Краснофлотец. 1941, март.
18 марта 1941 г. вторник N6 64 (850) КРАСНО Пролетарии всех стран, соединяйтесь! f ** f і І ЛОТЕЦ ЕЖЕДНЕВНАЯ КРАСНОФЛОТСКАЯ ГАЗЕТА' СЕВЕРНОГО ФЛОТА' Г Не отставать от жизни, обогащать свои знания Совершенствование профессио нальных качеств командиров, расширение их кругозора —■одна из актуальных проблем. Дальней шее укрепление боевой мощи на шего Военно-Морского Флота во многом зависит от успешного ре шения этой задачи. Поскольку военная паука, техника непре рывно движутся вперед, команд ный состав флота не «ожег не находиться в процессе непрестан ного развития. Он обязан повсе дневно обогащать себя новыми разносторонними знаниями. Чтобы достигнуть этого, надо затратить много труда, проявить большое рвение. Марксу принадлежат сло ва: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вер шин, кто, не страшась усталости, карабкается но ее каменистым тропам». Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин учат, что овладение зна ниями доступно 'каждому, кто проявит страстное желание, упор ство и настойчивость. «Наука, технический опыт, знания — все это дело наживное. Сегодня нет их, а завтра будут», — го ворит товарищ Сталин. Вся жизнь личного состава ко раблей и частей флота подчине на боевой учебе. Совершенство вание знаний, навыков, приемов в обслуживании механизмов, так тический рост — основа успехов боевой подготовки. Учеба пя флоте зиждется на том, что старший начальник учит млад шего, каждый командир учит своих подчиненны?, сами коман диры учатся и обучают друг друга. Военные моряки, накапли вая ценный опыт, стараются быстрее передать его своим това рищам, ибо каждый успех и до стижение в труде советского че ловека направлены па благо со циалистической родины'. Качественный рост командных кадров — типичное явление на флоте, но это не дает никакого основания для самодовольства и самоуспокоенности. Достигнут лишь минимум в сравнении с тем, к чему мы стремимся. На кораблях и в частях наряду с командирами, постоянно пополня ющими свои знания, встречают ся еще командиры, беззаботно относящиеся к расширению свое го кругозора. Примером людей, по-разному отпосящих'ся ік себе, по-разному заботящихся о свое-м развитии, могут служить лейте нанты) тт. Яковенко н Ивашев — штурманы двух кораблей. Круг обязанностей у них одина ков. Лейтенант Яковенко, хоро шо справляясь со служебными функциями, каждый день уделяет несколько часов самообразованию. Строгое планирование своей ра боты и рациопальпое использова ние времени позволяют ему си стематически заниматься высшей математикой и другими специаль ными предметами, изучать ан глийский язык, читать худо жественную литературу. Лейтенант Ивашев хотя и неплохо выполняет свои служеб ные обязанности, по не разви вается, живет старым, ограни ченным культурным багажом. Его отставание становится все явст веннее, за девять месяцев он не прочел пи одной книги, даже газету не каждый день читает. Нет нужды доказывать, что на флоте есть еще часть команди ров, подобных Ивашеву. Они не вправе успокаиваться на том, что в данный момент сравнитель но неплохо справляются со своим делом. Дальнейшая беззаботность к повышению своего специаль ного и общекультуриого уровня неизбежно приведет к скверным для них последствиям. Морокой бой связан с реше нием сложных задач. Успешно справиться с ними может лишь тот, кто всесторонне подготовлен. На этом основывается уверен ность командира и бойца, знаю щих, что в любой трудный мо мент, в самой напряженной об становке они сумеют быстро най ти правильное решение, мобили зовать знания, умение, и усилия, необходимые для победы. Известно, что сейчас главное на флоте — максимальное при ближение учебы к условиям сов ременных боевых действий на мо ре. Для полного осуществления этого необходимо прежде всего, чтобы сами командиры хорошо изучили опыт последних морских операций. Недостаточно знать только общее направление, тен денции современного боя, надо по возможности изучить все детали его. Нельзя быть хорошим специа листом военного дела без знания подробностей и обстановки, в ко торой протекают боевые действия. Изучив даже несколько послед них морских операций, командир не вправе еще считать себя под готовленным и прекратить учебу. Вот почему не следует ограничи ваться в учебе тзм, что необхо димо сегодпя. Надо обязательно смотреть вперед, учиться тому, что может потребоваться в буду щем. Попятно, что одними уговора ми пельзя добиться большого эффекта в повышении кругозора командного состава. Этого мы до стигнем, если образцово организу ем систематическую учебу. В ре шении столь важной задачи главная роль принадлежит стар шим командирам. Сами учась, они должны учить своих подчинен ных умению рационально вести подготовку, должны контролиро вать их самообразование. Стар ший начальник кровно заинтере сован, чтобы его подчиненные были наиболее сведущими, хорошо разбирались во всех вопросах. Та кими людьми легче командовать. Они все понимают с полуслова. И, наоборот, труднее командовать подчиненными, у которых огра ниченные знания. Нельзя быть уверенным, что неуч правильно претворит в бою замысел коман дира. Есть основания полагать, что он не сумеет выполнить своп функции и даже, возможно, поме шает правильным действиям дру гих. В одних случаях! невежда способен проявить нерешитель ность, в других вредную поспеш ность, которые в равной мере не приведут к добру. Невежда опа сен и тем, что в силу узости своего крутозора он часто не спо собен оценить полезную мысль, I начинание, инициативу, а порой даже не заинтересован дать им ход, ибо на фоне оригинальных замыслов его ограниченность ста нет еще более заметной, рельеф ной. От старшего начальника зави сит создание обстановки, при ко торой командиры, способные чест но, трудолюбиво работать над по вышением своего уровня, были бы в почете, віеегда и у .всех на виду, а невежды окружены сте ной общественного осуждения и порицания. Если старпгмй на чальник будет постоянно по ощрять эрудицию подчиненных, это уже сааго по себе явится организующем фактором в совер шенствовании знаний всего ко мандного состава. Крайне важно воспитать у подчиненных страст ную любознательность, никогда не проходить мимо того, что ещй неведомо, а всегда стараться по стигнуть новое. Нельзя стеснять ся, надо спрашивать о том, чего пе знаешь. Помочь разобраться ів неясных вопросах может пе только старший командир, но и подчиненные. Если вся командир ская учеба, включая лекции, раз личного рода беседы, игры, будет направлена пе ж тощ/, чтобы пичкать учащихся готовыми ре цептами, а к тому, чтобы заин тересовать и заставлять их дока пываться до глубин, до всего до ходить собственным умом, то цель будет достигнута. Учебу командиров нельзя огра ничивать отведенными часами плановых! занятий. Надо, чтобы учеба командиров. Н. К. Крупская в воспоминаниях о Ленине писа ла, что Владимир Ильич всю жизнь пользовался библиотеками и лолжизни провел в библиоте ках за чтением. В определении уровня знаний командира всего вреднее поверх ностный подход, поспешность, — так и певежда может прослыть знающим и развитым. Стоит по рою человеку прочитать не сколько книжек или статей, сде лать один-два доклада, и его уже готовы призніть эрудитом. Такое легкомыслие приносит лишь вред. Иногда после этого человек за знается, перестает работать над собой, но его еще долго упоми нают в докладах, отчетах и статьях как растущего товарища. Главное заключается в том, что бы научить командира совершен ствовать свои знания постоянно, систематически и упорно, рабо тать планово и целеустремленно, решать все более сложные зада чи. Командиры, продолжающие еще беззаботно относиться к расши рению своего кругозора, обычно ссылаются на загруженность и подобные причины. Им следует напомнить, как организовывал свой труд Ленин: «Приучивши себя работать регулярно, он не допускал больших перерывов в занятиях даже тогда, когда они обычно считаются неизбежными, например, в дороге или в неоп ределенном, выжидательном поло жении» (Из воспоминаний Улья новой-Елизаровой). Культура командира — поня- Беседы о годовщине Парижской Коммуны 16 марта личный состав пашей части собрался в ленинской ком нате. С большим докладом, посвя щенным 70-гоцовщипе Париж ской Коммуны, выступил воен врач 3-го ранга тов. Лу кин. Краснофлотцы', командиры и политработники с интересом прослушали его рассказ о герои ческой борьбе французских! рѳзо-; люциоперов и о значении этого события. Мичман 3. КОГАН. •О дискуссии по актуальнейшим во -1 ти« очень широкое, всеоб’ем- просам военно-морского дела за вязывались, возникали между командирами и во внеслужебное время. В самом деле, пе об этом ли говорить военпым морякам в кругу своих даузей, товарищей, не это ли наиболее интересная, близкая, взаимно волнующая тема! лющее. Оно предполагает не только профессиональные знания и качества, по и общую образо ванность, достаточное знакомство г, естественными и общественны ми науками, изучение русского и иностранных языков, осведомлен ность в вопросах литературы и Старшему начальнику следует искусства. Командир должен об- яадать комплексом разносторон них знаний. Командный состав кораблей и частей Военно-Морского Флота в своэм большинстве честно и доб росовестно изо дня в день ра ботает над повышением своей квалификации, своего политиче ского, специального, общекультур- еого кругозора. В этом залог то го, что и те командиры, которые еще беззаботно относятся к свое- иу развитию, сумеют при затрате необходимой энергии быстро из бавиться от этого порока. Каждому 'военному моряку на до отчетливо себе представить, что совершенствование специаль ных качеств, расширение обще- кулмурного горизонта — одна из самых актуальных н насущ ных проблем. («Красный флот» от 13 марта). чаще беседовать с подчиненными по вопросам, способствующим выявлению их культурного уров ня. Речь идет, конечно, пе о ле тучих экзаменах, а о дружеских беседах, помогающих лучше уз нать человека, его знания, инте ресы, стремления. В такой бесе&е легче будет дать человеку необ ходимый совет, навести на изте- ресную книгу, вызвать чувство завИсти, в хорошем смысле этого слова, к тому, кто служит при мером самосовершенствования. Командирам кораблей и ча'стгй следует, помимо всего прочего, интересоваться состоянием биб лиотек, подбором литературы в них. Стоит заглянуть и в чи тательские формуляры, чтобы ближе ознакомиться с интересами людей. От работы корабельной библиотеки во многом зависит ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ СОГЛАШЕНИЯ О ТОВАРООБОРОТЕ МЕЖДУ СССР И ШВЕЙЦАРИЕЙ Получено сообщение из Берна о там, что швейцарский союзный совет одобрил соглашение о то варообороте между Союзом ССР и Швейцарией, подписанное в Мо скве 24 февраля 1941 г. Правительство Союза ССР так же одобрило указанное соглаше ние. Том самым соглашение о това рообороте между Союзом ССР и Швейцарией вступило в силу. (ТАСС). Беседы агитаторов На-днях заместитель командира по политической части Н-ской батареи провел среди членов агитколлектива нпструктивное со вещание. Оп рассказал агитато рам. как нужпо проводить бе-' седы, поовяшенные 70-л',тпю Па рижской Коммуны. После этого мероприятия аги таторы и беседчики организовали ряд бесед с краснофлотцами и емадшими командирами. Наиболее активпо работали тт. Гаврюшин, Лопухин Кочпев и другие. Отмечая славную годовщину, редакционная коллегия выпускает, специальный помер батарейской стенной газеты. Кроме того, сего дня заместитель командира по •политической части проведет по-- дитическую информацию, посвя щенную 70-летию Парижской Коммѵпы Г. БАЛАБАНОВ. Военизированный переход на лыжах П-СКАЯ ЧАСТЬ, 17 марта. (По телефону). Сегодпя в 5 часов ут ра Н-ская часть связистов иод командованием старшего летгте- папта т. Мамина прп полной бое вой выкладке вьппла в большой лыжный переход. Переходу пред шествовала длительная трени ровка па лыжах бойцов и коман диров. Цель похода — закрепить успехи боевой подготовки, достиг нутые связистами в зпмпих условиях. Вечером связисты-лыжники до стигли местечка «Н», пройдя не сколько десятков километров пути. Во время похода бойцы и команди ры решали задачи: «разведка», «тыльное охранение» н другие. Несмотря на трудные условия пе рехода, встречный ветер 7— 8 баллов, все бойцы и командиры хорошо справились с первой ча стью пути. В дороге на прива лах звенит краснофлотская песня под веселый аккомпанемент баяна младшего сержанта т. Ка чалова. Самочувствие у всех участни ков перехода хорошее. Завтра, в 14 часов, предполагаем быть в Полярном, где, в заключение пе рехода, будет проведена военная игра. Интендант 3-го ранга А. ПОПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz