Краснофлотец. 1940, март.
2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 27 марта 1940 г., № 70 (553 ) Ш т у р м а н Искусство кораблевождения тре бует. тщательного контроля, постоянной работы корабель- ного штурмана над всеми навига ционными и астрономическими определениями. Умение анализи ровать все вводимые поправки— одно из главнейших условии ра боты штурмана. Гидрографический отдел флота пока еще плохо занимается во просом уточнения карт, на них зачастую отсутствуют отдельные естественные ориентиры, по1кото рым штурман мог бы определять ся навигационпым способом. Во прос изучения морского театра корабельным составом также ос тавляет желать лучшего. Это по лучается потому, что штабы пло хо организуют учебу и недоста точно контролируют ее. Прибывающие на флот молодые командиры подчас не имеют нуж- пых условий для изучения теат ра. Молодым штурманам большую пользу в освоении театра принес ла бы организация специальных походов по изучению входов и выходов в отдельные губы, зали вы и бухты, которые способны служить для укрытия от шторма, а в боевой обстановке могут быть использованы, как маневренные базы. Результаты недооценки учебы штурманов находят свое прямое выражение в практической дея тельности последних. Случай, происшедший с командиром т. Глазовским, показывает это со всей силой. Этот случай — по казатель того, что штурманы; не достаточно контролируют себя, не учатся точно анализировать свои определения о путеисчислении. Однажды мне пришлось при сутствовать во время похода на Н-ском корабле. Метеослужба ВАХТЕННЫЙ КОМАНДИР В ПОХОДЕ За пять минут до заступления на вахту лейтенант т. Носачев вышел на мостик. С ним одновре менно поднялись боцман т. Юдин и сигнальщик т. Фоменко. Прибывшие на смену зорко всматриваются в морскую даль. Лейтенант т. Носачев, взяв би нокль, внимательно осматривает горизонт, потом приступает к приему вахты. — Курс норд, правый дизель работает малым ходом, отдраена шахта батарейной и судовой вен тиляции, забортные отверстия и переборки задраены, — доклады вает сдающий вахту т. Сухору- ченко. Одновременно знакомятся со своими обязанностями в новых условиях и принимают вахту боцман т. Юдин и сигнальщик т. Фоменко. Оба докладывают. — Добро,— отвечает им т. Но сачев и продолжает тщательно осматривать корабль с носа до кормы, заглядывает за борт, убе ждается нет ли поломок на лег ком корпусе, не обледенела ли палуба. Внимательный взгляд командира останавливается на радиоантенне. Ей грозит обрыв от тяжести намерзающего льда. Оба вахтенных командира, старый и новый, принимают срочные меры. На мостик вызывается младший сообщила о шторме. Необходимо было выйти в море, так как сто янка во время шторма в гавани была небезопасна. Корабль вышел в море и лежал в дрейфе в течение 12 часов. Норд-вестовый ветер достигал 10— 11 баллов. Несмот ря на снежные заряды, ночь, от сутствие видимости, штурман т. Тъейшерский неплохо справился со своей задачей. Чувствуя серь езную ответственность за свой корабль, хорошо зная его манев ренность, критически оценивая все факторы, т. Тъейшерский при нял правильные решения и тем самым обеспечил кораблю сохра нение боеготовности. Материаль ная часть штурманских приборов работала также отлично. Сперпст т. Анохин в течение всего похода бдительно нес вахту и вниматель но следил за своими приборами. Но был здесь и другой случай. Кораблю нужно было войти в ба зу . узким проходом, окруженным подводными рифами. Видимость ничтожная, сильный ветер, пур га. Придя в точку, штурман т. Тъейшерский подал команду: «Ле во руля, курс 185 градусов». Ру левой не расслышал приказания, не повторил «его и продолжал ■ ве сти корабль прежним: курсом. Только благодаря счастливой слу чайности кораблю удалось избе жать неприятного «сюрприза». Этот случай произошел лишь только потому, что т. Тъейшер ский, отдав приказание, не потре бовал от вахтенного репетования. Четкий командирский язык, постоянный контроль за дейст вием людей и приборов в особен ности в походе— требования, о которых никогда и нигде не дол жен забывать штурман. Следует в связи с этим при вести еще один случай, показы вающий, к каким неприятным командир радистов т. Ященков, который вместе со сдающим вахту рулевым т. Суворовым обивают лед. Приемка закончена. Все дан ные, курс, местонахождение ко рабля заносятся в вахтенный журнал. После доклада командиру ко рабля о приемке вахты лейтенант т. Носачев приступил к исполне нию обязанностей. — Слева, на курсовом 45 гра дусов — земля, — докладывает сигнальщик т. Фоменко. Вахтенный командир, заметив ший берег раньше доклада, еще раз убеждается в правильности своих наблюдений и сообщает о положении командиру корабля. — Итти прежним курсом — таков приказ. Вахтенный коман дир т. Носачев усиливает наблю дение. Через 15 минут внезапно нале тел сильный снежный заряд. Ви димость исчезла, снег слепит гла за, но вахта действует четко. — Самый малый, — передает ся команда с мостика, корабль осторожно пробивается сквозь ту ман. На мостике — напряжение, все тщательно прислушиваются к шуму моря. Быстро, как налетел, так же и последствиям может привести от сутствие контроля. Корабли сле довали в тумане уступом. На флагмане находился старший штурман т. Вальтер и исполняю щий обязанности штурмана т. Иванов. Они поленились сделать сличение работы гиро-компаса с магнитным компасом, ведя ко рабль по показаниям гиро-компа са, который вышел из меридиана. Штурман идущего сзади корабля немедленно доложил вахтенному командиру, что флагман имеет от клонение от курса. Тов. Дмитриев небрежно взглянул на карту и самоуспокоение ответил, что впе реди, мол, идет флагман и у не го не может быть ошибки. Через некоторое время на флагманском корабле сами заме тили опасность и легли на нуж ный курс. Серьезное происшест вие было предотвращено благода ря бдительности сигнальщиков. Когда Дмитриева спросили, почему он не принял никаких мер по до кладу штурмана, т. Дмитриев вместо признания своей ошибки пытался оправдать свои поступок явно неубедительными доводами. Сейчас особенно настойчиво нужно взяться за подготовку штурманов и за глубокое овладе ние всем корабельным командным составом: искусством кораблевож дения. Особое внимание следует обратить на изучение театра, сде лать зарисовки характерных при метных мысов побережья и при входах в бухты, систематически проводить походы с длительным отрывом от берега. Штурманы растущего Северного флота обязаны по-большевистски организовать свою учебу, не устанно совершенствовать свое сложное искусство и выучку. В. Токарев. прошел снежный заряд. Корабль снова идет полным ходом, его умело ведет вахтенный командир коммунист т. Носачев. Его инте ресует, в каком состоянии нахо дятся трюмы по отсекам, задрае ны ли переборки. Он дает прика зание дежурному по низам тов. Инюткину проверить это. — Справа, на курсовом 30 градусов, на расстоянии 45 ка бельтовых — мачты рыболовных траулеров, — докладывает сиг нальщик. Четкий доклад о замеченном на море передается вахтенным коман диром вниз, на мостик поднима ются командир и комиссар. Чтобы сохранить скрытность плавания, командир корабля от дает приказание: — ложиться на обратный курс. Держать на румбе 45 градусов. Средний ход. Коммунист т. Носачев постоян но заботится о боеготовности своего корабля и сейчас, при не сении вахты, он интересуется, как несется вахта у боевого ору жия. Острые его глаза ни на одну минуту не отрываются от темной поверхности моря, он бдительно песет службу, потому что его вниманию и заботам вверена сей час боевая жизнь корабля. А. Кругликов. » В помощь групповоду политзанятий „Рациональное зерно” философии Гегеля «Рациональное зерно» в уче- I нин немецкого философа Гегеля J (1770— 1831) заключается в том, что он, в противовес господ ствовавшему тогда в науке ме тафизическому7 мировоззрению, показал, что диалектика являет ся основой «всякого движения, всякой жизни и всякой деятель ности в действительности. Диа лектическое есть также душа всякого истинно научного позпа- ння» (Гегелй, Соч., т. I, стр. 135). Учение Гегеля о диалектике явилось величайшим завоеванием и шагом вперед в развитии иа- учной мысли. В ней н заклю чается рациональное зерно фило софии. Но гегелевская диалекти ка была идеалистической, ибо там речь шла пе о развитии ма териального мира, а о развитии духа, разума. По Гегелю, не за коны диалектического развития природы отражаются в сознании, а разум диктует свои законы природе. У Гегеля мир был по ставлен вверх ногами, и его диа лектика скорее была не доказа тельством об’ективных закономер ностей мира, а гениальной догад кой. Маркс и Энгельс, разработав„Основное зерно“ философии Людвиг Фейербах (1804 — 1872) — один из крупнейших философов-материалистов Герма нии. В противовес Гегелю, вы двигавшему «абсолютный дух» в качестве основы и творца всего существующего, а природу как простое «обнаружение» духа, Фейербах учил, что первичным является не дух, а природа, ма терия, частью которой является и сам человек. Сознание же, мышление, идея, дух, есть вто ричное и не что иное, как про дукт, свойство материального ми ра, порождаемое человеческим мозгом. Фейербах материалистически решил основной вопрос филосо фии об отношении мышления к бытию. И в этом заключается «основное зерно» материализма Фейербаха. Но материализм Фейербаха был метафизическим, созерцательным материализмом, а в об’яснении общественной истории Фейербах был идеалистом. Фейербаху был чужд истори ческий взгляд на природу и об щество, его материализм оста вался метафизическим, исклю чающим изменение и развитие, единство и взаимосвязь явлений, предметов материального мира. Фейербах, отбросив диалектику Гегеля, пе смог увидеть в пей «рационального зерпа». Вместе с гегелевской идеалистической си стемой Фейербах отбросил и его шие стройную научную систему материалистической диалектики, не могли взять диалектику в том виде, в каком она была у Геге ля. «Мой диалектический метод, — говорит Маркс, — не только в корне отличен от гегелевско го, по представляет его прямую противоположность». Маркс п Энгельс, взяв рацио нальное зерно из диалектики Ге геля — учение о всеобщем раз витии, — материалистически пе реработали его. Они очистили его от идеалистической шелухи, по казали, что диалектическое раз витие присуще природе и об ществу, а сознание, мышление есть лишь .отражение диалектики об’ективного (независимого от на шего сознания) материального мира. «Для Гегеля, — писал Маркс, — процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже в самостоятель ный суб’ект, есть демиург (тво рец) действительного, которое со ставляет лишь его внешнее про явление. Для меня, н ао б о г^ идеальное есть не,что gsc-e; как материальной,'' пбр^аженное в че ловеческую голову и преобразо ванное в ней». Фейербаха революционный диалектический метод. Материализм Фейербаха носил созерцательный характер. Чело век у него выступает в роли пассивного созерцателя природы. Фейербах не вндел революционно- практической деятельности чело века, не понимал того, что чело век познает мир в процессе прак тики и не только об’ясняет мир,- но и одновременно изменяет его и свою собственную природу. Основой общественной жизни Фейербах считал не материальное производство, а чувство любви человека к человеку, и отноше ния, основанные на любви, оп ■считал религиозными. Таким об разом, критикуя христианскую религию, он не отбрасывает ре лигии вообще, а обожествляет самого человека. Маркс и Энгельс, характери зуя свой материализм, ссылают ся обычно на Фейербаха как па философа, восстановившего мате риализм в его правах, но это не означает, что материализм Маркса — Энгельса, тождественен материализму Фейербаха. «На самом деле Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейерба ха его «основпое зерно», развив его дальше в научно-философ скую теорию материализма и от бросив прочь его идеалистические и релнгпозпо-этические паслое- пия» («Краткий курс истории ВКП(б)», стр. 100). (Из журнала «Политучеба Красноармейца N° 5.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz