Краснофлотец. 1941, март.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 13 марта 1941 г., № 60 (846) ОПЫТ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИ 'VIhКО ТОМУ. ЧТО НУЖНО В гавани Линахамари В первый день боевых дей ствий против финской белогвар- дейщтуны я был .вызван в штаб флота и получи специальное задание... Наш корабль подходил к тек ш и , угрюмым берегам враже ской территории, которой только что овладели наши моряки я красноармейцы. На одном из по воротов, при входе в узкость от крылась панорама горящих зда ний, мы входили в порт Лиина- хамари. Так называемая «Угольная пристань», где швартовался наш корабль, была об’ята пламенем, густые клубы дыма поднимались к небу. Отступая, белофинны подожгли не только здапия и причалы, по и уголь. Но огонь еще не был главной опасностью для наших моряков. Весь порт, 6 пристанями и под’ездпымп пу тями, был минирован, каждый шаг здесь был сопряжен со смертельной опасностью. Хитро замаскированные мины в воде, под причалами, па под’ - ездных путях были соединены проводами, уводящими в горы. Следуя по линии одной из пар таких проводов, нам удалось выявить целую схему подготов ленного трусливыми врагами взрыва. Только благодаря бди тельности и умению наших ми неров — удалось спасти от раз рушения порт и корабли. В первый жо день занятия ко раблями Лиинахамарн встал во прос о налаживании .крепкой падежной связи. Врат по оставил нам никаких сооружении. Базой связистов стала малепь- кая курная избушка, служившая «старым хозяевам» прачечной. Площадь этой единственной уце левшей конурки исчислялась буквально «квадратными санти метрами» . но. тем не менее, бой цы-связисты сумели здесь распо ложить и смонтировать все свое сложное хозяйство. Для того, чтобы сберечь ап паратуру, люди терпели лише ния, переносили большие неудоб ства. Обеспечивая благоприятные условия для хранения техники, они отказывали себе во всем. Группа связистов, во главе со старшим электриком т. Поляко вым, сутками находилась на ли ниях. Используя кое-где остав шиеся провода, делая вставки, они обеспечивали связью боевые об’екты. Специалисты связи тг. Смир нов, Кудрявцев и Сафронов во лею обстоятельств превращались то в столяров, то в плотним®, то л кровельщиков, но везде они действовали быстро и ловко. Заботясь о сохранении вспомо гательной аппаратуры, бо&ды в пургу и жестокие мороаы соби рали по кусочкам строительный материал и строили укрытие для своих механизмов. За короткий срок, перекрыв полоіженные нормативы, бойцы- связисты обеспечили в разру шенном врагами порту — Лиина хамари — надежную, крепкую связь. Майор ЛЕОНТЬЕВ. БОИ ЗА РОДИНА Старшина 2-й статьи И. Ф. Харитонов, награжденный мь- далью «За Боевые Заслуги», Фото И. Линник. Зима 1939 пМ . В ответ на провокационные выстрелы фин ской белогвардейщиы по всей стране прокатилась волна народ ного гнева. Вовмущеиные на глостью финской воѳяпрны, тру дящиеся наше! родины требова ли проучить зарвавшихся вояк. 30 ноября, выполняя задание правительства, частя нашей до блестной Красной Армии пере шли границу. В то время я был водителем одного из многочислен ных танков, находившихся на Карельском перешейке. В 8 ча сов утра мы 'Получили приказ: {перейти границу! С лозунгами: «За родину!», «За Сталина!» ринулись мы в бой. Каждый из нас горел жела нием как можно лучше выпол нить задание партии и прави тельства. Не выдержав мощного напора соединенных сил: артил лерии, пехоты, танков, белофин ны в панике отступали к своим осиным гнездам — в железобе тонные укреплггия. Свежи еще в памяти о тел ь ные боевые эпизоды по разгрому знаменитой маннергеймовской ли нии, о неприступности которой так много кричала буржуазная печать. В одип из горячих дней, ко гда части Красной Армии пере шли в наступление по всему Фронту, наш отдельный танко вый батальон получил приказ: «Поддержать пейоту я; занять Н-окую высоту». Это было под станцией Тали. Укрепившись па высоте, финны зловеще молчали, выжидая ів своих укреплениях котда мы подойдем ближе, чтобы лавиной огня отбить наступле ние. Проход для танков был за труднен, на пути встали проти вотанковые падолбы. Но наши отважные саперы, умело маски руясь, набросали па эти надолбы бревен. Путь к вражеским ук реплениям 'для танков был от крыт, но не надолго. Пройдя первым, наш танк двоими мощ ными гусеницами разбросал на бросанные и не укрепленные бревна, в результате остальные танки были от нас огрейаяы. Бе лофинны открыли по нашему Участник боев с белофиннами орденоносец т. Масликов. Фото И. Линник. тайку сокрушительный огоиь. Но это было одно мгновение. Заме тив, что мы в опасности, наши товарищи с других танков, оста новившихся перед противотанко выми надолбами, открыли мет кий орудийный огонь, который прикрывал нас. Белофинны старались избавиться от непро шенного «гостя». Ползком они подбирались к танку и забра сывали его бутылками с горю чим, стараясь поджечь его. Нуж но было немедленно принимать меры, чтобы обезопасить танк и акипаж. Но вскоре надобность в эгом отпала, так как командир роты лейтенант т. Ященко, ныне Герой Советского Союза, повел пехоту на пгтурм высоты. Шюцкоровцы злобно сопротив лялись, но никакая сила не мо гла сдержать натиска людей, горящих единым желанием во имя Родины, во имя Сталина разгромить белюфииских банди тов, затеявших войну против страны социализма. Приказ командования был выполнен, вы сота «Н» была взята. В другой раз, это было 11 февраля, во время наступления на Карельском перешейке мне пришлось вести мощный танк. На полной скорости мы вреза лись в гущу белофиннов. Во вре мя выполнения задания моя ма шина получила пробоину в райо не бензо-бака н загорелась. Ма шина выбыла из строя. Со всех сторо:: нас начали осаждать шюцкоровцы. Но вот гигантский танк, после небольших исправле ний и принятых предосторожно стей, чтобы не взорвался бак, снова стал послушен управле нию. Я дал полный Зо(д и при вел машину на нашу террито рию. Машина и экипаж были спасены. Во многих боях мне пришлось участвовать и всегда я видел только храбрость и отвагу наших людей, ,которые, не щадя себя, боролись за любимую родину. Этот героизм получил высокую оценку пашей партии и прави тельства: многое участники боев с белофиннами паграждепы орде нами п медалями Советского Союза. Экипаж нашего танка, также был патражден орденами Советского Союза за мужество, проявленное в боях. Мою грудь украсил ордеп «Краснов Звезды». Он всегда наномппаст мне слав ные бои за родину. И если враг, не учтя полученного урока, снова попробует вступить на мою род ную землю, то я по первому зо ву партии и правительства сяду за руль боевой мапжны и пове ду его на укрепления врага, что бы беспощадно громить его. В. МАСЛИКОВ. ГЕРОИЧЕСКИИ ШТУРМ ( Р а з г р о м л и н и и М а н н е р г е й м а ) Советско-финская война пе была изолированным конфликтом между СССР е Финляндией. За спиной финской буржуазии стояли самые матерые империали сты— поджигатели второй импе риалистической войны, использо вавшие Финляндию в своих ин тересах и толкнувшие ее на гнусные преступления. Англия, Франция, Соединен ные Штаты Америки, Швеция и другие капиталистические стра ны, вложившие значительные ка питалы в финскую промышлен ность, на протяжении двадцати лет готовили здесь плацдарм для нападения на СССР. Фипляндия была превращена в антисовет ский лагерь, откуда перебрасыва лись на нашу территорию шпио ны и диверсанты. С помощью хорошо вооруженной и натрени рованной белой гвардии (итюц- кор), правительство Финляндии систематически вело подготовку населения к войне прошв Совет ского Союза. «...поблизости от Леиниграда, на всем Карельском перешейке, углубляясь на 50-60 километров, финляндские власти соорудили многочисленные и мощные же лезобетонные и гранитноземля ные военные укрепления с ар тиллерией и пулеметами... Эти военные укрепления, особенно железобетонные сооружения, до стигшие значительной военной мощи, имевшие подземные соеди нения, окружеипые специальны ми противотанковыми рвами и надолба-ми из гранита и поддер живаемые устройством многочис ленных минных нолей, в сово купности составляли так назы ваемую «линию Маннергейма...» (В. Молотов). Глубина оперативной полосы заграждений на правом фланге— вдоль ж. д. линии на Кексгольм — достигала 25 км. и на Вы боргском направлении — 55 км. В оперативной полосе прикры тия нашим войскам пришлось преодолеть 12 железобетонных и 1.245 дерево-земляных огпевых точек, 220 километров проволоч ных заграждений, 200 километ ров лесных завалов, 50 километ ров противотанковых рвов и »скарпов, 80 километров гранит ных надолб и 386 кв. километ ров минных полей. Население Карельского перешейка насиль ственно было эвакуировано, скот истреблен, а деревни сожжены. Вот почему продвижение частой Красной Армии было связано с огромными трудностями. Однако ни мощные укрепления, ни ко варные действия врага не смогли задержать победного движения наших войск. Но оперативно - тактическому признаку «линию Маннергейма» можно разделить на четыре ук репленных сектора, выделив в особую группу укрепления горо да Выборга. Первый сектор свояки фланга ми упирался в Ладожское озеро и оз. Вуовси. Его передний край был расположен за водной пре градой реки Тайпалеѳп-иокн, оз. Суванто-ярви и реви *Вуокеэн- Вирта. Этот сектор запирал в ос новном направление на Кексгольм и ст. Хиитола. Второй сектор своими фланга ми упирался в оз. Вуокен а оз. Муола-ярви. Передний край его тянулся по северному берегу бо лотистой реки Саякѳн-Кайта и ■оз. Яюряпян-ярви. В этом секторе была сосредо точена сильная группа укрепле ний. На шестикилометрэвом фронте по северному берегу реки Селмен-Кайта насчитывалось до 4 1 железобетонных и 8 дерев1)- зенляных сооружений, а в райо не Ильвес на 2 , 5 -кнлометров.ім фронте насчитывалось 17 же лезобетонных и 6 дерево-земля- ных сооружений. Третий сектор своим левым флангом упирался в оз. Муола- ярви, а правым флантом в року Оумма-иоки. Он имел три основных узла — «железнодо рожный» в районе ст. Лейпясоу, «межболотпый» в районе высоты £5.5 и Суммский (Хотиненский). Промежутки этих узлов были заполнены полевыми укрепления ми, причем, от «железнодорож ного» узла они были вынесены вперед па линию Вяйсяпеп, р. Муста-оя, оз. Еатра-лампи. Этот сектор запирал основпые пути на г. Выборг и был наибо лее мощпым. Так, например, «дажболотаыи» узол. имеющий фронт в 1— 1 ^ 2 к“ ч насчитывал 12 железобетонных и 16 дерево земляных сооружений, Суммский (Хотинешский) на 2 км. имел 22 железобетонных и 45 дерево земляных сооружений. Четвертый сектор тянулся от реки Сумма-иоки до Финского за лива. Две отсечные позиции его имели, невидимому, своей целью обеспечить действия финских войск в оперативной полосе при крытия и «линию Маянергейма» от возможных десантов со сторо ны Финского залива. Кроме тоге, сам город Выборг был превращен в неприступную крепость. Вы боргский укрепленный пояс с крепостью Тронгсунд прикрывал город с юго-востока, юга и со стороны Выборгского залива. О финских укреплениях стар ший конструктор бельгийских укреплений генерал Баду, рабо тавший техническим советником Маннергейма, говорил: «Нигде в мире природные условия не бы ли так благоприятны для по стройки укрепленных линий, как в Карелии. На этом узком месте {Окончание на 3 стр.),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz