Краснофлотец. 1940, март.

2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 27 марта 1940 г., № 70 (553 ) Ш т у р м а н Искусство кораблевождения тре­ бует. тщательного контроля, постоянной работы корабель- ного штурмана над всеми навига­ ционными и астрономическими определениями. Умение анализи­ ровать все вводимые поправки— одно из главнейших условии ра­ боты штурмана. Гидрографический отдел флота пока еще плохо занимается во­ просом уточнения карт, на них зачастую отсутствуют отдельные естественные ориентиры, по1кото­ рым штурман мог бы определять­ ся навигационпым способом. Во­ прос изучения морского театра корабельным составом также ос­ тавляет желать лучшего. Это по­ лучается потому, что штабы пло­ хо организуют учебу и недоста­ точно контролируют ее. Прибывающие на флот молодые командиры подчас не имеют нуж- пых условий для изучения теат­ ра. Молодым штурманам большую пользу в освоении театра принес­ ла бы организация специальных походов по изучению входов и выходов в отдельные губы, зали­ вы и бухты, которые способны служить для укрытия от шторма, а в боевой обстановке могут быть использованы, как маневренные базы. Результаты недооценки учебы штурманов находят свое прямое выражение в практической дея­ тельности последних. Случай, происшедший с командиром т. Глазовским, показывает это со всей силой. Этот случай — по­ казатель того, что штурманы; не­ достаточно контролируют себя, не учатся точно анализировать свои определения о путеисчислении. Однажды мне пришлось при­ сутствовать во время похода на Н-ском корабле. Метеослужба ВАХТЕННЫЙ КОМАНДИР В ПОХОДЕ За пять минут до заступления на вахту лейтенант т. Носачев вышел на мостик. С ним одновре­ менно поднялись боцман т. Юдин и сигнальщик т. Фоменко. Прибывшие на смену зорко всматриваются в морскую даль. Лейтенант т. Носачев, взяв би­ нокль, внимательно осматривает горизонт, потом приступает к приему вахты. — Курс норд, правый дизель работает малым ходом, отдраена шахта батарейной и судовой вен­ тиляции, забортные отверстия и переборки задраены, — доклады­ вает сдающий вахту т. Сухору- ченко. Одновременно знакомятся со своими обязанностями в новых условиях и принимают вахту боцман т. Юдин и сигнальщик т. Фоменко. Оба докладывают. — Добро,— отвечает им т. Но­ сачев и продолжает тщательно осматривать корабль с носа до кормы, заглядывает за борт, убе­ ждается нет ли поломок на лег­ ком корпусе, не обледенела ли палуба. Внимательный взгляд командира останавливается на радиоантенне. Ей грозит обрыв от тяжести намерзающего льда. Оба вахтенных командира, старый и новый, принимают срочные меры. На мостик вызывается младший сообщила о шторме. Необходимо было выйти в море, так как сто­ янка во время шторма в гавани была небезопасна. Корабль вышел в море и лежал в дрейфе в течение 12 часов. Норд-вестовый ветер достигал 10— 11 баллов. Несмот­ ря на снежные заряды, ночь, от­ сутствие видимости, штурман т. Тъейшерский неплохо справился со своей задачей. Чувствуя серь­ езную ответственность за свой корабль, хорошо зная его манев­ ренность, критически оценивая все факторы, т. Тъейшерский при­ нял правильные решения и тем самым обеспечил кораблю сохра­ нение боеготовности. Материаль­ ная часть штурманских приборов работала также отлично. Сперпст т. Анохин в течение всего похода бдительно нес вахту и вниматель­ но следил за своими приборами. Но был здесь и другой случай. Кораблю нужно было войти в ба­ зу . узким проходом, окруженным подводными рифами. Видимость ничтожная, сильный ветер, пур­ га. Придя в точку, штурман т. Тъейшерский подал команду: «Ле­ во руля, курс 185 градусов». Ру­ левой не расслышал приказания, не повторил «его и продолжал ■ ве­ сти корабль прежним: курсом. Только благодаря счастливой слу­ чайности кораблю удалось избе­ жать неприятного «сюрприза». Этот случай произошел лишь только потому, что т. Тъейшер­ ский, отдав приказание, не потре­ бовал от вахтенного репетования. Четкий командирский язык, постоянный контроль за дейст­ вием людей и приборов в особен­ ности в походе— требования, о которых никогда и нигде не дол­ жен забывать штурман. Следует в связи с этим при­ вести еще один случай, показы­ вающий, к каким неприятным командир радистов т. Ященков, который вместе со сдающим вахту рулевым т. Суворовым обивают лед. Приемка закончена. Все дан­ ные, курс, местонахождение ко­ рабля заносятся в вахтенный журнал. После доклада командиру ко­ рабля о приемке вахты лейтенант т. Носачев приступил к исполне­ нию обязанностей. — Слева, на курсовом 45 гра­ дусов — земля, — докладывает сигнальщик т. Фоменко. Вахтенный командир, заметив­ ший берег раньше доклада, еще раз убеждается в правильности своих наблюдений и сообщает о положении командиру корабля. — Итти прежним курсом — таков приказ. Вахтенный коман­ дир т. Носачев усиливает наблю­ дение. Через 15 минут внезапно нале­ тел сильный снежный заряд. Ви­ димость исчезла, снег слепит гла­ за, но вахта действует четко. — Самый малый, — передает­ ся команда с мостика, корабль осторожно пробивается сквозь ту­ ман. На мостике — напряжение, все тщательно прислушиваются к шуму моря. Быстро, как налетел, так же и последствиям может привести от­ сутствие контроля. Корабли сле­ довали в тумане уступом. На флагмане находился старший штурман т. Вальтер и исполняю­ щий обязанности штурмана т. Иванов. Они поленились сделать сличение работы гиро-компаса с магнитным компасом, ведя ко­ рабль по показаниям гиро-компа­ са, который вышел из меридиана. Штурман идущего сзади корабля немедленно доложил вахтенному командиру, что флагман имеет от­ клонение от курса. Тов. Дмитриев небрежно взглянул на карту и самоуспокоение ответил, что впе­ реди, мол, идет флагман и у не­ го не может быть ошибки. Через некоторое время на флагманском корабле сами заме­ тили опасность и легли на нуж­ ный курс. Серьезное происшест­ вие было предотвращено благода­ ря бдительности сигнальщиков. Когда Дмитриева спросили, почему он не принял никаких мер по до­ кладу штурмана, т. Дмитриев вместо признания своей ошибки пытался оправдать свои поступок явно неубедительными доводами. Сейчас особенно настойчиво нужно взяться за подготовку штурманов и за глубокое овладе­ ние всем корабельным командным составом: искусством кораблевож­ дения. Особое внимание следует обратить на изучение театра, сде­ лать зарисовки характерных при­ метных мысов побережья и при входах в бухты, систематически проводить походы с длительным отрывом от берега. Штурманы растущего Северного флота обязаны по-большевистски организовать свою учебу, не­ устанно совершенствовать свое сложное искусство и выучку. В. Токарев. прошел снежный заряд. Корабль снова идет полным ходом, его умело ведет вахтенный командир коммунист т. Носачев. Его инте­ ресует, в каком состоянии нахо­ дятся трюмы по отсекам, задрае­ ны ли переборки. Он дает прика­ зание дежурному по низам тов. Инюткину проверить это. — Справа, на курсовом 30 градусов, на расстоянии 45 ка­ бельтовых — мачты рыболовных траулеров, — докладывает сиг­ нальщик. Четкий доклад о замеченном на море передается вахтенным коман­ диром вниз, на мостик поднима­ ются командир и комиссар. Чтобы сохранить скрытность плавания, командир корабля от­ дает приказание: — ложиться на обратный курс. Держать на румбе 45 градусов. Средний ход. Коммунист т. Носачев постоян­ но заботится о боеготовности своего корабля и сейчас, при не­ сении вахты, он интересуется, как несется вахта у боевого ору­ жия. Острые его глаза ни на одну минуту не отрываются от темной поверхности моря, он бдительно песет службу, потому что его вниманию и заботам вверена сей­ час боевая жизнь корабля. А. Кругликов. » В помощь групповоду политзанятий „Рациональное зерно” философии Гегеля «Рациональное зерно» в уче- I нин немецкого философа Гегеля J (1770— 1831) заключается в том, что он, в противовес господ­ ствовавшему тогда в науке ме­ тафизическому7 мировоззрению, показал, что диалектика являет­ ся основой «всякого движения, всякой жизни и всякой деятель­ ности в действительности. Диа­ лектическое есть также душа всякого истинно научного позпа- ння» (Гегелй, Соч., т. I, стр. 135). Учение Гегеля о диалектике явилось величайшим завоеванием и шагом вперед в развитии иа- учной мысли. В ней н заклю­ чается рациональное зерно фило­ софии. Но гегелевская диалекти­ ка была идеалистической, ибо там речь шла пе о развитии ма­ териального мира, а о развитии духа, разума. По Гегелю, не за­ коны диалектического развития природы отражаются в сознании, а разум диктует свои законы природе. У Гегеля мир был по­ ставлен вверх ногами, и его диа­ лектика скорее была не доказа­ тельством об’ективных закономер­ ностей мира, а гениальной догад­ кой. Маркс и Энгельс, разработав„Основное зерно“ философии Людвиг Фейербах (1804 — 1872) — один из крупнейших философов-материалистов Герма­ нии. В противовес Гегелю, вы­ двигавшему «абсолютный дух» в качестве основы и творца всего существующего, а природу как простое «обнаружение» духа, Фейербах учил, что первичным является не дух, а природа, ма­ терия, частью которой является и сам человек. Сознание же, мышление, идея, дух, есть вто­ ричное и не что иное, как про­ дукт, свойство материального ми­ ра, порождаемое человеческим мозгом. Фейербах материалистически решил основной вопрос филосо­ фии об отношении мышления к бытию. И в этом заключается «основное зерно» материализма Фейербаха. Но материализм Фейербаха был метафизическим, созерцательным материализмом, а в об’яснении общественной истории Фейербах был идеалистом. Фейербаху был чужд истори­ ческий взгляд на природу и об­ щество, его материализм оста­ вался метафизическим, исклю­ чающим изменение и развитие, единство и взаимосвязь явлений, предметов материального мира. Фейербах, отбросив диалектику Гегеля, пе смог увидеть в пей «рационального зерпа». Вместе с гегелевской идеалистической си­ стемой Фейербах отбросил и его шие стройную научную систему материалистической диалектики, не могли взять диалектику в том виде, в каком она была у Геге­ ля. «Мой диалектический метод, — говорит Маркс, — не только в корне отличен от гегелевско­ го, по представляет его прямую противоположность». Маркс п Энгельс, взяв рацио­ нальное зерно из диалектики Ге­ геля — учение о всеобщем раз­ витии, — материалистически пе­ реработали его. Они очистили его от идеалистической шелухи, по­ казали, что диалектическое раз­ витие присуще природе и об­ ществу, а сознание, мышление есть лишь .отражение диалектики об’ективного (независимого от на­ шего сознания) материального мира. «Для Гегеля, — писал Маркс, — процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже в самостоятель­ ный суб’ект, есть демиург (тво­ рец) действительного, которое со­ ставляет лишь его внешнее про­ явление. Для меня, н ао б о г^ идеальное есть не,что gsc-e; как материальной,'' пбр^аженное в че­ ловеческую голову и преобразо­ ванное в ней». Фейербаха революционный диалектический метод. Материализм Фейербаха носил созерцательный характер. Чело­ век у него выступает в роли пассивного созерцателя природы. Фейербах не вндел революционно- практической деятельности чело­ века, не понимал того, что чело­ век познает мир в процессе прак­ тики и не только об’ясняет мир,- но и одновременно изменяет его и свою собственную природу. Основой общественной жизни Фейербах считал не материальное производство, а чувство любви человека к человеку, и отноше­ ния, основанные на любви, оп ■считал религиозными. Таким об­ разом, критикуя христианскую религию, он не отбрасывает ре­ лигии вообще, а обожествляет самого человека. Маркс и Энгельс, характери­ зуя свой материализм, ссылают­ ся обычно на Фейербаха как па философа, восстановившего мате­ риализм в его правах, но это не означает, что материализм Маркса — Энгельса, тождественен материализму Фейербаха. «На самом деле Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейерба­ ха его «основпое зерно», развив его дальше в научно-философ­ скую теорию материализма и от­ бросив прочь его идеалистические и релнгпозпо-этические паслое- пия» («Краткий курс истории ВКП(б)», стр. 100). (Из журнала «Политучеба Красноармейца N° 5.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz