Краснофлотец. 1941, февраль.
Т> февраля 1941 г., № 30 (816) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц НА БОЕВОМ ПОСТУ Старшина 2-й статьи т. ІІутН- j'tB обучал молодого красно флотца. — Не так ручку потянули. Вспомните, как я рассказывал... Боец Комков, поспешно устра няя ошибку, с силой дернул за ручку. — Отставить. Не нужно спе шить. Так. можпо механизм поло мать. — поучал т. Путилов бойца. Краснофлотец начал действо вать хладнокровнее. В это «ремя донеслась резкая трель дудки. Старшина что-то записал к блок-нот и сказал подчинен ному: — На этом сегодня тренировку закончим. Завтра продолжим на чатое дело, а сейчас была дудка: разойтись но приборкам. Спешите на об’ект уборки. Младший командир т. Путилов, бывший архангельский рабочий, па флот принес горячее желание отлично учиться. Инициативный артиллерист вскоре достиг наме ченной цеди, стал передовиком йоевой и политической подготовки на корабле. Командование атте стовало его на командира отделе ния комендоров. Если его подчи ненные хорошо выполняли огне вые задачи, т. Путилов радо вался вместе с бойцами. Когда в отделение прибыл краснофлотец т. Комков, хозяин орудия, т. Путилов поставил пе ред собой задачу: обучить бойца так, чтобы он образцово нес бое вые вахты у орудия, в совер шенстве владел вверенной боевой техником. ...Как-то т. Путилов заметил у своего ученика холодок к учебе. — Вы не больные, товарищ Комков? — спросил ои красно флотца. — йен, товарищ старшина 2-й статьи, — ответил боец, про должая тренировку. Путилов после этого случая думал как подойти к бойцу, что породило у него застен чивость н холодок в учебе. Вече ром, после чая, командир и под чиненный, встретившись в куб рике, разговорились о личной жизни до службы. ■5— Мне стыдно за себя, -— сказал т. Комков, — что не сразу все понимаю. Ведь я техникум кончил... — Ничего,— ответил т. Пути лов.— До службы, вероятно, вам не пришлось знать ни порядков на боевом корабле, ни его техники. Но будучи здесь, вам необходимо честно нести службу, отлично учиться... После этой встречи между командиром и красн<»флотцем установились дружественные от ношения. Боец т. Комков стал с большим желанием изучать бое вую технику. Быстро проходили учебные дни. За короткое время т. Комков, с помощью командира, отлично из учил оснащение боевого поста. Но на этом ой не успокаивался. Все знания, полученные до службы, он использовал для того, чтобы повседпевно совершенствовать на выки по военной специальности. Используя каждую свободпую ми нуту, т. Комков неустанно рабо тал над повышением теоретиче ских и практических знаний но ведению меткого артиллерийского огня. Одпажды он подошел к т. Путилову и с радостным вол нением подал ему письмо. — Прошу прочесть, товарищ старшина. 2-й статьи. — ска зал он. Это было письмо родителей т. Комкова. Отец и мать поздра вляли сына с первыми успехами в боевой учебе. Морозный день. Корабль в морс. Гремели выстрелы. От мет ких попаданий снарядов от щита летели щепки. Когда стрельба была окончена и ар тиллеристы вернулись с боевых постов, личный состав корабля бурей рукоплескании встретил старшину 2-й статьи т. Пути лова и его воспитанника т. Ком кова. Старшина 2-й статьи т. Путилов с честью выполнил поставлен ную перед собой задачу— боец т. Комков стал отличным спе циалистом. знатным комендором части. Краснофлотец Н. НАУМОВ. Старшина 2-й статьи т. Миронов. Фото С. Лейтман. О военно-химической подготовке На машем корабле регулярно проводятся занятия по военно-хи мическому делу. Закончили изу- ' нение противогаза, его хра- і нение и сбережение, научились устранять неисправности. Красно флотцы тт. Шматов, Фесепко, Нитченко и другие ведут записи во время рассказа спецналпста- химиста, рационально используют время, отведенное для самостоя тельной работы. В результате этого они проявляют большую активность на групповых заня тиях по теме, показывают высо кие знания. Как правило, занятиями по военно-химическому делу на ко рабле руковожу я, как епецна- лист-химист. Мне приходится одновременно проводить занятия и с. краснофлотцами нескольких боевых пастей и с командирами отделений. В результате, я не всегда могу оказывать индиви дуальную помощь отстающим и, при многочисленности слушате лей, недостаточно осуществляю повседневный контроль за само стоятельной работой и подготов кой к занятиям каждого красно флотца. Главным недостатком в нашей работе является то, что учебный план военно-химической подго товки младших командиров от стает от плана занятий с красно флотцами: если с рядовым соста вом мы закончили нзучепие опре деленной темы, то с команди рами отделении мы только еще начинаем ее изучение. В связи с этим всплывает не обходимость план военно-химиче ской подготовки перестроить с таким расчетом, чтобы командиры отделений изучали материал па две — три темы рапее рядового состава. Г. ЕРМАКОВ. Обучение молодых специалистов Большое значение в достиже нии успехов в боевой подготов ке имеет одиночная подготов ка бойца. Поэтому -л ста раюсь строить учебу е бойцами так, чтобы не подходить во всем с одной меркой, а диференцн- ровашіо, с учетом способностей каждого. Бойцы тт. Люлин и Загранич ный пришли па корабль одно временно. Однако, с первых же занятий т. Люлин обна ружил больше способностей; он быстрее схватывал об’ясне- ния. Краснофлотцу7 т. Загранич ному пришлось оказать серьез ную помощь, в результате ко торой ои быстро догнал своего товарища. Серьезное значение я придаю само стоятельной подготовке бойцов к занятиям по специальности; ча сто захозя в кубрик, проверяю как они занимаются, помогай» им разбираться в сложных во просах. На запятпях с молодыми бой цами я обратил внимание еще на одну существенную деталь. Дело в том, что, освоившись не много с техникой приема, по клотику, боец старался принять как можно больше знаков, но. гонясь за количеством, он со вершенно не обращал внимания на. правильную постановку рук и четкость в работе. Вел* на этот недостаток не обращать внимания с самого начала, чч> после отучить от него боіяа бу дет очень трудно. Молодые бойцы много зани маются самостоятельной ѵрм а - ровкой. Установив в кубрик» клотик, они в свободное время добиваются' четкой pajtom на нем. Кропотливая учеба бойцов по специальности не прошла даром. Последняя проверка знаний тт. Люлниа. и Заграничного показа ла хорошее знание ж о своей специальности. Сейчас молодые бойцы вполне подготовлены для несепия самостоятельной вахты. М. КУЛЕШОВ. 25 ЛЕТ СРЕДИ МОРЯ во многих местах Советского Союза найдутся мои ученики- радисты. Александр Иванович Дегтярев к 1916 году был призван в Балтийский флотский экипаж и с тех нор навсегда сродпплся с морской жизнью. Только в годы гражданской войны он на ко роткое время отрывался от служ бы на чорс и уходил на сухо путные фронты. Когда Советская Россия бы ла. окружена со всех сторон вражеским кольцом, вместе с от рядами вооруженных рабочих и крестьян, солдат и матросов он пошел на Колчака. Затем — южный фронт... Тов. Дегтярев участвовал в боевых операциях Волжской и Каспийской военные флотилий, мужественно защищая молодую советскую республику от внутренних и внешних врагов. Александр Иванович мечтал посвятить свою жизнь морской службе па Севере. После демобилизации, вернув шись на Север, т. Дегтярев по ступает вольнонаемным на службу в пограничную охрану и с 1923 года беспрерывно ра ботает на островах Белого и Ба ренцева морей. С 1923 по 1926 г. Александр Иванович служит на острове Харлове. По следующие двенадцать лет он на острове Моржовец исполнял должность радиста, а затем — начальника радиостанции. Вместе с основной работой на острове, т. Дегтярев упорно новыішал свою специальность, изучал электротехнику и уст ройство моторов. Кроме того, он систематически вел занятия в кружке радиолюбителей, обучил радиотехнике многих жителей острова, в том числе и свою жену, Нину Александровну. — Я не профессионал, и учил своих учеников больше на прак тической работе, так, между де лом, — скромно заявляет Але ксандр Иванович. — Да и то Военные и торговые суда, ка тера и рыбные траулеры круг лый год, в любую погоду идут но Баренцеву морю. В снежные заряды, в густые туманы им обеспечена безопасность плава ния. В этом благодатная роль принадлежит новейшим навига ционным приборам, на которые полагаются наши штурманы. Но не всегда можпо надеяться на компас. На северном театре есть пемало районов магнитной аномалии. В этих случаях на по мощь приходят маяки. В одном из тяжелых мест для плавания, в районе магнитной аномалии, и расположен маяк «Мишуков», смотрителем которого третий год работает Александр Иванович Дегтярев. Мигающим ярким светом, зву ком сирены маяк всегда указы вает путь кораблям. Личный со став обеспечивает своевременное включение и работу «указателя морской дороги». Все механизмы содержатся в надлежащем по рядке. Как заботливый хозяин, сло вом и личным примером Але ксандр Иванович мобилизует своих подчиненных на успешное разрешение поставленных задач. Машинисты Логинов, Медвед- ков и Грибаиов соревнуются за образцовое обеспечение работы своих заведывапий, за. экономию горючего и смазочных материа лов. За многолетнюю службу т. Дег тярев получил немало наград и поощрений. В прошлом го ду он был премирован деньгами за рационализаторское предложе ние. ...При работе сирены воздух травили прямо на уліщу. Але ксандр Иванович заметил, что в том месте, где устроеп вывод, на большой площади образовалось черповатое пятно: вместе с воз духом мельчайшими частицами разбрасывалось масло. Тов. Дег тярев поставил задачей собрать это масло. «Может быть пригод ное оно, да и беспорядка на улице не будет». — думал он. На место вывода был постав лен бак, к которому провели трубку. Воздух, првіади по трубке к баку, должен был дать осадки масла. Опыт вполне удался. Расход масла вдвое со кратился. Теперь это усовершенствование применено и на других точках. $ * Круглые сутки работает маяк. Нередко ночью Александр Ивано вич по-хозяйски осматривает свое заведывание. Часто вечером, когда жена Нпна Александровна уходит на радиоузел, он садится за стол, готовясь к очередной беседе или собранию. — Седина моя — не признак старости. С 20-летнего возраста у меня голова начала серебрить ся. Но и сейчас я себя чув ствую превосходно и многое еще смогу дать для страны, на укре пление Северного флота, — го ворил т. Дегтярев. На дворе тьма, завывает ве тер, хлещет снег, да водны шу мят о прибрежные скалы. Но маяк ритмично то бросает в мор скую даль снон яркого света, то мгновепно поглощает его. ЮР. РАМИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz