Краснофлотец. 1941, февраль.

'12 февраля 1941 г., № 3 5 (821) КРАСНОФЛОТЕЦ ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ БОМБЫ Вторая империалистическая война показывает, что авиация при воздействии па города, де­ ревни, об’екты и военно-морские базы широко применяет зажига­ тельные бомбы, которые вызы- пают массовые очаги пожаров. Борьбу с массовыми пожарами не в состоянии, вести одни по­ жарные юомащы. В настоящее время у воюю­ щих стран есть тенденция при­ менять бомбы малого веса, но в большом количестве (до 1.000 штук с одного самолета), кото­ рые образуют массу очагов по­ жара, Зажигательпые бомбы сна­ ряжаются веществами, имеющи­ ми очень высокую температуру горения— 3 .000— 3.500 граду­ сов и более, а при такой тем­ пературе загораются даже трудно- воспламенясмые предметы и пла­ вится железо. Такими вещест­ вами являются термит, электрон, фосфор, смолы и различные го­ рючие масла в твердом или по­ лутвердом состоянии. Бомбы в 1— 2 и 5 кг, про­ бив крьішу, надают па настил чердака и застревают в нем. Более крупные бомбы (в 10, 25 и 50 кг) пробивают крышу и пастил чердака и падают на пол с верхних этажей здания или застревают в перекрытия. В дневное время при противо­ действии Со сторопы хорошо ос­ нащенной и организованной авиа- зеіштной обороны бомбардировка обычно ведется с больших вы ­ сот, а в ночное время— с мальм высот. фосфорная бомба предназначе­ на для поджога легковоспламе­ няющихся материалов,, может воспламенить чердак в разных местах .и вызвать полное задым­ ление помещения. Пожар через некоторое время может принять угрожающие размеры. Бороться с ними чрезвычайно сложно и трудно. Эти трудности усугуб­ ляются сильным задымлением помещения ядовитым дымом (фосфорным ангидридом), фосфор­ ная бомба, попавшая в жилую комнату, вызывает быстрое вос­ пламенение обстановки. Электронно-термитная бомба предназначена для поджога труд- новоспламепяемых материалов. Эта бомба вызывает пожар на месте падения. Одновременно раз. брьізгиваемые ею капли расплав­ ленного металла могут создать много мелких очагов пожара в различных местах помещения (в радиусе 3— 4 м. от места паде­ ния). Термитная бомба сосредо­ точенного действия имеет то же ! назначение, что и электронно- ; термитная. Эти бомібы способны прожигать деревяппые перекры­ тия в места.х своего падения и поджигать близлежащие предме­ ты. В первые минуты действия бомбы начинается бурное «фон­ танирование» — выбрасывание шлака и расплавленного метал­ ла, способного вызвать массу мелких очагов пожара. Продук­ ты горения бомбы, растекаясь по пастилу, создают угрозу воз­ никновения скрытого пожара. Термитпая бомба рассеиваю­ щего действия рассчитала на .создание 45 п более отдельных мелких очагов пожара. Силой своего взрыва она может частич­ но разрушить крышу и перего­ родки, вследствие чего усили­ вается приток воздуха, а следо­ вательно, улучшатся условия развития пожара. Каждый тер- .митпый элемент бомбы произво­ дит в конечном счете то же по­ ражение, что и термитная бомба сосредоточенного действия малого веса. Комбинированная бомба пред­ назначена для поджога как труд­ но горючих, так и легко­ воспламеняющихся матеоиадов. Воздействию огня особенно под­ вержены обрешетка крыши и стропила. При этом угроза обва­ ла крыши будет достаточно ре­ альной. Тактика тушения зажигатель­ ных авиабомб зависит от величины пораженного зажи­ гательной авиабомбой об’екта, его назначения, конструктивных особенностей и степени огне­ опасности его от типа и раз­ меров зажигательных бомб. Тушение зажигательной авиа­ бомбы раствором «А» и «К» можно производить, находясь на сравнительно небольшом расстоя­ нии от бомбы (3— 4 м ) , так как применение этих растворов исключает возможность образо­ вания взрывоопасных мест. Осо­ бенность тушения зажигательной авиабомбы водой состоит в том, что воду необходимо подавать большими массами и на значи­ тельном расстоянии. Например, тушение водой термитных бомб рекомендуется производить на расстоянии 5— 15 м. При туше­ нии электронных бомб ѳто 'рас­ стояние необходимо увеличить до 15— 20 м, т ак ' как электро­ ны разбрасываются в стороны на значительное расстояние. При тушении водой комбини­ рованных бомб (со щелочными металлами: калий, натрий) надо соблюдать особую осторожность. Вода направляется лишь на ме­ ста отдельных загораний а из­ редка на самый корпус бомбы (для проверки наличия остатков щелочных металлов). Расстояние от бомбы при этом выдержи­ вается порядка 15— 20 метров. Тушение фосфорной бомбы, горение которой сопровождается интенсивным выделением густого белого дыма, представляет боль­ шую трудность; оно производит­ ся обычно командами или спец­ службами. Локализация зажига­ тельного действия бомб, а иногда и тушение их может произво­ диться песком. Небольшие бомбы — 1— 5 кг засыпаются песком при помощи лопаты. Бомбы бо­ лее крупные, от 25 кг., забра­ сываются мешками с песком ве­ сом в 5— 8 кг. Кроме того, бом­ бы несом до 10 кг. могут уда­ ляться из помещения с помощью лопаты, клещей, багров и др. Они пли выбрасываются па ули­ цу через окна и двери, или в кадку (ведро) с раствором «А», «К». Для окончательной ликви­ дации пожара, если бомба сгоре­ ла и удалена из помещения, мож­ но перейти к обычным средст­ вам тушения (н&нрямер, водой). Старший лейтенант И. ШАМРИЦНИЯ. В школе младших командиров Морозное утро. Курсанты школы младших комапдиров ор­ ганизованно вышли на улицу. Ютаршнны 2-й статьи тт. Кали­ нин, Комиссаров и другие пост­ роили краснофлотцев по ранжи; 4 >у, об’ясяили ям цель практи­ ческого урока, показали тех­ нику хождения строевым шагом. После этого краснофлотцы один за другим выходили из шерен­ ги я по команде командира на­ чинали движенце. Прошло полчаса. Старшины подвели первые результаты. Краснофлотцы тт. Ковалев и Гал­ кин освоили тему отлично. От­ ставали в учебе бойцы тт. Но­ виков я Николаев. На втором получасе командиры тт. Калинин я Сушко занима­ лись с эшми товарищами от­ дельно.' Они показывали подчи­ ненным, Об’ясняли, по не­ скольку раз повторяли одни и те же приемы. Наконец, цель была достигнута. Новиков и Ни­ колаев стали правильно ходить строевым шагом. В конце занятий старшины несколько раз провели отделения по снежному плацу. Затем под­ вели итоги урока. После ряда та­ ких занятий подразделение хорошо •отработало строевой шаг. Освоив все оружейные приемы и изготовку к бою, курсанты с большим желанием начали и з ­ учать материальную часть вин­ товки. На класспо-групповых занятиях старшины сперва рас­ сказывали о боевом назначении этого стрелкового оружия, а за­ тем, разбирая винтовку, пока­ зывали' ее частя и детали. Вече­ рами, в часы самостоятельной подготовки бойцов к очередным занятиям по специальности н к зачетам, командиры отделений тт. Калинин, Комиссаров и дру­ гие проводили беседы с отстаю­ щими. С краснофлотцами тт. Но­ виковым и Кузьмппым старшина 2 -й статьи т. Калинин беседовал отдельно ио устройству мате­ риальной части винтовки. Так прошло несколько дней. Наступили часы сдачи зачетов. , Перед тем, как итти на зачеты, і курсанты еще раз осматривали j учебную винтовку, разбирали и j собирали ее, спрашивали друг друга, взаимно проверяя знания. В итоге тщательной подготов­ ки краснофлотцы тт. Соболев, Мануйлов, Ковалев я Глазунов по знанию устройства винтовки получили отличные оценки. Хо­ рошо отвечали тт. Новиков я Кузьмин. # * * Изучив винтовку, подразделе­ ние начало готовиться к стрель­ бе. В отделениях проводилась тренировка по наводке и .изготов­ ке. Лучшие показатели по точ­ ности наводки дали тг. Теренть­ ев, Томоимов и многие другие. Одпако, не всем это давалось сразу. Например, краснофлотец т. Кочергии довольно долго не мог освоить правил прицелива­ ния. Командир отделения тов. Калинин несколько дней трени­ ровал его на прицельном при­ способлении и, наконец, добился своего. Боец начал действовать так же, как отличники тт. Глазу­ нов и Мануйлов. Треугольник, определяющий степень точности наводки., у него в последний раз получился совсем небольшим. ...Стрелковый тир. По команде старшины, кур­ санты четким) строевым шагом поочередно выходили на огневой рубеж. Первую задачу красно­ флотцы выполняли из мелкока­ либерной винтовки па дистан­ ция в 25 и 50 метров. Здесь сразу же выявились хладно­ кровные стрелки. Метко порази­ ли мшпешг тт. Глазунов, Мануй­ лов и друше. Затем курсанты стреляли из боевой винтовки на 100-метро­ вую дистанцию. На этот раз их выучка определялась числом оч­ ков. Из тридцати возможных краснофлотец т. Глазунов выбил 28 , Мануйлов— 25 и Терентьев — 24. А. ВЛАДИМИРОВ. Военинженер 2-го ранга тов. Колчин, награжденный На­ родный Комиссаром Военно-Морского Флота ценным подар­ ком. Фото И. Данник. ПЕРВЫЕ ИСПЫТАНИЯ Недавно в нашей части про­ ходила проверка знаний спе­ циальности молодыми бойцами. В этот день в команде чувство­ валось особенное оживление. Бойцы долго беседовали, задава­ ли друг другу вопросы, расспра­ шивали. Каждому хотелось блес­ нуть па. проверке знаниями, по­ лученными да занятиях. Однако, при первом же опросе красно­ флотца т. Головлева выяснилось, что не все бойцы серьезно подо­ шли к учебе. Тов. Головлев от­ вечал неуверенно, путал. Это было результатом ею невнима­ тельности ла занятиях и недис- ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ірплинированности. Слабо отве­ чали краснофлотцы тт. Чреб- китт и Кочуров. Они также ве работали над собой в свободное время, недобросовестно относи­ лись к выполнению задаіний. В противоположность этим бой­ цам можно назвать диена таких товарищей, как Миронов, Лукья­ нов, Пугачев и другие. Все оли пришли на проверку знаний хорошо подготовленными, потому что с первого для при­ хода в часть оли целиком отда­ лясь (изучению своей специаль­ ности. П. МАРИНИН. ЗАНЯТИЯ У МЕХАНИЗМОВ Занятия с молодыми красно­ флотцами в нашем подразделении проходят организованно. Пройде­ но несколько тем по изучению методики 'боевой подготовки. Бойцы хорошо осваивают меха­ низмы), их тактико -технические данные, правила приготовлении установок к действию, инструк­ ции по уходу за материальном частью. Большинство занятий по бое­ вой подготовке проводилось непосредственно у механизмов с показом деталей дизеля. В пе­ риод ремонта хорошо ознакоми­ ли краснофлотцев с устройством материальной части старшины 2-й статьи тг. Овчареню я Тка­ ченко. Для отработки слаженности действий при выполнении обя­ занностей по пожарной тревоге было проведено несколько учений. На одном из них решалась за­ дача по тушению «пожара» под машиной. Краснофлотцы действо­ вали быстро и точно. Большим стимулом для дости­ жения успехов в учебе является социалистическое соревнование. У нас нет такого краснофлотца, который не соревновался бы на лучшее освоение боевой техники. Краснофлотец т. Оіоценко, со­ ревнуясь с .отцом, работающим на Украине, отлично изучил мо­ тор. Высокие показатели в уче­ бе дают также коммунисты тт. Дашков, Скачкѳв и Извозчиков. Они имеют устойчивые отличные отметки по всем основным две- цшілинам. Не так давно т. Дашков, не­ ся вадту у работающих меха­ низмов, предупредил простой дви­ гателя. В последние дни большинство молодых бойцов успешно сдали экзамен на штатных специали­ стов. Мичман С. ЧУБОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz