Краснофлотец. 1941, март.

18 марта 1941 г. вторник N6 64 (850) КРАСНО Пролетарии всех стран, соединяйтесь! f ** f і І ЛОТЕЦ ЕЖЕДНЕВНАЯ КРАСНОФЛОТСКАЯ ГАЗЕТА' СЕВЕРНОГО ФЛОТА' Г Не отставать от жизни, обогащать свои знания Совершенствование профессио­ нальных качеств командиров, расширение их кругозора —■одна из актуальных проблем. Дальней­ шее укрепление боевой мощи на­ шего Военно-Морского Флота во многом зависит от успешного ре­ шения этой задачи. Поскольку военная паука, техника непре­ рывно движутся вперед, команд­ ный состав флота не «ожег не находиться в процессе непрестан­ ного развития. Он обязан повсе­ дневно обогащать себя новыми разносторонними знаниями. Чтобы достигнуть этого, надо затратить много труда, проявить большое рвение. Марксу принадлежат сло­ ва: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вер­ шин, кто, не страшась усталости, карабкается но ее каменистым тропам». Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин учат, что овладение зна­ ниями доступно 'каждому, кто проявит страстное желание, упор­ ство и настойчивость. «Наука, технический опыт, знания — все это дело наживное. Сегодня нет их, а завтра будут», — го­ ворит товарищ Сталин. Вся жизнь личного состава ко­ раблей и частей флота подчине­ на боевой учебе. Совершенство­ вание знаний, навыков, приемов в обслуживании механизмов, так­ тический рост — основа успехов боевой подготовки. Учеба пя флоте зиждется на том, что старший начальник учит млад­ шего, каждый командир учит своих подчиненны?, сами коман­ диры учатся и обучают друг друга. Военные моряки, накапли­ вая ценный опыт, стараются быстрее передать его своим това­ рищам, ибо каждый успех и до­ стижение в труде советского че­ ловека направлены па благо со­ циалистической родины'. Качественный рост командных кадров — типичное явление на флоте, но это не дает никакого основания для самодовольства и самоуспокоенности. Достигнут лишь минимум в сравнении с тем, к чему мы стремимся. На кораблях и в частях наряду с командирами, постоянно пополня­ ющими свои знания, встречают­ ся еще командиры, беззаботно относящиеся к расширению свое­ го кругозора. Примером людей, по-разному отпосящих'ся ік себе, по-разному заботящихся о свое-м развитии, могут служить лейте­ нанты) тт. Яковенко н Ивашев — штурманы двух кораблей. Круг обязанностей у них одина­ ков. Лейтенант Яковенко, хоро­ шо справляясь со служебными функциями, каждый день уделяет несколько часов самообразованию. Строгое планирование своей ра­ боты и рациопальпое использова­ ние времени позволяют ему си­ стематически заниматься высшей математикой и другими специаль­ ными предметами, изучать ан­ глийский язык, читать худо­ жественную литературу. Лейтенант Ивашев хотя и неплохо выполняет свои служеб­ ные обязанности, по не разви­ вается, живет старым, ограни­ ченным культурным багажом. Его отставание становится все явст­ веннее, за девять месяцев он не прочел пи одной книги, даже газету не каждый день читает. Нет нужды доказывать, что на флоте есть еще часть команди­ ров, подобных Ивашеву. Они не вправе успокаиваться на том, что в данный момент сравнитель­ но неплохо справляются со своим делом. Дальнейшая беззаботность к повышению своего специаль­ ного и общекультуриого уровня неизбежно приведет к скверным для них последствиям. Морокой бой связан с реше­ нием сложных задач. Успешно справиться с ними может лишь тот, кто всесторонне подготовлен. На этом основывается уверен­ ность командира и бойца, знаю­ щих, что в любой трудный мо­ мент, в самой напряженной об­ становке они сумеют быстро най­ ти правильное решение, мобили­ зовать знания, умение, и усилия, необходимые для победы. Известно, что сейчас главное на флоте — максимальное при­ ближение учебы к условиям сов­ ременных боевых действий на мо­ ре. Для полного осуществления этого необходимо прежде всего, чтобы сами командиры хорошо изучили опыт последних морских операций. Недостаточно знать только общее направление, тен­ денции современного боя, надо по возможности изучить все детали его. Нельзя быть хорошим специа­ листом военного дела без знания подробностей и обстановки, в ко­ торой протекают боевые действия. Изучив даже несколько послед­ них морских операций, командир не вправе еще считать себя под­ готовленным и прекратить учебу. Вот почему не следует ограничи­ ваться в учебе тзм, что необхо­ димо сегодпя. Надо обязательно смотреть вперед, учиться тому, что может потребоваться в буду­ щем. Попятно, что одними уговора­ ми пельзя добиться большого эффекта в повышении кругозора командного состава. Этого мы до­ стигнем, если образцово организу­ ем систематическую учебу. В ре­ шении столь важной задачи главная роль принадлежит стар­ шим командирам. Сами учась, они должны учить своих подчинен­ ных умению рационально вести подготовку, должны контролиро­ вать их самообразование. Стар­ ший начальник кровно заинтере­ сован, чтобы его подчиненные были наиболее сведущими, хорошо разбирались во всех вопросах. Та­ кими людьми легче командовать. Они все понимают с полуслова. И, наоборот, труднее командовать подчиненными, у которых огра­ ниченные знания. Нельзя быть уверенным, что неуч правильно претворит в бою замысел коман­ дира. Есть основания полагать, что он не сумеет выполнить своп функции и даже, возможно, поме­ шает правильным действиям дру­ гих. В одних случаях! невежда способен проявить нерешитель­ ность, в других вредную поспеш­ ность, которые в равной мере не приведут к добру. Невежда опа­ сен и тем, что в силу узости своего крутозора он часто не спо­ собен оценить полезную мысль, I начинание, инициативу, а порой даже не заинтересован дать им ход, ибо на фоне оригинальных замыслов его ограниченность ста­ нет еще более заметной, рельеф­ ной. От старшего начальника зави­ сит создание обстановки, при ко­ торой командиры, способные чест­ но, трудолюбиво работать над по­ вышением своего уровня, были бы в почете, віеегда и у .всех на виду, а невежды окружены сте­ ной общественного осуждения и порицания. Если старпгмй на­ чальник будет постоянно по­ ощрять эрудицию подчиненных, это уже сааго по себе явится организующем фактором в совер­ шенствовании знаний всего ко­ мандного состава. Крайне важно воспитать у подчиненных страст­ ную любознательность, никогда не проходить мимо того, что ещй неведомо, а всегда стараться по­ стигнуть новое. Нельзя стеснять­ ся, надо спрашивать о том, чего пе знаешь. Помочь разобраться ів неясных вопросах может пе только старший командир, но и подчиненные. Если вся командир­ ская учеба, включая лекции, раз­ личного рода беседы, игры, будет направлена пе ж тощ/, чтобы пичкать учащихся готовыми ре­ цептами, а к тому, чтобы заин­ тересовать и заставлять их дока­ пываться до глубин, до всего до­ ходить собственным умом, то цель будет достигнута. Учебу командиров нельзя огра­ ничивать отведенными часами плановых! занятий. Надо, чтобы учеба командиров. Н. К. Крупская в воспоминаниях о Ленине писа­ ла, что Владимир Ильич всю жизнь пользовался библиотеками и лолжизни провел в библиоте­ ках за чтением. В определении уровня знаний командира всего вреднее поверх­ ностный подход, поспешность, — так и певежда может прослыть знающим и развитым. Стоит по­ рою человеку прочитать не­ сколько книжек или статей, сде­ лать один-два доклада, и его уже готовы призніть эрудитом. Такое легкомыслие приносит лишь вред. Иногда после этого человек за­ знается, перестает работать над собой, но его еще долго упоми­ нают в докладах, отчетах и статьях как растущего товарища. Главное заключается в том, что­ бы научить командира совершен­ ствовать свои знания постоянно, систематически и упорно, рабо­ тать планово и целеустремленно, решать все более сложные зада­ чи. Командиры, продолжающие еще беззаботно относиться к расши­ рению своего кругозора, обычно ссылаются на загруженность и подобные причины. Им следует напомнить, как организовывал свой труд Ленин: «Приучивши себя работать регулярно, он не допускал больших перерывов в занятиях даже тогда, когда они обычно считаются неизбежными, например, в дороге или в неоп­ ределенном, выжидательном поло­ жении» (Из воспоминаний Улья­ новой-Елизаровой). Культура командира — поня- Беседы о годовщине Парижской Коммуны 16 марта личный состав пашей части собрался в ленинской ком­ нате. С большим докладом, посвя­ щенным 70-гоцовщипе Париж­ ской Коммуны, выступил воен­ врач 3-го ранга тов. Лу­ кин. Краснофлотцы', командиры и политработники с интересом прослушали его рассказ о герои­ ческой борьбе французских! рѳзо-; люциоперов и о значении этого события. Мичман 3. КОГАН. •О дискуссии по актуальнейшим во -1 ти« очень широкое, всеоб’ем- просам военно-морского дела за­ вязывались, возникали между командирами и во внеслужебное время. В самом деле, пе об этом ли говорить военпым морякам в кругу своих даузей, товарищей, не это ли наиболее интересная, близкая, взаимно волнующая тема! лющее. Оно предполагает не только профессиональные знания и качества, по и общую образо­ ванность, достаточное знакомство г, естественными и общественны­ ми науками, изучение русского и иностранных языков, осведомлен­ ность в вопросах литературы и Старшему начальнику следует искусства. Командир должен об- яадать комплексом разносторон­ них знаний. Командный состав кораблей и частей Военно-Морского Флота в своэм большинстве честно и доб­ росовестно изо дня в день ра­ ботает над повышением своей квалификации, своего политиче­ ского, специального, общекультур- еого кругозора. В этом залог то­ го, что и те командиры, которые еще беззаботно относятся к свое- иу развитию, сумеют при затрате необходимой энергии быстро из­ бавиться от этого порока. Каждому 'военному моряку на­ до отчетливо себе представить, что совершенствование специаль­ ных качеств, расширение обще- кулмурного горизонта — одна из самых актуальных н насущ­ ных проблем. («Красный флот» от 13 марта). чаще беседовать с подчиненными по вопросам, способствующим выявлению их культурного уров­ ня. Речь идет, конечно, пе о ле­ тучих экзаменах, а о дружеских беседах, помогающих лучше уз­ нать человека, его знания, инте­ ресы, стремления. В такой бесе&е легче будет дать человеку необ­ ходимый совет, навести на изте- ресную книгу, вызвать чувство завИсти, в хорошем смысле этого слова, к тому, кто служит при­ мером самосовершенствования. Командирам кораблей и ча'стгй следует, помимо всего прочего, интересоваться состоянием биб­ лиотек, подбором литературы в них. Стоит заглянуть и в чи­ тательские формуляры, чтобы ближе ознакомиться с интересами людей. От работы корабельной библиотеки во многом зависит ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ СОГЛАШЕНИЯ О ТОВАРООБОРОТЕ МЕЖДУ СССР И ШВЕЙЦАРИЕЙ Получено сообщение из Берна о там, что швейцарский союзный совет одобрил соглашение о то­ варообороте между Союзом ССР и Швейцарией, подписанное в Мо­ скве 24 февраля 1941 г. Правительство Союза ССР так­ же одобрило указанное соглаше­ ние. Том самым соглашение о това­ рообороте между Союзом ССР и Швейцарией вступило в силу. (ТАСС). Беседы агитаторов На-днях заместитель командира по политической части Н-ской батареи провел среди членов агитколлектива нпструктивное со­ вещание. Оп рассказал агитато­ рам. как нужпо проводить бе-' седы, поовяшенные 70-л',тпю Па­ рижской Коммуны. После этого мероприятия аги­ таторы и беседчики организовали ряд бесед с краснофлотцами и емадшими командирами. Наиболее активпо работали тт. Гаврюшин, Лопухин Кочпев и другие. Отмечая славную годовщину, редакционная коллегия выпускает, специальный помер батарейской стенной газеты. Кроме того, сего­ дня заместитель командира по •политической части проведет по-- дитическую информацию, посвя­ щенную 70-летию Парижской Коммѵпы Г. БАЛАБАНОВ. Военизированный переход на лыжах П-СКАЯ ЧАСТЬ, 17 марта. (По телефону). Сегодпя в 5 часов ут­ ра Н-ская часть связистов иод командованием старшего летгте- папта т. Мамина прп полной бое­ вой выкладке вьппла в большой лыжный переход. Переходу пред­ шествовала длительная трени­ ровка па лыжах бойцов и коман­ диров. Цель похода — закрепить успехи боевой подготовки, достиг­ нутые связистами в зпмпих условиях. Вечером связисты-лыжники до­ стигли местечка «Н», пройдя не­ сколько десятков километров пути. Во время похода бойцы и команди­ ры решали задачи: «разведка», «тыльное охранение» н другие. Несмотря на трудные условия пе­ рехода, встречный ветер 7— 8 баллов, все бойцы и командиры хорошо справились с первой ча­ стью пути. В дороге на прива­ лах звенит краснофлотская песня под веселый аккомпанемент баяна младшего сержанта т. Ка­ чалова. Самочувствие у всех участни­ ков перехода хорошее. Завтра, в 14 часов, предполагаем быть в Полярном, где, в заключение пе­ рехода, будет проведена военная игра. Интендант 3-го ранга А. ПОПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz