Краснофлотец. 1940, январь.

1 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 29 января 1940 г., Wi 23 ( 5 0 t ) Люди героического дрейфа БОГАТЫРИ АРКТИКИ Аг ★ ★ - Капитан-большевик партийный организатор — Я сойду с борта «Седова» только тогда, когда ол закончит дрейф и пришвартуется в совет­ ском порту! Так ваявил в августе 1938 года Константин Сергеевич Ба­ дигин — капитан дрейфующего корабля на предложение сменить­ ся. Этот достойный ответ харак­ терен для (коммуниста Бадигина, пламенного патриота своей ро­ дины. z Хладнокровно и смело возглав­ лял он бесчисленные авральные работы на «Седове», находя в опаснейших положениях единст­ венно правильные решения. Вы­ дающийся организатор, Констан­ тин Сергеевич Бадагин с честью закончил беспримерный рейс, высоко неся звание советского каиитана-болыпевика. Константин Сергеевич Бадагин родился .в. 1910 году в Пензе, в семье агронома — выходца из крестьян. •Вместе с родителями переехал он в Саблино-Звамелское, где по­ ступил в школу-семилетку при сахарном заводе. Среднее об­ разование Константин Бздигин получил в Москве. Вскоре же после окончания школы он на­ чинает работать сначала маля­ ром, а затем— строителем. В строительной организации он вступает в комсомол. Осуществляя мечту детства, Константин Бадигин в 1928 году по путевке ЦК (ВЛКСМ поступает в Военно-морское училище им. Фрунзе, но по семейным обстоя­ тельствам прерывает учебу и по­ ступает такелажником на фаб­ рику «Красный Водник». На фабрике он познакомился в моряками Дальневосточного фло­ та, которые увлекли его своими рассказами о дальних плаваниях по морям. Бадигин, посоветовав­ шись с новыми друзьями, переез­ жает во Владивосток. В 1929 году его зачисляют матросом второго класса на пароход «Ин­ дигирка». Молодой моряк быстро освоил­ ся на корабле, отлично выполнил задание командира. Но сознание, ------------ --------- о Отважный ученый-исследователь Огромную научно - исследова­ тельскую работу провел коллек­ тив «Седова» в дни своего небы­ валого дрейфа. Душой этой рабо­ ты, инициатором многих интерес­ нейших наблюдений был молодой ученый — комсомолец Виктор Хнрлампиевич Буйницкий. С огромным удовлетворением эн, студент пятого курса Гидро­ графического института, принял в 1937; году предложение участво­ вать в высоко-широтной экспеди­ ции к северу от 'Новосибирских островов. Ледокол «Садко», на котором первоначально производил свои научные работы тов. Буйницкий, держал курс на восток. Молодой ученый показывал иеза(урядные способности. С участием Буйниц- юого экспедиция на «Садко» про­ извела выдающиеся географиче­ ские . открытия. Еще в западной части моря Лаптевых ей удалое» что он недостаточно теоретически подготовлен, мало учился, тяго­ тит Бадигина. Он серьезно1 бе­ рется за учебу н самостоятельно готовится к сдаче экзаменов на вто,рой курс Владивостокского морского техникума. Упорно и настойчиво добиваясь поставлен­ ной целя, Бадигин в 1932 году одним из первых кончает техни­ кум. В этом же году он всту­ пает в ряды ВКП(б). Продолжая совершеяствовать- ;сл в штурманском" деле, тов. Бадигин плавал на разных лесо­ возах и танкерах. Где только он ■ни небывал! Он видел и волны Индийского океана и бурливый Бискайский залив, бывал в Син­ гапуре, Гамбурге, Роттердаме, Лондоне... Горячо откликается Бадягин на призыв Центрального Комитета ВЛКСМ о превращении ледокола «Красин» в комсомольский ко­ рабль. Штат штурманов был уже укомплектован, но Бадиги­ на это не смущает — он согла­ сен работать матросом первого класса. Энергичный, самоотвер­ женной работой он быстро при­ обретает уважение всего коллек­ тива. Бадигина выдвигают треть­ им помощником капитана, а за­ тем — вторым помощником. С весны 1937 года Констан­ тина Сергеевича переводят стар­ шим помощником на ледокол «•Садко». Он участвует в походе «•Садко» к Земле Франца-Иосифа, в высокоширотной экспедиции к северу от Новосибирских остро­ вов. Осенью «Садко» вместе с «Се­ довым» и «Малыгиным» был за­ терт льдами, а весной, когда за­ болевшего капитана «Седова» вы­ везли на самолете с дрейфую­ щего' корабля, Константина •Сергеевича назначили команди­ ром «Седова». Под его руковод­ ством седовцы преодолели все трудности беспримерного герои­ ческого 'Дрейфа и вернулись на родину закаленными в борьбе с природой, прославленными побе­ дителями стихии. обнаружить район больших глу­ бин. Буйницкий впервые произ­ вел магнитную с’емку острова Генриетта, где после экспедиции Де-Лонга никто не был. Там же он определил элементы земного магнетизма, совершив для этого тяжелый поход на вершину купо­ лообразного ледникового покрова. Буйницкий провел целую серию научных наблюдений на островах Жаннеты, Беннетты и острова Жохова. Особенно трудной стала работа после того, как суда попали в дрейф. Буйницкому приходилось вести наблюдения и исследования ■при сорокаградусном морозе, про­ низывающих ветрах. На «Седоке» он блестяще орга­ низовал и возглавил ценнейшие работы, являющиеся крупным вкладом в передовую советскую науку. В 1924 году 18-летаим юно­ шей начал свою корабельную службу Дмитрий Григорьевич Трофимов — помполит я стар­ ший механик ледокола «Седов». Окончив в родном городе Сретеп- ске (Читинская область) желез­ нодорожную школу - семилетку, он, сын рабочего депо, работает матросом на пароходе Амурского бассейна. В 1929 году Трофимов посту-, пил в Благовещенский водный техникум, откуда скоро ушел в Тихоокеанский торговый флот. •Свой первый морской рейс он совершил кочегаром на пароходе «Волна». В 1931 году Трофимов — ко­ чегар парохода «Томск». В том же тоду он вступает в партию. В следующем году Дмитрий Тро­ фимов работает машинистом па­ роходов «Красный партизан» и «Сучан». На кораблях Тихооке­ анского флота он побывал в за­ граничных портах, испытал зной тропиков и холод арктических морей. Уже на «Сучане» Трофимов ведет большую работу — воз­ главляет коммунистическую орга­ низацию. Его воспоминания о «•Сучане» связаны с первой зи­ мовкой. Корабль, на котором он плавал, был затерт льдами я остался до весны в Чаунской гу­ бе. Энергичный Трофимов не те­ ряет времени л использует зи­ мовку для политической я про­ снайперы эфира Б холодный ноябрьский день 1938 года радист мыса Челю­ скин принял с «Седова» тре­ вожную радиограмму: — На-глазах, в одно мгнове­ ние, ноля льда превращаются в торосы высотой в несколько мет­ ров. Как живые, ползут они, раз­ рушаются и сейчас же возникают вновь, еще более мощные. Автором этой радиограммы был давнишний приятель полярных радистов старший радист «Седо­ ва» Александр Александрович По­ лянский. Ни на минуту не отхо­ дил он в эти часы от ключа ра­ диопередатчика. Трудно оценить огромную роль налаженной Александром Полян­ ским радиосвязи ледокола «Седов» с родиной. По радио узнавали се­ довцы о жизнп городов и сел род­ ной страны, о жизни друзей и знакомых, слушали лекции и до­ клады по истории ВКП(б), кон­ церты. Радио позволяло даже про­ водить шахматные матчн между седовцами и работниками поляр­ ных станций. Уепешпой работе радиостанции «Седова» в значительной степени способствовал богатый полярный опыт Александра Александровича Полянского. В 1917 году после окончания двухклассной школы пятнадцати­ летиям юношей он поступает в управление работ Архангельского порта. Дальнейший его жизнен­ ный путь неразрывно связан с морем, с Севером. В 1921 году изводственной учебы экипажа. По его инициативе организуются курсы механиков, на которых он я сам учится, приобретает нва- лификацию механика. Передового производственника, коммуниста Трофимова направ­ ляют на ледорез «Липке»,- перед экипажем которого была постав­ лена задача — впервые в исто­ рии мореплавания пройти Север­ ный морской путь с востока на зашад за одну навигацию. Дмитрий Трофимов в этом исто­ рическом рейсе участвует в ка­ честве старшины кочегаров. Он и тут возглавляет партийную ор­ ганизацию, показывает личный пример коммунистического отно­ шения к работе. Кочегарская вахта Трофимова — передовая на корабле. Инициативный, непрерывно по­ вышающий свой политический кругозор, отличник производства коммунист Трофимов всегда слу­ жил примером для своих това­ рищей. Ледорез блестяще закон­ чил рейс и попутно помог «Ер­ маку» провести транспортные су­ да сквозь льды. Товарищ Сталин, руководители партия и прави­ тельства горячо приветствовали участников экспедиции на «Лит­ ке». В своей радиограмме они отмечали: «Успехи экспедиции «Литке» свидетельствуют о проч­ ном завоевании Арктики совет­ скими моряками, о героической отваге, храбрости и большевист-О- Александр Александрович, работая в службе связи Белого моря, за­ канчивает радиошколу, приобре­ тает квалификацию радиотелегра­ фиста-полярника. Полянский перешел на борт «Седова» в 1936 году уже про­ славленным мастером радиосвязи, «снайпером эфира». С первых же ■шей он завоевал авторитет и лю­ бовь всего экипажа. Полянский крепко привязался к судну, ино­ гда в августе 1938 года ему предложим, если пожелает, поки- путь «Седова» и перейти на «Ер­ мак», он ответил решительным отказом. Все хорошо знают Николая Ми­ хайловича Бекасова — автора многочисленных корреспонденций о легендарном дрейфе. Вместе со старшим радистом тов. Полянским он сутками дежурил в радиорубке «Седова», поддерживал регуляр­ ную связь с Большой Землей, пе­ редавал многочисленные сводки о координатах, сведения о ледовой обстановке, сообщения о научных работах, принимал вести с родной земли. Только за восемь месяцев — с сентября 1938 года по май 1939 года — он вместе с тов. По­ лянским передал и принял 4.400 телеграмм — почти 168 тысяч слов! В глубокую полярную ночь, когда буйные ветры ломали ледя­ ные поля, сжимали корабль в ле­ дяные тиски, на «Седове» был об’явлен аврал. Не выдержав на­ ской организованности всего со­ става экспедиции и команды и • , глубоких знаниях Арктики у ру­ ководителей экспедиции». В ответ на радиограмму това­ рища Сталина, руководителей партия и правительства Трофи­ мов заявил, выступая на митин­ ге: — Я остаюсь работать в Ар­ ктике!.. Передовики «Литке» были на­ граждены орденами Советского Союза. В их числе был Дмитрий Григорьевич Трофимов. Оп полу­ чил орден Трудового Красного Знамени. Трофимов продолжает упорно работать над собой и летом 1935 года на курсах Главсевмориути получает диплом механика мор­ ских кораблей. Его переводят четвертым меха­ ником -на ледокол' «Ермак». Тро­ фимов участвует в рейсе «Ерма­ ка» к папагоинцам и в замеча­ тельном высокоширотном рейсе к каравану дрейфующих судов. Кол­ лектив «Ермака» послал Трофи­ мова на ледокол «Седов», буду­ чи уверен, что ему будет по плечу сложная я ответственная ■работа на дрейфующем корабле. На «Седове» Дмитрий Гри­ горьевич провел огромную рабо­ ту, по-болыпевистски мобилизо­ вал коллектив ледокола на борь­ бу с трудностями,’ за успешное окончание дрейфа. пора, судно накренилось на пра­ вый борт под утлом в 30 граду­ сов. Под натиском гигантский гряды двухметрового льда дрожал весь корпус корабля. В эти тре­ вожные часы радисты Бекасов к Полянский не покидали ни на ми­ нуту своей вахты. Они держали надежную связь с радиостанцией мыса Челюскин. Таких ночей бы­ ло немало... Николаю Михайловичу Бекасову в ноябре исполнилось 26 лет. Он вышел из крестьянской семьи. Окончив 6 классов начальной школы, в 1929 году он перешел в Ленинградскую школу фабрич­ но-заводского ученичества бумаж­ ников. С 1931 года Бекасов в комсомоле. Из школы ФЗУ ои идет работать подручным механи­ ком на ленинградский завод «Гео- лого-разведка». Его влечет к ра­ боте на море. Он поступает па радиоотделение Ленинградского морского техникума и в 1937 го­ ду заканчивает-3 учебу. Летом 1938 года в качестве радиста ле­ докола «Ермак» Бекасов отправ­ ляется в далекое арктическое пла­ вание. С этого корабля он пере­ шел в радиорубку «Седова»— ту самую радиорубку, из которой в последние дни дрейфа он передал своим родпым и друзьям радост­ ную радиограмму: — Идем домой. Рад скоро всех вас увидеть и обнять. Рад, чт« мы, седовцы, справились с зада­ нием партии и правительства, с заданием великого Сталина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz