). В связи с недостатком центов поголовья телят, мяса правительство приняло ре- | Норма выдачи масла сокращена пгение о принудительном у б о е :наполовину. Частично запрещена 10—20 процентов поголовья круп- I свободная продажа картофеля. ■"ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: отв. редактора— 309, зам. редактора— 377, отделов партийной жизни и ции 73. Отделов боевой подготовки— 137, отдел культуры и быта, краснофлотских писем— 366. Уже первая мировая империа­ листическая война в ее послед­ ней фазе, когда военная мотори­ зация* значительно выросла, пока­ зала, какое огромное значение имеет нефть для военных опера­ ций. Добыча ^ефти во всем мире (без России) увеличилась с 47 млн. тонн в 1914 г. до 73,1 млн. тонн в 1919 г., т. е. более чем в полтора раза. К началу второй империалисти­ ческой войны гражданская и военная моторизация увеличилась в сравнении с 1914 г. в десятки раз. Более половины торгового флота капиталистического мира теперь работает на нефтяном топливе, не говоря уже о том, что тоннаж моторных судов с 1914 по 1939 г. увеличился боль­ ше чем в 84 раза, а тоннаж па­ ровых судов, работающих на неф­ тяном топливе, — в 16 раз. Военно-морской флот капитали­ стических стран {общим водоиз­ мещением около 8 млн. тонн) ра­ ботает теперь почти исключи­ тельно на нефтяном топливе. Число автомобилей в эксплуата­ ции за этот же период увеличи­ лось с 2 млні до 43 -миллионов. В начале первой империалисти­ ческой войны ц каждой из глав­ ных империалистических стран число самолетов исчислялось сот­ нями. А теперь у воюющих импе­ риалистических стран десятки тысяч самолетов. Сильно возросло за этот период число танков, броневиков, автомобилей, мотоме­ ханизированных средств. В нынешней войне воюющим странам требуется огромное коли­ чество нефти и нефтепродуктов. Нефть приобрела исключительно важное и решающее значение. Товарищ Сталин еще на XV с’езде ВКП(б) указывал, что «воевать без нефти нельзя, а кто имеет преимущество в деле нефти, тот имеет шансы на победу в грядущей войне*. $ $ * Нефть в капиталистическом мире размещена чрезвычайно не­ равномерно. Данные о добыче нефти, потреблении нефтепродук­ тов и их заменителей в основных нефтедобывающих и потребляю­ щих странах перед началом ны­ нешней войны показывают, что во і всем капиталистическом мире в 1938 г. было добыто 243,3 млн. , тонн нефти, заменителей нефте­ продуктов было выработано почти 10 млн. тонн, а потребление до­ стигло 236,2 млн. тонн. В Западном полушарии общее количество добываемой нефти и производимых заменителей значи­ тельно повышает размеры потре­ бления. Доля этого полушария в добыче нефти и производстве за­ менителей во всем капиталисти­ ческом мире составляет 85,4 птю- цента, а в потреблении — 78,4 процента. Блокированная ныне континен­ тальная капиталистическая Евро­ па, наоборот, потребляет значи­ тельно больше, чем производит. В ппедвоенный (1938) год ее по­ требление нефтепродуктов и за­ менителей 'превысило добычу неФти и производство замените­ лей на 17,3 млн. тонн. Недостаю­ щее количество импортировалось из неевропейских стран, главным образом из США, Венецѵэлы, Ирака, Мексики, Перу, Голланд- і ской Восточной Индии, Ирана. л л л Подавляющая часть источников нефти • капиталистического мира захвачена двумя крупнейшими империалистическими державами— США и Англией — и нахо­ дится под контролем несколь­ ких монополистических нефтя­ ных компаний этих держав. Так, во всей добыче нефти капиталистического мира доля компаний, контролируемых ка­ питалом США, составляет око­ ло 76 процентов; доля компаний, контролируемых английским ка­ питалом, — свыше 19 процентов. Другим империалистическим странам не удалось захватить крупных мировых источников нефти. Доля компаний, контро­ лируемых французским капита­ лом, в добыче нефти во всем ка­ питалистическом мире составила в 1938 г. лишь 1,1 проц., а доля компаний, контролируемых италь­ янским капиталом, — всего око­ ло 0,2 процента. Германия и Япония добывают в пределах своих территорий незначительное количество нефти. $ $ £ Воюющие ныне империалисти­ ческие страны не могут вести длительную войну без значитель­ ного ввоза нефти из-за границы. Однако не все иностранные ис­ точники снабжения доступны для них. Не каждая из воюющих стран имеет у себя хорошо раз­ витое производство заменителей нефтепродуктов. Некоторые из этих стран, как, например, Ита­ лия и Япония, не имеют для этого производства достаточного количества основного сырья — каменного угля. В предвоенный (1938) год де­ вять десятых всего германского импорта и четыре пятых всего итальянского импорта нефти при­ ходилось на неевропейские стра­ ны. Теперь неевропейские источ­ ники нефти из-за морской и воз­ душной блокады, осуществляе­ мой Англией, стали недоступны­ ми не только для 'Германии и Италии, но почти для всех£тран континентальной капиталисти­ ческой Европы. Английская блокада отрезала Германию почти от всех круп­ нейших источников нефти капи­ талистического мира. Германия может импортировать нефть из Румынии (до 1560 тыс. тонн в год). Германия имеет то преиму­ щество перед своим противни­ ком, что она сравнительно хоро­ шо развила производство замени­ телей нефтепродуктов и имеет, хотя и незначительную, добычу нефти в пределах своей терри- j тории (в *1940 году она выразит-, ся приблизительно в 1 млн. тонн). Производство заменителей в Германии, по данным англий­ ского журнала «Петролеум тайме», определяется для 1940 г. в количестве 5,5 млн. тонн. Та­ ким образом, судя по этим дан­ ным, Германия получила в 1940 г. жидкого топлива из своих внут­ ренних источников приблизитель­ но 6,5 млн. тонн, а вместе с им­ портом из Румынии — 8 млн. тонн, что, однако, недостаточно для покрытия ее годовой по­ требности военного времени. Италия добывает на своей тер­ ритории и в Албании ничтожное количество нефти. Слабо развито в Италии и производство заме­ нителей нефтепродуктов (из-за отсутствия каменного угля). Ита­ лия в нынешней войне может снабжаться нефтепродуктами главным образом из Румынии. Однако теперь, в условиях вой­ ны с Грецией, транспортирование нефти по морскому пути сильно затруднено. В основном нефть в Италию доставляется по Дунаю и железным дорогам. С другой стороны, и Англия испытывает серьезные затрудне­ ния в снабжении нефтью из-за морской и воздушной блокады, осуществляемой Италией в Сре­ диземном море и Германией — в Атлантическом океане. До вступления в войну Ита­ лии Англия ввозила румынскую, иракскую, иранскую и бахрейн­ скую нефть по средиземномор­ скому п у т и Теперь, когда воен­ ные операции развернулись в зоне Средиземного моря, ввоз румынской нефти в Англию со ­ всем прекратился. Хайфа (Пале­ стина), являющаяся основным э к с п о р т н ы м портом для иракской нефти, находится под обстрелом итальянской авиации. Иранскую и бахрейнскую* нефть Англия те­ перь не может без большого риска транспортировать через С у э ц к и й канал и Средиземное море, приходится возить эту нефть в о к р у г Южной АФотки, что почти в два раза удлиняет время перевозки и значительно ѵдорожает импортируемую неФть. Вот почему основную массу неф­ тепродуктов для метрополии Ан­ глия должна закупать на амери­ канском рьгнке. Однако в усло­ виях морской войны перевозка- нефтепродуктов из Америки так­ же сопряжена с серьезных® опасностями. Преимущество Англии перед другими воюющими странами со­ стоит в том, что она имеет круп­ ные нефтяные источники в раз­ ных частях мира, добывает там нефть в больших количествах через компании, контролируемые английским капиталом, не говоря уже о том, что она может полу­ чать нефть и готовые нефтепро­ дукты из США и из других стран, где нефть добывается американскими нефтяными ком­ паниями. Благодаря этому ■ан­ глийский флот, разбросанный по разным морям и океанам, <не испытывает затруднений в снаб­ жении нефтью. Однако в самой Англии нет нефти, и производ­ ство заменителей у нее слабо развито (около 0,5 млн. тонн в год). В Японии потребление нефте­ продуктов превышает 6 минь тонн. Добыча же нефти в Яизо- нии и производство заменителей не достигают и 450 тыс. тонн. Для более значительного развития заменителей Япония не имеет достаточной сырьевой базы. Ее снабжение нефтепродуктами поч­ ти целиком зависит от закупок и поставок из США н Восточ­ ной Голландской Индии, т. е. от Англии. Ввоз нефти в Японию из США теперь затруднен из-за лицен­ зионной системы на экспорт не­ фти и нефтепродуктов из США во все страны. К тому же на экспорт авиационного моторного топлива из США во ©неамери­ канские страны наложено эм­ барго. Эти мероприятия США, в особенности эмбарго, направлены главным образом против Японии. Это, однако, не помешало Япо­ нии добиться соглашения с ан­ глийскими и американскими ком­ паниями о поставке ей нефти из Голландской Индии в пределах около 25 проц. всей ее потреб­ ности в нефтепродуктах. * * * В нынешней войне нарушено нормальное снабжение нефтью не только воюющих, но и многих нейтральных стран. Это вызвано отнюдь* не недостаточностью ми­ ровой добычи нефти, а главным образом тем, что на основных морских путях ведутся военные операции. Немалую роль играют также все обостряющиеся про­ тиворечия между некоторыми нефтепроизводящими и нефте­ потребляющими странами. Добыча нефти во всем капита­ листическом мире увеличилась с 243.3 млн. тонн в 1938 г. до 254.3 млн. тонн в 1939 г., или на 4,5 проц., а в первом полуго­ дии 1940 г. в сравнении с перо­ вым полугодием 1939 г. — іга 8,4 процента. В расчете на уве­ личение сбыта нефтепродуктов во время войны нефтяные магнаты США увеличили добычу нефти: с 164,3 млн. тонн в 1938 г. д|о 171,1 млн. тонн в 1939 г., а в первой половине 1940 г. против первой половины 1939 г. — еще на 10,6 процента. Однако расчеты американских нефтяных магнатов ва увеличе­ ние экспорта нефти не оправда­ лись: из-за войны на море весь экспорт из США за первые 11 месяцев войны в сравнении с экспортом за соответственный довоенный период уменьшился т 16 9 процента. В результате в США значительно возросли за­ пасы сырой нефти, бензина и газойля. В Венецуэле, являющейся самым кт>ѵпным мировым экспортером нефти, пришлось даже сократить добычу нефти. США и Венецу- эла потеряли огромный рынок сбыта — всю континентальную капиталистическую Еврожу, кыне блокированную Англией. А. САНТАЛОВ. Ответственный редактор В. ГОСТЕВ. пропаганды операт. 71, базовый— 366— 2 зв., секретаря редок- Типографии — 137 — 2 ЗВ.ГМ14105, упалном. обллита.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz