Краснофлотец. 1941, март.
1 марта 1941 г., ft 50 (836) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц Военинженер 1-го ранга тов. Лыскович (в центре), пре мированный Народным Комиссаром Военно-Морского Флота ценным подарком, рассматрива эт новый проект. Слева инже нер тов. Андреев, награжденный значком «Отличник ВМФ», и инженер тов. Львов, премированный Народным Комисса ром Военно-Морского Флота ценным подарком. Фото И. Линннк. Личный состав флота •изучает материалы V I I I Сессии Верховного Совета СССР ------------ - ♦ -------------- БЕСЕДЫ ПО ДОКЛАДУ В Н-ской части личный со став приступил к ознакомлению с материалами ѴІП сессии Вер ховного Совета СССР. Секретарь парторганизации т. Сашші орга низовал в одном из подразделе ний коллективное слушание до клада товарища Зверева по ра дио. После этого он раз’яснил бойцам отдельные положения из доклада. Библиотекарь т. Еандаш про вел с группой бойцов беседу по докладу Народного Комиссара фи нансов. Он подробно рассказал слушателям о росте социалисти ческого бюджета, который пока зывает, как неуклонно, с каж дым'днем растет и крепнет мощь Советской страны. Особо большое внимание уде лил т. Ііаидаш в своей беседе увеличению ассигнований на оборонные нужды Советского Союза. Рост отпускаемых средств показывает, с каким вниманием относятся Советское правитель ство п партия к укреплению обороноспособности Советского Союза. Тов. Кайдаш подчеркнул, что эта забота должна вдохно вить личный состав Северного флота на борьбу за еще большие успехи в боевой подготов ке, за отличное изучение боевой техники. 15 другом подразделении такую же беседу провел заместитель командира по политической ча сти. А ■и ☆ ☆ Вчера во время обеденного ле- ѵ рерыш в Н-ской части состоя- ^ лись коллективные читки докла да т. Зверева на V III сессии Верховного Совета СССР. Читки проводили члены агитколлектива тт. Оослдоский, Уваров, Сили ции, Кокшаров и Генералов. На них пржутсх-вовал весь свобод ный от вахт личный состав ча сти. О Единодушное одобрение Бойцы и командиры Н-ской части с большим воодушевлением встретили доклад товарища Зве рева на V III сессии Верховного Совета СССР о государственном бюджете на 1941 год и испол нении государственною бюджета за 1939 год. Во всех подразде лениях были проведены йеседы и читки. Пх организовали агитато ры тт. Иванов, Лухнев и другио. Вчера заместитель командира но политической части г. Кури- цып провел политинформацию по матуиііяам V III сессии Верхов ного Совета СССР. Просто к со держательно рассказал ия об ас сигнованиях, которые пой,: т на дальнейшее укрепление хозяй-1 сгБОнной и оборонной мощи стра ны победившего социализма. Единодушным одобрением встретил личный состав сообще ние об ассигновании 70 мил лиардов 900 миллионов рублей па укрепление обороноспособности Советского Союза. Планомерно расходуя эти день ги, наша промышленность даст страпе новые мощные боевые корабли. Тов. Курицын подчеркнем, что основной: задачей каждого воен нослужащего является сейчас глубокое изучение боевой техни ки и бережное отношение к ору- ашю и воинскому имуществу. ИНСТРУКТАЖ На соединении кораблей, где секретарем партийной организа ции т. Пичкарский, намечен ряд мероприятий пп изучению мате риалов ѴИІ сессии Верховного Совета СССР. Заместитель коман дира по политической части про ведет специальный инструктаж для членов агитколлектива, на АГИТАТОРОВ котором даст агитаторам методи ческие указания по проведению бесед с личпым составом. Для всего личного состава бу дет прочитан доклад но мате риалам сессии. Такой же доклад устраивается я для командного состава. Т О Р П Е Д (КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК) В 1550 году уже алелись пла вающие тш ы (на поверхности воды) со взрывателем, который представлял из себя часовой ме ханизм, соединенный с запаль ным фитилем. Применялись они на реках — пускались по те чению. Однако, до 1785 года не было изобретено средство, с по мощью которого можно было бы взрывать заряды пороха под во дой. И только в 1785 году аме риканец Бушпель открыл эту возможность и предложил мину с ударным приспособлением для взрыва капсуля. Эти мины, не взрываясь, могли плавать неогра ниченное время. Достаточного эффекта взрывы этих мин не про изводили, ибо малый заряд не вы зывал больших разрушений. По следователем Бушнеля явился Фультон, предложивший в 1804 году якорную мину, которая мо гла устанавливаться под водой. Опа представляла из себя сига рообразный железный корпус, за- ряженпый порохом. Корпус мины соединялся тросом с якорем. Для придания мине пловучести в ее корпусу приделывались деревян ные брусья. Таким образом, родоначальни ками минного оружия явились Бушпель и Фультон. От мин якорпого образца в период меж- доусо&не.й американской войпы (18 іі І ■— 1865) погибло около 40 кораблей. Это послужило толчком к дальнейшему развитию минно го оружия. Следующим шагом развития мипного оружия явилась шесто вая мина, предложенная Тизеп- гаузеном. Опа представляла фог>- му усечешгого конуса с ударным взрывателем. Мипа крепилась і:а ' гесте, который, ввпде бушприта-, выстреливался (выставлялся) на носу лодки. Для того, чтобы взорвать мину, надо было подой ти к борту корабля на расстоя ние длины шеста. Это обстоя тельство не давало возможности поименять ее в светлое время суток. Такие м;;иы в России применялись в русско-турецкую войну 1S77 г., от іпгх погиб турецкий корабль «Сеифи». В дальнейшем появляются ме тательные мины. Эгн мины имели старообразную форму и выстре ливались из специальных уст ройств. Своего хода они пе име ли, а только по инерции могли скользить но поверхности воды на расстояние не более 40— 50 /метров. Эти мины были также неудобны там, что надо было близко подходить к противнику. Вставал вощ».>с о создании такой мины, которая имела бы свой двигатель. В течение ряда лет капитан 2-го ранга Иоганн Луппис рабо тал ,пад этой проблемой, по гам разрешить ее не смог. В 1864 году он предложил английскому инжекеру-кэнструктсру Роберту Уайтхеду вступить в компапию для разработки выдвинутой нм идеи о постройке самодвижущей- ся нодведпой ннпы. Изобретенная ими самодвижущаяся мипа уп равлялась трлами с места от правки. После неудачных опытов Уайтхед задался целью создания автопомного подводного снаряда, идущего под водой. В 1866 году Уайтіѳд разрешает эту проблему. Первая .«самодвнжущаяся мина Уайтхеда» имела следующие тактико-технические данные: диаметр — За,о см, длина — 3,35 метра., общий вес — 135 кг, вес взрывчатого веще ства —- 8 кг, давление сжатого воздуха — 25 атм, скорость хо да— 6— 7 узлов, дальность — 400— 500 метров. Движение та кой «самогвижѵщейс я» мины- торпеды осуществлялось с помо- шыо сжатого воздуха, который приводил в действие машину ти па компаунд с двумя качающи мися цилиндрами, высокого и низкого давления. Эта торпеда имела один двухлопастный греб ной в'ипт. Цр глубине она уп равлялась с помощью гидростата, который представлял из себя один подвижной диск. К корпусу были приделаны вертикальные и горизонтальные ребра. Тяги от гидростатического аппарата шли спаружи корпуса торпеды. Вслед ствие несовершенства гидроста тического аппарата, отклонения по глубине доходили до 6— 8 метров. В 1868 г. Уайтхед, для уменьшения отклопеігпя торпеды по глубине, в гидростатический аппарат добавляет маятник, ко торый был назван «секретом» мины. Минное оружие получалось двух родов: передвижное (торпед- пое) и неподвижное. В 1876 г. Уайтхед переходит к торпедам с двухвинтовыми гребными валами, что улучшает движение торпеды по направлению. Мину образца 1876 года можсо считать нача лом развития самодвижущихея мин-торпед. 1870 годы яви лись годами распространения са- модвпжущихся мпп. Они стали вводиться на вооружение во всех I странах’ мира, имеющих флот. і и русском флоте мина Уайтхеда появилась в 1876 году. Ввиду отсутствия хорошо под готовленных специалистов по минному оружию, в самодвижу- щпхея милах часто происходили поломки. Они рассматривались, как следствие недоброкачествен ности (металла — стали. Появи лось стремление сделать само- движушуюся мипу бропзовой. В 1881 году в Германия на заводе Шварцкопфа (г. Берлин) впер вые была изготовлена самодви жущаяся бронзовая мина. Уайт хед перешел на изготовление тор пед из бронзы, по с тем отли чием, что резервуар сжатого воз духа остался стальным. В 1896 г. был изобретен прибор управления торпедой по направ лению, с пружинным спуском. Изобрел его Людвиг Обри, в честь его прибор называется «Обри». С появлением этого прибора техническая мысль вдет в направлении увеличения даль ности хода торпеды, за счет уве личения запасов энергии. Это до стигается путем либо увеличения диаметра мин, либо повышения давления воздуха в резервуаре. Кроме того, с 1904 года от двухлопастпых винтов переходят к четырехлопастпым гребным винтам, от двух и трехщш т- дровых машин — к четырехци- линдровым, звездообразно распо ложенным. Все эти изменения дали возможность увеличить скорость и дальность хода тор педы. Опыт войны 1904— 1905 гг. резко изменил взгляд на торпеду и выдвинул ее в ряд аффектив ных средств борьбы на море. С целью улучшения тактически? данных Торпеды и ее свойств, в 1908 году Уайтхед примени* подогревательный аппарат, раа* работанный доктором химии Се* до. Дальнейшее улучшение коя-* струкции приводит к тому, что в' 1912 году вместо звездообразно расположенных машин вводятся машины двухцилиндровый, гори зонтального расположения, в нрибору «Обри» приделывают \ воздушную турбипку для развод рота волчка, вводится ииеонион-1 ный ударник, до 100— 116 кг увеличивается заряд взоывчатог» вещества. К начзду первой им-1 периалистической войны появля ются торпеды с диаметром 53 см и дальностью действия в 10.000 метров, орн скорости в 30 уз* лов. Во время войны развиваются корабли, специально предназна ченные для использования тор* педного оружия (подводные лод-і ки, катера). Торпеда приобретает •все большее и большее значение как оружие борьбы на море. Вот что говорят данные английского адмиралтейства: за периот вой пы, с пачала ее и до 1.» февра ля 1917 г., только торпедами, выпущенными с германских под водных лодо*к, было потоплено: торговых судов 214, липкоров 3, крейсеров 5. Все это показы* вает, что торпеда является гроз* лым оружием в войн, на море. Период от первой до второй нм* периалистической войны харак* терен все большим стремлением улучшить тгктпко-тсхіінчеекие элементы торпеды. J совершен ствование идет но линия увели* чепня дальности действия торне* ды, ее скрытности, увеличений скорости. Пояіляются торпеды с диаметром 603 мм (Америка). Вводится перегрев парогазовой смеси. Кроме этого, появляю ся тор* педы с новым энергетическим за* пасом — электричеством. Эти торпеды не оставляют га собой следа. Изобретаются радгоуправ* ляемыѳ торпеды (Америк). Для использования торнед приепосіб* ливаюгея и самолеты (торпедо* носцы). Кроме того, увеличивает* ся заряд торпеды, совершен* ствуется взрывчатое веществе и т. д. * Вторая имперпалкитическа* войпа покавыьает, что этп усо* вершепствоваиия увеличили роль' торпеды в войпе на море. Гибель лЪнвора «Роиалв-Ок», авианосца «Кореджис» и*т>яда других ко- . раблей от залпа торпед с под* k водных лодок свидетельствует о' > том, что мощь торпедного ору* жня, по итпошенню к первой империалистической войне, вы росла в несколько раз. { Строительство в пашей стране мощного Военпо-Мпргкого Флота заставило обратить большое вни* мание торпеде — самодвнжуще* муея подводному снаряду, несу* щему в головной частя взрывча тое вещество для повреждения подводной части корабля. Техни ческая мысль советских кон* структоров работает пал улучше* нием тактико-технических дан* ных торпеды. У могучего советского флота должна быть самая грозная тор* неда. Старший лейтенант Г. БАРБАШОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz