Краснофлотец. 1941, февраль.
'12 февраля 1941 г., № 3 5 (821) КРАСНОФЛОТЕЦ ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ БОМБЫ Вторая империалистическая война показывает, что авиация при воздействии па города, де ревни, об’екты и военно-морские базы широко применяет зажига тельные бомбы, которые вызы- пают массовые очаги пожаров. Борьбу с массовыми пожарами не в состоянии, вести одни по жарные юомащы. В настоящее время у воюю щих стран есть тенденция при менять бомбы малого веса, но в большом количестве (до 1.000 штук с одного самолета), кото рые образуют массу очагов по жара, Зажигательпые бомбы сна ряжаются веществами, имеющи ми очень высокую температуру горения— 3 .000— 3.500 граду сов и более, а при такой тем пературе загораются даже трудно- воспламенясмые предметы и пла вится железо. Такими вещест вами являются термит, электрон, фосфор, смолы и различные го рючие масла в твердом или по лутвердом состоянии. Бомбы в 1— 2 и 5 кг, про бив крьішу, надают па настил чердака и застревают в нем. Более крупные бомбы (в 10, 25 и 50 кг) пробивают крышу и пастил чердака и падают на пол с верхних этажей здания или застревают в перекрытия. В дневное время при противо действии Со сторопы хорошо ос нащенной и организованной авиа- зеіштной обороны бомбардировка обычно ведется с больших вы сот, а в ночное время— с мальм высот. фосфорная бомба предназначе на для поджога легковоспламе няющихся материалов,, может воспламенить чердак в разных местах .и вызвать полное задым ление помещения. Пожар через некоторое время может принять угрожающие размеры. Бороться с ними чрезвычайно сложно и трудно. Эти трудности усугуб ляются сильным задымлением помещения ядовитым дымом (фосфорным ангидридом), фосфор ная бомба, попавшая в жилую комнату, вызывает быстрое вос пламенение обстановки. Электронно-термитная бомба предназначена для поджога труд- новоспламепяемых материалов. Эта бомба вызывает пожар на месте падения. Одновременно раз. брьізгиваемые ею капли расплав ленного металла могут создать много мелких очагов пожара в различных местах помещения (в радиусе 3— 4 м. от места паде ния). Термитная бомба сосредо точенного действия имеет то же ! назначение, что и электронно- ; термитная. Эти бомібы способны прожигать деревяппые перекры тия в места.х своего падения и поджигать близлежащие предме ты. В первые минуты действия бомбы начинается бурное «фон танирование» — выбрасывание шлака и расплавленного метал ла, способного вызвать массу мелких очагов пожара. Продук ты горения бомбы, растекаясь по пастилу, создают угрозу воз никновения скрытого пожара. Термитпая бомба рассеиваю щего действия рассчитала на .создание 45 п более отдельных мелких очагов пожара. Силой своего взрыва она может частич но разрушить крышу и перего родки, вследствие чего усили вается приток воздуха, а следо вательно, улучшатся условия развития пожара. Каждый тер- .митпый элемент бомбы произво дит в конечном счете то же по ражение, что и термитная бомба сосредоточенного действия малого веса. Комбинированная бомба пред назначена для поджога как труд но горючих, так и легко воспламеняющихся матеоиадов. Воздействию огня особенно под вержены обрешетка крыши и стропила. При этом угроза обва ла крыши будет достаточно ре альной. Тактика тушения зажигатель ных авиабомб зависит от величины пораженного зажи гательной авиабомбой об’екта, его назначения, конструктивных особенностей и степени огне опасности его от типа и раз меров зажигательных бомб. Тушение зажигательной авиа бомбы раствором «А» и «К» можно производить, находясь на сравнительно небольшом расстоя нии от бомбы (3— 4 м ) , так как применение этих растворов исключает возможность образо вания взрывоопасных мест. Осо бенность тушения зажигательной авиабомбы водой состоит в том, что воду необходимо подавать большими массами и на значи тельном расстоянии. Например, тушение водой термитных бомб рекомендуется производить на расстоянии 5— 15 м. При туше нии электронных бомб ѳто 'рас стояние необходимо увеличить до 15— 20 м, т ак ' как электро ны разбрасываются в стороны на значительное расстояние. При тушении водой комбини рованных бомб (со щелочными металлами: калий, натрий) надо соблюдать особую осторожность. Вода направляется лишь на ме ста отдельных загораний а из редка на самый корпус бомбы (для проверки наличия остатков щелочных металлов). Расстояние от бомбы при этом выдержи вается порядка 15— 20 метров. Тушение фосфорной бомбы, горение которой сопровождается интенсивным выделением густого белого дыма, представляет боль шую трудность; оно производит ся обычно командами или спец службами. Локализация зажига тельного действия бомб, а иногда и тушение их может произво диться песком. Небольшие бомбы — 1— 5 кг засыпаются песком при помощи лопаты. Бомбы бо лее крупные, от 25 кг., забра сываются мешками с песком ве сом в 5— 8 кг. Кроме того, бом бы несом до 10 кг. могут уда ляться из помещения с помощью лопаты, клещей, багров и др. Они пли выбрасываются па ули цу через окна и двери, или в кадку (ведро) с раствором «А», «К». Для окончательной ликви дации пожара, если бомба сгоре ла и удалена из помещения, мож но перейти к обычным средст вам тушения (н&нрямер, водой). Старший лейтенант И. ШАМРИЦНИЯ. В школе младших командиров Морозное утро. Курсанты школы младших комапдиров ор ганизованно вышли на улицу. Ютаршнны 2-й статьи тт. Кали нин, Комиссаров и другие пост роили краснофлотцев по ранжи; 4 >у, об’ясяили ям цель практи ческого урока, показали тех нику хождения строевым шагом. После этого краснофлотцы один за другим выходили из шерен ги я по команде командира на чинали движенце. Прошло полчаса. Старшины подвели первые результаты. Краснофлотцы тт. Ковалев и Гал кин освоили тему отлично. От ставали в учебе бойцы тт. Но виков я Николаев. На втором получасе командиры тт. Калинин я Сушко занима лись с эшми товарищами от дельно.' Они показывали подчи ненным, Об’ясняли, по не скольку раз повторяли одни и те же приемы. Наконец, цель была достигнута. Новиков и Ни колаев стали правильно ходить строевым шагом. В конце занятий старшины несколько раз провели отделения по снежному плацу. Затем под вели итоги урока. После ряда та ких занятий подразделение хорошо •отработало строевой шаг. Освоив все оружейные приемы и изготовку к бою, курсанты с большим желанием начали и з учать материальную часть вин товки. На класспо-групповых занятиях старшины сперва рас сказывали о боевом назначении этого стрелкового оружия, а за тем, разбирая винтовку, пока зывали' ее частя и детали. Вече рами, в часы самостоятельной подготовки бойцов к очередным занятиям по специальности н к зачетам, командиры отделений тт. Калинин, Комиссаров и дру гие проводили беседы с отстаю щими. С краснофлотцами тт. Но виковым и Кузьмппым старшина 2 -й статьи т. Калинин беседовал отдельно ио устройству мате риальной части винтовки. Так прошло несколько дней. Наступили часы сдачи зачетов. , Перед тем, как итти на зачеты, і курсанты еще раз осматривали j учебную винтовку, разбирали и j собирали ее, спрашивали друг друга, взаимно проверяя знания. В итоге тщательной подготов ки краснофлотцы тт. Соболев, Мануйлов, Ковалев я Глазунов по знанию устройства винтовки получили отличные оценки. Хо рошо отвечали тт. Новиков я Кузьмин. # * * Изучив винтовку, подразделе ние начало готовиться к стрель бе. В отделениях проводилась тренировка по наводке и .изготов ке. Лучшие показатели по точ ности наводки дали тг. Теренть ев, Томоимов и многие другие. Одпако, не всем это давалось сразу. Например, краснофлотец т. Кочергии довольно долго не мог освоить правил прицелива ния. Командир отделения тов. Калинин несколько дней трени ровал его на прицельном при способлении и, наконец, добился своего. Боец начал действовать так же, как отличники тт. Глазу нов и Мануйлов. Треугольник, определяющий степень точности наводки., у него в последний раз получился совсем небольшим. ...Стрелковый тир. По команде старшины, кур санты четким) строевым шагом поочередно выходили на огневой рубеж. Первую задачу красно флотцы выполняли из мелкока либерной винтовки па дистан ция в 25 и 50 метров. Здесь сразу же выявились хладно кровные стрелки. Метко порази ли мшпешг тт. Глазунов, Мануй лов и друше. Затем курсанты стреляли из боевой винтовки на 100-метро вую дистанцию. На этот раз их выучка определялась числом оч ков. Из тридцати возможных краснофлотец т. Глазунов выбил 28 , Мануйлов— 25 и Терентьев — 24. А. ВЛАДИМИРОВ. Военинженер 2-го ранга тов. Колчин, награжденный На родный Комиссаром Военно-Морского Флота ценным подар ком. Фото И. Данник. ПЕРВЫЕ ИСПЫТАНИЯ Недавно в нашей части про ходила проверка знаний спе циальности молодыми бойцами. В этот день в команде чувство валось особенное оживление. Бойцы долго беседовали, задава ли друг другу вопросы, расспра шивали. Каждому хотелось блес нуть па. проверке знаниями, по лученными да занятиях. Однако, при первом же опросе красно флотца т. Головлева выяснилось, что не все бойцы серьезно подо шли к учебе. Тов. Головлев от вечал неуверенно, путал. Это было результатом ею невнима тельности ла занятиях и недис- ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ірплинированности. Слабо отве чали краснофлотцы тт. Чреб- китт и Кочуров. Они также ве работали над собой в свободное время, недобросовестно относи лись к выполнению задаіний. В противоположность этим бой цам можно назвать диена таких товарищей, как Миронов, Лукья нов, Пугачев и другие. Все оли пришли на проверку знаний хорошо подготовленными, потому что с первого для при хода в часть оли целиком отда лясь (изучению своей специаль ности. П. МАРИНИН. ЗАНЯТИЯ У МЕХАНИЗМОВ Занятия с молодыми красно флотцами в нашем подразделении проходят организованно. Пройде но несколько тем по изучению методики 'боевой подготовки. Бойцы хорошо осваивают меха низмы), их тактико -технические данные, правила приготовлении установок к действию, инструк ции по уходу за материальном частью. Большинство занятий по бое вой подготовке проводилось непосредственно у механизмов с показом деталей дизеля. В пе риод ремонта хорошо ознакоми ли краснофлотцев с устройством материальной части старшины 2-й статьи тг. Овчареню я Тка ченко. Для отработки слаженности действий при выполнении обя занностей по пожарной тревоге было проведено несколько учений. На одном из них решалась за дача по тушению «пожара» под машиной. Краснофлотцы действо вали быстро и точно. Большим стимулом для дости жения успехов в учебе является социалистическое соревнование. У нас нет такого краснофлотца, который не соревновался бы на лучшее освоение боевой техники. Краснофлотец т. Оіоценко, со ревнуясь с .отцом, работающим на Украине, отлично изучил мо тор. Высокие показатели в уче бе дают также коммунисты тт. Дашков, Скачкѳв и Извозчиков. Они имеют устойчивые отличные отметки по всем основным две- цшілинам. Не так давно т. Дашков, не ся вадту у работающих меха низмов, предупредил простой дви гателя. В последние дни большинство молодых бойцов успешно сдали экзамен на штатных специали стов. Мичман С. ЧУБОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz