Краснофлотец. 1940, март.
2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 22 марта 1940 г., № 66 (549 ) В помощь групповоду полит занят ий МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ IV ГЛАВЫ „КРАТКОГО КУРСА ИСТОРИИ ВКП(б)“ I . РАССКАЗ ГРУППОВОДА ПО I РАЗДЕЛУ IV ГЛАВЫ Цель рассказа: 1) Показать, что после поражения революции 1905 г. в условиях наступления реакции и контрреволюции, когда имело место упадочничество и неверие в силы революции среди части партийной интеллигенции, только большевики, руководимые Лениным и Сталиным, сохранили верность рабочему классу и не устанно собирали силы для ново го революционного натиска на царизм. 2) Показать, как большевики под руководством Ленина и Сталина отстояли теоретические основы марксистской партии в борьбе против ревизионистов, прежде всего против махистов- богданювцев. Раз’яенить значение книги Ленина «Материализм я эмпириокритицизм» л работы товарища Сталина. «Анархизм или социализм» в' разгроме реви зионизма и в дальнейшем разви тии марксистской философии. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАССКАЗА ГРУППОВОДА ПО 1 РАЗДЕЛУ ТЕМЫ: Столыпинская реакция и поли цейско-самодержавный террор против рабочего класса. Разло жение среди оппозиционной ин теллигенции. Переход части партийной интеллигенции в ла герь врагов марксизма и попыт ки ревизии теории марксизма («богоискательство» и «.богостро ительство», махизм-эмпириокри тицизм и его русская разновид ность -— богдановщина). Боль шевики во главе с Лениным я Сталиным, кал: единственная си ла, до конца верная интересам пролетариата. Защита Левиными Сталиным теоретических основ марксистской партии и .разгром лософию диалектичеокпи и ими ревизионизма. Историческое I исторический материализм и на значение работы Ленина «Мате риализм и эмпириокритицизм». Роль работы товарища Огалина «Анархизм иля социализм» в разоблачении и разгроме реви зионизма. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАССКАЗУ ГРУППОВОДА ПО 1 РАЗДЕЛУ ТЕМЫ: При изложении вопроса о тактике большевиков в период реакции нужно показать, что большевики, считая неизбежным новый под’ем революционного движения, неустанно готовили к нему партию я рабочие массы. Ревизионисты же, отойдя от ре волюции, не веря в силы рабо чего класса, старались свернуть его с революционного пути, ста рались дискредитировать рево люционную партию рабочего класса п приспособиться к сто лыпинскому режиму. На этой основе стали возни кать различные реакционные теории. Началось наступление реакции и на идеологическом фронте. Философской основой этой реакции были реакционные идеалистические «теории» махиз ма или эмпириокритицизма. 0 сущности этого реакционного фи- лооофского течения нужно рас сказать в об’еме «Философского мировоззрением партии Ленина— словаря» (смотри статью «Ма- 'Сталина, что усвоение и твердое хизм» или «Эмпириокритицизм») J знание марксистско-ленинской фи- делав вывод, чтщ махязм-эм- нириокритицизм стремился от влечь рабочий класс от револю ции, примирить его со Столыпин-; ским режимом, нужно перейти к показу борьбы Ленина и Сталина против этого реакционного тече ния. Показать, что только -вожди 'большевизма Ленин и Сталин могли выполнить задачу по ра зоблачению и разгрому махизма- эмпириокритицизма и развили дальше теоретические основы марксистской партии. Содержание и значение книги Ленина «'Материализм и эмпи риокритицизм» следует пока зать таким образом: Ленин сорвал маску с русских махистов-богда- ненцев, которые прикрывали свои реакционные теории «марксист скими» фразами, чем пытались обманывать рабочий класс. Ленин показал, что богдаиовцы в завуа лированном виде под флагом за щиты марксизма протаскивают .реакционны» идеалистические взгляды австрийского физика- идеалиста Маха и немецкого фи лософа-идеалиста Авенариуса. 'Реакционная сущность махиз ма-эмпириокритицизма состояла в отрицании ими материальности и познаваемости объективного мира, в отрицании диалектического ме тода. Окружающий нас мир они изображали, как комплекс ощу щений, представлении, идей че ловека. Такая «философия» иск лючала- возможность революции и приводила к поповщине, религии, обосновывала капиталистическое рабство^ Махизм-эмпириокритицизм — философия, выражавшая классо вые интересы реакционной бур жуазии, что и было показано Лениным в его книге «Материа лизм и эмпириокритицизм». Ленин отстоял марксистскую фи основе новых даиных естествен ных наук и опыта классовой борьбы пролетариата развил и поднял ее на новую, высшую ступень. Ленин вооружил рабо чий класс званием законов об- щественного развития, показал, что, зная эти законы, можно .ре волюционным путем изменить об щественный строй. Книга Ленина обосновывала победу революции в России.. Эти же идеи марксизма изла гал и товарищ Сталин в своей работе «Анархизм или социа лизм». Делая вывод по 1 разделу те мы, нужно показать, что Ленин и Сталин дали рабочему классу остро отточенное теоретическое оружие в подготовке нового ре волюционного под’ема и реши тельного удара по самодержавию. 11. (^ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ РАССКАЗ ГРУППОВОДА ПО II РАЗДЕЛУ IV ГЛАВЫ (ОТВОДИТСЯ 8 ЧАСОВ). •Цель рассказа: 1) Раз’ясннть, что диалектический материализм является единственно научным лософии необходимо каждому пар тийному и непартийному боль шевику. •2) .Показать, что теоретические работы Ленина — «Материализм и эмпириокритицизм», Сталина— «Анархизм или социализм», по служили теоретической подготов кой партии., являлись мощным орудием в борьбе за большевист скую партию нового типа. В этих работах ими показано, что борьба связана с борьбой классов. 3) Показать, что работа товарища Сталина «О диалекти ческом и историческом материа лизме» поднимает марксистскую философию на боле» высокую ступень, чГО в ней Гениально из ложены и развиты дальше диа лектический 'Метод и материали стическая теорий, что в этой ра- на философском фронте тесно конов всех вещей, предметов, яв- боте Товарищ СФалин с особой фиц; материализм л идеализм, силой раскрыл и показал ту i «основное зерно» философии внутреннюю связь, которая су- ’Л. Фейербаха. Ограниченность*■и ществует между марксистско- ленинской философией и практи ческой революционной деятель ностью большевистской партии. Групповод должен мобилизо вать слушателей на глубокое из учение марксистско-ленинской теории, которая учит рабочий класс побеждать врагов и рево люционным путем изменять мир. В итоге изучения темы слушате ли должны прийти к выводу, что философия марксизма-ленинизма — это руководство к действию, и каждый советский гражданин в своей практической работе должен руководствоваться этой револю ционной теорией.- ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАССКАЗА ГРУППОВОДА ПО II РАЗДЕЛУ ТЕМЫ: ‘ Первое занятие (3 часа): диа лектический материализм — ми ровоззрение. большевистской пар тии. Диалектический материа лизм — единство диалектиче ского метода и материалистиче ской теории. Диалектика и мета физика — два противоположные метода, познания мира. Единствен но научный метод познания .мира — диалектический метод. «Рацио нальное зерно» философии Геге ля. Основные черты марксистско го диалектического метода: а) Всеобщая связь явлений в природе л обществе: «'Первое, что ваМ бросается в глаза при рассмотрении движу щейся материи, это— взаимная связь отдельных движений, от дельных тел между собой, ид обусловленность друг другом... Взаимодействие — вот первое, наем рассматривать движущуюся материю в целом с точки зрения современного естествознания» '(Марке и Энгельс. Соч., т. XIV, стр. 405— 407). б) Движение, развитие и об новление: «'Вся доступная лам природа образует некую систему, некую совокупную' связь тел... Из того, что эти тела находятся во взаимной связи, логически следует, что они действуют друг па друга, и это их взаимодей ствие и есть именно движение» (Маркс и Энгельс. Соч., т. XIV, стр. 532). в) Переход количества в каче ство: скачкообразный переход Ко- лшчества в качество — раскры- J Рассказывал о двух методах вает существо, характер дна- ; познания мира, нужно подчерк- лектлческого движения. Диалек тический переход от недиалектя- ческого отличается скачком, пе рерывом постепенности. г) Борьба внутренних про тивоположностей — четвертая борьбе противоположностей ра. скрывает самое существо за- лении—развитие идет ив восхо-, цертах марксистского диалекти- дящей линии через борьбу противоположностей. Второе занятие (3 часа). Ос новной вопрос всякой философии: отношение мышления к бы тию. Вторая сторона основного ■вопроса' философии: способно ли паше мышление правильно по знать мир- Два лагеря в филосо- непоследовательность материализ ма до Маркса: а) пассивность и созерцательность, б) метафизич ность, в) идеалистическое об’яс- пенпе нстории. «Философия Мар кса есть законченный философ ский • материализм» (Лении). 'Партийность, действенность, ре волюционный характер марксист ского философского материаигиз- ма. Основные характерные черты •марксистского философского м а - ! Большевики делали вывод, что тортадпема: а) итори гаьикть , ® »«ЧГ « ю р п а ж м а W » , б) п д а м » и ц щ , ® W W n Р«- вторвчвюсть сознания, в) «агар и толнядиг, что двигающими силами его ваоткжрноеть вишне позна- выть ™-™» Раточий г ам е ваемьг». («.Краткий курс истории л вР0стьянство, ВШ(о)», стр. 108). Злачен® . .ре®«™ции .пролетариат ' единственный последовательно- распространения марксистского философского материализма на изучение общественных явлений. Третье занятие (2 часа): исторический материализм — распространение положений диа лектического материализма на изучение Обществевпой жизни. Общественно» бытие и обществен ное сознание. Рост идей в об щественном развинти. Условия материальной жизни общества: географическая среда, .рост народо населения — как необходимые условия жизни людей; способ производства — как главная, определяющая, решающая .сила в системе условий материальной жизни общества. Три особенности материального производства: а) Производство всегда в состоя нии изменения и развития. б) Изменение начинается в про изводительных силах, в первую очередь — в орудиях проиэвод- ства. в) Новый способ проязвод- что мы наблюдаем, .когда начл- ства возникает на базе старого, предыцущего способа производ ства. Значение исторического мате- отомрет. риализма для практической дея тельности большевистской пар тии. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАССКАЗУ ГРУППОВОДА ПО И РАЗДЕЛУ IV ГЛАВЫ Излагать узловые вопросы те мы нужно просто, доходчиво, с 'Привлечсгапем ярких примеров и з . Революцию новые, более прог,рее- иотдаш « м ю т ! тартштН"®™?' «бщеетаюмщ-амипиие- i окне формации. ' я практики социалистического, _______________________________ строительства в СССР. I (Окончание на 3 стр.). путь, что метафизический метод обосновывает незыблемость капи талистического строя л ничего общего с наукой не имеет (о ме тафизике смотри в «Философском словаре»); что только диалекти- черта диалектики — учение о ' ческий метод дает возможность противоречивости развития, о правильно, научно познать за- кономерности развития природы и общества. Рассказывая об основных ческого метода, необходимо на примерах показать, как партия большевиков .руководствуется им в своей практической деятельно сти. Особенно нужно подчеркнуть, что товарищ Сталин учит: чувст во нового — драгоценное каче ство большевика. Нужно всегда ;видеть, поддерживать новое, прогрессивное в общественной жизни и опираться на него в своей работе. Кроме примеров ив IV главы «Краткого курса истории ЙЕП(б)» можно дополнительно ■привести еще и такие примеры: ПРИМЕРЫ К ПЕРВОЙ ЧЕРТЕ МАРКСИСТСКО- ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА: 1) Оценка большевиками пер- вой русской .революции 1905 г. а гегемоном в как революционный класс. 2) Коллективизация нашего сельского хозяйства и ликвида ция кулачества как класса стали возможны только в связи с ин дустриализацией .страны. 3) Стахановское движение в ССОР есть результат коренного улучшения материального поло жения трудящихся масс, отсут ствия эксплоатации в СССР, ■победы сталинского плана инду- стриализании страны, наличия у нас новой техники и овладения этой первоклассной техникой пе редовыми людьми социалистиче ской страны. 4) Учение товарища Сталина о сопщалистическом государстве: вопрос о его отмирании при ком мунизме товарищ Сталин связы вает с внешними условиями. По ка не будет ликвидировано капи талистическое окружение—'про летарское государство сохраняет ся, если капиталистическое ок ружение будет ликвидировано, государство не сохранится — ПРИМЕРЫ КО ВТОРОЙ ЧЕРТЕ МАРКСИСТСКО- ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА: 1) История общества — про цесс .непрерывного развития и изменения. Старые общественно- экономические формации отжи вают свой век, уничтожаются. Па _ их месте возникают через
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz