Краснофлотец. 1940, март.

•22 марта 1940 г., № 66 (549) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 В помощь групповоду полит занят ий МЕТОДИЧЕСКИЕ „КРАТКОГО КУРСА ИСТОРИИ ВКП(б)“ (Окончание). 2) Развитие форм ооциалисти- чесвого труда: от первых ком- ’яуииотигаескях субботников 1919 г., которые Левин называл великим почином,— в стаханов­ скому движению, в всенародному ■вом;мунист1ическюсму отношению к труду, примером чего является постройка Ферганского канала имени Сталина. 3) Развитие еди-псттенно-рево­ люционной теории марксизма- ленинизма. После Маркса и Энгельса развитие ее дальше Лениным и Сталиным. Марксизм — не догма-, а руководство к дей- •ствию, живое, развивающееся учение. 4) Развитие жизни на земле; происхождение многообразных ви­ дов животного и растительного мира от первичных простейших организмов. ПРИМЕРЫ К ТРЕТЬЕЙ ЧЕРТЕ МАРКСИСТСКО- ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА: 1) Вся дооктябрьская история 'большевистской партии была соз­ данием необходимых предпосы­ лок для победы -социалистиче­ ской революции. Количествен­ ные изменения в росте революци- •о-нного сознания и боевой спло­ ченности рабочего класса, скла­ дывание союза медеду рабочим ■классом и крестьянством— все •лто привело к изменениям каче­ ственным, коренным: капитализм -в России был уничтожен навсег­ да Великой Октябрьской сопнали- -стической революцией. 2) Количественные изменения в производственно -техническом опы- те лучших людей нашего произ­ водства привели к качественно новой, коммунистической форме j ■труда— к стахановскому движе- нию. _ 3) «Простое сложение кресть-' янских орудий -в недрах колхо­ зов дало такой эффект, о котором п не -мечтали наши практики. В чем выразился этот эффект? В •том, что переход на рельсы кол­ хозов дал расширение посевной площади на 30, 40 л 50 процен­ тов» (Сталин, «Вопросы лениниз­ ма», изд. 11, стр. 283). ПРИМЕРЫ К ЧЕТВЕРТОЙ ЧЕРТЕ МАРКСИСТСКО- ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА: 1) Аптагенистические противо­ речия классового общества: борь­ ба между угнетенными и угнета­ телями. Разрешаются эти проти­ воречия революционным путем, ■создается новый общественный строй, более прогрессивный но сравнению -с предыдущим. 2) Пережитки капитализма- в пашем -созвагаии противоречат фактически занимаемому нами положению IB социалистическом -обществе. В упорной борьбе за коммунистическое " общество это противоречие разрешается. На­ ше сознание 1лостепепно освобож­ дается от пережитков капитализ­ ма. 3) Основной целью материаль­ ного производства в -социалисти­ ческом и коммунистическом об­ ществе является удовлетворение потребностей масс народа. Эти потребности, порожденные мате­ риальным производством, стано­ вятся могущественными силами -развития производства. В усло­ виях социалистического и комму­ нистического общества потребно­ сти народных масс л их удовлет­ ворение получают безграничное развитие. Это своеобразное про­ тиворечие -совокупных обществен­ ных потребностей и общественно­ го 1производетва является одной из важнейших движущих сил при ■социализме и коммунизме. Необходимо раз’яснить слуша­ телям, что противоречия бывают двух видов: а) антагоинстиче- ,1ские, например, между пролета­ риатом и буржуазией. Это непри­ миримые противоречия, разре­ шаемые насильственным путем, б) |Неантаго-нистическле противо­ речия, например, между рабочим классом и трудящимся крестьян­ ством Советской страны. Эти про­ тиворечия -у нас разрешены -путем социалистической передел­ ки мелких крестьянских хо­ зяйств/ Классовые различия, про­ тивоположность между, городом и деревней все (больше стираются в ходе социалистического строи­ тельства. 'Общий вывод по? основным чертам марксистско -диалекти­ ческого метода следует такой: партия Ленина — .Сталина, руко­ водствуясь этим единственно -ре- велюциошным методом, привела нас к победе" социализма и сейчас ведет по -пути к коммунизму. На втором занятии. Рассказ групповода ' нужно посвятить основных характер- марксистоко -философ­ ского материализма. /Рекомендует­ ся начинать рассказ с -показа ос­ новного -вопроса, всякой филосо­ фии и образования (Двух лагерей в -философии—материализма и идеализма (Смотри брошюру Энгельса «Людвиг Фейербах и ко­ нец -немецкой классической фи­ лософии» стр. 15— 17 или К. Маркс избр. ироиз. т. I, стр. 329). Разъяснить, что марксистский философский материализм есть законченный материализм в том смысле, что он одинаково мате­ риалистически об’ясняет л при­ роду и историю общества. Рассказывая об основных чер­ тах марксистско-философского материализма, нужно показать, как партия большевиков руковод­ ствуется этими положениями в своей революционной деятельно­ сти. Можно использовать следую­ щие примеры: К ПЕРВОЙ ЧЕРТЕ МАРНСИСТСКО- ФИЛОСОФСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА: 1) Ведя борьбу против суб’ек- тивного идеализма народников, Ленин показал, что капитализм -в России— об’активная -реальность, что крестьянство- -в условиях ка­ питализма перестает быть клас­ сом, а распадается на буржуа­ зию -и пролетариат, и только ра­ бочий датасс есть единственная -сила, способная повести за собой трудящиеся массы на уничтоже­ ние капитализма и построение социалистического общества. Вы­ воды Лепина, основанные па стро­ гом учете 'об’ективной действи­ тельности, полностью подтверди­ лись. , . I - , ,выяснению оых черт 2) Тактика большевиков во -Время Брестского мира: трезвый учет всех об’ективных .условий в стране требовал лтги на заклю­ чение тяжелого .мира с Герма­ нией, чтобы получить мирную передышку. Эта тактика -партии укрепила диктатуру пролетариа­ та. 'Каждый -новый тактический лозунг партии осно-ван на строгом учете об’ективной действительно­ сти и закономерности развития. КО ВТОРОЙ ЧЕРТЕ МАРКСИСТСКО - ФИЛОСОФСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА: 1) Общественные идеи — про­ изводны от условий материальной жизни общества. Учение Ленина ■о возможности (построения социа­ лизма в одной -стране является научным выводом -из открытого им об’ективного закона о неравно­ мерности экономического и по- ! литического развития капатализ- j ма в эпоху империализма. 2) -Изменение психологии кре­ стьянства в ССОР произошло в результате изменения условий материальной жизни—в резуль­ тате перехода от раздробленного единоличного крестьянского хо­ зяйства к -самому крупному в мире машинизированному кол­ лективному сельскому хозяйству. 3) Советский патриотизм — основа массового героизма наших людей— является следствием но­ вых условий материальной жизни трудящихся ШОР, не знающих эксллоатации, нищеты и безрабо- ТИ'ЦЫЗ. К ТРЕТЬЕЙ ЧЕРТЕ МАРКСИСТСКО - ФИЛОСОФСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА: * 1) Маркс в «Капитале» изло­ жил познанные им закономерно­ сти развития -капитализма и на основе этих познанных законо­ мерностей -сделал вывод о неиз­ бежной -гибели капитализма и о победе социализма. Эти научные выводы Маркса блестяще под­ тверждены практикой -строитель-; ства социализма • в GOCP. 2) Марксистско-ленинское уче­ ние о познаваемости -мира есть о-снова научного (Предвидения. Товарищ Сталин учит, что руко­ водить — ото значит (предвидеть. На XVIII с ’еэде ВКП(б) товарищ Сталин указывал, что политика поджигателей войны между Гер­ манией и ССОР потерпит крах. Это предвидение блестяще осу­ ществилось. 3) й-а XVII с ’езде БКП(б) то­ варищ Сталии, говоря о депрес­ сии особого рода, указывал, что нового расцвета промышленности капиталистического мира не на­ ступит, а будет происходить топ­ тание на месте. Как подтверди­ лось это предвидение товарища Сталина, видно из того, что про­ мышленность капиталЦстического мира в 1939 г. дала прирост всего на 0,4 процента. 4) -До легендарного дрейф-a па- панинской льдины и ледокола «Седов» ученым не было извест­ но (Мпо-гое -о Полярном бассейне. Открытия, сделанные папанинца- -ми и седо-вцамп, обогатили науку и имеют огромное значение для пашей страны. Вывод следует такой: отрица­ ние познаваемости мира ведет к отказу от революции-, к пассивно­ сти, в самотеку, марксистско- ленинское учение о познаваемости мира и его закономерности во­ оружает пролетариат на борьбу против капитализма, на борьбу за социализм. На третьем занятии рассказ групповода посвящается вопросам исторического материализма. Нуж­ но раз’яснить, что Маркс и Энгельс, распространив основные положения диалектического .мате, риал-изма на понимание. истории общества, превратили историю в пауку. Разъясняя, что обществен­ ное бытие определяет обществен­ ное -сознание, особенно важно под­ черкнуть активную -роль передо­ вых общественных идей, их ор­ ганизующую, мобилизующую и прео!бр-азующую роль. 'Это необхо­ димо показать на -примере Ленип- ■ско-Сталинского учения о пост­ роении 'социализма в одной -стра­ не. 'Говоря о Способе производства, как единстве -производительных сил и -производственных отноше­ ний, необходимо раз’яснить, что основное противоречие капитали­ стического общества—между про­ изводительными силами и произ­ водственными отношениями -и эти противоречия проявляются в форме -классовой борьбы. В социалистическом обществе имеется полное соответствие между производительными си­ лами и производственными от­ ношениями: у нас и произ­ водство, и собственность на ору­ дия и средства производства и распределение имеют Обществен­ ный характер. Учение товарища Сталина о полном соответствии производительных сил и произ­ водственных отношений в социа­ листическом обществе является ценнейшем вкладом в теорию ис­ торического материализма. ОБЩИЙ ВЫВОД ПО II РАЗДЕЛУ IV ГЛАВЫ: Ленив и -Сталин отстояли ре­ волюционную теорию Маркса в борьбе с врагами марксизма, раз­ вили ее дальше в новых истори­ ческих условиях. Этой единствен­ но научной -революционной тео­ рией партия -вооружила рабочий класс -России, -который в союзе с беднейшим крестьянством под .ру­ ководством партии Ленина — Сталина -завоевал диктатуру про­ летариата. Работа товарища Сталина «О диалектическом и историческом Товарищеская взаимопомощь По политзанятиям у нас ор­ ганизовано две группы, с од­ ной занимается т. Ватоха, вто ­ рой руковожу я. В своей работе мы стремим­ ся всегда помогать друг другу. Над каждой темой работаем вместе, составляем конспекты, вопросник. 'Готовимся, по «'Красноармейскому политучеб- пику». Кроме того, используем газеты , журналы, имеющуюся на корабле политическую ли­ тературу. После вводной беседы предо­ ставляем бойцам время для са ­ мостоятельной работы. Большое внимание уделяем материализме» дает цельное миро­ воззрение марксистско-ленинской партии, как стройную философ­ скую -систему, из которой логиче­ ски вытекает научный комму­ низм. Товарищ Сталии в этой работе вскрыл великую силу и жизнен­ ность марксизма-ленинизма, со­ стоящую в том, что теория жиз­ ни общества поднимает еще вы­ ше знамя науки для партии и народа. Примечание: во время само­ стоятельной работы слушателей групповод* и его заместитель дол- I жни активно помогать консуль­ тациями, р-аз’яснением непонят­ ных положений и слов, советами как лучше конспектировать мате­ риал. Итоговую беседу по I и II разделам IV главы можно прове­ сти по плану рассказа группово­ да, причем занятие должно про­ ходить -в форме товарищеской 'беседы-, при активном участии •слушателей. ЛИТЕРАТУРА, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ К ИЗУЧЕНИЮ I И II РАЗДЕЛОВ у ТЕМЫ: 1. «Краткий курс истории ВВ0(б)» -глава IV, разделы 1и11. 2. Ленин—г-«Три источника и три составные -части марксизма» -соч. т. XVI стр. 349— 353. 3. Лен-ин— '«Карл Маркс» соч. т. XVIII -стр. 5— 31. 4. Сталин— «Вопросы лениниз­ ма» изд. 11, стр. 8— 26. 5. Сталин— «'О диалектическом методе», «О материалистической теории» из книги Л. Берия: «К вопросу об истории большевист­ ских организаций в Закавказье», изд. 1938 года, стр. 115— 121. 6. Сталин— Отчетный доклад -на XVpi с’езде БКП(б). 7. -Энгельс— «Людвиг Фейер- 'бах и конец немецкой классиче­ ской философии». 8. Сборник— «Б помощь из­ учающим историю БКП(б)», Юдин-: «Общественное бытие я общественное сознание»), Митин: «Диалектический материализм — мировоззрение марксистско - ленинской партии». 9. Сборник— -«Б помощь про­ пагандисту 'РККА», Розенталь: «Материализм и идеализм». 10. «Краткий философский словарь» под редакцией Розенталь и Юдина. Дом Партийного Просвещения. отстающим: Раз в шестиднев­ ку, в свободное время, прово­ дим дополнительное занятие, на котором стремимся раз’я с ­ нить бойцам все непонятные вопросы, помогаем им состав­ лять конспекты. В прошлом тт. Безбородов, Старатюк, Хлынуев, Ковален­ ко, Леонтьев, Шапырь счита­ лись отстающими. В резуль­ тате систематической работы с ними, они стали отличниками. Сейчас в наших группах имеется 9 отличников, хоро­ шую оценку имеют 17 чело­ век и только 1 — плохую. Я. Кузнецов. .3 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz