Краснофлотец. 1940, март.
23 марта 1940 г., № 67 (550) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 >"»*Л6Л«Л БОЦМАН К О Р А Б Л Я На верхней палубе группа краснофлотцев. Они окружили тесным кольцом говорливого, проворного человека в формен ном кителе. Это боцман, с ним его ученики, идет очеред н о е занятие по рангоуту. Боцман рассказывает о ко рабле легко и свободно, точно •читает свою собственную био графию, запечатленную па- 'яятыо во всех мельчайших подробностях. Собственно ста рому боцману трудно оторвать «вою жизнь от широких мор ских просторов. Она прощла на кораблях и каждый ее штрих, все прожитые годы пропитаны соленым дыханием моря. Море приучило его уважать добротную работу, порядок, чи стоту. Оно было хорошим тре нером волн, научило боцмана быстро соображать и молние носно действовать. — Море не любит растяп и .лентяев,— говаривал он. Эту ■простую четкую мысль сфор мулировала жизнь, бесчислен ные походы в Атлантику, Бал тийское . Северное, Баренцово моря. Простой пересказ темы н е удовлетворяет боцмана, он хочет, чтобы его ученики ви дели формулу в действии, зна ли каким движением, каким 'напряжением мускулов ре ш ается задача. Неожиданно боцман преры вает свой рассказ и ловким быстрым движением подходит к мачте. Еще миг, и седой учи тель быстро взбегает по ван там . Ученики завидуют его ловким движениям, юношеской •стремительности. В кругу краснофлотцев по явля е тся командир корабля. Он ж дет когда боцман спустится вниз. Тот молодым сильным броском становится на палубу я отдает короткий рапорт о занятии . — Опять вы, товарищ Ле вичев, с чайками состязаетесь! — Укоризненно говорит коман дир. — Показываю, товарищ командир, как нужно действо вать , — весело отвечает тот. — В ваши годы по вантам лазать не рекомендуется. — В уставе этого не сказа но, — сквозь улыбку отвечает боцман. — Устав уставом, а годы го дами. Прошу Вас не злоупот реблять своими силами,— оте чески замечает командир. — Беспокойный человек, — говорит о лем командир. — Где бы только не потребова лась пара рук—Левичев пер вый сунет свои. Иной раз смот ришь и дивишься, откуда у него т а к а я неукротимая рев ность к работе! «Я, — говорит боцман, — хозяин корабля, а хозяин везде должен быть первым». Поди вот поговори с ним... За то, если Левичев пригото вил корабль к походу, дума ме ня не гложет. Уверен за него, как сам за себя». В один из декабрьских дней корабль вьгшел в море. Оно лежало безмятежное и ровное, словно зел еная бес крайная степь. Но старого боц мана, знавш его хитрую повад ку моря, трудно было обма нуть. — Крутой у моря характер, капризный!— сказал он,— и по шел проверять крепления. Шторм налетел неожиданно. Засвистел ветер в снастях, по чернела вода, небо слилось с поверхностью воды. Около су ток зл ая стихия трепала ко рабль, но когда он вернулся в базу, все то, к чему имел отно шение боцман, все предметы, крепленные его рукой, стояли на своих местах. Был этой суровой зимой еще одни примечательный случай. Корабль выполнял задание. С самого начала похода погода не баловала моряков. Ветер все усиливался и усиливался. Стрелка кренометра металась по циферблату. Корабль ложил ся до 45 градусов. Удары моря были т а к сильны, что в трю ме сорвался и «зашалил»' один механизм. — В чем дело? Неужели Ле вичев плохо закрепил ме ханизм? Не может этого быть! — Сказал командир. Он был прав. Когда они вме сте с Левичевым и его краснофлотцами спустились в трюм, то увидели, что ж елез ный рым, в дюйм толщиной, за который был закреплен меха низм, разогнулся. Железная полоса, на которой он стоял, была вырвана, но тросы, заве денные рукой боцмана, были на своем м е с т е . ' Через несколько минут «беспокойный пассажир» был водворен па место и до конца похода стоял там точно влитый. — Работяга у нас боцман,— говорит о Левичеве комиссар. — Специалист отменный, дело свое знает к ак хороший сигнальщик азбуку Морзе, —добавляет командир. Они правы. Этот человек, с седыми висками полон моло дой неукротимой энергии. Хо зяйствуя в своем обширном за- ведывании, ратуя з а порядок и чистоту, он хочет, чтобы лю ди любили корабль, на-зубок знали морское дело, уме ли потягаться с любой стихией. •Между службой и делами он сумел организовать подготовку боцманов. В его -«школе» око ло двух десятков «курсантов», которых он обучает с любовью молодого педагога и настойчи востью старого моряка. Его питомцы изучили шлюпку, рангоуты и такелаж , могут во оружать стрелы. Краснофлотцы тт . Гопченко, Гоценко, Горба чев обещают быть отличными приемниками своего учителя. — Хорошее дело затеяли ,— сказали как-то Левичеву о его «школе»... — Цыплят по осени счи тают,—улыбнулся он и рысцой побежал на палубу, где шел аврал. Через минуту мы услы шали его зычный голос, под бадривающий бойцов: — А ну, родные... Ну, орлы, нажмите...— И затем уже более нетерпеливый возглас: — Да не так! Дайте-ка я сам... Гля дите к ак нужно делать... Командованием корабля Ми хаил Прокофьевич Левичев представлен к награждению значком «Отличник Военно- Морского Флота». Труженик моря достоин этой награды. Он заслужил ее безупречной службой, любовью к морю, ко торому он посвятил свою жизнь. Л. П олярны й . *.'*■* t AX.WUK Старшина обучает бойцов В школе шла напряженная (уче ба. Краснофлотец Николай Эскин часами просиживал над учебни ками,, постигая «'Секреты» артил лерийского дела. Молодому, ини циативному краснофлотцу хоте лось увязать теоретические зна ния с практикой. Случай скоро представился. На заводе изготов лялись орудия новой марки. Командование решило для уча щихся внести практическую уче бу непосредственно в цехах. С большим желанием включался в эту учебу т. Эскин. — Я получил возможность из учить орудие до мельчайших де талей и это дало мне огромную помощь в дальнейшей учебе. —Уже в то ,время я хорошо оавоил сборку и разборку орудия, — говорит т. Эскин. Прошло 2 года. За это время т. Эскин стал старшиной артилле ристов, но он неустанно совер шенствует свои знания, усиленно занимается по теории артиллерий ской стрельбы. 'Командование Н-ского корабля поставило перед ним задачу под готовить из группы молодых краснофлотцев полноценных спе циалистов-комендоров. Обстановка была военная, корабль выполнял 'боевые задания, но старшина т. Эскин сумел сочетать несение службы с обучением бойцов. Учеба начиналась с утра. В кубриках развешивались чертежи. По ним т. Эскин с тщательной последовательностью об’яснял бу дущим комендорам устройство орудия. Хорошо он использовал для этого написанные простым и конкретным языком описания. Они помогали краснофлотцам быстрее и глубже освоить мате риальную часть. Занятия продол- 5ка«лксь fy орудии. В результате хорошо органи зованной учебы уже в первые дни комсомольцы тт. Алимов и Зайкин показали высокие успе хи в овладении техникой. Моло дой наводчик т. Алимов перевы полнил нормативы по наводке на несколько процентов. Было назначено тренировочное учение. Старшина т. Эскин н а - : правляется к первому орудию.j Расчетом командует молодой1 младший командир т. Васильев.; Тов. Эскин наблюдает как комен доры действуют у механизмов и репетуют приказания. — Осечка! — командует стар шина. Как и в прошлый раз, ,не выждав положенного для выст рела времени, т. Васильев схва тил рукоятку и открыл затвор. Ошибку он старается поправить, но уже поздно. Тренировка пре кращается. Старшина говорит об ответственности этого момента при .боевых стрельбах. — Для того, чтобы предупре дить 'Несчастный случай, прежде чем открыть затвор, — говорит он,— выждите положенное время. Тренировка продолжается. 'Старшина замечает, что младший командир слабо следит за откатом и накатом орудия. Минута оста новки, снова, терпеливое об’ясне- яие и 'Снова тренировка. 'Старшина проходит к группе командира орудия комсомольца т. Головкова. Убеждается в отлич ном репетованни команд, в чет кости действий бойцов. Он решает проверить как личный состав го товит орудие к бою. (Вез лишних движений, точно по инструкции, боевой расчет, выполнив норматив, изготовил орудие к бою. Более строг старшина к млад шему командиру т. Белоиожкину. •Последний еще недостаточно серьезно относится к своему бое вому посту, не следит за чисто той. Не раз старшина замечал на щите, на наклонном вале следы грязи, а поэтому подходил к это му командиру с повышенной тре бовательностью. Молодые бойцы тг. Зайкин, Добрынин, Алимов и другие до прихода на корабль совершенно не знали артиллерийской техни ки. Теперь они стали специали стами, хорошо усвоили матери альную часть орудия, правила стрельбы, ознакомились с обору дованием погребов. Их первым руководителем в боевой учебе был старшина т. Эскин. Свои знания, полученные за ■короткий период боевой учебы, молодые комендоры на-днях при менили на практике. Они впер вые производили стрельбы в от крытом море. Ученики старшины т. Эскина первую задачу выпол нили успешно. 0. Александров. ВОСПИТАТЕЛЬ КРАСНОФЛОТЦЕВ Молодой краснофлотец т. Ша хов впервые готовился к выпол нению задания по заливке элект ролитом аккумуляторной батареи. Робкими и неуверенными были его движения. Он спешил и до пустил одну за другой две гру бые ошибки. Старшина т. Шевцов, которо му уже много пришлось порабо тать с бойцами, пристально на блюдал за действиями молодого электрика. — Пусть поработает, сам по пытается разобраться в ошибках, —думал старшина, но наблюде ния за действиями бойца не пре кращал. Дело у т. Шахова не- продвпгалось. Как и всегда в та ких случаях, старшина т. Шев цов пришел бойцу па помощь и показал как нужно выйти из затруднительного положения. — Никогда нельзя допускать суетливость и ненужную поспеш ность, если вы только начинае те овладевать делом. .Действуйте спокойно и четко, будьте хладно кровным. Быстрота достигается умением, тренировкой — учил своего подчиненного старшина. Он тут же продемонстрировал как нужно начинать заливку аккуму ляторной батареи, предупредил, что неправильные действия мо гут привести к плохим послед ствиям. Заставил бойца надеть резиновые сапоги, не становиться при заливке па крышку, а ис пользовать для этой цели спе циальную шину с резиновой про кладкой. Осторожней обращаться с кислотой. Несколько раз т. Шахов прак тически повторял операцию но заливке батареи. .Старшина тер пеливо тренировал его до тех пор, пока тот хороню не освоился с этим делом. Чтобы подготовить из молодого бойца полноценного специалиста, старшина систематически прово дил практические занятия. В ре зультате этого т. Шахов за несколько месяцев хорошо из учил свое заведывание. Ha-днях т. Шевцов решил еще раз проэкзаменовать своего ученика. Он спросил его о кана лизации тока вертикального ру ля. Умело и уверенно т. Шахов вскрыл переключатель, практиче ски продемонстрировал переклю чение и токоирохождение. На все заданные старшиной вопросы он ответил хорошо. Учеников у старшины т. Шев цова - немало. Под его непосред ственным наблюдением стал от личным специалистом т. Трофи менко. •С этим бойцом старшине осо бенно много пришлось поработать. В первые дии службы па кораб ле т. Трофименко очень смущал ся обилием незнакомой для него техники, все ему казалось чрез вычайно сложным, запутанный и даже заявил, что ему не под силу овладеть всем этим хозяйством. Тов. Шевцов задался целью умело подойти к бойцу, сделать его смелым, отважным моряком, хорошим специалистом. Для этого надо привить бойцу уверенность в своих силах и старшина начал евюю кропотливую воспитатель ную работу; предоставил красно флотцу больше самостоятельности в решении трудных задал, под бадривая его, учил личным при мером. При протирке вентиляционной трубы т. Трофименко по неосто рожности уронил ветошь. Это гро зило 'большой неприятностью. Старшина приказал немедленно удалить из трубы посторонний предмет, однако дело явно не оеилось. Этот факт старшина хорошо использовал, заставив 'бойца прочувствовать ответствен ность за свои механизмы. Одно временно он научил его как надо быстро выходить из таких за труднительных положений. Пе разбирая магистрали, он задраил шахты и пустил на полную мощ ность 'противоположный вентиля тор. Сильной струей воздуха ве тошь была выброшена из трубы. Изо дня в день помогал моло дому бойцу старшина. С каждым днем т. Трофименко заметно ста новился более активным и ини циативным бойцом, приобретал знания и навыки, а с ними и уверенность в своих силах. Он стал отличным знатоком своего дела, добился отличного содержа ния механизмов. Яа-днях па проверке знаний по устройству корабля и специ альности т. Трофименко получил отличную оценку. Не менее существенную по мощь старшина т. Шевцов оказал краснофлотцу т. Федорюк. Помог ему уточнить знание по устрой ству корабля, его данных, хоро шо усвоить канализацию тока, 'изучить главпую станцию, ма шинный телеграф. Так заботливо я любовно вы ращивает и воспитывает новых специалистов старшина т. Шев цов. , А. Кругликов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz