Краснофлотец. 1940, январь.
1 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 29 января 1940 г., Wi 23 ( 5 0 t ) Люди героического дрейфа БОГАТЫРИ АРКТИКИ Аг ★ ★ - Капитан-большевик партийный организатор — Я сойду с борта «Седова» только тогда, когда ол закончит дрейф и пришвартуется в совет ском порту! Так ваявил в августе 1938 года Константин Сергеевич Ба дигин — капитан дрейфующего корабля на предложение сменить ся. Этот достойный ответ харак терен для (коммуниста Бадигина, пламенного патриота своей ро дины. z Хладнокровно и смело возглав лял он бесчисленные авральные работы на «Седове», находя в опаснейших положениях единст венно правильные решения. Вы дающийся организатор, Констан тин Сергеевич Бадагин с честью закончил беспримерный рейс, высоко неся звание советского каиитана-болыпевика. Константин Сергеевич Бадагин родился .в. 1910 году в Пензе, в семье агронома — выходца из крестьян. •Вместе с родителями переехал он в Саблино-Звамелское, где по ступил в школу-семилетку при сахарном заводе. Среднее об разование Константин Бздигин получил в Москве. Вскоре же после окончания школы он на чинает работать сначала маля ром, а затем— строителем. В строительной организации он вступает в комсомол. Осуществляя мечту детства, Константин Бадигин в 1928 году по путевке ЦК (ВЛКСМ поступает в Военно-морское училище им. Фрунзе, но по семейным обстоя тельствам прерывает учебу и по ступает такелажником на фаб рику «Красный Водник». На фабрике он познакомился в моряками Дальневосточного фло та, которые увлекли его своими рассказами о дальних плаваниях по морям. Бадигин, посоветовав шись с новыми друзьями, переез жает во Владивосток. В 1929 году его зачисляют матросом второго класса на пароход «Ин дигирка». Молодой моряк быстро освоил ся на корабле, отлично выполнил задание командира. Но сознание, ------------ --------- о Отважный ученый-исследователь Огромную научно - исследова тельскую работу провел коллек тив «Седова» в дни своего небы валого дрейфа. Душой этой рабо ты, инициатором многих интерес нейших наблюдений был молодой ученый — комсомолец Виктор Хнрлампиевич Буйницкий. С огромным удовлетворением эн, студент пятого курса Гидро графического института, принял в 1937; году предложение участво вать в высоко-широтной экспеди ции к северу от 'Новосибирских островов. Ледокол «Садко», на котором первоначально производил свои научные работы тов. Буйницкий, держал курс на восток. Молодой ученый показывал иеза(урядные способности. С участием Буйниц- юого экспедиция на «Садко» про извела выдающиеся географиче ские . открытия. Еще в западной части моря Лаптевых ей удалое» что он недостаточно теоретически подготовлен, мало учился, тяго тит Бадигина. Он серьезно1 бе рется за учебу н самостоятельно готовится к сдаче экзаменов на вто,рой курс Владивостокского морского техникума. Упорно и настойчиво добиваясь поставлен ной целя, Бадигин в 1932 году одним из первых кончает техни кум. В этом же году он всту пает в ряды ВКП(б). Продолжая совершеяствовать- ;сл в штурманском" деле, тов. Бадигин плавал на разных лесо возах и танкерах. Где только он ■ни небывал! Он видел и волны Индийского океана и бурливый Бискайский залив, бывал в Син гапуре, Гамбурге, Роттердаме, Лондоне... Горячо откликается Бадягин на призыв Центрального Комитета ВЛКСМ о превращении ледокола «Красин» в комсомольский ко рабль. Штат штурманов был уже укомплектован, но Бадиги на это не смущает — он согла сен работать матросом первого класса. Энергичный, самоотвер женной работой он быстро при обретает уважение всего коллек тива. Бадигина выдвигают треть им помощником капитана, а за тем — вторым помощником. С весны 1937 года Констан тина Сергеевича переводят стар шим помощником на ледокол «•Садко». Он участвует в походе «•Садко» к Земле Франца-Иосифа, в высокоширотной экспедиции к северу от Новосибирских остро вов. Осенью «Садко» вместе с «Се довым» и «Малыгиным» был за терт льдами, а весной, когда за болевшего капитана «Седова» вы везли на самолете с дрейфую щего' корабля, Константина •Сергеевича назначили команди ром «Седова». Под его руковод ством седовцы преодолели все трудности беспримерного герои ческого 'Дрейфа и вернулись на родину закаленными в борьбе с природой, прославленными побе дителями стихии. обнаружить район больших глу бин. Буйницкий впервые произ вел магнитную с’емку острова Генриетта, где после экспедиции Де-Лонга никто не был. Там же он определил элементы земного магнетизма, совершив для этого тяжелый поход на вершину купо лообразного ледникового покрова. Буйницкий провел целую серию научных наблюдений на островах Жаннеты, Беннетты и острова Жохова. Особенно трудной стала работа после того, как суда попали в дрейф. Буйницкому приходилось вести наблюдения и исследования ■при сорокаградусном морозе, про низывающих ветрах. На «Седоке» он блестяще орга низовал и возглавил ценнейшие работы, являющиеся крупным вкладом в передовую советскую науку. В 1924 году 18-летаим юно шей начал свою корабельную службу Дмитрий Григорьевич Трофимов — помполит я стар ший механик ледокола «Седов». Окончив в родном городе Сретеп- ске (Читинская область) желез нодорожную школу - семилетку, он, сын рабочего депо, работает матросом на пароходе Амурского бассейна. В 1929 году Трофимов посту-, пил в Благовещенский водный техникум, откуда скоро ушел в Тихоокеанский торговый флот. •Свой первый морской рейс он совершил кочегаром на пароходе «Волна». В 1931 году Трофимов — ко чегар парохода «Томск». В том же тоду он вступает в партию. В следующем году Дмитрий Тро фимов работает машинистом па роходов «Красный партизан» и «Сучан». На кораблях Тихооке анского флота он побывал в за граничных портах, испытал зной тропиков и холод арктических морей. Уже на «Сучане» Трофимов ведет большую работу — воз главляет коммунистическую орга низацию. Его воспоминания о «•Сучане» связаны с первой зи мовкой. Корабль, на котором он плавал, был затерт льдами я остался до весны в Чаунской гу бе. Энергичный Трофимов не те ряет времени л использует зи мовку для политической я про снайперы эфира Б холодный ноябрьский день 1938 года радист мыса Челю скин принял с «Седова» тре вожную радиограмму: — На-глазах, в одно мгнове ние, ноля льда превращаются в торосы высотой в несколько мет ров. Как живые, ползут они, раз рушаются и сейчас же возникают вновь, еще более мощные. Автором этой радиограммы был давнишний приятель полярных радистов старший радист «Седо ва» Александр Александрович По лянский. Ни на минуту не отхо дил он в эти часы от ключа ра диопередатчика. Трудно оценить огромную роль налаженной Александром Полян ским радиосвязи ледокола «Седов» с родиной. По радио узнавали се довцы о жизнп городов и сел род ной страны, о жизни друзей и знакомых, слушали лекции и до клады по истории ВКП(б), кон церты. Радио позволяло даже про водить шахматные матчн между седовцами и работниками поляр ных станций. Уепешпой работе радиостанции «Седова» в значительной степени способствовал богатый полярный опыт Александра Александровича Полянского. В 1917 году после окончания двухклассной школы пятнадцати летиям юношей он поступает в управление работ Архангельского порта. Дальнейший его жизнен ный путь неразрывно связан с морем, с Севером. В 1921 году изводственной учебы экипажа. По его инициативе организуются курсы механиков, на которых он я сам учится, приобретает нва- лификацию механика. Передового производственника, коммуниста Трофимова направ ляют на ледорез «Липке»,- перед экипажем которого была постав лена задача — впервые в исто рии мореплавания пройти Север ный морской путь с востока на зашад за одну навигацию. Дмитрий Трофимов в этом исто рическом рейсе участвует в ка честве старшины кочегаров. Он и тут возглавляет партийную ор ганизацию, показывает личный пример коммунистического отно шения к работе. Кочегарская вахта Трофимова — передовая на корабле. Инициативный, непрерывно по вышающий свой политический кругозор, отличник производства коммунист Трофимов всегда слу жил примером для своих това рищей. Ледорез блестяще закон чил рейс и попутно помог «Ер маку» провести транспортные су да сквозь льды. Товарищ Сталин, руководители партия и прави тельства горячо приветствовали участников экспедиции на «Лит ке». В своей радиограмме они отмечали: «Успехи экспедиции «Литке» свидетельствуют о проч ном завоевании Арктики совет скими моряками, о героической отваге, храбрости и большевист-О- Александр Александрович, работая в службе связи Белого моря, за канчивает радиошколу, приобре тает квалификацию радиотелегра фиста-полярника. Полянский перешел на борт «Седова» в 1936 году уже про славленным мастером радиосвязи, «снайпером эфира». С первых же ■шей он завоевал авторитет и лю бовь всего экипажа. Полянский крепко привязался к судну, ино гда в августе 1938 года ему предложим, если пожелает, поки- путь «Седова» и перейти на «Ер мак», он ответил решительным отказом. Все хорошо знают Николая Ми хайловича Бекасова — автора многочисленных корреспонденций о легендарном дрейфе. Вместе со старшим радистом тов. Полянским он сутками дежурил в радиорубке «Седова», поддерживал регуляр ную связь с Большой Землей, пе редавал многочисленные сводки о координатах, сведения о ледовой обстановке, сообщения о научных работах, принимал вести с родной земли. Только за восемь месяцев — с сентября 1938 года по май 1939 года — он вместе с тов. По лянским передал и принял 4.400 телеграмм — почти 168 тысяч слов! В глубокую полярную ночь, когда буйные ветры ломали ледя ные поля, сжимали корабль в ле дяные тиски, на «Седове» был об’явлен аврал. Не выдержав на ской организованности всего со става экспедиции и команды и • , глубоких знаниях Арктики у ру ководителей экспедиции». В ответ на радиограмму това рища Сталина, руководителей партия и правительства Трофи мов заявил, выступая на митин ге: — Я остаюсь работать в Ар ктике!.. Передовики «Литке» были на граждены орденами Советского Союза. В их числе был Дмитрий Григорьевич Трофимов. Оп полу чил орден Трудового Красного Знамени. Трофимов продолжает упорно работать над собой и летом 1935 года на курсах Главсевмориути получает диплом механика мор ских кораблей. Его переводят четвертым меха ником -на ледокол' «Ермак». Тро фимов участвует в рейсе «Ерма ка» к папагоинцам и в замеча тельном высокоширотном рейсе к каравану дрейфующих судов. Кол лектив «Ермака» послал Трофи мова на ледокол «Седов», буду чи уверен, что ему будет по плечу сложная я ответственная ■работа на дрейфующем корабле. На «Седове» Дмитрий Гри горьевич провел огромную рабо ту, по-болыпевистски мобилизо вал коллектив ледокола на борь бу с трудностями,’ за успешное окончание дрейфа. пора, судно накренилось на пра вый борт под утлом в 30 граду сов. Под натиском гигантский гряды двухметрового льда дрожал весь корпус корабля. В эти тре вожные часы радисты Бекасов к Полянский не покидали ни на ми нуту своей вахты. Они держали надежную связь с радиостанцией мыса Челюскин. Таких ночей бы ло немало... Николаю Михайловичу Бекасову в ноябре исполнилось 26 лет. Он вышел из крестьянской семьи. Окончив 6 классов начальной школы, в 1929 году он перешел в Ленинградскую школу фабрич но-заводского ученичества бумаж ников. С 1931 года Бекасов в комсомоле. Из школы ФЗУ ои идет работать подручным механи ком на ленинградский завод «Гео- лого-разведка». Его влечет к ра боте на море. Он поступает па радиоотделение Ленинградского морского техникума и в 1937 го ду заканчивает-3 учебу. Летом 1938 года в качестве радиста ле докола «Ермак» Бекасов отправ ляется в далекое арктическое пла вание. С этого корабля он пере шел в радиорубку «Седова»— ту самую радиорубку, из которой в последние дни дрейфа он передал своим родпым и друзьям радост ную радиограмму: — Идем домой. Рад скоро всех вас увидеть и обнять. Рад, чт« мы, седовцы, справились с зада нием партии и правительства, с заданием великого Сталина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz