Краснофлотец. 1940, январь.
31 аа&ря 1940 г., № 24 (507) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 7~.— Г е р о и ч е с к и й э к и п а ж л е д о к о л а „ С е д о в “ ВЫДАЮЩИЙСЯ НАВИГАТОР Теплой и сердечной была' Владнвостс(кского йорского техни- гружба капитана Бадигииа со . кума на пароходе «Камо» и одпо- е.ютм старшим помощником Ап-; .временно выполняет обязанности дреем Георгиевичем Ефремовым, ^второго помощника •капитана. Долгие дни и ночи просижнвалл они в штурманской рубке, из- Едва кончился учебный год, Ефремов идет в свое первое по» учая карты и лоция, обмени-; лдрцюе .плавание. С июня 1935 тбда — ей второй помощник ка питана на ледоколе «Красин». Андрей Георгиевич Ефремов Здесь оп встретился с Бадиги- родллся в 1908 году в семье ,НЬМ) здесь началась их дружба, служащего в городе Сретенске (Читинская область). Получив ваясь богатым опытом судовожде ния. начальное образование, он посту пил а» Владивостокский морской техникум. Проходя производст венную практику, Ефремов начи нает работать сначала учеником, а затем матросом на кораблях торгового флота, участвует в дальних плаваниях. Прослужив около года в Крас ной Армии, Андрей Георгиевич направляется в Ленинград. Здесь он учится в Институте инжене ров водного транспорта, в июле 1933 года с дипломом инженера- педагога по морскому судовожде нию возвращается на Дальний Восток. Летом .1934 года тов. Ефремов руководит практикой слушателей о - скрепленная затем долгими меся цами совместного пребывания в Арктике. С 1937 года Андрей Георгие вич Ефремов перешел старшим гидрографом научной группы на ледокольный пароход «'Малыгин», который отправился в далекую арктическую экспедицию. Когда «Малыгин» с помощью «Ермака» выходил из дрейфа, Андрей Ге оргиевич перешел на борт «Седо ва». (Все свои знания, энергию, та лант и волю Андреи Георгиевич Ефремов направил на то, чтобы Замечательный дрейф окончился успешно и дал максимальные ре зультаты для передовой советской науки. ■! < „ЭКИПАЖ ЗДОРОВ" Здоровье и бодрость экипажа— | ботах. С лопатой, с топором в в значительной мере результат •руках он появлялся на самых самоотверженного труда судового опасных участках. В свободную квача Александра Петровича Со- зеюого. люипажу «Седова» памятны I тГ минуту он передавал товарищам свои знания. Преподавание обще образовательных предметов, моря- т к ^ ^ а я ^ к о г д а доктор в ы - ^ м « С е д о в а » было его любимым I ^ .. .сроих товарищей ив ког- / мзяерш. Вскоре после начала ,>эйфа глубокой ночью за борт ледокола упал 'старший помощ ник капитана. Осветив море во круг корабля, седовцы увидели маленькую льдинку, за которую держался их товарищ. (Когда его подняли на борт, юн был уже. без чувств. Ледяная ван на вызвала сильную болезнь. Но чами 'просиживал Александр Пет- работа в Гидрографическом уп- рович у изголовья больного, как равлении Главного управления любящий отец поправлял ему по душку, одеяло, тщательно подби рал пищу и лекарство, .не поки дая его до полного выздоровле- -ния. Александр Петрович Соболев ский— отличный товарищ. Его всецда -видели на авральных ра- з а н я т и е м . Александр (Петрович Соболев ский родился в городе Городок, У корабля (Когда ледокол «Седов» решен» было оставить в дрейфе, в числе лучших людей «Ермака» па борт дрейфующего корабля перешей кочегар 1-го класса Иван Ива нович Гетман. Показывая пример спокойствия и бесстрашия, тов. Гетман отлично выполнял любые судовые работы. Этот мужественный человек родился в 1913 году в городе Нежине, в семье столяра-красно деревщика. Впервые он познако мился с суровой Арктикой на Шпицбергене, где работал на со ветских угольных копях земле копом, грузчиком, монтером. В 1936 году после добровольной службы в Красной Армии комсо молец Гетман работает в Ленин градском торговом порту, в фев рале 1938 года переезжает в Мурманск и в том же году на старейшем ледоколе «Ермак» от правляется на север — в «Се дову», с которым проделал бес примерный путь в дрейфующих льдах. ТОПОК О Комсомолец Алферов ' (В“тяжелый 1920-й год,' когда белогвардейский отряд прибли жался к глухой деревне Шен- Белоруосжой СОР. Там же он по- курского уезда, мать Всеволода лучил начальное образование. В Алферова ушла к партизанам и с 1920 году Александр Соболевский винтовкой в руках защищала поступил в (профтехническое учи- ‘молодую Советскую республику, лище, -которое успешно закончил Оставшись старшим в семье, в 1924 году. Затем — служба тринадцатилетний Всеволод Ал- в одной -из (пограничных частей, феров стал -зарабатывать на ле- учеба в (Медицинском институте, сор-азработках для трех своих О- Северного морского пути. Затем его назначают 'исполняющим обя занности врача в большой гидро графической экспедиции на «Се дове».' С тех пор Александр Пет рович не сходит с борта корабля ■до окончания его замечательного дрейфа. Ш е с т ь л е т н а „ С е д о в е " Ледяные громады-сжимали «Серынов в 1933' году окончил шко- С тойкость й самопожертвование Пароходы и водные пути с ' ского флота. Его, волжанина, детства былй знакомы Сергею Дмитриевичу Токареву — второ му механику ледокола «-Седов». Он родился в 1906 году на бере гу 'Волги, в городе (Вольске, в •хангельск и поступает машини- •семье рабочего' бывал. Глухоозер- стом на ледокол «Лепин». В ок ского цементного завода (ньше'тябре 1936 года оп начинает завод «'Большевик»). Нерадост- работать старшим машинистом привыкшего с детства к водной стихии, увлекла новая работа. После демобилизации, в 1931 году Токарев переезжает в Ар- дым было детство Сергея Тока рева. Он вспоминает о нем так: на ледоколе -«Седов», откуда его переводят на «Садко». Когда — 'Отец получил увечье -на з а - j «Ермак» вырывает «Садко» и Воде и уме.р. В 1917 году умерла ■«Малыгина» из ледяного плена, мать. (Меня взял на воспитание Токарев без колебаний переходит брат матери — рабочий цемент-;па борт «Седова». На долгие ме- ного завода 'Данилов. Он онредс- , сяцы герой-механик связывает лил меня в заводскую натальную , свою судьбу с дрейфующим суд- ппоолу. 'Вскоре дядя тоже умер .' -ном, проявляя стойкость и репш- До 1923 года я воспитывался в детских домах (Вольска и Ностро- 1£Ы.•< * Осенью 1928 года Сергея То карева призвали в 'Воеипо-Мор- 'ско-й Флот. Два года прослужил он в морской авиации Черпомор- тельпость, стремление достигнуть победной -цели. Готовый пожерт вовать жизнью, чтобы спасти корабль и товарищей, Токарев вместе с 'Николаем Шарыповым работает (в ледяной воде, останав ливая коварную течь. О ВОСПИТАННИК КРАСНОЙ АРМИИ Машинист первого класса ле докольного парохода «Седов» Иосиф Маркович 'Недзвецкий ро дился в семье 'бедного крестья нина. Выдающуюся роль в его жизни сыграла Красная Армия, ца-Иосифа. Освободив из ледяно го плена караваи, возглавляемый ледокольным пароходом «Руса нов», «Ермак» направляется на восток — на выручку каравана «Литке». Блестяще выполнив л дова» в своих об’ятиях. Корпус судна судорожно дрожал, накре нялся на левый борт. Через от верстие холодильника -в машин ное отделение бурливым потоком хлынула ледяная вода. Дрейфую щий корабль находился на краю гибели. Экипаж заканчивал при готовления к выходу на лед. В младших братьев. С 1928 года он неразрывно связан с морским флотом. Эн ра ботает кочегаром на траулерах «Камбала», 1«'Навага», «Окунь», на .пароходах ;«Аркос», «Миро- ныч», «Сорока», «Пушкин». Не раз 'Приходилось ему попадать в тяжелые переделки. Осенью 1929 года тральщик, на кото ром работал Алферов, наскочил на подводную скалу. Окоченев^ пгих моряков команды случайно подобрали рыбаки. Алферов горячо полюбил се верные моря, .их бушующие про сторы. С марта 1933 года он — в арктическом флоте, сначала на «Сйбирякове», а затем — на «Седове». Он привязывается к воспитавшая в нем замечатель- j эту операцию, «Ермак» держит ные качества — самоотвержен ность, любовь к своей родине, мужество я отвагу. Она же дала ему квалификацию моториста, ко торую он с успехом использует в Пясинской экспедиции Аркти-' ческого института. После года ра боты на Таймырском полуостро ве Недзвецко'го направляют в но вую полярную экспедицию — на реку Яну, а затем в рейс Мур манск — бухта Тикси. В конце 1937 года 'Недзвецкнй возвра щается в Ленинград, где его за числяют в команду ледокола «Ермак». Репутацию лучшего стахановца - отличника получает Иосиф Маркович Недзвецкий в дни сверхраннего рейса ледокола «Ермак» к берегам Земли Фран- путь в высокие широты Аркти ки, ж северу от Новосибирских островов, ж зажатым во льдах ледокольным пароходам «Садко», «'Седов» я «Малыгин». В дни за мечательных походов «Ермака» Иосиф Маркович 'Недзвецкий ра ботает самоотверженно и герои чески, обеспечивая успешное за вершение рейса. Когда выясняет ся необходимость дальнейшего дрейфа «Седова», он переходит с «Ермака» на дрейфующий ко рабль. На «Седове» он проявил себя человеком, которому не страшны ши коварные наступле ния льдов, ни жестокие стужи, ни беспросветные полярные но чи. . О лу морского ученичества, где по лучил специальность машиниста и слесаря ■четвертого разряда. Жизнь на Севере закалила мо лодого моряка, воспитала в нем смелость, инициативу. Он посту пил на ледокольный пароход кораблю, растет здесь, получает «Седов», уже имея большой опыт квалификацию машиниста и ме- плавания в северных морях. С а - . хан-ика. За годы работы па «Се- этот опасный момент машинист;мый молодой в героическом эки- деве» он всесторонне изучил его ■первого класса Николай Серге- паже 'дрейфующего корабля, он механизмы и машины, отлично евич Шарыпов вместе со своим, вместе с тем — один из старей-, овладел корабельной техникой, товарищем Токаревым бросился в шит седовцев. воду я заткнул отверстие куска- Более шести лет Шарыпов — ' ж е ,ст0 с йрупаьи механиками ми палии. Несмотря на нестерпи- на легендарном ледоколе. Образ- . - - произвел переборку механизмов мый холод, они довели свое дело ■цовои стахановской работой он 1 до конца и не успокоились, пока завоевал авторитет и любовь все- «Седова», подготовил их к бес- го коллектива. Он прекрасно перебойной работе после выхода справился с работами но зосета- из ДР’СЙфа, самоотверженно рабо- новлению судна, но ремонту нов- тал> исправляя рулевое управле- режденлого льдами руля. Он на- лие ледокола. пряг все свои силы, чтобы со- Дни дрейфа были для него Матрос первого класса По бурливому Белому морю гу-1 первого класса дрейфующего ле- ляли вспененные волны. Они’дэкола «Седов» Ефрем Иванович Гаманков может вспомнить де сятки таких эпизодов из дней своей службы в лоцманской ди станции 'Белого моря. Эта служ ба закалила его, сделала храб рым, долевым человеком. С «Ермаком» Ефрем Иванович идет ж зазимовавшему во льдах «Седову» и в числе 6 храбрецов- полярпиков переходит па борт дрейфующего ледокола. В жесто кую стужу помогает он проводить сложнейшие научные наблюде ния. В дни, когда ледоколу угро жает гибель, Гаманков бесстраш но переносит аварийные запасы с одной льдины на другую. Не стремительно подбрасывали вверх большой океанский лесовоз. Ка питан лесовоза, увидев в бинокль каемку берега, приказал выки нуть сигнал: — Дайте лоцмана! ...Шторм усиливался. Но та ков уж морской обычай — тре бование о посылке лоцмана надо удовлетворять, несмотря ни на какую погоду. Напрягая силы, стремясь joo - Летом 1939 года Алферов. Iразмерить ход лодки с ритмом корабль не' был выправлен. •Николай Сергеевич Шарыпов родился в Архангельске в 1915 году в семье кузнеца фабрики «Канат». Отец и брат Шарыпова до .сих пор работают на этой хранить машины, котлы и все серьеэпой школой. Он окончил е е , совоз. фабрике. На родине Николай Ша-1 механизмы «Седова». «на отлично»! волн, к лесовозу направился с лоцманом на борту матрос Ефрем Иванович Гаманков. Волны за хлестывали храбрецов, пытаясь низвергнуть их вместе с лодкой IР&3 приходится ему выполнять в пучину. Но онытпый кормчий СВ01° работу в ледяной воде, рискуя здоровьем и даже жизнью. Ефрем Иванович Гаманков с честью оправдал доверие и вер нулся из дрейфующего путешест вия героемыго'бедителем. преодолевал ожесточенное сопро тивление морской стихии и во время доставил лоцмана на ле- ...Так было не раз... Матрос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz