Краснофлотец. 1941, февраль.

Т> февраля 1941 г., № 30 (816) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц НА БОЕВОМ ПОСТУ Старшина 2-й статьи т. ІІутН- j'tB обучал молодого красно­ флотца. — Не так ручку потянули. Вспомните, как я рассказывал... Боец Комков, поспешно устра­ няя ошибку, с силой дернул за ручку. — Отставить. Не нужно спе­ шить. Так. можпо механизм поло­ мать. — поучал т. Путилов бойца. Краснофлотец начал действо­ вать хладнокровнее. В это «ремя донеслась резкая трель дудки. Старшина что-то записал к блок-нот и сказал подчинен­ ному: — На этом сегодня тренировку закончим. Завтра продолжим на­ чатое дело, а сейчас была дудка: разойтись но приборкам. Спешите на об’ект уборки. Младший командир т. Путилов, бывший архангельский рабочий, па флот принес горячее желание отлично учиться. Инициативный артиллерист вскоре достиг наме­ ченной цеди, стал передовиком йоевой и политической подготовки на корабле. Командование атте­ стовало его на командира отделе­ ния комендоров. Если его подчи­ ненные хорошо выполняли огне­ вые задачи, т. Путилов радо­ вался вместе с бойцами. Когда в отделение прибыл краснофлотец т. Комков, хозяин орудия, т. Путилов поставил пе­ ред собой задачу: обучить бойца так, чтобы он образцово нес бое­ вые вахты у орудия, в совер­ шенстве владел вверенной боевой техником. ...Как-то т. Путилов заметил у своего ученика холодок к учебе. — Вы не больные, товарищ Комков? — спросил ои красно­ флотца. — йен, товарищ старшина 2-й статьи, — ответил боец, про­ должая тренировку. Путилов после этого случая думал как подойти к бойцу, что породило у него застен­ чивость н холодок в учебе. Вече­ ром, после чая, командир и под­ чиненный, встретившись в куб­ рике, разговорились о личной жизни до службы. ■5— Мне стыдно за себя, -— сказал т. Комков, — что не сразу все понимаю. Ведь я техникум кончил... — Ничего,— ответил т. Пути­ лов.— До службы, вероятно, вам не пришлось знать ни порядков на боевом корабле, ни его техники. Но будучи здесь, вам необходимо честно нести службу, отлично учиться... После этой встречи между командиром и красн<»флотцем установились дружественные от­ ношения. Боец т. Комков стал с большим желанием изучать бое­ вую технику. Быстро проходили учебные дни. За короткое время т. Комков, с помощью командира, отлично из­ учил оснащение боевого поста. Но на этом ой не успокаивался. Все знания, полученные до службы, он использовал для того, чтобы повседпевно совершенствовать на­ выки по военной специальности. Используя каждую свободпую ми­ нуту, т. Комков неустанно рабо­ тал над повышением теоретиче­ ских и практических знаний но ведению меткого артиллерийского огня. Одпажды он подошел к т. Путилову и с радостным вол­ нением подал ему письмо. — Прошу прочесть, товарищ старшина. 2-й статьи. — ска­ зал он. Это было письмо родителей т. Комкова. Отец и мать поздра­ вляли сына с первыми успехами в боевой учебе. Морозный день. Корабль в морс. Гремели выстрелы. От мет­ ких попаданий снарядов от щита летели щепки. Когда стрельба была окончена и ар­ тиллеристы вернулись с боевых постов, личный состав корабля бурей рукоплескании встретил старшину 2-й статьи т. Пути­ лова и его воспитанника т. Ком­ кова. Старшина 2-й статьи т. Путилов с честью выполнил поставлен­ ную перед собой задачу— боец т. Комков стал отличным спе­ циалистом. знатным комендором части. Краснофлотец Н. НАУМОВ. Старшина 2-й статьи т. Миронов. Фото С. Лейтман. О военно-химической подготовке На машем корабле регулярно проводятся занятия по военно-хи­ мическому делу. Закончили изу- ' нение противогаза, его хра- і нение и сбережение, научились устранять неисправности. Красно­ флотцы тт. Шматов, Фесепко, Нитченко и другие ведут записи во время рассказа спецналпста- химиста, рационально используют время, отведенное для самостоя­ тельной работы. В результате этого они проявляют большую активность на групповых заня­ тиях по теме, показывают высо­ кие знания. Как правило, занятиями по военно-химическому делу на ко­ рабле руковожу я, как епецна- лист-химист. Мне приходится одновременно проводить занятия и с. краснофлотцами нескольких боевых пастей и с командирами отделений. В результате, я не всегда могу оказывать индиви­ дуальную помощь отстающим и, при многочисленности слушате­ лей, недостаточно осуществляю повседневный контроль за само­ стоятельной работой и подготов­ кой к занятиям каждого красно­ флотца. Главным недостатком в нашей работе является то, что учебный план военно-химической подго­ товки младших командиров от­ стает от плана занятий с красно­ флотцами: если с рядовым соста­ вом мы закончили нзучепие опре­ деленной темы, то с команди­ рами отделении мы только еще начинаем ее изучение. В связи с этим всплывает не­ обходимость план военно-химиче­ ской подготовки перестроить с таким расчетом, чтобы командиры отделений изучали материал па две — три темы рапее рядового состава. Г. ЕРМАКОВ. Обучение молодых специалистов Большое значение в достиже­ нии успехов в боевой подготов­ ке имеет одиночная подготов­ ка бойца. Поэтому -л ста­ раюсь строить учебу е бойцами так, чтобы не подходить во всем с одной меркой, а диференцн- ровашіо, с учетом способностей каждого. Бойцы тт. Люлин и Загранич­ ный пришли па корабль одно­ временно. Однако, с первых же занятий т. Люлин обна­ ружил больше способностей; он быстрее схватывал об’ясне- ния. Краснофлотцу7 т. Загранич­ ному пришлось оказать серьез­ ную помощь, в результате ко­ торой ои быстро догнал своего товарища. Серьезное значение я придаю само­ стоятельной подготовке бойцов к занятиям по специальности; ча­ сто захозя в кубрик, проверяю как они занимаются, помогай» им разбираться в сложных во­ просах. На запятпях с молодыми бой­ цами я обратил внимание еще на одну существенную деталь. Дело в том, что, освоившись не­ много с техникой приема, по клотику, боец старался принять как можно больше знаков, но. гонясь за количеством, он со­ вершенно не обращал внимания на. правильную постановку рук и четкость в работе. Вел* на этот недостаток не обращать внимания с самого начала, чч> после отучить от него боіяа бу­ дет очень трудно. Молодые бойцы много зани­ маются самостоятельной ѵрм а - ровкой. Установив в кубрик» клотик, они в свободное время добиваются' четкой pajtom на нем. Кропотливая учеба бойцов по специальности не прошла даром. Последняя проверка знаний тт. Люлниа. и Заграничного показа­ ла хорошее знание ж о своей специальности. Сейчас молодые бойцы вполне подготовлены для несепия самостоятельной вахты. М. КУЛЕШОВ. 25 ЛЕТ СРЕДИ МОРЯ во многих местах Советского Союза найдутся мои ученики- радисты. Александр Иванович Дегтярев к 1916 году был призван в Балтийский флотский экипаж и с тех нор навсегда сродпплся с морской жизнью. Только в годы гражданской войны он на ко­ роткое время отрывался от служ­ бы на чорс и уходил на сухо­ путные фронты. Когда Советская Россия бы­ ла. окружена со всех сторон вражеским кольцом, вместе с от­ рядами вооруженных рабочих и крестьян, солдат и матросов он пошел на Колчака. Затем — южный фронт... Тов. Дегтярев участвовал в боевых операциях Волжской и Каспийской военные флотилий, мужественно защищая молодую советскую республику от внутренних и внешних врагов. Александр Иванович мечтал посвятить свою жизнь морской службе па Севере. После демобилизации, вернув­ шись на Север, т. Дегтярев по­ ступает вольнонаемным на службу в пограничную охрану и с 1923 года беспрерывно ра­ ботает на островах Белого и Ба­ ренцева морей. С 1923 по 1926 г. Александр Иванович служит на острове Харлове. По­ следующие двенадцать лет он на острове Моржовец исполнял должность радиста, а затем — начальника радиостанции. Вместе с основной работой на острове, т. Дегтярев упорно новыішал свою специальность, изучал электротехнику и уст­ ройство моторов. Кроме того, он систематически вел занятия в кружке радиолюбителей, обучил радиотехнике многих жителей острова, в том числе и свою жену, Нину Александровну. — Я не профессионал, и учил своих учеников больше на прак­ тической работе, так, между де­ лом, — скромно заявляет Але­ ксандр Иванович. — Да и то Военные и торговые суда, ка­ тера и рыбные траулеры круг­ лый год, в любую погоду идут но Баренцеву морю. В снежные заряды, в густые туманы им обеспечена безопасность плава­ ния. В этом благодатная роль принадлежит новейшим навига­ ционным приборам, на которые полагаются наши штурманы. Но не всегда можпо надеяться на компас. На северном театре есть пемало районов магнитной аномалии. В этих случаях на по­ мощь приходят маяки. В одном из тяжелых мест для плавания, в районе магнитной аномалии, и расположен маяк «Мишуков», смотрителем которого третий год работает Александр Иванович Дегтярев. Мигающим ярким светом, зву­ ком сирены маяк всегда указы­ вает путь кораблям. Личный со­ став обеспечивает своевременное включение и работу «указателя морской дороги». Все механизмы содержатся в надлежащем по­ рядке. Как заботливый хозяин, сло­ вом и личным примером Але­ ксандр Иванович мобилизует своих подчиненных на успешное разрешение поставленных задач. Машинисты Логинов, Медвед- ков и Грибаиов соревнуются за образцовое обеспечение работы своих заведывапий, за. экономию горючего и смазочных материа­ лов. За многолетнюю службу т. Дег­ тярев получил немало наград и поощрений. В прошлом го­ ду он был премирован деньгами за рационализаторское предложе­ ние. ...При работе сирены воздух травили прямо на уліщу. Але­ ксандр Иванович заметил, что в том месте, где устроеп вывод, на большой площади образовалось черповатое пятно: вместе с воз­ духом мельчайшими частицами разбрасывалось масло. Тов. Дег­ тярев поставил задачей собрать это масло. «Может быть пригод­ ное оно, да и беспорядка на улице не будет». — думал он. На место вывода был постав­ лен бак, к которому провели трубку. Воздух, првіади по трубке к баку, должен был дать осадки масла. Опыт вполне удался. Расход масла вдвое со­ кратился. Теперь это усовершенствование применено и на других точках. $ * Круглые сутки работает маяк. Нередко ночью Александр Ивано­ вич по-хозяйски осматривает свое заведывание. Часто вечером, когда жена Нпна Александровна уходит на радиоузел, он садится за стол, готовясь к очередной беседе или собранию. — Седина моя — не признак старости. С 20-летнего возраста у меня голова начала серебрить­ ся. Но и сейчас я себя чув­ ствую превосходно и многое еще смогу дать для страны, на укре­ пление Северного флота, — го­ ворил т. Дегтярев. На дворе тьма, завывает ве­ тер, хлещет снег, да водны шу­ мят о прибрежные скалы. Но маяк ритмично то бросает в мор­ скую даль снон яркого света, то мгновепно поглощает его. ЮР. РАМИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz