Краснофлотец. 1940, январь.

31 аа&ря 1940 г., № 24 (507) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 7~.— Г е р о и ч е с к и й э к и п а ж л е д о к о л а „ С е д о в “ ВЫДАЮЩИЙСЯ НАВИГАТОР Теплой и сердечной была' Владнвостс(кского йорского техни- гружба капитана Бадигииа со . кума на пароходе «Камо» и одпо- е.ютм старшим помощником Ап-; .временно выполняет обязанности дреем Георгиевичем Ефремовым, ^второго помощника •капитана. Долгие дни и ночи просижнвалл они в штурманской рубке, из- Едва кончился учебный год, Ефремов идет в свое первое по» учая карты и лоция, обмени-; лдрцюе .плавание. С июня 1935 тбда — ей второй помощник ка­ питана на ледоколе «Красин». Андрей Георгиевич Ефремов Здесь оп встретился с Бадиги- родллся в 1908 году в семье ,НЬМ) здесь началась их дружба, служащего в городе Сретенске (Читинская область). Получив ваясь богатым опытом судовожде­ ния. начальное образование, он посту­ пил а» Владивостокский морской техникум. Проходя производст­ венную практику, Ефремов начи­ нает работать сначала учеником, а затем матросом на кораблях торгового флота, участвует в дальних плаваниях. Прослужив около года в Крас­ ной Армии, Андрей Георгиевич направляется в Ленинград. Здесь он учится в Институте инжене­ ров водного транспорта, в июле 1933 года с дипломом инженера- педагога по морскому судовожде­ нию возвращается на Дальний Восток. Летом .1934 года тов. Ефремов руководит практикой слушателей о - скрепленная затем долгими меся­ цами совместного пребывания в Арктике. С 1937 года Андрей Георгие­ вич Ефремов перешел старшим гидрографом научной группы на ледокольный пароход «'Малыгин», который отправился в далекую арктическую экспедицию. Когда «Малыгин» с помощью «Ермака» выходил из дрейфа, Андрей Ге­ оргиевич перешел на борт «Седо­ ва». (Все свои знания, энергию, та­ лант и волю Андреи Георгиевич Ефремов направил на то, чтобы Замечательный дрейф окончился успешно и дал максимальные ре­ зультаты для передовой советской науки. ■! < „ЭКИПАЖ ЗДОРОВ" Здоровье и бодрость экипажа— | ботах. С лопатой, с топором в в значительной мере результат •руках он появлялся на самых самоотверженного труда судового опасных участках. В свободную квача Александра Петровича Со- зеюого. люипажу «Седова» памятны I тГ минуту он передавал товарищам свои знания. Преподавание обще­ образовательных предметов, моря- т к ^ ^ а я ^ к о г д а доктор в ы - ^ м « С е д о в а » было его любимым I ^ .. .сроих товарищей ив ког- / мзяерш. Вскоре после начала ,>эйфа глубокой ночью за борт ледокола упал 'старший помощ­ ник капитана. Осветив море во­ круг корабля, седовцы увидели маленькую льдинку, за которую держался их товарищ. (Когда его подняли на борт, юн был уже. без чувств. Ледяная ван­ на вызвала сильную болезнь. Но­ чами 'просиживал Александр Пет- работа в Гидрографическом уп- рович у изголовья больного, как равлении Главного управления любящий отец поправлял ему по­ душку, одеяло, тщательно подби­ рал пищу и лекарство, .не поки­ дая его до полного выздоровле- -ния. Александр Петрович Соболев­ ский— отличный товарищ. Его всецда -видели на авральных ра- з а н я т и е м . Александр (Петрович Соболев­ ский родился в городе Городок, У корабля (Когда ледокол «Седов» решен» было оставить в дрейфе, в числе лучших людей «Ермака» па борт дрейфующего корабля перешей кочегар 1-го класса Иван Ива­ нович Гетман. Показывая пример спокойствия и бесстрашия, тов. Гетман отлично выполнял любые судовые работы. Этот мужественный человек родился в 1913 году в городе Нежине, в семье столяра-красно­ деревщика. Впервые он познако­ мился с суровой Арктикой на Шпицбергене, где работал на со­ ветских угольных копях земле­ копом, грузчиком, монтером. В 1936 году после добровольной службы в Красной Армии комсо­ молец Гетман работает в Ленин­ градском торговом порту, в фев­ рале 1938 года переезжает в Мурманск и в том же году на старейшем ледоколе «Ермак» от­ правляется на север — в «Се­ дову», с которым проделал бес­ примерный путь в дрейфующих льдах. ТОПОК О Комсомолец Алферов ' (В“тяжелый 1920-й год,' когда белогвардейский отряд прибли­ жался к глухой деревне Шен- Белоруосжой СОР. Там же он по- курского уезда, мать Всеволода лучил начальное образование. В Алферова ушла к партизанам и с 1920 году Александр Соболевский винтовкой в руках защищала поступил в (профтехническое учи- ‘молодую Советскую республику, лище, -которое успешно закончил Оставшись старшим в семье, в 1924 году. Затем — служба тринадцатилетний Всеволод Ал- в одной -из (пограничных частей, феров стал -зарабатывать на ле- учеба в (Медицинском институте, сор-азработках для трех своих О- Северного морского пути. Затем его назначают 'исполняющим обя­ занности врача в большой гидро­ графической экспедиции на «Се­ дове».' С тех пор Александр Пет­ рович не сходит с борта корабля ■до окончания его замечательного дрейфа. Ш е с т ь л е т н а „ С е д о в е " Ледяные громады-сжимали «Серынов в 1933' году окончил шко- С тойкость й самопожертвование Пароходы и водные пути с ' ского флота. Его, волжанина, детства былй знакомы Сергею Дмитриевичу Токареву — второ­ му механику ледокола «-Седов». Он родился в 1906 году на бере­ гу 'Волги, в городе (Вольске, в •хангельск и поступает машини- •семье рабочего' бывал. Глухоозер- стом на ледокол «Лепин». В ок­ ского цементного завода (ньше'тябре 1936 года оп начинает завод «'Большевик»). Нерадост- работать старшим машинистом привыкшего с детства к водной стихии, увлекла новая работа. После демобилизации, в 1931 году Токарев переезжает в Ар- дым было детство Сергея Тока­ рева. Он вспоминает о нем так: на ледоколе -«Седов», откуда его переводят на «Садко». Когда — 'Отец получил увечье -на з а - j «Ермак» вырывает «Садко» и Воде и уме.р. В 1917 году умерла ■«Малыгина» из ледяного плена, мать. (Меня взял на воспитание Токарев без колебаний переходит брат матери — рабочий цемент-;па борт «Седова». На долгие ме- ного завода 'Данилов. Он онредс- , сяцы герой-механик связывает лил меня в заводскую натальную , свою судьбу с дрейфующим суд- ппоолу. 'Вскоре дядя тоже умер .' -ном, проявляя стойкость и репш- До 1923 года я воспитывался в детских домах (Вольска и Ностро- 1£Ы.•< * Осенью 1928 года Сергея То­ карева призвали в 'Воеипо-Мор- 'ско-й Флот. Два года прослужил он в морской авиации Черпомор- тельпость, стремление достигнуть победной -цели. Готовый пожерт­ вовать жизнью, чтобы спасти корабль и товарищей, Токарев вместе с 'Николаем Шарыповым работает (в ледяной воде, останав­ ливая коварную течь. О ВОСПИТАННИК КРАСНОЙ АРМИИ Машинист первого класса ле­ докольного парохода «Седов» Иосиф Маркович 'Недзвецкий ро­ дился в семье 'бедного крестья­ нина. Выдающуюся роль в его жизни сыграла Красная Армия, ца-Иосифа. Освободив из ледяно­ го плена караваи, возглавляемый ледокольным пароходом «Руса­ нов», «Ермак» направляется на восток — на выручку каравана «Литке». Блестяще выполнив л дова» в своих об’ятиях. Корпус судна судорожно дрожал, накре­ нялся на левый борт. Через от­ верстие холодильника -в машин­ ное отделение бурливым потоком хлынула ледяная вода. Дрейфую­ щий корабль находился на краю гибели. Экипаж заканчивал при­ готовления к выходу на лед. В младших братьев. С 1928 года он неразрывно связан с морским флотом. Эн ра­ ботает кочегаром на траулерах «Камбала», 1«'Навага», «Окунь», на .пароходах ;«Аркос», «Миро- ныч», «Сорока», «Пушкин». Не раз 'Приходилось ему попадать в тяжелые переделки. Осенью 1929 года тральщик, на кото­ ром работал Алферов, наскочил на подводную скалу. Окоченев^ пгих моряков команды случайно подобрали рыбаки. Алферов горячо полюбил се­ верные моря, .их бушующие про­ сторы. С марта 1933 года он — в арктическом флоте, сначала на «Сйбирякове», а затем — на «Седове». Он привязывается к воспитавшая в нем замечатель- j эту операцию, «Ермак» держит ные качества — самоотвержен­ ность, любовь к своей родине, мужество я отвагу. Она же дала ему квалификацию моториста, ко­ торую он с успехом использует в Пясинской экспедиции Аркти-' ческого института. После года ра­ боты на Таймырском полуостро­ ве Недзвецко'го направляют в но­ вую полярную экспедицию — на реку Яну, а затем в рейс Мур­ манск — бухта Тикси. В конце 1937 года 'Недзвецкнй возвра­ щается в Ленинград, где его за­ числяют в команду ледокола «Ермак». Репутацию лучшего стахановца - отличника получает Иосиф Маркович Недзвецкий в дни сверхраннего рейса ледокола «Ермак» к берегам Земли Фран- путь в высокие широты Аркти­ ки, ж северу от Новосибирских островов, ж зажатым во льдах ледокольным пароходам «Садко», «'Седов» я «Малыгин». В дни за­ мечательных походов «Ермака» Иосиф Маркович 'Недзвецкий ра­ ботает самоотверженно и герои­ чески, обеспечивая успешное за­ вершение рейса. Когда выясняет­ ся необходимость дальнейшего дрейфа «Седова», он переходит с «Ермака» на дрейфующий ко­ рабль. На «Седове» он проявил себя человеком, которому не страшны ши коварные наступле­ ния льдов, ни жестокие стужи, ни беспросветные полярные но­ чи. . О лу морского ученичества, где по­ лучил специальность машиниста и слесаря ■четвертого разряда. Жизнь на Севере закалила мо­ лодого моряка, воспитала в нем смелость, инициативу. Он посту­ пил на ледокольный пароход кораблю, растет здесь, получает «Седов», уже имея большой опыт квалификацию машиниста и ме- плавания в северных морях. С а - . хан-ика. За годы работы па «Се- этот опасный момент машинист;мый молодой в героическом эки- деве» он всесторонне изучил его ■первого класса Николай Серге- паже 'дрейфующего корабля, он механизмы и машины, отлично евич Шарыпов вместе со своим, вместе с тем — один из старей-, овладел корабельной техникой, товарищем Токаревым бросился в шит седовцев. воду я заткнул отверстие куска- Более шести лет Шарыпов — ' ж е ,ст0 с йрупаьи механиками ми палии. Несмотря на нестерпи- на легендарном ледоколе. Образ- . - - произвел переборку механизмов мый холод, они довели свое дело ■цовои стахановской работой он 1 до конца и не успокоились, пока завоевал авторитет и любовь все- «Седова», подготовил их к бес- го коллектива. Он прекрасно перебойной работе после выхода справился с работами но зосета- из ДР’СЙфа, самоотверженно рабо- новлению судна, но ремонту нов- тал> исправляя рулевое управле- режденлого льдами руля. Он на- лие ледокола. пряг все свои силы, чтобы со- Дни дрейфа были для него Матрос первого класса По бурливому Белому морю гу-1 первого класса дрейфующего ле- ляли вспененные волны. Они’дэкола «Седов» Ефрем Иванович Гаманков может вспомнить де­ сятки таких эпизодов из дней своей службы в лоцманской ди­ станции 'Белого моря. Эта служ­ ба закалила его, сделала храб­ рым, долевым человеком. С «Ермаком» Ефрем Иванович идет ж зазимовавшему во льдах «Седову» и в числе 6 храбрецов- полярпиков переходит па борт дрейфующего ледокола. В жесто­ кую стужу помогает он проводить сложнейшие научные наблюде­ ния. В дни, когда ледоколу угро­ жает гибель, Гаманков бесстраш­ но переносит аварийные запасы с одной льдины на другую. Не стремительно подбрасывали вверх большой океанский лесовоз. Ка­ питан лесовоза, увидев в бинокль каемку берега, приказал выки­ нуть сигнал: — Дайте лоцмана! ...Шторм усиливался. Но та ­ ков уж морской обычай — тре­ бование о посылке лоцмана надо удовлетворять, несмотря ни на какую погоду. Напрягая силы, стремясь joo - Летом 1939 года Алферов. Iразмерить ход лодки с ритмом корабль не' был выправлен. •Николай Сергеевич Шарыпов родился в Архангельске в 1915 году в семье кузнеца фабрики «Канат». Отец и брат Шарыпова до .сих пор работают на этой хранить машины, котлы и все серьеэпой школой. Он окончил е е , совоз. фабрике. На родине Николай Ша-1 механизмы «Седова». «на отлично»! волн, к лесовозу направился с лоцманом на борту матрос Ефрем Иванович Гаманков. Волны за­ хлестывали храбрецов, пытаясь низвергнуть их вместе с лодкой IР&3 приходится ему выполнять в пучину. Но онытпый кормчий СВ01° работу в ледяной воде, рискуя здоровьем и даже жизнью. Ефрем Иванович Гаманков с честью оправдал доверие и вер­ нулся из дрейфующего путешест­ вия героемыго'бедителем. преодолевал ожесточенное сопро­ тивление морской стихии и во­ время доставил лоцмана на ле- ...Так было не раз... Матрос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz