Краснофлотец. 1940, март.

23 марта 1940 г., № 67 (550) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 >"»*Л6Л«Л БОЦМАН К О Р А Б Л Я На верхней палубе группа краснофлотцев. Они окружили тесным кольцом говорливого, проворного человека в формен­ ном кителе. Это боцман, с ним его ученики, идет очеред­ н о е занятие по рангоуту. Боцман рассказывает о ко­ рабле легко и свободно, точно •читает свою собственную био­ графию, запечатленную па- 'яятыо во всех мельчайших подробностях. Собственно ста ­ рому боцману трудно оторвать «вою жизнь от широких мор­ ских просторов. Она прощла на кораблях и каждый ее штрих, все прожитые годы пропитаны соленым дыханием моря. Море приучило его уважать добротную работу, порядок, чи­ стоту. Оно было хорошим тре­ нером волн, научило боцмана быстро соображать и молние­ носно действовать. — Море не любит растяп и .лентяев,— говаривал он. Эту ■простую четкую мысль сфор­ мулировала жизнь, бесчислен­ ные походы в Атлантику, Бал­ тийское . Северное, Баренцово моря. Простой пересказ темы н е удовлетворяет боцмана, он хочет, чтобы его ученики ви­ дели формулу в действии, зна­ ли каким движением, каким 'напряжением мускулов ре­ ш ается задача. Неожиданно боцман преры­ вает свой рассказ и ловким быстрым движением подходит к мачте. Еще миг, и седой учи­ тель быстро взбегает по ван­ там . Ученики завидуют его ловким движениям, юношеской •стремительности. В кругу краснофлотцев по­ явля е тся командир корабля. Он ж дет когда боцман спустится вниз. Тот молодым сильным броском становится на палубу я отдает короткий рапорт о занятии . — Опять вы, товарищ Ле­ вичев, с чайками состязаетесь! — Укоризненно говорит коман­ дир. — Показываю, товарищ командир, как нужно действо­ вать , — весело отвечает тот. — В ваши годы по вантам лазать не рекомендуется. — В уставе этого не сказа ­ но, — сквозь улыбку отвечает боцман. — Устав уставом, а годы го­ дами. Прошу Вас не злоупот­ реблять своими силами,— оте­ чески замечает командир. — Беспокойный человек, — говорит о лем командир. — Где бы только не потребова­ лась пара рук—Левичев пер­ вый сунет свои. Иной раз смот­ ришь и дивишься, откуда у него т а к а я неукротимая рев­ ность к работе! «Я, — говорит боцман, — хозяин корабля, а хозяин везде должен быть первым». Поди вот поговори с ним... За то, если Левичев пригото­ вил корабль к походу, дума ме­ ня не гложет. Уверен за него, как сам за себя». В один из декабрьских дней корабль вьгшел в море. Оно лежало безмятежное и ровное, словно зел еная бес­ крайная степь. Но старого боц­ мана, знавш его хитрую повад­ ку моря, трудно было обма­ нуть. — Крутой у моря характер, капризный!— сказал он,— и по­ шел проверять крепления. Шторм налетел неожиданно. Засвистел ветер в снастях, по­ чернела вода, небо слилось с поверхностью воды. Около су­ ток зл ая стихия трепала ко­ рабль, но когда он вернулся в базу, все то, к чему имел отно­ шение боцман, все предметы, крепленные его рукой, стояли на своих местах. Был этой суровой зимой еще одни примечательный случай. Корабль выполнял задание. С самого начала похода погода не баловала моряков. Ветер все усиливался и усиливался. Стрелка кренометра металась по циферблату. Корабль ложил­ ся до 45 градусов. Удары моря были т а к сильны, что в трю­ ме сорвался и «зашалил»' один механизм. — В чем дело? Неужели Ле­ вичев плохо закрепил ме­ ханизм? Не может этого быть! — Сказал командир. Он был прав. Когда они вме­ сте с Левичевым и его краснофлотцами спустились в трюм, то увидели, что ж елез­ ный рым, в дюйм толщиной, за который был закреплен меха­ низм, разогнулся. Железная полоса, на которой он стоял, была вырвана, но тросы, заве­ денные рукой боцмана, были на своем м е с т е . ' Через несколько минут «беспокойный пассажир» был водворен па место и до конца похода стоял там точно влитый. — Работяга у нас боцман,— говорит о Левичеве комиссар. — Специалист отменный, дело свое знает к ак хороший сигнальщик азбуку Морзе, —добавляет командир. Они правы. Этот человек, с седыми висками полон моло­ дой неукротимой энергии. Хо­ зяйствуя в своем обширном за- ведывании, ратуя з а порядок и чистоту, он хочет, чтобы лю­ ди любили корабль, на-зубок знали морское дело, уме­ ли потягаться с любой стихией. •Между службой и делами он сумел организовать подготовку боцманов. В его -«школе» око­ ло двух десятков «курсантов», которых он обучает с любовью молодого педагога и настойчи­ востью старого моряка. Его питомцы изучили шлюпку, рангоуты и такелаж , могут во­ оружать стрелы. Краснофлотцы тт . Гопченко, Гоценко, Горба­ чев обещают быть отличными приемниками своего учителя. — Хорошее дело затеяли ,— сказали как-то Левичеву о его «школе»... — Цыплят по осени счи­ тают,—улыбнулся он и рысцой побежал на палубу, где шел аврал. Через минуту мы услы­ шали его зычный голос, под­ бадривающий бойцов: — А ну, родные... Ну, орлы, нажмите...— И затем уже более нетерпеливый возглас: — Да не так! Дайте-ка я сам... Гля­ дите к ак нужно делать... Командованием корабля Ми­ хаил Прокофьевич Левичев представлен к награждению значком «Отличник Военно- Морского Флота». Труженик моря достоин этой награды. Он заслужил ее безупречной службой, любовью к морю, ко­ торому он посвятил свою жизнь. Л. П олярны й . *.'*■* t AX.WUK Старшина обучает бойцов В школе шла напряженная (уче­ ба. Краснофлотец Николай Эскин часами просиживал над учебни­ ками,, постигая «'Секреты» артил­ лерийского дела. Молодому, ини­ циативному краснофлотцу хоте­ лось увязать теоретические зна­ ния с практикой. Случай скоро представился. На заводе изготов­ лялись орудия новой марки. Командование решило для уча­ щихся внести практическую уче­ бу непосредственно в цехах. С большим желанием включался в эту учебу т. Эскин. — Я получил возможность из­ учить орудие до мельчайших де­ талей и это дало мне огромную помощь в дальнейшей учебе. —Уже в то ,время я хорошо оавоил сборку и разборку орудия, — говорит т. Эскин. Прошло 2 года. За это время т. Эскин стал старшиной артилле­ ристов, но он неустанно совер­ шенствует свои знания, усиленно занимается по теории артиллерий­ ской стрельбы. 'Командование Н-ского корабля поставило перед ним задачу под­ готовить из группы молодых краснофлотцев полноценных спе­ циалистов-комендоров. Обстановка была военная, корабль выполнял 'боевые задания, но старшина т. Эскин сумел сочетать несение службы с обучением бойцов. Учеба начиналась с утра. В кубриках развешивались чертежи. По ним т. Эскин с тщательной последовательностью об’яснял бу­ дущим комендорам устройство орудия. Хорошо он использовал для этого написанные простым и конкретным языком описания. Они помогали краснофлотцам быстрее и глубже освоить мате­ риальную часть. Занятия продол- 5ка«лксь fy орудии. В результате хорошо органи­ зованной учебы уже в первые дни комсомольцы тт. Алимов и Зайкин показали высокие успе­ хи в овладении техникой. Моло­ дой наводчик т. Алимов перевы­ полнил нормативы по наводке на несколько процентов. Было назначено тренировочное учение. Старшина т. Эскин н а - : правляется к первому орудию.j Расчетом командует молодой1 младший командир т. Васильев.; Тов. Эскин наблюдает как комен­ доры действуют у механизмов и репетуют приказания. — Осечка! — командует стар­ шина. Как и в прошлый раз, ,не выждав положенного для выст­ рела времени, т. Васильев схва­ тил рукоятку и открыл затвор. Ошибку он старается поправить, но уже поздно. Тренировка пре­ кращается. Старшина говорит об ответственности этого момента при .боевых стрельбах. — Для того, чтобы предупре­ дить 'Несчастный случай, прежде чем открыть затвор, — говорит он,— выждите положенное время. Тренировка продолжается. 'Старшина замечает, что младший командир слабо следит за откатом и накатом орудия. Минута оста­ новки, снова, терпеливое об’ясне- яие и 'Снова тренировка. 'Старшина проходит к группе командира орудия комсомольца т. Головкова. Убеждается в отлич­ ном репетованни команд, в чет­ кости действий бойцов. Он решает проверить как личный состав го­ товит орудие к бою. (Вез лишних движений, точно по инструкции, боевой расчет, выполнив норматив, изготовил орудие к бою. Более строг старшина к млад­ шему командиру т. Белоиожкину. •Последний еще недостаточно серьезно относится к своему бое­ вому посту, не следит за чисто­ той. Не раз старшина замечал на щите, на наклонном вале следы грязи, а поэтому подходил к это­ му командиру с повышенной тре­ бовательностью. Молодые бойцы тг. Зайкин, Добрынин, Алимов и другие до прихода на корабль совершенно не знали артиллерийской техни­ ки. Теперь они стали специали­ стами, хорошо усвоили матери­ альную часть орудия, правила стрельбы, ознакомились с обору­ дованием погребов. Их первым руководителем в боевой учебе был старшина т. Эскин. Свои знания, полученные за ■короткий период боевой учебы, молодые комендоры на-днях при­ менили на практике. Они впер­ вые производили стрельбы в от­ крытом море. Ученики старшины т. Эскина первую задачу выпол­ нили успешно. 0. Александров. ВОСПИТАТЕЛЬ КРАСНОФЛОТЦЕВ Молодой краснофлотец т. Ша­ хов впервые готовился к выпол­ нению задания по заливке элект­ ролитом аккумуляторной батареи. Робкими и неуверенными были его движения. Он спешил и до­ пустил одну за другой две гру­ бые ошибки. Старшина т. Шевцов, которо­ му уже много пришлось порабо­ тать с бойцами, пристально на­ блюдал за действиями молодого электрика. — Пусть поработает, сам по­ пытается разобраться в ошибках, —думал старшина, но наблюде­ ния за действиями бойца не пре­ кращал. Дело у т. Шахова не- продвпгалось. Как и всегда в та ­ ких случаях, старшина т. Шев­ цов пришел бойцу па помощь и показал как нужно выйти из затруднительного положения. — Никогда нельзя допускать суетливость и ненужную поспеш­ ность, если вы только начинае­ те овладевать делом. .Действуйте спокойно и четко, будьте хладно­ кровным. Быстрота достигается умением, тренировкой — учил своего подчиненного старшина. Он тут же продемонстрировал как нужно начинать заливку аккуму­ ляторной батареи, предупредил, что неправильные действия мо­ гут привести к плохим послед­ ствиям. Заставил бойца надеть резиновые сапоги, не становиться при заливке па крышку, а ис­ пользовать для этой цели спе­ циальную шину с резиновой про­ кладкой. Осторожней обращаться с кислотой. Несколько раз т. Шахов прак­ тически повторял операцию но заливке батареи. .Старшина тер­ пеливо тренировал его до тех пор, пока тот хороню не освоился с этим делом. Чтобы подготовить из молодого бойца полноценного специалиста, старшина систематически прово­ дил практические занятия. В ре­ зультате этого т. Шахов за несколько месяцев хорошо из­ учил свое заведывание. Ha-днях т. Шевцов решил еще раз проэкзаменовать своего ученика. Он спросил его о кана­ лизации тока вертикального ру­ ля. Умело и уверенно т. Шахов вскрыл переключатель, практиче­ ски продемонстрировал переклю­ чение и токоирохождение. На все заданные старшиной вопросы он ответил хорошо. Учеников у старшины т. Шев­ цова - немало. Под его непосред­ ственным наблюдением стал от­ личным специалистом т. Трофи­ менко. •С этим бойцом старшине осо­ бенно много пришлось поработать. В первые дии службы па кораб­ ле т. Трофименко очень смущал­ ся обилием незнакомой для него техники, все ему казалось чрез­ вычайно сложным, запутанный и даже заявил, что ему не под силу овладеть всем этим хозяйством. Тов. Шевцов задался целью умело подойти к бойцу, сделать его смелым, отважным моряком, хорошим специалистом. Для этого надо привить бойцу уверенность в своих силах и старшина начал евюю кропотливую воспитатель­ ную работу; предоставил красно­ флотцу больше самостоятельности в решении трудных задал, под­ бадривая его, учил личным при­ мером. При протирке вентиляционной трубы т. Трофименко по неосто­ рожности уронил ветошь. Это гро­ зило 'большой неприятностью. Старшина приказал немедленно удалить из трубы посторонний предмет, однако дело явно не оеилось. Этот факт старшина хорошо использовал, заставив 'бойца прочувствовать ответствен­ ность за свои механизмы. Одно­ временно он научил его как надо быстро выходить из таких за­ труднительных положений. Пе разбирая магистрали, он задраил шахты и пустил на полную мощ­ ность 'противоположный вентиля­ тор. Сильной струей воздуха ве­ тошь была выброшена из трубы. Изо дня в день помогал моло­ дому бойцу старшина. С каждым днем т. Трофименко заметно ста­ новился более активным и ини­ циативным бойцом, приобретал знания и навыки, а с ними и уверенность в своих силах. Он стал отличным знатоком своего дела, добился отличного содержа­ ния механизмов. Яа-днях па проверке знаний по устройству корабля и специ­ альности т. Трофименко получил отличную оценку. Не менее существенную по­ мощь старшина т. Шевцов оказал краснофлотцу т. Федорюк. Помог ему уточнить знание по устрой­ ству корабля, его данных, хоро­ шо усвоить канализацию тока, 'изучить главпую станцию, ма­ шинный телеграф. Так заботливо я любовно вы­ ращивает и воспитывает новых специалистов старшина т. Шев­ цов. , А. Кругликов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz