Краснофлотец. 1941, февраль.
с i 21 февраля 1941 г., № 43 (829) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц X V I I I ВСЕСОЮ ЗНАЯ КОНФ ЕРЕНЦИЯ ВКП (б) 1 Хозяйственные итоги 1940 года и план развития народного хозяйства СССР на 1941 го г * Доклад тов. Н. Я. ВОЗНЕСЕНСКОГО ( П Р О Д О Л Ж Е Н И Е ) Итого требуют интересы народно го хозяйства и железнодорожно го транспорта. В 1940 году на Орджошікид- зевскую и Закавказскую дороги было завезепо железнодорожным транспортом около 1,2 миллиона тонн леса. Эти перевозки могли быть целиком переключены па водпнй транспорт. Между тем, завоз леса по Волге и Каспий скому морю в райопы Орджопн- кидзѳвского края и Закавказья Наркоматом речного флота орга низован крайне неудовлетвори тельно. До сих пор недостаточно ис пользуется речной транспорт для разгрузки железных дорог от перевозок нефти. План пефте- перевозок за 1940 год пе был выполнен, в частности не выпол нен он по вывозу нефти нз Астрахани вверх по Волге. В 1941 году Наркомату речного флота предстоит значительное уве личение перевозок нефти водой. .Данные об использовании реч ного флота свидетельствуют о налички больших неиспользован ных возможностей для увеличе ния водных перевозок. В результате несвоевременного іЧапитальное стрэительстго Перехожу к вопросам капи тального строительства. Програм ма строительства и размещения предприятий, принятая на 1941 год Центральным Комитетом ВКП(б) и Советом Народпых Ко миссаров СССР, представляет со бой величественный план. Он поднимает народное хозяйство СССР на решение новых, круп ных задач строительства социа лизма. Программа капитальных вло жений в народное хозяйство СССР превышает уровень 1940 года более чем в полтора раза. В этой программе отражается прогрессивное движение социали стического общества. Чем вы- вывода судов из зимнего судо ремонта в 1940 году Наркомат речного флота только по буксир ной тяге недовыполнил задание почти на 1,3 миллиарда тонно- километров, в частности, по крупнейшему Волжскому нефте наливному пароходству это недо выполнение составило 750 мил лионов тонно-километров. Кроме того, вследствие за держки судов в летнем ремонте Наркомат речного флота недовы полнил задание по перевозке мас совых грузов в 1940 году на 700 миллионов тонно-километров. Сокращение простоев речного флота, которые до спх пор про должают оставаться очень высо кими, повышение качества судо ремонта, особеппо в зимний пе риод, полное использование мощ ных водных магистралей Совет ского Союза являются неотлож ными задачами водного транспор та. У пас есть все необходимое для .того, чтобы большое задание по увеличению речных перевозок в 1941 году на 28 процентов водники пе только выполнили, но п перевыполнили. Таковы основные задания пла на 1941 года в области транс порта. зван такой значительны!! рост капитальных вложений? — Он вызван самыми насущными по требностями нашего развития и расширения социалистической промышленности, необходимостью ускорить выполнение задачи пе регнать в .экономическом отноше нии главные капиталистические страны. Пз общего об’ема централизо ванных капитальных вложений в 48 миллиардов рублей вложе ния в промышленность составят 30,6 миллиарда рублей, что пре вышает уровень 1940 года па 71 процент. Особенно быстро растут капи тальные вложения в следующие отрасли народного хозяйства: В черную м е т а л л у р г ию В цв е тн ую м е т а л л у р г ию В нефтяную промышл енность на 122 проц. против 1940 г. , 93 . . 123 . В с трои т е л ь с т в о э л ек тро с танций , 1 4 8 В машинос троение Из структуры капитальных вложений вы ясно видите поли тику нашей партии, рассчитан ную па дальнейший под’ем со циалистической индустрии, а следовательно всего народного хо зяйства СССР. Существенные сдвиги предус матривает план 1941 года в тер риториальном размещении новых предприятий. Об’ем капитальных работ по союзным республикам растет в 1941 году по сравне нию с 1940 годом в следующих размерах: По РСФСР рост составит 50 процентов. При этом капитало вложения в районах Урала и За падной Сибири растут на, 58 процентов, в районы юго-востока на 66 процентов и в районы севера и северо-запада на 147 процентов. Здесь создаются но вые мощные промышленные базы ‘Советского Союза. После того,j быстрое развитие получает здесь как граница СССР возле Ленин-1 топливная промышленность, ма 102 града исправлена, а безопасность Ленинграда серьезно укрепилась, — Центральный Комитет партии п Совет Народных Комиссаров Союза ССР сочли возможным пойти в 1941 году на значи тельные капиталовложения в промышленность Ленинграда и Ленинградской области. По Украинской ССР капитало вложения в народное хозяйство в 1941 году растут на 76 процел- тов, причем рост имеет место осо бенно в машиностроении, метал лургии, химической промышлен ности и на транспорте. Боль шие капитальные вложения про изводятся в народное хозяйство Молдавской ССР, особенно в ее промышленность и транспорт. По Белорусской ССР капи тальные вложения увеличивают ся па 45 процентов. Особенно шиностроение, электростроитель ство и транспорт. Более высокие по сравнению со средними по Союзу намечепы темпы роста строительства по союзным республикам Закавказья. Капитальные вложения в народ ное хозяйство Грузинской ССР растут на 101 процент, Армян ской ССР — па 135 процентов и Азербайджанской ССР— па 122 процента. Наибольшие вложения получает здесь нефтяная про мышленность, машиностроение, чертя и цветная металлургия. В союзных республиках Сред ней Азин капитальные вложения особенно увеличиваются в нефтя ную и угольную промышлен ность, цветную металлургию и ирригацпопное строительство. Ка питаловложения в народное хо зяйство Таджикской ССР увели чиваются на 83 процента, Ка захской ССР — па 51 процент, Киргизской ССР — на 132 про цента п Туркмепской ССР— па 72 процента. Наибольшие по Гоб’ему капиталовложения получает на родное хозяйство Узбекской ССР. Здесь создается местная угольная база, продолжается строительство чирчикских гидростанций ц азот но-тукового комбината. ІІо Карело-Фипской ССР ка питаловложения растут па 280 процентов. Наиболее высокими темпами растет здесь строитель ство черной и цветной металлур ги!, электростроительство, строи тельство лесной и целлюлозно- бумажной промышленности, а также транспорта. Народное хозяйство Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстон ской ССР в 1941 году будет впервые выполнять программу строительства социалистических предприятий. Большое развитие получает здесь машиностроение, топливная промышленность, электростроительство и тек стильная промышленность. Роль социалистической индустрии в народном хозяйстве Прибалтики увеличивается в полном соответ ствии е интересами рабочих, крестьян и интеллигенции новых социалистических советских рес публик. Предусмотренная планом 1941 года программа роста капиталь ных вложений ко многому обязы вает наркоматы и местные пар тийные организации. Необходимо полностью реализовать намечен ные фонды на материалы и обо рудование, во всю раздуть про изводство местных строительных материалов, своевременно подго товить кадры строительных рабо чих. В плане капитальных работ 1941 года по СССР предусмот рено строительство 2 .955 новых и расширение существующих промышленных предприятий, в том числе: — продолжается и вновь на чинается строительство 2.213 новых предприятий — расширяется и реконстру ируется 742 действующих пред приятия. При таком размахе строитель ства новых предприятий крайне важное значение имеет органи зация правильной хозяйственной кооперации будущих предприя тий. в пределах экономического района. Необходимо предупредить промышленные наркоматы об этой весьма важной задаче. Меж ду тем, наркоматы не прояв ляют заботы относительно обес печения новых предприятий ко оперированными поставками, в том числе литьем, деталями и полуфабрикатами. Тот, кто рас считывает па получение этих элементов производства со сторо ны, тем более из других эконо мических районов, может иметь серьезные издержки в пуске в эксплоатацию нового предприя тия. Кооперация должна быть предусмотрена паркоматамн и ор ганизована, прежде всего в пре делах даішого экономического района. В 1941 году по государствен ному плану должно быть введе- по в строй на полную или ча стичную мощность 1.576 про мышленных предприятий, в том числе 1.151 новое предприятие и 425 реконструируемых. По отдельным отраслям про мышленности государственный план 1941 года предусматривает следующие задания но строи тельству и вводу в действие производственных мощностей и предприятий. В угольной промышленности: — ввод в действие шахт об щей мощностью в 27 миллионов тоші, в том числе 22,7 миллио на тонн по Наркомату угольной промышленности. В нефтяной промышленности: — бурение скважин в разме ре 3.120 тысяч метров и ввод в действие 1.938 новых нефтя ных скважин из бурения и 1.590 скважин пз числа бездей ствующих. В электростроительстве план предусматривает: — ввод в действие па элек тростанциях 1.750 тысяч кило ватт повых мощностей, в том числе по районным электро станциям Наркомата электростан ций 815 тысяч киловатт. В черной металлургии: а) ввод в действие повых до менных печей общей мощностью в 2 миллиона 300 тысяч тонн чугуна в год, мартеновских пе чей мощностью в 2 миллиона 780 тысяч тонн, новых бессеме ровских конвертеров, коксовых батарей, горячепрокатных станов, агломерационных лент и желе зорудных шахт; б) развернутое строительство новых металлургических заводов: второго металлургического завода в Сибири, двух заводов на Ура ле, заводов — в Закавказье, Ка рело-Финской ССР и в Ленин градской области. В машиностроении: а) строительство завода тя желого машиностроения в Сиби ри, завода тяжелых кранов в Сибири, завода тяжелых поковок на Украине, трех заводов куз- печно-прессового оборудования на Украине, двух заводов кузнечно- прессового оборудования на Ура ле, а также — в Поволжье и Западной Сибири; б) строительство новых стан костроительных заводов: тяже лых станков на Урале и в Си бири, расточных станков в Си бири, автоматов и револьверных станков на Урале, шлифовальных станков в Воронежской области, прецизионных станков в Пензен ской области, заводов — про тяжных станков, зуборезных станков и крупных токарных станков в Поволжье, завода нродольпо-строгальных станков и завода автоматов и полуавтома тов в Сибпрп, завода токарных станков в Рязанской области и агрегатных станков в Ярослав ской области; в) строительство заводов элек троаппаратуры: трансформаторно го па Урале, завода низковольт ной аппаратуры в Поволжье, за вода электромоторов в Сибири, электроизмерительных приборов в Краснодарском крае и завода ре ле и автоматики в Поволжье. В текстильной промышленно сти: а) ввод в действие 850 тысяч хлопкопрядильных веретен; б) строительство хлопчатобу мажных комбинатов в Огалинскѳ, Барнауле, Ташкенте я Краснояр ске, бельтиивового комбината в Астрахани и кордной фабрики в Ярославле. Для выполнения плана капи тальных работ требуется реши тельное улучшение работы Нар комата по строительству л строительных организаций. Огромные возможности выпол нения плана капитальных работ заложены в скоростном строи тельстве. Приведу в качестве примера, строительство нового производственного корпуса Нар коматом вооружения. В декабре 1940 (года наркомат получил от правительства зада ние выстроить новый производ ственный корпус к 1 апреля 1941 года, то есть немного больше чем за 3 месяца. Корпус должен иметь 19,5 тысячи квад ратных метров с несколькими тысячами рабочих в каждой смене. Наркоімат организовал строи тельство корпуса с применением облегченных стандартных конст рукций для достижения макси мальной экономии материалов и быстрого ввода в действие строй ки. Проект сооружения состав лен и утвержден за 10 дней. Весь подготовительный к строи* тельству период был также про делан за 10 дней, причем в се1 металлоконструкции были изго товлены на стройке собственны ми силами строителей. Вес всех материалов, потреб ных для строительства, сокращен против обычных норм в 5 раз, расход металла не превышает расхода в обычном железо-бѳ- тонном сооружении. За счет ма лой трудоемкости работ и мак симальной стандартизации коли чество рабочей силы потребова лось втрое меньше обычного. В декабре 1940 года не бы ло еще никаких следов строи тельства. В феврале 1941 года уже высятся стены корпуса, идет оборка конструкций, причем строители обязуются закончить (Продолжение на 6-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz