Краснофлотец. 1941, февраль.

с i 21 февраля 1941 г., № 43 (829) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц X V I I I ВСЕСОЮ ЗНАЯ КОНФ ЕРЕНЦИЯ ВКП (б) 1 Хозяйственные итоги 1940 года и план развития народного хозяйства СССР на 1941 го г * Доклад тов. Н. Я. ВОЗНЕСЕНСКОГО ( П Р О Д О Л Ж Е Н И Е ) Итого требуют интересы народно­ го хозяйства и железнодорожно­ го транспорта. В 1940 году на Орджошікид- зевскую и Закавказскую дороги было завезепо железнодорожным транспортом около 1,2 миллиона тонн леса. Эти перевозки могли быть целиком переключены па водпнй транспорт. Между тем, завоз леса по Волге и Каспий­ скому морю в райопы Орджопн- кидзѳвского края и Закавказья Наркоматом речного флота орга­ низован крайне неудовлетвори­ тельно. До сих пор недостаточно ис­ пользуется речной транспорт для разгрузки железных дорог от перевозок нефти. План пефте- перевозок за 1940 год пе был выполнен, в частности не выпол­ нен он по вывозу нефти нз Астрахани вверх по Волге. В 1941 году Наркомату речного флота предстоит значительное уве­ личение перевозок нефти водой. .Данные об использовании реч­ ного флота свидетельствуют о налички больших неиспользован­ ных возможностей для увеличе­ ния водных перевозок. В результате несвоевременного іЧапитальное стрэительстго Перехожу к вопросам капи­ тального строительства. Програм­ ма строительства и размещения предприятий, принятая на 1941 год Центральным Комитетом ВКП(б) и Советом Народпых Ко­ миссаров СССР, представляет со­ бой величественный план. Он поднимает народное хозяйство СССР на решение новых, круп­ ных задач строительства социа­ лизма. Программа капитальных вло­ жений в народное хозяйство СССР превышает уровень 1940 года более чем в полтора раза. В этой программе отражается прогрессивное движение социали­ стического общества. Чем вы- вывода судов из зимнего судо­ ремонта в 1940 году Наркомат речного флота только по буксир­ ной тяге недовыполнил задание почти на 1,3 миллиарда тонно- километров, в частности, по крупнейшему Волжскому нефте­ наливному пароходству это недо­ выполнение составило 750 мил­ лионов тонно-километров. Кроме того, вследствие за­ держки судов в летнем ремонте Наркомат речного флота недовы­ полнил задание по перевозке мас­ совых грузов в 1940 году на 700 миллионов тонно-километров. Сокращение простоев речного флота, которые до спх пор про­ должают оставаться очень высо­ кими, повышение качества судо­ ремонта, особеппо в зимний пе­ риод, полное использование мощ­ ных водных магистралей Совет­ ского Союза являются неотлож­ ными задачами водного транспор­ та. У пас есть все необходимое для .того, чтобы большое задание по увеличению речных перевозок в 1941 году на 28 процентов водники пе только выполнили, но п перевыполнили. Таковы основные задания пла­ на 1941 года в области транс­ порта. зван такой значительны!! рост капитальных вложений? — Он вызван самыми насущными по­ требностями нашего развития и расширения социалистической промышленности, необходимостью ускорить выполнение задачи пе­ регнать в .экономическом отноше­ нии главные капиталистические страны. Пз общего об’ема централизо­ ванных капитальных вложений в 48 миллиардов рублей вложе­ ния в промышленность составят 30,6 миллиарда рублей, что пре­ вышает уровень 1940 года па 71 процент. Особенно быстро растут капи­ тальные вложения в следующие отрасли народного хозяйства: В черную м е т а л л у р г ию В цв е тн ую м е т а л л у р г ию В нефтяную промышл енность на 122 проц. против 1940 г. , 93 . . 123 . В с трои т е л ь с т в о э л ек тро с танций , 1 4 8 В машинос троение Из структуры капитальных вложений вы ясно видите поли­ тику нашей партии, рассчитан­ ную па дальнейший под’ем со­ циалистической индустрии, а следовательно всего народного хо­ зяйства СССР. Существенные сдвиги предус­ матривает план 1941 года в тер­ риториальном размещении новых предприятий. Об’ем капитальных работ по союзным республикам растет в 1941 году по сравне­ нию с 1940 годом в следующих размерах: По РСФСР рост составит 50 процентов. При этом капитало­ вложения в районах Урала и За­ падной Сибири растут на, 58 процентов, в районы юго-востока на 66 процентов и в районы севера и северо-запада на 147 процентов. Здесь создаются но­ вые мощные промышленные базы ‘Советского Союза. После того,j быстрое развитие получает здесь как граница СССР возле Ленин-1 топливная промышленность, ма­ 102 града исправлена, а безопасность Ленинграда серьезно укрепилась, — Центральный Комитет партии п Совет Народных Комиссаров Союза ССР сочли возможным пойти в 1941 году на значи­ тельные капиталовложения в промышленность Ленинграда и Ленинградской области. По Украинской ССР капитало­ вложения в народное хозяйство в 1941 году растут на 76 процел- тов, причем рост имеет место осо­ бенно в машиностроении, метал­ лургии, химической промышлен­ ности и на транспорте. Боль­ шие капитальные вложения про­ изводятся в народное хозяйство Молдавской ССР, особенно в ее промышленность и транспорт. По Белорусской ССР капи­ тальные вложения увеличивают­ ся па 45 процентов. Особенно шиностроение, электростроитель­ ство и транспорт. Более высокие по сравнению со средними по Союзу намечепы темпы роста строительства по союзным республикам Закавказья. Капитальные вложения в народ­ ное хозяйство Грузинской ССР растут на 101 процент, Армян­ ской ССР — па 135 процентов и Азербайджанской ССР— па 122 процента. Наибольшие вложения получает здесь нефтяная про­ мышленность, машиностроение, чертя и цветная металлургия. В союзных республиках Сред­ ней Азин капитальные вложения особенно увеличиваются в нефтя­ ную и угольную промышлен­ ность, цветную металлургию и ирригацпопное строительство. Ка­ питаловложения в народное хо­ зяйство Таджикской ССР увели­ чиваются на 83 процента, Ка­ захской ССР — па 51 процент, Киргизской ССР — на 132 про­ цента п Туркмепской ССР— па 72 процента. Наибольшие по Гоб’ему капиталовложения получает на­ родное хозяйство Узбекской ССР. Здесь создается местная угольная база, продолжается строительство чирчикских гидростанций ц азот­ но-тукового комбината. ІІо Карело-Фипской ССР ка­ питаловложения растут па 280 процентов. Наиболее высокими темпами растет здесь строитель­ ство черной и цветной металлур­ ги!, электростроительство, строи­ тельство лесной и целлюлозно- бумажной промышленности, а также транспорта. Народное хозяйство Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстон­ ской ССР в 1941 году будет впервые выполнять программу строительства социалистических предприятий. Большое развитие получает здесь машиностроение, топливная промышленность, электростроительство и тек­ стильная промышленность. Роль социалистической индустрии в народном хозяйстве Прибалтики увеличивается в полном соответ­ ствии е интересами рабочих, крестьян и интеллигенции новых социалистических советских рес­ публик. Предусмотренная планом 1941 года программа роста капиталь­ ных вложений ко многому обязы­ вает наркоматы и местные пар­ тийные организации. Необходимо полностью реализовать намечен­ ные фонды на материалы и обо­ рудование, во всю раздуть про­ изводство местных строительных материалов, своевременно подго­ товить кадры строительных рабо­ чих. В плане капитальных работ 1941 года по СССР предусмот­ рено строительство 2 .955 новых и расширение существующих промышленных предприятий, в том числе: — продолжается и вновь на­ чинается строительство 2.213 новых предприятий — расширяется и реконстру­ ируется 742 действующих пред­ приятия. При таком размахе строитель­ ства новых предприятий крайне важное значение имеет органи­ зация правильной хозяйственной кооперации будущих предприя­ тий. в пределах экономического района. Необходимо предупредить промышленные наркоматы об этой весьма важной задаче. Меж­ ду тем, наркоматы не прояв­ ляют заботы относительно обес­ печения новых предприятий ко­ оперированными поставками, в том числе литьем, деталями и полуфабрикатами. Тот, кто рас­ считывает па получение этих элементов производства со сторо­ ны, тем более из других эконо­ мических районов, может иметь серьезные издержки в пуске в эксплоатацию нового предприя­ тия. Кооперация должна быть предусмотрена паркоматамн и ор­ ганизована, прежде всего в пре­ делах даішого экономического района. В 1941 году по государствен­ ному плану должно быть введе- по в строй на полную или ча­ стичную мощность 1.576 про­ мышленных предприятий, в том числе 1.151 новое предприятие и 425 реконструируемых. По отдельным отраслям про­ мышленности государственный план 1941 года предусматривает следующие задания но строи­ тельству и вводу в действие производственных мощностей и предприятий. В угольной промышленности: — ввод в действие шахт об­ щей мощностью в 27 миллионов тоші, в том числе 22,7 миллио­ на тонн по Наркомату угольной промышленности. В нефтяной промышленности: — бурение скважин в разме­ ре 3.120 тысяч метров и ввод в действие 1.938 новых нефтя­ ных скважин из бурения и 1.590 скважин пз числа бездей­ ствующих. В электростроительстве план предусматривает: — ввод в действие па элек­ тростанциях 1.750 тысяч кило­ ватт повых мощностей, в том числе по районным электро­ станциям Наркомата электростан­ ций 815 тысяч киловатт. В черной металлургии: а) ввод в действие повых до­ менных печей общей мощностью в 2 миллиона 300 тысяч тонн чугуна в год, мартеновских пе­ чей мощностью в 2 миллиона 780 тысяч тонн, новых бессеме­ ровских конвертеров, коксовых батарей, горячепрокатных станов, агломерационных лент и желе­ зорудных шахт; б) развернутое строительство новых металлургических заводов: второго металлургического завода в Сибири, двух заводов на Ура­ ле, заводов — в Закавказье, Ка­ рело-Финской ССР и в Ленин­ градской области. В машиностроении: а) строительство завода тя­ желого машиностроения в Сиби­ ри, завода тяжелых кранов в Сибири, завода тяжелых поковок на Украине, трех заводов куз- печно-прессового оборудования на Украине, двух заводов кузнечно- прессового оборудования на Ура­ ле, а также — в Поволжье и Западной Сибири; б) строительство новых стан­ костроительных заводов: тяже­ лых станков на Урале и в Си­ бири, расточных станков в Си­ бири, автоматов и револьверных станков на Урале, шлифовальных станков в Воронежской области, прецизионных станков в Пензен­ ской области, заводов — про­ тяжных станков, зуборезных станков и крупных токарных станков в Поволжье, завода нродольпо-строгальных станков и завода автоматов и полуавтома­ тов в Сибпрп, завода токарных станков в Рязанской области и агрегатных станков в Ярослав­ ской области; в) строительство заводов элек­ троаппаратуры: трансформаторно­ го па Урале, завода низковольт­ ной аппаратуры в Поволжье, за­ вода электромоторов в Сибири, электроизмерительных приборов в Краснодарском крае и завода ре­ ле и автоматики в Поволжье. В текстильной промышленно­ сти: а) ввод в действие 850 тысяч хлопкопрядильных веретен; б) строительство хлопчатобу­ мажных комбинатов в Огалинскѳ, Барнауле, Ташкенте я Краснояр­ ске, бельтиивового комбината в Астрахани и кордной фабрики в Ярославле. Для выполнения плана капи­ тальных работ требуется реши­ тельное улучшение работы Нар­ комата по строительству л строительных организаций. Огромные возможности выпол­ нения плана капитальных работ заложены в скоростном строи­ тельстве. Приведу в качестве примера, строительство нового производственного корпуса Нар­ коматом вооружения. В декабре 1940 (года наркомат получил от правительства зада­ ние выстроить новый производ­ ственный корпус к 1 апреля 1941 года, то есть немного больше чем за 3 месяца. Корпус должен иметь 19,5 тысячи квад­ ратных метров с несколькими тысячами рабочих в каждой смене. Наркоімат организовал строи­ тельство корпуса с применением облегченных стандартных конст­ рукций для достижения макси­ мальной экономии материалов и быстрого ввода в действие строй­ ки. Проект сооружения состав­ лен и утвержден за 10 дней. Весь подготовительный к строи* тельству период был также про­ делан за 10 дней, причем в се1 металлоконструкции были изго­ товлены на стройке собственны­ ми силами строителей. Вес всех материалов, потреб­ ных для строительства, сокращен против обычных норм в 5 раз, расход металла не превышает расхода в обычном железо-бѳ- тонном сооружении. За счет ма­ лой трудоемкости работ и мак­ симальной стандартизации коли­ чество рабочей силы потребова­ лось втрое меньше обычного. В декабре 1940 года не бы­ ло еще никаких следов строи­ тельства. В феврале 1941 года уже высятся стены корпуса, идет оборка конструкций, причем строители обязуются закончить (Продолжение на 6-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz