Краснофлотец. 1941, март.
І 13 марта 1941 г.. № 60 (846) КРАСНОФЛОТЕЦ « Ч- НИ МОРОЗЫ, НИ СНЕГА, НИ МЕТЕЛИ НАШИМ БОЙЦАМ ОВЛАДЕВАТЬ НЕ МОГУТ ПОМЕШАТЬ ВОЕННЫМ ДЕЛОМ ★ ★ ★ ПЕРВОЕ БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ В нашем вавод© подавляющее болыпшство бойцов было добро вольцами. Руководимые чувством нена висти к врагам нашей родины, юоѳ мы рвались на линию боя' И вот. долгожданный момент нал етал— 19 декабря мы прибыли т линию бодвых действий. Первое боевое ікрещение мне пришлось принять в боях за город Териоки. Город охранялся, до зубов вооруженным всевозможным автоматическим оружием, жен ским «батальоном смерти». Наш «взвод получил приказ: обойти врага от с тыла начать бой! Все мы быстро одели маскировочные халаты, стали на лыжи и -от правились в путь. Большую часть пути пришлоеь ползти. Таким обравом, захватив «ба тальон смерти» в кольцо, мы на чали наступление. Бой был жар ким Несколько раз мы переход дили в штыковую атаку. Бело финны были разбиты наголову. Глубоко врезался в память 1 случай, когда при одной из та ких атак был убит командир взвода. Не задумываясь ни на одну минуту, на место убиюго встал наш комсомолец Ваня Пашков. Громко закричав: «Впе ред, за Родину, за (Сталина! Ура!», ои бросился на врага. Мы жестоко отплатили врагах за своего убитого командира. Лучшие бойцы нашего .взво да добровольцев тт. Иванов, Пашков. Тарасов и другие, про явившие исключительное муже ство, героизм и отвагу ів борь бе против белофиннов, были на* прал^хс-ггьг орденами ‘Советского Союза. Сейчас, младших то время, двдюос. я учусь (В школ-ѳ командиров. Недалеко когда я буду комаи- Замечательные -черты войной страны социализма, по крывших себя в боях с бело финнами неувядаемой славой, буду я воспитывать в своих бойцах. " П. Т0МСИН0В. Капитан-лейтенант П. В. Пан. филов, награжденный за образ цовое выполнение заданий коман дования ' на фронте борьбы с финской белогвардейщиной ор деном гКраоноѳ Знамя». Взаимная выручка ...Подразделение лейтенанта т. Субботина, в которое я пришел добровольцем, после ночевки в землянке спозаранку отправилось на передовые позиции. Вскоре поблизости от подраз деления разорвалась пиша. Ос колком ее тяжело ранило се кретаря партийной организации т. Пешкова. К раненому подполз санитар и оказал ему первую медицинскую помощь. Оставалось одно: во что бы то пи стало вы нести ра целого из сектора об стрела. Проделать эту операцию вызвался комсомолец т. фарафо- нав. Под шквалистым пулеміетпым опнем боец подполз в Пешкову и взял его гаа руки. Пока Фа- рафонов выносил с поля боя ра неного товарища, он был дваж ды равен. Несмотря на то, что иссякали силы, боец с честью выполнил свой долг. Жизнь секретаря партийной организации, командира отделе ния была спаісеаа. Ефрейтор Л. ГРУДИН. іе ★ ★ Действия Действия войск в зимних ус ловиях гораздо сложнее, чей ле там. Особенно сложными являют ся бошые действия зимой на пересеченной местности, изоби лующей оврагами, ідѳ обычно бывает большое скопление света. Походные движения — марши — и этгмшчт условиях требуют особо тщательной подготовки я организации. В первую очередь подготовка личного состава к маршу аимой требует, чтобы асе бойцы и командиры хорошо зна ли приемы борьбы с обморажи ванием. Перед походом тщательно про веряется качество обмущщмва- ішя, особенно обуви. Ори пересеченном характере местности, .дистанция между бойцами-лыжниками должна быть 6— 8 метров, чтобы не созда вать задержки в колонне щри спуске. В голове л хвосте взвода следует ставить ліучпшх лыжни ков: в голове для прокладки лыжни, а в хвосте— для помо щи отстающий. Командиры отде лений следуют па марше за луч шими лыжниками, чтобы сохра нить силы для управления отде лением. Дистанция между взводами на пересеченной местности должна быть больше, чем щри марше на ровной местности (до 20 метров), примерно столько жѳ между ро тами, для того, чтобы не созіаг вать «пробок» при спусках. Если позволяют условия мест ности, возможно движение по обе стороны дороги. При этом пуле меты, батальонная, полковіая и дивизионная артиллерия, а также | обозы на лыжных и санных установках следуют по дорогам. Первый малый привал органи зуется минут через 20— 30 по сле начала движения по укрытой от ветра местности для провер ки подгонки обуви и снаряже ния. Последующие привалы про водятся примерно через 50 ми- пут, причем с учетом того, что бы район привала обеспечивал ★ ★ ★ войсквзимних условиях отдыхающее подразделение от веяра (лощина, лес). Бойцам запрещается садиться на свет. Рекомендуется на «алых прива лах закусывать плебеи со еви ны» салом b is мясом. Для устройства палаточного лагеря расчищают круглые пло щадки диаметром до 8 метров, предназначенные для открытого ■костре, а вокруг него расчи щаются полянки для устройства вадаток-пыящпей, ш взвод каж дая. Примерный размер палат ки-шалаша — 6 х 10 метров Для защиты от воздушного нападения противника прини маются меры маскировки я вы деляются дежурные отделения я пулеметы. Чтобы предоецраинть колонну от внезапного нападения про тивника, на дистанцию видимо сти высылается сеть дозоров в составе 2— 4 человек. Разведка пря шубоком снеге осуществляется в основном лыж никами. Ширина полюсы развед ки роты в зимних условиях обычно дается до 4-х км , для взвода — до 2^х км. При низ кой температуре, ш метель, сне гопад удаление разведывательной .роты от своих войск может до ходить до 8 — 15 там., для взвода — до 5-—6 км., для отделения — до 2— 3 ікм. Разведывательная рота или взвод движутся обыч но вне дорог, но вся время на блюдая за дорогами. При непосредственном сопри- ■вэсйовении с противником, раз ведка осуществляется наблюде нием и (ночными поисками. Вы следив об’ект разведки и под ступы в жму, уяснив его ре жим, разведывательная группа, одетая в белые халаты, неза метно подползает к об’евту раз ведки, забрасывает противника гранатами и захватывает плен ных. При низкой температуре и снежной зиме оборона противни ка іго своему характеру будет приближаться, в болыпиветве случаев, К обороне в а широком фронте. (Противник будет зани мать отдельные участки, мезвду которыми будут промежутки). Наступающий, в свою очередь, будет связан в движении снеж ными заносами, препятствующи ми использованию танков и ар тиллерии вне дорог. Все ѳти условия требуют, что бы наступающий сочетая удар вдоль дороги щри поддержке всей техники с главным ударом лыж ных отрядов, действующих с наиболее уязвимого фланга про тивника. Лыжная щруппа должнаі быть оеншцена всей той леской тех никой, которую пехота; способна переносить сама или перевозить на лыжных установках. Обороняющийся, несомненно, с своей стороны, перед передним краем обороны возведет целый ряд противотанковых и противо пехотных сооружений, замаски рованных >в глубоком снегу. Поэтому, главной задачей раз ведки является обнаружение этих заграждений с точным оп ределением их характера. Проделав проход в против** танковых заграждениях, насту-* тающий под прикрытием дыма,- или используя метель, бросается в атаку. Впереди, вдоль дороги, насту-* патт танки, делал проходы ві противопехотных препятствиях,- за ними паі лыжах или снего ступах— пехота. Для того, чтобы обеепечигй артиллерии продвижение вперед, к хвостовому тапку прикреп ляется снегоочиститель, расчи щающий дорогу. С помощью снегоочистителей, прокладывающих пути іля дви жения, вступает в бой, подтяги ваясь вперед, вся техника. С помощью техники подавляются огневые точки противника, рас положенные в глубине обороны, после чего пехота атакует вновь. М. КНЯЗЕВ. ГЕРОИЧЕСКИЙ ШТУРМ (Разгром л и н и и Маннергейма) ( О К О И Ч А Н И Е ) между двумя водными простран ствами — Ладожским озером и Финским залпвом имеются не проходимые леса и громадные скалы. Из дерева и гранита, а где нужно и из бетона построена «линия Маннергейма». Величай шую крепость «линии Маннер гейма» придают сделанные из гранита противотанковые пре пятствия, даже двадцатипятитоп- ныѳ танки не могут их преодо леть. В граните финны при по мощи взрывов оборудовали пуле метные и орудийные гнезда, ко торым не страшны самые силь ные бомбы. Там, где нехватало гранита, финны не пожалели бетона». Эта характеристика достаточно ярко рисует «линию Маннергей ма», созданную финнами на день ги английских, французски? и американских капиталистов под руководством иностранных воен ных специалистов. * * * «Следует отмстить, укрепления считались до наших дней неприступными, т. е. таки ми укреплениями, которые до сих пор еще ни одной армией не бы ли сокрушены» (В. Молотов). После тщательной предвари тельной подготовки соединения Красной Армии И февраля 1940 г. под руководством талант ливого полководца Красной Ар мии — Героя я Маршала Совет ского Союза т. С. К. Тимошенко — начали штурм неприступной «линии Маннергейма». Главный удар наносился по самому мощному сектору оборо ны: в Выборгском направлении. В первый день атаки Н-ская стрелковая ордена Ленина диви зия захватывает 8 долговремен ных железобетонных сооружений, а на третий день ею полностью был прорван железобетонный пояіс у высоты 65,5. 15 февраля пал самый мощ ный узел обороны у Хотнпен I (Сумма), а в ночь с 1G ла 17 іато эти I февраля части финнов, обороняв шие приморский сектор укреп ления, под угрозой окружения начали поспешный отход на Вы борг и острова Финского залива. Под сокрушительными ударамп частей доблестной Красной Ар мии на пятые сутки «линия Маннергейма» в ее самом ответ ственном участке рухнула. Фин ны, напрягавшие все свои си лы, чтобы удержать оборону, за кованную в бетой и сталь, не вьвдержали героического напора наших частей и бежали к Вы боргу. Командир одной противотанко вой роты финнов лейтенант Ре- понен в своих воспоминаниях об этом сражении пишет, что крас ные напирали неудержимо, раз детая на своем пути все препят ствия. При отходе догнавший его прапорщик взволнованно расска зывал: «Как вы, наверное, слы шали, — говорил он, — в опор ные пункты гранаты лились дождем. Неприятель определенно, видим*!), решил превратить нас в ме‘сив' 0 ... орудия палили в упор... местность из-за артиллерийского обстрела успела пастолысо изме нить свой вид, что я, стыдно ошибся в направле- созкаться, ІГЕЯХ...». Атака укрепленной полосы финнов строилась на тесном взаимодействии всех родов войск, увязанных по времени и рубе жам. Методичность в действиях, хорошее взаимодействие в работе артиллерии, танков, авиации и пехоты, четкое руководство выс шим командованием всей опера цией обеспечили победу. Так, например, успех прорыва «линии Маннергейма» на Выборгском направлении на участке Н-ской стрелковой дивизии был достиг нут благодаря гому, что во вре мя артиллерийской подготовки славная пехота постепенно на капливалась к переднему краю, и как только артиллерия пере шла ва огневой вал, Она пере шла в наступление, не удаляясь от него далее 200 метров. Одно временно неютные подразделе ния вместе с саперами расчища ли проходы для танков. Танки, там где можно было, занимали исходные позиции вбли зи пехоты и поддерживали ее продвижение огнем с места. Ко гда же в наяолбах, мпшгых по лях и противотанковых рвах бы ли сделаны проходы для танков, они, обгоняя пехоту, содейство вали ей в уничтожении огневых точек противника. Пехота, р свою очередь, огнем своих ба тальонных и полковых пушек и минометов уничтожила противо танковую артиллерию противни ка. Поддерживающая артиллерия свои наблюдательные пункты имела непосредственно за пехо той и даже в боевыі ее поряд ках. Огневой вал строился па местности по рубежам, и продви жение его тщательно планирова лось «а полковых участках, при чем, если пехота отставала от огневого вала, то он останавли вался, а иногда и возвращался. Такое четкое взаимодействие мо гли осуществить лишь те коман диры и бойцы, которые в совер шенстве изучили военное дело. Таким образом, разгром «ли нии Маннергейма» ееть резуль тат умелого руководства высше го командования, четких, согла сованных усилий все! родов войск и героизма, проявленного рядовым п начальствующим со ставом Красной \рчии и Воснно-' Морского Флота. Генерал-майс»; Я. МИННИ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz